- Расстройства настроения в детском возрасте
- Расстройства настроения в детском возрасте
- Беседа с детским и подростковым психиатром Саркисовой Овсанной Акоповной
- Как распознать болезнь?
- Что можно посоветовать родителям, в чье сознание закралось сомнение по поводу болезни ребенка?
- Как маскируется депрессия у детей
- Признаки детской депрессии у дошкольников
- Как распознать детскую депрессию?
- Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии
- Признаки депрессии у подростков
- Причины детской депрессии
Расстройства настроения в детском возрасте
Расстройства настроения в детском возрасте
Беседа с детским и подростковым психиатром Саркисовой Овсанной Акоповной
Я работаю детским и подростковым психиатром в ЛРНЦ «Феникс» вот уже 5 лет. Ко мне на прием ежедневно приходят отчаявшиеся родители, зашедшие в тупик в общении со своим ребенком, напуганные его буквальным перерождением: все ухудшающимися отношениями как со взрослыми, так и со сверстниками; потерей интереса к учебе; пристрастием к алкоголю, табакокурению, наркотикам. Ребенок из благополучной семьи вдруг уходит в уличную компанию. В семье наступает разлад … Катастрофа!
В «Феникс» они обычно приходят по совету тех знакомых, у кого был положительный результат обращения к нам в Центр. Но, случается, взрослые приводят своих детей, когда уже позади печальный опыт бесполезного хождения по кабинетам психологов, невропатологов, наркологов, когда проведен не один курс лечения лекарственными препаратами, назначенными врачами, но ребенок по-прежнему сам не свой. Бывают, обращаются родители с желанием во что бы то ни стало доказать школе, что у их ребенка все в порядке, а все учителя «сговорились против него»: «Дайте справку, чтобы они убедились в его абсолютном психическом здоровье».
На заочном (без ребенка) консультационном приеме я как психиатр обнаруживаю, что предчувствия и опасения близких, а также неутешительные прогнозы педагогов оказываются небезосновательны. И только после встречи и беседы с самим пациентом, его родителями можно определить, насколько тревожна ситуация и в каком характере медицинской помощи нуждается ребенок. Работа с каждым пациентом у нас в Центре строится по четко установленному порядку. На основе клинического исследования выявляется патология, ставится диагноз, правильность и точность которого обсуждается на наших врачебных консилиумах, на которые в случае необходимости привлекаются врачи- консультанты других специальностей. Только после такой процедуры назначается индивидуальная терапия в том объеме, который необходим именно этому пациенту, включая работу психотерапевта и психолога. Никаких шаблонов и заранее готовых схем! Кстати сказать, 50% успеха в лечении ребенка с заболеванием «расстройства настроения» зависит от грамотно проведенного семейного психотерапевтического лечения, рассчитанного на работу не только с самим пациентом, но и с его родителями.
Как распознать болезнь?
Какие изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей и сделать безотлагательным визит к психиатру?
О некоторых из них расскажем в доступной для широкой аудитории форме.
Расстройства настроения (биполярное аффективное расстройство) — заболевание, встречающееся как у взрослых, так и у детей. Связано оно с нарушениями деятельности мозга, что проявляется в чередовании состояния депрессии и мании (приподнятого настроения). Родителей должны встревожить резкие перепады в настроении ребенка в течение дня («суточная динамика»), периодичность таких состояний (фаз). Но если депрессия легко диагностируется и современным родителям не составляет особого труда распознать ее, то маниакальное состояние часто протекает в виде «масок».
«Маской» настроения могут быть внезапно возникающие соматовегетативные нарушения. Так, поверхностный гастрит у ребенка с эмоциональным расстройством сопровождается болями, тошнотой, рвотой, не характерными для течения желудочно-кишечного заболевания.
Одной из «масок» может быть демонстрируемое подростком асоциальное поведение: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических средств. Не торопитесь списать на подростковый возраст резкие перемены, возникшие в характере и поведении ребенка — то неожиданно возникающую пассивность, то гиперактивность. Для этого периода взросления свойственно лишь обострение черт характера, а не перерождение личности до неузнаваемости. Когда ваш ребенок, вчера еще домашний, вежливый, увлеченный чтением или музыкой, вдруг от всего отказывается и превращается в «дитя улиц и подворотен» — это серьезный повод проконсультироваться у подросткового психиатра. Асоциальная компания новых товарищей, потеря ценностных ориентиров, утрата интереса к учебе — все это возможные побочные эффекты, которыми может сопровождаться психическое расстройство. Хотя ни депрессия, ни мания не ослабляют интеллекта, но из-за потери позитивного жизненного опыта ребенок перестает развиваться. А каждая упущенная в детстве минута полноценной жизни невосполнима!
Что можно посоветовать родителям, в чье сознание закралось сомнение по поводу болезни ребенка?
Не откладывайте консультацию у психиатра, ведь депрессия и мания успешно лечатся!
Современная фармакология предлагает эффективные лекарственные препараты, которые не вызывают зависимости и привыкания, не оказывают побочного неблагоприятного воздействия. А длительность их приема продиктована исключительно особенностями протекания процесса нормализации работы мозга, его биохимическими реакциями.
Ну а если вы затянули с визитом к психиатру, то будьте готовы к безрадостной перспективе.
Во-первых, заболевание с огромной долей вероятности может перейти в хроническую форму. Тогда лечение пациента растянется на годы: неизбежен постоянный прием лекарств и систематическое наблюдение у врача. Только при стабильном состоянии возможно снижение доз лекарственных препаратов.
Во-вторых, со 100% гарантией заболевание, которое не вылечено в детстве, даст о себе знать во взрослом возрасте. К примеру, для здорового человека, если говорить о жизненных целях, то приоритетными являются те, что связаны с самореализацией личности – достижение карьерного роста, создание семьи, путешествие по миру и многое другое. А для человека с эмоциональными проблемами главным становится совсем иное: как бы не заболеть, и как следствие из этого — не лишиться работы. Таким образом, ограничиваются жизненные цели и интересы человека, сужается круг общения — все это приводит к существенному снижению качества жизни, обеднению личности.
Итак, в разговоре с читателями, в первую очередь с родителями, я ставила цель рассказать о расстройствах настроения в детском возрасте. Возможно, мне удалось предостеречь Вас от ошибок в воспитании ребенка и предупредить возникновение и развитие болезни.
Помните, своевременное обращение к профессионалам – единственно правильный путь решения проблемы восстановления здоровья вашего ребенка!
«Феникс» вот уже более 27-ми лет успешно лечит душевные расстройства как у детей, так и у взрослых.
Специалистами нашего Центра разработаны уникальные методики, имеются соответствующие патенты. Наши опытные психотерапевты и психологи помогут вам откорректировать внутрисемейные отношения, обострившиеся в связи с болезнью ребенка. Родителям полезно будет получить уроки основ гармоничного воспитания, направленные на то, чтобы помочь своему ребенку найти себя в этом мире, вновь ощутить радость жизни, вернуть счастье в семью.
Знайте, от вашего правильного выбора зависит здоровье и счастье ребенка не только сегодня, но и в будущем, когда он станет взрослым!
Источник
Как маскируется депрессия у детей
Депрессия у детей – тема, которая в последние годы становится все более актуальной для родителей и педагогов. Она касается не только ребят, находящихся в приемных семьях и лишенных родительской заботы, но и тех, кто воспитывается в семье. Развод родителей, смерть близкого человека, конфликты, непонимание и непринятие, ощущение внутреннего одиночества, потеря смысла жизни – все это создает «благоприятную» почву для развития детской депрессии.
А может ли вообще быть депрессия у детей? Этот вопрос вызывал и вызывает жаркую дискуссию в среде профессионалов. У взрослых данное состояние имеет четкие «критерии»: ощущение тоски и печали, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил.
В отличие от взрослой, детская депрессия многолика и умеет хорошо скрываться. К тому же не всегда малыш может подробно и понятно описать свое эмоциональное состояние. Так депрессивное состояние у ребенка может проявляться в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми. По факту детская депрессия имеет ярко выраженную атипичность, то есть не соответствует основным характерным признакам заболевания.
Стоит обратить особое внимание на то, что депрессия у детей практически всегда идет рука об руку с жалобами на плохое физическое самочувствие:
- тошнота;
- боли различного происхождения;
- упадок сил, вялость («нет сил», «еле дошла»);
- нарушение сна (малыш плохо засыпает, часто просыпается, его мучают ночные кошмары и т.д.);
- учащенное сердцебиение;
- головные боли и головокружение;
- нарушение аппетита.
И это далеко не полный перечень «масок», которые может надевать на себя детская депрессия. Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра. Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии. Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.
Ирина К., 6 лет. Мама обратилась к психологу Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ за помощью. Девочка категорически не хотела ходить в новой одежде, считая ее некомфортной.
Ходили на прием к неврологу, который прописал успокоительные препараты, витамины. Лечение результата не дало.
Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда ребенка отдали на подготовку к школе. Повышенные требования к выполнению домашних заданий, дисциплина сказались на физическом самочувствии девочки. Она стала раздражительной, плаксивой, жаловалась на головные боли и головокружение. Перед занятиями отказывалась одеваться.
Психолог предложила девочке нарисовать свой образ и одеть себя в одежду которая нравится. С мамой была проведена беседа, о том что ребенок может сам выбирать одежду в магазине и надевать, что хочет.
Признаки детской депрессии у дошкольников
В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый «букет». Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли. Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.
У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:
- смерти близких, особенно матери;
- одиночества;
- темноты;
- за свое здоровье, жизнь;
- все вокруг несет угрозу и опасность (беспредметный страх).
Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).
Как распознать детскую депрессию?
В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.
Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, «шаркающая» стариковская походка.
У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: «скучно», «плохо», «мне это не интересно», «как-то мне не так». Одной из самых распространенных жалоб у детей и самым распространенным признаком депрессии бывает именно жалоба на скуку. Слово «скучно» является своеобразным маркером, указывающим на потерю интереса к жизни.
Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.
Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – «гимнастика для мозга».
В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без. Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное). Дети в депрессивном состоянии могут проситься на руки, требуют, чтобы их покачали. В речи присутствуют интонации младенца.
По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви. Могут по много раз задавать один и тот же вопрос: «Вы меня любите?». Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и провоцирует истерику, плач, крики, повышенную двигательную активность. Ребенок пытается различными способами, пусть даже самыми наивными, найти подтверждение любви к нему.
Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии
Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.
Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.
Дети начинают думать, что учителя их считают «бестолковыми», «тупыми», сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность. Ребенок отказывается идти в школу, не выполняет свои обещания, «убегает» в болезнь. Состояние «школьной фобии» может длиться годами.
Признаки депрессии у подростков
Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности. Чувство вины перед самим собой («я ничего не могу», «у меня все плохо получается», «я не такой как все») и родителями («от меня все беды и несчастья», «я плохая и никчемная»). Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.
Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. «Убивает» время перед телевизором, «зависает» в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу. При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли. Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и «дурной» характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия. В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.
Причины детской депрессии
Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.
Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.
Для малышей от 5 лет и старше – это неблагоприятная ситуация внутри семьи (смерть родителей, насилие или жестокое обращение, развод и т.д.).
Когда ребенок начинает учебу в школе на первое место выходят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.
Стоит обратить внимание, что депрессивное состояние может продолжаться от 1 месяца до 1 года и дольше.
Ранняя диагностика и своевременно оказанная медико-психологическая помощь – основной фактор успешного преодоления проблемы. Родителям стоит обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние своего ребенка и на те признаки, которые были перечислены в статье. Игнорирование, избегание проблем – не выход из ситуации. Детская депрессия – это душевная болезнь, которая требует не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при не ярко выраженных признаках, она может со временем пройти сама и не потребует вмешательства специалиста. В более трудных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь далеко не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.
Фактор времени. Если ребенку «грустно, скучно, плохо» один или два дня, то это нормально, т.к. любой человек имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние тоски, печали длится две недели и дольше – это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет неблагоприятных последствий.
У некоторых родителей есть страх, что врачи-психиатры сделают из ребенка «овоща», назначив антидепрессанты. Но на сегодняшний день наука ушла далеко вперед. В Центре им. Г.Е Сухаревой ДЗМ при лечении депрессии используются самые современные медикаментозные препараты с минимальными побочными эффектами. Все препараты подбираются строго индивидуально с учетом текущего состояния и анамнеза.
Как показывает опыт, залогом достижения стабильного результата служит не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.
Источник