Релаксация для педагогов доу для снятия стресса

Тренинг релаксации и снятия напряжения у педагогов.
методическая разработка на тему

Задачи:

1. Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива;

2. Повышение самооценки, уверенности в своих силах;

3. Снятие мышечного напряжения и развития умения расслабляться.

4. Развитие у педагогов способности мыслить о себе в позитивном ключе.

Скачать:

Вложение Размер
trening_dlya_relaksatsii_i_snyatiya_napryazheniya_u_pedagogov.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг релаксации и снятия напряжения у педагогов.

  1. Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива;
  2. Повышение самооценки, уверенности в своих силах;
  3. Снятие мышечного напряжения и развития умения расслабляться.
  4. Развитие у педагогов способности мыслить о себе в позитивном ключе.

Педагог-психолог. Я рада, что мы смогли с вами встретиться, имеем возможность немного расслабиться и отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах, а самое главное выразить друг другу радость встречи.

Упражнение 1. Знакомство с правила работы группы.

1) Запрет на вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы (правило работы здесь и сейчас). Все, что говориться здесь, должно остаться между нами. Это одно из эстетических оснований нашей работы.

2) Право каждого члена группы сказать «стоп» — прекратить обсуждение его проблем. Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму, воспользуйтесь этим правилом.

3) Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «Все так думают», большинство так считает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: « я думаю», «я чувствую».

4) Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Давай в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

5) общение между всеми участниками на «ты». Этот принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами. Это будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях. Если же вам трудно сразу перейти на ты – не тропите себя. На второй или на третьей встрече.

Упражнение 2 . «Давайте поздороваемся».

Цель : снятие мышечного напряжения, переключения внимания.

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку:

2 хлопка – здороваемся плечами;

3 хлопка – здороваемся спинами.

( запрет на разговоры во время игры).

Упражнение 3. «Сорви яблоки»

Цель: психоэмоционального и мышечного расслабления и успокоения.

Участники встают так, чтобы вокруг каждого было достаточно свободного места. Ведущий предлагает представить и сорвать яблоки в саду, которые растут достаточно высоко. Затем педагоги срывают яблоки, делая при этом вдох, кладут в корзину – медленный выдох. Упражнение повторить несколько раз.

Упражнение 4. «Танец отдельных частей тела»

Цель: «разогрев участников»; осознание и снятие мышечных зажимов»; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.

Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполняться (например «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», танец живота, «танец кистей рук). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение 5 . «Почесать спинку»

Цель : снятие напряжение, повышение групповой сплоченности.

Психолог просит педагогов встать в два больших круга так, чтобы каждый их них оказался напротив педагога из другого круга. Затем предлагает участникам, чтобы педагоги из внешнего и внутреннего круга одновременно повернулись на право. каждый участник видит перед собой спину другого педагога. Затем психолог предлагает начать приятный и бодрящий массаж. Называя имена двух педагогов из разных кругов, стоящих рядом. Пусть А и Б начнут растирать ладонями плечи стоящих перед ними. Когда они завершают, те двое сделают такой же массаж двоим следующим – стоящим перед ними. И так далее по кругу, массаж пока не вернется к тем, кто его начал – к А и Б.

Упражнение 6 . «Пустое место»

Цели : снятие напряжения, развитие взаимопонимания между членами группы.

Половина педагогов садится по кругу на стулья, другая – встает у них за спиной и кладут руки на спинку стула (если спинки нет-то руки заводятся за спину). Перед одним педагогом (водящим) никто на стуле не сидит – это «пустое место». Задача водящего – переманить кого-нибудь из сидящих на «пустое место». Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого собираешься позвать. Если кто-то из педагогов увидел внимательный, приглашающий взгляд, он должен перебежать и занять «пустое место». Партнер, стоящий за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если ему это не удалось, то теперь ему самому придется переманить к себе кого-нибудь другого.

Упражнение 7 . «Надувная кукла»

Цели : преодоление скованности и напряженности участников группы, тренировка мышечного расслабления.

Психолог играет роль насоса: делает руками движения, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться»: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и ноги. Через несколько секунд психолог «выдергивает затычку» у «куклы», и игроки с шипением (ш-ш-ш) расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить несколько раз.

Упражнение 8. «Визуализация «Избавление от тревог»

Цели: снятие тревоги, беспокойства; подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

Расслабьтесь, представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысячи солнц. Его лучи мягко и ласково прогревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему. Ваше тело наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предложения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вам светло и радостно.

Упражнение 9. Аутотренинг «Мобилизация»

Цель: восстановление сил, общей готовности к продолжению ранее выполняемой работы.

Педагоги делают глубокий вдох-выдох, мысленно повторяя следующие словесные формулы:

  1. Я хорошо отдохнул
  2. Мои силы восстановились
  3. Во всем теле я ощущаю прилив энергии
  4. Мысли мои четкие и ясные
  5. Мышцы наполняются. Я снова готов действовать.
  6. По всему телу пробегает приятный озноб и прохлада.
  7. Делаем глубокий вдох и резкий выдох!
  8. медленно открываем глаза и садимся на палас.

Упражнение 10. «Послание»

Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.

Каждому дается лист А4, который нужно разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа участникам группы. Послание должно иметь позитивное содержание, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листа формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для психолога. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.

Источник

Психопрофиктический трениг для педагогов ДОУ. Релаксация и сплочение коллектива

Наталия Данилюк
Психопрофиктический трениг для педагогов ДОУ. Релаксация и сплочение коллектива

Психологический тренинг для педагогов ДОУ. Релаксация и сплочение коллектива.

Педагог-психолог. Я рада, что мы смогли с вами встретиться, имеем возможность немного расслабиться и отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах, а самое главное выразить друг другу радость встречи.

Цель: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

1. Упражнение «Давайте поздороваемся».

Цель: Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

1-ый хлопок – за руку

2-ой хлопок – плечами

3-ий хлопок – спинами.

2. Упражнение «Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Психолог называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

3. Упражнение «Медитативное дыхание».

1. При первом выполнении сядем, примем удобную позу.

2. Располагаем одну руку в области пупка, а другую кладем на грудь.

3. Делаем глубокий вдох, вначале которого немного выпячиваем живот вперед, а затем поднимаем грудь /совершаем волнообразные движение/. Вдох длится не менее 2 секунд.

4. Задерживаем дыхание на 1-2 секунды.

5. Выдыхаем медленно и плавно в течение 3 секунд.

6. Затем, снова глубокий вдох, без паузы, т. е. Повтор цикла.

Повторяем 2-3 подобных цикла.

4. Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цель: «разогрев участников»; осознание и снятие мышечных зажимов»; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.

Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполняться (например «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», танец живота, «танец кистей рук). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

5. Упражнение «Воздушный шарик»

Описание. Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается. Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается. А потом — надувается вновь. Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

Смысл упражнения. Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

Участников просят поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения, и самонаблюдениями, как по его ходу менялось их состояние.

6. Медитация «Встреча с ребенком внутри себя».

Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть,это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку…Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, — в три, четыре, пять лет…

Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему.Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».

После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко – крепко. Поцелуйте его, скажите,что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!». Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.

Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох – выдох, откройте глаза.Скажите себе: «Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».

7. Упражнение «Карусель».

Цель: Поддержание положительного эмоционального настроя.

Педагоги встают в два круга: внутренний – спиной к центру,

внешний – лицом к центру, образуя пары. По сигналу психолога

круги начинают двигаться противоходом, меняясь в парах. В каждой

паре участники должны сказать друг другу комплементы.

8. Пение песни (караоке) «Здравствуй детство», из м/ф «Чучело — мяучело»

Жили-были на свете обыкновенные муж и жена. Звали жену Елена, звался муж Иваном.

Возвращался муж с работы, в кресло у телевизора садился, газету читал. Жена его, Елена, ужин готовила. Подавала мужу ужин и ворчала, что по дому он ничего путного не делает, денег мало зарабатывает. Ивана раздражало ворчание жены. Но грубостью он ей не отвечал,лишь думал про себя: «Сама – растяпа неопрятная, а ещё указывает. Когда женился только, совсем другой была – красивой, ласковой».

Однажды, когда ворчавшая жена потребовала, чтобы Иван мусор вынес, он, с неохотой оторвавшись от телевизора, пошёл во двор. Возвращаясь,остановился у дверей дома и мысленно обратился к Богу:

— Боже мой, Боже мой! Нескладная жизнь у меня сложилась. Неужто век мне весь свой коротать с такой женой ворчливой да некрасивой? Это же не жизнь, а мучения сплошные.

И вдруг услышал Иван тихий голос Божий:

— Беде твоей, сын Мой,помочь Я смог бы: прекрасную богиню тебе в жёны дать, но коль соседи изменения внезапные в судьбе твоей увидят, в изумление великое придут.Давай поступим так: твою жену Я буду постепенно изменять, вселять в неё богини дух и внешность улучшать. Но только ты запомни, коль хочешь жить с богиней, жизнь и твоя достойною богини стать должна.

— Спасибо, Боже. Жизнь свою любой мужик ради богини может поменять.Скажи мне только: изменения когда начнёшь с моей женой творить?

— Слегка Я изменю её прямо сейчас. И с каждою минутой буду её к лучшему менять.

Вошёл в свой дом Иван, сел в кресло, взял газету и телевизор вновь включил. Да только не читается ему, не смотрится кино. Не терпится взглянуть – ну хоть чуть-чуть меняется его жена?

Он встал, открыл дверь в кухню, плечом оперся о косяк и стал внимательно разглядывать свою жену. К нему спиной она стояла, посуду мыла, что после ужина осталась.

Елена вдруг почувствовала взгляд и повернулась к двери. Их взгляды встретились.Иван разглядывал жену и думал: «Нет, изменений никаких в моей жене не происходит».

Елена, видя необычное внимание мужа и ничего не понимая, вдруг волосы свои поправила, румянец вспыхнул на щеках,когда спросила:

— Что ты, Иван, так смотришь на меня внимательно?

Муж не придумал, что сказать, смутившись сам, вдруг произнёс:

— Тебе посуду, может быть, помочь помыть? Подумал почему-то я…

— Посуду? Мне помочь? – тихо переспросила удивленная жена, снимая перепачканный передник, – так я её уже помыла.

«Ну, надо же, как на глазах меняется она, – Иван подумал, – похорошела вдруг». И стал посуду вытирать.

На другой день после работы с нетерпением домой спешил Иван. Ох, не терпелось посмотреть ему, как постепенно в богиню превращают его ворчливую жену. «А вдруг уже богини много стало в ней? А я по-прежнему никак не изменился. На всякий случай, прикуплю-ка я цветов, чтоб в грязь лицом перед богиней не ударить».

Открылась в доме дверь, и растерялся заворожённый Иван. Перед ним Елена стояла в платье выходном, том самом, что купил он год назад. Причёска аккуратная и лента в волосах. Он растерялся и неловко протянул цветы, не отрывая взгляда от Елены. Она цветы взяла и охнула слегка, ресницы опустив, зарделась. «Ах, как прекрасны у богинь ресницы! Как кроток их характер! Как необычна внутренняя красота и внешность!». И охнул в свою очередь Иван, увидев стол с приборами, что из сервиза, и две свечи горели на столе, и два бокала, и пища ароматами божественными увлекала.

Когда за стол он сел, напротив жена Елена тоже села, но вдруг вскочила,говоря:

— Прости, я телевизор для тебя включить забыла, а вот газеты свежие тебе приобрела.

— Не надо телевизора, газеты тоже мне не хочется читать, всё об одном и том же в них, – Иван ответил искренне, – ты лучше расскажи, как день субботний, завтрашний хотела б провести?

Совсем опешив,Елена переспросила:

— Да два билета в театр по случаю для нас купил. Но днём, быть может, согласишься ты пройтись по магазинам. Раз нам театр придется посетить, так надо в магазин зайти сначала и платье для театра для тебя достойное купить.

Чуть не сболтнул Иван заветные слова: «платье, достойное богини», смутился, на неё взглянул и снова охнул. Перед ним сидела за столом богиня. Лицо её сияло счастьем, и глаза блестели. Улыбка затаённая немножко вопросительной была.

«О Боже, как прекрасны всё-таки богини! А если хорошеет с каждым днём она, сумею ль я достойным быть богини? – думал Иван, и вдруг, как молния его пронзила мысль, – Надо успеть! Успеть, пока богиня рядом. Надо просить её и умолять ребенка от меня родить. Ребенок будет от меня и от прекраснейшей богини».

— О чем задумался, Иван, или волненье вижу на твоем лице? – Елена спрашивала мужа.

А он сидел взволнованный, не зная, как сказать о сокровенном. И шутка ли – просить ребёнка у богини! Такой подарок Бог ему не обещал. Не знал, как о своём желании сказать Иван, и встал, скатерку теребя, и вымолвил,краснея:

— Не знаю… Можно ли… Но я… сказать хотел… Давно… Да, я хочу ребенка от тебя, прекрасная богиня.

Она, Елена к Ивану-мужу, подошла. Из глаз, наполненных любовью, счастливая слеза на щёку алую скатилась. И на плечо Ивану руку положила, дыханьем жарким обожгла.

«Ах, ночь была! Ах, это утро! Этот день! О, как прекрасна жизнь с богиней!» – думал Иван, второго внука на прогулку одевая.

— В чем мораль этой притчи?

(мы всегда видим в человеке то, что хотим видеть (Иван сделал над собой усилие и увидел в Елене – богиню и стал счастливым человеком, и мы, следовательно, можем добиться успеха, если захотим этого; и в нашей воле возможность управления нашим настроением и настроем)

9. Шеринг. Педагоги передают горящую свечу друг другу и говорят какие были ощущения в начале тренинга и в конце.

Источник

Читайте также:  Радость точки зрения психологии
Оцените статью