Ресурсы преодоления стресса это

Ресурсы преодоления стресса это

РЕСУРСЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ.

Храните зеленое дерево в своем сердце, и возможно,

пение птиц придет.

Влияние стресса на современного человека стало более жестким

и всеохватывающим чем раньше.

Результаты многочисленных исследований по влиянию стресса на человека отражают такие наиболее важные последствия, как ухудшение трудовых показателей, учащение несчастных случаев, трудности в общении с людьми, более частые невыходы на работу, снижение удовлетворенности работой и ухудшение здоровья.

Непроработанный стресс остается в теле и может проявиться в

качестве симптома на физическом, умственном или эмоциональном

Каждый человек может быть здоров при определенных, подходящих именно для него особенностях и условиях жизни и работы.

Понять и осознать данные факторы может лишь сама личность.

Эмоциональный интеллект — это способность человека управлять

самим собой и другими людьми. Он включает самосознание, контроль

импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию,

эмпатию и социальную ловкость.

В связи с тем, что стресс всегда сопровождается негативными эмоциями,

развитие эмоциональной компетентности, несомненно, повышает

Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам.

Каждый из нас обладает достаточно обширным набором внешних и внутренних ресурсов.

Человек в различные периоды своей жизни имеет доступ к самым разнообразным ресурсам. Однако мы не всегда осознаем наличие

ресурсов, а иногда не можем получить к ним доступ в силу каких-либо психологических барьеров (влияние негативного прошлого опыта, неадекватных родительских установок, иррационального мышления

ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ

Личностные

Активная мотивация преодоления стресса.

Уверенность в себе.

Позитивное и рациональное мышление.

Жизненный опыт, опыт преодоления негативных ситуаций.

Способность обратиться за помощью и принять помощь.

Умение формировать сеть поддержки.

Навыки психической саморегуляции.

Поведенческие

Поиск социальной поддержки.

Физические ресурсы

Состояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья

Стиль жизни

Отсутствие вредных привычек.

Наличие времени для отдыха.

ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ.

Институты социальной поддержки ( виды: материальная,

эмоциональная, информационная поддержка)

Виды поддержки : материальная, эмоциональная, информационная

Материальные ресурсы

Достаточный уровень материального дохода

Условия для проживания и отдыха, для восстановления сил.

Оптимальные условия труда.

Стабильность оплаты труда

Выявление ресурсов позволяет выстраивать эффективные стратегии действий.

Какие ресурсы имеют место быть у Вас? Какие можно активизировать дополнительно?

Используйте свои позитивные возможности!

Источник

Ресурсы преодоления стресса это

Ускорение ритма современной жизни привело к существенному повышению физической, психической, эмоциональной нагрузки на человека, обусловленной бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками.

Довольно часто человеку приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, т.е. испытывать так называемый СТРЕСС.

Такие состояния нередко сопровождаются не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов в организме человека.

По данным ВОЗ, до 40% населения Земли нуждается в помощи медицинских специалистов.

«Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)».

По своей сути стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные и позитивные эмоции. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, и в этом случае он имеет положительное значение. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы, способность решать проблемы и может вызвать серьезные заболевания.

Стрессы можно подразделить на:

  • Положительные и отрицательные – по степени эмоциональной окраски.
  • Кратковременные и долгосрочные (или острые и хронические) – по продолжительности.
  • Физиологические и психологические – последние , в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные по причине возникновения.

Источники стресса могут быть:

  • Внешние — переезд на новое место жительства, смена работы, смерть близкого человека, развод, каждодневные неприятности, связанные с денежными проблемами, выполнением обязательств к определенному сроку, спорами, семейными отношениями, невысыпанием.
  • Внутренние — пересмотр жизненных ценностей и убеждений, изменение личной самооценки и т.п.

Причины и факторы, вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), разнообразны и многочисленны:

  • перемены в жизни (каникулы, новая работа, брак, развод и т.д.);
  • любая сильная эмоция;
  • усталость;
  • физическая травма, операция, заболевание;
  • шум;
  • резкие изменения температуры и т.д.

Любого рода перемены, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но при всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс, в сущности, одинаковая – в организме запускаются, выработанные много веков назад, биохимические процессы, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией.

Со временем действие стрессоров суммируется и накапливается.

Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.

Защитная реакция организма при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит через три определенных стадии.

  • В первой стадии – реакция тревоги (в ответ на раздражение, независимо от его природы), происходит активизация всех систем организма.
  • Во второй стадии – стадии резистентности (сопротивляемости, устойчивости), организм начинает адаптироваться к продолжающемуся действию стрессора.
  • Третья стадия – стадия истощения, наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, истощается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период не будет оказана помощь, стадия истощения может завершиться серьезным заболеванием и даже летальным исходам.

Симптомы стресса и возможные последствия от него

Симптомы могут постепенно нарастать или возникать внезапно, в течение нескольких минут. Появляются приступы тревоги, беспокойства, паники, которые обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Тревожное состояние, как правило, развивается постепенно. К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания, упадок наст -роения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушение памяти, повышенная утомляемость и т.д.

Стрессы являются главными факторами риска возникновения и обострения многих заболеваний: сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижения иммунитета.

К негативным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные стрессовые воздействия. Поэтому длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к заболеваниям.

Лечение стресса медикаментозными средствами показано только по назначению врача.

С учетом состояния пациента врач может назначить седативные препараты (лекарственные средства, уменьшающие нервное напряжение и волнение, а также снижающие чувство страха) или транквилизаторы (лекарственные средства, способствующие снятию эмоционального напряжения).

Читайте также:  Великолепного настроения этим вечером

Способы и принципы преодоления стресса

Каждому из нас присущ свой уровень стресса, который определяется наследственными и другими факторами и свой уровень отношения и реагирования на стресс.

Разные люди отвечают на стресс по-разному: одни начинают поглощать немыслимое количество пищи, другие совсем теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, в то время как другие испытывают сонливость даже днем.

К базовым принципам преодоления стресса следует отнести:

  • Отвлечение от стрессовой ситуации — если происходящее производит на человека сильное впечатление и после этого он продолжает думать об этом, то тем самым он «застревает» на стрессовой ситуации и думает не о том, как ее разрешить, а постоянно переживает по поводу произошедших событий. Чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, необходимо подумать о чем-нибудь другом связанном с приятными ощущениями и переживаниями (отдых, приятное событие, личные достижения).
  • Снижение субъективной значимости события, вызвавшего стресс – пересмотреть свое отношение к случившемуся по принципу: «Что не делается, то к лучшему…».
  • Активное поведение – не держать в себе нахлынувшие чувства и эмоции, вызвавшие стресс, а выплеснуть наружу накопившуюся энергию путем занятия каким-то даже немыслимым делом (например, помыть окно или пол зубной щеткой, протирание чистой посуды и т.п.); а также занятия спортом, игрой в футбол, волейбол и т.п.
  • Умение расслабляться — стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту, что приводит к снижению уровня возбуждения центральной нервной системы.
  • Позитивное мышление — позитивный способ мышления и связанные с ним положительные эмоции добра, любви, радости – это главный личностный инструмент обеспечения здоровья и благополучия.

К числу других способов снятия стресса и поддержания психического здоровья можно отнести следующее:

  • В любой ситуации следует сохранять оптимизм.
  • Стремиться к разумной организованности в жизни, работе, быту.
  • Научиться говорить себе нет, не брать на себя решение слишком многих проблем, тем более чужих, определив границы собственных возможностей.
  • Учиться радоваться жизни.
  • Не быть максималистом.
  • Не копаться в своем прошлом и тем более не сожалеть о том, что не сделал когда-то или сделал не так.
  • Соблюдать правильный режим питания, сна и отдыха.
  • Не злоупотреблять алкоголем, воздерживаться от вредных привычек.
  • Вести здоровый активный образ жизни, занимаясь ежедневно физическими упражнениями и самомассажем головы, шеи, плеч, ступней.
  • При необходимости – снижение темпа жизни и пересмотр некоторых жизненных позиций.

Помните! Полностью исключить из жизни стрессовые ситуации невозможно, но можно жить и работать так, чтобы свести их число к минимуму, минимизировать их последствия и тем самым сохранить здоровье на долгие годы.

Источник

8.3.2. Виды ресурсов и их роль в регуляции процесса преодоления стресса

8.3.2. Виды ресурсов и их роль в регуляции процесса преодоления стресса

Все ресурсы в соответствии с их ролью в регуляции процессов преодоления стресса можно разделить на несколько видов.

Личностные ресурсы включают черты и установки, которые полезны для регуляции поведения в различных стрессогенных ситуациях. К наиболее значимым из них относятся самоконтроль, самооценка, чувство собственного достоинства (self-esteem), «самоэффективность» (оценка собственных возможностей успешно работать и представление о собственном уровне успешности преодоления стресса) и другие.

Психологические ресурсы определяются когнитивными, психомоторными, эмоциональными, волевыми и другими возможностями человека обеспечить решение проблемы или контролировать эмоции.

Профессиональные ресурсы – это необходимый уровень знаний, навыков, умений, опыта для решения задач в трудной ситуации.

Социальные ресурсы преодоления стресса отражают уровень социальной и моральной поддержки, жизненные ценности, чувство собственного достоинства, контроль доверия (вера в себя, уверенность), межличностные отношения и т. д.

Физические ресурсы отражают состояние физического и психического здоровья, функциональных резервов организма.

Материальные ресурсы определяются уровнем финансового, жилищного и другого обеспечения.

Комплекс личностных, психологических, профессиональных и физических ресурсов составляет единый личный ресурс человека [32, 233].

K. Matheny et al. [392] установили, что социальная поддержка в 54 % случаев была определена как ведущий ресурс преодоления стресса. Она обеспечивает смягчающий эффект от угрозы или непосредственного воздействия стрессоров, защищая человека от них, или оказывает прямое действие с точки зрения защиты от стресса или восстановления после его воздействия, и тем самым поддержка сама по себе становится ценной и благоприятной. В этой связи следует отметить, что наибольшее значение имеют не столько количественные характеристики поддержки (продолжительность, частота отдельных приемов), сколько ее качественная сторона (адекватность приемов, субъективная значимость и т. д.). Социальная поддержка особенно важна при определенных видах стрессоров: межличностные конфликты в рабочем коллективе, неблагоприятные взаимоотношения в семье, моральные и физические страдания инвалидов, лица с заболеванием СПИДом и т. д.

Личностные ресурсы преодоления – комплексный набор личностных, когнитивных и отношенческих факторов, которые обеспечивают часть психологического контекста преодоления. Личностные ресурсы – относительно стабильные характеристики, влияющие на выбор процессов оценки и преодоления и в свою очередь могут подвергаться влиянию наиболее важных результатов действия этих процессов.

Собственная значимость (востребованность), оптимизм и ощущение связи с миром. Люди, высоко оценивающие свою собственную значимость, в критических ситуациях проявляют активность и спокойствие. Те, кто чувствует себя неуверенно, низко оценивает свои личные качества, стремятся избегать подобных ситуаций. A. Bandura [246] выдвинул теорию, согласно которой уровень собственной значимости проявляется и развивается (повышается или понижается) в таких специфических сферах, как физические, социальные и академические навыки и знания, умение общаться, забота о детях, семейная жизнь и т. д. Некоторые из показателей уровня собственной значимости представляют собой важный критерий. Например, высокие баллы по Опроснику Ситуационной Уверенности (SCQ), отражающие веру пациентов-алкоголиков в их возможность справиться с потенциально опасными для них ситуациями, влияют на результат лечения [466].

Оптимизм. M. Scheier и C.S. Carver [449] определили оптимизм как общее ожидание положительного результата. Оптимизм как черта личности измеряется по Шкале Жизненных Ценностей, состоящей из 12 вопросов (например, «Обычно я ожидаю лучшего» или «Я с удовлетворением представляю, что все идет так, как мне хочется»).

Оптимизм связан с успешностью в физиологической и психологической адаптации к стрессовым ситуациям возможно потому, что для оптимистов характерно фокусироваться на проблеме, вникать в нее и тем самым искать реальные пути преодоления, а не избегать проблемных ситуаций, используя различные защитные механизмы, такие как отрицание или выражение эмоций. Оптимист надеется на лучший для себя исход ситуации.

Чувство связи (принадлежности). A.A. Antonovsky [240] разработал опросник из 27 вопросов для измерения чувства связи с миром, которое он понимает как относительно стабильную ориентацию, состоящую из трех компонентов:

1) сложноподчиненность (мира) или то, насколько структурированным и предсказуемым человек считает окружающую его действительность;

2) управляемость или то, насколько человек верит в наличие и достаточность своих и общественных ресурсов, необходимых для взаимодействия с окружающей средой;

3) значимость или ощущение того, что затраченные на преодоление стрессовой ситуации усилия окупятся.

Люди, обладающие высоким чувством связи с миром предпочитают структурировать ситуацию, принять вызов и определить личностные и общественные ресурсы, которые помогут облегчить процесс преодоления, а также учесть альтернативные варианты преодоления. Таким образом, чувство связи с миром может оказаться полезным для здоровья и благополучия.

Читайте также:  Формирование эмоциональной культуры педагога

Существенным личностным ресурсом является вера в жизненные ценности, которая придает уверенность в значимости тех желанных целей в жизни и деятельности, возможности достижения которых возможно путем преодоления закономерных и случайных трудных событий. Чувство оптимизма как черта личности, то есть вера в благоприятный исход стрессогенной ситуации, придает силы в преодолении стресса и выдержку, устойчивость к воздействию стрессоров. Вера в свои силы, чувство собственного достоинства повышают психологический и физический ресурс преодоления за счет более эффективной мобилизации резервов психики и организма и вселяют уверенность в возможности управлять ситуацией и справляться со стрессорами. A. Bandura [246] назвал эту личностную особенность «самоэффективностью». Она является частью вторичной оценки стрессовой ситуации и своих возможностей по ее преодолению. Те, кто имеет высокую степень уверенности в своих способностях преодолеть стресс, испытывают меньшую степень стресса. И наоборот, люди, которые в силу низкой степени уверенности в себе занижают свои способности и завышают требования стрессогенной ситуации, склонны к более выраженной стрессовой реакции.

Восприятие самоэффективности в преодолении стресса действует как когнитивный медиатор тревоги. А. Bandura отметил ряд неблагоприятных последствий при низкой самоэффективности в преодолении стресса: высокий уровень субъективного дистресса, повышенное возбуждение вегетативной нервной системы, увеличение секреции катехоламинов в плазме. Ошибочная оценка самоэффективности в преодолении стресса может привести к тревоге и нарушению поведения, но и правильная оценка своих возможностей легко приводит к дистрессу, особенно если требования стрессовой ситуации к человеку очень высоки.

С самоэффективностью в определенной степени связано и такое личностное качество, как самоуважение, то есть наличие высокого мнения о себе – о своих возможностях, способностях, успехах и т. д. Установлено, что лица, хорошо противодействующие стрессу, имеют более выраженное чувство собственного достоинства [486].

D.J. Terry et al. [482] отмечают, что высокое чувство самоуважения предрасполагает человека ощущать уверенность в своей способности преодолеть, справиться с проблемами и не зацикливаться на эмоциях дистресса. Кроме того, низкий уровень нарциссизма можно также рассматривать как ресурс для преодоления стресса – в стрессовых ситуациях люди с выраженным нарциссизмом склонны фокусировать свое внимание скорее на ассоциируемом уровне эмоционального дистресса, чем на принятии решения о целенаправленном поведении.

Вера в генерализованный контроль над трудными ситуациями в жизни также влияет на поведение по преодолению стресса. Люди с верой во внутренний контроль чаще используют стратегии преодоления, сфокусированные на проблеме, и реже – на эмоциях, а люди с верой в продуктивность внешнего контроля за стрессом используют, как правило, обратную ориентацию.

Большое значение в реакции на стресс и возможности его преодоления придается чувству бессилия, беспомощности в стрессовых ситуациях, особенно после предшествующих неудачных попыток в реализации адекватных форм оценок и поведения в подобных условиях. Можно предположить, что это чувство формируется на основе некоторых личностных черт (тревожность, неуверенность и т. п.), низкой подготовленности к продуктивным действиям в условиях стресса, отсутствии необходимой социальной поддержки.

Наконец, о роли хорошего самочувствия в преодолении стресса. Эта характеристика отражает качество физической годности, уровень энергичности, склонность к риску, субъективную оценку морального, психического и физического состояния. K. Matheny et al. [392] установили, что в 37 % случаев хорошее самочувствие характеризовало высокий уровень личностного ресурса в преодолении стресса. Однако эти данные следует воспринимать достаточно осторожно, так как методы оценки самочувствия нуждаются еще в совершенствовании с точки зрения их объективности.

В отечественных исследованиях стресса и его преодоления особое внимание обращено на изучение роли внутренних психологических ресурсов в формировании стратегий и стилей преодоления, влияния на эти процессы мотивационных, эмоционально-волевых, темпераментальных и других особенностей личности. Личностная детерминация стресса рассматривается с позиций ее влияния на механизмы взаимодействия компонентов системы «трудная ситуация – личность – стресс – преодоление стресса».

В работе В.И. Моросановой [157] рассмотрены личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека в контексте субъектно-деятельностного подхода. Показано, что индивидуально-типологические особенности субъекта вместе с его специальными и общими способностями, отражая личностный ресурс субъекта, выступают в качестве предпосылки формирования множества способов (стратегий) и стилей конкретной деятельности, которые могут осознаваться и изменяться в процессе достижения принятой цели.

А.В. Махнач, С.А. Шапкин, А.М. Боковиков экспериментально подтвердили, что с увеличением стрессогенности ситуации возрастает роль мотивационных и волевых компонентов личности в регуляции деятельности и их активное участие в формировании психических состояний [72]. По данным С.А. Шапкина, общую направленность активности субъекта независимо от того, какую деятельность они выполняют или намерены выполнять, задают такие особенности мотивации, как преобладание мотива достижения или избегания неудач, которые, как было показано в наших исследованиях, лежат в основе соответствующих стратегий преодоления стресса. Можно предположить, что значение мотивов, как личностного ресурса активности субъекта, возрастет, если их профессиональное проявление не ограничится оценкой характера вектора «мотив-цель» конкретной деятельности (в том числе поведения по преодолению стресса), а будет дополнено «опредмечиванием» этого вектора за счет учета специфики способов и условий выполнения этой деятельности [224].

В развитии стресса и характере его преодоления значительную роль, особенно в опасных, вредных, ответственных видах деятельности играет фактор риска, который рассматривается и как особенность трудной ситуации и как черта личности. В исследованиях Е.Н. Кирьяновой [104] показано, что способность действовать в условиях риска, т. е. успешно преодолевая воздействие стрессогенных факторов ситуации, зависит от индивидуальной склонности к риску (предрасположенности к действиям в этих условиях) и готовности к риску. Проявление этих индивидуальных качеств зависит от уровня интернальности-экстернальности, нейротизма, тревожности и других, которые характеризуют личностный ресурс субъекта деятельности.

Особенности ресурсного обеспечения любой деятельности, в том числе по преодолению стресса, связаны с повышением или понижением уровня активации. Разные классы стрессогенных факторов отражаются в системах неспецифической (тонической) и специфической (фазической) активации [224]. В нормальных условиях обе системы ресурсного обеспечения работают по принципу взаимной компенсации (снижение активности одной системы ведет к повышению другой); при нарушении режима труда, сна и т. п. страдают процессы неспецифической активации, а при воздействии неблагоприятных факторов содержания и условий деятельности ухудшаются процессы специфической активации. Таким образом, можно сказать, что личностные ресурсы субъекта, степень их активации зависят от особенностей влияния внешних и внутренних факторов жизни и деятельности.

Существенным ресурсом для преодоления стресса может стать работа, которая не только является подчас источником стресса, но в ряде случаев она служит фактором отвлечения внимания от тягостных воспоминаний (например, домашних конфликтах, финансовых неудачах и т. д.), получения удовольствия от процесса и результатов деятельности, формирования чувства уверенности в себе, самоутверждения, уважения со стороны сослуживцев и членов семьи.

Обобщение данных литературы и результатов собственных исследований позволяет выделить три главных направления уменьшения стресса на рабочем месте, которые могут рассматриваться в более широком плане противодействия стрессу в различных формах жизни и деятельности человека [29, 125, 127, 143, 233, 462 и др.]. Одно из них заключается в изменении условий работы таким образом, чтобы они стали или менее стрессогенными, или в меньшей степени противостояли эффективному преодолению стресса. Однако в той степени, в какой воздействие источников стресса варьирует от работника к работнику или от группы к группе, облегчение проблемы для одного или одних может усложнить ее для других. Например, усиление контроля за рабочим процессом приведет для одних к снижению стрессогенного воздействия, но для других, кому сам процесс контроля является стрессовой ситуацией, он приведет к росту напряженности. Стратегия изменения рабочих условий действенна главным образом тогда, когда на них имеется общая, однонаправленная реакция работников. Индивидуальные и групповые различия в эффектах воздействия стресс-факторов и в ресурсах преодоления стресса становятся больше тогда, когда снижается экстремальность воздействия факторов рабочих условий.

Читайте также:  Как не сойти сума от депрессии

В работах по изучению «человеческого фактора», инженерно-психологического (эргономического) обеспечения процесса проектирования, создания и эксплуатации техники большое внимание уделяется профилактике возникновения стресс-факторов в связи с чрезмерной сложностью систем управления и трудовых задач, воздействия экстремальных факторов среды и т. п. Значение этого направления противодействия стрессу, его преодолению за счет рациональных конструкторских и эксплуатационных решений (стратегий превентивного преодоления стресса) существенно возрастает в настоящее время и тем более в будущем времени в связи с созданием сложных технических комплексов (СТК). В исследованиях Ю.Я. Голикова и А.Н. Костина проведен анализ факторов, влияющих на надежность и безопасность функционирования СТК, которые могут явиться причиной развития состояния стресса [59, 61]. Авторы обращают внимание на потенциальные, труднопрогнозируемые свойства СТК, которые могут иметь деструктивный характер с точки зрения самой деятельности и функционального состояния субъекта. Они обосновывают необходимость решения подобных проблем в данном классе техники активной стратегией, включающей: целенаправленный поиск, раскрытие и актуализацию потенциальных свойств объекта на всех этапах проектирования и эксплуатации в совместной деятельности всех разработчиков, операторов и инженерных психологов.

Второе направление заключается в попытке помочь тем, кто испытывает трудности с адаптацией к условиям, которые невозможно или трудно изменить, чтобы преодолевать стресс наиболее эффективно. Большинство программ преодоления стресса не срабатывает тогда, когда не учитываются индивидуальные различия между работниками в целях поведения, системах убеждений, ресурсах и моделях преодоления. В таких условиях более целесообразно иметь дело с группами людей, которые характеризуются общим типом стрессовых реакций и возможностей адаптации к стрессу.

Третье направление имеет трансактный характер и требует определения индивидуальных или групповых связей с рабочими условиями, которые являются стрессогенными, и попытки изменения характера их взаимодействия. Конкретный индивид или группа лиц и рабочие условия рассматриваются как одна аналитическая единица, а не как отдельные компоненты системы «человек (группа) – рабочие условия», которыми управляют независимо друг от друга. Эта стратегия направлена на некоторые изменения в рабочих заданиях, чтобы создать лучшее соответствие между ними и человеком. Однако следует учитывать то, что является в этих обстоятельствах рациональным для конкретного человека или в одной рабочей ситуации, может не быть таковым в другой ситуации или для группы работников. К этой стратегии можно отнести различные тренинги по формированию навыков преодоления для работников, имеющих одни и те же проблемы в работе.

Трансактный подход, сосредоточенный на оценке и преодолении, обладает большими возможностями, поскольку он основан на обеспечении сложной взаимосвязи и взаимодействия человека и условий среды. Этот подход подразумевает, что адаптационные условия являются базовой единицей анализа стресса. Каждый человек в рабочих условиях встречает, переживает много таких ситуаций, которые различаются от других по способу воздействия стресс-факторов на человека. Применительно к каждой стрессогенной ситуации конкретный человек может использовать одну или несколько стратегий преодоления, исходя из характера ситуации и своих психологических особенностей, жизненного и профессионального опыта и других факторов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава V. Механизмы регуляции информационного стресса

Глава V. Механизмы регуляции информационного стресса Несмотря на многочисленность теоретических и экспериментальных исследований по проблеме стресса механизмы регуляции его возникновения, развития и проявления изучены недостаточно полно. Более того, как считает Г. Н.

5.1. Роль информационных и энергетических процессов в регуляции стресса

5.1. Роль информационных и энергетических процессов в регуляции стресса Известно, что энергетическое обеспечение жизнедеятельности составляет содержание вегетативных и метаболических процессов. Благодаря постоянно осуществляющимся процессам метаболизма,

Глава 3. Механизмы регуляции психологического стресса

Глава 3. Механизмы регуляции психологического стресса Несмотря на многочисленность теоретических и экспериментальных исследований по проблеме стресса механизмы регуляции его возникновения, развития и проявления изучены недостаточно полно. Более того, как считает

5.2. Интерес к проблеме преодоления стресса

5.2. Интерес к проблеме преодоления стресса Не каждый человек реагирует на стрессогенную обстановку путем снижения дееспособности, развития депрессии или психосоматических расстройств. Фактически большинству людей в этих условиях удается сохранить или быстро

5.3. Социальные аспекты преодоления стресса

5.3. Социальные аспекты преодоления стресса 5.3.1. Изменение социальных ролей В проблеме преодоления огромный интерес представляет утверждение, что люди сталкиваются со значительными трудностями при решении личностных проблем. Этот интерес может быть связан с серьезными

6.3. Классификация способов преодоления стресса

6.3. Классификация способов преодоления стресса Разнообразие способов преодоления стресса определяется многофакторным влиянием на особенности взаимодействия субъекта и стрессогенной ситуации, а также различными взглядами исследователей, их научных концепций и

7.1. Модели преодоления стресса

7.1. Модели преодоления стресса 7.1.1. Эго-психологическая модель Эта модель базируется на концепции систем защиты, таких как бессознательные адаптивные механизмы, которые являются главными средствами преодоления инстинкта и аффекта: G. Vaillant [488, 490] считает, что существует

7.2. Модели оценки преодоления стресса

7.2. Модели оценки преодоления стресса Одним из аспектов изучения преодоления стресса является определение подходов к оценке меры его эффективности. В настоящее время для оценки преодоления стресса развиваются две общие модели: одна из них – «модель результата» –

7.3. Механизм действия преодоления стресса

7.3. Механизм действия преодоления стресса C. Aldwin [231, 233] и другие авторы изучали некоторые аспекты механизмов регуляции процесса преодоления стресса, включая статистический подход к проблеме, на материалах клинических исследований. Преодоление может влиять на человека,

8.2. Детерминация процесса преодоления стресса

8.2. Детерминация процесса преодоления стресса Процесс преодоления стресса зависит от особенностей влияния на него ряда факторов, таких как демографические и личностные особенности человека, условия внешней среды, кризисы жизни, индивидуальная значимость и оценка

8.3. Ресурсы преодоления стресса

8.3. Ресурсы преодоления стресса Развитие и реализация ресурсов для преодоления стресса служат, пожалуй, основным направлением противодействия ему. Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых реализует его программы и

9.2. Стили преодоления стресса

9.2. Стили преодоления стресса Преодоление стресса определяется не только правильным выбором, использованием его стратегии, но и стилем преодоления, то есть индивидуально-своеобразным и стереотипным способом действий по реализации этой задачи. Он является привычным или

Другие виды ресурсов

Другие виды ресурсов Помимо сторонних людей и организаций, выполняющих определенные действия, включенные в ваш план, вам могут потребоваться иные ресурсы, необязательно людские. Например, в плане по изменению образа жизни «тренажерный зал» или «клуб для желающих

Источник

Оцените статью