Рисунки если у тебя депрессия

Рисунки если у тебя депрессия

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Давно ли вы брали в руки кисточку или карандаш?

В детстве каждый из нас орудовал карандашами легко и часто. Но карандаши с красками на столе у взрослых людей увидишь уже не так часто, а зря!

Изо-творчество ценили по достоинству ещё люди до нашей эры, наскальные рисунки по некоторым версиям имеют именно психологические цели. Многие древние ритуалы и обряды тоже включали в себя фрагменты рисования, в том числе буддийские мандалы. Мандала — это рисунок в круге, олицетворяет микрокосм человека. Внутри круга рисунок олицетворяет внутренний мир человека, снаружи — внешний.

Официальная психология признала пользу рисунков только в 20 веке. Эдит Крамер первым высказал идею в 1958г, что искусство уже само по себе имеет терапевтический и целительный эффект.

Чуть позже Маргарет Наумбург внесла в психологию ещё одну идею — использовать рисование, как дополнительное к основной психотерапии. Не всё клиент может рассказать, но практически всё может нарисовать. Особенно это важно при работе с детьми.

Карл Юнг тоже в своей работе использовал арт-терапию, причём ввёл много новшеств. В

частности, именно Юнг предложил использовать не просто рисование, а рисование мандал.

Как же всё-таки может влиять рисование на внутренний мир?

Оказывается, что во время творчества, и, в частности, рисования, подключается правое

полушарие мозга. Левое полушарие отвечает за логику, а правое полушарие, которое мы не используем осознанно, отвечает за интуицию и образное мышление. Важно, что именно правое полушарие мозга позволяет увидеть целостно какую-то проблему или состояние, не разделяя на составляющие. Это позволяет человеку во время рисования выразить не только то, что он не готов рассказать словами, но и даже то, что человек ещё не осознал, как бы вытащить наружу неосознаваемые человеком проблемы и комплексы.

В работе с рисунками кроме самого процесса творчества ещё важна роль цвета. Давно уже

замечено, что каждый цвет имеет определённое влияние на психику человека. Например, синий цвет успокаивает, красный цвет придаёт решимости и напористости. И всё-таки, хотя есть общепринятые значения цветов, в арт-терапии важное внимание уделяется индивидуальному восприятию рисунка и цветов. И каждый цвет может означать разные характеристики для разных людей. Также у рисования есть ещё одно удивительное свойство — рисование даёт человеку ощущение «законченного дела». Как часто мы начинаем дела и не доводим до конца и это копится в виде неудовлетворённости внутри нас. Рисунок же перевешивает эти накопленные неудовлетворённости радостью завершения.

В чём же суть изо-терапии?!

В процессе рисования, анализе рисования (если есть в этом внутренняя потребность самого рисующего), также возможны какие-то манипуляции с рисунком после его создания. Например, если человек нарисовал страх или проблему, или препятствия, или какой-то ещё негативный персонаж, то после окончания рисования, это «произведение искусства» можно сжечь или порвать, символически обозначив уход этой проблемы или страха из внутреннего мира рисующего.

Сам процесс рисования должен идти «от сердца». ТО есть если хочется рисовать гуашью —

рисовать гуашью, если тянет к фломастерам — лучше взять фломастеры. Тут нет «правильного» или «неправильного» процесса. Если процесс удовлетворяет желаниям души, то это однозначно правильный процесс. Краски, кисточки, цвета, бумага, размер бумаги, — всё это выбирается «по душе». Само рисование должно приносить радость. Сюжет, длительность рисования, качество изображения — опять же не играют никакой роли. Важны чувства, которые испытывает человек во время рисования. Важно ощущение полноты происходящего, насыщения процессом. Если человек чувствует, что всё вылилось из души на бумагу за 5 минут — значит так оно и есть, если человеку надо «вырисовать своё внутреннее» за 5 часов — значит надо дать себе это время.

Нельзя себя как подгонять, так и насильно заставлять рисовать.

Если вдруг пришла депрессия.

Расправиться с депрессией, наверное, проще всего с помощью рисования. Сначала можно

нарисовать рисунок общий «я», или «моё внутреннее состояние». Если на этом депрессия не закончилась, то можно пойти дальше и рисовать следующие рисунки: «моя депресиия», «я и моя депрессия», «причины депрессии». При этом причин можно придумать много, и нарисовать каждую. Задача — выпустить наружу всё, что не даёт радоваться жизни. Вы заметите, что последующие рисунки будут отличаться от предыдущих, будут отличаться и цветовые гаммы. Нарисованных героев можно торжественно порвать, закопать, выбросить, тут большой простор для творчества.

Если вдруг захочется рисовать радость, и отсутствие депрессии — значит уже пора радоваться жизни, в том числе и на рисунке.

Физические недуги и рисунок.

Здесь рисунок часто играет диагностирующую роль. Как известно, любая болезнь физическая имеет корни в психике больного. Но выявить эти корни не так легко. Одним из способов решения этой задачи является рисунок. Если попросить человека нарисовать болезнь, её место во внутреннем мире, её назначение. Неосознанно человек нарисует для себя подсказки. Важно не пытаться рисовать что-то конкретное. Абстрактные рисунки часто говорят больше, чем конкретные. И толковать рисунок нужно тоже индивидуально. Лучше если толковать будет сам рисующий. Более того, в процессе рисования человек может вдруг неожиданно понять «почему» случилась та или иная болезнь.

Есть также вариации работы с рисунком, где рисуется сама болезнь, и закрашивается, например, белой краской, как осознанный акт уничтожения хвори. Либо сразу рисовать орган здоровым, тут срабатывает сила мысли через образное восприятие. Человек видит здоровый орган, рисует здоровый орган и тем самым даёт своему органу конкретную задачу. Также можно рисовать любовь к больной части тела, или рисовать само здоровье, как его себе представляет больной. Любой позитивный рисунок приносит огромную пользу, это работает как «образное нлп». То есть человек даёт организму команду, как в гипнозе, но не с помощью слов, а с помощью образа, мыслей и ощущений. Когда человек рисует здоровье, он по инерции вспоминает или представляет себя здоровым, и эта память закрепляется в подсознании, как задача для организма.

Каждый из нас знает свои слабые и сильные стороны. И каждому хочется добавить сильных сторон и убавить слабых. И тут тоже можно воспользоваться красками, или карандашами. Наверное, вы уже догадались, что со страхами и комплексами можно работать и предложенными выше способами, но есть и другие варианты. Часто страх — это неосознаваемый «зверь». Вряд ли кто-то может ответить, почему он боится. И тут процесс рисования является неким рычагом. Часто мы опасаемся неизвестности, рисунок делает страх известным, понятным, и значит, не таким страшным. Рисование именно страхов — одна из самых действенных методик, особенно в работе с детьми. Во время и после рисунка важно рассмотреть, какой он, этот страх. Как он выглядит, какой он формы, какого он цвета, какой у него характер. Можно нарисовать его дом, его друзей, его родителей. Задача — максимально близко познакомиться со страхом, чтоб он больше не был неизвестным, а значит страшным. Сделать из противника — друга.

Тут можно нарисовать целый комикс, причём не обязательно очевидный для посторонних. Важно, чтобы сам рисующий понимал, где изображён его страх, где изображена семья страха и т.д.

Можно нарисовать целую историю про то, как страху было грустно, и понять почему, и стать ему другом, и нарисовать чем страх может помочь. Ведь дружба — это обоюдная польза. Чем полезен рисующий для нового друга, и чем полезен страх. Это всё можно нарисовать. Закончить всё дружеским «снимком» — «я и мой друг, бывший страх». То же можно делать с комплексами. Тут действует правило, что любой страх и даже комплекс изначально служит какой-то цели, пытается от чего-то защитить своего хозяина, или заставляет на что-то обратить внимание.

Задача рисунка — прочитать скрытое сообщение, поблагодарить и подружиться со страхом.

Для детей некоторые психологи устраивают игру «магазин», в котором свой страх или комплекс можно обменять на какое-то более полезное качество.

А насколько вы вообще знаете свой характер?

Нарисуйте его. Рассмотрите. Посмотрите, чего не хватает для полной гармонии. Может хочется добавить других красок или убрать какие-то компоненты. Нарисуйте такой характер, который хотелось бы иметь. Держите этот «идеальный» рисунок у себя на столе, смотрите на него, получайте визуальное удовольствие столько времени, сколько требуется. В какой-то момент, возможно, вы поймёте, что и в этом рисунке чего-то не хватает. И можно нарисовать новый. И так до тех пор, пока не пройдёт «тяга к переделыванию». В какой-то момент придёт чувство насыщения и удовольствие от проделанного пути.

Если вас интересует какое-то конкретное качество, которого у вас ещё нет, но которое очень хочется иметь — нарисуйте его и повесьте на видное место. Каждый раз, когда вы смотрите на него, вы впускаете его внутрь. Можно приклеить этот рисунок к картине «общего характера».

Любое творчество приветствуется. Одна женщина разрезало рисунок с желанным качеством на мелкие частички и приклеила врассыпную на общий рисунок характера.

Главный критерий — внутренняя удовлетворённость.

Внешний мир и изо-терапия.

Ну что ж, скажете вы, изменять внутренний мир — дело не хитрое, но как менять внешний мир. Разве могут помочь рисунки, если происходят во внешнем мире нежелательные ситуации? Оказывается, ещё как помогут!

Ещё в квантовой физике есть закон, что тот кто смотрит — влияет на происходящее одним только своим наблюдением. А если учесть, что в любой, казалось бы, внешней проблеме есть ещё ваше восприятие этой проблемы, то становится понятно, что внешний и внутренний миры связаны гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Как же её рисовать? Да как угодно! Включайте воображение! Придумывайте свои способы! Я дам только ещё несколько набросков. Часто проблемы возникают во взаимоотношениях. Рисуем отношения, такими, какие они есть. Потом можно нарисовать мир, и нарисовать, как бывший враг дарит вам цветок или шарик. А ещё можно нарисовать этого «противника», как я его вижу сейчас. А ещё можно нарисовать его, как его видят его родители и дети, его семья. А как он видит этот мир? Вспомнили, как мы работали со страхами? Мы знакомились с ними. Также можно знакомиться в рисунках с тем, с кем в данный момент у вас конфликт. В процессе рисования может возникнуть ощущение ненужности конфликта. Можно нарисовать в круг всех участников конфликта и каждому нарисовать счастье. Как вы думаете, какое счастье необходимо каждой стороне? И возможен ли конфликт между счастливыми людьми?

Нельзя желать плохого. Важно найти тот выход, где каждый получает лучшее для себя. Такой рисунок заставит вас по-другому смотреть на ситуацию, и с другой стороны позволит ситуации разворачиваться иначе. Вы как бы прокладываете новые рельсы для развития событий своими внутренними чувствами: радостью и удовлетворением. Важно: никогда не желать и не рисовать другому зла. Потому что каждый «противник» подчёркивает какие-то ваши личные скрытые проблемы, проблемы, которые находятся в вас, а «противник» — всего лишь «лакмусовая бумажка». И если вы будете желать зло, то в первую очередь оно будет отравлять ваш собственный мир. Если ж вы разберётесь с причиной возникновения конфликта, которая как заноза застряла в вашем внутреннем мире — то конфликт растворится сам, легко и просто.

Казалось бы, как в такой технике, как рисунок, может быть заключено столько удивительных возможностей? Но пока это только теория! А теперь доставайте краски, кисточки, карандаши,

Источник

Читайте также:  У меня депрессия с маленьким ребенком
Оцените статью