Рекомендации для детей с разными типами темперамента

Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.
консультация по теме

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.

Скачать:

Вложение Размер
temper_doshkolnika.docx 27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Типы темперамента детей

Рекомендации по воспитанию детей

с различными типами темперамента

Темперамент человека – это индивидуальные проявления впечатлительности, возбудимости нервных процессов, уравновешенности и скорости протекания психических процессов.

Тип нервной системы / темперамент

Свойства нервных процессов

Сильный, неуравновешенный, подвижный

Сильный, уравновешенный, подвижный

Сильный, уравновешенный, инертный

Слабый, неуравновешенный, инертный, или подвижный

Различия детей дошкольного возраста особенно заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и сверстниками. К примеру, одни, медлительно едят за столом, тогда как другие уже все съели и готовы к играм, одни на неуспех реагируют слезами, тогда как другие « переносят все стойко, в молчании». И это различие заметно во многих сферах жизни ребенка. А в детском саду, где большое количество детей, эта разница заметна особенно.

Ребенок-сангвиник — веселый, подвижный, легко сближающийся с людьми. Очень любит общаться, радоваться жизни. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. В коллективе такие дети легко находят общий язык со сверстниками, и так же легко приспосабливаются к любой новой обстановке. Как правило, такой ребенок в группе дружит со всеми. Отрицательные стороны данного типа темперамента в том, что ребенок при всей своей любознательности, может не доводить дело до конца, быть поверхностным, небрежным. А в будущем это может сказаться на успехах ребенка в учебе. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность.

Рекомендации по воспитанию:

  • необходимо проявлять требовательность и строгость к сангвинику;
  • важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек;
  • следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качество выполнения;
  • небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы;
  • воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.

Ребенок — холерик — это огромная « буря» эмоций. Такие дети чаще всего неспокойны, вспыльчивы. Не признают правил и требований. В коллективе такие дети пытаются быть лидерами. Больше предпочитают подвижные игры. Холерик не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Импульсивен. Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок. Холерик очень общителен, но легко может поссориться со всеми. Холерикам рекомендуется заниматься подвижными видами спорта, которые дадут возможность ребенку стремиться к лидерству. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. И главное, следите, что бы ребенок обязательно доводил начатое дело до конца. Хвалить ребенка, если он проявляет старательность и усидчивость. И ни в коем случае не ругайте его при всех, ставя кого-то в пример.

Рекомендации по воспитанию:

  • разговаривать с холериком следует тихо, спокойно, но без уговоров;
  • к активности нужно относиться с пониманием, но за два часа до сна следует ограничить все, что действует возбуждающе на его нервную систему. Только спокойные занятия и игры;
  • нужно развивать внимание и усидчивость: настольные игры, лепка, рисование и конструирование;
  • при командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры;
  • приучайте холерика к основным правилам общения: просить, а не требовать, говорить спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать;
  • очень важно соблюдать строгий распорядок дня.

Ребенок-флегматик отличается терпеливостью и медлительностью. Он мужественно переносит физическую боль. Предпочитает более спокойные игры, не любит беготню и шум. Для дружбы ребенок-флегматик выбирает узкий круг друзей. Речь у него немного замедленна, лишена эмоций, мимики, жестов, рассудительна. Флегматик усидчив и внешне спокойный ребенок. Долго запоминает правила игры, но зато потом редко ошибается. Он не отличается большой фантазией и выдумкой, но зато, что касается порядка, то уже с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Флегматик может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях. Неудачи не выводят его из себя. Флегматики, при выборе долго колеблются и раздумывают. Развивайте творческое мышление маленького флегматика рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Рекомендации по воспитанию:

  • следует чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры-соревнования;
  • нужно привлекать ребенка к совместной коллективной работе;
  • чаще хвалите детей за быстро и качественно выполненную работу;
  • не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не приведет к ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша;
  • нужно заранее предупреждать ребенка о смене деятельности.

Ребенок-меланхолик – очень боится новой обстановки, шумных компаний, новых людей. Эти дети нерешительны, скованы, застенчивы, стеснительны. Но дома, с родителями, близкими людьми они открыты и общительны. Меланхолики не стремятся к лидерству. Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Неудачи могут вывести меланхолика из равновесия. Речь меланхолика негромкая, неуверенная. Они редко спорят. Дети- меланхолики быстро устают, опускают руки, если возникают какие-то препятствия. Ведет себя, как «маленький взрослый» — очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет. Часто производит впечатление замкнутого ребенка. Легко переносят одиночество. Меланхолики с трудом включаются в коллективные игры, но включившись в игру, играет с удовольствием. Взрослым необходимо дать понять ребенку-меланхолику, что люди могут ошибаться, и что неудача не делает его плохим. Хвалите меланхолика по чаще, что бы добавить в нем чуточку уверенности.

Рекомендации по воспитанию:

  • необходимо ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время следует приучать малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться шумных игр;
  • категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос, подчеркивать перед другими его недостатки;
  • следует чаще хвалить малыша;
  • нужно развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей;
  • следует привлекать меланхолика с совместному со взрослым труду.

При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:

  • у сангвиника – распыленность интересов;
  • у холерика – несдержанности, резкости;
  • у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;
  • у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

Педагогу и родителю важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.

Источник

Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента

Светлана Савина
Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента

Подготовила воспитатель: Савина С. Н.

«Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента»

— Углубить знания воспитателей об особенностях типов темперамента.

— Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.

Сангвиник:

общителен, быстро сходится с людьми;

чувства легко сменяются;

мимика богатая, подвижная, выразительная;

деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;

заводила, выдумщик, фантазер;

Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника

Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого — сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.

Рекомендации: использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельностей.

Холерик:

эмоционален, чувства ярко выражены;

в зависимости от направленности личности

не прислушивается к мнению других;

драчун, крикун, конфликтен.

При осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребенка. Особенности поведения возбудимого ребенка — холерика.

Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от веселого настроения к грустному. Всегда стремятся занимать лидирующие роли, любят подвижные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы.

Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо выполнять систематически. Необходимо обучать их правилам общения. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого.

Рекомендации: необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, необходимо большое жизненное пространство, предусматривать возможность проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.

Меланхолик:

трудно долго на чем-то сосредоточиться;

высокая тревожность, мнительность;

отношения налаживаются трудно;

если расстроится, плачет долго и горько;

слишком рассудительный, «маленький взрослый»;

любит уединение, спокойные игры;

Особенности поведения ребенка со слабой нервной системой — меланхолика

Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться, перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми. Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.

Рекомендации: требует любящего понимания, грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» не соревновательные игры.

Флегматик:

ровный, спокойный, редко выходит из себя;

любит порядок и добротность;

— в зависимости от направленности личности

выдержка, глубина лень, безучастность,

Особенности поведения медлительного ребенка — флегматика

Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появляется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению движений, игровых действий.

Рекомендации: игры на развитие фантазии, Занятия музыкой, вышиванием, иногда тормошить, заинтересовывать.

движений, игровых действий.

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории. Это:

Визуалы— это люди, которые лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения.

Аудиалы лучше усваивают такую информацию на слух.

Для кинестетиков более важными являются другие органы чувств, такие как осязание, обоняние.

Дискреты для усвоения информации используют преимущественно логическое мышление, какие-либо знаки, условные обозначения.

Почему важно знать, к какой категории относится ваш ребенок?

Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным.

Педагог может объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что ребенок надолго усвоит необходимую информацию.

Кроме того, представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательност.

Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относится ваш ребенок.

1. Речь. Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.

2. Внимание. Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.

3. Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.

Рекомендации:

• Ребенок-визуал часто записывает информацию в блокнот, тетрадь. Поэтому излагать ее следует постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое. Очень полезно использование любых наглядных материалов (схемы, рисунки и т. д.).

Аудиалу ни в коем случае нельзя делать замечания, когда он повторяет за педагогом или родителем. Для ребенка так легче усвоить новый материал.

Ребенка-кинестетика не следует заставлять долго сидеть неподвижно, так как в этом случае малыш устает, внимание его рассеивается. Таким детям необходимо чередовать умственные и физические нагрузки. Лучше усваивают материал кинестетики, попробовав что-то сделать, например, кинестетик может сто раз посмотреть, как правильно пишется слово, но не запомнить, но пару раз записать его самому и усвоить правильное написание.

• Общаться с ребенком нужно на его языке. Например, при общении с визуалом используйте описательные слова, которые характеризуют форму, цвет, размеры предмета. При общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал будет более понятен. Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты.

Вполне естественно, что ребенок, несмотря на свою принадлежность к той или иной категории восприятия, пользуется и другими органами чувств, которые так же необходимо развивать. Ведь от того, насколько хорошо открыты те или иные каналы восприятия, зависит успех всего обучения, умение ребенка общаться!

Список использованной литературы:

— Г. А. Широкова Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

— Я сама воспитываю ребенка/ Авт. — сост. Г. Е. Коляда. – Мн. : Хаврест, 1998

Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста Цель: совершенствовать уровень знаний педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы, изучить программные требования по физическому.

Еженедельные рекомендации родителям для работы в домашних условиях с ребенком 4–5 лет с ОВЗ (ЗПР) Лексико — грамматическая тема: «Овощи» 1. Задание родителям. Расширяйте представления ребенка об овощах: названия основных овощей, их цвет,.

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по организации зимней прогулки с детьми» Консультация для родителей «Рекомендации родителям по организации зимней прогулки с детьми» Декабрь 2016г. Холод, снег, гололед.

Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)» Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)». Тип темперамента Название игр Меланхолик Игра с лентами под медленную.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Музыкотерапия. Рекомендации для педагогов и родителей по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми МУЗЫКОТЕРАПИЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека,.

Особенности работы детей с различными инструментами и материалами Особенности работы детей с различными инструментами и материалами Бумага. Это очень «ранимый» материал: она может помяться, порваться,.

Примерные рекомендации для воспитателей по оптимизации общения между детьми 1. Принимайте ребенка (детей группы) такими, какие они есть, с целью формирования адекватной самооценки, положительного отношения к себе,.

Сценарий сказки «Сказка о типах темперамента» Сказка о темпераментах. Действующие лица: Ведущий, психолог, 4 рыцаря (Флегматик, Холерик, Меланхолик, Сангвиник) Великан Дракон Король.

Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школеОдна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности.

Источник

Читайте также:  Не заполнять эмоциональные пустоты
Оцените статью