- Уголовная и административная ответственность за оскорбление чувств верующих
- Признаки преступлений, оскорбляющих чувства верующих
- Ответственность по ст.148 УК РФ
- Какие действия можно предпринять для привлечения к ответственности
- Судебные прецеденты по ст. 148 УК
- Что не так со статьей за оскорбление чувств верующих
- «Церковь подошла к краю пропасти»: монологи оскорбленных верующих
- Одиозные высказывания священников, несоблюдение прав женщин, пренебрежительное отношение к неофитам в церкви — «Афиша Daily» выяснила, что оскорбляет российских православных помимо танцев в храме.
- Что оскорбляет: несоблюдение прав женщин
- Что оскорбляет: «Разумное и умеренное использование физических наказаний в воспитании детей»
- Что оскорбляет: одиозные высказывания священников и реакция на них окружающих
- Что оскорбляет: отношение к неофитам в церкви
- Что оскорбляет: антиклерикальный троллинг
- Что оскорбляет: потеря христианских ценностей
- Что оскорбляет: отсутствие диалога с мирянами
- Что оскорбляет: концепция власти от Бога
- Что оскорбляет: поп-культурное православие
Уголовная и административная ответственность за оскорбление чувств верующих
Признаки преступлений, оскорбляющих чувства верующих
- В силу ст. 148 УК уголовно наказывается оскорбление именно религиозных чувств. Это какие-либо публичные действия, которые производятся с целью оскорбить и отражают открытое неуважение к обществу. Такими действиями могут быть высмеивание религиозных норм и канонов, или публично выражаемое неуважение к человеку из-за его религиозных убеждений. Оскорбление может выражаться в самых различных формах: словесной или письменной, в виде комментариев в соцсетях, размещения в Интернете роликов со сценами осквернения святых для верующих предметов или мест и т.д.
- Действия должны быть совершены публично, то есть их свидетелями должны стать посторонние люди. Все, что происходит при личной беседе или встрече верующего и его обидчика, под действие данной статьи не попадает. О публичном оскорблении и виде юридической ответственности за него читайте в статье https://lexconsult.online/5858-publichnoe-oskorblenie-lichnosti.
- Данные деяния должны явно демонстрировать неуважение не только к верующим, но и к обществу в целом. По этому признаку подобные действия аналогичны хулиганским, наказание для которых устанавливает ст. 213 УК . Этой статьей предусмотрено наказание, в том числе, для хулиганских действий, которые совершаются на почве религиозной ненависти. Ответственность за осквернение зданий, совершаемое по тем же мотивам, определяется ст. 214 УК . За унижение человеческого достоинства по религиозному признаку ответственность наступает согласно ст. 282 УК .
Поскольку предусмотренный этими статьями состав преступлений во многом схож с деяниями, описанными в ст. 148 , может показаться, что отдельная статья об оскорблении чувств верующих не нужна. Однако она направлена именно на защиту права человека на свободу вероисповедания. - Еще одним условием привлечения виновного к уголовной ответственности является выражено оскорбительный характер его действий. То есть необходимо будет получить подтверждение того, что правонарушение имело конкретную цель – оскорбить религиозные чувства, что виновный отдавал отчет в своих действиях. Если же он сможет доказать, что не задумывался о последствиях своих поступков и совершал их неумышленно, то привлечь его по данной статье будет сложно. Тут узнайте, как подать в суд на человека за оскорбление.
Ответственность по ст.148 УК РФ
- Отсутствие наказания – в светских государствах, где власть полностью отделена от церкви, а во главе стоит свобода слова (США, Великобритания);
- Штраф или небольшой срок – большинство стран. В зависимости от законов страны различаются суммы штрафов и сроки заключения;
- Казнь – исключительно некоторые мусульманские страны, где законы основаны на религиозных убеждениях.
- Согласно данной правовой норме оскорбление религиозных чувств наказывается денежным штрафом до 300 тысяч, исправительными работами или лишением свободы. Срок такого наказания — до одного года.
- Если подобные действия совершались в помещении для религиозных обрядов, то размер штрафа возрастает до 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы или исправительных работ – до трех лет.
- Так же статья предусматривает наказание за незаконное ограничение деятельности религиозных организаций, проведения обрядов в виде штрафа, исправительных работ или ареста. При совершении этих действий с использованием служебного положения либо с применением силы виновный подлежит такому же наказанию, и кроме того, на срок до двух лет лишается права занимать некоторые должности.
В следующем видеоматериале — информация об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих
Какие действия можно предпринять для привлечения к ответственности
Потерпевшему следует обратиться с заявлением в полицию, а еще лучше вызвать сотрудников на место совершения преступления. При подаче заявления факт совершения правонарушения желательно подтвердить свидетельскими показаниями. В заявлении следует подробно описать действия преступника, его внешность, если это незнакомый человек, перечислить пострадавших от этого преступления. В случае фиксации полицией факта правонарушения в отношении виновного возбуждается уголовное дело.
Кроме того, потерпевший может сам обратиться в суд с иском к своему обидчику. Обращаться в данном случае следует в мировой суд, поскольку в соответствии со ст. 131 УПК мировой судья рассматривает уголовные дела, за которые наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет. Исковое заявление также можно подкрепить показаниями свидетелей.
Если религиозные чувства оскорблены с использованием сети Интернет и адресованы широкому кругу лиц, гражданин может написать заявление в прокуратуру (подробнее об оскорблении личности в интернете можно прочитать здесь). На основании этого обращения прокуратура организует проверку размещенной в сети информации с привлечением экспертов. Если экспертами будет выявлены признаки оскорбления чувств верующих, то прокурор обращается с заявлением в суд, и данный информационный ресурс блокируется на основании судебного решения.
Судебные прецеденты по ст. 148 УК
Информацию о привлечении к уголовной ответственности по данной статье найти сложно в силу того, что довольно сложно доказать все признаки преступления и особенно умысел в действиях виновного. Часто дело переквалифицируется по другим статьям. Поэтому осуждение по ст. 148 УК бывает достаточно редким.
Так в 2016 году была осуждена жительница Крыма за совершение в пьяном виде действий, оскорбляющих религиозные чувства, в предназначенном для богослужений месте. Городской суд прекратил в отношении нее уголовное дело, однако прокурор направил аппеляционное представление, и дело было передано на новое судебное разбирательство. (Апелляционное постановление Верховного суда Республики Крым от 13.12.2016 по делу N 22-3631/2016 )
Источник
Что не так со статьей за оскорбление чувств верующих
Статья 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». В народе эта статья Уголовного Кодекса называется «Статья за оскорбление чувств верующих». Интересная статья. Сама ее суть и первопричина ее существования — это создание возможности для каждого человека свободно и открыто исповедовать любую неэкстремистскую религию. Заметьте — ЛЮБУЮ религию, если она не запрещена законом. Никто не имеет права оскорблять или выражать явное неуважение к человеку или обществу за его религиозные убеждения, препятствовать ему в осуществлении религиозной деятельности. С одной стороны это кажется хорошая и нужная статья, вроде бы служащая дополнительной защитой прав человека. С другой стороны — лично я не вижу в ней логики.
Давайте прикинем. Чем приверженцы какой-либо религии с точки зрения субъекта (или объекта. как там оно правильнее) гражданского права отличаются от сторонников… скажем политической партии или идеологии? Или представителей какой-либо профессии?
Чем оскорбление чувств верующих принципиально отличается от оскорбления чувств социалистов? Или капиталистов? Или монархистов?
И чем оскорбление чувств верующих отличается от оскорбления чувств рабочих людей и служащих, получающих низкую зарплату?
Подходишь такой к учителю, и говоришь ему: «Почему ты так мало зарабатываешь? Ты же понимаешь, что у тебя работа неблагодарная? Бросай ее, иди в бизнес!» А он тебе в ответ иск за оскорбление его чувств. Глупо, да?
А попробуйте нечто подобное сказать верующему, но не в личной беседе, а публично, на каком-нибудь форуме. Попробуйте покритиковать его религию, указать на недочеты, несостыковки и заблуждения. Уже как то боязно, да? Вероятность уголовной ответственности вполне реальна.
Почему так? Потому что есть конкретная статья, и ее можно применять.
А я вот может тоже хочу, чтобы мои чувства либерала и социалиста защищала такая же статья! Говорит мне какой-нибудь оппонент, что Ленин — «редиска», а Навальный — «изменник родины», а я ему УК в морду. А он такой сразу бледный становится и извиняться начинает. Красота!
Только какой я после этого буду социалист и либерал?
Кстати, еще один интересный момент. Саму РПЦ можно привлекать к ответственности по этой статье. Ведь нередко из уст официальных представителей РПЦ можно было слышать критику в адрес язычества и язычников. Как только не называли их: и безбожники, и диаволопоклонники, и сатанинские угодники и т. п. Мол, язычество — это сатанинские культы, отвращающие человека от истинной веры.
Тут можно конечно возразить — мол, язычники не являются представителями официальной религии, они никто и звать никак, и вообще это не религия. В принципе так к ним и относятся «законные верующие».
И правда, статья за оскорбление чувств верующих защищает официальные, зарегистрированные в установленном порядке религиозные организации и объединения, и их представителей и сторонников. То есть, как бы не только РПЦ и народ православный является объектом защиты УК, но и мусульмане, иудаисты, буддисты, зороастрийцы, индуисты и многие другие. Все эти верования являются как бы законными и оформлены в виде соответствующих религиозных организаций и объединений. А также, внимание — язычники тоже. Да да, язычники тоже имеют свои официально зарегистрированные организации. То есть формально, язычество является официальной религией. Для небольшого количества людей, но все же…
По данным Росстата на 1 января 2015 года было зарегистрировано 10 религиозных организаций языческого толка.
Данные конечно немного устаревшие, сейчас может быть их число изменилось. Я не стал проверять. Это не имеет принципиального значения. В любом случае, само язычество никто еще не запрещал, соответственно оскорблять язычников, называя их безбожниками и сатанистами никто не имеет права, ни рядовой верующий, ни глава церкви.
Вот такой вот казус. Ведь, по логике вещей и теоретически, закон об оскорблении чувств верующих, он же защищающий право человека на вероисповедание, может быть серьезной помехой в критике язычества Церковью. На протяжении тысячи лет Церковь боролась с язычеством. И сегодня, в 21 веке, не имеет права продолжать эту борьбу. Ни физически, ни идеологически. Даже критиковать не имеет права. Даже подвергать сомнению правильность и истинность язычества, равно как и любой другой религии, не задевая при этом чувств верующих язычников.
Ведь никто сейчас не может критиковать Православие и подвергать сомнению его истинность, не задевая при этом чувств православных верующих.
Кстати, по логике закона о защите чувств верующих, из церковной риторики РПЦ необходимо убирать такие слова, как «истинная вера» и т. п. Ведь это является оскорблением чувств мусульман и др. Типа, их вера — не истинная? Тоже самое относится и к мусульманской церкви в России.
Одним словом куда ни кинь — всюду клин. Логически и объективно не работает данный закон. Он работает лишь субъективно, по крайней мере при нынешнем традиционном укладе.
Поэтому не должно быть такой статьи. Нельзя рассматривать в качестве объекта защиты чьи-либо чувства и убеждения, так как чувства, убеждения, мировоззрение, идеология не являются неотъемлемым признаком человека, в отличие от его внешности, веса, роста, национальности и т. п. Чувства и убеждения имеют обыкновение мгновенно меняться по прихоти их носителя. Допустим, сегодня я невольно задел чувства православного верующего, и был привлечен к ответственности по закону. Возможно, например даже выплатил ему компенсацию за моральный ущерб. А потом этот православный верующий через годик возьми и перейди из православной веры в мусульманскую. По идее я должен быть оправдан и бывший оскорбленный должен будет вернуть мне деньги? Как то так?
Государственная защита религии приведет лишь к ее деградации и упадку. Без испытаний критикой религия превратится в набор неоспариваемых догм. Эти тепличные условия только лишь развратят Церковь.
Настоящая вера не боится критики. Настоящий верующий не нуждается в покровительстве закона. Речь не идет о гонениях на верующих, имевших место в прошлом, потому что сейчас это невозможно в гражданском обществе, благодаря другим законам, защищающих жизнь, здоровье и достоинство человека, а также антидискриминационным законам.
Настоящий верущий — он верит, невзирая и не боясь критики; он находит успокоение в своей Вере; он не сомневается в ней, и он готов отстаивать ее. Он не следует слепым и устаревшим догмам, но напротив — смотрит в самую суть веры, обретая свое предназначение.
Каждая критика религии, в спорах и диспутах — лишь проверяет на прочность веру человека. И если он под напором аргументов, доводов и разоблачительных фактов все равно продолжает верить, то значит ему так нужно, и вера его крепка, и никакой дополнительный защищающий закон ему и так не нужен.
Источник
«Церковь подошла к краю пропасти»: монологи оскорбленных верующих
Одиозные высказывания священников, несоблюдение прав женщин, пренебрежительное отношение к неофитам в церкви — «Афиша Daily» выяснила, что оскорбляет российских православных помимо танцев в храме.
Летом 2016-го российское законодательство отметило негромкий юбилей: трехлетие закона об оскорблении чувств верующих. За это время россияне выяснили, что православные христиане против танцев в храмах и слов «Бога нет» в рамках споров в интернете. Чтобы показать альтернативную точку зрения, «Афиша Daily» спросила нескольких подписчиков паблика «Оскорбленный верующий» о том, что еще оскорбляет православных.
Что оскорбляет: несоблюдение прав женщин
Я резко против положения женщины в современном мире, я считаю, что женщины очень ограничены не только в правовом плане, но и во всех аспектах социальной жизни. Как мы знаем, женский пол на протяжении тысячелетий был угнетаем и не пускаем дальше кухни. Слишком мало времени прошло с момента «уравнивания в правах», чтобы изменилась целая культура восприятия и самовосприятия женщины.
Мне не нравится пропаганда из уст священников о том, какое место занимает женщина в мире. Они утверждают, что такое отношение к женщинам якобы базируется на Писании, но на деле это лишь исторический контекст, а не руководство к действию. Эта культура в христианстве изначально построена на словах Бога Еве при изгнании из рая: «И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Бог не сказал, что это правильно и хорошо, он это сказал в наказание. В подобном положении женщины нет ничего естественного, можно сказать, что это проклятие.
Вся христианская мысль пропитана тем, что сущность женщины — быть слабой, послушной, что такой ее создал Бог. Апостол Павел называл женщину «немощным сосудом», но кто сказал, что это говорит Бог через Павла? Это лишь его частное мнение, которое вполне созвучно тому периоду времени, это не повод ставить в пример его слова о подчинении. Ничто не мешает Павлу быть святым и в то же время мизогином. По-моему, самое время пересмотреть свои взгляды. Я феминистка и не вижу в этом ни единого противоречия христианству, а вот традиционный взгляд на женщину, к которому сейчас призывают священники в СМИ, принес много бед. На то оно и наказание.
Что оскорбляет: «Разумное и умеренное использование физических наказаний в воспитании детей»
Подобная позиция РПЦ дает оправдание для излишне агрессивных родителей — появится очень удобная причина для самооправдания. Возмущенным детям будет сказано, что порка соответствует церковным нормам. В нашей семье таким оправданием являлась цитата «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13:25). Отцу, может, и становилось легче от повторения этой мантры, а вот мы, побитые дети (речь идет не о простых шлепках), могли вполне озлобиться на церковь. Благо мозгов хватало этого не сделать.
Что оскорбляет: одиозные высказывания священников и реакция на них окружающих
Я не пытаюсь оспаривать одиозные высказывания церковных служителей в компании друзей и знакомых. Если я услышу из уст священника что-то абсурдное, глупое, антинаучное, я просто могу сказать, что это частное мнение, которое к официальной позиции моей религии никакого отношения не имеет. Быть глупым никто не запрещает, даже если ты священник.
Что оскорбляет: отношение к неофитам в церкви
В большинстве случаев приходящий в церковь новичок сталкивается с равнодушием, хамством и наплевательством. Они будто крепко поселились в стенах большинства храмов, как насекомые-паразиты в неухоженных жилых помещениях. После такого новичок вряд ли захочет возвращаться в храм. Потом он включает телевизор и видит патриарха, выходящего в окружении мускулистых хмурых секьюрити из дорогой машины. Вокруг него — тесное кольцо епископов и митрополитов, отличающихся от обычных граждан увесистыми телами, широкими лопатообразными лицами и начальственной выправкой. На душе становится мерзко, и человек спешит поделиться своими чувствами со знакомыми, а те с готовностью делятся своими. Человек понимает, что в своем горьком чувстве он уже далеко не одинок. Ему легче. Дальше он либо попробует разобраться как следует, что же там «у них в церкви» происходит, или покорно поплывет за злорадной толпой.
Что оскорбляет: антиклерикальный троллинг
В попытках критиковать современную церковь редко увидишь трезвое и доброе желание что-то улучшить. В основном критика — это шакалий интерес толпы: кого-то порвать, найти новый объект для своих интересов потребителя хлеба и зрелищ. Так рвут отечественных горе-футболистов или пойманного на получении взятки губернатора Белых. Толпе ведь плевать, что само получение взятки было белыми нитками шито и больше похоже на срежиссированный спектакль. Главное — поорать толпой, протроллить так, чтоб живого места не осталось. Современная церковь — лакомый кусок для травли: дорогие машины, брендовая одежда, елейные слова священников и жесткое бизнес-отношение к служению, «ручканье» с сильными мира сего и абсолютное равнодушие. Мне кажется, что состояние церкви отражает состояние общества.
Что оскорбляет: потеря христианских ценностей
Церковь в последние годы лишилась главного своего оружия — доброты и неравнодушия, обросла толстым слоем потребительства, чуждого по духу христианству. Лишилась внутреннего стремления к доброделанию — его заменили общественные акции и стройки, сверкающие куполами. Можно сказать, что церковь подошла к краю пропасти, за которым — падение в полное обезбоживание.
Но изменений не стоит ждать извне. Каждый человек меняется внутри себя. Епископы должны понять, что главное в жизни — не безграничная власть над подчиненными, а наличие в этой власти элементарной совести. Главное в церкви не прибыли и стройки, не благосклонность начальства и желание перед ним выслужиться — и даже не успешно сказанная воскресная проповедь. Главное в церкви — Христос и искреннее следование Ему. Только эта перемена ума способна что-то изменить в современном состоянии — как общества, так и церкви.
Что оскорбляет: отсутствие диалога с мирянами
Смущающих выступлений духовенства было и наверняка будет множество. Например, протоиерей Димитрий Смирнов с его перлом: «Когда мы достигнем комфорта, мы совсем забудем Бога». Поразительно то, что уровень его жизни наверняка комфортнее, чем у многих из тех, кого он призывает отречься даже от мечты о покое. При этом святые отцы говорили, что человек, гонимый скорбью, не может думать о Боге, так как полностью сконцентрирован на своей собственной боли. Похожая мысль была у Феодора Ираклийского: «Гнали их вавилоняле, и скорбь не давала осознать ни Бога, ни греха». А Иоанн Кронштадтский писал, что для молитвы необходим душевный простор и радость.
Думаю, что большим просчетом «официального православия» является абсолютное отсутствие реального диалога с мирянами. Большинство священнослужителей имеют «в кармане» 4–5 очень клишированных фраз, которые они бросают в лицо вопрошающим: «Молись, постись, кайся», «смиряйся», «страдаешь за грехи», «это твой крест», «послушание выше молитвы». Среди медийных и известных батюшек почти никто не желает потратить хоть две секунды, сделать паузу и попытаться понять, в чем суть вопроса и боли спрашивающего человека. Вот и получаем такие беседы: «То, что твоя дочь наркоманка, — это наказание за аборт в молодости, чего удивляешься?» (Протоиерей Димитрий Смирнов так высказывался в программе «Русский час» на радио «Радонеж».)
Пророк Исайя говорил: «Утешайте, утешайте люди Моя». Утешить — означает заполнить пустоту в душе. Но пустота у всех разная. Важной задачей для всех нас, православных, и для священства является умение и старание подобрать тот выпавший элемент пазла, который образовал пустоту.
Что оскорбляет: концепция власти от Бога
Относительно строк апостола Павла «Нет власти не от Бога» (Рим. 13:1) — не будем забывать, что в греческом оригинале фразы стоит предлог ὑπὸ (ipo), что означает не только «от», но гораздо чаще — «под». Иными словами, Павел обращается не столько к «мирянам», сколько к самой власти: имейте в виду, говорит он, нет власти «не под Богом» — вы не боги, мы все под Всевышним. Такое прочтение тем более логично и закономерно, если вспомнить, что первые христиане были гонимы именно потому, что отказывались верить в божественное происхождение императора.
Апостол Павел никогда не призывал к рабскому поклонению любому начальнику и любой власти: такое толкование и понимание родилось и расцвело уже в эпоху Константина. Да и сам апостол не робел перед власть имущими, если вспомнить повествование о нем в книге Деяний.
Что оскорбляет: поп-культурное православие
Поп-культура в православии — это совсем не иеромонах Фотий. Проблема куда глубже. Существует как бы два богословия: одно старается просветить людей, побудить их изучать историю православия во всей ее сложности, а второе — сознательно старается удержать людей на начальном эмоциональном уровне, который наиболее экономически выгоден. Чтобы понять суть явления, нужно зайти в церковную лавку — какие книги мы там найдем? Массу книг и брошюр формата «Первые шаги в храме», «Что такое просфора и святая вода», «Чудеса святой Матроны». Но мы не увидим там решительно ни одного труда по серьезным дисциплинам: литургике, истории Церкви, библеистике, библейской археологии и т. д. Это большая беда: вместо того чтобы просвещать людей, в них воспитывают страх и магическое восприятие религии.
Официальная церковь вроде бы и борется с магическим мышлением, но на деле нередко его же и насаждает, только в церковном русле. Продаются иконы Святой Троицы якобы с частичками того самого дуба, под которым Бог явился Аврааму (Быт. 18:1). Конечно, эти иконы преподносятся как более благодатные и, следовательно, более «действенные» (они и стоят дороже). Такой подход магичен, вопрос о достоверности этих частиц дуба я опускаю.
К сожалению, многие из церковных книг и проповедей также направлены на то, чтобы вселить нездоровый страх в читателя; речь идет не о частных случаях, а о некой культуре тотального запрета. Постоянно акцентируется внимание на том, что «нельзя», что греховно. Православный человек со временем очень привыкает к мысли о том, что любое его действие (особенно в пост) может оказаться грехом, в котором он будет обязан исповедоваться.
Отсекается культура критической мысли в Церкви. В то же время всем людям, изучающим библеистику, известен тот факт, что Евангелие неоднократно подвергалось редактуре. Например, слова о посте во фразе «род сей изгоняется постом и молитвой» (Мк. 9:29) и слова о супружеском воздержании в пост (1 Кор. 7:5) — позднейшие добавления. Обязательная привязка исповеди к причастию — это чисто русская традиция, закрепленная в 1646 году. Но вы никогда не прочтете об этом ни в одной из церковных брошюр, скорее столкнетесь с противоположной точкой зрения: якобы Евангелия дошли до нас неизменными, а исповедоваться перед причастием заповедал еще апостол Павел. Это является, по сути, подлогом: во времена апостола вообще не было исповеди в современном ее понимании — и тем более не было традиции совершать ее перед причастием. В итоге мы получаем прививание людям ложных, но выгодных церковному руководству взглядов.
Источник