Рекомендации по оптимизации эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
Ирина Омельченко
Рекомендации по оптимизации эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
Рекомендации для родителей
Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности». Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства. Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих возможностей. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.
Умение владеть собственными эмоциональными состояниями позволяет детям понимать и чувствовать другого человека. Неумение правильно выражать свои эмоции и чувства, может приводить к скованности, неловкости и определенным трудностям в установлении межличностных контактов.
Эмоциональные реакции ребенка пяти – семи лет формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другими значимыми взрослыми, прежде всего с родителями и воспитателем. Поэтому основная задача взрослых в этот период оказывать всю всевозможную помощь в развитии эмоциональной сферы детей.
Для этого взрослые должны способствовать выражению эмоциональных откликов вовне при прослушивании сказок. Учить сопереживать героям. Развивать словарный запас ребенка, обращая внимание на собственные эмоции и чувства.
Обучение распознаванию различных эмоций и чувств необходимо начинать с объяснения того, что не бывает плохих и хороших эмоциональных проявлений. Они просто есть, и ребенок имеет право на их проявление (вербальное, телесное). Однако, следует не забывать и о введении некоторых правил проявления эмоций и чувств.
Так же необходимо обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и эмоции, которые человек мог испытывать в этой ситуации. Можно попросить ребенка предложить собственные варианты эмоционального отклика на эту ситуацию, при этом следует избегать осуждения ребенка, если даже вам кажется, что подобным образом реагировать не правильно, так как цель данной беседы заключается в информировании, познании.
Следует научиться обсуждать с ребенком его чувства, эмоции, переживания, настроения. Не пытаться решать за него его проблемы, так как объяснение причин того или иного чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним.
Предлагайте ребенку как можно больше различных способов, помогающих ему справляться с негативными эмоциями и чувствами. Например, вербальные, физические, зрительные, творческие и другие способы отреагирования. Чаще всего ребенку всего лишь необходимо понять охватившие его чувства и эмоции, чтобы с ними справиться.
Чаще демонстрируйте ребенку свое доброжелательное к нему отношение. Будьте внимательны к нему и его проблемам. Признавайте его права. Так как в подобной ситуации он склонен испытывать эмоциональное благополучие – чувство уверенности и защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически здоровый ребенок.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к значимым людям способствует формированию психологически здоровой личности.
Необходимо быть настойчивыми и последовательными в предъявлении требований ребенку.
Необходимо научить постоянно давать оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть положительной.
Если какое-то упражнение у ребенка не получается, необходимо сделать перерыв и вернуться к нему позже или предложить ребенку более простой вариант.
Не проявляйте тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
В занятиях с ребенком нужна мера.
Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
Необходимо у ребенка развивать коммуникативные навыки, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи.
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи.
Оценивайте уровень развития ребенка.
Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении.
Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.Развивайте в своих детях следующие качества:
-уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;
-понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;
-интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
-уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;
-привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
-умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников «Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников» Цели: Повышение профессионального мастерства,.
Консультация «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — залог их эмоционального благополучия» Тема: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – залог их эмоционального благополучия» С введением ФГОС ДО в нашем детском.
Приемы обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ «Улыбнись, малыш» Дети раннего возраста-очаровательные существа,деятельные,любопытные,искренние и забавные. Когда они здоровы,им хорошо и спокойно,они развиваются.
Обеспечение эмоционального благополучия детей в группе. Из опыта работы МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №3» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Подготовила воспитатель.
Организация эмоционального благополучия ребенка. Продолжение работы «Проектирование ИОМ дошкольника» I. «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
Примерные рекомендации для воспитателей по оптимизации общения между детьми 1. Принимайте ребенка (детей группы) такими, какие они есть, с целью формирования адекватной самооценки, положительного отношения к себе,.
Психологический уголок в группе как условие эмоционального благополучия детей Мы живем в эпоху кризисов, где родители с нынешним ритмом жизни не всегда в должной мере могут позаботиться о своем ребенке. Ценностная.
Рекомендации педагогам по оптимизации психологического климата в детском коллективе Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе смело можно назвать одним из самых важных компонентов работы воспитателя.
Семинар для педагогов ДОУ «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ» Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать.
Фотоотчет о семинаре «Творческая инициатива педагога как основа эмоционального благополучия ребенка» Мы провели межрайонный семинар на тему эмоционального благополучия ребенка. Все мы знаем, что с ребенком можно разговаривать на доступном.
Источник
Консультация для педагогов: «Практические рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»
Елена Юрьевна Понамарева
Консультация для педагогов: «Практические рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»
1. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы, где описаны различные поступки людей, примеры их положительного и отрицательного поведения (сказки, басни и т. д.)
При обсуждениях сказки задавать детям вопросы:
— Есть ли хорошие герои? Плохие? Кто они?
— Почему они плохие?
— На кого хочется быть похожим?
— Кто из героев больше всего тебе понравился?
— Как бы ты поступил на месте героя?
— Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке? Как ты это сделаешь?
— Кто самый добрый? Почему?
Так дети учатся различать положительные и отрицательные качества героев, сравнивают их, находят у себя положительные или отрицательные качества, поступки, привычки. Помимо сказок можно предложить также чтение стихотворений, с последующим обсуждением настроения, передаваемого в нем.
2. Игры — беседы типа «Разговор с игрушкой по душам»
Ребенку задают вопросы:
-Почему игрушка (кукла) грустная? Веселая?
-Что можно сделать, чтобы она засмеялась, обрадовалась?
3. Использовать на занятиях элементы театрализованных игр и упражнений.
Начинать следует с простых театральных этюдов:
«Это Я! Это мое!», «Вот я какой!», «Тише!», «Уходи!» ,где с детям предлагается с помощью жестов и мимики изобразить тот или иной образ.
Затем переходить к более сложным заданиям типа «Встреча с другом» и т. д. Подробное описание подобных игр и этюдов можно найти в книге М. И. Чистяковой «Психогимнастика» М. :Просвещение: ВЛАДОС,1995
4. Моделирование значимых ситуаций и игр- драматизаций на морально -этические темы.
До проведения игр — драматизаций детям читают произведение, они разучивают роли, затем с ними проводят беседы, которые помогают разобраться в характере героев, оценить его действия и выразить свое отношение к событиям.
Для развития чувства сопереживания детям можно предложить участие в кукольном спектакле, драматизации сказок вначале в качестве зрителя, затем в качестве актеров (происходит сближение с персонажем, свободный выбор роли помогают ребенку понять художественное произведение).
Также можно использовать сюжетные и творческие игры с повторением сцен (давать ребенку разные роли) это помогает научить ребенка видеть эмоциональное состояние другого человека.
Игра «Разговор по телефону» со сказочными героями, с выражением своего отношения к ним, поможет ребенку разобраться в положительных и отрицательных поступках героев и будет способствовать развитию умения дошкольника находить причинно –следственные связи поступков и эмоций.
5. Формирование способов выражения эмоциональных состояний:
-ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику жесты, позу.
-пополнение словаря детей словами, характеризующими различные настроения (радостный, веселый, мне грустно, я удивился и т. д.)
-формирование умения называть эмоциональные состояния и их внешние проявления.
6. Развитие и укрепление мышц лица с помощью мимической гимнастики, которая является своеобразной тренировкой подвижности мышц лица, что является необходимым условием для выразительного проявления эмоциональных состояний.
Детям можно предложить следующие задания:
-улыбнись, как солнце, как хитрая лиса, зажмурься, наморщи носик, вытяни губы трубочкой,надуй щеки, нахмурься как осенняя тучка, упражнение «Передай улыбку» и т. п.
7. Обучение детей умению распознавать настроение по их схематическому изображению (пиктограммы).
Для этого подойдут задания:
— на описание изображения пиктограммы (необходимо обращать внимание детей на изображение уголков рта, бровей и т. д.)
— рисование различных настроений (зачитывание ситуации или показ иллюстрации с последующей зарисовкой настроения героя)
8. Игры и упражнения на выразительность жеста и пантомимики,например:
«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
покажи «высоко», «низко», «толстый», «худой», «далеко», близко» и т. п.
Игра «Разговор через стекло»
Игра «Маски» (когда один ребенок изображает настроение при помощи мимики, остальные определяют, как ему удалось это сделать).
9. Рассматривание фотографий и сюжетных картин, с изображением героев с различными эмоциональными состояниями с последующей беседой.
10. Составление с детьми коллажей по различным эмоциям.
11. Работа над интонационной выразительностью речи (игры типа «Скажи одну и то же предложение с разной интонацией: «Пошел дождь» (грустно, радостно, удивленно и т. д.)
Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора «Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора» С поступлением ребенка 1,5 – 3 летнего.
Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами игровой деятельности» Низамова Э. Х., воспитатель, МБДОУ № 423 Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.
Дидактическая игра по развитию эмоциональной сферы ребёнка «Настроение» Игра состоит из парных карточек выполненных в форме пазлов. На одних карточках изображены схематично различные виды эмоций:радость. грусть,испуг.
Занятие по развитию эмоциональной сферы «Волшебный песок» (подготовительная группа) Цель: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии. Задачи: — создание.
Конспект занятия «Гармонизация эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста» Ход: Ритуал приветствия. По очереди друг другу положили ладошки на ладошки: «Доброго дня» Я расскажу тебе одну историю. В одной стране,.
Психологические рекомендации по профилактике и преодолению эмоциональной напряженности для педагогов Экспресс приёмы снятия эмоционального напряжения 1. Йоговское дыхание: схема дыхания 4+4+4 (четыре секунды на вдох, четыре- задержка дыхания,.
Психологическое занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Тропинка к своему я» для детей 5–6 лет Открытое занятие на кустовом методическом объединении Рекомендации по проведению: Занятие рекомендуется проводить не однократно, а циклом.
Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста В детском саду работаю 20 лет, из них 10 лет педагогом-психологом. Эмоциональное развитие дошкольников считается периодом повышенного риска.
«Трудности обучения чтению и письму». Практические рекомендации для родителей и педагогов ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ практические рекомендации для родителей и педагогов Упражнения, направленные на закрепление образа буквы.
Занятие по развитию эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста «Путешествие с жирафом Геной» Занятие на развитие эмоциональной сферы дошкольников. «Путешествие с жирафом Геной» Цель: развитие эмоциональной сферы детей среднего и.
Источник