Регуляция эмоционально волевой сферы у детей
«Эмоционально волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим – воля. Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств» [9]. Развитие устойчивой волевой сферы и сильной эмоциональной стороны детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет в младшем школьном возрасте, поскольку все стороны учебной деятельности школьников сопровождаются определенными волевыми усилиями и эмоциями.
Изучением эмоционально-волевой сферы занимались такие отечественные педагоги и психологи, как: Е.И. Рогов, И.М. Сеченов, А.Ц. Пуни, а так же практики: Л.И. Рыбак, Е.С. Бендер, Е.Н. Иванова. Таким образом, современная психология считает, что изучение эмоционально-волевой сферы у детей было и остается актуальным в наше время. На современном этапе данная проблема исследования отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: «Конвенция о правах ребенка», ст. 29: «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [5]. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования также гласит о необходимости «учета индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [10]. Таким образом, интерес к проблеме развития эмоционально-волевой сферы обусловлен значением этого психического явления в жизни человека.
Младший школьный возраст является достаточно сложным периодом, поскольку требует от ученика концентрации произвольного внимания, определенных волевых усилий, ответственности и самостоятельности, которые у детей этого возраста еще развиты недостаточно. «С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В этом возрасте большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя. Каждому по-своему откликается на один и тот же психический процесс, так у одного незнакомая ситуация может вызвать эмоциональный подъем, а у другого грусть и апатию» [4]. Волевая сфера у ребенка, в свою очередь, усиливает мотивацию к обучению и на этой основе совершенствуется сознательная регуляция своих поступков и действий.
Кроме этого, для эффективного и успешного личностного развития школьников важно использовать в системе обучения разнообразные формы и методы работы с детьми дома, необходимо проводить совместную работу с родителями о том, как воспитывать у ребенка волевые качества, говорить о разумной требовательности к детям.
Для полноценного изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка необходимо исследовать и изучить все аспекты эмоционально-волевой сферы, при этом необходимо учитывать психологические и личностные характеристики школьника. В связи с этим, мы рассмотрели методики разных авторов, которые направлены на исследование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.
Методика «Определение уровня саморегуляции», автора Н.А. Мишиной помогает изучить эмоционально-волевую сферу младших школьников [7]. Методика «Исследование уровня мобилизации воли», автора Ш.Н. Чхарташвили направлена на определение уровня мобилизации воли [7]. Тест «Автопортрет», автора В.В. Ветровой позволяет продиагностировать бессознательные эмоциональные компоненты личности [7]. Методика «Эмоциональные лица», автора Н.Я. Семаго помогает оценить возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка [8].
Для того чтобы определить какие методы и приемы воспитания и самовоспитания устойчивой эмоциональной сферы и волевых качеств используют в своей работе современные педагоги и психологи, мы проанализировали и обобщили опыт отечественных педагогов и психологов-практиков в РФ и РС (Я), что позволило выделить следующие методы и приемы работы:
1) сказкотерапия (Т.В. Гречишкина, п.г.т. Афипский, Краснодарский край; Е.Н. Иванова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия));
2) игротерапия (Е.Г. Козлова, г. Кемерово, Новосибирская область; В.В. Стародымова, г. Шацк, Рязанская область; П.В. Тикко, г. Санкт-Петербург);
3) музыкотерапия (И.В. Негнюрова, Мегино-Кангаласский улус, Республика Саха (Якутия));
4) творческие самостоятельные задания (Е.С. Бендер, г. Санкт-Петербург; В.В. Стародымова, г. Шацк, Рязанская область);
5) упражнения (Л.И. Рыбак, с. Борское, Самарская область; Е.Г. Козлова, г. Кемерово, Новосибирская область);
6) беседы (Е.Г. Козлова, г. Кемерово, Новосибирская область; П.В. Тикко, г. Санкт-Петербург).
Таким образом, современные практики в своих работах используют такие методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы, как: сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, творческие самостоятельные задания и различные упражнения на развитие воли. Также практики отмечают, что «развитие эмоционально-волевой сферы оказывает благотворное влияние на развитие познавательной и личностно-мотивационной сферы учащихся» [2]. Исходя из этого, мы приходим к выводу, что методы представленные практиками, будут способствовать развитию у младших школьников взаимодействия, эмпатии, отзывчивости, положительной самооценки, самостоятельности и других важных качеств.
Мы считаем, что в работе с детьми необходимо применять различные сочетания методов и приемов воспитания и самовоспитания устойчивой эмоциональной сферы и волевых качеств. Исходя из анализа литературы, нами выделены такие способы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников, как: методы – игротерапия, сказкотерапия, беседа, музыкотерапия; и приемы – упражнения на развитие волевых усилий, релаксационные упражнения и психодинамические медитации.
1. «Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры, поскольку оказывает большое влияние на воспитание у учащихся определенных волевых качеств и эмоциональной отзывчивости» [1]. Таким образом, в качестве игр с целью формирования позитивного отношения у учащихся к своему «Я» и для сплочения классного коллектива можно использовать такие психологические игры, как: «Паутинка», «Машина с характером». Игры с определенными правилами способствуют развитию выдержки, ответственности и дисциплинированности. Игры-упражнения, применяемые с целью развития у детей самостоятельности и самоконтроля отличаются незамысловатыми правилами.
2. «Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование познания эмоций у младших школьников» [3]. Можно применять на занятиях с детьми сказки на тему добра, милосердия и гуманности. Сказка является для ребенка проводником между реальностью и его внутренним миром. На основе фантазийных образов дети понимают чувства и переживания главных героев, а также осознают, как найти выход из конфликтной ситуации. Таким образом, сказкотерапия, направлена на воспитание отзывчивого внутреннего мира ребенка, его полноценного развития, творческого отношения к себе и окружающему миру.
После прочтения сказки необходимо проанализировать с детьми поступки положительных и отрицательных героев. Для этого можно применять метод беседы.
3. «Беседа – это вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления уже полученных знаний» [6]. Беседа формирует умение быть сдержанными и доброжелательными, приучает ребят работать в коллективе. В качестве обобщения материала и выделения ключевых моментов, беседа может проводиться с детьми сразу после прочтения сказки.
4. «Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции» [1]. Функциональные музыкальные упражнения учат детей различать звуки на улице за окном, способствуют снятию сильного эмоционального или физического напряжения у детей.
5. «Упражнения – это прием планомерно организованного выполнения воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности» [2]. На занятиях с младшими школьниками важно способствовать наилучшему пониманию детьми своих эмоциональных состояний и эмоций других людей. Применение упражнений развивают у детей умение правильно выражать свои чувства, управлять своими эмоциями. С помощью таких упражнений у детей повышается уровень стабильности эмоциональной регуляции, уменьшается психическое напряжение, тревога.
6. «Релаксации и психодинамические медитации, как вспомогательный прием, проводятся с целью расслабления и снятия мышечного напряжения» [6]. Релаксации помогают ребятам снять физическое и мышечное напряжение после активной двигательной деятельности. Педагог подробно объясняет детям соответствующие инструкции, и помогает эмоциональному расслаблению – создавая спокойную, умиротворенную атмосферу.
Для достижения наилучших результатов занятия по развитию эмоционально-волевой сферы следует проводить с учащимися как в индивидуальной, так и в групповой формах, поскольку они оказывают на детей различное воздействие и педагогу психологу необходимо отмечать как достижения всей группы в целом, так и индивидуальные ресурсы каждого ученика.
Таким образом, усилия учителя, направленные на формирование эмоциональной волевой сферы ребенка по мере его развития заключаются в том, что чувства начинают приобретать новое значение и смысл в его внутреннем мире, формируются мотивы общения и взаимодействия, укрепляется саморегуляцию поступков. Использование вышеизложенных методов и приемов сформируют у детей эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и окружающим.
В данной работе мы ставили перед собой цель изучить особенности развития и формирования эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста. Для исследования этой цели мы изучили психолого- педагогическую литературу по развитию эмоционально-волевой сферы, ее особенности, а также методы и формы работы с детьми. Выделили психологические условия эмоционально-волевого развития младшего школьника, которые заключаются в обогащении игровой и учебной деятельности детей.
Источник
Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Лариса Матевосян
Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте освоение новых видов деятельности, усложнение взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, увеличение круга явлений, вызывающих эмоциональные реакции и волевые усилия приводят к дальнейшим возрастным изменения в эмоционально-волевой сфере. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника происходит под воздействием социальной среды, окружающей ребенка и под воздействием наследственных и физиологических факторов.
Развитие речевой активности, познавательной сферы способствует освоению в этот возрастной период пониманию ребенком «языка чувств», появляется способность выражать чувства с помощью интонации голоса, мимики. В старшем дошкольном возрасте дети научаются понимать переживания другого человека. Включение речи в эмоциональные процессы позволяет дошкольникам словесно обозначать свои переживания по отношению к явлениям окружающего мира, свои поступки и чувства, а также к поступки сверстников и эмоциональное состояние взрослых.
К 5-6 годам дети восприятие экспрессии становится дифференцированным. Это дает детям дошкольного возраста более точно оценивать переживание человека. В тоже время дети боле точно распознают положительные эмоции, чем отрицательные по эмоциональной выразительности лица.
Согласно проведенным исследования, А. М. Щетинина выделила шесть типов восприятия детьми эмоционального состояния.
Первый тип довербальный. Этот тип характерен для детей 4-5 лет. Этому типу присуще не обозначение эмоции словами, а познание ее происходит через установление связи выражения лица с конкретной ситуацией.
Второй тип диффузно-аморфный. Дети называют эмоцию, но определяют её поверхностно. Этот тип характерен для большинства детей 4-5 лет.
Третий тип диффузно-локальный. Воспринимая эмоциональное состояние глобально или нечетко, дети определяют экспрессии отдельных элементов лица (чаще всего лица). Этот тип зафиксирован у 27% детей 4-5 лет. Некоторые из них уже могут проявлять свое эмоциональное отношение к различным состояния человека.
Четвертый тип аналитический. Дошкольники с преобладанием этого типа восприятия способны определять эмоциональное состояние человека с помощь выделения отдельных элементов экспрессий лица, а не позы. Большинство детей с преобладанием этого типа восприятия способны проявлять своё сопереживание, сочувствие при восприятии эмоции гнева, страха, грусти. Аналитический тип восприятия характерен для некоторых детей 5 лет, а также для детей 6-7 лет.
Пятый тип синтетический. Дети с этим типом воспринимают элементы экспрессий целостно, в совокупности. Например, «глаза злые и лицо злое». Этот тип характерен также для детей 6-7 лет.
Шестой тип аналитико-синтетический. Этот тип характерен для большинства детей подготовительной группы, могут выделить элементы экспрессии и в тоже время объединить их. Некоторые дошкольники способны выражать эмоциональный отклик на эмоциональное состояние человека.
А. М. Щетинина в своих исследованиях сделала вывод, что типы восприятия экспрессий неустойчивы, с возрастом они изменяются в качественную сторону и развиваются в процессе обучения.
На протяжении дошкольного возраста ребенок учится управлять своими эмоциями. Адекватное эмоциональное реагирование развивается на основе умения ребенка различать эмоциональное состояние окружающих по внешним проявлениям, угадывать их поведенческие реакции. Эти способности появляются уже с 3-4 лет. Дети учатся сдерживать свои отрицательные эмоции, желания. Дети с 5 лет учатся улаживать возникающие конфликты без помощи взрослых.
В ряде работ А. В. Запорожец было определено, что в дошкольном возрасте изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, развивается ее эмоциональна регуляция. Внутренняя детерминация деятельности мотивами осуществляется с помощью эмоциональной коррекции. Для этого механизма характерно согласование поведения дошкольника с личностным смыслом ситуации и выполнением им действий в зависимости от его потребностей и интересов [2].
В период дошкольного детства возникает эмоциональное предвосхищение, которое помогает ребенку предвидеть и переживать предполагаемый результат своей деятельности и эмоциональную реакцию взрослых на его продукт его деятельности и его поступки. На этом этапе у ребенка появляется способность эмоционального воображения. Оно помогает ему перед началом деятельности проигрывать результат деятельности и его эмоциональные последствия для окружающих.
В период дошкольного возраста интенсивно развиваются эстетические, интеллектуальные, нравственные чувства. Развитие эстетических чувств в этот период связано с развитием художественного восприятием и собственной художественно-творческой деятельности. Взрослый помогает ребенку понять красоту в окружающем мире, а также понимать и эмоционально воспринимать художественные произведения в литературе и живописи. Дошкольник одобряет красивое и доброе и осуждает злое и безобразное.
Развитие интеллектуальных чувства обусловлено развитием познавательной деятельности и интересов. Радостные чувства у ребенка возникают при узнавании нового. Положительные эмоции сопровождают новые знания, любознательность, уверенность, но и вызывают их.
В работах А. В. Запорожец прослеживается исследования развития у детей 5-7 лет «эмоциональной децентрации». К старшему дошкольному возрасту ребенок научается сопереживать, сочувствовать при неудачах сверстника. Ребенок переживает сочувствие к чужой боли. Сопереживание побуждает его к первым нравственным поступкам- уменьшить боль, защитить другого, отказаться от своих желаний в пользу другого. К старшему дошкольному возрасту ребенок умеет активно включаться в ситуацию эмоционального состояния другого и переносить её на себя и переживать её как свою.
Симпатия, сочувствие, отзывчивость порождают дружеские отношения дошкольников. В 5 лет преобладает дружба поочередно со всеми и только к 6-7 годам проявляются задатки дружбы в парах, которая складывается на основе игровых интересов и познавательных склонностей.
Нравственные чувства в дошкольном возрасте развиваются при непосредственном участии взрослого окружения. Нравственные чувства формируются на основе практического выполнения требований взрослых, следования нормам поведения, и обобщения личностного опыта переживаний. В старшем возрасте формируется умение ребенка оценивать собственные поступки и поступки сверстников и включение в переживание им отношения к определенным поступкам и действиям [3].
Одним из важнейших формирующихся в дошкольном возрасте нравственных чувств является чувство долга. Начальная стадия формирования этого качества закладывается уже в 3 года, ребенок выполняет поручения и требования взрослого. Например, поделиться игрушкой. В это время ребенок начинает кумулировать нравственный опыт, подчиняться требованиям взрослого. Хотя в это время он не осознает этих требований. К 6-7 годам дошкольник осознает необходимость норм правил поведения и подчиняет им свое поведение и поступки. Ошибки в поведении приводят ребенка к ощущению чувства неловкости, вины, смущения, стыда[4].
В дошкольном возрасте происходит формирование воли как способности управлять своим поведением, внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе взросления под влиянием взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия решению поставленных задач, добиваться цели, преодолевать трудности.
В исследованиях В. А. Иванникова показано, что период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи, хотя «побуждение и торможение действия в этом возрасте в основном еще регулируются действием реальных внешних стимулов». Вследствие развития речи и основанного на нем мышления ребенка постепенно формируется внутренний интеллектуальны план, благодаря которому ребенок создает замысел и план игровых действий подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет предвидеть будущее и учитывать его в своих действиях. К трем годам дошкольник пытается действовать на основе соподчинения мотивов, когда неприятное действие совершается ради благоприятного мотива. Дети 4-5 лет выбирают действия, близкие к мотивам, а дети 6-7 лет при выборе действия пользуются отдаленными мотивами.
В возрасте 3-4 лет у ребенка начинают складываться первые мотивы долга. В первую очередь это игровые мотивы, а к старшему возрасту складываются познавательные и общественные мотивы. Одним из главных мотивов поведения на протяжении всего дошкольного детства остается выполнение просьб взрослого и получение от него положительной оценки.
Как говорилось выше в дошкольном возрасте появляются задатки самооценки. Благодаря этому свойству ребенок научается регулировать и контролировать свое поведение.
В исследованиях А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и Ц. И. Непомнящей был сделан вывод, что к концу дошкольного периода у детей формируется умение связывать задаваемые цели с мотивами, чтобы обеспечить успех в решении задачи или действия.
Развитие волевой регуляции в дошкольном возрасте связано с соотношением внешней и внутренней стимуляцией. Если в 3-4 года действие побуждается взрослыми и представлением о возможности получения поощрения (игрушка, выполняя неинтересную работу, то у старших дошкольников растёт роль внутренней стимуляции собственной постановки цели, намеренного изменения мотивации [5].
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход к внутренней регуляции действий и поведения. Все действия приобретают осмысленный и произвольный характер. В результате появляется способность управлять собой в различных видах деятельности. В младшем дошкольном возрасте поведение складывается из импульсивных поступков. Только в старшем возрасте проявляется способность к длительным волевым усилиям. В этот период появляются и развиваются волевые действия.
К 6-7 годам формируется произвольность в сфере общения. Это появляется в отношении к просьбам и заданиям взрослого, в умении принять и выполнить по определенным правилам, а также в ролевых играх и играх с правилами. Игры с правилами способствуют формированию осознания правил личностного поведения. Ребенок начинает понимать, что если правила не соблюдать, то результата игры не получится [4].
В своих исследованиях А. В Запорожец показала, что к 4 годам у ребенка формируется выделять объект деятельности и цель его преобразования. К 5 годам ребенок уже способен выделять не только цель и объект, но и способы действия с ним. К 6 годам опыт построения деятельности становится обобщенным. Степень активность ребенка как субъекта деятельности говорит нам о степени сформированности произвольных действий.
Важной особенность, как говорилось выше, эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста является сформированность эмоционально-волевой компонента психологической готовности к обучению в школе. Главной чертой старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое дает ребенку управлять своим поведением, включаться в учебную деятельность [1].
Таким образом, за период дошкольного возраста у ребенка должны сложиться социально-нормативные характеристики, среди которых адекватное эмоциональное и чувственное восприятие себя и окружающего мира, самостоятельность, инициативность и способность к волевым усилиям. Это обеспечивает это успешную адаптацию ребенка к новой социальной роли школьника.
Формирование эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста обусловлено важной ролью в возникновении у ребенка мотивов как регуляторов деятельности и поведения, а также в возникновении самосознания и его развитием в ходе онтогенеза. Эмоционально-волевое воспитание и развитие есть основа, на которой зарождается личность человека и является успешной предпосылкой усвоения знаний, а также определяет успех обучения в целом.
1. Донцова Д. А., Власова С. Е. Психологическа готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка // ж.Психология и педагогика:Методика и проблемы: практическое применение. 2016. №50-1.
2. Запорожец А. В., Неверович Я. З. Эмоциональное развитие дошкольника // А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. URL: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie (дата обращения 15.01.2017).
3. Нечетова М. Ю. Становление эмоционально-волевого компонента старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // ж. Наука и современность. 2011. №11. с. 177-182.
4. Сидячев Н. В. Современное состояние проблемы развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста // ж. Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. С. 102-120.
5. Сидячева Н. В. Волевая регуляция и возможность ее формирования в раннем дошкольном возрасте // ж. Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. С. 112-121.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.
Источник