- Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов
- Библиографическое описание:
- Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков
- Психоэмоциональное состояние учащегося (результаты диагностики)
- Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
- Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
- Нейропсихология детского возраста
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Краткое описание документа:
Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов
Дата публикации: 21.04.2014 2014-04-21
Статья просмотрена: 3694 раза
Библиографическое описание:
Фирсова, Т. А. Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов / Т. А. Фирсова, Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 829-831. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10459/ (дата обращения: 12.10.2021).
Вданной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников и студентов на предмет выявления различных эмоциональных состояний.
Ключевые слова: эмоциональные состояния; чувства; эмоциональная возбудимость; импульсивность; немотивированная тревожность; уровень тревожности; учебная деятельность
Проблема изучения эмоциональных состояний представляется достаточно актуальной в связи с тем, что все люди без исключения в любых ситуациях испытывают определенные эмоции и чувства, которые в свою очередь оказывают влияние на эффективность деятельности и поведения.
К классу эмоциональных состояний относятся настроения, аффекты, страсти, стрессы, фрустрация, тревожность. Они включены в сферу психических процессов и состояний человека [Леонтьев В. О., 2002: 5]. Учение об эмоциях, или чувствах, представляет собой самую неразработанную главу в психологии [Выготский Л. С., 2000: 154]. Проблемой эмоциональных состояний личности занимались такие ученые как П. К. Анохин, П. В. Симонов, А. Н. Леонтьев.
Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, а также выражают состояние нашей души. Человеческие эмоции — огромная сила, которой подвластны не только наши мысли, но и наши действия [Улыбина Ю. Н., 2008: 1]. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
В рамках изучения особенностей эмоциональных состояний наиболее интересными для нас оказались возрастные категории старшеклассников и студентов, которые, с одной стороны, объединяются единой ведущей учебно-профессиональной деятельностью, с другой стороны, различаются уровнем социальной и эмоциональной зрелости.
Целью исследования явилось изучение эмоциональных состояний старшеклассников и студентов.
Выборку исследования составили 30 старшеклассников (учащихся 10-х классов) и 25 студентов II курса ПГСГА.
Гипотеза исследования заключается в предположении о существовании различий в эмоциональных проявлениях школьников и студентов.
С целью проверки гипотезы и определения степени выраженности отдельных эмоциональных проявлений у школьников и студентов мы провели эмпирическое исследование, включающее в себя три этапа.
На первом этапе исследования с целью определения степени импульсивности испытуемых мы провели Методику выявления склонности демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость (В. В. Бойко).
Результаты исследования отражены на Рис. 1.
Рис. 1. Проявления склонности школьников и студентов демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость
Результаты исследования показали, что большинство старшеклассников в определенной степени проявляют признаки импульсивности (70 %), лишь 30 % из них не импульсивны. Это связано, на наш взгляд, в первую очередь, с физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в подростковом возрасте. Студенты в меньшей степени подвержены импульсивности: не склонны к импульсивности 53 % испытуемых, у 47 % респондентов имеются отдельные признаки импульсивности. Полученные данные объясняются изменением социального статуса студентов, их социальной ситуации, что в большей степени «заставляет» их контролировать эмоции.
На втором этапе исследования с целью выявления уровня тревожности испытуемых мы использовали Методику выявления склонности к немотивированной тревожности (В. В. Бойко).
Результаты исследования отражены на Рис. 2.
Рис. 2. Проявления склонности школьников и студентов к немотивированной тревожности
Результаты исследования выявили, что 3 % школьников проявляют ярко выраженную тревожность, а у 60 % старшеклассников присутствует некоторая склонность к тревожности, что может объясняться предстоящими экзаменами, выбором ВУЗа и будущей профессии. Студенты в меньшей степени проявляют признаки тревожности (47 %), что связано с более определенной, стабильной ситуацией, складывающейся на данном возрастном этапе. Это подтверждается еще и тем, что у студентов не наблюдаются показатели высокого уровня тревожности, а отсутствие тревожности вообще отмечается у 60 % студентов по сравнению с 37 % школьников.
На третьем этапе исследования с целью выявления основных причин выявленных эмоциональных состояний школьников и студентов мы применили метод опроса (анкетирование). Было определено, что для большинства школьников наиболее значимыми причиной проявления эмоциональных состояний (80 %) являются проблемы в отношениях со сверстниками, в частности, с противоположным полом. Для студентов же наиболее тревожными оказались проблемы, связанные с учебной деятельностью, что отметили 90 % респондентов.
Подводя итоги и обобщая результаты проведенной работы, следует отметить, что гипотеза исследования подтверждена, и нами выявлены определенные различия между эмоциональными состояниями школьников и студентов. Вышеизложенное исследование показало, что
— старшеклассники более импульсивны и эмоционально неустойчивы по сравнению со студентами, что связано с их возрастными, психофизиологическими особенностями и профессиональной неопределенностью;
— студенты в отличие от старшеклассников в меньшей степени проявляют склонность к тревожному состоянию, что объясняется более стабильной социальной ситуацией и изменившимся социальным статусом;
— эмоциональные проявления старшеклассников связаны в первую очередь с взаимоотношениями со сверстниками, для студентов же наиболее проблемными являются ситуации, связанные с учебной деятельностью.
1. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 108 с.
2. Леонтьев, В. О. Классификация эмоций / В. О. Леонтьев. — Одесса: Изд-во Инновационного ипотечного центра, 2002. — 150 с.
3. Улыбина, Ю. Н. Как контролировать свои эмоции / Ю. Н. Улыбина. — М.: Изд-во «Весь год», 2008. — 232 с.
Источник
Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает.
В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ – особая форма психических состояний человека,
переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;
те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;
относительно устойчивые переживания.
Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.
Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.
Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.
Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.
Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.
Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:
уверенность – неуверенность в себе.
Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.
Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:
Положительные изменения , происходящие с подростком:
проявление чувства взрослости;
рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
повышенное внимание к своей внешности;
проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;
появление познавательной мотивации;
желание быть не хуже, а лучше других.
ранимая неустойчивая психика;
намеренная манипуляция взрослыми;
внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;
повышенное негативное отношение к взрослым;
страх одиночества (мысли о суициде),
ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.
Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.
Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.
Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Опросники, тесты, диагностические методики
Источник
Психоэмоциональное состояние учащегося (результаты диагностики)
Информация о проделанной работе с учеником 7-Б класса
С учеником 7-Б класса было проведено психодиагностическое обследование.
Цель: тревожность классного руководителя касаемо поведения ученика.
· Изучение актуального психоэмоционального состояния;
· Выявление трудностей для дальнейшего оказания педагогической и психологической помощи;
· Подготовка рекомендаций для педагогов и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения.
В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:
· Цветовая диагностика Люшера
· Прогрессивные матрицы Равена
· Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
· Тест «Несуществующее животное»
Количественные и качественные данные, полученные в ходе обработки психодиагностики и психолого-педагогические рекомендации следующие:
1. Цветовая диагностика Люшера
Цветовая диагностика Люшера создана на предположении, что цветовые предпочтения способны отображать:
· специфику отношений с другими людьми,
· склонность человека к деятельности определенного вида, а также его функциональное состояние и наиболее постоянные свойства характера.
В ходе изучения эмоционального состояния испытуемого выяснилось, что ученику присущи: пассивность позиции, черты зависимости, тревожность, неуверенность в себе, мнительность и боязливость. Чувство непонятости, недостаток эмоционального тепла со стороны окружающих. Выраженная зависимость от объекта привязанности, потребность в защите и помощи.
Стремление к независимой позиции, оригинальность суждений, своеобразие интересов, увлеченность, потребность в «особых» переживаниях и отношениях, которым отдается предпочтение перед конкретными реальными целями.
Для сохранения социальных связей и теплых отношений проявляется уступчивость.
Стресс, вызванный конфликтом между надеждой и необходимостью (желаниями и реальностью), в связи с состоянием выраженного разочарования. Тревожная неуверенность усиливает стремление уйти от ответственности решений, переключиться на малозначимые, но отвлекающие от проблем занятия. Нерешительность, вызванная разочарованием.
1)Применять техники саморегуляции в требующих этого ситуациях
2. Прогрессивные матрицы Равена
Тест прогрессивные матрицы Равена предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной, интеллектуальной деятельности (логичность мышления). У испытуемого показатель IQ : 90, что соответствует уровню развития интеллекта — ниже среднего.
3. Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
Цель: определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
В результате были получены следующие результаты:
Тревожность: Средний уровень тревожности
Индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.
II. Фрустрация: Низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач
Состояние, тревожность, подавленность, безысходность
III. Агрессивность: Высокий уровень агрессивности
Свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей.
IV. Ригидность: Средний уровень ригидности
Обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации
4. Тест «Несуществующее животное»
Свое животное ученик назвал Пешкой. Животное напоминает автора рисунка и отображает его основные проблемы – повышенная тревожность, значимость сексуальной сферы, чувство одиночества.
Сильный нажим карандаша – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность.
Штрихованные линии – тревожность, как черта личности.
Рисунок смещен вбок — психическая слабость с выраженным снижением интеллекта, мышления, памяти, сообразительности, адаптации к социуму.
Рисунок несуществующего животного имеет человеческий облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам 13-17 летним.
Глаза с зачерченной радужкой – страхи.
Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание слышать чужое мнение.
Рот с зубами, клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.
Фигура кругообразная – скрытость, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.
Ноги худые и короткие – пассивность или неумелость в социальных отношениях.
Место жизни животного изолированное – чувство одиночества.
Питается эмоционально неприятной пищей (тараканы, мухи) – невротическое состояние, а так же питается людьми – негативизм, агрессивность.
Упоминание о размножении – значимость сексуальной сферы.
Указание о наличии множества друзей – высокая ценность общения.
5. Диагностика внимания и памяти
В ходе обследования выяснилось, что у мальчика внимание на среднем уровне, память – ниже среднего.
Рекомендации по работе с учащимся:
1. При опросе давайте примерный план ответа; разрешайте пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и прочее.
2.Задавайте наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3.При опросе создавайте специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяйте усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5.В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивайте атмосферу благожелательности.
6.На уроке при изучении нового материала чаще обращайтесь к слабоуспевающим учащимся с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала; привлекайте в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого; стимулируйте вопросы учащихся при затруднениях в усвоении нового материала.
7.В ходе самостоятельной работы на уроке давайте упражнения, направленные на устранения ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8.Отмечайте положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий.
9.Отмечайте типичные затруднения в работе и указывайте способы их устранения.
10.Оказывайте помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
11.При организации домашней работы подбирайте материал по осознанию и
исправлению ошибок. Объем домашних заданий рассчитывайте так, чтобы не допустить перегрузки школьника.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Цель: тревожность классного руководителя касаемо поведения ученика. Задачи исследования: Изучение актуального психоэмоционального состояния;Выявление трудностей для дальнейшего оказания педагогической и психологической помощи; Подготовка рекомендаций для педагогов и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения.
Источник