Рефлексия это постижение эмоциональных состояний другого человека

Эмоциональная рефлексия

При использовании следующего приема экрального анализапереключение сознания происходит в системе эмоций-ощущений.Эмоциональная рефлексия — это прием, который осуществляется при последовательном контроле вначале эмоций, за­тем ощущений с ними связанных.

Непроизвольно человеку свойственно иногда обращать внимание на сильное сердцебиение, «ком в горле» и другие ощущения, возникающие на фоне эмоций. Но данный прием, как и другие, требует осознанного анализа качеств эмоций при помощи наиболее характерных для них ощущений. Следует отметить, что далеко не все ощущения способны указать на те или иные качества эмоции. Некоторые из них во время анализа нужно убрать. Здесь необходима логическая редукция.

Чтобы человек смог произвольно обратить внимание на ощущения, он должен, с определенной целью, сосредоточиться на них. Затем проанализировать сходные и отличительные признаки, выявить их локализацию в теле, силу и значение в цепи последующих состояний. Это было бы невозможно сделать без выявления главных, наиболее характерных реакций.

Сознательный контроль ощущений, когда мы подавляем в себе боль или рефлекс моргания, отличается от неосознанного действия под их влиянием, например, отдергивания руки при ожоге.

Поскольку эмоция связывает ощущения в процессе уменьшения концентрации внимания на них, то локальные реакции, которые остаются после этого, в свою очередь, позволяют тестировать эмоцию и раскладывать ее на чувственные составляющие.

Так можно обнаружить степень напряжения мышц, внутреннее сопротивление, преобладание того или иного направления деконцентрацииощущений в теле и т.п.

Это позволяет сознанию разобраться в той совокупности раздражителей, которые вызвали эмоциональную реакцию и не исчезли после ее возникновения. Обнаружив остаточные ощущения, их можно соотнести между собой по комфортности, сравнить с прежними состояниями. Для этого мы должны задать себе вопрос, в каких еще ситуациях так сильно стучало сердце или кружилась голова?

Факторы стресса каждой эмоции напрямую связаны с данными показателями. Чтобы осуществить в экральном анализе эмоциональную рефлексию нужно вначале идентифицировать эмоцию другого человека во время эмоционального контакта с ним. Затем проанализировать собственные ощущения, найти их локализацию в различных участках своего тела, выяснить их характерные особенности.

Так в состоянии страха мы можем обратить внимание на странные «тянущие» ощущения в области пищевода или «ком» в горле, злость вызовет напряжение живота и т.п.

Эмоциональная рефлексия необходима, чтобы запомнить идентифицированную эмоцию, проанализировать все ее экзистенциальные проявления и сопоставить их с пережитыми ранее собственными состояниями.

Данный прием может быть использован и при контакте с неодушевленным предметом. При соприкосновении, к примеру, с произведением искусства зритель, путем интроекции, может чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит и воспринимает. При этом он испытывает не только эмоции. Глубина эмпатии всегда зависит от того, насколько человек способен проникнуться «ощущением присутствия в образе». Такую возможность ему дает анализ остаточной локализации ощущений в собственном теле.

И в самом деле: эмпатия предполагает некую готовность, доверчивость субъекта по отношению к объекту. Так некоторые особо мнительные люди во время наблюдения за тяжело больным человеком могут настолько проникнуться его дискомфортом, что даже теряют от этого сознание.

Через эмпатию могут быть созданы сходства и мнимые общности, которых в действительности, собственно говоря, нет. Здесь речь идет о непроизвольной эмоциональной рефлексии, когда человек на основе собственного страха перед болезнью, а вовсе не из сочувствия к больному, провоцирует в себе дискомфортные ощущения.

Говоря о приемах экрального анализа, мы имеем в виду лишь осознанный процесс переключения внимания, необходимый для анализа идентифицированных эмоций во время эмоционального контакта с клиентом. Он не связан с мнимой проекцией дискомфорта другого человека на свои собственные ощущения.

Чтобы осуществить анализ определенных качеств эмоции при помощи наиболее характерных для них ощущений, нужно уметь правильно отразить в своем сознании задачу. Тогда никакие чувственные излишества не приведут к непроизвольному росту мнительности. Эмоциональная рефлексия строится скорее не на механизме эмпатии, а на процессе абстрагирования ощущений, символизирующих эти качества эмоции.

Если в эмпатии мы без труда можем узнать механизм экстраверсии, в то во время абстрагирования прослеживается интроверсия. Абстракции служат для того, чтобы при помощи общего понятия охватить своим сознанием все беспорядочное и уложить в пределы обозримой закономерности. В то же время эмпатии, напротив, свойственна чрезмерная деконцентрациявнимания. Она не позволяет чувствовать что-то одно. В момент эмпатии сознание рассеивается, происходит созерцание общего, а не конкретизация явления.

Чтобы сконцентрироваться на чем-то важном, нужно отвлечься от всего несущественного, несвязанного с постановкой задачи. Само собою понятно, что эта, в сущности магическая, процедура встречается в своем полном развитии уже у первобытного человека, геометрические знаки которого имеют не столько украшающее, связанное с эмпатией, сколько магическое или абстрактное значение.

Более точным определением такого состояния является «participation mistique» (мистическое соучастие), предложенное Леви-Брюлем. Это понятие формулирует первоначальную отнесенность первобытного человека к своему объекту.

Эмоциональная рефлексия позволяет в полной мере осуществить такое «соучастие» с объектом во время эмоционального контакта с ним. Мы можем не только прочувствовать эмоцию другого человека, но благодаря этому приему проникнуться ее отдельными свойствами. Эти реакции, в видеостаточного дискомфорта, символизируют для нас внезапность возникновения того или иного переживания у данного индивидуума, степень напряжения его мышц, указывающее на волевые усилия субъекта при подавлении им или активизации чувств.

Проверить истинность ощущений, полученных при помощи эмоциональной рефлексии, позволяет другой прием экрального анализа. Этот прием в противовес разложению эмоции на остаточные реакции локального дискомфорта, позволяет, наоборот синтезировать в самом себе эмоцию из конечного продукта деконцентрации ощущений.

Источник

Что такое эмпатия и рефлексия и есть ли между ними взаимосвязь

Здравствуйте, дорогие читатели! Наша сегодняшняя тема, несмотря на довольно специфическое научное название, будет довольно привлекательной и интересной. Разговор пойдет о взаимодействии двух людей, о грамотном восприятии и понимании собеседника. Мы узнаем, что такое эмпатия и рефлексия, а также поговорим о том, какая взаимосвязь существует между двумя определениями. В общем, как всегда в нашем блоге будет увлекательно.

Читайте также:  Хорошего дня позитивного настроения открытки

Рефлексия. Познай себя глазами другого

Начнем с рефлексии. Так принято, что человеку всегда интереснее говорить о себе, познавать себя. Здоровый эгоизм — это абсолютно нормальное явление. Само собой, каждому из нас хотелось бы увидеть себя и глазами другого. Это вот мы с вами знаем, какие на самом деле мы хорошие, умные и прекрасные, а какое впечатление складывается о нас у окружающих?

Но порой мы действительно в курсе, чего от нас ждут партнеры, как они к нам относятся и что хотели бы услышать. Т.е. мы имеем некое представление (пусть и слегка размытое) о том, как какой-либо объект может реагировать на те или иные наши поступки и речи. В психологии это и называется рефлексией. Своеобразный двойной зеркальный эффект.

Где рефлексия необходима словно воздух, спросите вы? Да практически везде. Руководители крупных компаний и директоры небольших фирм — всем им необходимо иметь навыки взаимодействия, дабы предугадывать настрой сотрудников и партнеров по бизнесу. В педагогике данный механизм восприятия поможет учителю найти подход к каждому ученику, а в личной жизни — научиться находить общий язык с партнером.

Помимо кооперативного и коммуникативного подхода к изучению рефлексии, существуют еще когнитивный и личностный. Мы коснемся этих терминов пока лишь кратко.

Когнитивная и общепсихологическая (она же — личностная) рефлексии — своеобразное “копание” в себе, умение сопоставлять прошлое и настоящее в поисках лучшего.

Человек, научившись видеть себя глазами другого, перестраивает модель поведения, моральные ценности, проводит анализ своих действий.

Рефлексия — достаточно сложная ветвь психологии, из которой мы понимаем, что как бы человек не убеждал всех вокруг (а больше всего — самого себя), что он не зависит от мнения окружающих, все это будет ложью. Ибо в нас природой заложена способность рефлексировать с собеседниками, особенно с теми, которых мы уже хорошо изучили.

Эмпатия. Познай другого глазами себя

Эмпатия граничит с другим механизмом психологического взаимодействия, который называется идентификация. Однако, друг от друга эти понятия отличаются словно белый цвет от черного. Вроде бы и краски, а какая огромная разница между ними.

Идентификация — способность перевоплощаться в другого человека. Не просто понимать глубины его души, но жить, чувствовать, поступать так, как поступил бы посторонний по сути объект. Иногда способность идентифицировать себя с каким-либо индивидуумом происходит на подсознательном уровне (именно это и есть истинное проявление идентификации), но чаще встречается намеренное желание кому-то подражать.

Эмпатия — это все та же способность сочувствовать, сопереживать, понимать другого.

Только вот происходит она исключительно на эмоциональном уровне, являясь своеобразным откликом. Ваши собственные чувства никак не пересекаются с эмпатией. Вы можете даже испытывать абсолютно другие эмоции, вы можете быть не согласны с оппонентом, но его чувства исподволь вызовут в вас отклик.

Эмпатию часто путают с состраданием. Эти два чувства между собой имеют мало общего. Во-первых, потому что эмпатия — это не только отклик на негативные, печальные эмоции, а еще и на радость, счастье, удивление и т.д. Во-вторых, сострадающий человек делает это не просто осознанно, от чистого сердца, он поддерживает ту же гамму чувств, что и объект, на которого они направлены. Эмпат же не теряет собственных ощущений.

Подобные межличностные взаимодействия мы часто наблюдаем в медицине. Представьте, если бы лечащий врач постоянно сочувствовал пациентам, а еще хуже идентифицировал их? Но и не сопереживать медик морального права не имеет вроде бы. Ведь больному важно видеть не просто грамотного специалиста, но и понимающего врача рядом. Эмпатия очень помогает во всех профессиях, которые связаны с тяжелой психологической нагрузкой.

При этом эмпатия не всегда должна быть языковая, т.е., чтобы понять чувства другого, тому же доктору не обязательно их слышать. Понимание и отклик приходят даже на уровне жестов, взглядов.

Взаимосвязь между рефлексией и эмпатией

Этическая сторона межличностного общения выражается в вопросе: “А насколько все это честно?”. Вот мы сейчас с вами поговорили и о рефлексии, и об эмпатии. И, согласитесь, эти психологические формы сложно назвать честными по отношению друг к другу. Нам с обложек журналов диктуют главное правило жизни: “Будь собой!”. А изучая психологию, мы понимаем, что даже на уровне рефлексов, подсознания, все люди все равно подыскивают способы нравиться другому, скажем так, втираться в доверие. Пусть даже не специально, не осознанно…

И рефлексия, и эмпатия — это своеобразное восприятие другого человека, а заодно и себя самого. В первом случае действие направлено как раз больше на себя. Т.е. чужими глазами мы учимся искать ту модель поведения, которая устроит собеседника. И, наоборот, выступая эмпатами, мы начинаем понимать других, чувствовать их, располагать к себе откликом на их душевные эмоции.Так или иначе и та, и другая форма помогают контактировать не просто с кем-то конкретным, а с целой компанией людей, с обществом в целом.

Познавая эти ветви психологической науки, вы не просто создаете из себя удобный образец для общения, вы становитесь гуру межличностных бесед, совершенствуясь в умении ко всем находить нужный подход.

Интересная статья нуждается не только в продолжении, но и в распространении. Делитесь нашими психологическими заметками со своими друзьями, подписывайтесь на блог и читайте полезную информацию. До скорых встреч!

Источник

Идентификация и рефлексия

Исследование механизмов познания и понимания личностью другого человека. Соотношение сущности понятий идентификации и эмпатии. Формы проявления эффектов межличностного восприятия окружающего мира. Функции стереотипизации в межличностной перцепции.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.02.2014
Размер файла 20,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности.

Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Читайте также:  Чувство вины за то что ушла от мужа

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е., уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.).

И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Выделяют три уровня ее развития:

1. Низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника;

2. Второй уровень: по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях собеседника;

3. Третий уровень: умение сразу войти в состояние другого не только в определенных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е., как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эффекты межличностного восприятия.

Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения.

Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств.

Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению.

Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г.М. Андреева, при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

Это было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый.

После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д.

Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли.

А выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются.

Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е., более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека. Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации;

2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.

Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — назидатели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным. Влияют на нас и предубеждения. Это эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже если мы не знаем ни их самих, ни мотивов их поступков.

Читайте также:  Что такое эмоционально вегетативная сфера

Воздействуют также установки. Под ними подразумевают неосознанную готовность человека привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным способом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

— когнитивное: мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

— аффективное: положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;

— поведенческое: готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» между 20 и 30 годами. Затем они изменяются (с трудом) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях. эмпатия межличностный перцепция

Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п.

Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности.

В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.

Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называют перцепцией.

Особенности личности интерпретируются по ее внешности различными способами:

1. Эмоциональный способ. Социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. (Внешне красивый человек интерпретируется как человек хороший);

2. Аналитический способ. Каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови — злой человек и т. д.);

3. Перцептивно-ассоциативный способ. Человеку приписываются качества внешне сходного с ним другого человека;

4. Социально-ассоциативный способ. Человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характерным внешним признакам. (В очках и шляпе — интеллигент, в шинели — военный).

Восприятие речи. С физической точки зрения речь — это комбинация звуков, изменяющаяся по частоте и интенсивности.

Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 децибел. При интенсивности речи в 10 децибел звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов. Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 10 децибел превышать уровень шума.

Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.

Оптимальный темп речи — 70 слов в минуту, верхний предел — 120 слов в минуту.

Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7±2 слова.

Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и отсутствие пауз, затрудняют восприятие речи.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие межличностной перцепции. Четыре основных функции межличностного восприятия. Физические и социальные характеристики субъекта восприятия. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Ошибки межличностного восприятия. Механизмы межличностной перцепции.

реферат [17,4 K], добавлен 18.01.2010

Психологическая структура взаимопонимания, его границы и уровни. Особенности взаимного восприятия и понимания между партнерами по общению. Изучение понятий идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии как основных механизмов двусторонней перцепции.

реферат [44,4 K], добавлен 15.11.2010

Ряд психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия и отношение к другому человеку. Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку. Понятие аттракции, казуальной атрибуции. Содержание рефлексии. Проявления процесса стереотипизации.

презентация [1,1 M], добавлен 10.11.2011

Психологические аспекты изучения эмпатии — сочувствования, способности сопереживания другому человеку. Механизмы эмпатии: эмоциональное подражание, заражение, идентификация, понимание, рефлексия и отличительные черты их проявления у мужчин и женщин.

курсовая работа [679,0 K], добавлен 08.05.2011

Общение — способ организации совместной деятельности и взаимоотношений, включенных в нее людей. Проблемы межличностного общения и взаимопонимания. Роль интуиции и эмпатии в понимании личностью другого человека. Характеристика эмпатии как феномена общения.

курсовая работа [536,9 K], добавлен 11.11.2014

Образ человека, его структура и формирование. Механизмы восприятия людьми друг друга. Индивидуальные, профессиональные и возрастные особенности межличностного восприятия. Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком.

реферат [31,9 K], добавлен 24.05.2015

Сущность, функции и специфика делового общения. Понятие, типология и эффекты перцептивных барьеров, их влияние на дальнейших ход переговоров. Описание основных психологических механизмов восприятия бизнес-партнера: идентификации, рефлексии и эмпатии.

контрольная работа [24,9 K], добавлен 27.04.2011

Источник

Оцените статью