- Риторические фигуры
- См. также
- Ссылки
- Литература
- Полезное
- Смотреть что такое «Риторические фигуры» в других словарях:
- Риторические фигуры установления эмоционального контакта с адресатом.
- Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами
- Стилистические фигуры речи
- Таблица с примерами
- 20 самых важных риторических фигур (с примерами)
- 20 основных риторических фигур
- 1- Аллитерация
- пример
- 2- Аналогия
- 3- антитеза
- пример
- 4- Антономазия
- пример
- 5- Апостроф
- пример
- 6- Асиндетон
- 7- Эпитет
- пример
- 8- Гипербатон
- пример
- 9- Гипербола
- пример
- 10- Метафора
- пример
- 11- Метонимия
- Причина и следствие
- Контент и контейнер
- Продукт и производитель
- Автор и работа
- Символ и значение
- 12- Ономатопея
- пример
- 13- Оксиморон
- пример
- 14- Парадокс
- пример
- 15- Полисиндетон
- пример
- 16- Просопопея
- пример
- 17- плеоназм
- пример
- 18- Симиле
- пример
- 19- Синекдок
- пример
- 20-моль
Риторические фигуры
Фигу́ра (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, фигу́ра ре́чи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα ) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.
Фигуры можно разделить на три группы: фигуры добавления, фигуры убавления и фигуры расположения или перемещения. Как правило, тропы считаются разновидностью риторических фигур.
Среди наиболее распространённых фигур речи:
См. также
Ссылки
Литература
- Горнфельд. Фигура в поэтике и риторике // Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. 2-е изд. Харьков: 1911.
- Горте М. А. Фигуры речи. Терминологический словарь. — М.: ЭНАС, 2007. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-93196-682-3
- Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь. 3-е изд. Ростов-на-Дону, 2007.
- Харциев. Элементарные формы поэзии // Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. 2-е изд. Харьков: 1911.
Риторические фигуры
речи
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Риторические фигуры» в других словарях:
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — см. Стилистические фигуры … Большой Энциклопедический словарь
риторические фигуры — см. Стилистические фигуры. * * * РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, см. Стилистические фигуры (см. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) … Энциклопедический словарь
Риторические фигуры — экспрессивные стилистические обороты, исторически сложившиеся способы организации фразы, реализующие главным образом эмоционально императивные качества речи; устаревшее название фигур стилистических (См. Фигуры стилистические). В узком… … Большая советская энциклопедия
риторические фигуры — см. фигуры речи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, в ст. Фигуры стилистические … Литературный энциклопедический словарь
риторические фигуры — РИТОРИ´ЧЕСКИЕ ФИГУ´РЫ (от греч. ῥήτωρ оратор) термин старой русской поэтики (риторики, или реторики) стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ораторского искусства, она возникла… … Поэтический словарь
риторические фигуры — В синтаксической стилистике: то же, что и риторическое восклицание (*Пышный! Ему нет равной реки в мире [о Днепре](Н. Гоголь)) и риторический вопрос (*Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело? (А. Бестужев Марлинский)) … Учебный словарь стилистических терминов
Фигуры речи — В языкознании нет исчерпывающе точного и общепринятого определения Ф. р. Сам термин употребляется в различных смыслах (чаще всего приблизительных). Однако есть тенденция к закреплению этого термина и к выявлению его лингвистического смысла.… … Лингвистический энциклопедический словарь
Фигуры речи — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия
фигуры речи — обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: риторические фигуры, стилистические фигуры Антоним/коррелят: Тропы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Источник
Риторические фигуры установления эмоционального контакта с адресатом.
Для речевого поведения правильно подготовленного и риторически образованного говорящего (не обязательно именно оратора, но и собеседника) характерно неукоснительное соблюдение следующего принципа: если хочешь убедить, не обижай. Более того, хвали (лучше намеком, чем прямо) и поддерживай бодрость адресата; постоянно внушай, что считаешь его достойным и равным себе, а еще лучше — превосходящим себя. Если станешь действовать иначе — уронишь собственное достоинство: ни один уважающий себя человек не будет говорить с недостойным. (Принцип, как видите, может показаться устаревшим, однако риторическая практика, да и вообще жизненный опыт показывают: он сохраняет действенность и по сей день, и только весьма недалекие и самонадеянные люди его недооценивают.)
К фигурам установления эмоционального контакта с адресатом относятся:
1.Ободрение и одобрение – фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости и надежды слушателям. Особенно необходима (и поэтому часто используется) в начале и особенно в конце публичной речи.
Пример: Людям мудрым, влиятельным и могущественным – таким людям, как вы (судьи), надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей всего страждет. (Цицерон)
2.Признание своей ошибки – фигура выражения говорящим сожаления по поводу собственных ошибок, прежних взглядов. Это мощнейший способ возбуждения симпатий слушателей. В речи современных ораторов, особенно отечественных, фигура умаления приобрела чисто декоративную роль: слушатели, как правило, понимают, что оратор вовсе не признает собственных ошибок, потому что считает себя безупречным, а вот свою аудиторию, напротив, ценит весьма низко. Оттого это риторическое средство вызывает эффект прямо противоположный должному: вместо того чтобы превратить слушателей в союзников, склонить на свою сторону, оратор только раздражает и восстанавливает их против себя. Применяя фигуру умаления, нужно играть строго по правилам.
Пример: «Да, он человек объективный; он умеет оценить все правильно; он человек искренний, а что до ошибок. Ведь и я сейчас думаю так же, что ж, все мы не без греха, может быть, и я ошибаюсь», — вот что подумает адресат речи, когда услышит, что оратор говорит: . Эти роковые предубеждения [ошибочное мнение], я сознаю, что не имею права осуждать их. Никто не поддавался им с большим увлечением, никто не высказывал их так громко, как я. Я позволил себе сказать. слова, о которых теперь вспоминаю с горьким сожалением. (Сергеич)
3.Уступка – Эта фигура состоит в том, что говорящий сперва как бы соглашается с мнением оппонента, а потом, анализируя его, разбирая, вместе с адресатом своей
речи приходит к тому, что это мнение неверно (и подводит к этому слушателя). На возражение лучше всего ответить, не говоря сразу: нет, вы не правы. Для беседы, спора современному ритору следовало бы во многих случаях взять себе за правило: «нет не говорить», по крайней мере, не стоит говорить «нет» немедленно после
высказывания оппонента; неправильно начинать со слова нет свою реплику. В речи культурных спорщиков и собеседников фигура допущения (концессио) упрощается и может принимать следующую форму:
Пример: Да, но. или: Согласен с тем-то и тем-то, но. ; Вы правы в том-то и том-то, но. ;
Совершенно справедливо, однако. (и т. д.).
Понятие оратории. Композиция публичной речи. Работа над планом публичной речи.
Кошанский: Оратория «есть особое изящное искусство, которое не довольствуется изобретением, расположением и выражением мыслей, как все роды прозы, но требует еще произношения – языка действий».
Ломоносов: Оратория – это «наставление к сочинению речей в прозе».
Композиция, или построение, структура– это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления целесообразное их соотношение в определенной системе.
Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Речи могут быть различными (по типам): академические, политические, судебные, информативные, развлекательные. Но любая речь с точки зрения ее структуры строится по единому принципу.
Следует соблюдать пропорции речи. Вступление+заключение должны составлять не более 1/3 всего выступления.
Особенно важен регламент. Прерванное выступление на полуслове придает речи в целом незавершенность, недосказанность.
Источник
Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами
В русском языке применяются языковые средства речи, например:
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).
Таблица с примерами
Виды фигур | Определение | Примеры | ||||||||||||||||||||
Антитеза | фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств | |||||||||||||||||||||
Анафора | повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) | ||||||||||||||||||||
Эпифора | повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) | Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? | ||||||||||||||||||||
Градация | такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его | |||||||||||||||||||||
Хиазм | перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях | |||||||||||||||||||||
Инверсия | нарушение обычного порядка слов | |||||||||||||||||||||
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький) | ||||||||||||||||||||
Каламбур | игра слов, где в тексте создает комический эффект |
Риторический вопрос | ||
Риторическое восклицание | в форме восклицания содержится утверждение | Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов) |
Риторическое обращение | фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится | А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов) |
Умолчание | намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин). |
Многосоюзие | повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи | И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин) |
Бессоюзие | построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов | Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин) |
Эллипсис | пропуск подразумеваемого слова | Не тут-то (было)! |
Оксюморон | соединение логически несовместимых понятий |