Результатом чувственного познания отличие рационального является

Разница между чувственными и рациональным познанием

Познание и его аспекты изучаются многими науками. Обсуждается сущность этого вида деятельности, его формы. В частности, рассматривается вопрос, чем отличается чувственное познание от рационального. Итак, ознакомимся с размышлениями исследователей по этому поводу.

О познании в общем

В целом понятие, о котором идет речь, означает процесс получения человеком знаний о мире и существующих в нем конкретных объектах, явлениях, закономерностях. Такое освоение действительности необходимо, чтобы лучше приспосабливаться к ней, использовать в своих целях многие предметы природы, наконец, совершенствовать себя. Исследователи выделяют в познании чувственную и рациональную составляющие. Рассмотрим их в сравнении.

Сравнение

В каждом случае процесс происходит по-своему. Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т. д. В том, что при этом есть возможность получать сведения только о каких-либо внешних свойствах и качествах, состоит отличие чувственного познания от рационального.

Информация об отдельных характеристиках объектов поступает к человеку в виде ощущений. Например, глаза «рассказывают» о том, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет ощутить холод льда. Более сложным элементом чувственного познания является восприятие. Оно подразумевает совокупность всех ощущений, связанных с конкретным предметом, и отвечает за формирование образов (обычный пломбир воспринимается как вкусный холодный продукт белого цвета). Кроме того, объекты могут существовать лишь в наших представлениях, а не наяву, благодаря тому, что их образ уже был когда-то запечатлен органами чувств.

Рациональное познание, в свою очередь, осуществляется с привлечением разума. Оно ставит целью постигнуть суть вещей, выявить закономерности. Такая познавательная деятельность присуща только человеку. Инструментом в ней является мышление, дающее больше возможностей, чем чувственный опыт.

Рациональное познание, прежде всего, формирует понятия. Они облекаются в слова и заключают в себе обобщающую и самую значимую информацию о предметах. Например, понятие «цветок» подразумевает любое растение такого рода независимо от сорта или особенностей строения (чувственное, если сравнить, всегда занято чем-то единичным, конкретным). Рациональное познание также оперирует суждениями, принимающими вид утверждений или отрицаний. Суждения могут становиться основой для получения выводов – умозаключений.

В чем разница между чувственным и рациональным познанием? В том, что первое осуществляется при непосредственном контакте с миром, а второе меньше привязано к реальности. Но хотя чувства помогают человеку замечать и фиксировать все, что происходит вокруг, с помощью них невозможно устанавливать причины и следствия. Кроме того, такое познание не всегда правдиво, оно способно вызывать иллюзии (пример: «перелом» ложки, помещенной в стакан с водой).

Рациональное познание позволяет получать более адекватные результаты. Опираясь на логику, оно помогает понимать действительность глубже и делать важные прогнозы. Между тем изначально все-таки происходит анализ материала, предоставленного чувствами. Таким образом, каждая из сфер познания играет в общем процессе свою важную роль.

Источник

Результатом чувственного познания отличие рационального является

16. Знания есть результат:

а) божественного откровения;

б) производственной деятельности;

в) познавательной деятельности;

г) воздействия природы.

17. К формам чувственного познания относится:

в) ощущение;

18. Ощущениеэто:

а) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющиеся в сознании после окончания непосредственного воздействия на органы чувств;

б) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

в) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа;

г) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений.

19. Восприятиеэто:

а) форма рационального познания;

б) психическое свойство, присущее только человеку;

в) форма чувственного познания;

г) способ объяснения мира.

20. Представлениеэто:

а) форма чувственного познания;

б) метод научного познания;

в) способ объяснения мира;

г) форма рационального познания.

21. Рациональноеэто познание:

а) с помощью наблюдения;

б) прямого контакта;

в) с помощью мышления;

г) на уровне инстинкта.

22. Отражение общих и существенных признаков называется:

в) понятием;

23. Логическая связь понятий выражается:

а) в представлении;

в) в суждении;

г) в умозаключении.

24. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:

а) обобщенное суждение о предмете;

б) конкретный образ предмета;

в) объяснение причин изменения предмета;

г) понятие о предмете.

25. И чувственное, и рациональное познание:

а) формирует знания и представления о предмете;

б) использует логические умозаключения;

в) начинается с ощущения;

г) дает наглядный образ предмета.

26. Рациональное познание, в отличие от чувственного:

а) присуще только образованным людям;

б) формирует понятия о предмете;

в) является критерием истины;

г) приводит к полезным результатам.

27. Интуитивное познание это:

а) нечто не связанное с разумом;

б) божественное озарение;

в) непосредственное постижение истины;

Читайте также:  Какому типу темперамента соответствует эмоционально устойчивый экстраверт

г) вообще реально не существует в процессе познания.

28. Возможность получения истинного знания отрицается:

в) агностиками;

29. Истинным является знание:

а) которое очевидно и его нельзя представить себе иначе;

б) достаточное для успешного ведения человеком своих дел;

в) соответствующее содержанию объекта познания и проверенное на практике;

г) основанное на доверии к уму и познаниям великих ученых.

Духовная сфера жизни общества

3.1. Духовная сфера и ее структура

Духовная сфера формирует отношения между индивидами, группами индивидов в процессе освоения ими духовной деятельности людей.

Духовная сфера включает в себя:

нравственные, религиозные, эстетические, идеологические ценности и идеалы, научные идеи и знаниядуховный мир человека;

обычаи, нормы, образцы поведения, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях;

деятельность самостоятельных социальных институтов: власти, семьи, церкви, науки, образования.

Особое значение в развитии духовной сферы имеет творческий процесс. Творчество является уникальной особенностью человеческого сознания. Оно помогает человеку создавать мир культуры. Этот мир так же необходим ему, как и природный.

Духовный (или внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации), это сфера, в которой он проявляет свои творческие и интеллектуальные способности. Они выражаются:

в определенных видах деятельности (создание произведений искусства, разработка новых научных открытий, формулировка оригинальных мировоззренческих позиций и т. д.);

Источник

Чувственное познание — характеристики, формы и признаки

В философии существуют два таких фундаментальных термина — чувственное познание и рациональное познание. Первое понятие являет собой познание сквозь призму известных нам инстинктивных ощущений: слуха, зрения, обоняния, вкуса и осязания.

Вторая форма принятия окружающей действительности осуществляется посредством мышления. Более детально оба примера осязания этого мира мы рассмотрим в этой статье.

Характеристики чувственного познания

В прошлом советские философы считали чувственное познание низшей ступенью человеческого мышления. А все потому, что человек в процессе этого вида познания руководится только инстинктами.

Но современные философы имеют совсем другую точку зрения: рациональное и чувственное осязание – это одно целое. Без инстинктивного познавания этого мира не было бы понятийно-абстрактного мышления, поэтому присутствие этих двух способов мышления обязательно для нормального существования человека.

В процессе чувственного познания каждое живое существо (не только человек) использует присущие ему органы зрения, слуха, обоняния, вкуса ли осязания.

Например, в детстве мы не знали, что лимон на вкус кислый. Но попробовав, мы это обнаружили с помощью вкусовых рецепторов ротовой полости. И, основываясь на личном опыте, мы можем сказать, что лимон – кислый.

Чувственное познание и его формы

Существует три формы инстинктивного познания, которые тесно взаимосвязаны между собой:

Ощущение – это первейшая форма восприятия окружающих предметов. С помощью этой формы осязания человек формирует мнение о том или ином объекте. Например, посмотрев на лимон, человек может определить для себя, что фрукт желтого цвета. Также с помощью ощущения можно определить материал объекта, вкус и форму. В процессе этой формы познания задействованы звуковые, тактильные, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения. Зрение является наиболее важным инструментом инстинктивного знания, так как с помощью глаз человек получает 80% информации.

Восприятие нацелено на создание полной картины исходного элемента. Эта форма позволяет нам выделить объект среди многих других и составить в голове целостный образ. Например, посмотрев на стул, человек воспринимает не его отдельные формы, цвет или расположение в пространстве, а объединяет полученную информацию в единое целое.

Представление основано на восприятии уже виденных человеком предметов. При этом основным инструментом данного осязания является человеческая память. Например, человек впервые в жизни увидел стол и теперь, при каждом упоминании этого нового для него понятия, ему на память будет приходить образ увиденного им стола.

По сути, чувственное познание возникает тогда, когда с органами чувств человека начинают контактировать окружающие объекты. При малейшем контакте запускаются процессы нервной системы, и мозг начинает порождать образы, которые позволяет удерживать осязательная память.

Инстинктивное познание – это простейшая форма осязания, при помощи которого происходит первый контакт с окружающей средой как у животных, так и у человека.

Рациональное познание и его формы

А сейчас кратко рассмотрим особенности рационального познания. Данная форма исследования этого мира отличается от инстинктивного восприятия тем, что базируется на логическом мышлении и накоплении знаний.

Абстрактный ход мыслей помогает нам выходить за рамки чувственного познания и принимать важные решения.

К рациональному познанию относится три метода осязания:

Понятие характеризуется возможностью создать собирательное понятие о том или ином предмете. Например, понятие «тетрадь» будет иметь для человека общее понятие и набор определенных характеристик, которые не зависят от времени или места нахождения.

Суждение является особой формой познания, которое способно суммировать количество имеющихся понятий и формировать собственное суждение об окружающей среде. Также сюда включают соотношение жизненных событий и обстоятельств, на основе которых человек делает определенные выводы. Например, чтобы сделать вывод, что такое психология, нам не будет достаточно прочесть одно правило в учебнике. Для этого нужно усвоить массу понятий из психологии и углубленно изучить тему, чтобы, наконец, составить собственное субъективное мнение.

Умозаключение, в свою очередь, базируется на совокупности суждений и помогает нам найти истину. Чтобы сформировать окончательное мнение, не достаточно собрать определенное количество понятий. Для этого нужно путем сбора суждений сделать единый вывод, который будет для человека истинным.

Читайте также:  Девушка должна чувствовать себя желанной

Одним словом, рациональное познание – это разумный подход к тому или иному вопросу. Чтобы успешно задействовать этот вид осязания, нужно хорошо владеть логикой и абстрактным мышлением. Для этого необходимо повышать свой уровень оперирования суждениями, понятиями и умозаключениями.

Отличия между чувственным и рациональным познанием

В чем разница между чувственным и рациональным мышлением? В этом поможет разобраться следующая таблица:

Рациональное и инстинктивное осязание значительно отличаются между собой по признакам и механизму задействования нервной системы. Но они являются единым целым, так как без одной формы познания не может существовать другой.

Отдельно философы выделяют такой способ познания как интуиция. Это понятие можно назвать мистическим, так как человеку при помощи интуиции знания приходят в голову внезапно без обоснованных доказательств.

Источник

Формы познания: классификация, примеры, описание

Приветствую Вас, друзья!

Познание – это сложный когнитивный процесс, которому мы обязаны всеми достижениями человеческой цивилизации. Это удивительное природное явление интересовало древних мудрецов ещё до появления философии. И сегодня оно является предметом изучения гносеологии, когнитивной психологии и многих других наук. В этой статье мы сосредоточим внимание на формах познания, но чтобы Вам было проще с ними разобраться, давайте сперва кратко рассмотрим, что такое познание. Итак,

Что такое познание?

Познание – это совокупность процессов и методов получения знаний об окружающем мире. Это обширное понятие, охватывающее и естественное стремление найти рациональное объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приёмы получения и накопления знаний. Людям свойственно стремление объяснить каждое явление окружающего мира, и именно это стремление считается главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.

Познание имеет сложную структуру, при этом фундаментальными для него являются пять основных структурных элементов:

  1. Субъект. Это тот, кто получает знание, прикладывая к этому определённые усилия. Любой человек, читающий книгу или статью в интернете, проводящий экспериментальные наблюдения или выполняющий теоретические расчёты, является в этот момент субъектом познания.
  2. Объект. Это то, на что направлена познавательная деятельность. К примеру, для читателей данной статьи объектом познания является само познание как понятие и явление.
  3. Мотив.Это фактор, вызывающий тягу к знанию, например, интерес. Мотив может быть практическим (желание получить высшее образование и обеспечить себе карьерные перспективы) или теоретическим (получение удовольствия непосредственно от процесса познания). Теоретическими мотивами человек руководствуется, например, читая статью о теории струн или строении вселенной. Этот процесс приносит удовольствие от познания, хоть и не даёт знаний, обладающих практической ценностью.
  4. Цель. Не следует путать цель и мотив. Целью познания является получение полных, точных и достоверных знаний о познаваемом объекте.
  5. Результат. Результатом познания является само знание. Стоит отметить, что результат иногда достигается даже без намеренного ведения познавательной деятельности. К примеру, ребёнок получает знания, когда впервые падает и расшибает колено, когда впервые обжигается, ранит палец или загоняет занозу. Он определенно не стремится к получению такого опыта, но знания он получает.

Формы познания

Существует две основных формы познания: чувственное (то есть, основанное на чувствах и ощущениях) и рациональное (основанное на мышлении). Рассмотрим каждую форму подробно.

1. Чувственное познание

Основными механизмами данной формы познания являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. При этом само чувственное познание имеет три уровня:

  1. Ощущение. Это процесс, происходящий в органах чувств под влиянием внешнего воздействия и позволяющий понимать определенные свойства познаваемого объекта или явления (форма, цвет, вкус, температура и прочее).
  2. Восприятие. Это интерпретация чувственных данных (ощущений), представляющая собой целостный образ предмета, процесса или явления.
  3. Представление. Это воспроизведённый образ предмета, процесса или явления, сформированный в воображении на основании имеющегося опыта и сохранившийся в памяти. Для возникновения представления не требуется воздействие на органы чувств в текущий момент времени.

Чувственное познание субъективно и не отличается высокой точностью. И всё же именно оно лежит в основе всех когнитивных процессов человека. Разновидностью чувственного познания является также интуиция. Это явление заключается в том, что человек приходит к определенным умозаключениям на основании некоего внутреннего самоощущения. При этом он руководствуется не логикой и осмысленными рассуждениями, а исключительно чувствами и предчувствиями. Как и другие формы чувственного познания, интуиция очень субъективна.

При чувственном познании знание получается непосредственно от органов чувств и без дополнительной обработки может быть неточным или неполным. К примеру, если в стакане воды находится ложка, из-за преломления она выглядит изогнутой. Поэтому для точного понимания её формы образ, полученный через чувственное восприятие, должен подвергаться рациональному осмыслению.

2. Рациональное познание

Познание, построенное на последовательном рассуждении с соблюдением законов логики, называется рациональным. Оно осуществляется разумом, а не органами чувств (поэтому и своё название оно получило от латинского слова ratio, которое переводится как «разум» или «рассудок»). При этом используются такие методы как сравнение, измерение, уподобление и обобщение. Принято считать, что рациональное познание присуще только человеку, тогда как животные опираются исключительно на чувственное.

Формы рационального познания:

  1. Понятие. Это логически оформленная идея или мысль, определяющая объект, явление или свойство.
  2. Суждение. Это мысль, утверждающая или отрицающая определенные факты (например, наличие свойств у предмета).
  3. Умозаключение. Это суждение, сформированное на основании нескольких других суждений и несущее при этом новую информацию.
Читайте также:  Как побороть депрессию после развода с женой

Рассмотрим несложный пример. «Человек» и «животное» – это понятия, определяющие конкретные объекты (или классы объектов), но не задающие их свойств. Такое свойство как потребность в пище также является понятием. Суждениями являются утверждения «Все животные нуждаются в пище» и «Человек – это животное». Из этих двух суждений можно вывести следующее умозаключение: «Человек нуждается в пище».

Существует три вида умозаключений:

  1. Индуктивное. Это умозаключение, которое строится по принципу «От частного к общему» (если некий признак присутствует у одного объекта, значит, он должен присутствовать и у всей группы).
  2. Дедуктивное. Это умозаключение по принципу «От общего к частному» (если признак присутствует у всей группы, он должен присутствовать и у отдельно взятого объекта).
  3. Трансдуктивное. Это перенос свойства от одного объекта к другому (или от одной группы к другой). Такие умозаключения свойственны детям, которые часто переносят свой скромный жизненный опыт на новые предметы, ожидая увидеть у них привычные свойства (например, если котёнок любит играть, то и кролик тоже должен любить).

Очевидно, что из перечисленных видов умозаключений только дедуктивный метод может гарантировано приводить к правильным выводам. При этом индуктивный и трансдуктивный подходы являются основными источниками логических ошибок. Таким образом, рациональное познание не всегда приводит к получению достоверных знаний.

Рациональному познанию свойственны следующие особенности:

  • оно основывается на результатах чувственного познания;
  • оно использует абстрактные и обобщенные образы;
  • оно использует известные закономерности, связи и отношения.

Соотношение чувственного и рационального познания

В философии существует два противоположных взгляда на то, как соотносятся между собой чувственное и рациональное познания:

  1. Эмпиризм. Данный подход основывается на утверждении, что единственным источником знаний является чувственное познание.
  2. Рационализм. Этот подход основывается на утверждении, что достоверные знания могут быть получены только путём рациональных рассуждений с соблюдением законов логики.

Каждый из этих подходов является крайностью, и в действительности обе формы познания тесно взаимосвязаны между собой. Без чувственного познания человек не может получать информацию извне, а без рационального невозможно определить достоверность полученных знаний. В современных науках присутствует большое количество абстрактных понятий, не имеющих аналогов в материальном мире, и все же для их понимания необходимо наличие образов, сформировавшихся благодаря чувственному познанию.

Виды познания

В современной философии выделяют 6 видов познания:

  1. Философское познание. Это нахождение объяснений различным явлениям окружающего мира посредством рассуждения.
  2. Научное познание. Это получение и систематизация достоверных знаний с применением доказательного подхода.
  3. Творческое (художественное) познание. Это познание окружающего мира через художественные образы. Творческое познание не ставит перед собой задачу обеспечивать достоверность знаний.
  4. Религиозное познание. Это привитие абсолютизированных идеалов, ценностей, моральных и нравственных принципов, которые должны приниматься как данность – без аргументов и доказательств.
  5. Мифологическое познание. Такой вид познания был актуален, когда человечеству было мало известно о законах природы. Тогда любые явления объяснялись действиями неких высших сил.
  6. Самопознание. Это осмысление самого себя, понимание своих психических и физических особенностей, поиск своего места в социуме. Данный процесс длится непрерывно в течение всей жизни.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).

Эмпирические методы:

  • наблюдение – изучение объекта в его естественной среде без какого-либо влияния на происходящие процессы;
  • измерение – получение численных характеристик наблюдаемого объекта путём сопоставления его свойств с эталонными значениями;
  • эксперимент – намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;
  • сравнение – сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов, которые уже были изучены ранее.

Теоретические методы:

  • анализ – деление объекта на составляющие и подробное изучение;
  • синтез – воссоздание целостной картины из отдельных деталей;
  • сравнение – сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств;
  • классификация – объединение изучаемых объектов в группы на основании наличия одинаковых свойств;
  • конкретизация – более глубокое изучение определенных свойств;
  • абстрагирование – изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других);
  • систематизация – объединение накопленных знаний в систему, в которой четко прослеживаются взаимосвязи и закономерности;
  • индукция – умозаключения, направленные от частного к общему;
  • дедукция – умозаключения, направленные от общего к частному;
  • идеализация – создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
  • моделирование – создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

Заключение

Познание – это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования. Сегодня разные аспекты познания изучаются такими науками как когнитивная психология, науковедение, социология знания, научная методология и множеством других научных дисциплин. Увы, изучение данного понятия не входит в школьную программу. Но можно с уверенностью сказать, что понимание сути познания, его форм, видов и методов очень полезно для любого человека, сохраняющего интерес к знаниям, саморазвитию и самоактуализации.

Источник

Оцените статью