Рекомендации для эмоционально неустойчивого ребенка

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА по взаимодействию с тревожными, неуверенными, высокочувствительными детьми с низкой самооценкой, наличием детских страхов
консультация на тему

Рекомендации для родителей по взаомодействию с ребенком.

Скачать:

Вложение Размер
vzaimodeystvie.docx 40.09 КБ

Предварительный просмотр:

по взаимодействию с тревожными, неуверенными, высокочувствительными детьми с низкой самооценкой, наличием детских страхов:

  1. Обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Всегда можно найти такую деятельность, в которой ребенок сумеет проявить себя (рисование, игры, помощь по дому и др.). Если нет реальных достижений, их придется создавать искусственно, например, научить ребенка собирать гербарий. Главное, не сам успех в деятельности, а реакция на окружающих. Они должны быть убеждены, что все успехи постоянны, а неудачи – временны.
  2. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми способствует снижению общей тревожности.
  3. Эмоционально впечатлительные, чувствительные дети требуют к себе особого отношения: бережного, тактичного, ровного, спокойного, внимательного, не подавляющего.
  4. Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики, например, медленно одевается. Не фиксировать внимание на неуспехе. Однако, если появится малейший успех, обязательно его надо отметить.
  5. Особое внимание уделять здоровью. Если ребенок часто болеет, то это может быть защитной реакцией на чрезмерную психическую нагрузку. Во время болезни взрослый должен относиться к ребенку с повышенным вниманием, теплотой, чего нередко не хватает ребенку в повседневной жизни.
  6. Необходим полноценный отдых: спокойные прогулки на свежем воздухе, купание в ванне, бассейне, водоеме. Полезны игры с водой. Недопустимо переутомление.
  7. Поощрять все проявления самостоятельности, уверенности. Давать возможность самостоятельно решать какие-нибудь проблемы.
  8. Соблюдать меру в занятиях. Должно оставаться время поиграть, погулять, пообщаться со сверстниками.
  9. Давать возможность ребенку высказаться, поделиться своими впечатлениями.
  10. Выслушивать мнение ребенка при решении семейных проблем. Демонстрировать свою любовь.
  11. Не сравнивать достижения ребенка с другими детьми, сравнивать со своими достижениями, оценивая улучшения его собственных результатов.
  12. Исключить травмирующие ситуации.
  13. Меньше ругать, больше хвалить.
  14. Внушать ребенку уверенность в себе «У тебя все получится. Ты справишься». Повышать самооценку. Никогда не говорить ребенку, что он плохой. Отрицательно можно сказать о поступке ребенка, но не о личности.
  15. Выслушивать все, что говорит ребенок. Ему крайне важно видеть ваши глаза, чувствовать вашу реакцию.
  16. Выявить причины страхов. Уменьшить тревожность, излишнюю опеку и чрезмерный контроль.
  17. Нельзя винить, ругаться, тем более наказывать ребенка за то, что он боится.
  18. Не следует рассказывать страшные истории на ночь и днем, читать и смотреть хронику происшествий.
  19. Объяснять природу того, чего боится ребенок.
  20. Избегать соревнований с другими детьми на скорость.
  21. Принимайте ребенка таким, какой он есть.
  22. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  23. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  24. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  25. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какое-либо задание, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении успехов (даже малейших) не забудьте похвалить его.
  26. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

Что делать, если ребенок испытывает различные страхи?

  • Необходимо понять причину и характер страхов, испытываемых ребенком: либо внушенные страхи, либо личностно обусловленные, либо ситуационно возникающие страхи.
  • Если страхи обусловлены тревожностью, беспокойством родителей, то необходима корректировка в поведении родителей, надо помнить, что оптимизм, жизнерадостность, непринужденность, открытость предохраняют ребенка от страхов.
  • Нужно разрешать ребенку побольше бегать, заниматься интересными делами, приглашать почаще его друзей-сверстников, помочь ему научиться общаться с ними, а также использовать игру, в которой ребенок может проявить себя как сильный, смелый, отважный, как защитник.
  • Справиться со страхами дошкольников поможет прорисовывание, проигрывание, фантазирование, сочинение всяких историй, чтение коррекционных сказок.

Что делать, если ребенок испытывает тревогу, беспокойство?

  • Повышать самооценку ребенка.
  • Обучать саморегуляции в конкретных, наиболее волнующих его случаях.
  • Снять мышечное напряжение.

В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить «Цветик-семицветик» (или «Цветок достижений»), вырезанный из цветного картона. В центре цветка поместить фотографию ребенка. А на лепесточках, соответствующих дням недели, — информацию о результатах ребенка, которыми можно гордиться. Позднее заполнение лепестков можно поручить самим детям, воспитывая у них положительное самопринятие и адекватную самооценку. Полезно также систематически сообщать о достижениях ребенка его родителям.

Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Я дарю тебе…», «Комплимент», которые помогут им узнать много нового о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.

На примерах из литературы можно показать детям, как ведут себя смелые люди. Объяснить, что смелый человек, это не тот, кто не боится (таких людей просто нет), а тот, кто умеет свой страх преодолеть. Желательно, чтобы каждый ребенок вслух сказал, чего он боится или боялся. Подобное обсуждение поможет понять ребенку, что он не один такой, что у сверстников тоже существуют проблемы, сходные с теми, которые, как он думал, есть только у него. Также он услышит от сверстников варианты решения этих проблем.

Совместное с ребенком сочинение сказок и историй научит его выражать свою тревогу и страх. Даже если он приписывает эти качества не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего напряжения. Можно использовать ролевые игры с куклами, разыгрывая те ситуации, которые наиболее волнуют ребенка. Также полезно применять в работе с тревожным ребенком ролевые игры, где предложить ему сыграть роль смелого, отважного героя.

Снятие мышечного напряжения

Цель: расслабить мышцы спины.

Сейчас мы будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола, приподнимите ее. Выдохните, отпустите штангу на пол. Стало легко. Отдохните. Еще раз.

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

Ребята, разбейтесь на пары. Один из нас – большой надувной мяч, другой – насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая это звуком «ссс». С каждой «подачей воздуха» мяч надувается все больше. Вначале он выпрямляет ноги, затем туловище, голову. Далее напрягается, надувая щеки и отводя руки в сторону. Задерживает воздух. Мяч надут. Насос перестает работать. «Шланг насоса» выдергивается. Из мяча со звуком «шшш» начинает выходить воздух. Тело вновь обмякает, возвращаясь в исходное положение.

Затем играющие меняются ролями.

Что делать, если ребенок постоянно капризничает, раздражается, предрасположен к неврозам, тревожен?

  • Выявить причину возникновения данного состояния. Свою роль играют как биологические, так и социальные факторы, последние являются определяющими: конфликты в семье, отсутствие последовательности и единства взглядов по вопросам воспитания у родителей и других значимых для ребенка родственников, рассогласованность воспитательных позиций родителей и педагогов, недостаток любви и тепла в семейных отношениях, чрезмерные требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, или, наоборот, безнадзорность и заброшенность; алкоголизм родителей; сильные стрессы (развод родителей, переезд в другой город, утрата близкого человека и т.п.); неуравновешенность, нервозность самих родителей, прежде всего мамы ребенка.
  • Нужно быть внимательным к ребенку, проявлять больше любви, тепла, ласки.
  • Необходимо помнить о том, что у ребенка тоже могут быть свои проблемы, надо дать ему возможность выговориться, обсудить вместе со взрослым то, что его тревожит и огорчает.
  • Никогда не высказывать в присутствии ребенка-дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Тревога взрослого обязательно передастся ребенку, послужит причиной формирования «школьной тревожности» — устойчивого состояния и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.
  • (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ): Большое значение для профилактики и лечения неврозов имеет правильный режим для ребенка. Здесь необходимо выполнять 3 важных условия: у ребенка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его нужно укладывать спать, длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Ребенку необходимы продолжительные ежедневные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в компьютерные игры. Кровавые боевики, фильмы ужасов – не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить.
  • Для профилактики и лечения неврозов используются специальные упражнения, релаксационные упражнения и приемы: упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса, живота, шеи, лица и т.д..

Игры, которые особенно нравятся детям:

Дракон кусает свой хвост

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – голова дракона, последний – хвост дракона. Голова дракона пытается поймать хвост, а тот уворачивается от нее. Роли головы и хвоста выполняются детьми поочереди.

Выбирается водящий из детей на роль иголки. Остальные встают друг за другом и берут друг друга за пояс. Они играют роль нитки. Иголка бегает, огибая препятствия, а нитка, ухватившись за иголку и стараясь не отставать, бегает следом.

Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» — они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переломит всех играющих, игра заканчивается.

Источник

7 советов, которые помогут повысить эмоциональную устойчивость у детей

Эмоциональная устойчивость — способность преодолевать тяжелые ситуации, вызванные сильными эмоциями. Это умение не передается по наследству, значит, мы можем развить его. «О!» знает, как это сделать.

Не создавайте идеальные условия

Многие родители хотят, чтобы их дети росли в безопасности. Но рано или поздно ваш ребенок все равно столкнется с проблемами. Лучше, если вы не будете создавать вокруг него «оазис мира и гармонии», а подготовите малыша ко встрече с неприятностями. Научите его при мелких промахах анализировать ситуацию: почему так произошло, что можно сделать, как начать заново. Постепенно он перестанет бояться рисковать и станет более уверенным в себе.

Спрашивайте «как», а не «почему»

Когда дети делают ошибки, большинство родителей спрашивают их, почему они поступили именно так. Этот вопрос часто приводит к отговоркам или лжи. Гораздо продуктивнее узнать, как они будут выходить из такой ситуации. Вопросы с «как» включают более активную позицию и стремление к изменениям.

Научите решать проблемы

Покажите конкретные шаги, которые необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию. Здесь работает правило «Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить». Чуть позже разрешите ребенку быть более самостоятельным.

Избегайте паникерства

Мы постоянно слышим такие слова, как «бедствие», «катастрофа», «ужасно» и невольно включаем их в свою речь. Все это искажает наше восприятие действительности, окрашивая мир в мрачные краски. Старайтесь называть вещи и ситуации своими именами, без преувеличения, тогда ребенок научится делать так же.

Не бойтесь ошибаться

Старая поговорка гласит: «Нельзя научиться на ошибке, которую совершил не ты». Правда состоит в том, что иногда какой-то промах может быть более полезным и поучительным, чем наказание или ругань. Ребенок постепенно становится более терпимым к разочарованиями и понимает, к чему приводят необдуманные действия.

Развивайте эмоциональный интеллект

Научите малыша с детства распознавать свои эмоции и управлять ими: «Ты разозлился, потому что мальчик не дал тебе поиграть в свои игрушки. Это его право. Посмотри, у тебя самого есть целый пакет разных машинок и кубиков, давай я покажу тебе интересную игру».

Будьте гибкими

Дети учатся, подражая взрослым, поэтому если вы хотите, чтобы они были эмоционально устойчивыми, начните с себя. Старайтесь соблюдать спокойствие и последовательность в разных ситуациях. Если вы просите малыша контролировать свои порывы, будет честно, если вы тоже сможете уметь делать это.

Английский писатель Олдос Хаксли сказал: «Опыт есть не то, что происходит с вами, а то, как вы на это реагируете». Это значит только одно: даже в самой неблагоприятной ситуации можно найти какое-то преимущество, которое поможет нам стать еще сильнее.

Источник

Злиться – можно!

«Мой ребёнок бросается на пол и бьётся в истерике», «сын быстро взрывается и бросается на обидчика с кулаками», «дочь постоянно обижается и требует внимания», — жалуются родители. Все мы желаем своим детям добра и хотим, чтобы они были спокойны, радостны и добры. Но они злятся, обижаются, боятся, грустят. И вот мы уже кричим или цедим сквозь зубы: «Замолчи! Успокойся! Перестань!»

В каждом из нас море эмоций. Это море меняется, колеблется. Оно то волнуется, то спокойно. Наша задача — научиться плыть по этому морю, не теряя управления. И не только самим научиться, но и помочь не утонуть в нём своим детям. Как мы боремся с эмоциями, чем это опасно и как помочь ребёнку справиться с эмоциональными бурями?

Как мы боремся с эмоциями?

Представьте себе ребёнка, который отчаянно и громко плачет. Мама не купила шоколадку, упал, сделали укол — причина может быть любой. А вот реакция со стороны взрослых обычно предсказуема: любым способом это прекратить.

Лучше «проанализировать ситуацию с точки зрения эмоций»

Ребёнка переполняет страх, обида или гнев. Это неприятно, он не знает, что с этим делать, и делает то, что умеет — кричит. Родителю такая реакция не нравится, и он начинает бороться с эмоциями ребёнка.

Как он это делает?

  • Подавляет : «Хватит орать, на тебя уже все смотрят!» А если ещё пригрозить наказанием, то, возможно, ребёнку удастся, в ущерб себе, подавить неугодную взрослому эмоцию.
  • Прерывает : «Ой, смотри, какая птичка прилетела!» Ребёнок отвлекается и, пока не перестанет верить таким уловкам, переключается с недопережитой эмоции на птичку.
  • Отрицает : «Это ни капельки не больно. Даже малышам делают прививки, и они не боятся». Ребёнок чувствует страх, но мама утверждает, что бояться тут нечего. Появляется неуверенность: «Со мной что-то не так».

Взрослые борются не только с эмоциями ребёнка, но и со своими: «зря я так разволновалась, ничего же не случилось», «что-то я совсем расхандрилась, надо встряхнуться», «съем-ка шоколадку, а то что-то мне тревожно».

К чему приводит борьба с эмоциями?

Рано или поздно взрослому удастся прекратить крик. Ребёнок успокоится, но что стало с гневом, страхом, обидой? Они испарились? Исчезли? К сожалению, нет.

Ребёнку жизненно важно ощущать одобрение значимых взрослых. И если он чувствует, что какие-то действия ими не принимаются, это вызывает тревогу и желание что-то с этим сделать. Как следствие, ребёнок может вытеснить эмоцию, и тогда она начинает влиять на него уже на подсознательном уровне, и в результате всё становится гораздо сложнее.

Непрожитые до конца, «загнанные в угол» эмоции имеют свойство накапливаться. Они — как река, перекрытая плотиной. Плотина останавливает течение, но воды становится всё больше и больше, и в какой-то момент плотина прорвётся или река выйдет из берегов и затопит все вокруг. Внешне спокойный ребёнок, однажды может так «двинуть» товарища, что тот потеряет сознание. Воспитатели и родители, конечно, будут ошарашены. Но если проследить историю детско-родительских отношений, то скорее всего выясниться, что ребёнку постоянно запрещали, стыдили, уговаривали, пугали, лишь бы он не кричал, не кидался игрушками, не дулся и т.д.

Вытеснить неприятные эмоции можно, но только вместе с остальными. Вместе со злостью, обидой, страхом замораживаются радость, стремление к творчеству, любопытство. Человек живёт в тлеющем депрессивном состоянии. Так может продолжаться многие годы.

Как помочь ребёнку «выплыть»?

  1. Чтобы спасти утопающего, надо самому уметь плавать. Чтобы помочь ребёнку подружиться с его эмоциями, надо научиться принимать собственные.
  2. Ваша задача как родителя — не уничтожить неугодные эмоции ребёнка, не сделать так, чтобы он, например, никогда не боялся, а показать, что вы рядом. Ребёнку нужно точно знать: чтобы он ни сделал, мама его не разлюбит, не бросит, не будет к нему относится хуже. Важно дать понять, что он не один: «Это ужасно обидно, когда у тебя что-то отбирают».
  3. Помогите ребёнку проживать свои эмоции до конца. Позвольте им быть. Дайте ему выплакаться, выговориться или как-то ещё, приемлемым для него способом, выплеснуть то, что его гнетёт.

Часто родители признаются: «Прихожу домой, как на поле боя». Значительная часть энергии уходит на подавление сопротивления ребёнка. На радость общения уже не остаётся ни сил, ни желания. Недовольство между родителями и детьми накапливается и к подростковому возрасту подходит к точке наивысшего накаливания.

Между тем, родители, научившиеся принимать ребёнка целиком, замечают насколько их отношения стали доверительнее и ближе. Бывает даже, они не замечают никакого «трудного» возраста. Подросток чувствует, что семья — его крепость, где он может укрыться от любых невзгод.

Управлению эмоциями можно и нужно учиться. Научитесь сами и тогда вы сможете научить этому и своего ребёнка. Можно читать книги по теме, участвовать в тренингах или обратиться к психологу. Психолог раскроет природу эмоциональных состояний, научит управлять собственными эмоциями и поможет научить этому ребёнка.

Вот примеры наиболее частых вопросов, с которыми работают наши детские психологи в сфере эмоций:

  • Как помочь ребёнку до конца пережить эмоцию?
  • Когда присоединение к эмоциям ребёнка не желательно?
  • Как переключить активность ребёнка со смартфона на уроки без скандала и ссор?
  • Что делать, когда ребёнок «истерит», боится воды или подвергается другим сильным эмоциям?
  • Как вам самим научиться проживать эмоции, справляться со стрессом, слышать себя и своего ребёнка?

Грустно, когда радость и искренность в детско-родительских отношениях считаются роскошью. А ведь это может стать нормой. Только бы не опустились руки. И только бы хватило смелости начать с себя.

Источник

Читайте также:  Пять чувств эроса с русской озвучкой
Оцените статью