Рисунки когда депрессия у подростков

Образ болезни в рисунках подростков с депрессией в контексте их медико-психологического сопровождения

Михайлова Э.А., Решетовская Н.Е. (Харьков, Украина)

Михайлова Эмилия Ауреловна

– доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения психиатрии; Государственное учреждение «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины», проспект Юбилейный, 52 а, Харьков, 61000, Украина. Тел.: +380 572 622 033.

Решетовская Надежда Евдокимовна

– аспирант отделения психиатрии; Государственное учреждение «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины», проспект Юбилейный, 52 а, Харьков, 61000, Украина.
Тел.: +380 572 622 033.

Аннотация. Цель — изучение психологических паттернов депрессии у подростков на этапе полового созревания. Материалы и методы. Обследовано 120 подростков больных депрессией (51 мальчик, 69 девочек) в возрасте от 11 до 16 лет, находившихся на лечении в отделении психиатрии клиники ГУ «Института охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины». Дизайн исследования включал клинико-психопатологический, психодиагностический (психологическое интервьюирование, Шкала оценки депрессии CDRS-R, опросник MADRS, проективные рисуночные тесты — «Я в прошлом» «Я в будущем», «Я в этом мире», рисунок «Семьи», «Несуществующее животное»). Результаты. Определен регистр психопатологии депрессии у подростков в зависимости от этапа полового созревания. Факторы психотравмирующей ситуации у подростков с депрессией многообразны, имеют возрастную специфику, что определяет стратегию и векторность медико-психологической интервенции на раннем этапе аффективного заболевания. Использование проективных рисуночных тестов в диагностике депрессии у подростков позволило выделить информативные психологические маркеры — инфантильность, агрессия, неудовлетворенность своим состоянием, признаки регрессии, которые могут быть использованы для дифференциальной диагностики в детской психиатрической практике. Выводы. Использование реестра стрессоров для подросткового возраста с выяснением вектора направленности психосоциального стрессора, арт-диагностика зоны фиксации психогении позволяет определить дифференцированную тактику социотерапевтического вмешательства.

Ключевые слова: подростки; депрессия; психотравмирующие факторы; психологические паттерны депрессии.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Медикосоциальная актуальность проблемы депрессии — основной причины инвалидности в мире (Информационный бюллетень ВОЗ № 369, 2012) — определяется фактом ее дезадаптирующего влияния, измеряемого высокими значениями показателей глобального бремени болезни. Одной из актуальных проблем современной детской психиатрии является изучение факторов предикции развития депрессии [1; 10; 12; 22; 26]. Известно [4; 9; 27], что различные социально-демографические, психологические, семейные показатели являются потенциально депрессогенными факторами риска возникновения депрессий у детей. Исследование связи депрессий с различными социально-демографическими, психологическими характеристиками у детей выявило, что уровень образования родителей, степень близости отца и матери, степень включенности в среду сверстников также являются потенциально депрессогенными [3; 6; 7; 8; 28].

Исследование психологических аспектов проблемы депрессии у подростков приобретает большую значимость в условиях роста распространенности данной патологии и масштабности ее влияния на психологическое благополучие и социальную адаптацию в юном возрасте [13; 14; 15; 16; 18; 19; 23; 25; 29; 30]. Большое значение для понимания переживаний больного ребенка имеют исследования развития самосознания, схемы тела, внутренней картины здоровья и всего того, что связано с его психической жизнью. В основе реагирования на болезнь — нарушение отношения к своему телесному и духовному «я», изменение самосознания [3]. Проективные рисуночные тесты — средство выражения телесных нужд и конфликтов человека [2; 5; 11; 17; 20; 21; 24].

С учетом вышесказанного, целью данной работы стало изучение психологических паттернов депрессии у подростков на этапе полового созревания.

Было проведено комплексное клинико-психопатологическое и психодиагностическое исследование 120 подростков с депрессией (51 мальчик, 69 девочек) в возрасте 11—16 лет, находившихся на лечении в отделении психиатрии клиники ГУ «Института охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины». Соотношения детей в раннем пубертатном возрасте и в собственно пубертате составили 30,8 и 69,2 % соответственно.

В рамках комплексного клинико-психопатологического и психодиагностического исследования наряду с опросником CDRS-R и MADRS для оценки депрессии использовался пакет проективных рисуночных методик («Я в прошлом» «Я в будущем», «Я в этом мире», рисунки «Семья», «Несуществующее животное»). В серии проективных рисунков рассматривались: сравнительная цветовая тональность рисунка, размеры головы, туловища, рук и ног, ступней, правильность и детальность одежды. Рисунок «Семья» включал характеристику семьи, предметов и связи за руки между членами семьи, наличие домашних животных. Рассматривалось взаиморасположение семьи и расстояние между ее членами. В рисунках «Несуществующее животное» выделялись: тематика фигуры, использование готовых форм и множества элементов, использование основных и дополнительных частей, контуры фигуры, центральная смысловая часть фигуры со всеми элементами, дополнительные части фигуры, несущая часть фигуры, а также анализировалось сходство с конкретным животным или образом [3]. Используя аналитический материал, касающийся типа психосоциальных стрессоров, в том числе и в детской популяции, мы разработали анкету, которая предоставляет возможность проанализировать факторы психической травмы и стрессогенной ситуации и определить векторность психогений у подростков. Опросник-анкета включает определенные модули: регистр клинико-психопатологической симптоматики; психологическое анкетирование; реестр психогений c дифференциацией стрессора в зависимости от его длительности; выяснение вектора направленности психосоциального стрессора; арт-диагностика зоны фиксации психогении; тематические мини-сочинения «Мои огорчения», «Мои мечты». Клинико-психопатологический метод реализуется с использованием нозологической дифференциации, синдромально-диагностических рубрик (МКБ-10), (DSM-4). Арт-диагностика предполагает использование проективных рисуночных тестов «Я в прошлом», «Я в будущем», »Я в этом мире», рисунки «Семья», «Несуществующее животное» с целью выявления информативных диагностических маркеров при депрессии у подростков, включающее идентификацию посредством проекции и интроекции. Ребенок на осознаваемом и неосознаваемом уровнях использует всю систему своих психологических возможностей. Телесное «я» является наиболее важной отправной точкой любой деятельности. Это обусловлено тем, что по мере взросления ребенок начинает ассоциировать различные ощущения, восприятия и эмоции с определенными частями тела. Как известно, рисование человека, включая проекцию «схемы тела», представляет собой естественное средство выражения телесных нужд и конфликтов человека, выполняющего этот рисунок. Соответственно, изображения фигуры человека являются удобным инструментом изучения психологических и эмоциональных проблем. Нами предпринята попытка использования проективных тестов в качестве инструмента диагностики маркеров депрессии. Изучались особенности внутренне взаимосвязанных паттернов рисунка в той мере, в какой они отражают динамику депрессивного симптомокомплекса (в контексте диагностической категории аффективного заболевания у детей в пубертате). На всех рисунках «Несуществующее животное» клинические симптомы «страх» и «тревога» отражены затемнением контурных линий (шипы, заслоны, защита вверх). Агрессия, как прямая, так и косвенная, отражалась в виде когтей, оскала зубов, клыков, взъерошенной шерсти и перьев, рогов, клюва, демона. По сути все это указывало на высокую степень неконтролируемой агрессии и аутоагрессии, ненависти к самому себе, виктимизации.

Источник

Как маскируется депрессия у детей

Депрессия у детей – тема, которая в последние годы становится все более актуальной для родителей и педагогов. Она касается не только ребят, находящихся в приемных семьях и лишенных родительской заботы, но и тех, кто воспитывается в семье. Развод родителей, смерть близкого человека, конфликты, непонимание и непринятие, ощущение внутреннего одиночества, потеря смысла жизни – все это создает «благоприятную» почву для развития детской депрессии.

А может ли вообще быть депрессия у детей? Этот вопрос вызывал и вызывает жаркую дискуссию в среде профессионалов. У взрослых данное состояние имеет четкие «критерии»: ощущение тоски и печали, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил.

В отличие от взрослой, детская депрессия многолика и умеет хорошо скрываться. К тому же не всегда малыш может подробно и понятно описать свое эмоциональное состояние. Так депрессивное состояние у ребенка может проявляться в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми. По факту детская депрессия имеет ярко выраженную атипичность, то есть не соответствует основным характерным признакам заболевания.

Стоит обратить особое внимание на то, что депрессия у детей практически всегда идет рука об руку с жалобами на плохое физическое самочувствие:

  • тошнота;
  • боли различного происхождения;
  • упадок сил, вялость («нет сил», «еле дошла»);
  • нарушение сна (малыш плохо засыпает, часто просыпается, его мучают ночные кошмары и т.д.);
  • учащенное сердцебиение;
  • головные боли и головокружение;
  • нарушение аппетита.

И это далеко не полный перечень «масок», которые может надевать на себя детская депрессия. Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра. Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии. Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.

Ирина К., 6 лет. Мама обратилась к психологу Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ за помощью. Девочка категорически не хотела ходить в новой одежде, считая ее некомфортной.

Ходили на прием к неврологу, который прописал успокоительные препараты, витамины. Лечение результата не дало.

Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда ребенка отдали на подготовку к школе. Повышенные требования к выполнению домашних заданий, дисциплина сказались на физическом самочувствии девочки. Она стала раздражительной, плаксивой, жаловалась на головные боли и головокружение. Перед занятиями отказывалась одеваться.

Психолог предложила девочке нарисовать свой образ и одеть себя в одежду которая нравится. С мамой была проведена беседа, о том что ребенок может сам выбирать одежду в магазине и надевать, что хочет.

Признаки детской депрессии у дошкольников

В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый «букет». Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли. Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.

У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:

  • смерти близких, особенно матери;
  • одиночества;
  • темноты;
  • за свое здоровье, жизнь;
  • все вокруг несет угрозу и опасность (беспредметный страх).

Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).

Как распознать детскую депрессию?

В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.

Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, «шаркающая» стариковская походка.

У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: «скучно», «плохо», «мне это не интересно», «как-то мне не так». Одной из самых распространенных жалоб у детей и самым распространенным признаком депрессии бывает именно жалоба на скуку. Слово «скучно» является своеобразным маркером, указывающим на потерю интереса к жизни.

Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.

Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – «гимнастика для мозга».

В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без. Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное). Дети в депрессивном состоянии могут проситься на руки, требуют, чтобы их покачали. В речи присутствуют интонации младенца.

По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви. Могут по много раз задавать один и тот же вопрос: «Вы меня любите?». Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и провоцирует истерику, плач, крики, повышенную двигательную активность. Ребенок пытается различными способами, пусть даже самыми наивными, найти подтверждение любви к нему.

Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии

Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.

Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.

Дети начинают думать, что учителя их считают «бестолковыми», «тупыми», сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность. Ребенок отказывается идти в школу, не выполняет свои обещания, «убегает» в болезнь. Состояние «школьной фобии» может длиться годами.

Признаки депрессии у подростков

Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности. Чувство вины перед самим собой («я ничего не могу», «у меня все плохо получается», «я не такой как все») и родителями («от меня все беды и несчастья», «я плохая и никчемная»). Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.

Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. «Убивает» время перед телевизором, «зависает» в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу. При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли. Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и «дурной» характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия. В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.

Причины детской депрессии

Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.

Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.

Для малышей от 5 лет и старше – это неблагоприятная ситуация внутри семьи (смерть родителей, насилие или жестокое обращение, развод и т.д.).

Когда ребенок начинает учебу в школе на первое место выходят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.

Стоит обратить внимание, что депрессивное состояние может продолжаться от 1 месяца до 1 года и дольше.

Ранняя диагностика и своевременно оказанная медико-психологическая помощь – основной фактор успешного преодоления проблемы. Родителям стоит обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние своего ребенка и на те признаки, которые были перечислены в статье. Игнорирование, избегание проблем – не выход из ситуации. Детская депрессия – это душевная болезнь, которая требует не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при не ярко выраженных признаках, она может со временем пройти сама и не потребует вмешательства специалиста. В более трудных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь далеко не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.

Фактор времени. Если ребенку «грустно, скучно, плохо» один или два дня, то это нормально, т.к. любой человек имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние тоски, печали длится две недели и дольше – это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет неблагоприятных последствий.

У некоторых родителей есть страх, что врачи-психиатры сделают из ребенка «овоща», назначив антидепрессанты. Но на сегодняшний день наука ушла далеко вперед. В Центре им. Г.Е Сухаревой ДЗМ при лечении депрессии используются самые современные медикаментозные препараты с минимальными побочными эффектами. Все препараты подбираются строго индивидуально с учетом текущего состояния и анамнеза.

Как показывает опыт, залогом достижения стабильного результата служит не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.

Источник

Читайте также:  Вспышки радости при депрессии
Оцените статью