Речь при эмоциональном напряжении
Эмоциональная напряженность может возникать, скажем, когда необходимо принять ответственное решение или при дефиците времени. При этом меняются многие характеристики речи. Например, громкость речи как существенно повышается, так и понижается; возможен излом голоса; убыстрение либо замедление темпа речи; произношение может стать более отчетливым; почти на 50 % повышается количество пауз хезитации (сомнения); речь может прерываться вздохами, фразы становятся отрывисты и не завершаются.
Происходят изменения в грамматике. Возрастает количество существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и наречиями. По синтаксическому строению фраз речь сближается с телеграфным стилем; возникают семантически нерелевантные повторы и двусмысленности.
Лексика речи упрощается — используются более короткие слова, имеющие наибольшую частотность в языке. В речи появляются слова-паразиты, неологизмы и парафазии (ошибочное употребление слов), а также слова со значением семантической безысключительности («вечно», «всегда», «никогда», «никто»). Речь отличается, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой — нерешительностью.
При измененных состояниях сознания (в экстремальных внешних условиях — высокогорье, плавильный цех и т.п., как и при алкогольном и наркотическом опьянении, под гипнозом) речь также характеризуется снижением разнообразия лексикона, стереотипизацией, упрощением синтаксиса, увеличением количества ошибок, размыванием ее цельности, общей дестабилизацией языкового сознания.
Источник
Речь в состоянии эмоциональной напряжённости
Состояние эмоциональной напряжённостивозникает в тех ситуациях, когда человек вынужден принимать ответственное решение в условиях дефицита времени. Это бывает во время экзамена, при разговоре с начальником, при «выяснении отношений» с близкими людьми и т.п. Меняется его психологическое состояние, меняются и многие характеристики его речи.
Исследования Э.Л. Носенко показали, что для речи в состоянии эмоционального напряжения характерны следующие особенности:
1) меняется моторная реализация речи. Когда человек волнуется, то
он либо говорит значительно громче, либо значительно тише обычно
го. Возможен излом голоса; убыстряется либо, наоборот, замедляется
темп речи; произношение может становиться более отчётливым; речь
прерывается вздохами, и фразы не завершаются;
2) происходит значительное увеличение количества пауз нереши
тельности и поисковых пауз (паузы хезитации). При этом паузы сопро
вождаются часто нефонологическими вокальными образованиями (ти
па ээ, кх, гм, мм), количество которых увеличивается по сравнению с
речью тех же людей в обычном состоянии на 50%;169
3) изменяется грамматический строй речи: увеличивается количе
ство существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и
наречиями, речь становится более динамичной;
4) лексически речь становится более упрощённой — выбираются
более короткие слова с наиболее высокой частотностью в языке. Воз
растает количество слов-паразитов, неологизмов и парафазии (ошибоч
ных употреблений слов). Появляются семантически нерелевантные по
вторения фраз, частей фраз (1), одного слова, слогов (персеверации
поискового типа).
(1) Я всё не знаю, может она, может оно, может она у меня / ээ
со дня рождения может она у меня есть. [Больная говорит об
опухоли перед операцией]
В состоянии эмоциональной напряжённости для речи характерна также незавершённость (опущение части слова, например, его конца). Это сопровождается изменениями в структуре предложения или повторениями (2). Часто предложения не завершаются (ни логически, ни синтаксически), и это говорящим не исправляется.
(2) После революции (1,0 сек) эти (0,9 сек) там (0,6 сек) наступи
ла (1,2 сек) заключили (1,2 сек) этот (0,8 сек) Брестский мир.
[Из речи абитуриента на экзамене]
В семантическом плане речь в состоянии эмоциональной напряжённости также изменяется. Она характеризуется, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой стороны — нерешительностью. Говорящим выбираются слова с чётко позитивной или негативной коннотацией, т.е. преобладает крайняя полярность в оценках (3, 4). Появляются так называемые всеохватные (5) слова (другое название — слова со значением семантической безысключительности, allness terms — Ch. Osgood) (6, 7).
(3) Очень хвалят вологодских. они вологодские говорят вот нам
не уступят. Там, говорят очень хорошие врачи. [Из речи боль
ного перед операцией]
(4) У меня очень сильно плохие анализы. [Там же]
(5) вечно, всегда, никогда, никто, полностью, совершенно, абсо
лютно, ни за что
(6) И аппетит у меня стал . никак . не то, что аппетит, ни не
могу ничего есть, понимаете, ничего [Из речи больного перед
операцией]
(8) В общем, там правящая партия была зв. правительство было зве. были. над ними хунта учинила зверскую расправу. [Из речи абитуриента на экзамене]
Если с человеком, который находится в состоянии эмоциональной напряжённости, провести ассоциативный эксперимент, то мы увидим, что его реакции будут отличаться от тех, которые он давал в спокойном состоянии. Так, если в норме люди дают абстрактные существительные, то в состоянии эмоциональной напряжённости они чаще выдают реакции с предметной отнесённостью и значительно реже абстрактные существительные (9, 10). Это объясняется тем, что абстрактные существительные появляются в речевом опыте индивида позже, а в состоянии эмоциональной напряжённости актуализируются более закрепившиеся, автоматизированные более ранние связи.
Стимул | Реакции в спокойном состоянии | Реакции в состоянии напряжённости | |
(9) | отражать | настроение, взгляды, нападение, текущий момент | луч, шар, свет, удар |
(10) | прозрачный | намёк, пелена | стакан, лёд |
Любопытно, что у разных испытуемых по-разному меняется скорость реагирования. Так, у испытуемых тормозного типа отмечается снижение скорости ассоциативной реакции по сравнению со скоростью этой реакции в спокойном состоянии. При этом они запоминают лучше последние части предложений. А у испытуемых возбудимого типа —
повышение скорости реакции, и запоминают они лучше начало фраз, которые им надо потом воспроизвести.
Источник
64. Особенности речи человека в состоянии эмоциональной напряженности. Беседа
Этот метод является способом познания психических явлений в процессе речевого общения с данной личностью.
Все индивидуальные особенности голоса являются устойчивыми характеристиками личности и дают возможность оценить говорящего по самым различным аспектам. Поэтому речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального напряжения.
Речь в состоянии эмоциональной напряженности отличается рядом особенностей из-за ухудшения мыслительной обработки информации и снижения «помехоустойчивости». Первое ведет к поспешному принятию решения, а второе к искажению смысла воспринимаемого. В целом, в результате существенно изменяется восприятие речевой информации.
Следует обратить внимание на три аспекта:
особенности выбора слова;
специфику грамматического оформления высказывания;
восприятие речи в состоянии эмоциональной напряженности.
Особенности выбора слова
В состоянии эмоциональной напряженности многие люди при выражении своих мыслей испытывают затруднения в выборе слов. В частности, по сравнению с речью, протекающей в обычных условиях, возникает количество и длительность пауз. Психологи называют их паузами нерешительности или поисковыми паузами.
Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т.д. На вопрос сотрудника досмотра, указывающего на экран монитора: «А это что у вас?» владелец досматриваемой ручной клади отвечает, допустим, так: «Я. это. понимаете. подарок, ну племяннику, я в гости. ну, это. игрушка такая».
В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется стереотипностью: говорящий употребляет те слова, которые наиболее типичны для его диалекта, активно пользуется шаблонами.
Специфика грамматического оформления высказывания
Грамматическая незавершенность фраз — важный показатель эмоционального напряжения речи, характеризующийся:
грамматической неоформленностью («Ну, в общем, так, проверяли. сколько можно?». «Вы мне не верите? Таможню прошел, милиция тоже. у меня ничего нет» и т.д.);
нарушением логичности и последовательности высказывания. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях. Нередко говорящий осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь её исправить обычно еще более запутывается.
Громкость голоса и скорость речи
В стрессовом состоянии голос человека обычно становится громче, если он при этом пытается противостоять или запугать сотрудника САБ. Когда человек боится, громкость его голоса падает (вплоть до бормотания).
Пытаясь добиться контакта с сотрудниками САБ, человек говорит очень быстро и многое, не относящееся к делу. В других случаях речь потенциального правонарушителя замедляется; он делает многочисленные паузы и неуверенно отвечает на вопросы, что может быть вызвано вынужденностью продумывания или проверки своих ответов, чтобы быть последовательным и в то же время не сказать правду.
И громкость голоса и скорость речи могут либо повышаться, либо понижаться. Они могут оказаться противоречивыми признаками, но истинный смысл заключается в том, что человек, по Вашему мнению, говорит как-то необычно.
Не умаляя значения профайлинга, следует считать, что для обнаружения попытки обмана часто бывает важнее слушать как говорит человек, а не то, что он говорит.
Источник
РЕЧЬ В СОСТОЯНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Состояние эмоциональной напряженностивозникает в случаях, когда человек вынужден принимать ответственное решение в условиях дефицита времени (это может быть при ответе на экзамене, на приеме у врача, в беседе с начальником, на допросе или в любой конфликтной ситуации, в работе авиадиспетчера и т. п.). При этом меняются многие характеристики речи человека.
Если говорить о моторной реализации речи, то следует отметить как существенное повышение, так и понижение громкости речи; возможен излом голоса; убыстряется либо, наоборот, замедляется темп речи; произношение может становиться более отчетливым; повышается на 50% количество пауз хезитации (сомнения); речь прерывается вздохами, и фразы не завершаются.
В грамматическом плане также происходят изменения. Увеличивается количество существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и наречиями. Нарушения в синтаксическом строении фраз сближают речь с телеграфным стилем; имеются семантически нерелевантные повторы и двусмысленности.
Лексически речь становится более упрощенной — выбираются более короткие слова с наиболее высокой частотностью в языке. Возрастает количество слов-паразитов, неологизмов и парафазии (ошибочных употреблений слов).
В семантическом плане речь в состоянии эмоциональной напряженности также изменяется. Появляются слова со значением семантической безысключительности (allness terms) — вечно, всегда, никогда, никто. Речь характеризуется, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой стороны — нерешительностью.
Речь человека в измененных состояниях сознания — при нахождении в экстремальных внешних условиях (в высокогорье, в плавильном цехе и т.п.), при алкогольном и наркотическом опьянении, в гипнотическом состоянии — также характеризуется снижением разнообразия лексикона, стереотипизацией, упрощением синтаксиса, увеличением количества ошибок, размыванием цельности, в целом дестабилизацией языкового сознания.
РЕЧЬ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ И ПСИХОПАТИЯХ
Еще в 1949 г. американский статистик Джордж Ципф (G. Zipf) показал наличие количественных (статистически значимых) различий между текстами, написанными здоровыми людьми и душевнобольными.
Роман Якобсон писал о немецком поэте Гельдерлине, который в зрелом возрасте заболел шизофренией: «В тяжелобольном поэте нашла себе максимальное проявление утрата способности и воли к диалогической речи, и характернейший признак этой утраты — полное исчезновение «шифтеров», в частности грамматических лиц и времен (показателей 1-го и 2-го лица.— В. Б.). Я убежден,— писал он,— что эта первая рекогносцировка должна положить начало последовательным лингвистическим исследованиям психопатологической речи и поэзии и что такие сравнительные изыскания, в частности, необходимы для всестороннего понимания языка как инструмента взаимной коммуникации и личного познания».
В работах по психиатрической лингвистике приводится много свидетельств того, как меняется речь человека под влиянием того или иного расстройства его психической сферы, в частности при акцентуации(усилении определенных психических свойств или черт характера) и психопатии(значительной дезорганизации психической деятельности).
Так, например, при паранойяльной психопатии человек предпочитает писать слова с прописных букв (capitalisation); чаще использует пассивные конструкции для выражения своих представлений и чувств; часто говорит о себе; для синтаксиса характерно некоторое нарушение связности (freestanding sentences).
При эпилептоидности появляются сниженность стиля, вязкость речи, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В состоянии депрессии человек может полностью отказаться от общения (мутизм). При маниакальности для его речи может быть характерен так называемый «словесный понос», он может излишне громко говорить и петь, возникает множество ассоциаций по созвучию, речь содержит рифмующиеся слова.
Речь истероида может быть лжива, изобиловать пересказами чужой речи и словами, обозначающими эмоции, телодвижения и цвета. Речь шизофреника — абстрактна, псевдонаучна и не ориентирована на собеседника; она может быть фонетически однотонна и содержать слова, произносимые собеседником (эхолалия), или бессмысленные выкрикивания одного и того же слова (вербигерация).
Если допускать возможность психиатрического подхода к эмотивности текста, то в художественной литературе можно выделить такие типы текстов, как «светлые» (основанные на паранойяльной акцентуации), «темные» (эпилептоиднос’гь), «веселые» (маниакальность), «печальные» (депрессивность), «красивые» (исте-роидность), «сложные» (шизоидность). Существуют также «смешанные» типы текстов (например, «печально-веселые», отражающие маниакально-депрессивные состояния). Экспериментальные исследования показывают, что испытуемые выше оценивают те тексты, которые отражают имеющиеся у них когнитивные и эмо-тивные структуры. Результаты этих психостилистических исследований могут быть использованы при создании текстов, рассчитанных на воздействие, что и демонстрирует, в частности, экспертная психолингвистическая компьютерная программа ВААЛ.
Очевидно, что почерк как проявление речевой активности человека также может зависеть от характерологических особенностей личности. Так, почерк экстраверта (пишущего, в частности, латиницей) может характеризоваться наклоном вправо, а интро-верта — влево, сильный нажим может быть характерен для Д0« минантных личностей, слабый — для неуверенных в опбв; имлм
Источник