Рисование своего настроения цели

Проект «Нарисуй свое настроение»
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему

Актуальность проекта: зависимость настроения от цвета давно изучалась психологами. И вот они доказали, что от цвета настроение все — таки зависит. Так какой же цвет способен поднять настроение, какой настроит на работу, какой заставит расслабиться? Многие специалисты считают, что человек способен изменить свою жизнь, добавляя, или убирая из своего окружения определенные цвета. Каждый цвет имеет свое значение, притягивая, или отталкивая от человека определенные ситуационные моменты. Так какие же цвета способны благоприятно влиять на эмоциональную сферу человека, а какие «портить» наше настроение. В связи с этим мы решили реализовать наш проект «Нарисуй свое настроение» в детском саду «Красная Шапочка», чтобы помочь детям узнать больше о цвете, его выборе и как с его помощью можно повлиять на настроение. Проект включал себя 3 занятия по 30 минут в нем приняли участие 13 ребят.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_1.docx 180.6 КБ

Предварительный просмотр:

СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица

Проект «Нарисуй свое настроение»

Подготовила: педагог — психолог Игуменова М.С.

Актуальность проекта: зависимость настроения от цвета давно изучалась психологами. И вот они доказали, что от цвета настроение все — таки зависит. Так какой же цвет способен поднять настроение, какой настроит на работу, какой заставит расслабиться? Многие специалисты считают, что человек способен изменить свою жизнь, добавляя, или убирая из своего окружения определенные цвета. Каждый цвет имеет свое значение, притягивая, или отталкивая от человека определенные ситуационные моменты. Так какие же цвета способны благоприятно влиять на эмоциональную сферу человека, а какие «портить» наше настроение. В связи с этим мы решили реализовать наш проект «Нарисуй свое настроение» в детском саду «Красная Шапочка», чтобы помочь детям узнать больше о цвете, его выборе и как с его помощью можно повлиять на настроение. Проект включал себя 3 занятия по 30 минут в нем приняли участие 13 ребят.

Цель проекта: развитие детской эмпатии, творческих способностей, воображения, наблюдательности, повышение знаний о цвете и влияния его на наше настроение.

  1. Рассмотреть цвета и определить, как они влияют на настроение.
  2. Изучать и активно применять нетрадиционные техники в изобразительной деятельности.
  3. Закрепление полученных знаний.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационно-подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный.

Этап: Организационно — подготовительный

На первом этапе мы познакомились с детьми с помощью игры «Расскажи немного о себе». Из оборудования нам понадобился маленький яркий мячик. Далее мы с детьми встали в круг, дети по очереди рассказывали о себе, о своих интересах и передавали мяч следующему. Познакомившись, мы немного поговорили о цвете одежды детей, тем самым затронув тему выбора цвета. Дети с интересом рассказали кто помогал им с нарядом, проявляли ли они сами инициативу при выборе наряда. Затем рассадили детей и раздали каждому заранее распечатанные раскраски, на которых был изображен попугай (см. Приложение 1). Мы на примере показали какое было у нас настроение с самого начала дня и как оно менялось, тем самым раскрашивая его. Так же попросили раскрасить своих попугайчиков под настроение ребят. Дети весело и с интересом принялись за работу. После того как попугайчики детей были раскрашены провели рефлексию, в которой каждый из ребят представил нам свою работу и подробно рассказал от чего зависел выбор того или другого цвета. Тем самым мы с ребятами убедились на примере, что выбор цвета все же зависел от настроения самих ребят. Перед тем как провести следующее занятие попросила воспитателя подготовить краски гуаши, стаканчики с водой, дощечки для пластилина, и широкие линейки.

На втором этапе нашей работы мы познакомили ребят с нетрадиционным способом рисования, а именно с марморированием. Технология марморирования или, как ее еще называют марморирование, представляет собой перенос изображения цветных разводов краски с жидкой поверхности на декорируемый предмет. Эта техника, довольно таки сложная для детей данного возраста, но мы нашли более легкий способ – марморирования с помощью пены для бритья.

Для этого нам понадобится:

  • 1 флакон пены для бритья;
  • пипетки медицинские;
  • густо разведенная с водой гуашь разных цветов;
  • белый лист А4;
  • дощечка для пластилина;
  • зубочистки или пластиковые вилки (для узора);
  • стаканчики с водой.

Перед началом данного этапа рассадили детей за столы, немного вспомнили и обсудили с ребятами предыдущий этап, поговорили о настроении детей. Затем раздали детям оборудование и материалы, рассказали о новом для них способе рисования, проинструктировали ребят. На листах А4 попросили детей нарисовать себя и отложить рисунки в сторону. Затем, нанесли пену на дощечки ребятам и разровняли поверхность. Также и для себя подготовили поверхность с пеной. С помощью пипеток капали краску разных цветов (выбор цветов осуществлялся детьми самостоятельно) на пену, при помощи зубочисток или вилок размазывали краску создавая различные узоры. После того как на пене появились красивые разноцветные узоры приложили к пене лист с рисунком, немного прижимая разглаживали лист, давая краске впитаться в бумагу. Затем аккуратно отлепили лист от пены и убрали дощечки, при помощи линеек очистили лист от оставшейся пены. Рисунок был готов (см. Приложение 2). Такая техника рисования детям очень понравилась. Дети охотно рассказали нам, что выбирали цвета красок от настроения. Мы обсудили результат проделанной техники с детьми, каждый рассказал нам про свой рисунок. Анализируя рисунки, нанесенные техникой марморирования мы выяснили, что у детей было радостное и энергичное настроение, так как ребята использовали такие цвета как желтый, зеленый, красный, оранжевый, голубой и фиолетовый.

На заключительном этапе нашего проекта мы показали ребятам мультфильм по сказке Владимира Сутеева «Петух и краски». Прежде чем показать сказку, мы с детьми поговорили о предыдущем занятии, чем мы занимались, о чем говорили. Дети в подробностях рассказывали о предыдущем уроке, некоторые говорили, что даже дома проводили такой способ рисования.

После просмотра задали несколько вопросов по сюжету мультфильма, чтобы убедиться внимательно они его смотрели или нет. Также спросили детей о настроении, какое настроение было у петуха, какую краску использовали кисточки для петуха и тому подобное.

Затем провели рефлексию по всем занятиям, убедились, что детям все понравилось, что они были увлечены этим, что поняли, как настроение зависит от цвета.

Источник

Многообразие функций рисунка. Опыт использования рисуночных упражнений «Нарисуй свое настроение» и «Маска» в индивидуальной консультативной работе с детьми.

Многообразие функций рисунка.

Опыт использования рисуночных упражнений «Нарисуй свое настроение» и «Маска» в индивидуальной консультативной работе с детьми.

Педагог — психолог: Иванова-Кружкова Е.А.

Из всех психодиагностических методик рисунок, пожалуй, легче и шире развивает индивидуальную экспрессию и способность к коммуникации.

Рисунок применяется как в процессе установления контакта и последующего изучения клиента, так и существенно помогает во время самой психотерапии. Иначе говоря, три основных функции рисунка можно охарактеризовать кратко следующим образом: установление контакта с клиентом, диагностика состояния, собственно психотерапевтический эффект.

Более того, следует отметить и другие привлекательные стороны использования рисунков в работе, а именно:

· рисунок не отнимает много времени;

· рисунок дает обширный материал для интерпретации;

· рисунок на начальных этапах терапии улучшает коммуникацию и экспрессию, снимает напряжение, способствует снижению тревоги и в целом оказывает благоприятное воздействие;

· рисунок – это форма, в которой находят свое проявление страхи, желания, фантазии и т.п. клиента;

· рисунок хорош уже тем, что инициируется и контролируется самим клиентом;

· «рисунок способен вызвать катарсис: агрессивные и враждебные чувства обращаются в более приемлемые способы самовыражения» (Остер Дж., Гоулд П., 2001, С.10);

· рисунок – это всегда неповторимая, личностная экспрессия внутреннего опыта;

· рисунок – «долговременная и полезная запись, к которой можно возвращаться во время терапевтического процесса, чтобы проверить, достигнуты ли цели» (Остер Дж., Гоулд П., 2001, С.20-21).

На первых этапах индивидуальной работы с детьми особую важность приобретает установление непосредственного контакта с ребенком. Практика показывает, что создание конкретной работы – рисунка — на первых консультациях (как с детьми, так и со взрослыми, но в особенности с детьми) может являться более легким способом коммуникации, нежели вербальное описание личных чувств, особенно если эти чувства вызывают страх, напряжение и другие негативные переживания.

Наиболее часто используемыми, давно ставшими традиционными психодиагностическими методиками являются:

· рисуночный тест Гуденау-Харриса («Нарисуй Человека»),

· тест «Нарисуй человека (К. Маховер),

· тест «Нарисуй человека под дождем» (А. Абрамс, А. Эмчин),

· «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук),

· «Рисунок несуществующего животного» и др.

Однако на практике часто случается так, что их применение требует предварительной работы по установлению контакта. Именно установление контакта с ребенком является едва ли не главным залогом успеха и вообще условием эффективности всех последующих встреч. Именно поэтому в настоящей работе мы сосредоточим ваше внимание на двух проективных техниках, которые направлены, в частности, на установление контакта с ребенком и могут быть смело использованы психологом на первых встречах с клиентом.

Опыт использования рисуночных упражнений «Нарисуй свое настроение» и «Маска» в индивидуальной консультативной работе с детьми.

Работа с Машей (имя девочки изменено) началась с обращения мамы, которая была обеспокоена тем, что ее дочку обижают другие девочки в классе.

Родители Маши (10лет) развелись, когда ей было три года. Сейчас девочка живет с мамой (41) в Москве, папа(44) со своей молодой женой(27) и их сыном(6) живет в Праге, куда Маша приезжает на летние каникулы. Сама Маша описывает взаимоотношения своих родителей (которые уже около 6-7 лет не живут вместе) как «дружеские, хорошие». Говорит, что очень любит своего братика (единокровного по отцу), и что «жена у папы хорошая, очень добрая. Но молодая еще».

Сама девочка очень приветлива, любезна, на контакт идет легко, охотно выполняет задания. Однако при всем этом на вопросы отвечает поверхностно, уклончиво. Особенно ярко это проявлялось, когда вопросы касались эмоционально значимых для ребенка тем (в частности взаимоотношений в семье).

На первой консультации Маше были предложены два рисуночных упражнений. С целью познакомиться была использована методика «Нарисуй свое настроение».

Описание методики «Нарисуй свое настроение».

Это упражнение можно применять на первых встречах с целью установления контакта, знакомства, снятия напряжения.

Цели: осознание актуального настроения; погружение в себя; самопознание; обнаружение проблемы; отреагирование.

Возраст: методика может применяться для любого возраста (в зависимости от возраста моделируется инструкция).

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, мелки.

Инструкция: «Сядь поудобнее, попробуй почувствовать в каком ты настроении. На что похоже твое настроение? Какого оно цвета? Возьми и нарисуй свое настроение. Это может быть реальный предмет или объект, это могут быть цветовые пятна, каракули. Как тебе хочется.

Придумай пожалуйста метафору, которая отражала бы ваше состояние-настроение и подходила бы к рисунку.

Пожалуйста положи на пол свой рисунок, посмотри на него со стороны. Нравится тебе он или нет? Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в нем? Если хочешь – измени. Если ты ничего не хочешь менять – определи для себя, почему ты не хочешь этого делать».

Важно понимать, что объектное содержание рисунка ровным счетом не имеет никакого значения, важно – настроение.

Из беседы с Машей по ее рисунку:

ЕА – Расскажи, пожалуйста, твое настроение, какое оно сейчас?

М – Хорошее. Веселое.

ЕА – А обычно какое твое настроение?

М – Ну, обычно хорошее тоже, радостное.

ЕА – А плохое настроение у тебя бывает?

М – Бывает, но редко. Когда мама ругается.

Собственно почти вся последующая беседа о настроении строилась по заданному типу. Маша улыбалась и говорила только о «хорошем», отрицала какие-либо негативные тональности настроение.

Рисунок Маши «Настроение» можно посмотреть ниже.

Описание методики «Маска» («Портрет снаружи и изнутри»).

Цели: снятие тревоги, напряжения; самопознание; принятие собственной теневой стороны.

Возраст: с младшего подросткового возраста.

Форма проведение: как индивидуальная, так и групповая работа.

Оборудование: карандаши, мелки; два круглых листа бумаги (можно вырезать круги на обычном альбомном листе).

Инструкция — 1: «Сейчас мы с тобой будем рисовать ваши качества. Подумай, что ты обычно показываете окружающим, что ты позволяешь увидеть в тебе чаще всего. Представил? Попробуй нарисовать это теперь.

Теперь посмотрите на рисунок со стороны, дорисуйте, если вы что-то не дорисовали».

Инструкция – 2. «Переверни лист, представь теперь свои качества, которые ты не показываешь окружающим, прячешь, скрываешь. Представил? Теперь попробуй нарисовать их».

Обсуждение. Рекомендуется разворачивать беседу с ребенком по следующим основным направлениям

1. Видишь ли ты разницу между двумя сторонами рисунка? Большая ли разница?

2. Что тебя останавливает, чтобы продемонстрировать эти качества?

3. Что будет, если кто-нибудь увидит эти качества?

После обсуждение еще раз дается инструкция: «Посмотри на рисунок еще раз. Хочется ли тебе что-нибудь изменить? Если хочется – то измени».

Из беседы с Машей по ее рисункам:

ЕА – Расскажи, пожалуйста, какой видят тебя другие люди?

М – Общительной, веселой, доброй. Любопытной (смеется).

ЕА – А как ты чувствуешь себя изнутри?

М – Ну, не слишком веселой, не слишком грустной.

ЕА – Как ты думаешь, твой внутренний образ отличается от того, что видят другие?

ЕА – Ты нарисовала один глаз закрытым, что это значит?

М – Ну, это я подмигиваю.

ЕА – То есть ты игривая на самом деле?

Рисунок Маши «Маска» можно посмотреть ниже (Рисунок –1. Портрет снаружи. Рисунок –2, Портрет изнутри)

Рисунок — 1. Портрет снаружи.

Рисунок – 2. Портрет изнутри.

Несколько слов об анализе рисунков.

Сами рисунки Маши формально демонстрируют благополучие, позитивные эмоции. Однако следует обратить внимание на использование сверх яркой цветовой гаммы. Так, например, обильное использование оранжевого цвета может свидетельствовать о сильном внутреннем напряжении. Об этом же говорит штриховка. Часто прерываемые линии свидетельствуют о нерешительности, даже робости, колеблющемся характере.

Во всех трех рисунках ребенок особо тщательно прорисовывает голову человека и особенно лицо. Как пишет К. Тейлор, особое внимание к голове свидетельствует об отсутствие проблем адаптации к социальной среде, в некоторых случаях о демонстрации социально желательного поведения.

Лицо – символ сферы общения, «важнейший центр коммуникации» (Тейлор К., 2003, С.99). Сосредоточенность на чертах лица (какую мы наблюдаем в рисунках Маши) могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного человека, дабы компенсировать свою слабость самоутверждения.

Хочется особенно остановится на прорисовке глаз и рта. Так, большие глаза с прорисованными зрачками – символ страха и тревоги (Тейлор К., 2003). Выделение рта, его смещение, попытки стирания – часто являются признаками зависимости, несамостоятельности.

Вот такой небогатый, и даже поверхностный анализ рисунков дает нам такой богатый и глубокий материал. По результатам первичной диагностической работы с Машей было отмечено следующее: обращает на себя внимание тотальная демонстрация позитивных чувств, как по отношению к себе, так по отношению к членам семьи, так и по отношению к одноклассникам. Кроме того. Девочка активно демонстрирует социально желательное поведение, при этом имеет место быть сильное напряжение, внутренний конфликт.

В заключении хочется отметить, что рисунок сам по себе отчасти теряет свою ценность, если он не сопровождается беседой.

Также, следует отметить, что рисунки не всегда валидны в качестве самостоятельного диагностического материала. Их рекомендуется использовать в комплексе с другими методиками (тестами, опросниками и пр.). Вместе с тем рисунок нередко служит единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в каждом рисунке содержатся обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Что особенно важно в работе с детьми. Можно без преувеличения сказать, что детский рисунок – это отражение его личности, чувств, переживаний, показатель уровня зрелости и развития.

Библиография.

  1. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 272с.
  2. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. – М., 2001. С.184.
  3. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Астрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.- 224с.

Источник

Читайте также:  С какими чувствами описывает одиссей гибель шестерых товарищей
Оцените статью