Рио рита под духовой оркестр поднимает людям настроение

«РиоРита – радость Победы». Всероссийская акция и приметы послевоенного времени

9 мая 2017 года в 18 часов в городе Ростове-на-Дону в парке имени 1 мая прозвучало сообщение о капитуляции фашистской Германии
Голос Юрия Левитана, наполненный гордостью за свою страну, плыл по аллеям. Голос этот ловили девушки — платья в горох, вышитые воротнички, белые носочки, скромные туфельки. Чуть поодаль замерли, прислушиваясь к сообщению, кавалеры — строгие военные и веселые юноши в широких штанах и парусиновых туфлях. В центре парка у белой колоннады расположился военный оркестр.

Так в донской столице началась всероссийская акция «Рио Рита – радость Победы». Танцевать самый популярный в те времена пасодобль пришли около трех тысяч человек. Ростов стал седьмым городом, в шествии «Рио Риты» по России. Первым был Санкт-Петербург. Культурная столица еще раз подтвердила свой статус — именно здесь родилась идея проекта.

Задачи его организаторы объясняют так:

«Арт-проект «РиоРита – радость Победы» – первая в России культурная реконструкция городской атмосферы дня Великой Победы. Проект призван объединить горожан разных поколений, возрастов, профессий, убеждений и политических взглядов единой эмоцией – искренней радостью граждан страны-победителя.

Основное действие праздника – танцы в городском парке под музыку 30-40х годов в исполнении военного духового оркестра. Реалистичности событию добавляют аутентичные костюмы, стилизованная торговля мороженым, газировкой и пирожками, воздушные шары, оригинальные фотостенды, где каждый желающий сможет сфотографироваться на память. Основным символом события является сирень – главный цветок Победы, весны, олицетворение начала новой мирной жизни.

Соорганизатором проекта выступает Департамент культуры Министерства обороны РФ. «

В этом году «РиоРиту» помимо Ростова танцевали также в также Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Рязани, Севастополе и Калининграде.

О том, почему Ростов подхватил этот проект, объяснил один из организаторов мероприятия Алексей Павловский.

«Сейчас много говорят о том, как праздновать 9 мая, каким становится этот праздник, что в нем правильно и что — нет. В последние годы появился некий крен либо в милитаризм, либо в скорбь. Это два чувства, которые считаются «официально уместными» в этот день. Но при этом из праздника уходит та самая радость «со слезами на глазах», которая в нем была. И вот год назад в Питере инициативная группа из компании «Город Мастеров» решила провести такое светлое, радостное мероприятие», – рассказывал он порталу РБК.
Удивительно, что проект не требовал нереальных затрат — главные участники действа о деньгах даже не заикались, а расходы на необходимые рекламные материалы взяли на себя организаторы из Северной столицы.

Впрочем, в Ростове тоже сделали немало. Ведь для того, чтобы создать атмосферу послевоенного города в современном мегаполисе, нужно постараться. Ростов-на-Дону был почти полностью разрушен во время бомбежек, поэтому зданий, стены которых помнят май 1945-го, осталось очень немного.

Однако, площадка нашлась — старый парк, что был заложен еще в во второй половине позапрошлого века. Когда-то здесь прогуливались купцы, потом — революционеры. Парк им. 1 мая имеет статус памятника истории и культуры федерального значения Здесь можно увидеть деревья, которые сохранились с момента закладки парка и восстановленную ротонду. В ней-то и расположился военный оркестр 183-го учебного центра подготовки авиационных специалистов под руководством Сергея Файзулина.

В создании атмосферы помогали профессиональные танцоры, волонтеры и добровольцы.

Праздник, действительно, получился, как сегодня говорят, «атмосферным». У входа в парк гостей встречали военный в галифе и девушка с коробкой открыток. Поздравляли с Победой, вручали веточку сирени — именно этими цветами встречали наших солдат на родине после войны.

Когда поплыла по аллеям Рио-Рита, пары начали танцевать. Вначале робко, будто стесняясь. А потом к первым танцующим присоединялись еще и еще и на площадке в парке старом негде уже было яблоку упасть.

В этот же день я услышала историю «Рио-Риты».
Верное название этой песни — «Для тебя, Рио-Рита!». Поскольку название длинное, в народе его сократили до более лаконичного — «Рио-Рита». Это танец — пасодобль, родившийся в 30-х годах прошлого века.

Что такое пасодобль? Справка.

Читайте также:  Почему не чувствуется поцелуй

Пасодо́бль (исп. Paso doble — «двойной шаг») — испанский танец, имитирующий корриду.
Первое название танца — «испанский уанстеп» («Spanish one-step»), поскольку шаги делаются на каждый счёт. Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Партнер изображает тореро, а партнерша — его мулету или капоте (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда — второго тореро, и совсем редко — быка, как правило, поверженного финальным ударом. Характер музыки соответствует процессии перед корридой (el paseíllo), которая обычно проходит под аккомпанемент пасодобля.
Танец впервые был исполнен во Франции в 1920 году, стал популярным в высшем парижском обществе в 1930-х, поэтому многие шаги и фигуры имеют французские названия. После Второй мировой войны пасодобль был включен в латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев.

Но вернемся к «Рио-Рите». Музыку к ней написал немецкий композитор, с испанскими корнями Энрике Сантеухини. Музыка эта впервые прозвучала в ночном клубе «Рио Рита». Чуть позже появился и текст — его авторами были О. Адам и Дж. Брест. Поскольку произведение быстро приобрело популярность, слова стали переписываться на манер той страны, в которой звучала музыка. Затем был французский вариант — «Pour toi, Rio Rita». Текст написали поэты Гитца и Стербини. А исполнял музыку оркестр управлением аккордеониста Мориса Александера. Но к нам дошел английский вариант.

Его привез в США эмигрант из Германии, еврей Марек Вебер. Именно эта запись попала в 1937 году в СССР. Как именно это произошло, кто привез музыку, доподлинно не известно. Но популярность была такой, что в честь Рио-Риты называли даже новорожденных девочек. Писали имя в одно слово — Риорита.

В послевоенные годы эта песня стала символом. Её перепевали, ее вариации использовали в фильмах («Военно-полевой роман», «Место встречи изменить нельзя», ; «Завтра была война» и др.). Популярна эта песня и сегодня.

Томатный, яблочный и березовый

Впрочем, атмосферу 9 мая 1945 года в старом ростовском парке создавала не только песня, но и характерные приметы того времени: продавцы пирожков с плетеными корзинами, высокие конусы с соками и «газировкой». Люди старшего поколения помнят, что такие конусы были в каждом советском гастрономе, а в жару их можно было увидеть и на улице.

Ближе к 90-м они вдруг куда-то исчезли. Сегодня мода на стиль ретро возвращается. В 40-х годах прошлого века в этих конусах был налит и сироп. А рядом стоял баллон с газированной водой. Продавец наливала на дно сантиметр сиропа, а потом газировку.

Не знаю уж, какой вкус был у этого продукта тогда, но сегодня он сильно выигрывает на фоне современных «потомков» старой доброй газировки. Очередь к девушке в белом колпаке стремительно росла.

Кстати, в те времена качество соков тоже было несравнимо лучшим, чем сегодняшнее. Есть данные, что ежегодно в СССР производилось больше 500 миллионов литров сока и похожих напитков. Поскольку заводы находились рядом с садами и виноградниками и плодово-овощными хозяйствами, то урожай не нужно было обрабатывать химикатами. Делали сок по традиционной и самой безоопасной технологии прямого отжима.

Из любимых соков были — березовый, яблочный и томатный. К последнему прилагалась соль и алюминиевая чайная ложка для помешивания. Часто на веревочке — чтоб не украли.

Из теплых краев нашей родины приходили трехлитровые банки со сливовым соком, виноградным, грушевым, персиковым, гранатовым и абрикосовым.

На «Рио-Рите» сок тоже был именно такой — наш родной, местного завода, из трехлитровых банок.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • публицистика (2499)
  • идеология (1480)
  • политические деятели (1870)
  • предательство и предатели (1679)
  • «заклятые друзья» (511)
  • лабиринты истории (493)
  • актеры и актрисы голливуда (391)
  • героизм (204)
  • культура (195)
  • революция в россии (124)
  • революционные деятели (33)
  • гражданская война (24)
  • анархизм (9)
  • загадки истории (88)
  • донбасс (82)
  • телевидение (32)
  • сказки (11)
  • в гостях у муслима магомаева (4)
  • великая отечественная (856)
  • герои (175)
  • партизаны и партизанская война (5)
  • великие композиторы (174)
  • великие певцы (78)
  • великие писатели и поэты россии (612)
  • великие художники (518)
  • города и страны (1417)
  • декабристы (47)
  • дети (347)
  • доброта (73)
  • драматурги (19)
  • древняя русь (158)
  • жзл (183)
  • живопись (1361)
  • портреты (236)
  • акварели (115)
  • картины и иллюстрации (96)
  • история картин (91)
  • живопись и поэзия (91)
  • иллюстрации (84)
  • история создания картин (171)
  • картины великих художников (399)
  • животные (567)
  • забытые имена (562)
  • зарубежные актеры кино (191)
  • зарубежные актрисы кино (281)
  • зарубежные писатели и поэты (304)
  • звезды из прошлого (1602)
  • звезды сцены (999)
  • знаменитости (2566)
  • известные личности (2256)
  • интервью (269)
  • интересно (357)
  • интересные истории (1616)
  • интересные факты (10519)
  • искусство (264)
  • истории (1711)
  • истории любви (1019)
  • истории создания фильма (43)
  • история монархов (638)
  • история песни (46)
  • история Европы (516)
  • история Крыма (81)
  • история России (2863)
  • либералы и оппозия (573)
  • «творческая интеллигенция» (297)
  • экономика (182)
  • история СССР (1478)
  • катастрофы (132)
  • киноактеры и киноактрисы (587)
  • кинозал (156)
  • композиторы (191)
  • котики и кошечки с котятами (963)
  • котоматрицы (337)
  • кошки в живописи (65)
  • кошки и фото (72)
  • кошки и юмор (292)
  • кумиры (859)
  • звезды голливуда (182)
  • любовь (205)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (5819)
  • мир балета (178)
  • история создания балета (6)
  • мир кино (3405)
  • интервью с актерами (65)
  • прототипы героев фильмов (64)
  • история создания фильма (571)
  • музыка из кинофильмов (134)
  • мультфильмы (101)
  • размышления о фильме (263)
  • рецензия на фильм (27)
  • экранизации (84)
  • мир театра (527)
  • мир цирка (33)
  • мифология (127)
  • мои рамочки (19)
  • мудрость (276)
  • музыка (1582)
  • авторы (373)
  • исполнители (343)
  • барды (50)
  • история создания опер (23)
  • джазовая музыка (49)
  • дирижеры (7)
  • история песни (283)
  • история создания (129)
  • классическая музыка (200)
  • поп-музыка (104)
  • ретро-музыка (580)
  • романсы (412)
  • танцевальная музыка (178)
  • образование (122)
  • отечественные актеры кино (868)
  • отечественные актрисы кино (614)
  • певицы (227)
  • певцы (275)
  • певцы и певицы бельканто (37)
  • политика (2617)
  • поэзия (382)
  • праздники (180)
  • притчи. (9)
  • психология (1874)
  • Пушкиниана (252)
  • режиссеры (307)
  • религия (151)
  • русские писатели (141)
  • русские поэты (155)
  • русский язык (98)
  • грамматика (30)
  • садальский (146)
  • сатира (112)
  • сатирики (109)
  • собаки (132)
  • советские писатели (153)
  • советские поэты (144)
  • спорт (56)
  • СССР (65)
  • схемки (84)
  • танцовщицы (92)
  • танцоры (52)
  • танцы. танцевальные номера (54)
  • театр. театральные актеры и актрисы (461)
  • Украина (430)
  • фигурное катание (1)
  • фото (480)
  • художественная литература (454)
  • прототипы героев книг (43)
  • русские писатели (29)
  • русские поэты (38)
  • художники (563)
  • цветы (30)
  • цитаты (393)
  • афоризмы (83)
  • крылатые фразы (102)
  • чтобы помнили (1436)
  • актеры (99)
  • актрисы (69)
  • театральные актеры (47)
  • юбилеи и дни рождения (552)
  • юмор (648)
  • юмор в живописи (9)
  • юмористы (51)
Читайте также:  Безразличие самое страшное чувство которое

Фотоальбом

Цитатник

Акварель, лишь способна, прозрачность нести. Grand Duchess Olga Alexandrovna .

Схемы «Усатые-хвостатые на фоне осени» .

«В глубине души такая печаль . » Письма Н.Н. Пушкиной-Ланской П.П. Ланскому Портрет Н.

Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.

Информация к размышлению. Наш Президент держит на плечах землю. Назло злобным тварям. .

Видео

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

РЕТРО-МУЗЫКА. ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНЫЙ СТАРИННЫЙ ПАСОДОБЛЬ «РИО-РИТА»

Ах, почему же невесело мне

Мчатся от Рио на верном коне

Что я оставил в родимом краю?

Может быть радость, надежду свою

Прощай рио -рита

Я покидаю берег сердцем битый

И здесь, Рио-рита

Свою любовь увидел в первый раз

Я встречал с ней когда-то

Быть может вспомнишь как-нибудь о нас

«Рио-Рита» со словами. Правда, они немного другие, чем приведены выше. Выше дан перевод с испанского. Исполняет «Сопрано Турецкого»

«Для тебя, Рио-Рита» (нем. Für dich, Rio Rita ; фр. Pour toi, Rio Rita ; англ. For You, Rio Rita ), часто название сокращается просто до «Рио-Рита» (Rio Rita) — популярный пасодобль 1930-х годов.

Автор музыки

«Рио Риты» — германский композитор испанского происхождения Энрике Сантеухини. Первые записи произведения для ночного клуба «Рио Рита» в Берлине под названием «Für dich, Rio Rita» сделал в Стокгольме и Берлине оркестр под управлением Отто Добриндта (псевдоним — Эдди Саксон) в 1932 году; немецкий текст написали О. Адам и Дж. Брест . Более известной русскому слушателю стала следующая запись — «Pour toi, Rio Rita» с французским текстом Гитца и Стербини в исполнении оркестра под управлением аккордеониста Мориса Александера.

Читайте также:  Глагол чувствовать настоящего времени

«Рио-Рита» вошла в репертуар многих исполнителей. Один из них, германский еврей Марек Вебер, с приходом к власти нацистов был вынужден эмигрировать в США, там название мелодии он перевёл на английский — «For You, Rio Rita».

Запись в исполнении его оркестра, сделанная без текста, но зато с кастаньетами, в 1937 году попала в СССР, где снискала огромную популярность (настолько, что Риоритами даже называли дочерей).

В исполнении оркестра Марека Вебера

Она стала одним из символов предвоенной эпохи, в связи с чем ей посвящены несколько сочинений (одноимённая песня («Городок провинциальный…») Игоря Кантюкова (музыка) и Геннадия Шпаликова (стихи) для фильма «Военно-полевой роман» 1983 года, вошла в репертуар нескольких исполнителей; она часто упоминается в произведениях о том времени; звучит в фильмах и т. п. (например, «Место встречи изменить нельзя» 1979 года; «Завтра была война» 1987 года; «Десять лет без права переписки» 1990 года — с русским текстом; «Рио-Рита» была основной мелодией реклам МММ 1992 года; снят фильм с таким названием — «Риорита» 2008 года; мультфильм «Ещё раз!» 2010 года); появляются её новые аранжировки и ремиксы.

В исполнении Петра Тодоровского и Сергея Никитина

В связи с тем, что в то время на пластинках зачастую не указывались авторы, в России распространилось мнение, что это фрагмент мюзикла 1927 года «Rio Rita » Гарри Тьерни — но, возможно, что именно по этому мюзиклу и снятому по нему в 1929 году фильму было дано название берлинскому бару. Также нередко «Рио-Рита» ошибочно именуется фокстротом, возможно благодаря строчке Геннадия Шпаликова «Рио-рита, рио-рита — вертится фокстрот».

Подлинная история «Рио-Риты»

Пришло время, наконец-то пролить свет на историю возникновения этой замечательной мелодии. Великое множество слухов ходит по Интернету о том, что при перепечатке пластинок перепутали название и на самом деле то, что называется Рио-Ритой является другим произведением, но все это пока далеко от истины.

Внесем ясность. Как же на самом деле появилась Рио-рита ?
В далекие 30-е годы некий испанец Энрике Сантеухини попадает в Германию.

Там он встречается с многими популярными в то время исполнителями легкой джазовой музыки, в том числе и со своим «земляком» Хуаном Лоссасом, которого называли «Королём немецкого танго». Это был дирижёр, композитор, сочинивший множество красивых танго. В молодости Лоссас жил в Центральной и Южной Америке, а в 1923 году он переезжает в Берлин. Там он учится в музыкальной высшей школе, а по ночам работает музыкантом. В 1925 году Лоссас формирует свой первый оркестр, состоявший из 44 инструментов. С этим оркестром он выступает в саду на крыше отеля «Эдем». Оттуда начинается его наступление на большие рестораны Берлина — «Casanova», «Delphi Palace», «Femina», «Europa Spiegelsaal», «Berolina» и другие.

О чем могут говорить при встрече два испанца, которые занимаются музыкальным творчеством ? Конечно о музыке, её национальных корнях, народных песнях и серенадах.

В исполнении Вивальди-оркестра

При встрече с Сантеухини, Хуан Лоссас вспоминает свою жизнь в Южной Америке, путешествие в Мексику. Они пытаются восстановить в памяти классические испанские серенады и мексиканские ранчеры. Внезапно Энрике вспоминает замечательную ранчеру, которую он слышал в детстве от знакомого торреадора.

Де бойя вер ами серра мильо.

Мусьен, дон Артильо

Ла перле кюте етериор .

Песенка так понравилась Лоссасу, что он решает непременно написать аранжировку. Таким образом, в результате совместного творчества в 1932 году рождается пасодобль «Adiós, madrecita». На вышедшей пластинке Энрике пишет: «Fur Dich Rio Rita» и они вместе отдают хит открывшемуся тогда в Берлине ресторану, под названием «Rio Rita».

Вот так и началось триумфальное шествие шлягера по всему миру.

Перепост от 30 августа 2016 года

Рубрики: музыка/ретро-музыка
музыка/танцевальная музыка
музыка/история создания
музыка/авторы
музыка/исполнители
интересные факты

Метки: рио-рита

Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям

Источник

Оцените статью