Регулирующая функция эмоций это

Психофизиология эмоций

Учебное пособие по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология»математического и естественно-научного (базовая часть) цикла предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика», слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников сферы психологии и педагогики.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психофизиология эмоций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М. И. Аствацатуров (1936) писал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма.

Кроме того, что эмоции выполняют функцию регуляции состояние^ j/ организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них.

Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), прединформационную (сигнальную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия.

Эта функции более очевидна для таких переживаний, как гнев, ненависть, стыд, так как они непосредственно соединяются с реакциями, тогда как для переживаний удовольствия, страдания, радости, скуки не всегда удается определить их причины. Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. То есть эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. И это один из факторов развития эмоциональной сферы человека.

Изучение отражательной функции эмоций привело П.В. Симонова к разработке потребностно-информационной теории, согласно которой «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта».

Эмоции выполняют еще и прединформационную, или сигнальную, функцию.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

Оценочная или отражательная функция эмоций непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Два класса эмоций, по В.К. Вилюнасу, ведущие и ситуативные (или производные) — несут функцию побуждения. Ведущее эмоциональное переживание, направленное на предмет, — цель поведения, удовлетворяющего потребность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения, само поведение, средства достижения цели.

Подкрепляющая функция эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединение индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, — пища. В опытах Т.Н. Ониани, который сочетал внешний стимул с электрическим раздражением лимбических структур мозга, вызывающим у сытой кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания и страха. А условных рефлексов еды получить не удалось. Главная причина — электрическая стимуляции лимбической структуры, использованная в качестве подкрепления, не содержала награды — удовлетворения потребности.

Читайте также:  Неврит лицевого нерва стресс

Также не удается выработать условнорефлекторный голод, если сочетать индифферентные раздражители — обстановочные сигналы с состоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого животного на обстановку эксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания. То есть индифферентный стимул связывается с реакцией избегания, которой животное реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакция уменьшает страх.

Таким образом, реальным подкреплением для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда. Наградой голодному животному может быть пища.

В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения. Как было показано ранее на примере интеллектуальных эмоций, «эмоциональное предчувствие решения задачи» побуждает к завершению действий в выбранной зоне поиска, а «предчувствие противоречия» — к изменению этой зоны. По существу, эмоции успеха — неуспеха обладают способностью побуждать человека к переключению от одних действий к другим. В частности, уже в этом выражается переключательная функция эмоций.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Большую роль в изучении экспрессивных движений сыграла опубликованная в 1872 г. работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». Сравнивая проявление эмоций у человека и у домашних животных, он пришел к заключению, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции, произошли от аналогичных двигательных актов наших предков.

Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.

Следует отметить, что если, сравнивая у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, подавленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.

Читайте также:  Аромадизайн помещений третье чувство

Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория людей — эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.

Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявления аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аффектам и страстям, например необузданному гневу, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владеют собой, сознательно контролируют свое поведение.

Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.

Источник

Регулирующая функция эмоций

Стимул

Итак, сдерживание аффективной разрядки, возникающих в процессе жизнедеятельности индивида эмоций, неизбежно приводит к нарушениям в иммунной системе организма и адаптивной способности в целом.

Когда определенная эмоция появляется в ответ на определенный образ, говорят о возникновении аффективно-когнитивной структуры. Чувство уныния, печаль могут потребовать от человека компенсации и подтолкнуть его к мысли, что он должен каким-то способом утешить себя. Если человек охвачен гневом – будет проявлять агрессию, а если испуган – затаится или бросится прочь. Когда человек счастлив – он склонен умиляться привычным вещам и игнорировать неприятные моменты в отношениях. Пример образования аффективно-когнитивной структуры (см. рис.2):

Эмоция

Когнитивный процесс (переработка имеющейся информации)

Рис. 2. Принцип образования аффективно-когнитивной структуры.

Рассматривая эмоции как средство адаптации Плутчик (Plutchik, 1962, 1980) выделил соответствующие базовым эмоциям аффективно-когнитивные структуры и проследил пути их формирования, начиная с раннего младенчества (см. табл. 4).

Таблица 4. Пути формирования адаптивных поведенческих реакций.

Стимул, или прототипический адаптивный комплекс – источник эмоции Эмоция — первичная базовая эмоция Ответная реакция, или Аффективно-когнитивная структура
Поглощение пищи и воды Принятие Инкорпорация
Реакция отторжения, экскреция, рвота Отвращение Отвержение
Устранение препятствий на пути удовлетворения Гнев Разрушение
Первоначально в ответ на боль или угрозу боли Страх Защита
Реакции, сопутствующие репродуктивному поведению Радость Репродуктивное поведение
Утрата объекта, приносящего удовольствие Горе Депривация
Реакция на контакт с новым, незнакомым объектом Испуг Ориентировка
Более или менее беспоря-дочная деятельность, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды Интерес, надежда или любопытство Исследование

Основное положение работы Плутчика заключается в том, что эмоция формируется и проявляется в раннем младенческом возрасте как ответная реакция на определенное воздействие со стороны внешней среды.

Например, радость вызывается появлением и прикосновением матери; отвращение – некачественной пищей, гнев – препятствиями при желании достичь чего-либо, недостаток материнского молока –голод, отобранная игрушка – злость, и т.д.

При этом само переживание будет оставаться в памяти ребенка и в дальнейшем составит его общий эмоциональный фон – настроение, даже при отсутствии (исчезновении) самого источника переживания.

Например, если в младенчестве ребенок часто пребывал в состоянии покинутости и одиночества и испытывал, связанные с ними испуг и страх, то, став взрослым, он будет нервным, раздражительным, будет вздрагивать при неожиданном появлении кого-либо или чего-либо. И, наоборот, если ребенок в младенчестве чаще испытывал эмоции радости при кормлении и общении с матерью, то, став взрослым, он будет веселым и жизнерадостным.

Плутчик (Plutchik, 1980) предлагает рассматривать эмоцию как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов. В аффективно-когнитивной структуре на определенный образ (стимул) формируется определенная эмоция. В ответ на различные стимулы – различные эмоции.

Читайте также:  3 месяца без алкоголя депрессия

Рис. 3. Возникновение эмоции

по теории Джемса – Ланге.

Для разных эмоций – интерес, счастье, волнение, испуг, гнев, страх, — характерны определенные физиологические состояния, т.е. соответствующие телесные изменения. Именно органические изменения в системе организма, по теории Джемса – Ланге, являются первопричинами эмоций (см. рис. 3).

Но, в настоящее время, наибольшее распространение получила психоорганическая теория эмоций Кеннока – Барда, в которой показано, что телесные изменения и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают в ответ на стимул – активатор эмоции – практически одновременно (см. рис.4).

Рис. 4. Возникновение эмоций по теории Кеннока – Барда.

Источниками эмоций (эмоциогенными стимулами), в настоящее время принято считать следующие типы активаторов:

1. Нейронные и нервно-мышечные активаторы:

1) естественно вырабатываемые гормоны и нейромедиаторы;

2) наркотические препараты;

3) экспрессивное поведение (мимика, пантомимика);

4) изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы.

2. Аффективные активаторы:

2) половое влечение;

4) другая эмоция.

3. Когнитивные активаторы:

4) антиципация (предвосхищение, представление о предмете или ситуации до того, как они появились в реальности).

Происхождение эмоций на нейронном уровне объясняется как результат деятельности определенных структур мозга; на аффективном уровне – это действие сенсорно-перцептивных процессов (процессов чувствования и восприятия); на когнитивном уровне – как протекание различных мыслительных процессов.

Эмоции возникают и развиваются довольно быстро и определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. В случае рождения детей без больших полушарий головного мозга, у них активизируются базовые эмоции – страх, гнев, удовольствие. То есть прекращение (недоступность) поступления сигналов в ЦНС не предотвращает возникновение эмоций. Но для когнитивной оценки стимула и дальнейшего управления эмоциональным состоянием необходимы такие структуры как гипоталамус, центральные части лимбической структуры мозга, кора мозга. Ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний:

— изменчивость (лабильность) и др.

Эмоции, таким образом, имеют регулирующую функцию, они определяют и регулируют поведение человека, влияя на напряженность, длительность и способы деятельности.

На физиологическом уровне у человека, переживающего эмоцию, фиксируются изменения:

— электрической активности мозга;

— электрической активности лицевых мышц;

— функционирования дыхательной системы;

— функционирования кровеносной системы;

— работы сердечной мышцы; происходит учащение пульса на 40-60 ударов в минуту.

Эмоции активируют вегетативную нервную систему, которая воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы организма. Сильные эмоции вызывают в организме гормональный криз, побуждают к действию-разрядке. Гормональный криз или аффективное эмоциональное состояние – это ярко выраженное эмоциональное состояние с видимыми физиологическими изменениями. Аффект обычно сопровождается двигательным перевозбуждением или, наоборот, оцепенением и заторможенностью действий.

Разрядка аффекта приводит к расслаблению, снятию напряжения и переживается как получение удовольствия. Сдерживание аффекта и не проявление его во вне приводит к общему напряжению всех систем организма, и переживается как неудовольствие.

Любой адаптивно функционирующий организм стремится снизить внутреннее напряжение и пережить удовольствие как равновесное физиологическое состояние. Источники разрядки и достижения равновесного состояния (удовольствия):

Удовольствие от совершения приятного. Удовлетворение любой потребности завершается переживанием удовольствия. При нарушении в цикле удовлетворения потребности возникает напряжение и переживается неудовольствие.

Удовольствие избавления от неприятного. Если нарушение в цикле удовлетворения потребности уже возникло и проявилось как голод, потеря безопасности, отсутствие общения (одиночество), индивид будет испытывать страдание, появится стремление избежать его любыми путями. Действия человека становятся резко однонаправленными. Сужается его активное поле деятельности. Это состояние, внешне проявляющееся высокой степенью целеустремленности, можно определить как страсть. «Страсть – это сложное эмоциональное состояние, представляющее собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности, предмета. Объектом страсти может стать человек» (Немов Р.С., 1995). Устранение причины страдания изменит негативную эмоцию переживания на позитивную и проявится как радость, спокойствие, ликование или любовь.

Человек обладает специфическим способом получения удовольствия. Это способ сопереживания радости другого – эмпатия. Способность к эмпатии позволяет человеку без относительно к самому себе испытывать приятные или неприятные эмоции, связанные с другим человеком. Без этого становятся невозможны такие чувства как альтруизм и любовь, чувство эмоционального подъема, появляющееся при победе любимой команды и т.д.

Источник

Оцените статью