Риторические фигуры установления эмоционального контакта с адресатом

Риторические фигуры

Фигу́ра (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, фигу́ра ре́чи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα ) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.

Фигуры можно разделить на три группы: фигуры добавления, фигуры убавления и фигуры расположения или перемещения. Как правило, тропы считаются разновидностью риторических фигур.

Среди наиболее распространённых фигур речи:

См. также

Ссылки

Литература

  • Горнфельд. Фигура в поэтике и риторике // Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. 2-е изд. Харьков: 1911.
  • Горте М. А. Фигуры речи. Терминологический словарь. — М.: ЭНАС, 2007. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-93196-682-3
  • Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь. 3-е изд. Ростов-на-Дону, 2007.
  • Харциев. Элементарные формы поэзии // Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. 2-е изд. Харьков: 1911.

Риторические фигуры Фигуры
речи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Риторические фигуры» в других словарях:

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — см. Стилистические фигуры … Большой Энциклопедический словарь

риторические фигуры — см. Стилистические фигуры. * * * РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, см. Стилистические фигуры (см. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) … Энциклопедический словарь

Риторические фигуры — экспрессивные стилистические обороты, исторически сложившиеся способы организации фразы, реализующие главным образом эмоционально императивные качества речи; устаревшее название фигур стилистических (См. Фигуры стилистические). В узком… … Большая советская энциклопедия

риторические фигуры — см. фигуры речи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, в ст. Фигуры стилистические … Литературный энциклопедический словарь

риторические фигуры — РИТОРИ´ЧЕСКИЕ ФИГУ´РЫ (от греч. ῥήτωρ оратор) термин старой русской поэтики (риторики, или реторики) стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ораторского искусства, она возникла… … Поэтический словарь

риторические фигуры — В синтаксической стилистике: то же, что и риторическое восклицание (*Пышный! Ему нет равной реки в мире [о Днепре](Н. Гоголь)) и риторический вопрос (*Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело? (А. Бестужев Марлинский)) … Учебный словарь стилистических терминов

Фигуры речи — В языкознании нет исчерпывающе точного и общепринятого определения Ф. р. Сам термин употребляется в различных смыслах (чаще всего приблизительных). Однако есть тенденция к закреплению этого термина и к выявлению его лингвистического смысла.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Фигуры речи — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

фигуры речи — обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: риторические фигуры, стилистические фигуры Антоним/коррелят: Тропы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Источник

Риторические фигуры установления эмоционального контакта с адресатом.

Для речевого поведения правильно подготовленного и риторически образованного говорящего (не обязательно именно оратора, но и собеседника) характерно неукоснительное соблюдение следующего принципа: если хочешь убедить, не обижай. Более того, хвали (лучше намеком, чем прямо) и поддерживай бодрость адресата; постоянно внушай, что считаешь его достойным и равным себе, а еще лучше — превосходящим себя. Если станешь действовать иначе — уронишь собственное достоинство: ни один уважающий себя человек не будет говорить с недостойным. (Принцип, как видите, может показаться устаревшим, однако риторическая практика, да и вообще жизненный опыт показывают: он сохраняет действенность и по сей день, и только весьма недалекие и самонадеянные люди его недооценивают.)

Читайте также:  Самые лучшие источники радости

К фигурам установления эмоционального контакта с адресатом относятся:

1.Ободрение и одобрение – фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости и надежды слушателям. Особенно необходима (и поэтому часто используется) в начале и особенно в конце публичной речи.

Пример: Людям мудрым, влиятельным и могущественным – таким людям, как вы (судьи), надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей всего страждет. (Цицерон)

2.Признание своей ошибки – фигура выражения говорящим сожаления по поводу собственных ошибок, прежних взглядов. Это мощнейший способ возбуждения симпатий слушателей. В речи современных ораторов, особенно отечественных, фигура умаления приобрела чисто декоративную роль: слушатели, как правило, понимают, что оратор вовсе не признает собственных ошибок, потому что считает себя безупречным, а вот свою аудиторию, напротив, ценит весьма низко. Оттого это риторическое средство вызывает эффект прямо противоположный должному: вместо того чтобы превратить слушателей в союзников, склонить на свою сторону, оратор только раздражает и восстанавливает их против себя. Применяя фигуру умаления, нужно играть строго по правилам.

Пример: «Да, он человек объективный; он умеет оценить все правильно; он человек искренний, а что до ошибок. Ведь и я сейчас думаю так же, что ж, все мы не без греха, может быть, и я ошибаюсь», — вот что подумает адресат речи, когда услышит, что оратор говорит: . Эти роковые предубеждения [ошибочное мнение], я сознаю, что не имею права осуждать их. Никто не поддавался им с большим увлечением, никто не высказывал их так громко, как я. Я позволил себе сказать. слова, о которых теперь вспоминаю с горьким сожалением. (Сергеич)

3.Уступка – Эта фигура состоит в том, что говорящий сперва как бы соглашается с мнением оппонента, а потом, анализируя его, разбирая, вместе с адресатом своей

речи приходит к тому, что это мнение неверно (и подводит к этому слушателя). На возражение лучше всего ответить, не говоря сразу: нет, вы не правы. Для беседы, спора современному ритору следовало бы во многих случаях взять себе за правило: «нет не говорить», по крайней мере, не стоит говорить «нет» немедленно после

высказывания оппонента; неправильно начинать со слова нет свою реплику. В речи культурных спорщиков и собеседников фигура допущения (концессио) упрощается и может принимать следующую форму:

Пример: Да, но. или: Согласен с тем-то и тем-то, но. ; Вы правы в том-то и том-то, но. ;

Совершенно справедливо, однако. (и т. д.).

Понятие оратории. Композиция публичной речи. Работа над планом публичной речи.

Кошанский: Оратория «есть особое изящное искусство, которое не довольствуется изобретением, расположением и выражением мыслей, как все роды прозы, но требует еще произношения – языка действий».

Ломоносов: Оратория – это «наставление к сочинению речей в прозе».

Композиция, или построение, структура– это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления целесообразное их соотношение в определенной системе.

Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Речи могут быть различными (по типам): академические, политические, судебные, информативные, развлекательные. Но любая речь с точки зрения ее структуры строится по единому принципу.

Следует соблюдать пропорции речи. Вступление+заключение должны составлять не более 1/3 всего выступления.

Особенно важен регламент. Прерванное выступление на полуслове придает речи в целом незавершенность, недосказанность.

Читайте также:  Заводящее настроение это как

Источник

Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами

В русском языке применяются языковые средства речи, например:

Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).

Таблица с примерами

Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов)

Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь;

Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель).

Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий)

Изумительный наш народ;

Рассказать тебе я хотел бы одну историю.

Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М. Херасков)

Виды фигур Определение Примеры
Антитеза фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств
Анафора повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)
Эпифора повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Градация такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его
Хиазм перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях
Инверсия нарушение обычного порядка слов
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький)
Каламбур игра слов, где в тексте создает комический эффект

не требует ответа, а только усиливает эмоциональность высказывания.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

«Живой труп» (название пьесы Л.Н. Толстого)

Таинственно шумит лесная тишина. (И. Бунин)

Источник

20 самых важных риторических фигур (с примерами)

риторические фигуры Это ресурсы, которые используются в речах, как в письменной, так и в устной форме. Они используются для создания ритма, звучности, образов, отношений, среди других эффектов.

Некоторые из этих цифр ежедневно используются ораторами, даже не осознавая этого..

Например, очень часто можно услышать зубы под названием «жемчуг», что является метафорой.

Объекты с названием бренда также обычно называют. Например, Tiffany (скажем, кольцо марки Tiffany) или Lamborghini (вместо автомобиля марки Lamborghini). Это примеры метонимии, которая является риторической фигурой..

Есть даже выражения, которые считаются неправильными, когда говорят, но представляют риторические фигуры.

Так обстоит дело с фразами «подняться» или «подняться». Эти избыточности являются примерами плеоназмов, заключающихся в использовании ненужных элементов для.

20 основных риторических фигур

1- Аллитерация

Аллитерация — это повторение согласного звука в словах, которые образуют предложение или стих. Этот звук может появляться как в начале, так и в середине и конце слов.

Обычно используется в поэзии, так как создает звуковую красоту при чтении стихов..

пример

«Вздохи убегают из его клубничного рта». Рубен Дарио.

2- Аналогия

Аналогия — сравнение двух одинаковых элементов, чтобы доказать точку.

3- антитеза

Антитеза возникает, когда две идеи или слова противопоставляются или противопоставляются, создавая параллельную конструкцию.

пример

«Экстремизм в защите свободы не порок. Умеренность в стремлении к справедливости не является добродетелью «. Барри Голдуотер.

4- Антономазия

Антономазия — это тип метонимии, который состоит в замене имени обычного человека именем известного персонажа, с которым он разделяет определенные признаки..

пример

Мой брат был Дон Жуаном.

5- Апостроф

Апостроф относится к словам, которые используются, чтобы обратиться к определенной аудитории и привлечь их внимание.

пример

«О, капитан! Мой капитан! Наше ужасное путешествие окончено». О, капитан! Мой капитан!!, Уолт Уитмен.

6- Асиндетон

Asyndeton — это подавление согласованных соединений между фразами, предложениями или словами.

7- Эпитет

Эпитет — это имя, которое получает префикс прилагательного. На испанском языке традиционное положение прилагательного переносится на существительное, как и во фразе «белый дом».

Тем не менее, вышеупомянутая позиция принимается в тех случаях, когда должны быть выделены внутренние характеристики субъекта.

пример

8- Гипербатон

Гипербатон — это изменение традиционного порядка слов в предложении.

пример

«На лютне я записка,

мимолетное пламя в гробницах

и в руинах плюща «.

Рима V, Густаво Адольфо Беккер.

9- Гипербола

Гипербола состоит в преувеличении атрибутов элемента или ситуации.

пример

Я люблю тебя отсюда на Луну.

10- Метафора

Метафора — это риторическая фигура, которая устанавливает отношения сходства между двумя вещами. Это сравнение, в котором сравнительная связь «комо» или «куал» исключена.

пример

Он бросал жаб и змей в рот (проклятия).

Пол моего дома — гранатовый газон (имеет ковровое покрытие цвета газона).

11- Метонимия

Термин метонимия происходит от двух греческих слов: цель, что означает «изменить», и onimio, что значит «имя».

Затем метонимия состоит в изменении названия одной вещи, приписывая ее другой, с которой она имеет отношение смежности..

Отношения могут быть разных типов:

Причина и следствие

Причина моей жизни (самое главное в моей жизни).

Контент и контейнер

У нас четыре напитка (четыре бокала с вином).

Продукт и производитель

Я ехал на Ferrari (на машине Ferrari).

Автор и работа

У него был оригинальный Ван Гог (картина, написанная Ван Гогом).

Символ и значение

Он стремится прибыть в Белый дом (к президентству США).

12- Ономатопея

Звукоподражание — это использование слов, которые представляют звуки, издаваемые животными, предметами, действиями, среди других.

пример

Нажмите, с помощью компьютерной мыши.

13- Оксиморон

Оксиморон — это парадокс, который достигается благодаря сопоставлению слов, значение которых противоречит.

пример

Я должен быть жестоким, чтобы быть добрым.

14- Парадокс

Парадокс — это конструкция, которая противоречит здравому смыслу.

пример

«Как жаль, что молодежь тратится на молодежь». Джордж Бернард Шоу.

15- Полисиндетон

Это риторическая фигура, противоположная асиндетону. Он заключается в повторении согласованных сочетаний фраз, предложений или слов..

пример

«У каждой изгороди были разные виды змей, некоторые длинные, некоторые короткие, некоторые торчали языками, а другие с открытыми ртами, показывая зеленые и страшные зубы. Они были довольно загадочными, и Вайолет, Клаус и Санни немного поколебались, когда дело дошло до прохода мимо дома «.

Комната рептилий, Лемони Сникет.

В этом случае соединение «у» повторяется.

16- Просопопея

Просопопея, также называемая гуманизацией или персонификацией, представляет собой приписывание характеристик человека неодушевленным предметам или животным..

пример

Басни являются одним из лучших примеров использования просопопеи, так как показаны животные, которые говорят и действуют как люди..

17- плеоназм

Плеоназм — это использование слов, которые не улучшают понимание сообщения, потому что они избыточны.

пример

18- Симиле

Сравнение — это явное сравнение. Включает ссылку («как», «как» или «как»).

пример

Моя любовь как лихорадка.

19- Синекдок

Синекдоха — это тип метонимии, который состоит в названии целого частью или наоборот.

пример

Сплетники сказали, что этот дом преследовал (слухи).

20-моль

Родинки являются общими выражениями. Часто кроты являются другими риторическими фигурами, которые стали клише из-за их чрезмерного использования.

Источник

Читайте также:  Чувство тоски с описанием
Оцените статью
Риторический вопрос
Риторическое восклицание в форме восклицания содержится утверждение Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов)
Риторическое обращение фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)
Умолчание намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин).
Многосоюзие повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин)
Бессоюзие построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин)
Эллипсис пропуск подразумеваемого слова Не тут-то (было)!
Оксюморон соединение логически несовместимых понятий