«РиоРита – радость Победы». Всероссийская акция и приметы послевоенного времени
9 мая 2017 года в 18 часов в городе Ростове-на-Дону в парке имени 1 мая прозвучало сообщение о капитуляции фашистской Германии
Голос Юрия Левитана, наполненный гордостью за свою страну, плыл по аллеям. Голос этот ловили девушки — платья в горох, вышитые воротнички, белые носочки, скромные туфельки. Чуть поодаль замерли, прислушиваясь к сообщению, кавалеры — строгие военные и веселые юноши в широких штанах и парусиновых туфлях. В центре парка у белой колоннады расположился военный оркестр.
Так в донской столице началась всероссийская акция «Рио Рита – радость Победы». Танцевать самый популярный в те времена пасодобль пришли около трех тысяч человек. Ростов стал седьмым городом, в шествии «Рио Риты» по России. Первым был Санкт-Петербург. Культурная столица еще раз подтвердила свой статус — именно здесь родилась идея проекта.
Задачи его организаторы объясняют так:
«Арт-проект «РиоРита – радость Победы» – первая в России культурная реконструкция городской атмосферы дня Великой Победы. Проект призван объединить горожан разных поколений, возрастов, профессий, убеждений и политических взглядов единой эмоцией – искренней радостью граждан страны-победителя.
Основное действие праздника – танцы в городском парке под музыку 30-40х годов в исполнении военного духового оркестра. Реалистичности событию добавляют аутентичные костюмы, стилизованная торговля мороженым, газировкой и пирожками, воздушные шары, оригинальные фотостенды, где каждый желающий сможет сфотографироваться на память. Основным символом события является сирень – главный цветок Победы, весны, олицетворение начала новой мирной жизни.
Соорганизатором проекта выступает Департамент культуры Министерства обороны РФ. «
В этом году «РиоРиту» помимо Ростова танцевали также в также Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Рязани, Севастополе и Калининграде.
О том, почему Ростов подхватил этот проект, объяснил один из организаторов мероприятия Алексей Павловский.
«Сейчас много говорят о том, как праздновать 9 мая, каким становится этот праздник, что в нем правильно и что — нет. В последние годы появился некий крен либо в милитаризм, либо в скорбь. Это два чувства, которые считаются «официально уместными» в этот день. Но при этом из праздника уходит та самая радость «со слезами на глазах», которая в нем была. И вот год назад в Питере инициативная группа из компании «Город Мастеров» решила провести такое светлое, радостное мероприятие», – рассказывал он порталу РБК.
Удивительно, что проект не требовал нереальных затрат — главные участники действа о деньгах даже не заикались, а расходы на необходимые рекламные материалы взяли на себя организаторы из Северной столицы.
Впрочем, в Ростове тоже сделали немало. Ведь для того, чтобы создать атмосферу послевоенного города в современном мегаполисе, нужно постараться. Ростов-на-Дону был почти полностью разрушен во время бомбежек, поэтому зданий, стены которых помнят май 1945-го, осталось очень немного.
Однако, площадка нашлась — старый парк, что был заложен еще в во второй половине позапрошлого века. Когда-то здесь прогуливались купцы, потом — революционеры. Парк им. 1 мая имеет статус памятника истории и культуры федерального значения Здесь можно увидеть деревья, которые сохранились с момента закладки парка и восстановленную ротонду. В ней-то и расположился военный оркестр 183-го учебного центра подготовки авиационных специалистов под руководством Сергея Файзулина.
В создании атмосферы помогали профессиональные танцоры, волонтеры и добровольцы.
Праздник, действительно, получился, как сегодня говорят, «атмосферным». У входа в парк гостей встречали военный в галифе и девушка с коробкой открыток. Поздравляли с Победой, вручали веточку сирени — именно этими цветами встречали наших солдат на родине после войны.
Когда поплыла по аллеям Рио-Рита, пары начали танцевать. Вначале робко, будто стесняясь. А потом к первым танцующим присоединялись еще и еще и на площадке в парке старом негде уже было яблоку упасть.
В этот же день я услышала историю «Рио-Риты».
Верное название этой песни — «Для тебя, Рио-Рита!». Поскольку название длинное, в народе его сократили до более лаконичного — «Рио-Рита». Это танец — пасодобль, родившийся в 30-х годах прошлого века.
Что такое пасодобль? Справка.
Пасодо́бль (исп. Paso doble — «двойной шаг») — испанский танец, имитирующий корриду.
Первое название танца — «испанский уанстеп» («Spanish one-step»), поскольку шаги делаются на каждый счёт. Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Партнер изображает тореро, а партнерша — его мулету или капоте (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда — второго тореро, и совсем редко — быка, как правило, поверженного финальным ударом. Характер музыки соответствует процессии перед корридой (el paseíllo), которая обычно проходит под аккомпанемент пасодобля.
Танец впервые был исполнен во Франции в 1920 году, стал популярным в высшем парижском обществе в 1930-х, поэтому многие шаги и фигуры имеют французские названия. После Второй мировой войны пасодобль был включен в латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев.
Но вернемся к «Рио-Рите». Музыку к ней написал немецкий композитор, с испанскими корнями Энрике Сантеухини. Музыка эта впервые прозвучала в ночном клубе «Рио Рита». Чуть позже появился и текст — его авторами были О. Адам и Дж. Брест. Поскольку произведение быстро приобрело популярность, слова стали переписываться на манер той страны, в которой звучала музыка. Затем был французский вариант — «Pour toi, Rio Rita». Текст написали поэты Гитца и Стербини. А исполнял музыку оркестр управлением аккордеониста Мориса Александера. Но к нам дошел английский вариант.
Его привез в США эмигрант из Германии, еврей Марек Вебер. Именно эта запись попала в 1937 году в СССР. Как именно это произошло, кто привез музыку, доподлинно не известно. Но популярность была такой, что в честь Рио-Риты называли даже новорожденных девочек. Писали имя в одно слово — Риорита.
В послевоенные годы эта песня стала символом. Её перепевали, ее вариации использовали в фильмах («Военно-полевой роман», «Место встречи изменить нельзя», ; «Завтра была война» и др.). Популярна эта песня и сегодня.
Томатный, яблочный и березовый
Впрочем, атмосферу 9 мая 1945 года в старом ростовском парке создавала не только песня, но и характерные приметы того времени: продавцы пирожков с плетеными корзинами, высокие конусы с соками и «газировкой». Люди старшего поколения помнят, что такие конусы были в каждом советском гастрономе, а в жару их можно было увидеть и на улице.
Ближе к 90-м они вдруг куда-то исчезли. Сегодня мода на стиль ретро возвращается. В 40-х годах прошлого века в этих конусах был налит и сироп. А рядом стоял баллон с газированной водой. Продавец наливала на дно сантиметр сиропа, а потом газировку.
Не знаю уж, какой вкус был у этого продукта тогда, но сегодня он сильно выигрывает на фоне современных «потомков» старой доброй газировки. Очередь к девушке в белом колпаке стремительно росла.
Кстати, в те времена качество соков тоже было несравнимо лучшим, чем сегодняшнее. Есть данные, что ежегодно в СССР производилось больше 500 миллионов литров сока и похожих напитков. Поскольку заводы находились рядом с садами и виноградниками и плодово-овощными хозяйствами, то урожай не нужно было обрабатывать химикатами. Делали сок по традиционной и самой безоопасной технологии прямого отжима.
Из любимых соков были — березовый, яблочный и томатный. К последнему прилагалась соль и алюминиевая чайная ложка для помешивания. Часто на веревочке — чтоб не украли.
Из теплых краев нашей родины приходили трехлитровые банки со сливовым соком, виноградным, грушевым, персиковым, гранатовым и абрикосовым.
На «Рио-Рите» сок тоже был именно такой — наш родной, местного завода, из трехлитровых банок.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- публицистика (2499)
- идеология (1480)
- политические деятели (1870)
- предательство и предатели (1679)
- «заклятые друзья» (511)
- лабиринты истории (493)
- актеры и актрисы голливуда (391)
- героизм (204)
- культура (195)
- революция в россии (124)
- революционные деятели (33)
- гражданская война (24)
- анархизм (9)
- загадки истории (88)
- донбасс (82)
- телевидение (32)
- сказки (11)
- в гостях у муслима магомаева (4)
- великая отечественная (856)
- герои (175)
- партизаны и партизанская война (5)
- великие композиторы (174)
- великие певцы (78)
- великие писатели и поэты россии (612)
- великие художники (518)
- города и страны (1417)
- декабристы (47)
- дети (347)
- доброта (73)
- драматурги (19)
- древняя русь (158)
- жзл (183)
- живопись (1361)
- портреты (236)
- акварели (115)
- картины и иллюстрации (96)
- история картин (91)
- живопись и поэзия (91)
- иллюстрации (84)
- история создания картин (171)
- картины великих художников (399)
- животные (567)
- забытые имена (562)
- зарубежные актеры кино (191)
- зарубежные актрисы кино (281)
- зарубежные писатели и поэты (304)
- звезды из прошлого (1602)
- звезды сцены (999)
- знаменитости (2566)
- известные личности (2256)
- интервью (269)
- интересно (357)
- интересные истории (1616)
- интересные факты (10519)
- искусство (264)
- истории (1711)
- истории любви (1019)
- истории создания фильма (43)
- история монархов (638)
- история песни (46)
- история Европы (516)
- история Крыма (81)
- история России (2863)
- либералы и оппозия (573)
- «творческая интеллигенция» (297)
- экономика (182)
- история СССР (1478)
- катастрофы (132)
- киноактеры и киноактрисы (587)
- кинозал (156)
- композиторы (191)
- котики и кошечки с котятами (963)
- котоматрицы (337)
- кошки в живописи (65)
- кошки и фото (72)
- кошки и юмор (292)
- кумиры (859)
- звезды голливуда (182)
- любовь (205)
- ЛЮДИ И СУДЬБЫ (5819)
- мир балета (178)
- история создания балета (6)
- мир кино (3405)
- интервью с актерами (65)
- прототипы героев фильмов (64)
- история создания фильма (571)
- музыка из кинофильмов (134)
- мультфильмы (101)
- размышления о фильме (263)
- рецензия на фильм (27)
- экранизации (84)
- мир театра (527)
- мир цирка (33)
- мифология (127)
- мои рамочки (19)
- мудрость (276)
- музыка (1582)
- авторы (373)
- исполнители (343)
- барды (50)
- история создания опер (23)
- джазовая музыка (49)
- дирижеры (7)
- история песни (283)
- история создания (129)
- классическая музыка (200)
- поп-музыка (104)
- ретро-музыка (580)
- романсы (412)
- танцевальная музыка (178)
- образование (122)
- отечественные актеры кино (868)
- отечественные актрисы кино (614)
- певицы (227)
- певцы (275)
- певцы и певицы бельканто (37)
- политика (2617)
- поэзия (382)
- праздники (180)
- притчи. (9)
- психология (1874)
- Пушкиниана (252)
- режиссеры (307)
- религия (151)
- русские писатели (141)
- русские поэты (155)
- русский язык (98)
- грамматика (30)
- садальский (146)
- сатира (112)
- сатирики (109)
- собаки (132)
- советские писатели (153)
- советские поэты (144)
- спорт (56)
- СССР (65)
- схемки (84)
- танцовщицы (92)
- танцоры (52)
- танцы. танцевальные номера (54)
- театр. театральные актеры и актрисы (461)
- Украина (430)
- фигурное катание (1)
- фото (480)
- художественная литература (454)
- прототипы героев книг (43)
- русские писатели (29)
- русские поэты (38)
- художники (563)
- цветы (30)
- цитаты (393)
- афоризмы (83)
- крылатые фразы (102)
- чтобы помнили (1436)
- актеры (99)
- актрисы (69)
- театральные актеры (47)
- юбилеи и дни рождения (552)
- юмор (648)
- юмор в живописи (9)
- юмористы (51)
—Фотоальбом
—Цитатник
Акварель, лишь способна, прозрачность нести. Grand Duchess Olga Alexandrovna .
Схемы «Усатые-хвостатые на фоне осени» .
«В глубине души такая печаль . » Письма Н.Н. Пушкиной-Ланской П.П. Ланскому Портрет Н.
Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.
Информация к размышлению. Наш Президент держит на плечах землю. Назло злобным тварям. .
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
РЕТРО-МУЗЫКА. ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНЫЙ СТАРИННЫЙ ПАСОДОБЛЬ «РИО-РИТА»
Ах, почему же невесело мне
Мчатся от Рио на верном коне
Что я оставил в родимом краю?
Может быть радость, надежду свою
Прощай рио -рита
Я покидаю берег сердцем битый
И здесь, Рио-рита
Свою любовь увидел в первый раз
Я встречал с ней когда-то
Быть может вспомнишь как-нибудь о нас
«Рио-Рита» со словами. Правда, они немного другие, чем приведены выше. Выше дан перевод с испанского. Исполняет «Сопрано Турецкого»
«Для тебя, Рио-Рита» (нем. Für dich, Rio Rita ; фр. Pour toi, Rio Rita ; англ. For You, Rio Rita ), часто название сокращается просто до «Рио-Рита» (Rio Rita) — популярный пасодобль 1930-х годов.
Автор музыки
«Рио Риты» — германский композитор испанского происхождения Энрике Сантеухини. Первые записи произведения для ночного клуба «Рио Рита» в Берлине под названием «Für dich, Rio Rita» сделал в Стокгольме и Берлине оркестр под управлением Отто Добриндта (псевдоним — Эдди Саксон) в 1932 году; немецкий текст написали О. Адам и Дж. Брест . Более известной русскому слушателю стала следующая запись — «Pour toi, Rio Rita» с французским текстом Гитца и Стербини в исполнении оркестра под управлением аккордеониста Мориса Александера.
«Рио-Рита» вошла в репертуар многих исполнителей. Один из них, германский еврей Марек Вебер, с приходом к власти нацистов был вынужден эмигрировать в США, там название мелодии он перевёл на английский — «For You, Rio Rita».
Запись в исполнении его оркестра, сделанная без текста, но зато с кастаньетами, в 1937 году попала в СССР, где снискала огромную популярность (настолько, что Риоритами даже называли дочерей).
В исполнении оркестра Марека Вебера
Она стала одним из символов предвоенной эпохи, в связи с чем ей посвящены несколько сочинений (одноимённая песня («Городок провинциальный…») Игоря Кантюкова (музыка) и Геннадия Шпаликова (стихи) для фильма «Военно-полевой роман» 1983 года, вошла в репертуар нескольких исполнителей; она часто упоминается в произведениях о том времени; звучит в фильмах и т. п. (например, «Место встречи изменить нельзя» 1979 года; «Завтра была война» 1987 года; «Десять лет без права переписки» 1990 года — с русским текстом; «Рио-Рита» была основной мелодией реклам МММ 1992 года; снят фильм с таким названием — «Риорита» 2008 года; мультфильм «Ещё раз!» 2010 года); появляются её новые аранжировки и ремиксы.
В исполнении Петра Тодоровского и Сергея Никитина
В связи с тем, что в то время на пластинках зачастую не указывались авторы, в России распространилось мнение, что это фрагмент мюзикла 1927 года «Rio Rita » Гарри Тьерни — но, возможно, что именно по этому мюзиклу и снятому по нему в 1929 году фильму было дано название берлинскому бару. Также нередко «Рио-Рита» ошибочно именуется фокстротом, возможно благодаря строчке Геннадия Шпаликова «Рио-рита, рио-рита — вертится фокстрот».
Подлинная история «Рио-Риты»
Пришло время, наконец-то пролить свет на историю возникновения этой замечательной мелодии. Великое множество слухов ходит по Интернету о том, что при перепечатке пластинок перепутали название и на самом деле то, что называется Рио-Ритой является другим произведением, но все это пока далеко от истины.
Внесем ясность. Как же на самом деле появилась Рио-рита ?
В далекие 30-е годы некий испанец Энрике Сантеухини попадает в Германию.
Там он встречается с многими популярными в то время исполнителями легкой джазовой музыки, в том числе и со своим «земляком» Хуаном Лоссасом, которого называли «Королём немецкого танго». Это был дирижёр, композитор, сочинивший множество красивых танго. В молодости Лоссас жил в Центральной и Южной Америке, а в 1923 году он переезжает в Берлин. Там он учится в музыкальной высшей школе, а по ночам работает музыкантом. В 1925 году Лоссас формирует свой первый оркестр, состоявший из 44 инструментов. С этим оркестром он выступает в саду на крыше отеля «Эдем». Оттуда начинается его наступление на большие рестораны Берлина — «Casanova», «Delphi Palace», «Femina», «Europa Spiegelsaal», «Berolina» и другие.
О чем могут говорить при встрече два испанца, которые занимаются музыкальным творчеством ? Конечно о музыке, её национальных корнях, народных песнях и серенадах.
В исполнении Вивальди-оркестра
При встрече с Сантеухини, Хуан Лоссас вспоминает свою жизнь в Южной Америке, путешествие в Мексику. Они пытаются восстановить в памяти классические испанские серенады и мексиканские ранчеры. Внезапно Энрике вспоминает замечательную ранчеру, которую он слышал в детстве от знакомого торреадора.
Де бойя вер ами серра мильо.
Мусьен, дон Артильо
Ла перле кюте етериор .
Песенка так понравилась Лоссасу, что он решает непременно написать аранжировку. Таким образом, в результате совместного творчества в 1932 году рождается пасодобль «Adiós, madrecita». На вышедшей пластинке Энрике пишет: «Fur Dich Rio Rita» и они вместе отдают хит открывшемуся тогда в Берлине ресторану, под названием «Rio Rita».
Вот так и началось триумфальное шествие шлягера по всему миру.
Перепост от 30 августа 2016 года
Рубрики: | музыка/ретро-музыка музыка/танцевальная музыка музыка/история создания музыка/авторы музыка/исполнители интересные факты |
Метки: рио-рита
Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям
Источник