Речицкая развитие эмоциональной сферы детей

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

Для решения основных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
programma_podsekinoy_o.v._razvitie_emotsionalno-volevoy_sfery_mladshikh_shkolnikovs_narushenie_slukha.doc 93 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Для решения основных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников.

Проблема эмоционального развития и воспитании детей с нарушенным слухом нашла отражение в работах Г. Л. Выгодской, С. А. Зыкова, Е. И, Исениной, Б. Д. Корсунской, Н. Г. Морозовой, М. И. Никитиной, В. Петшака, О. И. Кукушкиной, Е. Г. Речицкой, Т.М. Грабенко и др. Нарушение слуха уже в младенческом возрасте вызывает дефицит эмоционального общения, который со временем нарастает и отрицательно сказывается на развитии эмоционально-нравственной сферы детей.

Своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха обусловлено неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни. В обычных условиях детям нарушениями слуха малодоступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации. Трудности вербализации осознанных эмоциональных переживаний приводят к снижению их дифференциации и обобщения, что объясняет часто возникающие сложности в социализации детей с нарушением слуха. Можно выделить различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей.

Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи. Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению. У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий .

В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость формирования эмоций в этом возрасте, ибо недостатки эмоционального воспитания еще более трудновосполнимы, чем недочеты в умственном развитии.

Словесные обозначения определенных эмоций глухие младшие школьники используют лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях. Определить причину возникновения каких-либо эмоций детям очень трудно, обычно они отчетливо называют лишь внешние выраженные обстоятельства .

Итак, особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека. Эмоциональному развитию детей следует уделять специальное внимание. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать собственные эмоции. В работе над эмоциональной сферой важно учитывать возрастную динамику формирования модального ряда эмоций при нормальном развитии ребенка .

Целью программы является – развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников от 7-10 лет.

  1. Познакомить детей с основными эмоциями — радость, удивление, грусть, гнев (злость), страх, стыд.
  2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  3. Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации и пр.).
  4. Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
  5. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
  6. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
  7. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
  8. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
  9. Формировать умение устанавливать контакты.
  10. Повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность.
  11. Развивать умение слушать и понимать других.
  12. Формировать позитивное отношение к другим.

Занятия проводятся с группой, состоящей до 7 человек, 1 раза в месяц. Длительность одного занятия — 30 минут в течение учебного года. Занятия проходят в кабинете педагога-психолога.

Правила проведения занятий

  1. Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей.
  2. Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.
  3. Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься.
  4. Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие.
  5. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).
  6. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.

Правила групповой работы

  1. Обучающиеся рассаживаются по кругу.
  2. Каждому предоставляется возможность участвовать.
  3. В каждый момент времени может говорить только один человек, можно по очереди.
  4. Каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы стать объектом критических нападок.
  5. Никто не может быть принужден к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать.
  6. Все, что обсуждается во время тренинга, считается конфиденциальной информацией.

Методы и техники, используемые в программе:

В программу включено много полифункциональных упражнений, которые, с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:

  1. Релаксация.
    Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
  2. Концентрация.
    Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
  3. Функциональная музыка (для слабослышащих обучающихся).
    Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
  4. Игротерапия.
    Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
  5. Телесная терапия.
    Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
  6. Арт-терапия.
    Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Программа базируется на следующих принципах:

  1. Уважительное, доброжелательное отношение к детям и детским потребностям. Не допускаются малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
  2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его самоценность, значимость, уникальность.
  3. Недопустимы эгоистичная позиция, упреки, порицания за неудачу.
  4. Занятия проходят в игровой форме, что отвечает потребностям ребенка.
  5. Успех переживается ребенком как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка малейшего достижения ребенка.
  6. Организация занятий должна соответствовать чувству безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему дети имеют возможность свободно выражать свои эмоции и чувства.
  7. Постепенность развивающего процесса, не предпринимая попыток его ускорить, так как у каждого ребенка свой срок и час постижения.
  8. При достижении положительных результатов, хороших владений игрой, приветствуется усложнения, добавление более сложных упражнений и игр.

Предполагается, что в процессе реализации программы, знания, полученные детьми на занятиях, дадут представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным и адаптированным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам, они приобретут навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе, помогут более успешной социализации.

Диагностический срез осуществляется при помощи методик:

  1. Проективная методика «Несуществующее животное».
  2. Тест «Лесенка».
  3. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
  4. Исследование социальных контактов – Социометрия.
  5. Методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой на эмоциональное состояние.
  6. Экспресс-диагностика уровня развития обучающихся.

Источник

Труды Речицкой Екатерины Григорьевны

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Труды
Речицкой Екатерины Григорьевны

Описание слайда:

Екатерина Григорьевна Речицкая

Описание слайда:

Заведующая кафедрой сурдопедагогики профессор Речицкая Екатерина Григорьевна сорок пять лет занимается осуществлением образования лиц с нарушениями слуха.
В Московском педагогическом государственном университете преподает с 1973 года. Она является автором 240 работ по вопросам сурдопедагогики. Все работы отмечены дипломами. Е. Г. Речицкая руководит пятью экспериментальными площадками коррекционных школ в регионах РФ, руководит разработкой стандарта образования ГОС ВПО 2-го и 3-го поколения по специальности «Сурдопедагогика» и «Специальная педагогика». Е. Г. Речицкая — победитель Всероссийского конкурса по профессиональному образованию инвалидов в номинации «Высшее профессиональное педагогическое образование лиц с нарушениями слуха», она является членом жюри ежегодного Международного фестиваля «Дети. Интеллект. Культура» (Греция). Впервые в России кафедра сурдопедагогики под руководством Е. Г. Речицкой предоставляет высшее педагогическое образование лицам с нарушениями слуха с дополнительной специализацией «Специальная психология».

Описание слайда:
Описание слайда:

Учебники и учебные пособия

Описание слайда:

Сурдопедагогика : Учеб. для педвузов по специальности 031600 «Сурдопедагогика» / И. Г. Багрова, Т. Г. Богданова, Е. А. Большакова и др.; Под ред. Е. Г. Речицкой . – Москва : Владос, 2004 . – 655 с. : табл. – (Коррекционная педагогика) . — Авт. указаны на обороте тит. л. – Библиогр. в конце разд. – Библиогр.: с. 652-655 . – На рус. яз. — ISBN 5-691-01320-3 : 91.30 .

Описание слайда:

В учебнике рассматриваются вопросы содержания организации воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Представлены инновационные личностно-социально ориентированные педагогические технологии, способствующие активизации речевой, познавательной деятельности и личностной сферы детей с нарушениями слуха.

Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида : Учеб. для вузов по специальности «Сурдопедагогика» : В 2 ч. / Е. Г. Речицкая, Т. Г. Богданова, Е. А. Горбунова и др. ; Под ред. Е. Г. Речицкой . – Москва : Владос, 2009 . – (Коррекционная педагогика) . — Авт. указаны на обороте тит. л. – На рус. яз. — ISBN 978-5-691-01734-6 .

Описание слайда:

В пособии рассматриваются особенности содержания и методики проведения экскурсий, дидактических и сюжетно-ролевых игр, кружковой работы с использованием предметно-практической деятельности с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха.
Показаны пути и средства направленного развития познавательной, речевой деятельности детей в процессе внеклассной работы.
Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Развитие младших школьников с нарушенным слухом в
процессе внеклассной работы: Пособие для учителя- дефектолога/ Е.Г.Речицкая.-М.:Владос, 2005.-155,1с.:ил.-(Развитие и коррекция).

Описание слайда:

Иллюстрации к книге
«Солнечный Зайчик»

Учебно-методический комплект «Солнечный зайчик» предназначен для ознакомления глухих детей с окружающим миром.
Поможет учащимся в дальнейшем при изучении географии и естествознания в средней школе, а сурдопедагогам приобщить детей к полноценной жизни..

Описание слайда:

Речицкая, Екатерина Григорьевна
Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом : Метод. пособие / Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина . – Москва : Книголюб, 2006 . – 207 с. : ил. – (Развитие и коррекция) . — Библиогр.: с. 201-203 .

Описание слайда:

Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. — М. : Владос, 2003. — 191 c : ил. — (Коррекц. Педагогика)

Описание слайда:

В пособии рассматриваются особенности содержания и методики проведения экскурсий, сюжетно-ролевых, дидактических, в том числе логических игр и кружковой работы с использованием предметно-практической деятельности с глухими детьми младшего школьного возраста.

Речицкая, Е.Г.
Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы:учебно-метод.пособие / Е.Г.Речицкая;Всерос.об-во глухих.Лениград.восстанов.центр. – Л.,1988. –114с.-ил.-Библиогр.: с.112-113

Описание слайда:

В работе рассматриваются особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста с нормальным и нарушенным слухом.
Представлена апробированная на практике система педагогических средств и методов развития творческого воображения и обучения общим принципам решения творческих задач в условиях предметно-практической и игровой деятельности в младшем школьном и дошкольном возрасте.
Речицкая, Е.Г.
Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы:учебно-метод.пособие / Е.Г.Речицкая;Всерос.об-во глухих.Лениград.восстанов.центр. – Л.,1988. –114с.-ил.-Библиогр.: с.112-113

Описание слайда:

Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности:Пособие для учителя и воспитателя спец.(коррекц.)образоват.учреждений 1 и 2 вида/Д.Ю.Алексеевских и др.;Под ред.Е. Г. Речицкой.- М. : Владос, 2005.-295с.:ил.

Описание слайда:

Библиографический список трудов сурдопедагога Речицкой Екатерины Григорьевны

Монографии:
1. Речицкая Е.Г.
Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха /Моск. пед. гос. ун-т им. В. И.Ленина; Отв. ред. Е. Г. Речицкая.- Москва:б.и.,1994.-102, 7 с.:табл.

2. Речицкая Е. Г., Гущина Т. К.
Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах: Монография. – М.: «Прометей» МПГУ,2011. – 164 с.

3.Речицкая Е. Г.
Учебная деятельность младших школьников с нарушением слуха: Монография. – М.: «Прометей» МПГУ, 2009. – 152 с.

4.Речицкая Е. Г.
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: Монография. – М.: «Прометей» МПГУ,2011. – 188 с.

Сборники научных трудов:
5. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: [Сб.: Пер.с фин.] /Редкол.: Б. П. Пузанов, Е. Г. Речицкая(отв.ред.) и др.-М.:Владос,1999.-173,2с.:ил.

6. Речицкая, Е.Г. Логические задачи в процессе обучения в подготовительном классе школы глухих // Вопросы сурдопедагогики: сб. трудов.- М.,1976. – С. 161-168.

7. Речицкая, Е.Г. Проблема выявления знаний глухих детей в связи с повышением развивающей роли обучения // Вопросы сурдопедагогики: сб. статей.- М.,1977. – С. 122-140.

Описание слайда:

8. Речицкая, Е.Г. Поэтапное выявление знаний учащихся на уроках предметно-практического обучения для повышения эффективности обучения // Формирование словесной речи у глухих детей (в условиях внеклассной и внешкольной работы): сб.научных трудов. – М.,1979. – С. 70-80.

9. Речицкая, Е.Г. Развитие знаний глухих учащихся об окружающей действительности в процессе сюжетно-ролевой игры // Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы: сб.научных трудов МГПИ. – М.,1983. – С. 84-91.

10. Речицкая, Е.Г. Моделирование педагогических ситуаций в процессе преподавания специальных дисциплин студентам-сурдопедагогам // Совершенствование системы подготовки учителей-дефектологов. — М.,1983. – С. 127-133.

11. Речицкая, Е. Г. Использование экранно-звуковых средств на занятиях со студентами-сурдопедагогами // Пути совершенствования подготовки будущих учителей-дефектологов: межвузовский сб.научных трудов.- М.,1984.- С. 82-90.

12. Речицкая, Е.Г., Закасовская, Н.Н. Кружок предметно-практического обучения как одна из форм развития глухих учащихся во внеклассное время //Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих школьников: сб.научных трудов. – М.,1984. – С. 28-41.

13. Речицкая, Е.Г. Содержание и организация экскурсий с учащимися младших классов школ глухих //Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих школьников: сб.научных трудов.- М.,1984. – С. 19-28.

14. Речицкая, Е.Г. Обучение детей с недостатками слуха рассуждению в процессе учебной деятельности // Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми: межвузовский сб.научных трудов. – Л.:ЛГПИ им. А.И.Герцена,1986. – С. 17-30.

Описание слайда:

15. Речицкая, Е.Г. Особенности формирования действий самоконтроля младших глухих школьников //Учитель-дефектолог:современные проблемы подготовки и совершенствования работы: межвузовский сб.научных трудов. – М.:Прометей,1990. – С. 173-188.

16. Речицкая, Е.Г. Возможности использования знаково-символических средств обучения младших глухих школьников // Актуальные проблемы дефектологии:тезисы докладов межвузовской научной конференции 1992 года. – М.:Прометей,1993. – С. 81-83.

17. Речицкая, Е.Г. Лично-деятельный подход к обучению глухих школьников //Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров:материалы конференции 20-22 марта 1996 года, — М.:МПГУ.Дефектологический ф-т,1996. – С. 56-57.

18. Речицкая,Е.Г. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении студентов с нарушениями слуха. // Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров:материалы конференции 20-22 марта 1996 года. – М.:МПГУ.Дефектологический ф-т,1996. – С. 111-113.

19. Речицкая, Е.Г. Профессиональная подготовка лиц с нарушениями слуха в МПГУ // МПГУ.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1997. – С. 280-286.

20. Речицкая, Е.Г. Формирование элементов знаково-символической деятельности глухих детей [Текст] : (На материале уроков чтения):[Эксперим. обучение учащихся 2-3 кл. шк.-интерната для глухих детей N 1 Москвы] / Е.Г. Речицкая, Тер-Григорянц Р.Г. // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. — СПб., 1997. — С. 18-28

21. Речицкая, Е.Г. Развивающие возможности совместной учебной деятельности младших школьников с недостатками слуха [Текст] : [По данным эксперим. совмест. обучения глухих и слабослышащих учащихся 3-4 кл. спец. шк. Москвы] / Е.Г. Речицкая, Мишенина Н.В. // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997. — С. 234-23

Описание слайда:

22. Речицкая, Е.Г. Возможности развития творческого воображения младших глухих школьников [Текст] : [По данным эксперим. работы по формированию навыков конструирования] / Е.Г. Речицкая, Сошина Е.А. // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997. — С. 238-243

23. Речицкая, Е.Г., Сошина Е.А. Некоторые возможности развития творческого воображения младших глухих школьников на уроках предметно-практического обучения // Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих детей. – М.: Прометей,1997. – С. 77-82

24. Речицкая, Е.Г.,Тер-Григорянц Р.Г. Обучение глухих младших школьников деятельности моделирования на уроках чтения // Активазация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих детей.- М.: Прометей,1997.- С.77-82.

25. Речицкая, Е.Г., Байдильдина, А. Д. Особенности формирования рефлексии глухих детей младшего школьного возраста // Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих детей. – М.: Прометей, 1997. – С. 47-55.

26. Речицкая, Е.Г. Особенности оценочной деятельности глухих и слабослышащих детей // Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих детей. – М.: Прометей, 1997. – С. 3-12.

27. Речицкая, Е.Г. Профессиональная подготовка лиц с нарушениями слуха в МПГУ // МПГУ.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1997. – С. 280-286.

28. Речицкая, Е.Г. Особенности партнерских отношений у глухих дошкольников // МПГУ.Научные труды Московского государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1997. – С. 478-481.

Описание слайда:

29. Речицкая, Е.Г. и др. Основные принципы высшего педагогического образования лиц с нарушениями слуха // МПГУ.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1999. – С. 433-438.
30. Речицкая Е.Г., Соловьева, И.Л. Модель нового типа коррекционных учереждений // МПГУ.Научные труды Московского государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки. – М.:Прометей,1999. – С. 443-447.
31.Речицкая Е.Г. Совершенствование системы образования – важное условие социальной адаптации глухих в современном обществе //Проблемы и перспективы педагогического образования в ХХI веке: труды научно-практической конференции. – М.,2000. – С. 442-445.
32. Речицкая, Е.Г. Возможности интеграции неслышащих и слышащих школьников [Текст] / Е.Г. Речицкая, Н.А. Андрейкин // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. — М., 2000. — Вып.1. — С. 89-95.
33. Речицкая, Е.Г. Формирование отношений сотрудничества в процессе учебной деятельности слабослышащих школьников младших классов [Текст] / Е.Г. Речицкая // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. — М., 2000. — Вып.1. — С. 96-101
34. Речицкая,Е.Г., Туджанова,К.И. Компенсаторные возможности творческих способностей студентов с нарушением слуха/Е.Г.Речицкая, К.И.Туджанова //Московский пед.гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки: Сб.ст. Учеб.- науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) и др.- М.:Прометей,2002.
35. Речицкая, Е.Г. Развитие творческих способностей глухого ребенка в условиях личностно-ориентированного подхода /Е.Г.Речицкая //Московский пед.гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки: Сб.ст. Учеб. – науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) и др. – М.:Прометей,2003.- С.476-480.
36. Речицкая, Е.Г. Жизненное самоопределение неслышащей молодежи в современных условиях/Е.Г.Речицкая, Д.В.Ребров. //Московский пед. гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки: Сб.ст.Учеб.- науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) и др.- М.:Прометей,2006.- С.446-451.

Описание слайда:

37. Речицкая, Е.Г. Особенности жизненных планов глухих старшеклассников в России и США/Е.Г.Речицкая, В.В.Котенев. //Московский пед. гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: психолого-педагогические науки: Сб.ст.Учеб.- науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) и др.- М.: Прометей, 2006.- С.441-446.

38. Речицкая, Е.Г., Яхнина, Е.З. Внедрение результатов экспериментально-инновационной работы в систему подготовки сурдопедагогических кадров /Е.Г.Речицкая, Е.З.Яхнина
//Московский пед. гос.ун-т.Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия:психолого-педагогические науки: Сб.ст. Учеб. науч. центр высш. пед. образования МПГУ; Гл.редкол.В.Л.Матросов (гл.ред.) др.- М.: Прометей,2007.- С.427-433.

Учебные издания:
39. Кулакова, Елена Владимировна.
Дошкольная сурдопедагогика:Примерная программа дисциплины для специальности 031600 — Сурдопедагогика/Е.В.Кулакова, Е. Г. Речицкая; Моск. пед. гос.ун-т.-Москва:Прометей,2004.-21 с.:табл.

40. Кулакова, Елена Владимировна.
Педагогические технологии обучения и воспитания детей с нарушениями слуха дошкольного возраста:Примерная программа дисциплины для специальности 031600 — Сурдопедагогика/Е. В. Кулакова,Е. Г. Речицкая, Е. З. Яхнина; Моск. пед. гос.ун-т.-Москва:Прометей,2004.-23 с.:табл.

41. Книга для чтения: Учеб. для 5 кл. шк.глухих/Авт.-сост. Е. Г. Речицкая и др.-2. изд.,перераб.- Москва:Просвещение,1994.-202 , 5 с.

42. 74.320.0я73-1
Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида : Учеб. для вузов по специальности «Сурдопедагогика» : В 2 ч. / Е. Г. Речицкая, Т. Г. Богданова, Е. А. Горбунова и др. ; Под ред. Е. Г. Речицкой . – Москва : Владос, 2009 . – (Коррекционная педагогика) . — Авт. указаны на обороте тит. л. – На рус. яз. — ISBN 978-5-691-01734-6 .

Описание слайда:

43. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида I
Ч. 2 : / Е. Г. Речицкая, Т. Г. Богданова, Е. А. Горбунова и др. : Под ред. Е. Г. Речицкой . – Москва : Владос, 2009 . – 389 с. : ил., табл. — Авт. указаны на обороте тит. л. – Библиогр. в конце разд. – На рус. яз. — ISBN 978-5-691-01736-0 : 432.08 .

44. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 031600-Сурдопедагогика/Моск.пед.гос.ун-т.-М.Ч.2/Под ред.Е.Г.Речицкой.-2000.525с.:табл.

45. Программы дисциплин психолого-педагогической подготовки по специальности 031600-Сурдопедагогика/ Моск.пед.гос.ун-т.-М.Ч.1/Под ред.Е.Г.Речицкой.-2000.-295с.:табл.

46. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности:Пособие для учителя и воспитателя спец.(коррекц.)образоват.учреждений 1 и 2 вида/Д.Ю.Алексеевских и др.;Под ред.Е. Г. Речицкой.- М. : Владос, 2005.-295с.:ил.

47. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Готовность слабослашащих дошкольников к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Речицкая, Е. В. Пархалина. — М. : Владос, 2000. — 191 с.:ил.

48. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. — М. : Владос, 2003. — 191 c : ил. — (Коррекц. Педагогика)

49. Речицкая, Е.Г.
Задания для самостоятельной работы студентов сурдоотделения по курсу «Методика предметно-практического обучения» / Е. Г. Речицкая;МПГУ им.В.И.Ленина, — М.,1980. – 31с.

Описание слайда:

50. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Задания для самостоятельной работы по специальной методике преподавания природоведения: Для отделения сурдопедагогики дефектол. фак./Е. Г. Речицкая,А. Л. Филоненко-Алексеева; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина.-Москва,1997.-41 с.

51. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
История сурдопедагогики:Примерная программа дисциплины для специальности 031600 — Сурдопедагогика/Е.Г. Речицкая, К. И. Туджанова; Моск. пед. гос.
Москва:Прометей,2004.-18, 1 с.

52. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Методики преподавания: Примерная программа дисциплины для специальности 031600 — Сурдопедагогика/Е.Г.Речицкая; Моск. пед. гос. ун-т.-Москва:
Прометей. Разд. :Методика предметно-практического обучения (ППО).-2004.-21 с.

53. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Педагогические технологии воспитательной работы:Примерная программа дисциплины для специальности 031600 — Сурдопедагогика/Е. Г. Речицкая,
Е.З.Яхнина; Моск. пед. гос. ун-т.-Москва:Прометей,2004.-21, 2 с.
54. Речицкая, Е.Г.
Программы по дисциплинам предметного блока специальности 031600 «Сурдопедагогика» / Моск.пед. гос.ун-т; Речицкая Е.Г. и др. – М.,1998. – 173с.: табл. –Библиогр.в конце программ.

55. Речицкая, Е.Г.
Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы:учебно-метод.пособие / Е.Г.Речицкая;Всерос.об-во глухих.Лениград.восстанов.центр. – Л.,1988. –114с.-ил.-Библиогр.: с.112-113

Описание слайда:

56. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Развитие младших школьников с нарушенным слухом в
процессе внеклассной работы: Пособие для учителя- дефектолога/ Е.Г.Речицкая.-М.:Владос,
2005.-155,1с.:ил.-(Развитие и коррекция).

57. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха:Учеб.пособие для студентов пед.вузов по специальности 031600-сурдопедагогика.-М.:Владос,1999.-126с.,4л.цв.ил.:ил.-(Коррекционная педагогика).

58. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха:Учеб.пособие для пед.вузов по специальности 031600-сурдопедагогика/ Е. Г.Речицкая,Е.А.Сошина.-М.:Владос, 2000.-126с.,4л.цв.ил.:ил.-(Коррекционная педагогика).

59. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности 031600 «Сурдопедагогика» / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. — М. : Владос, 2002. — 126 c : ил. — (Коррекц. педагогика). — Библиогр.:122-125с.

60.Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом : Метод. пособие / Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина . – Москва : Книголюб, 2006 . – 207 с. : ил. – (Развитие и коррекция) . — Библиогр.: с. 201-203 .

Описание слайда:

63. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Сурдопедагогика: Примерная программа дисциплины для специальности 031600 — Сурдопедагогика/Е. Г.Речицкая, К. И. Туджанова; Моск. пед. гос. ун-т Москва:Прометей,2004.-23, 2 с.

64. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие для самостоят. работы студентов по специальности 031600 Сурдопедагогика / [К.И. Туджанова, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой; Учеб.-метод. об-ние вузов России по пед. образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Моск. пед. гос. ун-т» . — М. : Прометей, 2004 (2003) — .
Ч.1. — 2004 (2003). — 276 с. : ил. — Библиогр. в конце разд.

65. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие для самостоят. работы студентов по специальности 031600 Сурдопедагогика / [Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова, Е.З. Яхнина и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. — М. : Прометей, 2004. — 319 с. : ил. — Библиогр. в конце ст.

66. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. — М. : Владос, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика). — Библиогр.: С. 652-655 и в конце отд. ст.

61. Речицкая, Екатерина Григорьевна.
Солнечный зайчик [Текст] : ознакомление с окружающим миром:Учеб. для подгот. и 1 кл. спец. (коррекц.) шк. I-II вида / Е.Г. Речицкая, А.Л. Филоненко-Алексеева. — М. : Владос, 2000. — 205,[2] c : ил. — (Коррекционная педагогика)

62. Речицкая Е. Г. Солнечный Зайчик [Текст] : ознакомление с окружающим миром: Учеб. для 2 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида / Е.Г. Речицкая,
А.Л. Филоненко-Алексеева. — М. : Владос, 2003. — 159 с. : ил. — (Коррекц. педагогика).

Описание слайда:

71. Речицкая, Е.Г. Формирование учебной деятельности у глухих детей младшего школьного возраста // Дефектология.- 1987.- N4.- С. 40-46.
72. Речицкая, Е.Г. Совершенствование познавательной деятельности взрослых глухих в процессе обучения //Дефектология.- 1987.- N6.- С. 75- 78.
73. Речицкая, Е.Г. Формирование навыков самоорганизации глухих младших школьников в процессе выполнения общественных поручений //Дефектология.-1989.-N4.- С. 21-27.
75. Речицкая, Е.Г. Обогащение словаря младших школьников эмоционально-оценочной лексикой /Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина //Начальная школа.- 2007.- №11.- С.74-78
76.Речицкая, Е.Г. Изучение эмоционально-оценочной лексики младших школьников/ Е.Г.Речицкая, Т.Ю.Кулигина //Преподаватель XXI век. – 2008. – №2 – С. 38-43.

69. Речицкая, Е. Г. Выявление знаний глухих учащихся приготовительного-4 классов о домашних животных с помощью рисунка // Дефектология. – 1977. — №4. – С. 68-74.
70. Речицкая, Е.Г. Повышение эффективности учебного процесса на уроках предметно-практического обучения в школе для глухих детей // Дефектология. – 1978. — №2. – С. 31-36.
Статьи:
67. Речицкая, Е.Г. Игра как средство формирования понятий у глухих детей // Специальная школа,- 1969. – Вып.1. – С. 32-38.
68. Речицкая, Е. Г. Выявление знаний глухих учащихся приготовительного-4 классов о домашних животных с помощью рисунка // Дефектология. – 1977. — №4. – С. 68-74.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Читайте также:  Ответственность положительная эмоциональная направленность
Оцените статью