Ресурсная теория стресса хобфолла

Теория сохранения ресурсов — Conservation of resources theory

Теория сохранения ресурсов (COR) — это теория стресса, которая описывает мотивацию, которая побуждает людей как поддерживать свои текущие ресурсы, так и искать новые ресурсы. Эта теория была предложена доктором Стеваном Э. Хобфоллом в 1989 году как способ расширить литературу о стрессе как конструкции .

Хобфолл утверждал, что психологический стресс имел место в трех случаях; когда существовала угроза потери ресурсов, фактическая чистая потеря ресурсов и недостаток полученных ресурсов в результате их расходования. С этой точки зрения ресурсы определяются как вещи, которые человек ценит, в частности, объекты, состояния и условия. COR утверждает, что потеря этих типов ресурсов приведет людей к определенному уровню стресса.

Содержание

История теории стресса

COR был разработан на основе различных теорий о причинах стресса. Разработка COR восходит к Уолтеру Брэдфорду Кэннону (1932), который был одним из первых исследователей, изучавших концепцию стресса применительно к людям, в частности, в том, как можно противостоять стрессу. Ханс Селье (1950) взял на себя исследование Кэннона стресса как реакции и указал, что стресс сам по себе был разработан как способ защиты организма от экологических проблем.

Другие исследователи, такие как Эллиот и Эйсдорфер (1982), определяли стресс как специфический стимул, а не как реакцию, что было принято некоторыми представителями научного сообщества. Однако эта теория в значительной степени основана на гомеостатической модели стресса, разработанной Джозефом МакГратом (1970). Именно в этой теории стресс определяется как дисбаланс между требованиями окружающей среды и реакционной способностью организма.

Основные принципы COR

COR охватывает два основных принципа, касающихся защиты ресурсов от потери. Первый принцип называется приоритетом потери ресурсов. Этот принцип гласит, что для людей потеря ресурсов более вредна, чем когда есть прирост ресурсов. Это означает, что потеря оплаты будет более вредной, чем та же самая выгода в оплате.

Второй принцип известен как вложение ресурсов. Этот принцип COR гласит, что люди будут стремиться инвестировать ресурсы для защиты от потери ресурсов, восстановления после потерь и получения ресурсов. В контексте выживания люди будут вкладывать ресурсы, чтобы предотвратить потерю ресурсов в будущем.

Основываясь на этих двух принципах, COR предложил ряд следствий, которые можно применить к изменениям ресурсов. Вот они:

  1. Лица с более высокими ресурсами будут настроены на получение ресурсов. Точно так же люди с меньшими ресурсами с большей вероятностью испытают потерю ресурсов.
  2. Первоначальная потеря ресурсов приведет к потере ресурсов в будущем.
  3. Первоначальный прирост ресурсов приведет к приросту ресурсов в будущем.
  4. Нехватка ресурсов неизбежно приведет к защитным попыткам сберечь оставшиеся ресурсы.

Направления исследований

COR использовался при изучении стресса на работе / в семье, выгорания и общего стресса. Что касается стресса на работе / в семье, исследование COR рассматривало, как распределение ресурсов повлияло на их семейную жизнь, и в некоторых статьях было обнаружено, что использование слишком большого количества ресурсов в работе может привести к семейным проблемам дома. Исследования COR и выгорания изучили, как использование ресурсов влияет на настроение, и недавние исследования показали, что эмоциональное истощение имеет самую сильную связь с симптомами депрессии.

Что касается общего стресса, исследования показали, как потеря ресурсов влияет на уровень стресса. COR в первую очередь изучалась в областях эмоционального выгорания и работы, как продемонстрирует следующий метаанализ. В настоящее время нет метаанализа COR в других областях исследования стресса.

С помощью COR было проведено множество метаанализов, в особенности связанных с выгоранием. В одном метаанализе, проведенном Ли и Эшфортом (1996), изучалась взаимосвязь между коррелятами спроса и ресурсов, коррелятом поведения и отношения, а также тремя различными аспектами выгорания на работе. Он использовал COR в качестве основы для этого исследования и обнаружил, что поддерживается принцип потери ресурсов. Было обнаружено, что из более чем 58 источников люди, как правило, более чувствительны к возросшим требованиям, чем к полученным ресурсам.

Контроль должностей и COR были изучены с помощью метаанализа, проведенного Park, Baiden, Jacob, & Wagner (2009). Это исследование тестировало COR с использованием всех конструкций, задействованных в управлении работой и выгорании, которые включали в себя конструкции автономии, власти, свободы действий и свободы принятия решений. Результаты показывают, что конструкция управления работой или способность выбирать действия из множества вариантов на работе связана с обезличиванием и личными достижениями. В этом исследовании говорится, что COR связана с выгоранием таким образом, но следует провести дальнейшие исследования, в которых используются профессии, не связанные с обслуживанием людей.

Источник

Ресурсная теория стресса хобфолла

А Created using Figma

Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma

Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma

Group Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma

Читайте также:  Кто вырастает с чувством вины

Rectangle Created using Figma

Rectangle Created using Figma

На полный экран Created using Figma

google Created using Figma

И Created using Figma Идея Created using Figma Vector Created using Figma

Стрелка Created using Figma Group Created using Figma

Login Created using Figma logo_black Created using Figma

Logout Created using Figma

Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma

Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma

Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma

Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma

Доп эпизоды Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma

rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma Шэринг Created using Figma

Громкость Created using Figma

Скорость проигрывания Created using Figma

telegram Created using Figma

twitter Created using Figma

Created using Figma

И Created using Figma

vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma

Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma

Источник

Выгорание и теория консервации ресурсов

Для понимания копинг-ресурсов выгорания представляет интерес концепция психологического стресса и «консервации ресурсов» С. Хобфолла. Согласно данной концепции, стресс возникает:

1. В ситуациях, представляющих угрозу потери ресурсов.
2. В ситуациях фактической потери ресурсов.
3. В ситуациях отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных ресурсов для достижения желаемого значительно превышает получаемый результат. Например, временные затраты или физические усилия для достижения какой-нибудь значимой цели значительно больше, чем приобретение, к примеру, материального достатка, статуса или уважения.

В аспекте ресурсной концепции личностные, поведенческие и социальные переменные, отрицательно связанные с показателями выгорания, обозначаются как ресурсы, которые при определенных условиях обусловливают стойкость к развитию синдрома «выгорания».

Для повышения стрессоустойчивости важным оказывается накопление («консервация») ресурсов даже тогда, когда нет действующего стресса. Стратегия накопления ресурсов представляет собой некоторый антиципаторный копинг. Во многих случаях он становится ключом для понимания ответных стресс-реакций и стратегий преодолевающего поведения. К сожалению, данный копинг мало описан в специальной психологической литературе.

Хобфолл называет ресурсами то, что ценно для человека и помогает ему сохранять психологическую устойчивость в стрессогенных ситуациях. Ресурсы включают в себя объекты (цели), состояния, личные и энергетические характеристики, которые либо сами по себе необходимы для выживания (прямо или косвенно — glavsovet.ru), либо служат средствами достижения лично значимых целей. Центральный принцип теории «консервации» ресурсов заключается в том, что люди стремятся получить, сохранить и защитить то, что ценно для них, и стараются использовать свои ресурсы наилучшим способом. Второй принцип теории «консервации» ресурсов: люди должны инвестировать (вкладывать) ресурсы для защиты от их потери, люди стремятся восстановить (вернуть) потерянные и приобрести новые ресурсы.

Теория сохранения ресурсов и выгорание

В моделях развития выгорания Широм и Эзрахи предполагается, что на ранних его стадиях люди пытаются сражаться с непрерывными (продолжающимися) рабочими стрессорами путем высокого уровня вложения личных ресурсов, направленного на преодоление. На этой стадии люди перевозбуждены, тревожны и фрустрированы, если у них недостаточно ресурсов, чтобы можно было решить проблему. Эзрахи отметил, что на этой стадии люди пытаются применить проблемно-сфокусированные стратегии поведения (вложение дополнительного времени, личной энергии, поиск дополнительной информации и других ресурсов, обращенных на поиск решений проблемы). Если этих ресурсов недостаточно, люди переключаются на защитное поведение для сохранения или восполнения своих ресурсов — glavsovet.ru. Проводя защитную политику, они запасают ресурсы, какие могут, уменьшают косвенные потери ресурсов, которые идут от постоянного вложения в невознаграждаемые решения, и ограничивают потерю личных ресурсов. Потеря ресурсов в значительной мере связана с длительной экспозицией негативной обратной связи, которую люди получают на своем рабочем месте.

Психическое выгорание — растянутый во времени стресс, в процессе которого человек растрачивает свои ресурсы, не получая взамен практически ничего (достойной зарплаты, благодарности от реципиентов и т.п.). Цена этого — эмоциональное истощение, чувство деперсонализации, неудачи и сопутствующие негативные эмоции и переживания, потеря душевного благополучия.

Все права защищены / 2008-2021 © glavsovet.ru / All rights reserved

Дети, подростки, взрослые — психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру

Источник

Научная электронная библиотека

Глава 1. Оценка личностных ресурсов как детерминант субъективного качества жизни человека (С.А. Калашникова)

Современная действительность предъявляет к человеку высокие требования, связанные с необходимостью решения значительного количества разнообразных задач, находящихся в различных плоскостях жизнедеятельности. Социальные и экономические преобразования, характерные для общества последних десятилетий, порождающие стрессоры разного уровня, являются факторами, негативно влияющими на человека. В связи с этим актуальными являются вопросы эффективного совладания со стрессом, требующего от личности мобилизации всех имеющихся ресурсов.
Ресурсы, в данном контексте, — система внутренних и внешних условий, способствующих устойчивости личности в стрессогенных ситуациях. «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [4, с. 115-116].
Ресурсные концепции психологического стресса рассматривают адаптационные возможности и способность противостоять трудным жизненным ситуациям во взаимосвязи с персональными ресурсами человека.
Ресурсная концепция психологического стресса, предложенная С. Хобфоллом, связывает адаптационные возможности человека с наличием личностных ресурсов. С. Хобфолл считает ресурсами то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Ресурсы включают:
1) материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели);
2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.);
3) психические и физические состояния;
4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения значимых для личности целей.
Согласно данной концепции, стресс возникает в следующих ситуациях:
1) представляющих угрозу потери ресурсов;
2) фактической потери ресурсов;
3) отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных ресурсов для достижения желаемого значительно превышает результат [9, с. 570].
Ядром ресурсной концепции С. Хобфолла является принцип «консервации» ресурсов: человек стремится получить и сохранить то, что ценно для него, и старается оптимально использовать свои ресурсы; вместе с этим человек стремится восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы. Согласно данной концепции, психологический стресс и риск дезадаптации возникает при нарушении баланса между потерями и приобретениями личных ресурсов [8].
Личностно-ориентированный подход к преодолению трудных жизненных ситуаций в качестве детерминанты успешности преодоления стресса рассматривает личностные характеристики человека. В рамках данного подхода выделяется несколько направлений исследования, сформировавшихся на основе различных теорий личности: психоаналитическое направление; объединенные модели преодоления и защиты; направление, рассматривающее преодоление как черту личности; направление, исследующее преодоление как стиль восприятия [3].
Когнитивно-бихевиоральный подход рассматривает преодоление стресса как использование когнитивных и поведенческих усилий личности для ослабления стресса.
Единством когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов представлена социально-психологическая характеристика личности, обозначаемая в психологических исследованиях как психологическое благополучие. В исследовании Е.Е. Бочаровой социально-психологические установки, ценности, стратегии поведения личности рассматриваются в качестве внутренних детерминант субъективного благополучия личности. По данным исследований (М. Аргайл, Л.В. Куликов, К. Рифф, М.В. Соколова, Р.М. Шамионов), субъективное благополучие выражает эмоционально-оценочное отношение человека к самому себе, социальной действительности, тем самым, определяя интенсивность и направленность его поведения [5].
Р.М. Шамионов отмечает, что субъективное благополучие человека складывается из ряда компонентов: модусов материального пополнения, личностного и социального самоопределения, личностного благополучия, физического и психологического здоровья, профессионального самоопределения и роста. Указанные компоненты субъективного благополучия человека в соответствии со своим психологическим наполнением рассматриваются рядом авторов как составляющие субъективного качества жизни [12].
В психологии вопросы качества жизни анализируются представителями экзистенциально-гуманистического направления. Представления о «хорошей жизни», «аутентичной жизни» раскрывают психологическое содержание понятия «качество жизни». «Хорошая жизнь» рассматривается К. Роджерсом как процесс движения человека в направлении свободного развития в любом направлении, основными характеристиками которого являются возрастающая открытость опыту, стремление жить настоящим и увеличивающееся доверие к себе как средству достижения наилучшего поведения в каждой ситуации в настоящем. Чем больше человек живет хорошей жизнью, тем больше он чувствует свободу выбора, и тем больше его выборы воплощаются в его поведении [10]. «Аутентичная жизнь» (Д. Бюдженталь) предполагает движение человека к большей эффективности и удовлетворенности в жизни [6].
В настоящее время качество жизни чаще всего определяется как степень удовлетворенности человека своим физическим, психологическим, социальным и духовным благополучием.
Т.Н. Савченко и Г.М. Головиной введено определение качества жизни как интегрального показателя жизнедеятельности людей, включающего объективные и субъективные компоненты. Объективные показатели характеризуют уровень жизнедеятельности конкретного человека, субъективные показатели — степень удовлетворения его потребностей и ценностных структур разного уровня [11]. С психологической точки зрения наибольший интерес представляют субъективные показатели качества жизни человека.
Е.П. Белинская отмечает, что существующие в современной психологии подходы к проблеме совладания обнаруживают единство в том, что совладание — динамический процесс, протекание которого определяется не только характеристиками самой ситуации и личностными особенностями субъекта, но их взаимодействием. Данное взаимодействие состоит в формировании комплексной когнитивной оценки, включающей в себя как интерпретацию субъектом ситуации, так и его представления о себе в ней [2].
В данном контексте особое значение приобретает личностный смысл ситуации, когда человек способен воспринимать жизненные трудности как возможности. В таком случае происходит переоценка действительности, изменяется субъективное отношение к ситуации. В этом смысле интересна субъективная оценка того, что является «потерей», а что «приобретением».
Субъективное качество жизни основано на субъективном восприятии человека, поэтому очевиден тот факт, что одним из условий изменения качества жизни является преобразование самосознания личности. Способность человека к осмыслению жизненной ситуации содержит в себе потенциал изменения субъективного качества жизни, как с положительной динамикой, так и с отрицательной.
В нашем исследовании проверялись следующие допущения:
1. Существует взаимосвязь уровня «ресурсности» с субъективными оценками качества жизни.
2. Существуют отличия в субъективных оценках качества жизни у людей с разным уровнем «ресурсности».
3. Субъективная оценка «потерь» и «приобретений» может рассматриваться как детерминанта субъективного качества жизни человека.
4. Субъективное восприятие качества жизни и уровень «ресурсности» отличаются в различных возрастных группах испытуемых.
В исследовании использовались следующие методики: «Опросник для оценки качества жизни» Элиота (адаптация Н.Е. Водопьяновой); опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (Н. Водопьянова, М. Штейн); процедура оценивания пятилетних интервалов жизни (Е.И. Головаха, А.А. Кроник).
В исследовании участвовало 79 испытуемых в возрасте от 18 до 39 лет, испытуемые включались в выборку случайным способом.
Методы анализа эмпирических данных: методы описательной статистики, корреляционный анализ, факторный анализ.
Для определения адаптивных возможностей и толерантности личности по отношению к стрессам был использован опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов», в основу которого положена ресурсная концепция стресса. Количественным выражением адаптивных возможностей человека является индекс ресурсности. Чем больше индекс ресурсности, тем выше адаптивные возможности.
Для оценки субъективной удовлетворенности в самоактуализации личностных ресурсов для преодоления жизненных и рабочих стрессов использовался опросник для оценки качества жизни, разработанный в Институте медицины стресса (США) и основанный на экзистенциальном подходе.
По уровню индекса ресурсности выборка была разделена на три группы: 1) с высоким уровнем ресурсности (32,9 % испытуемых);
2) со средним уровнем ресурсности (14,2 %);
3) с низким уровнем ресурсности (52,9 %).
Показатели описательной статистики по данным группам представлены в табл. 2.1.
Данные таблицы демонстрируют, что в группе с высоким уровнем ресурсности средние значения суммы «приобретений» значительно превышают средние значения суммы «потерь». Данное соотношение имеет заметную тенденцию к уменьшению к группе с низким уровнем ресурсности. Также следует отметить высокий уровень средних значений удовлетворенности качеством жизни в сфере личных достижений в группе с высоким уровнем ресурсности и оптимистичности — в группах с высоким и средним уровнями ресурсности. Это дает возможность рассматривать личные достижения и оптимистичность как один из значимых личностных ресурсов человека.

Читайте также:  Сохнут губы при стрессе

Примечания:
* — высокий уровень показателя; ** — низкий уровень показателя.

В выделенных по уровню ресурсности группах количество испытуемых с высокими, средними и низкими показателями субъективного качества жизни значимо отличается (табл. 2.2). Например, в группе испытуемых с высоким уровнем ресурсности количество испытуемых, демонстрирующих высокий уровень субъективного качества жизни выше, чем в группах со средним и низким уровнями ресурсности. Полученные данные подтверждают допущение о том, что существуют отличия в субъективных оценках качества жизни у людей с разным уровнем «ресурсности». Причем, очевидно, что высокий уровень ресурсности в большей степени, чем другие уровни, определяет более высокую субъективную оценку качества жизни.

Базовыми показателями опросника «Потери и приобретения персональных ресурсов» являются показатели «потери ресурсов» и «приобретения ресурсов». В исследовании были проанализированы корреляционные связи данных показателей с параметрами субъективной оценки качества жизни и психологического возраста (табл. 2.3).

Примечание. * В таблице представлены только статистически значимые показатели наличия взаимосвязи (коэффициенты корреляции, по Пирсону).
Так, в группе испытуемых с высоким уровнем ресурсности сумма «потерь» отрицательно связана с удовлетворенностью качеством жизни в области личных достижений; индекс ресурсности отрицательно связан с фактическим возрастом испытуемых и положительно связан с удовлетворенностью качеством жизни в сферах личных достижений, напряженности, негативных эмоций и индексом качества жизни.
В группе испытуемых со средним уровнем ресурсности по сравнению с первой группой сумма «потерь» положительно связана также с удовлетворенностью качеством жизни в сферах поддержки, напряженности, самоконтроля, негативных эмоций и индексом качества жизни. Сумма «приобретений» в данной группе положительно связана с теми же показателями за исключением удовлетворенности качеством жизни в сфере негативных эмоций. Полученный результат можно интерпретировать как тот факт, что как личностные потери, так и личностные приобретения в группе со средним уровнем ресурсности значительно влияют на адаптацию к стрессогенным условиям. Очевидно, испытуемые в группе со средним уровнем ресурсности демонстрируют способность воспринимать жизненные трудности («потери») как возможности. Кроме того, индекс ресурсности в данной группе отрицательно связан с фактическим возрастом испытуемых и положительно связан с оптимистичностью.
В группе с низким уровнем ресурсности сумма «потерь» положительно связана с удовлетворенностью качеством жизни в сфере поддержки. Других статистически значимых взаимосвязей не обнаружено. Если результаты корреляционного анализа данных первой и второй групп показывают, что адаптивность испытуемых тем выше, чем ниже их фактический возраст, то в группе с низким уровнем ресурсности влияние возраста на адаптивные возможности испытуемых не подтверждается.
Первичные результаты по шкалам диагностического комплекса были подвергнуты факторизации, в результате которой были получены факторные структуры данных отдельно по группам испытуемых с разными уровнями ресурсности (табл. 2.4).
В группе испытуемых с высоким уровнем ресурсности наибольший вес получил фактор, интерпретируемый как «Удовлетворенность качеством жизни в области личных достижений» (34,1 % дисперсии). Наибольшие факторные нагрузки имеют переменные, характеризующие удовлетворенность качеством жизни (0,84), удовлетворенность качеством жизни в сфере личных достижений (0,77), в сфере профессиональной деятельности (0,72), поддержки (0,72). Выделение данного фактора в качестве наиболее значимого подтверждает, что личные достижения и достижения в профессиональной сфере являются для взрослого человека одним из базовых личностных ресурсов.
Второй фактор «Реализованность психологического времени» является менее мощным, так как объясняет 17,7 % дисперсии. Данный фактор включает показатели фактического возраста, психологического возраста и реализованности психологического времени с высокими факторными нагрузками (от 0,82 до 0,95).

Читайте также:  Есть ли дородовая депрессия

Источник

Оцените статью