Рекомендации для подростков эмоциональное благополучие

Рекомендации по оптимизации эмоционального самочувствия подростков

Рекомендации по оптимизации эмоционального самочувствия подростков

Профилактическая и коррекционная работа с подростками состоит в организации системы психолого-педагогических воздействий, направленных на преодоление рассогласования со всеми субъектами: детьми, родителями, педагогами.

Задачи, которые должны были быть решены в работе с родителями и педагогами, следующие: — психологическое просвещение учителей (знакомство с существующей ситуацией, выявление причин, более подробное знакомство с психологией подросткового возраста и влиянием социальной ситуации развития на психоэмоциональное состояние подростков); обучение методам борьбы со стрессом и оптимизации функциональных состояний; обучение методам эффективного взаимодействия с подростками.

Психопрофилактическая работа с детьми включает 5 направлений:

1. Психологическое просвещение родителей.

2. Психологическое просвещение педагогов.

3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей.

4. Непосредственная работа с детьми.

5. Обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни.

Переживание тревоги человеком может не соответствовать его объективному положению в той или иной сфере, быть неадекватным. Именно в этом случае тревожность можно рассматривать как собственно личностное образование. В тех случаях, когда такое переживание отражает реальное неблагополучие, оно является адекватным и выражает не столько личностные особенности человека, сколько его реальную успешность в той или иной сфере.

При организации работы важно учитывать, что тревожные дети достигают лучших результатов в так называемой «стандартизированной» обстановке, с четкой структурой, одинаковым построением занятий. Задачи, которые ставятся перед каждым новым этапом развития группы, необходимо в развернутой форме доводить до участников.

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми:

— дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;

— рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;

— создать ситуацию успешности, компетентности;

— дать выход активности и агрессии ребенка;

— успокоить родителей; поделиться с ними информацией о состоянии ребенка, его тревоге.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_po_optimizatsii_emotsionalnogo_samochuvstviya_podrostkov.docx 17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по оптимизации эмоционального самочувствия подростков

Профилактическая и коррекционная работа с подростками состоит в организации системы психолого-педагогических воздействий, направленных на преодоление рассогласования со всеми субъектами: детьми, родителями, педагогами.

Задачи, которые должны были быть решены в работе с родителями и педагогами, следующие: — психологическое просвещение учителей (знакомство с существующей ситуацией, выявление причин, более подробное знакомство с психологией подросткового возраста и влиянием социальной ситуации развития на психоэмоциональное состояние подростков); обучение методам борьбы со стрессом и оптимизации функциональных состояний; обучение методам эффективного взаимодействия с подростками.

Все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – это то, что поможет наладить взаимоотношения с подростками.

Чтобы подросток не испытывал отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью, следует некоторое время избегать негативных оценочных воздействий на трудного ученика, целесообразно сознательно уменьшить степень требовательности к подростку, «не замечать» его отрицательные поступки, но активно подчеркивать любые положительные проявления, каждый, пусть небольшой, успех.

Кроме того, необходимо учитывать такой фактор, как влияние коллектива одноклассников, а также педагогического коллектива в целом. Надо помочь ученику занять в классе такую позицию, которая позволила бы ему убедиться несостоятельности своих претензий к одноклассникам, убедила бы его в доброжелательном, справедливом отношении со стороны других учащихся.

Для преобразования искаженных личностных отношений в адекватные необходимо создать для ученика специальные условия при выполнении им различных форм деятельности.

Психопрофилактическая работа с детьми включает 5 направлений:

1. Психологическое просвещение родителей.

2. Психологическое просвещение педагогов.

3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей.

4. Непосредственная работа с детьми.

5. Обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни.

1. Психологическое просвещение родителей. Оно состоит из трех блоков. Первый блок посвящен роли в возникновении и закреплении тревожности взаимоотношений в семье. Особое внимание отводится развитию у ребенка чувства уверенности, защищенности.

Второй блок касается влияния на детей разного возраста страхов и тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценка.

Третий блок касается значения развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной компетентности.

Основная задача такой работы — формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении.

2. Психологическое просвещение педагогов.

Прежде всего, значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую у ребенка чувство ответственности, восприимчивость и т. п.

Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной и тестовой тревожности.

3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности.

4. Непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. При психопрофилактике эта работа должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода, при психокоррекции, помимо этого, — на «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка или подростка. Важным элементом является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных, для человека ситуациях. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций (например, репетицию экзамена).

5. Обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни.

Психолого-просветительская работа.

Переживание тревоги человеком может не соответствовать его объективному положению в той или иной сфере, быть неадекватным. Именно в этом случае тревожность можно рассматривать как собственно личностное образование. В тех случаях, когда такое переживание отражает реальное неблагополучие, оно является адекватным и выражает не столько личностные особенности человека, сколько его реальную успешность в той или иной сфере.

Отсюда следовало бы предположить, что для снятия у таких детей школьной тревожности достаточно позаниматься с ними по тем предметам, по которым они отстают. Но специальные исследования и психологическая практика свидетельствуют, что этого мало. Школьная тревожность детей уже в определенной степени стала независимой от вызвавших ее причин, приобрела форму устойчивого личностного реагирования.

Особо следует остановиться на системе санкций. Одной из основных задач является формирование у детей свободного сознательного отношения к требованиям и правилам. Таких правил должно быть немного, но их следует строго соблюдать. Это создает возможность для нормальной работы в группе и связывает жизнь группы с реальностью. Должны пресекаться агрессивное поведение, стремление уйти из помещения, где занимается группа, и т.п.

При организации работы важно учитывать, что тревожные дети достигают лучших результатов в так называемой «стандартизированной» обстановке, с четкой структурой, одинаковым построением занятий. Задачи, которые ставятся перед каждым новым этапом развития группы, необходимо в развернутой форме доводить до участников.

Снятие тревожности осуществляется путем комплексного применения целого ряда приемов, упражнений, однако центральную роль отводится двум методам.

Во-первых, используется широко известный метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребенку последовательно предъявляют стимулы или помещают его в ситуации, связанные с тем, что вызывает у него тревогу и страх. Стимулы и ситуации могут быть разными, начиная с таких, которые лишь немного волнуют ребенка, и, кончая теми, что вызывают у него сильную тревогу, возможно даже испуг.

Во-вторых, применяется метод отреагирования страха, тревоги, напряжения, широко используемый в практике работы с детьми, имеющими эмоциональные трудности. Это осуществляется с помощью игр-драматизаций и т.п.

Для формирования правильного отношения к успеху и неуспеху можно использовать особого рода шуточные соревнования, в которых победа или поражение относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребенка к другому.

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми:

— дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;

— рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;

— создать ситуацию успешности, компетентности;

— дать выход активности и агрессии ребенка;

— успокоить родителей; поделиться с ними информацией о состоянии ребенка, его тревоге.

Источник

Мастер — класс ««Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие подростка. Меняем негативные «ярлыки» »
классный час (8 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
master-klass_1.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего мастер-класса: «Психологическое здоровье и
эмоциональное благополучие подростка. Меняем негативные «ярлыки»

Проблема сохранения и развития здоровья приобрела статус приоритетного направления национального проекта «Образование». Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся является основополагающим элементом новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Поэтому одной из задач программы развития московского образования является создание условий для сохранения и укрепления здоровья, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Как показывает статистика 10 % детей можно назвать условно здоровыми в младших классах, 6 % — в средних классах и только 3 % — старшеклассников.

Наша российская статистика фиксирует лишь физическое здоровье школьников, но не психологическое.

Согласно зарубежным данным, около 85 % подростков имеют отклонения, которые выражаются в депрессии, агрессии, асоциальных проявлениях, повышенной утомляемости, в употреблении наркотиков, алкоголя.

Подростковый возраст – не простой, мы все это знаем. Часто наши дети начинают чувствовать одиночество, уверяя себя и окружающих, что их никто не любит и они никому не нужны. Подросток замыкается, уходит в себя, всячески избегает контактов со взрослыми.

К сожалению, совсем недавно мы столкнулись с такими жуткими вещами, как массовые случаи детского суицида. Что толкнуло этих детей на такой шаг? …

В одиночку задачу сохранения психологического здоровья и эмоционального благополучия подростков школе не решить. Это нужно делать только в тесном взаимодействии с семьей.

И сегодня я продемонстрирую вам одну из форм, которая позволяет мне вместе с родителями работать над решением этой задачи. Это родительское собрание с элементами групповой проблемной работы и деловой игры.

Но главное здесь не форма, а содержание, а именно: попытка помочь родителям изменить свое отношение к недостаткам ребенка, помочь отказаться от использования негативных «ярлыков» в отношении собственных детей.

Итак, давайте на практике посмотрим, как можно поменять родительское программирование, особенно, учитывая, что родительский контроль в 8-9 классе существенно ослабевает и остается общение на уровне «Как дела? Нормально?» Любой промах ребенка воспринимается взрослыми уже как безнадежность на исправление.

Тема родительского собрания, которое я хочу вам сегодня продемонстрировать и надеюсь, что оно вам когда-нибудь пригодится в педагогической практике: «Не все является тем, чем кажется».

Пред вами лист, разделенный пополам.

Подумайте, пожалуйста, и запишите на левой половине листа все черты характера, которые вам не нравятся в вашем ребенке. Дать время участникам написать. Теперь на правой половине листа — те, которые вас устраивают в вашем ребенке.

Осталась 1 минута, вам необходимо завершить работу.

Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных? Какие качества было труднее написать? Как показывает практика, в обычной ситуации хорошие качества родителям написать намного труднее. Отложите на время свои листочки.

Не факт наносит нам инфаркт.

Нейтральны факты как явленье.

И только наше отношенье

Поляризует каждый факт.

Принятие или дружелюбное отношение, подозрительность или недоверие – формируют у ребенка отношение не только к людям, но в первую очередь к самому себе.

Постепенно ребенок, которого как-то обозначили, начинает играть роль. Мать, отчаявшаяся научить сына играть в теннис и в досаде заявляющая ему об этом, возможно, дала явно лишний шанс Сафину носить теннисную корону. Учитель, называющий ребенка бездарностью, может сломать ему жизнь, если передним не Лев Толстой и не Вальтер Скотт. Одноклассники, называющие подростка слабаком, лишают себя удовольствия увидеть его в числе победителей на Олимпийских играх.

Во всех этих случаях «ярлыки» как воплощение риторической воздействующей энергии можно считать речевой агрессией против человека.

«Удобны» ярлыки и тем, что помогают снять с себя ответственность. Ведь если все предрешено, бессмысленно пытаться что-то изменить.

Каким видит себя ребенок

В 5 классе, работая над сказкой-былью Паустовского «теплый хлеб» о мальчике Фильке по прозвищу «Ну тебя!», я попросила детей написать, что им нравится в себе, что не нравится. Больно было видеть, что написанных отрицательных качеств у большинства детей оказалось гораздо больше, чем положительных…. А потом мне попала в руки книга Тассиеса «Украденные имена».

«Каждое утро все самые прекрасные вещи мира: солнечный свет, запах свежего хлеба — существуют для Анны, Берты, Карлоса . Все самые прекрасные вещи: улыбки и ласковые слова — адресованы Джейми, Карен, Луисе. Все прекрасные вещи — для Квима, Раисы, Сюзанны. Но они не для меня, потому что у меня нет имени. У меня его украли в школе. Меня зовут ботаником — потому что я внимательно слушаю учителя, трусом — потому что я не даю сдачи. У меня как-то была подруга, но остальные узнали об этом и отняли ее у меня. Моя школа — моя тюрьма. Каждый новый год — новый срок наказания. Говорят, что это моя проблема, потому что я живу в своем собственном мире, потому что вижу мир наоборот. Но если я вижу, как по раздевалке летают брюки, — я уверен, что это мои. Когда звенит звонок с последнего урока, я быстро убегаю, прячусь и жду, пока все разойдутся. Сегодня, когда я возвращался из школы и увидел свое отражение в зеркале в лифте, я решил подняться пешком. На последнем этаже я перегнулся через перила. И у меня не закружилась голова. Но ты захотел обратить внимание на то, что со мной происходит. Ты же понимаешь, что только птицы умеют летать. Спасибо, что напомнил об этом. Как тебя зовут?»

Как тебя зовут, взрослый, которому небезразлично то, что со мной происходит? Мы, взрослые, являемся частью этого мироощущения.

Давайте сейчас попробуем заменить старый негативный разрушительный «ярлык», который мы давно повесили на ребенка на новый принимающий.

Сейчас я попрошу вас разбиться на группы.

Вернитесь к своим листочкам. Посмотрите на негативные качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы общими, с которыми вам труднее всего мириться.

А теперь я предлагаю вам не совсем обычную игру. Представьте себе, что вам необходимо прорекламировать эти отрицательные качества другой группе, убедить участников другой группы так, чтобы они поняли, что эти качества могут приносить пользу ребенку, и они не так страшны, как кажется. Для этого необходимо найти и выделить положительные моменты в этих качествах. Например, ЛЕНЬ . Да, мой ребенок ленивый, но…

Лень позволяет найти время на спокойные и мудрые размышления о самом себе, своей жизни и происходящих вокруг событиях. Лень побуждает искать занятие по душе. Лень развивает творческое начало в человеке. Лень напоминает о необходимости отдыха.

Затем, выберите выступающего, который прорекламирует качества характера, с которыми вы работали в своей группе.

Выступление каждой группы.

Слова взрослых влияют на поведение детей. Чаще говорите детям, что они добрые и трудолюбивые (а не злобные и ленивые), и, возможно, они начнут действовать в соответствии с вашими словами.

• Удалось ли вам изменить свое категоричное отношение к тем качествам, которые вы не принимали в ребенке?

Хотелось бы отметить, что данная форма проведения родительского собрания универсальна и подойдет как для родителей любого класса, так и для работы с педагогами-предметниками, которые преподают в вашем классе.

В заключение я хотела бы рассказать вам притчу, которая поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.

ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ

Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

— Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

— Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.

— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову. Не всё является тем, чем кажется.

Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что ваши дети очень нуждаются в вашей положительной оценке, в похвале. Все будет зависеть от того, как вы на них посмотрите.

Источник

Читайте также:  Тело не чувствует холодную воду
Оцените статью