- Речь состоянии эмоциональной напряженности
- Речь в состоянии эмоциональной напряжённости
- 64. Особенности речи человека в состоянии эмоциональной напряженности. Беседа
- Особенности речи в состоянии эмоционального напряжения
- Особенности речи в состоянии эмоционального напряжения (по Э. Л. Носенко).docx
- Мозговые центры речи
Речь состоянии эмоциональной напряженности
Эмоциональная напряженность может возникать, скажем, когда необходимо принять ответственное решение или при дефиците времени. При этом меняются многие характеристики речи. Например, громкость речи как существенно повышается, так и понижается; возможен излом голоса; убыстрение либо замедление темпа речи; произношение может стать более отчетливым; почти на 50 % повышается количество пауз хезитации (сомнения); речь может прерываться вздохами, фразы становятся отрывисты и не завершаются.
Происходят изменения в грамматике. Возрастает количество существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и наречиями. По синтаксическому строению фраз речь сближается с телеграфным стилем; возникают семантически нерелевантные повторы и двусмысленности.
Лексика речи упрощается — используются более короткие слова, имеющие наибольшую частотность в языке. В речи появляются слова-паразиты, неологизмы и парафазии (ошибочное употребление слов), а также слова со значением семантической безысключительности («вечно», «всегда», «никогда», «никто»). Речь отличается, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой — нерешительностью.
При измененных состояниях сознания (в экстремальных внешних условиях — высокогорье, плавильный цех и т.п., как и при алкогольном и наркотическом опьянении, под гипнозом) речь также характеризуется снижением разнообразия лексикона, стереотипизацией, упрощением синтаксиса, увеличением количества ошибок, размыванием ее цельности, общей дестабилизацией языкового сознания.
Источник
Речь в состоянии эмоциональной напряжённости
Состояние эмоциональной напряжённостивозникает в тех ситуациях, когда человек вынужден принимать ответственное решение в условиях дефицита времени. Это бывает во время экзамена, при разговоре с начальником, при «выяснении отношений» с близкими людьми и т.п. Меняется его психологическое состояние, меняются и многие характеристики его речи.
Исследования Э.Л. Носенко показали, что для речи в состоянии эмоционального напряжения характерны следующие особенности:
1) меняется моторная реализация речи. Когда человек волнуется, то
он либо говорит значительно громче, либо значительно тише обычно
го. Возможен излом голоса; убыстряется либо, наоборот, замедляется
темп речи; произношение может становиться более отчётливым; речь
прерывается вздохами, и фразы не завершаются;
2) происходит значительное увеличение количества пауз нереши
тельности и поисковых пауз (паузы хезитации). При этом паузы сопро
вождаются часто нефонологическими вокальными образованиями (ти
па ээ, кх, гм, мм), количество которых увеличивается по сравнению с
речью тех же людей в обычном состоянии на 50%;169
3) изменяется грамматический строй речи: увеличивается количе
ство существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и
наречиями, речь становится более динамичной;
4) лексически речь становится более упрощённой — выбираются
более короткие слова с наиболее высокой частотностью в языке. Воз
растает количество слов-паразитов, неологизмов и парафазии (ошибоч
ных употреблений слов). Появляются семантически нерелевантные по
вторения фраз, частей фраз (1), одного слова, слогов (персеверации
поискового типа).
(1) Я всё не знаю, может она, может оно, может она у меня / ээ
со дня рождения может она у меня есть. [Больная говорит об
опухоли перед операцией]
В состоянии эмоциональной напряжённости для речи характерна также незавершённость (опущение части слова, например, его конца). Это сопровождается изменениями в структуре предложения или повторениями (2). Часто предложения не завершаются (ни логически, ни синтаксически), и это говорящим не исправляется.
(2) После революции (1,0 сек) эти (0,9 сек) там (0,6 сек) наступи
ла (1,2 сек) заключили (1,2 сек) этот (0,8 сек) Брестский мир.
[Из речи абитуриента на экзамене]
В семантическом плане речь в состоянии эмоциональной напряжённости также изменяется. Она характеризуется, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой стороны — нерешительностью. Говорящим выбираются слова с чётко позитивной или негативной коннотацией, т.е. преобладает крайняя полярность в оценках (3, 4). Появляются так называемые всеохватные (5) слова (другое название — слова со значением семантической безысключительности, allness terms — Ch. Osgood) (6, 7).
(3) Очень хвалят вологодских. они вологодские говорят вот нам
не уступят. Там, говорят очень хорошие врачи. [Из речи боль
ного перед операцией]
(4) У меня очень сильно плохие анализы. [Там же]
(5) вечно, всегда, никогда, никто, полностью, совершенно, абсо
лютно, ни за что
(6) И аппетит у меня стал . никак . не то, что аппетит, ни не
могу ничего есть, понимаете, ничего [Из речи больного перед
операцией]
(8) В общем, там правящая партия была зв. правительство было зве. были. над ними хунта учинила зверскую расправу. [Из речи абитуриента на экзамене]
Если с человеком, который находится в состоянии эмоциональной напряжённости, провести ассоциативный эксперимент, то мы увидим, что его реакции будут отличаться от тех, которые он давал в спокойном состоянии. Так, если в норме люди дают абстрактные существительные, то в состоянии эмоциональной напряжённости они чаще выдают реакции с предметной отнесённостью и значительно реже абстрактные существительные (9, 10). Это объясняется тем, что абстрактные существительные появляются в речевом опыте индивида позже, а в состоянии эмоциональной напряжённости актуализируются более закрепившиеся, автоматизированные более ранние связи.
Стимул | Реакции в спокойном состоянии | Реакции в состоянии напряжённости | |
(9) | отражать | настроение, взгляды, нападение, текущий момент | луч, шар, свет, удар |
(10) | прозрачный | намёк, пелена | стакан, лёд |
Любопытно, что у разных испытуемых по-разному меняется скорость реагирования. Так, у испытуемых тормозного типа отмечается снижение скорости ассоциативной реакции по сравнению со скоростью этой реакции в спокойном состоянии. При этом они запоминают лучше последние части предложений. А у испытуемых возбудимого типа —
повышение скорости реакции, и запоминают они лучше начало фраз, которые им надо потом воспроизвести.
Источник
64. Особенности речи человека в состоянии эмоциональной напряженности. Беседа
Этот метод является способом познания психических явлений в процессе речевого общения с данной личностью.
Все индивидуальные особенности голоса являются устойчивыми характеристиками личности и дают возможность оценить говорящего по самым различным аспектам. Поэтому речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального напряжения.
Речь в состоянии эмоциональной напряженности отличается рядом особенностей из-за ухудшения мыслительной обработки информации и снижения «помехоустойчивости». Первое ведет к поспешному принятию решения, а второе к искажению смысла воспринимаемого. В целом, в результате существенно изменяется восприятие речевой информации.
Следует обратить внимание на три аспекта:
особенности выбора слова;
специфику грамматического оформления высказывания;
восприятие речи в состоянии эмоциональной напряженности.
Особенности выбора слова
В состоянии эмоциональной напряженности многие люди при выражении своих мыслей испытывают затруднения в выборе слов. В частности, по сравнению с речью, протекающей в обычных условиях, возникает количество и длительность пауз. Психологи называют их паузами нерешительности или поисковыми паузами.
Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т.д. На вопрос сотрудника досмотра, указывающего на экран монитора: «А это что у вас?» владелец досматриваемой ручной клади отвечает, допустим, так: «Я. это. понимаете. подарок, ну племяннику, я в гости. ну, это. игрушка такая».
В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется стереотипностью: говорящий употребляет те слова, которые наиболее типичны для его диалекта, активно пользуется шаблонами.
Специфика грамматического оформления высказывания
Грамматическая незавершенность фраз — важный показатель эмоционального напряжения речи, характеризующийся:
грамматической неоформленностью («Ну, в общем, так, проверяли. сколько можно?». «Вы мне не верите? Таможню прошел, милиция тоже. у меня ничего нет» и т.д.);
нарушением логичности и последовательности высказывания. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях. Нередко говорящий осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь её исправить обычно еще более запутывается.
Громкость голоса и скорость речи
В стрессовом состоянии голос человека обычно становится громче, если он при этом пытается противостоять или запугать сотрудника САБ. Когда человек боится, громкость его голоса падает (вплоть до бормотания).
Пытаясь добиться контакта с сотрудниками САБ, человек говорит очень быстро и многое, не относящееся к делу. В других случаях речь потенциального правонарушителя замедляется; он делает многочисленные паузы и неуверенно отвечает на вопросы, что может быть вызвано вынужденностью продумывания или проверки своих ответов, чтобы быть последовательным и в то же время не сказать правду.
И громкость голоса и скорость речи могут либо повышаться, либо понижаться. Они могут оказаться противоречивыми признаками, но истинный смысл заключается в том, что человек, по Вашему мнению, говорит как-то необычно.
Не умаляя значения профайлинга, следует считать, что для обнаружения попытки обмана часто бывает важнее слушать как говорит человек, а не то, что он говорит.
Источник
Особенности речи в состоянии эмоционального напряжения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:09, статья
Описание работы
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Файлы: 1 файл
Особенности речи в состоянии эмоционального напряжения (по Э. Л. Носенко).docx
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.
Мозговые центры речи
Клинические данные, полученные при изучении локальных поражений мозга, а также результаты электростимуляции структур мозга, позволили четко выделить те специализированные структуры коры и подкорковых образований, которые ответственны за способность произносить и понимать речь. Так установлено, что локальные поражения левого полушария различной природы у правшей приводят, как правило, к нарушению функции речи в целом, а не к выпадению какой-либо одной речевой функции.
Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, тесно связана с развитием фонематического слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание данного языка. Главная роль в адекватном функционировании фонематического слуха принадлежит такому центральному органу речи как слухоречевая зона коры больших полушарий — задняя треть верхней височной извилины левого полушария, т.н. центр Вернике. К другому центральному органу речи принадлежит т.н. зона Брока, которая у лиц с доминированием речи по левому полушарию, находится в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария. Зона Брока обеспечивает моторную организацию речи.
Эмоциональное напряжение в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и успех в деятельности может привести к эмоциональному напряжению. Оно также возникает у человека при межличностных и внутриличностных конфликтах.
Особенности речи в состоянии эмоционального напряжения (по Э. Л. Носенко)
Э. Л. Носенко были изучены изменения речи при эмоциональном напряжении, наблюдавшиеся в естественных, а не в лабораторных условиях: перед экзаменом, перед хирургической операцией у больных, у диспетчеров при выполнении ими тестовых заданий в присутствии авторитетной комиссии, у военнослужащих при выполнении профессиональной деятельности, связанной с большой личной ответственностью. Можно воспользоваться описанием этих изменений, данным самим автором. «Для состояния эмоционального напряжения характерны затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адекватного выражения, которые проявляются в увеличении в устных высказываниях количества и длительности пауз, нерешительности, поисковых слов, семантически нерелевантных повторений, «заполненных» пауз, поисковых и описывающих жестов, сопровождающих речь. Одним из проявлений этих затруднений является также снижение словарного разнообразия речи. Кроме того, отмечаются существенные сдвиги в осуществлении тех речевых операций, которые требуют сознательного контроля за качеством их реализации. В частности, отмечается более контрастное, чем в обычном состоянии, проявление в речи тенденций к синкретизму в области строевого синтаксиса (т. е. к незавершенности морфологического оформления слов во фразе в соответствии с синтаксическими «обязательствами»). Об ослаблении сознательного контроля за качеством лексико-грамматического оформления высказывания в состоянии эмоциональной напряженности свидетельствует также увеличение количества синтаксически и логически незавершенных фраз, нарушение целостности сверхфразовых единств, возрастание количества некорректируемых ошибок.
В состоянии эмоциональной напряженности активизируются спонтанные речевые проявления; резко возрастает количество слов-«паразитов». Эти привычные речения артикулируются в более высоком темпе, чем в речи, происходящей в обычном состоянии, что приводит к изменению темпа артикулирования. Существенно возрастает количество некоммуникативных жестов, сопровождающих речь, факт появления которых не осознается говорящим. Наличие затруднений в выборе слов и в формулировании мыслей, с одной стороны, и активизация спонтанных проявлений, с другой стороны, приводят к резким колебаниям общего темпа речи на отдельных участках речевой цепи, с чем, в известной степени, связаны и колебания частоты основного тона»
На основе анализа вышеприведенных особенностей речи в состоянии эмоциональной напряженности Носенко выделила целый ряд показателей, поддающихся количественной оценке, которые могут использоваться при диагностике этого состояния.
1. Средняя длина отрезка речи, произносимого без пауз нерешительности. Она рассчитывается путем деления времени «чистой речи» (или количества слов в высказывании) на количество пауз нерешительности. За паузы нерешительности принимаются паузы длительностью от 250 мс и выше.
2. Темп артикулирования, т. е. отношение количества слогов в высказывании ко времени, затраченному на их произнесение (т. е. количество времени «чистой речи»).
3. Латентный период речевой реакции.
4. Диапазон колебаний темпа речи в процессе устного высказывания. Этот показатель характеризует два разнонаправленных сдвига: возникновение затруднений в оперативном выборе слов в речи и оживление спонтанной речевой активности, сопровождающейся увеличением темпа речи. Чем шире диапазон колебаний темпа речи на отдельных участках речевой «цепи», тем с большей вероятностью можно утверждать, что говорящий переживает состояние эмоциональной напряженности.
5. Количество явлений нерешительности (семантически нерелевантных повторов, переформулировок, «заполненных пауз», незавершенных слов или фраз).
6. Коэффициент словарного разнообразия речи, характеризующий отношение разных слов в высказывании к общему количеству слов.
7. Среднее количество жестов (в расчете на 100 слов высказывания), сопровождающих речь, в частности поисковых и некоммуникативных жестов.
8. Среднее количество синтаксически незавершенных фраз в устных высказываниях.
9. Среднее количество ошибок (оговорок, парафазии) в речи.
Исследования Э.Л. Носенко показали, что для речи в состоянии эмоционального напряжения характерны следующие особенности:
1)меняется моторная реализация речи. Когда человек волнуется, то
он либо говорит значительно громче, либо значительно тише обычного. Возможен излом голоса; убыстряется либо, наоборот, замедляется
темп речи; произношение может становиться более отчётливым; речь
прерывается вздохами, и фразы не завершаются;
2) происходит значительное увеличение количества пауз
нерешительности и поисковых пауз (паузы хезитации). При этом паузы сопровождаются часто нефонологическими вокальными образованиями (типа ээ, кх, гм, мм), количество которых увеличивается по сравнению с
речью тех же людей в обычном состоянии на 50%;
3)изменяется грамматический строй речи: увеличивается количество существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и
наречиями, речь становится более динамичной;
4)лексически речь становится более упрощённой — выбираются
более короткие слова с наиболее высокой частотностью в языке. Воз
растает количество слов-паразитов, неологизмов и парафазии (ошибочных употреблений слов). Появляются семантически нерелевантные повторения фраз, частей фраз, одного слова.
В состоянии эмоциональной напряжённости для речи характерна также незавершённость (опущение части слова, например, его конца). Это сопровождается изменениями в структуре предложения или повторениями. Часто предложения не завершаются (ни логически, ни синтаксически), и это говорящим не исправляется.
После революции (1,0 сек) эти (0,9 сек) там (0,6 сек) наступи
ла (1,2 сек) заключили (1,2 сек) этот (0,8 сек) Брестский мир.
Источник