Тренинги «Формула хорошего настроения» Цель: развитие позитивной коммуникации в группе, выбор и использование молодежью адекватных, не вредящих здоровью способов и приемов, помогающих справляться с плохим настроением. Задачи: Создать благоприятные условия для эффективного межличностного общения в группе. Закрепление навыков самоанализа, содействие самораскрытию, активизация процесса рефлексии. Организация обсуждения в молодежных группах применяемых приемов и способов, помогающих справляться с плохим настроением, и выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов. Проведение упражнений, игр, творческих заданий, способствующих сосредоточению внимания, активизации мыследеятельности участников. Презентация формулы хорошего настроения, обозначение и визуализация составляющих хорошего настроения на коллаже. Целевая группа: старшеклассники (от 15 до 30 человек). Условие для занятий: просторное помещение 24–30 кв. м, стулья по количеству участников, расположенные по кругу, а также стулья по количеству участников. Техническое обеспечение: музыкальный центр, диск с песней «Хорошее настроение», проектор, экран, скотч – 3 шт., ножницы – 3 шт., бумага формата А3, А4, ватманы, маркеры – 3 упаковки, фломастеры – 3 упаковки. Ход занятия
Музыкальное сопровождение (песня «Хорошее настроение»). Оформление доски, соответственно тематике занятия. I. Организационно-мотивационный этап (в общем круге). Участники усаживаются на стулья, расположенные по кругу. 1. Оргмомент. Приветствие участников тренинга. 2. Упражнение «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый…». Цель: Знакомство, повышение и активизация настроения участников группы, создание условий для повышения самооценки молодежи. Инструкция: Я – ведущий, начинаю, а вы продолжите по кругу: «Я – Таня – умная», следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое имя и качество «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый» и так далее по кругу. 2 Вывод: Каждый человек уникален, и поэтому надо учиться говорить о себе положительно. Это в свою очередь придает уверенности. Надо любить себя и уважать, и тогда людям уважать тебя будет легче. Чем меньше комплексов, тем ты проще, и, как известно, будь проще и люди к тебе потянутся. -Как вы думаете, с какой целью мы выполняли это упражнение? — Мы прослушали песню, выполнили упражнение, как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? 3. Сообщение темы и целей занятия. Сегодня мне хотелось бы Вас пригласить на тренинговое занятие, где каждый из вас сможет окунуться в мир игры. Наша встреча посвящена тому, чтобы вы поближе узнали друг друга, а также мы поговорим о составляющих хорошего настроения. 4. Принятие правил работы группы. Правило говорящего . Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца. Правило поднятой руки . Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли пришедшие в голову во время работы. Право ведущего . Я как ведущий буду следить за соблюдением принятых группой правил. 5. Беседа «Мое настроение» Цель: Введение в тему, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии. – Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это – ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка – и все становится ясно. Есть ли у вас свое настроение, такое, в котором вы находитесь чаще всего? Подумайте, каким вас видят ваши друзья, одноклассники, родители? Я призываю вас к самоанализу. Вам необходимо будет работать с людьми, и уметь управлять своими эмоциями. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впечатлениями. В эти моменты обычно душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия. Но, с другой стороны, вам известно, что постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного 3 человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения в той или иной конкретной ситуации, а также о мере его проявления в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой. 6. Упражнение «Ассоциации». Цель: Провести ассоциативный ряд с понятием «плохое и хорошее» настроение, активизация мыследеятельности участников. – Что для вас хорошее настроение вашего друга (подруги)? Одним словом продолжите предложение: Хорошее настроение друга – это… ( Улыбки, смех, радость, … ). Если настроение – это цвет, то какого цвета хорошее настроение? А плохое? Хорошее настроение родителей – это… ( Улыбки, смех, радость, … ). Мозговой штурм. Обсуждение. – Поднимите руку, кто считает, что настроение зависит от внешних факторов. Почему вы так считаете? Поднимите руку, кто считает, что во многом настроение зависит от себя самого. Вывод. Если я – человек и личность, то должен научиться управлять своим настроением, несмотря на все внешние факторы. Еще древнегреческий ученый Сенека говорил: «Самая высшая власть – власть над собой» II. Реализующий этап (в общем круге). 1. Разделение группы на команды. Участники из общего круга путем деления на команды размещаются за столами. Необходимые материалы: 3 отдельно стоящих стола для каждой команды, указатели с названиями столов «Капуста», «Перец», «Огурец», вокруг столов соответствующее числу участников количество стульев. Инструкция: Рассчитайтесь, пожалуйста, на «Капуста», «Перец», «Огурец», запомнив название овощей, которые сказали. Команда «Капуста», вы размещаетесь за столом, где изображен соответствующий указатель – «Капуста». Команда «Огурцов» и «Перцев» также размещается за соответствующими столами. 2. Творческое задание «Девиз команды» (работа в подгруппах). Цель: Повышение активности участников и содействие сплочению группы. Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды). Инструкция: Выберите капитана команды и придумайте девиз команды, который бы отражал Ваше хорошее настроение. Например: «Солнце светит для меня, лучше нету сего дня!» Выступления команд. Театрализация. 3. Упражнение «Как справиться с плохим настроением». 4 Цель: Обозначение способов, помогающих справляться с плохим настроением, выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов поднятия настроения. Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды). Инструкция: В командах обозначить способы, помогающие справляться с плохим настроением, а затем по истечении времени озвучить их. Вывод: Необходимо помнить, что одной из главных жизненных ценностей является здоровье. Выбирая определенные способы, помогающие справляться с плохим настроением, нужно подумать: «Какой ценой я улучшаю свое настроение сегодня?». Если ответ – «Ценой в здоровье», то постараться выбрать другой способ. 4. Творческое задание «Эскиз хорошего настроения» Цель : Развитие позитивной коммуникации, сплочение коллектива. Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды). Инструкция: Каждый задумайте эскиз хорошего настроения. Не ограничивайтесь в воображении. Это могут быть любые элементы, отражающие именно ваше хорошее настроение. Задание – нарисовать общий рисунок, где каждый будет рисовать не более 30–40 секунд. Затем он передает лист другому. Рефлексия. Каждый постарался внести свое в общее дело. Подумайте, получился ли у вас общий рисунок или это все-таки отдельные элементы. Ваш эскиз может рассказать о слаженности работы в группе. Презентация эскиза. 5. Игра «Пишущая машинка» Цель: Выработка положительных эмоций, слаженности работы в группе, сплочение коллектива. Необходимые материалы: Проектор, экран. Фраза, выведенная на проекторе «Хочешь быть счастливым – будь им!» Инструкция: Итак, мы – буквы алфавита. Будем печатать предложение «Хочешь быть счастливым – будь им!» Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться плюс «Пробел», «Точка», «Восклицательный знак». Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название. Точка – хлопнет в ладоши, пробел – топнет ногой, восклицательный знак – крикнет «Ура!». 6. Презентация «Формула хорошего настроения» Цель: Обозначение формулы хорошего настроения, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии. Необходимые материалы: Проектор, экран. Презентация «Формула хорошего настроения». Демонстрация презентации. 5 Формулой хорошего настроения является здоровое тело, ясный ум и положительные эмоции и чувства. Тело нуждается в уходе, ум в тренировке и очень хорошо, если все сопровождается радостью, позитивом. Ведь смех – это лекарство от многих болезней. Дело в том, что смех вызывает в организме комплексный биохимический процесс. Ученые рекомендуют вместо 40 минут расслабляющего отдыха 5 минут здорового смеха. 7. Упражнение «Пожелание другу» . Цель: Создание позитивного эмоционального фона. Необходимые материалы: Заготовки листочков в форме сердечка и ручки – по количеству участников. Декоративный мешочек. Инструкция: На сердечке напишите приятную фразу другу. Можете начать так: «От всей души желаю тебе…»
Источник
Как поднять настроение подростку? Учим тинейджера веселиться, когда грустно
Из-за тяжелых учебных будней и усталости, у некоторых подростков может быть плохое настроение. Чтобы оно не переросло в депрессию, родителям нужно научить тинейджера радоваться мелочам. И поднимать себе настроение.
Мы расскажем о простых способах того, как это сделать.
Способы, с помощью которых подросток сможет поднять себе настроение
Заправляем постель
Самый простой способ поднять себе настроение — заправить постель. Если подросток ходит грустный, то попросите его сделать это. Объясните, что внешний порядок перенесется и на внутренний мир тинейджера. Гармония появится и в его голове.
Если подросток наведет в своей комнате порядок с утра, то зарядит себя позитивом на все оставшиеся сутки. И сможет настроиться на продуктивный день. Заодно, одним действием вы убьете сразу двух зайцев. Подросток повысит свое настроение, и вам не придется наводить порядок в комнате.
Нюхаем что-нибудь приятное
Предложите подростку понюхать какой-нибудь предмет, который приятно пахнет. Например, ароматизированные свечи, живые розы, духи или любую другую вещь. Приятный запах вызовет у подростка хорошие эмоции. И придаст ему заряд сил, энергии.
Отдайте предпочтение аромату:
Цитрусовых. Этот запах снизит у подростка уровень тревожности.
Ванили. Этот запах поднимет настроение.
Кофе. Этот запах придаст заряд бодрости.
Кушаем шоколад
Шоколад повышает уровень гормона счастья в крови. Достаточно съесть всего половину плитки, и подросток начнет чувствовать себя лучше. Счастливее и радостнее.
Плюсом шоколада является то, что кушать его можно в любое время суток. Как перед походом в школу, так и вечером. Перед сном.
Выполняем простые задачи
Предложите подростку выполнить простые задачи. Для завершения которых ему понадобится минимальное количество времени. Например, скажите ему покушать, почистить зубы, умыться и одеться. Даже за небольшое завершенное дело мозг подростка наградит его. Спровоцирует всплеск дофамина. Гормона удовольствия.
Слушаем жизнерадостные песни
Еще один простой способ поднять подростку настроение — включить жизнерадостную, веселую песню из его плейлиста. Композиция может быть в абсолютно любом жанре. Рэп, Трэп, Рок. Главное, чтобы она была максимально веселой и энергичной. В этом случае композиция повысит тинейджеру настроение.
Улыбаемся
Предложите подростку улыбнуться. Давно доказано, что, когда мы делаем довольное лицо, наше настроение поднимается. Внешняя улыбка переносится на наш внутренний мир. И мы начинаем радоваться всем сердцем.
Прыгаем на месте
Очень странный, но действенный способ избавления от плохого настроения — прыжки на месте. Достаточно проделать это упражнение на протяжении всего половины минуты, и стресс у тинейджера уйдет. Или, как минимум, его уровень значительно снизится.
Предложенный вами способ снятия плохого настроения может вызвать у подростка недоумение. Ваша задача — убедить его в том, что упражнение действительно улучшит его эмоциональное состояние. И попрыгать вместе с ним.
Предложите подростку принять теплую ванную с пеной
Еще один действенный способ, с помощью которого можно избавиться от плохого настроения — принять ванную. Желательно, с пеной. Подобный способ релакса подойдет не только для женщин, но и для мужчин.
Вода поможет тинейджеру избавиться от стресса. А пена позволит отдохнуть и по-настоящему расслабиться.
Если даже ванная не поднимет вашему ребенку настроение, то переходите к более решительным мерам. К контрастному душу. Он за несколько секунд взбодрит тинейджера. После контрастного душа подросток физически не сможет думать о том, что чувствует себя плохо в моральном плане. Его настроение улучшится.
Предложите подростку погулять
Отправьте подростка гулять на улицу с друзьями. Разговоры по душам и шутки наверняка поднимут ему настроение. Придадут заряд бодрости. И избавят от стресса.
Отправьте подростка выпустить пар
Если у подростка стресс, то ему нужно выпустить пар. Отправьте его:
В специализированное заведение, в котором за деньги можно побить посуду. В комнате подростку дадут защитную экипировку. А затем дадут разбить посуду. Очень успокаивающее занятие.
На пейнтбол. С друзьями подросток сможет пострелять шариками с краской. Это довольно безопасное и эффективное занятие. Которое подростку гарантированно понравится.
На картинг. В рамках этого развлечения, подростку предстоит кататься по специальному траку. Гонки помогут ему избавиться от стресса за считанные минуты.
Играть в приставку/VR. Наверняка в вашем городе есть заведения, в которых можно поиграть в приставку. Они предоставляют возможность арендовать консоль на несколько часов. Отправьте подростка в подобное место. Играя, он сможет расслабиться и отдохнуть.
Сходите с тинейджером в кинотеатр
Фильмы очень часто поднимают настроение. А сами походы в кино очень нравятся подросткам. Если вы отправитесь в кинотеатр, то гарантированно поднимете чаду настроение. Даже если фильм будет грустным, уровень его стресса значительно уменьшится.
Дайте подростку возможность потанцевать
Танцы помогут подростку расслабиться. Получить удовольствие от процесса. И выпустить пар.
Предложите тинейджеру немного отвлечься. Поставить ту музыку, которая ему нравится. И пуститься в пляс.
Гарантируем: через несколько минут плохое настроение подростка пройдет.
Сделайте подростку кофе с молоком и печеньем
Сделайте подростку кофе с молоком. Положите на тарелку его любимое печенье. То, от которого он получает удовольствие. И то, которое очень любит.
Подростку понравится ваша забота. Он сможет покушать свой любимый вид печенья под кофе с молоком. И получит настоящее наслаждение от еды, которую вы принесли. Как следствие, настроение тинейджера улучшится.
Дайте подростку поиграть в компьютер
Иногда, для того, чтобы поднять себе настроение, подростку достаточно поиграть в компьютер. Позаниматься любимым делом. И отдохнуть в онлайн-видеоиграх.
Предоставьте подростку возможность заниматься тем, чем ему хочется. Игра в компьютер поможет ему поднять свое настроение. И он получит настоящее удовольствие от нее.
Если у вас есть домашние животные, то предложите подростку поиграться с ними
Если у вас есть домашние животные, то игра с ними гарантированно поднимет подростку настроение. Сделает так, что он начнет улыбаться. И зарядится позитивом.
Как ни странно, но игры с домашними питомцами действительно поднимают настроение. Причем, всем членам семьи.
Предложите подростку посмотреть фотографии, которые вызывают у него приятные эмоции
Предложите подростку посмотреть фотографии, которые вызывают у него приятные эмоции. К примеру, с последней поездки заграницу. Фотографии гарантированно поднимут подростку настроение.
Дело в том, что мозг не видит различия между фотографиями и действительностью. Он думает, что изображения — это и есть реальность. Соответственно, мозг делает нас счастливыми. Поскольку думает, что в данный момент мы находимся в поездке.
Предложите подростку порисовать
Даже если подросток не любит или не умеет рисовать, все равно предложите ему этот процесс. Объясните, что он поднимет тинейджеру настроение. Поскольку он сможет выплеснуть на тетрадь все, что захочет.
Предложите подростку украсить свою комнату
Скажите тинейджеру, что готовы поспособствовать ему в украшении своей комнаты. Приобрести необходимые элементы декора. Помочь повесить их. И так далее.
Украшение комнаты может положительно повлиять на подростка. В его привычном уголке квартиры станет более уютно. Он получит удовольствие от внесенных изменений.
Сделайте перестановку в комнате подростка
Перестановка положительно влияет на настроение всех членов семьи. Улучшает его. Придает чувство того, что декор квартиры изменился.
Проведите в комнате подростка перестановку. Поменяйте местами компьютерный стол со шкафом. Передвиньте кровать в другую часть комнаты. И проделайте другие действия. Они поднимут подростку настроение.