Рио рита радость победы что это

«РиоРита – радость Победы». Всероссийская акция и приметы послевоенного времени

В прошлый раз, рассказывая о питерском проекте воссоздания послевоенной эпохи «РиоРита – радость Победы», мы начали разговор и символах того времени. Говорили о музыке, о стеклянных конусах, в которых продавались лучшие в мире соки, и о жизни в послевоенные годы.

Две реальности

Многие историки, да и люди, заставшие то время, пишут о том, что продовольственное положение было критическим. На заводах кормили хуже, чем в войну. В магазинах было пусто, а вареная картошка и квашеная капуста считались праздником на столе.
Но была и другая реальность. И существовала она не для рядовых, а для особых людей и иностранцев — коммерческие магазины.

«Продовольственные магазины в Москве очень большие, как и рестораны, они делятся на два вида: те, в которых продукты можно приобрести по карточкам, и коммерческие магазины, также управляемые государством, где можно купить практически простую еду, но по очень высоким ценам. Консервы сложены горами, шампанское и грузинские вина стоят пирамидами. Мы видели продукты, которые могли бы быть американскими. Здесь были банки с крабами, на которых стояли японские торговые марки. Были немецкие продукты. И здесь же лежали роскошные продукты Советского Союза: большие банки с икрой, горы колбас с Украины, сыры, рыба и даже дичь. И различные копчености. Но все это были деликатесы. Для простого русского главным было, сколько стоит хлеб и сколько его дают, а также цены на капусту и картошку», — писал в своих записках американский прозаик Джон Эрнст Сте́йнбек, приезжавший в нашу столицу, спустя два года после Победы.

Так что пирожки, соки, конфеты и мороженное на «Рио Рите» — это что — из кино, из мечты советского человека о новом счастье.

Что организаторы воссоздали прекрасно, так это одежду. Парни и девушки — многие в военной форме, многие в скромных платьях, с простыми прическами и украшениями, сделанными своими руками.

Несколько таких платьев хранились в комоде моей прабабушки — ручной шов, сдержанная расцветка, крепкие пуговицы. Удивительно, что они пролежали в сундуке полвека и не испортились. Еще у прабабушки из косметики были лишь помада и духи. И я ни разу не слышала от нее о том, что женская красота должна быть броской. Человек другого времени.

«Женщины очень мало или совсем не пользуются косметикой. Их одежда была хоть и опрятной, но не очень нарядной. Большинство мужчин носили военную форму, хотя они уже не служили в армии. Форма была единственной одеждой, которую они имели. Форма была без знаков различия и погон», — писал о послевоенных годах американец Джон Эрнст Сте́йнбек.

С одеждой в стране было трудно. Донашивали форму, доставали то, что осталось в шифоньерах, получали в дар мужские брюки и рубашки от соседей, сыновья и мужья которых не вернулись с войны. Потом началось поточное производство однообразных вещей.

«Выбрать костюм или пальто по росту или по своему вкусу не разрешалось. Для всех людей: высоких и низких, толстых и худых, для всех брюнетов, блондинов, лысых и чубатых имелся один стандарт: темно-синее пальто, черный костюм, коричневые туфли, черные шляпы, носки и рубашки цвета свежей глины. Но самыми страшными были, конечно, галстуки. Глядя на них, почему-то вспоминался купеческий трактир на старой Нижегородской ярмарке», — писал советский журналист, фельетонист, драматург Семен Нариньяни.

Но девушки в любое время остаются девушками, поэтому выкручивались, как могли — вместо дефицитных капроновых колгот начали носить белые носочки. Сегодня они выглядят символом той эпохи.

Впрочем, в Москве уже в 1944 году начал работать Дом Моделей на Кузнецком Мосту. Этим правительство подчеркнуло, что исход войны уже ясен и надо заботиться мирном и красивом будущем. К тому же стояла задача продемонстрировать всем, что наша экономика и легкая промышленность может развивать и моду. Но денег не было. Поэтому по-настоящему работать Дом Моделей стал только после 1948 года.

Читайте также:  Как правильно сказать побольше радости или побольше радостей

Простых людей эти изменения опять не коснулись. Трудно думать о моде, когда дома нечего есть. Поэтому одежда шилась по принципу из старого — новое.

Наши женщины научились кроить из занавесок нарядные платья, из одного мужского пальто у умелой мастерицы выходило два детских. Свитера — отдельная тема. Их можно было перевязывать практически бесконечно: свитер, безрукавка, шапка, шарф, носки. Из брезента шили сумки и портфели.

Все это было простое, без изысков. Однако параллельно с отсутствием моды для народа, женщины начали активно интересоваться шляпками. Этот головной убор, что называется, «делал лицо».

На дому начали принимать мастерицы, которые по журнальным рисункам собирали самые замысловатые шляпки. И приметой модниц 1946-1948 года стала небольшая оригинальная шляпка, которую носили исключительно для красоты. Ее сдвигали на одно ухо, крепили к волосам, как заколку, добавляли к ней ленты и перья. Особый хит — «минингитка». Маленькая шляпка, которую носили даже при минусовой температуре. Носили и болели. Отсюда говорящее название — «минингитка».

Яркие образцы моды того времени можно увидеть в фильме «Место встречи изменить нельзя». И, даже не зная героев, определить, положительные они или отрицательные, можно по тому, как они одеты. «Нехорошие» дамы в этом фильме — модницы.

Труднее всего организаторам «Рио Риты» было решить вопрос с обувью. Ведь в послевоенное время она тоже делалась вручную. Из той же парусины, войлока или резины.

К примеру, парусиновые туфли, которые встречались почти во всех послевоенных фильмах. Для того, чтобы придать особый шик, туфли эти натирались зубным порошком. Помимо этого наши бабушки и прабабушки носили боты, чуни, бурки, ну и, конечно, валенки с галошами.

Запах «Moscou Rouge»

Как пахло в послевоенной столице? Конечно же «Красной Москвой». Пока шла война, фабрика «Новая заря» переехала в Свердловск и начала выпускать мыло и зубной порошок. Тогда кусок мыла был почти роскошью.

Ближе к Победе, фабрика встала на прежние рельсы и началось массовое производство легендарной «Красной Москвы». Этот наш аромат быстро разлетелся и по Европе. Правда, название у него уже звучало иначе — Moscou Rouge. Спустя триннадцать лет после Побелы «Красная Москва» получила на выставке в Брюсселе золотую медаль.

Еще одна примета того времени — серьезные люди на улицах. В русской культуре смех без причины никогда не приветствовался, а тут, в полуголодное и неустроенное время, и вовсе не до смеха.

«Советскую молодежь захлестнула волна нравственности. Это было что-то похожее на то, что происходило у нас в Штатах в провинциальных городишках поколение назад. Приличные девушки не ходят в ночные клубы. Приличные девушки не курят. Приличные девушки не красят губы и ногти. Приличные девушки не пьют. И еще приличные девушки очень осмотрительно ведут себя с парнями», — писал Джон Эрнст Сте́йнбек.

Пожалуй, только с этим вопросом организаторы акции «Рио Рита» не стали справляться. Улыбок было море. И от того, что Победа, и от того что под удивительную музыку танцую люди другой эпохи, и от того, что наконец-то в нашей стране появляются такие необычные и очень важные проекты.

Как обещают организаторы, в 2018 году акции география существенно расширится, и «Рио Рита» зазвучит в парках Москвы, Воронежа, Волгограда, Владивостока, Красноярска, Омска, Перми, Уфы и Челябинска. Достигнуты предварительные договоренности о проведении мероприятий арт-проекта в столицах стран СНГ – Минске, Баку и Ташкенте.

Встречайте «РиоРиту» в вашем городе, в старом городском парке 9 мая 2018 года ровно «в шесть часов вечера после войны».

Источник

«РиоРита – радость Победы». Всероссийская акция и приметы послевоенного времени

9 мая 2017 года в 18 часов в городе Ростове-на-Дону в парке имени 1 мая прозвучало сообщение о капитуляции фашистской Германии
Голос Юрия Левитана, наполненный гордостью за свою страну, плыл по аллеям. Голос этот ловили девушки — платья в горох, вышитые воротнички, белые носочки, скромные туфельки. Чуть поодаль замерли, прислушиваясь к сообщению, кавалеры — строгие военные и веселые юноши в широких штанах и парусиновых туфлях. В центре парка у белой колоннады расположился военный оркестр.

Читайте также:  Не чувствую запахи третий месяц

Так в донской столице началась всероссийская акция «Рио Рита – радость Победы». Танцевать самый популярный в те времена пасодобль пришли около трех тысяч человек. Ростов стал седьмым городом, в шествии «Рио Риты» по России. Первым был Санкт-Петербург. Культурная столица еще раз подтвердила свой статус — именно здесь родилась идея проекта.

Задачи его организаторы объясняют так:

«Арт-проект «РиоРита – радость Победы» – первая в России культурная реконструкция городской атмосферы дня Великой Победы. Проект призван объединить горожан разных поколений, возрастов, профессий, убеждений и политических взглядов единой эмоцией – искренней радостью граждан страны-победителя.

Основное действие праздника – танцы в городском парке под музыку 30-40х годов в исполнении военного духового оркестра. Реалистичности событию добавляют аутентичные костюмы, стилизованная торговля мороженым, газировкой и пирожками, воздушные шары, оригинальные фотостенды, где каждый желающий сможет сфотографироваться на память. Основным символом события является сирень – главный цветок Победы, весны, олицетворение начала новой мирной жизни.

Соорганизатором проекта выступает Департамент культуры Министерства обороны РФ. «

В этом году «РиоРиту» помимо Ростова танцевали также в также Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Рязани, Севастополе и Калининграде.

О том, почему Ростов подхватил этот проект, объяснил один из организаторов мероприятия Алексей Павловский.

«Сейчас много говорят о том, как праздновать 9 мая, каким становится этот праздник, что в нем правильно и что — нет. В последние годы появился некий крен либо в милитаризм, либо в скорбь. Это два чувства, которые считаются «официально уместными» в этот день. Но при этом из праздника уходит та самая радость «со слезами на глазах», которая в нем была. И вот год назад в Питере инициативная группа из компании «Город Мастеров» решила провести такое светлое, радостное мероприятие», – рассказывал он порталу РБК.
Удивительно, что проект не требовал нереальных затрат — главные участники действа о деньгах даже не заикались, а расходы на необходимые рекламные материалы взяли на себя организаторы из Северной столицы.

Впрочем, в Ростове тоже сделали немало. Ведь для того, чтобы создать атмосферу послевоенного города в современном мегаполисе, нужно постараться. Ростов-на-Дону был почти полностью разрушен во время бомбежек, поэтому зданий, стены которых помнят май 1945-го, осталось очень немного.

Однако, площадка нашлась — старый парк, что был заложен еще в во второй половине позапрошлого века. Когда-то здесь прогуливались купцы, потом — революционеры. Парк им. 1 мая имеет статус памятника истории и культуры федерального значения Здесь можно увидеть деревья, которые сохранились с момента закладки парка и восстановленную ротонду. В ней-то и расположился военный оркестр 183-го учебного центра подготовки авиационных специалистов под руководством Сергея Файзулина.

В создании атмосферы помогали профессиональные танцоры, волонтеры и добровольцы.

Праздник, действительно, получился, как сегодня говорят, «атмосферным». У входа в парк гостей встречали военный в галифе и девушка с коробкой открыток. Поздравляли с Победой, вручали веточку сирени — именно этими цветами встречали наших солдат на родине после войны.

Когда поплыла по аллеям Рио-Рита, пары начали танцевать. Вначале робко, будто стесняясь. А потом к первым танцующим присоединялись еще и еще и на площадке в парке старом негде уже было яблоку упасть.

В этот же день я услышала историю «Рио-Риты».
Верное название этой песни — «Для тебя, Рио-Рита!». Поскольку название длинное, в народе его сократили до более лаконичного — «Рио-Рита». Это танец — пасодобль, родившийся в 30-х годах прошлого века.

Что такое пасодобль? Справка.

Читайте также:  С ним чувствую себя бревном

Пасодо́бль (исп. Paso doble — «двойной шаг») — испанский танец, имитирующий корриду.
Первое название танца — «испанский уанстеп» («Spanish one-step»), поскольку шаги делаются на каждый счёт. Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Партнер изображает тореро, а партнерша — его мулету или капоте (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда — второго тореро, и совсем редко — быка, как правило, поверженного финальным ударом. Характер музыки соответствует процессии перед корридой (el paseíllo), которая обычно проходит под аккомпанемент пасодобля.
Танец впервые был исполнен во Франции в 1920 году, стал популярным в высшем парижском обществе в 1930-х, поэтому многие шаги и фигуры имеют французские названия. После Второй мировой войны пасодобль был включен в латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев.

Но вернемся к «Рио-Рите». Музыку к ней написал немецкий композитор, с испанскими корнями Энрике Сантеухини. Музыка эта впервые прозвучала в ночном клубе «Рио Рита». Чуть позже появился и текст — его авторами были О. Адам и Дж. Брест. Поскольку произведение быстро приобрело популярность, слова стали переписываться на манер той страны, в которой звучала музыка. Затем был французский вариант — «Pour toi, Rio Rita». Текст написали поэты Гитца и Стербини. А исполнял музыку оркестр управлением аккордеониста Мориса Александера. Но к нам дошел английский вариант.

Его привез в США эмигрант из Германии, еврей Марек Вебер. Именно эта запись попала в 1937 году в СССР. Как именно это произошло, кто привез музыку, доподлинно не известно. Но популярность была такой, что в честь Рио-Риты называли даже новорожденных девочек. Писали имя в одно слово — Риорита.

В послевоенные годы эта песня стала символом. Её перепевали, ее вариации использовали в фильмах («Военно-полевой роман», «Место встречи изменить нельзя», ; «Завтра была война» и др.). Популярна эта песня и сегодня.

Томатный, яблочный и березовый

Впрочем, атмосферу 9 мая 1945 года в старом ростовском парке создавала не только песня, но и характерные приметы того времени: продавцы пирожков с плетеными корзинами, высокие конусы с соками и «газировкой». Люди старшего поколения помнят, что такие конусы были в каждом советском гастрономе, а в жару их можно было увидеть и на улице.

Ближе к 90-м они вдруг куда-то исчезли. Сегодня мода на стиль ретро возвращается. В 40-х годах прошлого века в этих конусах был налит и сироп. А рядом стоял баллон с газированной водой. Продавец наливала на дно сантиметр сиропа, а потом газировку.

Не знаю уж, какой вкус был у этого продукта тогда, но сегодня он сильно выигрывает на фоне современных «потомков» старой доброй газировки. Очередь к девушке в белом колпаке стремительно росла.

Кстати, в те времена качество соков тоже было несравнимо лучшим, чем сегодняшнее. Есть данные, что ежегодно в СССР производилось больше 500 миллионов литров сока и похожих напитков. Поскольку заводы находились рядом с садами и виноградниками и плодово-овощными хозяйствами, то урожай не нужно было обрабатывать химикатами. Делали сок по традиционной и самой безоопасной технологии прямого отжима.

Из любимых соков были — березовый, яблочный и томатный. К последнему прилагалась соль и алюминиевая чайная ложка для помешивания. Часто на веревочке — чтоб не украли.

Из теплых краев нашей родины приходили трехлитровые банки со сливовым соком, виноградным, грушевым, персиковым, гранатовым и абрикосовым.

На «Рио-Рите» сок тоже был именно такой — наш родной, местного завода, из трехлитровых банок.

Источник

Оцените статью