Рисуем с детьми радость

«Нарисуем радость. «

Психологи – в профессиональную копилку учителя

Эмоционально развивающие игры и задания

Ребенок приходит в школу, и в школе он проводит 11 лет своей жизни. Здесь он учится читать, писать, считать. Постигает такие важные науки, как физика, химия, биология и многое, многое другое. Но учит ли его школа чувствовать и понимать красоту?

Природа с самого рождения дарит каждому из нас чувство красоты окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта удивительная способность остается неразвитой, а значит и нереализованной в дальнейшей нашей жизни. А ведь в самом естестве любого ребенка заложено огромное желание узнавать и создавать. Кроме того, именно сейчас вопрос о гармоничном и творческом развитии каждой личности становится чуть ли не главным вопросом не только образовательных программ российских школ, но и основным для современного человека вообще.

А существуют ли в школьных программах предметы, которые помогают ребенку понять и выразить красоту? К счастью, да. И прежде всего это уроки рисования. Предмет этот не только развивает художественный вкус – он может помочь нам, учителям и родителям, сделать школьную среду более эстетичной и привнести в наш мир радость и гармонию.

Но особенно это важно для наших ребят. Ведь в современной жизни сейчас очень много нестабильного и даже страшного, поэтому для них необходимо создание психологического комфорта. А еще профессионально организованный урок рисования поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.

В этой статье мы хотим познакомить вас, уважаемые учителя, с эмоционально развивающими играми и заданиями на уроках рисования. В небольшой программе «Рисуем радость» совмещены принципы цветотворчества (одна из программ центра Венгера) и развивающей психологической программы «Лесенка радости» доктора психологических наук О.В. Хухлаевой. Работа с цветом развивает сферу чувств ребенка (любовь, сострадание). Причем на наших уроках ребенку отводится роль не пассивного наблюдателя, а активного участника и даже творца процесса цветотворчества. Практическое использование эмоционально развивающих игр на уроках рисования показало, что с развитием эмоциональной сферы ребята учатся чувствовать, понимать, а затем и разграничивать внешние и внутренние причины происходящего. Как следствие этого, они начинают лучше контролировать свои чувства и поведение.

Цветотворчество предполагает работу с цветовым пятном, смешивание красок, эмоциональное и образное оживление цветового пятна. Эта работа будит и активно стимулирует речевую активность детей и их образную фантазию. Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет, звучит, превращается. А главное, от рисования можно получить удовольствие! Любое выражение себя красками, линией обязательно получает положительное подкрепление со стороны учителя. Это помогает ребенку ощутить свое творчество интересным другим, а значит, нужным, помогает понять и выразить свои чувства в красках.

Подобная работа проводилась в одной из московских школ с учениками 3–4-х классов психологом Е.А. Астаповой. А мы очень надеемся на то, что программа «Рисуем радость» будет интересной и профессионально полезной для вас, уважаемые учителя, и будем рады, если вы станете использовать ее на своих уроках рисования.

А сейчас приведем примеры сценариев нескольких занятий.

Занятие 1

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о цвете. Мы попробуем с вами понять и научиться тому, как можно цветом чувствовать, мыслить, что-то конструировать, как можно цветом отображать мир в красках и линиях.
Ребята, а как люди отображают наш мир – поэты? Композиторы, ученые, художники? (Дети вместе с учителем размышляют на эту тему, приводят примеры.) А как его сможем отобразить мы с вами? (Ответы детей.)
Представьте себе, что цвет – это тоже буква, но не в букваре, а в живописной палитре. Еще цвет можно сравнить с цветной нотой, которой можно нарисовать мелодию.
И у наших с вами чувств тоже есть свой цвет. Они окрашены. Вот послушайте и отследите, с какими цветами вы можете сравнить холодного человека, яркие ощущения, горячую встречу друзей; какого цвета наши чувства: грусть, радость, боль, гнев, страх, застенчивость, восторг. (Дети размышляют.)

Читайте также:  Радость это сила которая заставляет нас бороться за свои мечты

А как пахнут цвета? Желто-красные пахнут жарой, пустыней, костром, апельсином. (Продолжают дети.)

Зеленоватые. (Работают сами ребята.)

А как вы ощущаете цвета? Желтый – горячий, синий – колючий, зеленый – мягкий. (Работают ребята.)

А как звучит цвет? Можно ли нарисовать звон колоколов? (Отвечают дети.) А можно нарисовать тишину? Какой вы для этого выберете цвет? (Ответы детей.)

Сегодня вы превратитесь в художников-химиков. Вы научитесь получать все оттенки цвета лишь из трех – красного, синего, желтого. Сейчас вы возьмете эти три карандаша и нарисуете то, что хотите сами. (Ребята работают.)

Было бы здорово в процессе рисования детей включать фрагменты классической музыки или звуки природы.
После того как дети нарисовали беспредметные композиции, мы рассматриваем и сравниваем их.
– Посмотрите, ребята: у нас было всего три цвета, а какие разные рисунки у нас получились! А теперь придумайте название вашим работам и одной фразой постарайтесь рассказать о них.

Дети. Это земля поздней осенью.
– Это шар счастья оторвался от целого и летит вам навстречу.
– Это смех над другом или вместе с другом.
– Это клубок счастливых линий.
– Это мои черные человечки, у всех они есть.
– Это моя пятерка, но она в темной линии, с минусом.

Учитель. За окном сентябрь. Великолепный месяц осени. Давайте посмотрим, какое в парках, лесах, рощах буйство красок, разнообразие цвета! Еще тепло. Солнце просвечивает сквозь листву. Цвета теплые, радостные.
А когда дует сильный ветер, идет дождь, пасмурно, вся природа никнет, окрашивается в тяжелые холодные тона. Природа может быть светлой, теплой, но может быть и злой, безжалостной.

Учитель показывает несколько иллюстраций с изображением разной осени. Вместе с детьми он рассказывает о каждой из них. Ребята обращают внимание на настроение картины, цветовую палитру, используемую художником для передачи характера осени.

Давайте нарисуем пространство (внутренний дом), в котором живет осень. Какой будет ваша осень? Покажите красками дом осени. А сможем ли мы показать душу осени? Какой она вам представляется?
Посмотрим, что у вас получилось.

Каждый ребенок в нескольких словах рассказывает о своем рисунке.

– Осень вызывает у каждого из нас свои личные чувства. Попробуйте, ребята, на отдельном листе нарисовать пейзаж, отражающий осенние чувства каждого.

Девочка с собакой под зонтиком.

Радостный осенний пейзаж.

Хмурый, напряженный осенний лес.

Занятие посвящено распознаванию различных поступков и чувств, произвольному их проявлению на листе бумаги с помощью различных цветов или в лепке пластилином. Учитель показывает картинки, изображающие разные чувства людей. Дети распознают предъявленные чувства, придумывают короткие истории про каждую картинку. По желанию они могут рассказать о случае из своей жизни, когда они испытали то или иное чувство.

Учитель. Ребята, а сейчас я буду называть вам различные эмоции, а вы постарайтесь отобразить их мимически (показать лицом).
А теперь ваше лицо будет «молчать», за него о чувствах будет говорить ваше тело. Вы превращаетесь в скульпторов и отображаете эмоции в скульптурах. (Ребята работают в парах или тройках.)
Ну а сейчас мы с вами попробуем научиться изображать различные чувства на листе бумаги (за основу берется схема лица человека). Сколько интересных рисунков! Расскажите в нескольких словах о чувстве, которое вы нарисовали.
Настало время попробовать отразить наши эмоции только в цвете, не рисуя лица человека.

Дети рисуют радость, гнев, огорчение, восторг. Учитель обсуждает вместе с ребятами причины плохого и хорошего настроения.

– Ребята, а ведь наше настроение часто зависит от того, как ведут себя окружающие, как они обращаются к нам и как мы сами общаемся друг с другом.

Идет совместное обсуждение причин плохого и хорошего поведения.

– А давайте попробуем представить, какого цвета может быть грубость, а какого – доброта. Какой цвет, по-вашему, подойдет равнодушию, а какой – верности? А на что похожи великодушие и героизм?

Читайте также:  Можно ли вылечиться от тяжелой депрессии

Ребята высказывают свое мнение. Рассказывают случаи из своей жизни.

– Возьмите листок бумаги и попробуйте выразить цветом тот человеческий поступок, который вызывает у вас сильное чувство или который вам надолго запомнился по какой-то причине. Расскажите, пожалуйста, что вы хотели выразить своим рисунком и почему.

После каждого занятия проводится выставка рисунков.

Занятие посвящено работе с самосознанием детей, с тем, как они чувствуют и понимают самих себя.

Учитель. Ребята, у каждого из нас есть имя. Оно может быть полным, кратким, ласковым, самым любимым.
Назовите, пожалуйста, себя сейчас так, как вам хотелось бы, чтобы вас называли всегда.
А как вас называют обычно мама, папа, бабушка, дедушка, ваши друзья?

Идет диалог с ребятами, они рассказывают о своем имени.

– Давайте нарисуем свое имя. Представьте, какое оно? Цветное? Черно-белое? Какие буквы видите вы? Какого они размера, какой формы?

Дети рисуют свое имя.

– Ребята, сейчас мы с вами учимся в начальной школе, но пройдет какое-то время, и вы вырастете, станете взрослыми. Наверное, вместе с вами изменится и ваше имя.
Попробуйте нарисовать свое «взрослое» имя. Каким оно будет?

Дети рисуют. Затем мы просим их сравнить свои детское и взрослое имена, рассказать, что изменилось, что стало другим.

– А сейчас я объявляю конкурс фантазеров. Попробуйте выразить только цветом следующие имена: Русалочка, Баба Яга, Том Сойер, Карабас-Барабас, Винни-Пух, Кащей Бессмертный.

После окончания работы устраивается выставка рисунков.
Можно предложить ребятам обменяться работами и угадать, какого героя каким цветом они изобразили.

Мы рассказали вам, уважаемые учителя, только о маленьком кусочке работы по теме «Нарисуем радость». Наверняка у многих из вас есть свои профессиональные наработки по этой теме. Надеемся, что вы поделитесь ими, прислав свои работы в газету «Начальная школа».

Источник

Рисуем Радость.
план-конспект занятия по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
Рисуем Радость 20.87 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Набираем 4 команды детей по 4 человека.
  2. Определяем место на асфальте для 4-х команд по 4 человека.
  3. Подготавливаем наборы разноцветных мелков
  4. Подбираем стихотворение о «Радости»
  5. Находим персонажа
  6. Подготавливаем волшебный сундучок с сюрпризом (конфетами)
  7. Подбираем музыкальные произведения
  8. Выносим на площадку для рисования «Радости» музыкальный центр
  9. Проводится анкетирование детей «Что такое радость?»

Проведения непосредственной образовательной деятельности на игровой площадке детского сада.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о радости. Обсудим, что или кто является для каждого из вас Радостью. Где она спряталась? Можно ли ее попробовать на вкус? Затем изобразим на асфальте с помощью волшебных мелков Радость.

Послушайте, как я представляю себе Радость.

Когда мечты сбываются

Тогда нам хорошо

Когда тепло и лето

Когда вокруг светло

Когда ребятам весело и радостно играть

И с мамой, папой вместе под солнцем загорать

Когда на свежем воздухе играем и поем

Мы очень-очень счастливо и дружно мы живем.

Ребята, как вы думаете, что является для каждого из вас Радость?

Дети (ответы детей на основе анкетирования)

  • Всем весело
  • Можно играть и гулять
  • Когда что-то делается хорошее
  • Мама мне разрешает кушать много конфет
  • У меня много машинок
  • Мне подарили коляску и куклу
  • Общение с друзьями
  • Когда дружишь с кем-то
  • С тобой играют
  • Когда мне не скучно
  • Поездка на море
  • Купаешься в море
  • Гуляешь с собакой
  • Когда тебе все разрешают
  • Покупают одежду
  • Мы ходим в театр
  • Я ходил в зоопарк
  • Мне мама читает любимую сказку
  • Приезжает подруга на день рождение
  • Отдыхаешь на даче
  • Новый год
  • Когда приходит Дед Мороз в папиных тапочках
  • Встречаешь маму и папу
  • Едешь в гости к бабушке
  • Мне моя бабушка печет вкусные блины
  • Обнимешься и целуешься с мамой и папой
  • Идешь за ручку с мамой
  • Мама и папа подарили мне хомячка
  • Мне купили собаку
  • На море строишь замок из песка с папой
  • Купаешься в море с папой
  • Когда у меня день рождение
  • Когда много шариков и с ними можно играть
  • Мне на день рождение пришел человек паук
  • Когда дарят много подарков
  • У меня есть все принцессы
  • Поют птички
  • Появляется радуга
  • Светит солнце
  • Вкусно пахнут цветы
  • Мне дарят цветы
  • Вкусная клубника
  • Поход за грибами в лес
  • Зимой лепим снеговика
  • Играем в снежки
  • Строим замки из снега
  • Катаемся на санках
  • Катаемся на коньках

Ребята, как много у вас в жизни радостей. Это прекрасно. Как вы думаете, а можно радость кушать?

Дети (ответы детей на основе анкетирования)

  • для меня радость это много вкусных конфет, шоколадок, тортов, пирожных, мороженых
  • я люблю овощи морковку, капусту, помидор, огурец
  • для меня радость это клубника, черника, земляника, арбуз, черешня
  • для меня это бананы, яблоки, груши
  • для меня это манная каша
  • мне нравятся чипсы

Ребята, а как вы думаете, где спряталась радость?

Дети (ответы детей на основе анкетирования)

  • Радость спряталась в подарках.
  • На дне рождении,
  • На празднике
  • На Новый год.
  • В лесу под деревом, потому что там растут грибы
  • В огороде, потому что там много вкусной смородины
  • На дереве, потому что там растут яблоки
  • В холодильнике, потому что там мороженое
  • Под стулом на кухне, потому что там сидит мой кот маркиз
  • В магазине, потому что там продаются вкусные пирожные
  • В цирке, потому что там много животных
  • В воздушных шариках, потому что они разноцветные
  • В моих игрушках, потому что там живет моя любимая кукла Винкс
  • На море, потому что там тепло и можно плавать
  • В гостях, потому что там мне все можно
  • У бабушке на кухне, потому что там вкусно
  • У мамы на руках, потому что там тепло

Вот она, какая разная Радость. Интересная, неожиданная, вкусная и загадочная.

Ой, ребята, слышите, кто-то смеется. Кто это, ребята?

Здравствуйте, мои дорогие детишки. Я радо побывать у Вас быть в гостях.

Вы рады меня видеть?

Здравствуй, солнышко. Мы очень рады видеть тебя у нас в гостях.

Ребята, я знаю, что вы радостные и счастливые дети. Я спустилось с неба, чтобы обогреть вас теплыми лучами и чтобы вам стало еще радостнее и светлее.

Давайте улыбнемся друг другу ведь это тоже радость (дети улыбаются друг другу)

Давайте обнимемся это приятно и радостно. Когда люди не виделись определенное время они всегда обнимаются, потому что они рады друг другу. ( дети обнимаются)

Давайте скажем друг другу вежливые слова. Потому что говорить их и слышать в свой адрес это уважительно, приятно и радостно. ( дети говорят вежливые и приятные слова друг другу)

Ребята, посмотрите, вокруг нас растут множество красивых цветов. Видеть их, наслаждаться ими это эстетически приятно и радостно. Посмотрите на них и почувствуем их аромат. ( дети наслаждаются цветами и нюхают их).

Сейчас давайте разделимся на 4 команды по 4 человека. Я с вами сейчас поделюсь своими волшебными мелками, и вы с помощью них изобразите на асфальте Радость как вы ее представляете. (Дети берут мелки, и каждая команда изображает на асфальте Радость. На протяжении того времени как дети рисуют звучит музыка о Радости)

Молодцы, ребята. У вас интересные, красивые, необычные и красочные рисунки. У вас изображены: мама, папа, солнышко, небо, цветы, собачка, торт, конфеты, катание на санках, на коньках и многое, многое другое. Главное что вы умеете радоваться.

Ребята, мне пора домой на небо. Мне было с вами радостно и приятно. До скорой встрече. (Солнышко уходит)

Я рада, что так много разных событий и явлений приносит вам радость. Что общение с мамой и папой, бабушкой и дедушкой это для вас радость. Что любовь, забота, тепло — это радость. Занятие спортом, игра с друзьями, поедание вкусной и полезной пищи, общение с природой, с животными – все это приносит вам огромную радость

Я хочу поделиться с вами кусочком своей радости. У меня для вас есть волшебный сундучок, в котором спряталась радость. (Открывается сундучок, внутри лежат конфеты. Детям предлагается их отведать).

Источник

Читайте также:  Тесты психологические с ответами темперамент
Оцените статью