ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»
Для решения основных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podsekinoy_o.v._razvitie_emotsionalno-volevoy_sfery_mladshikh_shkolnikovs_narushenie_slukha.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Для решения основных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников.
Проблема эмоционального развития и воспитании детей с нарушенным слухом нашла отражение в работах Г. Л. Выгодской, С. А. Зыкова, Е. И, Исениной, Б. Д. Корсунской, Н. Г. Морозовой, М. И. Никитиной, В. Петшака, О. И. Кукушкиной, Е. Г. Речицкой, Т.М. Грабенко и др. Нарушение слуха уже в младенческом возрасте вызывает дефицит эмоционального общения, который со временем нарастает и отрицательно сказывается на развитии эмоционально-нравственной сферы детей.
Своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха обусловлено неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни. В обычных условиях детям нарушениями слуха малодоступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации. Трудности вербализации осознанных эмоциональных переживаний приводят к снижению их дифференциации и обобщения, что объясняет часто возникающие сложности в социализации детей с нарушением слуха. Можно выделить различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей.
Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи. Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению. У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий .
В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость формирования эмоций в этом возрасте, ибо недостатки эмоционального воспитания еще более трудновосполнимы, чем недочеты в умственном развитии.
Словесные обозначения определенных эмоций глухие младшие школьники используют лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях. Определить причину возникновения каких-либо эмоций детям очень трудно, обычно они отчетливо называют лишь внешние выраженные обстоятельства .
Итак, особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека. Эмоциональному развитию детей следует уделять специальное внимание. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать собственные эмоции. В работе над эмоциональной сферой важно учитывать возрастную динамику формирования модального ряда эмоций при нормальном развитии ребенка .
Целью программы является – развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников от 7-10 лет.
- Познакомить детей с основными эмоциями — радость, удивление, грусть, гнев (злость), страх, стыд.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
- Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации и пр.).
- Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
- Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
- Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
- Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
- Формировать умение устанавливать контакты.
- Повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность.
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Формировать позитивное отношение к другим.
Занятия проводятся с группой, состоящей до 7 человек, 1 раза в месяц. Длительность одного занятия — 30 минут в течение учебного года. Занятия проходят в кабинете педагога-психолога.
Правила проведения занятий
- Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей.
- Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.
- Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься.
- Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие.
- Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).
- Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.
Правила групповой работы
- Обучающиеся рассаживаются по кругу.
- Каждому предоставляется возможность участвовать.
- В каждый момент времени может говорить только один человек, можно по очереди.
- Каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы стать объектом критических нападок.
- Никто не может быть принужден к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать.
- Все, что обсуждается во время тренинга, считается конфиденциальной информацией.
Методы и техники, используемые в программе:
В программу включено много полифункциональных упражнений, которые, с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:
- Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения. - Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях. - Функциональная музыка (для слабослышащих обучающихся).
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание. - Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов. - Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности. - Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Программа базируется на следующих принципах:
- Уважительное, доброжелательное отношение к детям и детским потребностям. Не допускаются малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
- Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его самоценность, значимость, уникальность.
- Недопустимы эгоистичная позиция, упреки, порицания за неудачу.
- Занятия проходят в игровой форме, что отвечает потребностям ребенка.
- Успех переживается ребенком как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка малейшего достижения ребенка.
- Организация занятий должна соответствовать чувству безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему дети имеют возможность свободно выражать свои эмоции и чувства.
- Постепенность развивающего процесса, не предпринимая попыток его ускорить, так как у каждого ребенка свой срок и час постижения.
- При достижении положительных результатов, хороших владений игрой, приветствуется усложнения, добавление более сложных упражнений и игр.
Предполагается, что в процессе реализации программы, знания, полученные детьми на занятиях, дадут представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным и адаптированным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам, они приобретут навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе, помогут более успешной социализации.
Диагностический срез осуществляется при помощи методик:
- Проективная методика «Несуществующее животное».
- Тест «Лесенка».
- Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
- Исследование социальных контактов – Социометрия.
- Методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой на эмоциональное состояние.
- Экспресс-диагностика уровня развития обучающихся.
Источник
Труды Речицкой Екатерины Григорьевны
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Труды
Речицкой Екатерины Григорьевны
Описание слайда:
Екатерина Григорьевна Речицкая
Описание слайда:
Заведующая кафедрой сурдопедагогики профессор Речицкая Екатерина Григорьевна сорок пять лет занимается осуществлением образования лиц с нарушениями слуха.
В Московском педагогическом государственном университете преподает с 1973 года. Она является автором 240 работ по вопросам сурдопедагогики. Все работы отмечены дипломами. Е. Г. Речицкая руководит пятью экспериментальными площадками коррекционных школ в регионах РФ, руководит разработкой стандарта образования ГОС ВПО 2-го и 3-го поколения по специальности «Сурдопедагогика» и «Специальная педагогика». Е. Г. Речицкая — победитель Всероссийского конкурса по профессиональному образованию инвалидов в номинации «Высшее профессиональное педагогическое образование лиц с нарушениями слуха», она является членом жюри ежегодного Международного фестиваля «Дети. Интеллект. Культура» (Греция). Впервые в России кафедра сурдопедагогики под руководством Е. Г. Речицкой предоставляет высшее педагогическое образование лицам с нарушениями слуха с дополнительной специализацией «Специальная психология».
Описание слайда:
Описание слайда:
Учебники и учебные пособия
Описание слайда:
Сурдопедагогика : Учеб. для педвузов по специальности 031600 «Сурдопедагогика» / И. Г. Багрова, Т. Г. Богданова, Е. А. Большакова и др.; Под ред. Е. Г. Речицкой . – Москва : Владос, 2004 . – 655 с. : табл. – (Коррекционная педагогика) . — Авт. указаны на обороте тит. л. – Библиогр. в конце разд. – Библиогр.: с. 652-655 . – На рус. яз. — ISBN 5-691-01320-3 : 91.30 .
Описание слайда:
В учебнике рассматриваются вопросы содержания организации воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Представлены инновационные личностно-социально ориентированные педагогические технологии, способствующие активизации речевой, познавательной деятельности и личностной сферы детей с нарушениями слуха.
Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида : Учеб. для вузов по специальности «Сурдопедагогика» : В 2 ч. / Е. Г. Речицкая, Т. Г. Богданова, Е. А. Горбунова и др. ; Под ред. Е. Г. Речицкой . – Москва : Владос, 2009 . – (Коррекционная педагогика) . — Авт. указаны на обороте тит. л. – На рус. яз. — ISBN 978-5-691-01734-6 .
Описание слайда:
В пособии рассматриваются особенности содержания и методики проведения экскурсий, дидактических и сюжетно-ролевых игр, кружковой работы с использованием предметно-практической деятельности с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха.
Показаны пути и средства направленного развития познавательной, речевой деятельности детей в процессе внеклассной работы.
Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Развитие младших школьников с нарушенным слухом в
процессе внеклассной работы: Пособие для учителя- дефектолога/ Е.Г.Речицкая.-М.:Владос, 2005.-155,1с.:ил.-(Развитие и коррекция).
Описание слайда:
Иллюстрации к книге
«Солнечный Зайчик»
Учебно-методический комплект «Солнечный зайчик» предназначен для ознакомления глухих детей с окружающим миром.
Поможет учащимся в дальнейшем при изучении географии и естествознания в средней школе, а сурдопедагогам приобщить детей к полноценной жизни..
Описание слайда:
Речицкая, Екатерина Григорьевна
Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом : Метод. пособие / Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина . – Москва : Книголюб, 2006 . – 207 с. : ил. – (Развитие и коррекция) . — Библиогр.: с. 201-203 .
Описание слайда:
Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. — М. : Владос, 2003. — 191 c : ил. — (Коррекц. Педагогика)
Описание слайда:
В пособии рассматриваются особенности содержания и методики проведения экскурсий, сюжетно-ролевых, дидактических, в том числе логических игр и кружковой работы с использованием предметно-практической деятельности с глухими детьми младшего школьного возраста.
Речицкая, Е.Г.
Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы:учебно-метод.пособие / Е.Г.Речицкая;Всерос.об-во глухих.Лениград.восстанов.центр. – Л.,1988. –114с.-ил.-Библиогр.: с.112-113
Описание слайда:
В работе рассматриваются особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста с нормальным и нарушенным слухом.
Представлена апробированная на практике система педагогических средств и методов развития творческого воображения и обучения общим принципам решения творческих задач в условиях предметно-практической и игровой деятельности в младшем школьном и дошкольном возрасте.
Речицкая, Е.Г.
Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы:учебно-метод.пособие / Е.Г.Речицкая;Всерос.об-во глухих.Лениград.восстанов.центр. – Л.,1988. –114с.-ил.-Библиогр.: с.112-113
Описание слайда:
Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности:Пособие для учителя и воспитателя спец.(коррекц.)образоват.учреждений 1 и 2 вида/Д.Ю.Алексеевских и др.;Под ред.Е. Г. Речицкой.- М. : Владос, 2005.-295с.:ил.
Описание слайда:
Библиографический список трудов сурдопедагога Речицкой Екатерины Григорьевны
Монографии:
1. Речицкая Е.Г.
Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха /Моск. пед. гос. ун-т им. В. И.Ленина; Отв. ред. Е. Г. Речицкая.- Москва:б.и.,1994.-102, 7 с.:табл.
2. Речицкая Е. Г., Гущина Т. К.
Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах: Монография. – М.: «Прометей» МПГУ,2011. – 164 с.
3.Речицкая Е. Г.
Учебная деятельность младших школьников с нарушением слуха: Монография. – М.: «Прометей» МПГУ, 2009. – 152 с.
4.Речицкая Е. Г.
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: Монография. – М.: «Прометей» МПГУ,2011. – 188 с.
Сборники научных трудов:
5. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: [Сб.: Пер.с фин.] /Редкол.: Б. П. Пузанов, Е. Г. Речицкая(отв.ред.) и др.-М.:Владос,1999.-173,2с.:ил.
6. Речицкая, Е.Г. Логические задачи в процессе обучения в подготовительном классе школы глухих // Вопросы сурдопедагогики: сб. трудов.- М.,1976. – С. 161-168.
7. Речицкая, Е.Г. Проблема выявления знаний глухих детей в связи с повышением развивающей роли обучения // Вопросы сурдопедагогики: сб. статей.- М.,1977. – С. 122-140.
Описание слайда:
8. Речицкая, Е.Г. Поэтапное выявление знаний учащихся на уроках предметно-практического обучения для повышения эффективности обучения // Формирование словесной речи у глухих детей (в условиях внеклассной и внешкольной работы): сб.научных трудов. – М.,1979. – С. 70-80.
9. Речицкая, Е.Г. Развитие знаний глухих учащихся об окружающей действительности в процессе сюжетно-ролевой игры // Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы: сб.научных трудов МГПИ. – М.,1983. – С. 84-91.
10. Речицкая, Е.Г. Моделирование педагогических ситуаций в процессе преподавания специальных дисциплин студентам-сурдопедагогам // Совершенствование системы подготовки учителей-дефектологов. — М.,1983. – С. 127-133.
11. Речицкая, Е. Г. Использование экранно-звуковых средств на занятиях со студентами-сурдопедагогами // Пути совершенствования подготовки будущих учителей-дефектологов: межвузовский сб.научных трудов.- М.,1984.- С. 82-90.
12. Речицкая, Е.Г., Закасовская, Н.Н. Кружок предметно-практического обучения как одна из форм развития глухих учащихся во внеклассное время //Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих школьников: сб.научных трудов. – М.,1984. – С. 28-41.
13. Речицкая, Е.Г. Содержание и организация экскурсий с учащимися младших классов школ глухих //Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих школьников: сб.научных трудов.- М.,1984. – С. 19-28.
14. Речицкая, Е.Г. Обучение детей с недостатками слуха рассуждению в процессе учебной деятельности // Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми: межвузовский сб.научных трудов. – Л.:ЛГПИ им. А.И.Герцена,1986. – С. 17-30.
Описание слайда:
15. Речицкая, Е.Г. Особенности формирования действий самоконтроля младших глухих школьников //Учитель-дефектолог:современные проблемы подготовки и совершенствования работы: межвузовский сб.научных трудов. – М.:Прометей,1990. – С. 173-188.
16. Речицкая, Е.Г. Возможности использования знаково-символических средств обучения младших глухих школьников // Актуальные проблемы дефектологии:тезисы докладов межвузовской научной конференции 1992 года. – М.:Прометей,1993. – С. 81-83.
17. Речицкая, Е.Г. Лично-деятельный подход к обучению глухих школьников //Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров:материалы конференции 20-22 марта 1996 года, — М.:МПГУ.Дефектологический ф-т,1996. – С. 56-57.
18. Речицкая,Е.Г. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении студентов с нарушениями слуха. // Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров:материалы конференции 20-22 марта 1996 года. – М.:МПГУ.Дефектологический ф-т,1996. – С. 111-113.
19. Речицкая, Е.Г. Профессиональная подготовка лиц с нарушениями слуха в МПГУ // МПГУ.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1997. – С. 280-286.
20. Речицкая, Е.Г. Формирование элементов знаково-символической деятельности глухих детей [Текст] : (На материале уроков чтения):[Эксперим. обучение учащихся 2-3 кл. шк.-интерната для глухих детей N 1 Москвы] / Е.Г. Речицкая, Тер-Григорянц Р.Г. // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. — СПб., 1997. — С. 18-28
21. Речицкая, Е.Г. Развивающие возможности совместной учебной деятельности младших школьников с недостатками слуха [Текст] : [По данным эксперим. совмест. обучения глухих и слабослышащих учащихся 3-4 кл. спец. шк. Москвы] / Е.Г. Речицкая, Мишенина Н.В. // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997. — С. 234-23
Описание слайда:
22. Речицкая, Е.Г. Возможности развития творческого воображения младших глухих школьников [Текст] : [По данным эксперим. работы по формированию навыков конструирования] / Е.Г. Речицкая, Сошина Е.А. // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997. — С. 238-243
23. Речицкая, Е.Г., Сошина Е.А. Некоторые возможности развития творческого воображения младших глухих школьников на уроках предметно-практического обучения // Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих детей. – М.: Прометей,1997. – С. 77-82
24. Речицкая, Е.Г.,Тер-Григорянц Р.Г. Обучение глухих младших школьников деятельности моделирования на уроках чтения // Активазация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих детей.- М.: Прометей,1997.- С.77-82.
25. Речицкая, Е.Г., Байдильдина, А. Д. Особенности формирования рефлексии глухих детей младшего школьного возраста // Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих детей. – М.: Прометей, 1997. – С. 47-55.
26. Речицкая, Е.Г. Особенности оценочной деятельности глухих и слабослышащих детей // Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих детей. – М.: Прометей, 1997. – С. 3-12.
27. Речицкая, Е.Г. Профессиональная подготовка лиц с нарушениями слуха в МПГУ // МПГУ.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1997. – С. 280-286.
28. Речицкая, Е.Г. Особенности партнерских отношений у глухих дошкольников // МПГУ.Научные труды Московского государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1997. – С. 478-481.
Описание слайда:
29. Речицкая, Е.Г. и др. Основные принципы высшего педагогического образования лиц с нарушениями слуха // МПГУ.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1999. – С. 433-438.
30. Речицкая Е.Г., Соловьева, И.Л. Модель нового типа коррекционных учереждений // МПГУ.Научные труды Московского государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1999. – С. 443-447.
31.Речицкая Е.Г. Совершенствование системы образования – важное условие социальной адаптации глухих в современном обществе //Проблемы и перспективы педагогического образования в ХХI веке: труды научно-практической конференции. – М.,2000. – С. 442-445.
32. Речицкая, Е.Г. Возможности интеграции неслышащих и слышащих школьников [Текст] / Е.Г. Речицкая, Н.А. Андрейкин // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. — М., 2000. — Вып.1. — С. 89-95.
33. Речицкая, Е.Г. Формирование отношений сотрудничества в процессе учебной деятельности слабослышащих школьников младших классов [Текст] / Е.Г. Речицкая // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. — М., 2000. — Вып.1. — С. 96-101
34. Речицкая,Е.Г., Туджанова,К.И. Компенсаторные возможности творческих способностей студентов с нарушением слуха/Е.Г.Речицкая, К.И.Туджанова //Московский пед.гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки: Сб.ст. Учеб.- науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) и др.- М.:Прометей,2002.
35. Речицкая, Е.Г. Развитие творческих способностей глухого ребенка в условиях личностно-ориентированного подхода /Е.Г.Речицкая //Московский пед.гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки: Сб.ст. Учеб. – науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) и др. – М.:Прометей,2003.- С.476-480.
36. Речицкая, Е.Г. Жизненное самоопределение неслышащей молодежи в современных условиях/Е.Г.Речицкая, Д.В.Ребров. //Московский пед. гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки: Сб.ст.Учеб.- науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) и др.- М.:Прометей,2006.- С.446-451.
Описание слайда:
37. Речицкая, Е.Г. Особенности жизненных планов глухих старшеклассников в России и США/Е.Г.Речицкая, В.В.Котенев. //Московский пед. гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: психолого-педагогические науки: Сб.ст.Учеб.- науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) и др.- М.: Прометей, 2006.- С.441-446.
38. Речицкая, Е.Г., Яхнина, Е.З. Внедрение результатов экспериментально-инновационной работы в систему подготовки сурдопедагогических кадров /Е.Г.Речицкая, Е.З.Яхнина
//Московский пед. гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки: Сб.ст. Учеб. науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) др.- М.: Прометей,2007.- С.427-433.
Учебные издания:
39. Кулакова, Елена Владимировна.
Дошкольная сурдопедагогика:Примерная программа дисциплины для специальности 031600 — Сурдопедагогика/Е.В.Кулакова, Е. Г. Речицкая; Моск. пед. гос.ун-т.-Москва:Прометей,2004.-21 с.:табл.
40. Кулакова, Елена Владимировна.
Педагогические технологии обучения и воспитания детей с нарушениями слуха дошкольного возраста:Примерная программа дисциплины для специальности 031600 — Сурдопедагогика/Е. В. Кулакова,Е. Г. Речицкая, Е. З. Яхнина; Моск. пед. гос.ун-т.-Москва:Прометей,2004.-23 с.:табл.
41. Книга для чтения: Учеб. для 5 кл. шк.глухих/Авт.-сост. Е. Г. Речицкая и др.-2. изд.,перераб.- Москва:Просвещение,1994.-202 , 5 с.
42. 74.320.0я73-1
Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида : Учеб. для вузов по специальности «Сурдопедагогика» : В 2 ч. / Е. Г. Речицкая, Т. Г. Богданова, Е. А. Горбунова и др. ; Под ред. Е. Г. Речицкой . – Москва : Владос, 2009 . – (Коррекционная педагогика) . — Авт. указаны на обороте тит. л. – На рус. яз. — ISBN 978-5-691-01734-6 .
Описание слайда:
43. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида I
Ч. 2 : / Е. Г. Речицкая, Т. Г. Богданова, Е. А. Горбунова и др. : Под ред. Е. Г. Речицкой . – Москва : Владос, 2009 . – 389 с. : ил., табл. — Авт. указаны на обороте тит. л. – Библиогр. в конце разд. – На рус. яз. — ISBN 978-5-691-01736-0 : 432.08 .
44. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 031600-Сурдопедагогика/Моск.пед.гос.ун-т.-М.Ч.2/Под ред.Е.Г.Речицкой.-2000.525с.:табл.
45. Программы дисциплин психолого-педагогической подготовки по специальности 031600-Сурдопедагогика/ Моск.пед.гос.ун-т.-М.Ч.1/Под ред.Е.Г.Речицкой.-2000.-295с.:табл.
46. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности:Пособие для учителя и воспитателя спец.(коррекц.)образоват.учреждений 1 и 2 вида/Д.Ю.Алексеевских и др.;Под ред.Е. Г. Речицкой.- М. : Владос, 2005.-295с.:ил.
47. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Готовность слабослашащих дошкольников к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Речицкая, Е. В. Пархалина. — М. : Владос, 2000. — 191 с.:ил.
48. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. — М. : Владос, 2003. — 191 c : ил. — (Коррекц. Педагогика)
49. Речицкая, Е.Г.
Задания для самостоятельной работы студентов сурдоотделения по курсу «Методика предметно-практического обучения» / Е. Г. Речицкая;МПГУ им.В.И.Ленина, — М.,1980. – 31с.
Описание слайда:
50. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Задания для самостоятельной работы по специальной методике преподавания природоведения: Для отделения сурдопедагогики дефектол. фак./Е. Г. Речицкая,А. Л. Филоненко-Алексеева; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина.-Москва,1997.-41 с.
51. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
История сурдопедагогики:Примерная программа дисциплины для специальности 031600 — Сурдопедагогика/Е.Г. Речицкая, К. И. Туджанова; Моск. пед. гос.
Москва:Прометей,2004.-18, 1 с.
52. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Методики преподавания: Примерная программа дисциплины для специальности 031600 — Сурдопедагогика/Е.Г.Речицкая; Моск. пед. гос. ун-т.-Москва:
Прометей. Разд. :Методика предметно-практического обучения (ППО).-2004.-21 с.
53. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Педагогические технологии воспитательной работы:Примерная программа дисциплины для специальности 031600 — Сурдопедагогика/Е. Г. Речицкая,
Е.З.Яхнина; Моск. пед. гос. ун-т.-Москва:Прометей,2004.-21, 2 с.
54. Речицкая, Е.Г.
Программы по дисциплинам предметного блока специальности 031600 «Сурдопедагогика» / Моск.пед. гос.ун-т; Речицкая Е.Г. и др. – М.,1998. – 173с.: табл. –Библиогр.в конце программ.
55. Речицкая, Е.Г.
Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы:учебно-метод.пособие / Е.Г.Речицкая;Всерос.об-во глухих.Лениград.восстанов.центр. – Л.,1988. –114с.-ил.-Библиогр.: с.112-113
Описание слайда:
56. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Развитие младших школьников с нарушенным слухом в
процессе внеклассной работы: Пособие для учителя- дефектолога/ Е.Г.Речицкая.-М.:Владос,
2005.-155,1с.:ил.-(Развитие и коррекция).
57. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха:Учеб.пособие для студентов пед.вузов по специальности 031600-сурдопедагогика.-М.:Владос,1999.-126с.,4л.цв.ил.:ил.-(Коррекционная педагогика).
58. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха:Учеб.пособие для пед.вузов по специальности 031600-сурдопедагогика/ Е. Г.Речицкая,Е.А.Сошина.-М.:Владос, 2000.-126с.,4л.цв.ил.:ил.-(Коррекционная педагогика).
59. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности 031600 «Сурдопедагогика» / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. — М. : Владос, 2002. — 126 c : ил. — (Коррекц. педагогика). — Библиогр.:122-125с.
60.Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом : Метод. пособие / Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина . – Москва : Книголюб, 2006 . – 207 с. : ил. – (Развитие и коррекция) . — Библиогр.: с. 201-203 .
Описание слайда:
63. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Сурдопедагогика: Примерная программа дисциплины для специальности 031600 — Сурдопедагогика/Е. Г.Речицкая, К. И. Туджанова; Моск. пед. гос. ун-т Москва:Прометей,2004.-23, 2 с.
64. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие для самостоят. работы студентов по специальности 031600 Сурдопедагогика / [К.И. Туджанова, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой; Учеб.-метод. об-ние вузов России по пед. образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Моск. пед. гос. ун-т» . — М. : Прометей, 2004 (2003) — .
Ч.1. — 2004 (2003). — 276 с. : ил. — Библиогр. в конце разд.
65. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие для самостоят. работы студентов по специальности 031600 Сурдопедагогика / [Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова, Е.З. Яхнина и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. — М. : Прометей, 2004. — 319 с. : ил. — Библиогр. в конце ст.
66. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. — М. : Владос, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика). — Библиогр.: С. 652-655 и в конце отд. ст.
61. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Солнечный зайчик [Текст] : ознакомление с окружающим миром:Учеб. для подгот. и 1 кл. спец. (коррекц.) шк. I-II вида / Е.Г. Речицкая, А.Л. Филоненко-Алексеева. — М. : Владос, 2000. — 205,[2] c : ил. — (Коррекционная педагогика)
62. Речицкая Е. Г. Солнечный Зайчик [Текст] : ознакомление с окружающим миром: Учеб. для 2 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида / Е.Г. Речицкая,
А.Л. Филоненко-Алексеева. — М. : Владос, 2003. — 159 с. : ил. — (Коррекц. педагогика).
Описание слайда:
71. Речицкая, Е.Г. Формирование учебной деятельности у глухих детей младшего школьного возраста // Дефектология.- 1987.- N4.- С. 40-46.
72. Речицкая, Е.Г. Совершенствование познавательной деятельности взрослых глухих в процессе обучения //Дефектология.- 1987.- N6.- С. 75- 78.
73. Речицкая, Е.Г. Формирование навыков самоорганизации глухих младших школьников в процессе выполнения общественных поручений //Дефектология.-1989.-N4.- С. 21-27.
75. Речицкая, Е.Г. Обогащение словаря младших школьников эмоционально-оценочной лексикой /Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина //Начальная школа.- 2007.- №11.- С.74-78
76.Речицкая, Е.Г. Изучение эмоционально-оценочной лексики младших школьников/ Е.Г.Речицкая, Т.Ю.Кулигина //Преподаватель XXI век. – 2008. – №2 – С. 38-43.
69. Речицкая, Е. Г. Выявление знаний глухих учащихся приготовительного-4 классов о домашних животных с помощью рисунка // Дефектология. – 1977. — №4. – С. 68-74.
70. Речицкая, Е.Г. Повышение эффективности учебного процесса на уроках предметно-практического обучения в школе для глухих детей // Дефектология. – 1978. — №2. – С. 31-36.
Статьи:
67. Речицкая, Е.Г. Игра как средство формирования понятий у глухих детей // Специальная школа,- 1969. – Вып.1. – С. 32-38.
68. Речицкая, Е. Г. Выявление знаний глухих учащихся приготовительного-4 классов о домашних животных с помощью рисунка // Дефектология. – 1977. — №4. – С. 68-74.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник