Религиозные чувства верующих определение

ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ

Атеистический словарь.— М.: Политиздат . Под общ. ред. М. П. Новикова . 1986 .

Полезное

Смотреть что такое «ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ» в других словарях:

ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ — эмоциональные состояния, вызванные верой в сверхъестественное. Одни исследователи полагают, что к религиозным чувствам можно отнести лишь восхищение, благоговение, восторг и т. п., поскольку именно они с наибольшей полнотой выражают отношение… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Религиозные мотивы поэзии Л. — Религиозные мотивы поэзии Л. РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ поэзии Л. возникают на общем фоне богоборческих настроений (см. Богоборческие мотивы). Р. м. важно отличать от обычной для романтич. поэзии 19 в. христианской символики, к рая органически входит и в … Лермонтовская энциклопедия

Список фильмов, против которых выступали религиозные организации — Религиозные организации как церкви, так и близкие к ним общества, нередко выступают с открытой критикой отдельных кинофильмов, которые, как им кажется, болезненно задевают религиозные чувства их приверженцев или направлены против их религии … Википедия

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945) И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР — Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны (ВОВ), ставшей переломным этапом во взаимоотношениях между гос вом и большинством религ. объединений в… … Православная энциклопедия

Первобытные религиозные представления — Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные… … Всемирная история. Энциклопедия

ПРЕСТУПЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ — посягательства на устои религии, имущественные и иные интересы жреч. корпораций, личность и привилегии священнослужителей, отклонение от религ. догматов и обрядности, различные нарушения религ. запретов и безверие. Строго преследовались рабовлад … Атеистический словарь

Народов Поволжья и Приуралья религиозные верования — В Поволжско Приуральском регионе в тесном контакте проживают финно угорские (мордва, мари, удмурты), тюркские (татары, башкиры, чуваши), славянские (русские, украинцы) и др. народы. Древними поселенцами края являются финно угорские народы. Они … Религии народов современной России

Украинцев в России религиозные и культурные традиции — Основой этнонима «украинцы» стало слово «краина» (т. е. страна), к рое восходит к названию «Украина» («край»), употреблявшемуся для обозначения южн. и югозап. частей древнерусских земель в 12–13 вв. В 16–17 вв. в офиц. документах России… … Религии народов современной России

Ученый комитет министерства народного просвещения — По 17 ст. действующего учреждения министерства нар. просвещения (высоч. утвержденного 18 июня 1863 г.), У. комитет министерства народного просвещения имеет своим назначением рассматривать, по поручению министра, а) поступающие в министерство… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

РЕЛИГИЯ — (лат. rcligio набожность, святыня, предмет культа) одна из форм обществ, сознания, отражение действительности в ил люзорно фантастич. образах, представлениях, понятиях. По своей сущности «всякая религия является не чем иным, как фантастическим… … Атеистический словарь

Источник

Некоторые проблемы определения понятия «религиозные чувства верующих» в уголовном законодательстве (Ковалев С.В.)

Дата размещения статьи: 01.02.2021

Вопрос религиозной свободы и терпимости является одним из самых обсуждаемых в российском обществе и в свете последних скандалов, связанных с выпадами в адрес представителей религиозных конфессий, с каждым днем становится более актуальным и требующим выработки целого комплекса мер, направленных на защиту религиозных чувств верующих.
Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу, иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.
Федеральным законом от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» были внесены дополнения в ст. 148 УК РФ.
Однако в рамках обеспечения безусловного соблюдения названного права в современном российском обществе уголовное законодательство РФ нуждается в существенной доработке.
Некоторые ученые считают, что ужесточение ответственности за оскорбление чувств верующих обоснованно и необходимо. Другие уверены, что оскорбление чувств верующих, безусловно, является проблемой, требующей правового реагирования, но не уголовно-правовыми средствами. Третьи убеждены, что это не что иное, как нарушение свободы слова и равенства, и если уж вводить ответственность за оскорбление чувств, то как верующих, так и неверующих граждан .
———————————
Соколова М.А. Дефекты юридических документов: монография. М.: Юриспруденция, 2016.

Читайте также:  Открытка с добрым морозным утром прекрасного настроения

Безусловно, внесенные в УК РФ изменения породили за собой множество вопросов. В частности, преследуя благую цель, направленную на охрану общественных отношений, возникающих при посягательстве на свободу совести и вероисповеданий граждан, законодатель не позаботился о толковании определенных терминов, имеющих определяющую роль для регулирования общественных отношений в данной области уголовного права.
После внесения изменений в указанной статье появилось такое понятие, как «религиозное чувство верующих», которое существенно затрудняет понимание данной статьи и создает трудности при ее применении.
Стоит отметить, что понятия «верующий» и «чувства верующих» неразрывно связаны с такими понятиями, как «религия» и «вера», и раскрыть их возможно только после четкого осознания синтаксического значения данных терминов.
В само понятие «религия» принято включать определенную последовательность ритуалов, обрядов, обычаев, которые систематически совершаются людьми. Основой каждого религиозного течения выступает «вера».
Исходя из современного состояния российского законодательства по исследуемому вопросу, потерпевшим по преступлению, предусмотренному ст. 148 УК РФ, может быть любое лицо, признающее себя верующим, что с точки зрения правоприменительной практики является недопустимым.
При таком положении создается криминогенная обстановка, при которой любая группа граждан вправе назвать себя «верующими» и обратиться в правоохранительные органы с заявлением об оскорблении их религиозных чувств, например, в целях привлечения к ответственности лица или лиц, с которыми сложились неприязненные отношения .
———————————
Петухов К.В. Правовой статус верующих: его уголовно-правовое значение // Российский следователь. 2015. N 14. С. 39.

К.В. Петухов предлагает решить данную проблему определения понятия «верующий» через понятие «потерпевший», закрепленное в ст. 42 УПК РФ.
С точки зрения данного автора, верующим может быть признано лишь то лицо, статус веры которого подтвержден юридическим фактом, а именно официальным документом.
Подобный подход кажется логичным, однако при таком положении вопрос об охране остальной части населения, религиозные чувства которых будут затронуты, остается без внимания, что по смыслу ст. 148 УК РФ кажется неправильным.
Современная судебная практика иначе решает указанную проблему. Так, Петращук, находясь дома, взял в руки православную икону «Чудо святого Георгия о змие», перевернул ее и сфотографировал свое отражение и отражение указанной перевернутой иконы «Чудо Святого Георгия о змие» в расположенном напротив зеркале при помощи сотового телефона. После этого Петращук, используя в социальной сети Интернет ник «Николай Кондратов», разместил на своей интернет-странице пост со своим изображением и перевернутой иконой «Чудо Святого Георгия о змие» у него в руках, а также оскорбительный комментарий следующего содержания: «. чертям во славу людям во забаву»; «. мой отец дьявол»; «. дьявола потешал, «нецензурное слово» эту унижал» .
———————————
Дело N 1-37/2018 // Поиск решений судов общей юрисдикции. URL: https://actysudov.m/act?name=reshenie-po-delu-137-2018&court=sudebnyy-uchastok-mirovogo-sudyi-37-g-kurgana-kurganskoy-oblasti&kind=Уголовное (дата обращения: 25.10.2020).

Читайте также:  Чувство стиля передается по наследству

Как видно из указанного примера, действия лица носили публичный характер и были направлены на неопределенный круг лиц. Исходя из обстоятельств совершения общественно опасного деяния, действия Петращука были направлены на оскорбление чувств верующих, при этом непосредственный контакт с оскорбляемыми был исключен.
Из указанного примера видно, что наличие потерпевшего не является обязательным условием, а действия лица подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 148 УК РФ, в связи с чем подход К.В. Петухова не в полной мере охватывает объемы анализируемого вопроса.
В преамбуле Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержится перечень религий, которые признаются на территории России, а именно христианство, ислам, буддизм, иудаизмом. В то же время в преамбуле указывается, что Россия уважает и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
К примеру, в России также проживают приверженцы синтоизма, конфуцианства, индуизма, а также других религиозных и псевдорелигиозных течений, которые, по логике современного законодателя, также имеют право на защиту своих конституционных прав.
В этой связи имеется необходимость в четком определении таких терминов, как «религия» и «вера», которые в дальнейшем помогут законодательно закрепить такие понятия, как «верующий» и «чувство верующего».
В толковых словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля словом «религия» определятся одна из форм общественного сознания — мировоззрения и мироощущения, основанных на вере в существовании высших сил или существ (Бога или богов), которые являются объектами поклонения.
Религия выступает социальным институтом, включающим в себя определенную систему ценностей, верований, учений, обычаев и ритуалов (культов), определяющую поведение людей.
Неразрывно с религией тесно связано такое понятие, как «вера». Исходя из синтаксического значения слова «вера», данный термин определяется следующим образом:
1) уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, несуществующих;
2) совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный);
3) отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существовании Бога;
4) образ богопочетания по учению и по внешним обрядам .
———————————
Вера // Даль В.И. Толковый словарь. URL: https://www.slovardalja.net/word.php?wordid=2811 (дата обращения: 25.10.2020).

В «Этнопсихологическом словаре» В.Г. Крысько «вера» определяется как отношение к событиям, теориям и вымыслам (мифам, сказкам), когда они принимаются за доказательную достоверность. На вере основывается религия. В этом случае она обычно определяется как мировоззренческое и психологическое принятие основных положений религиозной системы, в той или иной степени противопоставленных неверию .
———————————
Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь / под ред. Д.И. Фельдштейн. М., 1999. С. 38.

С.С. Аверинцев определяет «веру» как состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.
Вера — состояние предельной заинтересованности, психологическая установка, мировоззренческая позиция и целостный личностный акт, состоящий в признании безусловного существования и истинности чего-либо такой решительностью и твердостью, которые превышают убедительность фактических и логических доказательств и не зависят от них вопреки всем сомнениям .
———————————
Вера // Аверинцев С.С. Большой толковый словарь по культурологии. URL: https://gufo.me/dict/culturology/Вера (дата обращения: 25.10.2020).

Из представленных определений видно, что вера — это в первую очередь психологическое состояние потерпевшего. В уголовном законодательства таким субъектом будет выступать человек, на которого направлены противоправные действия.
Применительно к ст. 148 УК РФ важной составляющей выступает тот факт, что психическое состояние человека должно быть обусловлено наличием твердой убежденности в существовании сверхъестественного (божества), которому он поклоняется. При этом факт соблюдения обрядов, предусмотренных той или иной верой, никакого значения для квалификации не имеет.
«Верующий», в свою очередь, — это человек, признающий существование Бога .
———————————
Верующий // Ожегов В.И. Толковый словарь. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=2883 (дата обращения: 25.10.2020).

Читайте также:  Все время чувствуешь себя больным

Более широкий подход к данному понятию предлагает В.С. Безрукова, определяя верующего человека как признающего существование Бога, относящего себя к определенному вероисповеданию и исполняющего требования и правила церковной жизни и живущего по заповедям божьим .
———————————
Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: Екатеринбург, 2000. С. 131.

«Русская социологическая энциклопедия» под редакцией Г.В. Осипова определяет верующего как религиозного человека, верящего в существование сверхъестественных сил и существ и поклоняющегося им, т.е. совершающего культовые действия .
———————————
Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Норма; ИНФРА-М, 1998.

Анализируя представленные подходы к понятию «верующий», стоит обратить внимание, что с точки зрения религиозной литературы верующими являются лица, соблюдающие определенные культовые действия, а также исполняющие требования и правила церковной жизни и живущие по заповедям божьим.
Что же касается «чувств верующего», то действия лица должны быть направлены на унижение религиозной веры человека. Оскорбления могут быть выражены как словесно, так и посредством демонстрации оскорбительных изображений, движений, а также действий, направленных на осквернение святынь.
Термин «унижение» по своей сути является синонимом оскорбления: «оскорбить — крайне обидеть, унизить кого-либо; уязвить, задеть в ком-либо какие-либо чувства; осквернить, унизить чем-либо неподобающим» . Любое унижение связано с «негативной оценкой личности потерпевшего, подрывающей уважение последнего к самому себе и его престиж в глазах окружающих» , совершая оскорбление, виновное лицо «отрицает ценность индивида как носителя общечеловеческого достоинства» .
———————————
Унижение // Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov/оскорбить (дата обращения: 25.10.2020).
Кругликов Л.Л. Преступления против личности: текст лекций / под ред. В.Л. Чулкова. Ярославль, 1998. С. 17.
Мархотин В.И. Честь и достоинство советского гражданина. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1978. С. 49.

Оскорбление — это разновидность психического насилия, которое выражается в отрицательной оценке виновным личности гражданина, подрывает репутацию последнего в глазах окружающих и наносит ущерб его самоуважению. Оскорбление может быть выражено устно, например в виде ругательств, или же письменно, в виде адресованных гражданину записок или писем неприличного содержания. Также оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, плевок, осквернение религиозной символики и т.д.) .
———————————
Макарова Н. Мат и три года. Резко возросла ответственность за нецензурное публичное оскорбление. Станет ли меньше матерщинников? // Юрист спешит на помощь. 2015. N 12. С. 26.

Возвращаясь к проблеме отсутствия законодательного закрепления терминологии, раскрывающей такие понятия, как «чувства верующих», «религия» и «вера», думается, что данную проблему возможно решить путем внесения изменений в Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а именно ввести в действие ст. 1.1 «Основные понятия», где изложить следующее.
«1. Религия — социальный институт, включающий в себя нравоучения, обряды, ритуалы, формирующий мировоззрение и мироощущение граждан, основанный на вере в существование сверхъестественных сил, существ или божества.
2. Вера — определенное психологическое состояние человека, основанное на иррациональном внутреннем убеждении в существовании сверхъестественной силы, существ, божества, выраженное в поклонении определенному религиозному культу.
3. Верующий — лицо, основывающееся на вере, признающее существование сверхъестественной силы, существ или божества.
4. Чувства верующих — эмоциональное состояние человека, признающего существование сверхъестественной силы, существ или божества, связанное с его религиозными предпочтениями».
Кроме того, данные термины должны быть закреплены в примечании к ст. 148 УК РФ, а также в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в котором также следует осветить основные разъяснения по применению положений названной статьи.
Законодательное закрепление указанных понятий поможет исключить факт неверного применения положений ст. 148 УК РФ, а также избежать случаев незаконного привлечения лиц к уголовной ответственности.

Источник

Оцените статью