Результат обобщения эмоций это
Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.
1. По знаку эмоции делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) — с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.
2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся «фундаментальными»:
радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;
удивление — эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;
страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
гнев — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;
отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;
презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;
страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;
стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые , в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.
Эмоциональный тон ощущений — простейшая форма эмоций , сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.
Эмоции , в собственном смысле этого слова, — эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие «фундаментальные» эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.
Аффект (от лат. аffectus — душевное волнение) — сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.
Настроение — сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение — это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер .
Чувства — высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.
Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.
Страсть — сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть — это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение . Однако оно, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно . Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.
Источник
Фазы стресса.
1. Реакция тревоги. Будучи подвергнут воздействию стрессогенных факторов, организм изменяет характеристики своего функционирования для осуществления адаптации. На этой стадии сопротивляемость понижена, реакции на раздражители могут быть чрезмерными.
2. Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями организма, наступает адаптация. Реакция тревоги исчезает, сопротивляемость повышается.
3. Фаза истощения. При длительном действии стрессора запасы адаптационной энергии истощаются, вновь появляются признаки реакции тревоги, сопротивляемость падает, на этот раз необратимо.
САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ.
Цели самоподготовки: по материалам лекции и учебника составить понятие об эмоциональных процессах, их месте в ряду других психических феноменов, и их основных характеристиках.
План работы: 1. Прочитать конспект лекции.
2. Прочитать информационный блок данной методической разработки.
3. Прочитать рекомендуемую литературу.
4. Проверить успешность усвоения основных понятий темы, пользуясь тестовыми заданиями (см. далее).
5. Записать возникшие вопросы по теме, с тем, чтобы выяснить их у преподавателя.
1. Годфруа Ж. Что такое психология? М. «Мир»,
2. Немов Р. С. Психология. М. «Просвещение», 1990, 1994.
3. Хрестоматия по психологии эмоций. Под ред.
В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. изд-во МГУ, 1992.
4. Селье Г. Стресс без дистресса. М. «Прогресс»,
5. Творогова Н.Д. Психология (Курс лекций).
Вопросы для проверки усвоения основных понятий темы.
1. Можно ли, наблюдая за поведением человека, точно определить, какие эмоции он испытывает?
Обоснуйте свой ответ.
2. Является ли знание о физиологических изменениях в организме достаточным для определения эмоционального состояния человека?
3. Что утверждает теория Джемса-Ланге?
5. Как объясняется возникновение эмоций в когнитивных теориях?
6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?
7. Чем отличается стресс от дистресса?
8. Какие основные эмоциональные состояния Вы можете назвать? Опишите их.
Ответы на эти вопросы Вы можете найти в «информационном материале» данной методической разработки.
РАБОТА НА ЗАНЯТИИ.
План занятия. 1. Организационные вопросы.
2. Проверка исходного уровня знаний.
3. Ответы на вопросы студентов по домашнему заданию.
4. Самостоятельная работа студентов.
5. Итоговый контроль.
ЗАДАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ
1. Какие три аспекта выражения эмоций Вы знаете?
В следующих пунктах заполните пропущенные
2. Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, называются.
3. возникают в результате обобщения эмоций, имеют отчетливо выраженный предметный характер, отличаются устойчивостью.
4. Отрицательное эмоциональное переживание, вызванное блокировкой какого-либо стремления, невозможностью достичь желаемого называется.
5. Фазы синдрома общей адаптации.
В следующих пунктах выберите один или несколько правильных ответов:
6. К функциям эмоций относятся: а) оценка
б) категоризация стимулов
д) порождение мотивов.
7. Отрицательные эмоции возникают, когда имеющаяся в наличии информация:
8. К факторам, определяющим возникновение эмоций, относятся:
а) характер получаемой информации
б) вероятность удовлетворения потребности
в) степень внимания к информации
г) уровень умственного развития.
9. Интенсивность эмоций зависит от:
а) восприятия данной информации
б) уровня бодрствования
в) анализа получаемой информации.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА
Задание N 1. Функции эмоций.
Представьте себе человека, полностью лишенного всех эмоций. Как протекали бы его психические процессы? Как он воспринимал бы окружающий мир? Какие трудности возникли бы в процессе воспитания такого человека? Смог бы он сформироваться в полноценную личность? Какие проблемы он бы встречал при общении с другими людьми?
При обсуждении этой гипотетической ситуации выявляется важность эмоций и необходимость выполняемых ими функций для нормального течения душевной жизни.
Задание N 2. Формы переживания.
Какие эмоциональные явления оиисаны в приведенных ниже литературных отрывках?
а) Ей отрадно было думать, что она не лучше, как прежде думала, а хуже, гораздо хуже всех, всех, кто только есть на свете. Но этого мало было. Она знала эю и спрашивала себя «что же дальше?» А дальше ничего не было. Не было никакой радости в жизни, а жизнь проходила. Нагаша, видимо, старалась юлько никому не быть в тягость, никому не мешать, но для себя ей ничего не нужно было. Она удалялась от всех домашних.
б). Пьеру захотелось тоже говорить. Он выдвинулся вперед, чувствуя себя воодушевленным, сам не зная еще чем, и сам не зная еще, что он скажет. Он ожесточился против сенатора, вносящего эту правильность и узость воззрений. Пьер выступил вперед и остановил его. Он сам не знал, что будет говорить, но начал оживленно.
в) — Разбойники, что делают! — закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. — Беги к резервам, при- вози ящики! — крикнул он сердито.
г) Пьер хотел что-то сказать, взглянул на нее странными глазами, выражения которых она не поняла и опять лег. Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что-то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно.
Пьер вскочил с дивана и, шатаясь бросился к
— Я тебя убью! — закричал он, и схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее.
Обоснуйте свой ответ. По каким параметрам различаются эти переживания? Каковы субъективные различия? По каким внешне наблюдаемым признакам можно судить об эмоциональном состоянии другого?
Задание N 3. Деструктивные аспекты эмоций.
Всегда ли аффективная реакция является деструктивной? Какой биологический смысл заложен в механизме аффективной разрядки? В каких случаях эмоции нарушают нормальное протекание деятельности, а в каких — наоборот способствуют ей? (В качестве примера предлагается подробно рассмотреть реакцию тревоги).
Задание N 4. Внешние проявления эмоций.
Как Вы думаете, какую эмоцию испытывает человек, который:
а) Сидит понурившись, плечи опущены, руки бессильно свисают, голова склонена, неподвижный взгляд устремлен в иол, голос глухой, речь немного замедлена.
б) Поза напряженная, руки лихорадочно перебирают край одежды, взгляд бегающий, речь отрывистая, быстрая, голос громкий, иногда срывающийся.
в) Сидит неподвижно, немного подавшись вперед, тело напряжено, взгляд неотрывно устремлен на собеседника, говорит почти шепотом или громкими отрывистыми междометиями.
Достаточно ли приведенной информации, чтобы точно определить эмоцию?
Задание N 5. Опишите внешний вид человека ири различных эмоциях, так, чтобы Ваши товарищи смогли догадаться, какую эмоцию Вы имеете в виду. (Причем, описывать нужно только в терминах положения и физических характеристик тела, нельзя говорить «печальное выражение лица», нужно описывать: брови приподняты и надломлены, углы рта опущены вниз и 1. д.).
Как Вы думаете, почему возникают затруднения при соблюдении этого ограничения?
Проводится в форме беседы-обсуждения основных понятий темы.
Преподаватель оценивает не просто усвоение формулировок, но понимание материала и возможность проблематизации, дает обратную связь об активности студентов на занятии.
Источник
Виды эмоциональных переживаний.
Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными новеденческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализуют «аварийное поведение». Самоконтроль резко понижен.
Собственно эмоции — относительно более длительное и слабее проявляющееся во внешнем поведении переживание. Выражает оценочное отношение личности к воспринятой информации.
Чувства — длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций.
Настроения — относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течении достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон.
Классификации эмоций по качеству более противоречивы. В работах разных авторов выделяется от 6 до 20 «основных эмоций». Мы кратко остановимся на следующих:
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности.
Удивление — эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства.
Страдание — отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей.
Гнев — отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляет собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению желаемой цели.
Страх — отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия.
Стыд — состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих и/или собственным принципам.
Одной из наиболее универсальных схем, позволяющих как классифицировать эмоции, так и описывать их динамику, является учение В. Вундта о трех компонентах эмоций. Вундт предполагал, что любая эмоция может быть разложена на три взаимно независимых компонента, которые он предлагал представлять в виде координатных осей эмоционального пространства:
Любое эмоциональное состояние может быть представлено точкой в этом пространстве, а его динамика во времени — линией.
Возникновение эмоций.
Теория деятельности: (эмоция отражает отношение мотива к цели; степень интенсивности реакции зависит от силы и значимости мотива.
Когнитивные (информационные) теории эмоций (Симонов, Фестингер, Шехтер и др.): эмоция зависит от расхождения между необходимой (ожидаемой, желаемой) и имеющейся в наличии информацией.
Эти теории могут рассматриваться как в какой- то степени взаимодополняющие. Эмоциональная реакция в данный момент зависит как от мотивов и потребностей, так и от информации, поставляемой наличной ситуацией, поэтому в анализе нуждаются оба аспекта.
Еще один фактор, определяющий в основном силу эмоциональной реакции — состояние человека в данный момент, его уровень бодрствования (активации).
3. Разрешения ситуации («аварийное поведение»: бегство, агрессия, оцепенение).’
4. Организация деятельности. Традиционное представление о том, что эмоции мешают деятельности, дезорганизуют ее не вполне верно. Эмоции могут организовывать деятельность, направлять силы и внимание на определенный предмет. Дезорганизация возникает за счет переключения на «аварийное поведение» (см. п. 3) в случаях, когда это не целесообразно.
5. Регулирующая функция заключается в способности эмоционального подкрепления, закрепления реакций, что играет важную роль в процессе научения.
6. Эвристическая функция эмоций наиболее хорошо изучена на материале творческого мышления. Специфические эмоциональные состояния «предчувствия решения» и «красоты решения» играют очень важную роль в этом процессе.
7. Синтезирующая функция. Эмоции могут служит тем центром, вокруг которого группируются различные содержания, создавая таким образом целостные комплексы представлений.
8. Функция активации, мобилизации организма, выделяемая некоторыми психологами как отдельная, может рассматриваться так же и как аспект функции организации (п. 4).
9. Экспрессивная — выражение отношения.
Эмоции и познавательные процессы.
Эмоции могут оказывать значительное влияние на познавательные процессы.
От эмоционального состояния зависит, на какие именно аспекты ситуации человек будет обращать внимание. Эмоции могут даже полностью перенастроить восприятие («коридор восприятия» в состоянии аффекта).
О роли эмоций в процессе мышления см. функции эмоций п. 6.
Восприятие собственных эмоций может влиять на интерпретацию ситуации (эксперимент Валинса).
Сложные эмоциональные реакции.
Кроме «простых» эмоций типа удивления или страха, выделяют еще и сложные эмоциональные переживания, представляющие собой определенный комплекс простых эмоций. В качестве примера мы рассмотрим эмоциональный стресс.
Стресс.
Стресс (общий адаптационный синдром) — это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования.
Каждое воздействие на организм предъявляет как специфические требования для адаптации к нему (например дрожь и суждение сосудов на холоде), так и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.
С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Стресс — это общий знаменатель любой приспособительной реакции.
Стресс не есть просто нервное напряжение. Это комплексная реакция всего организма.
Следует различать понятия стресс и дистресс.
Стресс не является вредным. Умеренный уровень стресса сопровождает человека всю жизнь, помогая осуществлять приспособительные реакции.
Дистресс — результат чрезмерного стресса. Наступает при исчерпании адаптационных резервов, оказывает деструктивное действие на организм.
1. Реакция тревоги. Будучи подвергнут воздействию стрессогенных факторов, организм изменяет характеристики своего функционирования для осуществления адаптации. На этой стадии сопротивляемость понижена, реакции на раздражители могут быть чрезмерными.
2. Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями организма, наступает адаптация. Реакция тревоги исчезает, сопротивляемость повышается.
3. Фаза истощения. При длительном действии стрессора запасы адаптационной энергии истощаются, вновь появляются признаки реакции тревоги, сопротивляемость падает, на этот раз необратимо.
САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ.
Цели самоподготовки: по материалам лекции и учебника составить понятие об эмоциональных процессах, их месте в ряду других психических феноменов, и их основных характеристиках.
План работы: 1. Прочитать конспект лекции.
2. Прочитать информационный блок данной методической разработки.
3. Прочитать рекомендуемую литературу.
4. Проверить успешность усвоения основных понятий темы, пользуясь тестовыми заданиями (см. далее).
5. Записать возникшие вопросы по теме, с тем, чтобы выяснить их у преподавателя.
1. Годфруа Ж. Что такое психология? М. «Мир»,
2. Немов Р. С. Психология. М. «Просвещение», 1990, 1994.
3. Хрестоматия по психологии эмоций. Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. изд-во МГУ, 1992.
4. Селье Г. Стресс без дистресса. М. «Прогресс»,
5. Творогова Н.Д. Психология (Курс лекций).
Вопросы для проверки усвоения основных понятий темы.
1. Можно ли, наблюдая за поведением человека, точно определить, какие эмоции он испытывает?
Обоснуйте свой ответ.
2. Является ли знание о физиологических изменениях в организме достаточным для определения эмоционального состояния человека?
3. Что утверждает теория Джемса-Ланге?
4. По каким критериям эмоциональные явления разделяются на аффекты, собственно эмоции, чувства и настроения?
5. Как объясняется возникновение эмоций в когнитивных теориях?
6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?
7. Чем отличается стресс от дистресса?
8. Какие основные эмоциональные состояния Вы можете назвать? Опишите их.
Ответы на эти вопросы Вы можете найти в «информационном материале» данной методической разработки.
РАБОТА НА ЗАНЯТИИ.
План занятия. 1. Организационные вопросы.
2. Проверка исходного уровня знаний.
3. Ответы на вопросы студентов по домашнему заданию.
4. Самостоятельная работа студентов.
5. Итоговый контроль.
ЗАДАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ
1. Какие три аспекта выражения эмоций Вы знаете?
В следующих пунктах заполните пропущенные
2. Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, называются.
3. возникают в результате обобщения эмоций, имеют отчетливо выраженный предметный характер, отличаются устойчивостью.
4. Отрицательное эмоциональное переживание, вызванное блокировкой какого-либо стремления, невозможностью достичь желаемого называется.
5. Фазы синдрома общей адаптации.
В следующих пунктах выберите один или несколько правильных ответов:
6. К функциям эмоций относятся: а) оценка
б) категоризация стимулов
д) порождение мотивов.
7. Отрицательные эмоции возникают, когда имеющаяся в наличии информация:
8. К факторам, определяющим возникновение эмоций, относятся:
а) характер получаемой информации
б) вероятность удовлетворения потребности
в) степень внимания к информации
г) уровень умственного развития.
9. Интенсивность эмоций зависит от:
а) восприятия данной информации
б) уровня бодрствования
в) анализа получаемой информации.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА
Задание N 1. Функции эмоций.
Представьте себе человека, полностью лишенного всех эмоций. Как протекали бы его психические процессы? Как он воспринимал бы окружающий мир? Какие трудности возникли бы в процессе воспитания такого человека? Смог бы он сформироваться в полноценную личность? Какие проблемы он бы встречал при общении с другими людьми?
При обсуждении этой гипотетической ситуации выявляется важность эмоций и необходимость выполняемых ими функций для нормального течения душевной жизни.
Заданне N 2. Формы переживания.
Какие эмоциональные явления описаны в приведенных ниже литературных отрывках?
а) Ей отрадно было думать, что она не лучше, как прежде думала, а хуже, гораздо хуже всех, всех, кто только есть на свете. Но этого мало было. Она знала эю и спрашивала себя «что же дальше?» А дальше ничего не было. Не было никакой радости в жизни, а жизнь проходила. Наташа, видимо, старалась юлько никому не быть в тягость, никому не мешать, но для себя ей ничего не нужно было. Она удалялась от всех домашних.
б). Пьеру захотелось тоже говорить. Он выдвинулся вперед, чувствуя себя воодушевленным, сам не зная еще чем, и сам не зная еще, что он скажет. Он ожесточился против сенатора, вносящего эту правильность и узость воззрений. Пьер выступил вперед и остановил его. Он сам не знал, что будет говорить, но начал оживленно.
в) — Разбойники, что делают! — закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. — Беги к резервам, привози ящики! — крикнул он сердито.
г) Пьер хотел что-то сказать, взглянул на нее странными глазами, выражения которых она не поняла и опять лег. Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что-то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно.
Пьер вскочил с дивана и, шатаясь бросился к
— Я тебя убью! — закричал он, и схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Бог знает, что сделал бы Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты.
Обоснуйте свой ответ. По каким параметрам различаются эти переживания? Каковы субъективные различия? По каким внешне наблюдаемым признакам можно судить об эмоциональном состоянии другого?
Задание N 3. Деструктивные аспекты эмоций.
Всегда ли аффективная реакция является деструктивной? Какой биологический смысл заложен в механизме аффективной разрядки? В каких случаях эмоции нарушают нормальное протекание деятельности, а в каких — наоборот способствуют ей? (В качестве примера предлагается подробно рассмотреть реакцию тревоги).
Задание N 4. Внешние проявления эмоций.
Как Вы думаете, какую эмоцию испытывает человек, который:
а) Сидит понурившись, плечи опущены, руки бессильно свисают, голова склонена, неподвижный взгляд устремлен в иол, голос глухой, речь немного замедлена.
б) Поза напряженная, руки лихорадочно перебирают край одежды, взгляд бегающий, речь отрывистая, быстрая, голос громкий, иногда срывающийся.
в) Сидит неподвижно, немного подавшись вперед, тело напряжено, взгляд неотрывно устремлен на собеседника, говорит почти шепотом или громкими отрывистыми междометиями.
Достаточно ли приведенной информации, чтобы точно определить эмоцию?
Задание N 5. Опишите внешний вид человека при различных эмоциях, так, чтобы Ваши товарищи смогли догадаться, какую эмоцию Вы имеете в виду. (Причем, описывать нужно только в терминах положения и физических характеристик тела, нельзя говорить «печальное выражение лица», нужно описывать: брови приподняты и надломлены, углы рта опущены вниз и i. д.).
Как Вы думаете, почему возникают затруднения при соблюдении этого ограничения?
Проводится в форме беседы-обсуждения основных понятий темы.
Преподаватель оценивает не просто усвоение формулировок, но понимание материала и возможность проблематизации, дает обратную связь об активности студентов на занятии.
ТЕМА: МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ.
Цели занятия: 1. уметь определять понятие «механизм психологической защиты»;
2. уметь различать механизмы психологической защиты, влияющие на поведение людей в различных ситуациях (общение, профессиональная деятельность, болезнь и т. д.).
Основные понятия темы: механизмы психологической защиты, бессознательное, фрустрация.
Понятие психологической защиты.
Термин впервые был введен 3. Фрейдом в работе «Защитные механизмы» в 1894 году.
Фрейд предложил следующую концепцию личности. Психический аппарат индивида делится на три области.
1) «Оно» — бессознательная инстинктивная область импульсов и инстинктов, которые стремятся к удовлетворению, подчиняясь принципу удовольствия.
2) «Я» — сознательная область. Основная задача «Я» — цензура над импульсами, исходящими из области «ОНО». Для этой цензуры «Я» использует механизмы психологической защиты.
3) «Над Я» — наследник эдипова комплекса. Область нравственной оценки, это идеальное «Я», осозна- вание того, как должно выглядеть «Я» в соответствии с требованиями общества и общественной моралью.
Человеческой жизнью управляют два влечения: Эрос (в психоанализе это прежде всего влечение сексуального характера) и Танатос — влечение к смерти, де- структивность.
На своем пути к удовлетворению импульсы Оно должны пройти через территорию «Я», а там они будут в чуждой среде. В Оно преобладают так называемые первичные процессы, противоположности не являются взаимоисключающими, все подчиняется принципу удовольствия. В «Я» напротив ассоциация идей осуществляется в соответствии с определенными правилами, инстинкты уже не могут непосредственно удовлетворяться, они должны учитывать требования реальности и, кроме того, должны подчиняться этическим и моральным правилам, при помощи которых «Сверх Я» стремится контролировать поведение «Я». Таким образом, цель «Я» — постоянный контроль над инстинктами. Для этого нужны защитные механизмы.
Механизмы психологической защиты — это способ борьбы «Я» против болезненных, непереносимых для субъекта переживаний. Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психического здоровья и целостности личности. В этом случае цена психического здоровья: искаженная действительность, искаженный образ «Я», искаженный внешний мир. Механизмы психологической защиты формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т. е. в индивидуальном опыте происходит научение тем или иным защитным формам поведения.
Основные признаки механизмов психологической защиты:
— импульсивность (механизмы психологической защиты не зависят от воли);
— отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения.
Основные функции механизмов психологической защиты:
— сохранение личностной целостности, психического здоровья, определенного «Я-образа»;
— регуляция межличностных отношений.
Одной из ситуаций, в которых активизируются механизмы защиты является фрустрация.
Фрустрация — это психическое состояние человека в случае возникновения на его пути к достижению цели препятствий, воспринимаемых им как непреодолимые.
Основой для классификации защитных механизмов служит степень их зрелости (сила «Я»).
Сублимация — ориентированная на перспективу неконфликтная эволюция импульса к зрелому уровню выражения (художник в искусстве сублимирует сексуальные импульсы, политическая активность — сублимированная агрессия).
Вытеснение — неприятные переживания, мысли устраняются из сознания.
То, какие защитные механизмы будут преобладать у конкретного человека, определяется его индивидуальным опытом.
Разберем, каким образом функционируют механизмы психологической защиты на примере одного из самых распространенных механизмов защиты — проекции.
Существуют различные типы проекций.
1. Комплементарная — приписывание другому того состояния, которое отсутствует у субъекта, но дополнительно к состоянию субъекта (например, если я испытываю ревность, то другому приписываю измену).
2. Атрибутивная — наивное суждение при недостатке знаний («другие такие же, как мы»). Пример: студенты, которые, по свидетельству преподавателей, часто списывают, считают, что все студенты списывают.
3. Симилятивная — приписывание собственных качеств, которых субъект не осознает другим людям. Например, собственные негативные черты родители могут приписывать своему ребенку.
4. Пан глосс-Кассандра.
Панглосс — герой одной из повестей Вольтера. Этот герой видел мир через розовые очки. Кассандра — предрекала гибель Трои, проецировала на внешний мир ощущение гибельности.
Другому человеку приписывается противоположное тому, что чувствует субъект (приписываю другому ненависть ко мне, сам чувствую к нему любовь).
Панглосс: сам чувствую к миру враждебность (неосознанно), предполагаю, что все меня любят. Кассандра — наоборот. Данный вид защиты направлен на преодоление тенденции очень сильного сближения с другими людьми.
Приписываться могут как позитивные, так и негативные переживания.
1. Регуляция самосознания и самооценки (например, в случае атрибутивной проекции приписывание другим негативных черт выполняет защитную функцию включения себя в социальный контекст).
Во всех видах проекции — неосознавание самого факта приписывания.
2. Связана с мотивацией — изгнать из своего сознания то, что плохо.
3. Регулирует межличностные отношения.
Проекция может быть средством управления поведением других людей.
Пример: Э. Берн в транзактном анализе разбирает игры «Если бы не ты» (проекция помогает скрыть чувство собственной неполноценности). Разбор ситуации предполагает анализ предшествующего опыта.
Кроме проекции, сублимации, вытеснения, существует еще целый ряд защитных механизмов. Рассмотрим наиболее важные и распространенные.
Отрицание — игнорирование болезненной реальности. Отвлекает субъекта от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.
Формирование реакции — преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию.
Перемещение — смена объекта чувств, перенос с реального объекта на другой более безопасный.
Соматизация — уход в болезнь.
Подавление — ограничение действий или мыслей, чтобы избегать тех, которые могут вызвать тревогу (например, некоторые люди не летают на самолетах).
Идентификация с агрессором — реализует тенденцию к имитированию того, что субъект воспринимает как агрессивную и устрашающую манеру поведения внешнего авторитета.
Аскетизм — страдание, отказ себе в удовольствии (пища, сон, физические упражнения, сексуальное удовлетворение). В основном встречается у подростков в период полового созревания.
Интеллектуализация — основанный на фактах, излишне «умственный» способ переживания конфликтов. Обычно изобретаются какие-либо объяснения для своих провалов или неудач, которые в действительности основаны на других причинах. Например, юноша, который не может добиться расположения понравившейся ему девушки начинает рассуждать следующим образом: девушка недостаточно красивая или умная, не достойная его расположения и т. д. Врач, который не может добиться успеха в лечении из-за своей некомпетентности объясняет свои неудачи с помощью различных научных теорий, сложностью заболевания и т. д.
Регрессия — возвращение к свойственному более раннему возрасту реагированию, с целью избежать конфликты, переживаемые на более поздней стадии развития.
САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ. Цели самоподготовки: 1) Знать основные понятия
2) Знать основные понятия теории личности 3. Фрейда.
3) Понимать функции механизмов психологической защиты.
План работы: 1) Вспомнить основные положения теории психоанализа.
2) Прочитать информационный блок в данной методичке.
3) Прочитать рекомендованную литературу.
4) Записать возникшие у Вас вопросы по теме, с тем, чтобы выяснить их у преподавателя в начале занятия.
1. Фрейд «Я и Оно». Тбилиси, 1991 г.
2. А. Фрейд «Психология и защитные механизмы». М., «Педагогика» — Пресс, 1993 г.
3. Знаменитые случаи из практики психоанализа. М., 1995 г.
4. Р. Урсано, С. Зонненберг, С. Лазар. «Психодинамическая психотерапия» (Краткое руководство). Российская психоаналитическая ассоциация, 1992 г.
Тестовые задания для проверки усвоения основных понятий темы.
Верны или неверны следующие утверждения:
1. Первопричиной всей деятельности человека, его поведения в теории психоанализа являются бессознательные влечения, коренящиеся в глубинах психики.
2. Инстинкты, по мнению Фрейда, испытывают влияния извне и под воздействием различных факторов окружающей среды могут модифицироваться.
3. Бессознательное находит выход в сновидениях.
4. Путем защитных механизмов неприемлемая бессознательная идея трансформируется в приемлемую.
5. Механизмы психической защиты как правило осознаются.
6. Механизмы психологической защиты — это способы, которыми «Я» («Эго») воздействует на «Оно» («Ид»).
(Эталоны ответов смотрите в конце методической разработки по данной теме).
РАБОТА НА ЗАНЯТИИ.
План занятия: 1. Организационные вопросы.
2. Проверка исходного уровня знаний.
3. Ответы на вопросы по домашнему заданию.
4. Самостоятельная работа.
5. Итоговый контроль.
ЗАДАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ
Верны или неверны следующие утверждения:
1. 3. Фрейд выделял два основных инстинкта (сексуальный и стремление к власти).
2. Неприемлемые сексуальные импульсы по мнению Фрейда вытесняются из сознания, и это является причиной неврозов.
3. Механизм вытеснения 3. Фрейд считал одним из наиболее важных способов психологической защиты.
4. Творчество, по мнению 3. Фрейда, — это сублимация сексуальных импульсов.
5. Вытесненные в бессознательное желания не могут быть осознаны.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА
Определите вид проекции.
Ситуация 1. В психологии известен такой эксперимент. Он состоит из двух серий.
серия (предварительная). Испытуемых сажают на искусственный электрический стул, они получают удары тока.
серия. Испытуемым предъявляют фотографии неизвестных им людей.
После первой серии испытуемые (это были добровольцы мужчины) начинают испытывать страх.
Во 2 серии они начинают воспринимать людей на фотографиях как агрессивных. Почему? Какой вид проекции здесь задействован?
Ситуация 2. При опросе общественного мнения люди, голосовавшие за определенного кандидата, переоценивали количество голосов, собранных за этого кандидата.
Почему? Какой вид проекции тут задействован?
Ситуация 3. Врач в течении длительного периода времени лечит больного (диагноз: атонический дерматит). Улучшения не наступает. Врач начинает обвинять больного в том, что тот не выполняет медицинских рекомендаций. На самом деле это не так. Почему врач обвиняет больного? Какой вид проекции здесь задействован, какую функцию она выполняет?
Ситуация 4. Игра «Фригидная женщина» (Берн).
Какой вид проекции здесь задействован? Его функции.
Задание для студентов: взять листок бумаги и перечислить 5 негативных характеристик хорошо знакомого Вам человека (родственника, друга и т. д.).
Цель: продемонстрировать действие механизма проекции.
Ситуация 5. Девочка, у которой очень властная, строгая мать, часто подвергающая девочку наказаниям, в детском саду любиг играть в агрессивные игры. Она часто берег на себя роль строгой учительницы или полицейского, который всех наказывает. Девочка часто разговаривает повышенным тоном, любит распоряжаться другими детьми, давать указания. Почему?
Ситуация б. В семье, где находится неизлечимый больной избегают разговоров о болезни, о смерти; разговор о болезни запретная тема.
Ситуация 7. Люди часто забывают отдавать свои денежные долги? Почему?
Ситуация 8. Девочка Света родилась от нежелательной беременности. После рождения мать Светы испытывает чувство постоянной тревоги. Девочка часто болеет. Мать проявляет по отношению к ребенку повышенную заботу, таскает девочку по врачам. Все время боится что с ребенком что-нибудь случится. Не отпускает девочку ни на шаг.
Эталон ответа: вытеснение — вытесняется чувство вины по отношению к нежелательному ребенку. Дайте объяснение эталону ответа.
Ситуация 9. Молодой человек забывает прийти на свидание. Почему?
Ситуация 10. Человек, которого отчитал начальник на работе, приходит домой и вымещает гнев на своих родных. Почему?
Ситуация 11. Молодой человек, который испытывает к матери противоречивые чувства (любовь и агрессию одновременно) начинает проявлять повышенную заботу о своей матери: он очень внимателен к матери, старается выполнить любое ее желание.
Эталон ответа — формирование реакции: боязнь потерять любовь матери, из-за своей агрессии; повышенная заботливость выполняет функцию защиты матери от своих агрессивных импульсов, для того, чтобы сохранить ее любовь. Дайте объяснение эталону ответа.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
Верны или неверны следующие утверждения:
1. Механизмы психологической защиты являются врожденными формами поведения.
2. Механизмы психологической защиты не зависят от воли человека.
3. Проекция — это приписывание другому человеку собственных мыслей и желаний.
4. Вытеснение — это зрелый, эффективный способ психологической защиты.
5. Действие защитных механизмов неизбежно приводит к формировании неврозов и других заболеваний.
6. Одной из функций защитных механизмов является регуляция межличностных отношений.
7. Механизмы психологической защиты способствуют поддержанию психического здоровья человека.
Поставить в соответствие:
8. Комплементарная проекция
9. Атрибутивная проекция
10. Проекция неосознаваемых качеств
11. Симилятивная проекция
А.наивное суждение о том, что все такие же как и мы.
Б.приписывание собственных Панглосс- Кассандра другим людям
В. Приписывание другому человеку состояния, которое отсутствует у самого субъекта, но дополнительно его состоянию.
Г. Другому человеку приписывается противоположное тому, что чувствует субъект
В следующих пунктах выберите один или несколько правильных ответов:
12. Вытеснение это:
а) игнорирование неприятных мыслей и чувств,
б) подавление действий, могущих вызвать неприятные переживания,
в) устранение из сознания неприятных мыслей и переживаний.
13. Перемещение это:
а) преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию,
б) смена объекта чувств, перенос с реального объекта на другой более безопасный,
в) умственный способ переживания конфликтов.
14. Потерявший доверие народа и популярность политический лидер продолжает считать себя одним из самых авторитетных политических деятелей, пользующихся успехом. Какой защитный механизм здесь задействован?
15. Аскетизм как правило свойственен
а) маленьким детям
в) взрослым людям
16. Студент, не сдавший зачет строгому преподавателю, приходит домой и ссорится с родителями, обвиняя их в излишней требовательности по отношению к нему.
Какой механизм защиты здесь задействован?
д) идентификация с агрессором
17. В одном из романов О. Хаксли главный герой страдает бронхиальной астмой. Он женат на молодой, красивой женщине. Как только жена уезжает куда-ни- будь у мужа возникают приступы удушья и жене приходится возвращаться. В одной из поездок женщина попадает в автомобильную катастрофу и погибает. Муж
не дает обычного приступа к удивлению всех домочадцев. Через некоторое время он женится, и ситуация повторяется. Объясните, что происходит с героем.
Эталоны ответов к домашним тестовым заданиям.
ТЕМА: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
Цели занятия: уметь выявлять: 1. влияние внешних условий межличностного контакта на эффективность общения;
2. психологические феномены при анализе конкретных коммуникативных ситуаций.
Основные понятия темы: общение, коммуникация, интеракция, межличностное восприятие, стереотип, установка, предубеждение, виды общения (диалогическое, манипулятивное), трансфер, личностная идентификация.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия, обмен информацией («символами») между общающимися индивидами.
Интеракция — взаимодействие между общающимися, воздействие друг на друга.
Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком.
Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль врача, пациента, руководителя, отца, матери и т. п.).
Стереотип — упрощенное, зачастую искаженное представление о каком-либо социальном объекте (группе, человеке и др.).
Установка — субъективные ориентации индивида как члена группы на те или иные ценности, предписывающие индивиду определенные социально принятые способы поведения. Включает три измерения: когнитивное, аффективное, поведенческое.
Предубеждение — обобщенное представление, которого придерживаются члены одной группы относительно другой, вместе с суждением «хороший», «плохой», которое выносится другим людям.
Трансфер — перенос на психотерапевта (врача) эмоционального отношения пациента к значимым для него людям (отцу, матери и др.).
Идентификация личностная — уподобление, отождествление с кем-либо.
Проекция — механизм психологической защиты, заключающийся в неосознанном наделении другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами.
САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ.
Цели самоподготовки: 1. Освоить основные понятия темы.
2. Вспомнить и описать ситуации общения, иллюстрирующие основные его феномены.
План работы: 1) прослушать и законспектировать лекцию по теме занятия;
2) прочитать рекомендованную литературу;
3) выполнить тестовые задания по теме, записав ответы в свою рабочую тетрадь по психологии;
4) вспомнить и описать ситуации общения, иллюстрирующие его основные феномены;
5) записать возникшие у Вас вопросы по теме, с тем, чтобы их выяснить у преподавателя в начале занятия.
1. Андреева Г. М. «Социальна? психология», М., МГУ, 1980, разд. 2.
2. Творогова Н. Д. «Психология общения» (конспект лекций).
Тестовые задания для проверки усвоения основных понятий темы.
В следующих пунктах заполните пропущенные
1. Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими их особенностями как:
Д)
2. Как полагает Мерабян, смысл слов передает. % содержания сообщения, а выражение лица. — %.
3. Невербальный язык включает:
4. Метакоммуникация представляет собой «коммуникацию над. »,т. е. над тем, что буквально означает смысл.
5. Каузальная атрибуция состоит в том, что поведение других людей объясняют либо свойственными им поведением и склонностями, либо. в которой эти люди оказались.
6. Установки имеют три измерения:
7. Многие из наших установок формируются в результате контакта е. Свою окончательную форму они приобретают в возрасте от. до.
8. Установка легче изменяется в том случае, если коммуникатор внушает. если он любезен и похож на нас самих.
9. Содержание передаваемого сообщения не должно слишком сильно. от мнения реципиента и должно показать ему, какие его ожидают. если он изменит свою установку.
10. Механизм избирательного восприятия позволяет человеку сохранять. и. своих установок, но в то же время редко делает его более объективным.
11. Согласно Фестингеру, стремление сохранить непротиворечивость своих установок заставляет нас делать все возможное, лишь бы ослабить возникающий. и искать доводы, чтобы убедить себя, что сделанный нами выбор — наилучший.
12. Чтобы поддерживать высокий уровень согласия с другими людьми, мы склонны. или даже. расхождения между нашими и их установками.
13. О предубеждении говорят в том случае, когда мы судим о человеке или о группе людей, даже не. с ними и не зная причин их.
(Эталоны ответов смотрите в конце методической разработки по данной теме).
Задание N 1.
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3693; Нарушение авторского права страницы
Источник