- Рекомендации родителям, если ребенок ведет себя агрессивно
- Агрессивное поведение у ребенка
- ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ?
- Как и в чем проявляется детская агрессия?
- Формы проявления агрессии у ребенка:
- ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
- ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
- КАК ВМЕСТЕ ПРЕОДОЛЕТЬ АГРЕССИЮ У РЕБЕНКА?
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Запишитесь на бесплатный урок!
- Бесплатный онлайн-урок вместе с Allright:
- Скидка 10% за подписку!
Рекомендации родителям, если ребенок ведет себя агрессивно
Рудская Татьяна
Рекомендации родителям, если ребенок ведет себя агрессивно
Агрессия – это явление вполне закономерное и естественное. Начинает проявляться еще с двух месяцев жизни ребенка.
Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться или совершенствовать свой опыт, но это все же деструктивное поведение. С ним надо бороться изначально, а не «спускаться с небес накануне школы».
Недаром на Руси говорили, что «учить надо, пока поперек лавки лежит, а как вдоль вытянулся – уже поздно».
Дети-агрессоры, как правило, часто оказываются изгоями в детском саду, а потом – и в школе.
Признаки агрессивности:
— по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем;
-по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.
Причины детской агрессии это:
1. Нарушение эмоционально-волевой сферы:
— Неумение ребенка управлять своим поведением;
— Недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения;
— Неправильная реакция родителей на проявления агрессии или не правильные отношения родителей к ребенку;
2. Неблагополучная семейная обстановка:
— Отчуждение, постоянные ссоры (в основном между родителями, различные стрессы.
— Нет единства требований к ребенку. Например, родители ведут себя по отношению к ребенку строго, а бабушки и дедушки вседозволенность.
— Игнорирование чувств, желаний ребенка. Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.
— Ребенку предъявляют слишком суровые или слабые требования.
— Физические, особенно жесткие наказания, деструктивное поведение родителей (пинки, шлепки, грубиянство, унижение и т. д.);
— Асоциальное поведение родителей.
— Плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения.
3. Взаимоотношения с братьями и/или сестрами:
— при появлении в семье ребенка (ревность);
— если есть в семье еще дети (подросткового возраста).
4. Трудности обучен ия.
5. Психологический климат в дошкольном учрежд ении.
6. Психопатологические и неврологические отклонения в формировании мозга и психики.
7. Средства массовой информации (мультфильмы).
8. Компьютерные иг ры.
Рекомендации родителям, если ребенок ведет себя агрессивно.
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Слушайте своего ребенка. Проводите вместе с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них отдельно.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии: Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, например: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. Примите теплую ванну или душ. Выпейте чаю. Позвоните друзьям. Просто расслабьтесь, лежа на диване. Послушайте любимую музыку.
5. Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией. Изучайте силы и возможности вашего ребенка. Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д., отрепетируйте все заранее.
7. Научитесь видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
8. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения – не допускайте при нем вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях и коллегах.
9. Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт). Дайте понять ребёнку, что он любим.
10. Покажите неприемлемость агрессивного поведения: физического, вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям; осуждайте такое поведение.
Если ребенок постоянно грубит бабушке, ограничьте их общение на некоторое время. Ребенку спокойно объясните, например, что «Так как ты огорчил бабушку, вел себя грубо, обзывался и т. д., то больше с бабушкой общаться не получится. Очень жалко, потому что только бабушка покупает своему внуку киндер-сюрпризы, а еще бабушка собиралась повести своего любимого малыша в парк покататься на аттракционах… Ну раз ты дружить с бабушкой не умеешь, то бабушка будет дома у себя сидеть, а ты у себя».
Если ребенок швыряет в гневе игрушку – поднимите ее, верните ребенку и строго скажите, что игрушкам не нравится такое обращение, что она может сломаться. Если ребенок вторично швыряет игрушку – изымите ее на день-два. Скажите, что игрушка на него обиделась и попросила ее убрать от мальчика, который делает ей больно. Если ребенку года 2-3, попросите тут же погладить игрушку, а то она больше не будет играть со своим хозяином.
11. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства ребёнка, наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
12. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
13. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
14. Предоставляйте выплеснуть агрессивные эмоции ребенку с помощью игры. Можно предложить следующее: подраться с подушкой, порвать «портрет» врага, использовать стаканчик для криков, поколотить стул надувным молотком, громко спеть любимую песню, налить в воду воды, запустить несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом, пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору, покидать мяч об стену, устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
15. Направьте энергию ребенка в положительное русло. Например, в спорт, где ребенок научится контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу, кроме того это может быть и рисование и пение).
16. Мягкое физическое манипулирование (спокойно взять ребенка на руки и унести его с места конфликта). При общении с маленьким детьми этот способ является наиболее эффективным. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали.
17. Сдерживайте ребенка перед проявлением агрессии. Например, Д. Лешли (1991) советовал остановить занесенную для удара руку, удержать ребенка за плечи и твердо сказать «нельзя», либо окрикнуть ребенка. Например, если на Вас ребенок поднимает руки, перехватите ее и строго скажите, глядя в глаза: «Мне очень не нравится, когда меня бьют, поэтому я никому не разрешаю так со мной поступать и тебе тоже не разрешаю». Где-то с 10 раза напоминания ребенок начнет понимать данное высказывание.
18. Учите ребенка не сваливать свою вину на других.
19. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем. Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому наказывать следует только в крайнем случае. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-то «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в гости, в театр, и т. д.
Чтобы наказание стало эффективным, взрослым следует выполнять следующие правила:
наказание должно следовать непосредственно за проступком;
наказание должно быть адекватным проступку;
наказание не должно быть унизительным для ребенка;
наказание не должно применяться одновременно с поощрением;
наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых;
наказания должны быть последовательными.
20. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания. Если ребенок хочет погладить уличного котенка, то правильная модель поведения: надо пожалеть котенка и сказать:
— «Посмотри, какой несчастный, как ему плохо. Давай сходим домой, и принесем ему кусочек колбаски! Но трогать котенка или уносить мы не будет. Представь, тебя начнет трогать и уносить куда-то чужая тетя! Ты ведь испугаешься. Вот и котенок испугается, если мы его начнем трогать. К тому же, это может, не понравится его маме-кошке! Мы же не хотим огорчать маму-кошку!»
— Миша, неужели тебе не жалко других детей?».
— «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».
— Спросите ребенка, почему плачет обиженный малыш.
— Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»).
21. Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки гнева, предложите заняться чем-то интересным, покажите новую книжку, забавную игрушку, позовите гулять.
22. Модификация поведения: за хорошее поведение ребенок получает поощрение (награду).
23. Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброт ы.
24. Учите ребенка выражать эмоции в словах: «я недоволен», «мне грустно», «я разозлился», «мне неприятно» и т. д.
Помните, бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрени ем.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Что делать, если ребенок кусается?».
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Если ребенок врет, родители начинают хвататься за голову и искать, где же они.
Консультация для родителей «Если ребенок дерется» Наверняка,каждый родитель сталкивался с такой проблемой, когда их ребенок дерется. Гораздо более типичным такое поведение является для.
Консультация для родителей «Если ребенок дразнится и ругается» Если ребенок начинает ругаться или дразнится,то эта проблема представляет определенную сложность, потому что, с одной стороны, взрослые.
Консультация для родителей «Если ребенок обижается» Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас! Сегодня я хочу поделиться информацией о том, как важно взаимодействовать с родителями, учитывая.
Консультация для родителей «Если ребенок упрямится» Ваш малыш упрямится? Упрямство — довольно распространенная проблема дошкольного детства. Причинами такого поведения далеко не всегда являются.
Памятка для родителей «Если ваш ребенок…» Родители часто спрашивают, что им делать, если ребенок: сосет палец, грызет ногти, кусает губы, ковыряет в носу, наматывает волосы на палец,.
Памятка для родителей «Если ребенок заболел» Уважаемые родители! Наши малыши – нежные создания, которые требуют бережного отношения, особенно во время болезни. Чтобы в своем стремлении.
Рекомендации для родителей и педагогов «Как вести себя в 2020 году, чтобы всё удавалось?» По восточному календарю Белая Металлическая Крыса будет покровительствовать в первую очередь смелым и честным людям. Не стоит пытаться никого.
Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине» «Купи, купи, хоть что-нибудь купи!» – такие крики с плачем, к сожалению, часто можно услышать в магазине. Многие молодые родители сталкиваются.
Источник
Агрессивное поведение у ребенка
Мы все родом из детства. Человек по своей сути является одновременно и биологическим, и социальным, и культурным существом. Это означает, что для формирования гармоничной личности в равной степени важны как физическое, так психоэмоциональное развитие. Так, для решения возникающих в сфере физического развития ребёнка вопросов родитель всегда может обратиться за помощью в медицинские учреждения, поскольку медицина является абсолютно доказательной наукой. Однако в случае тревог и страхов в контексте эмоционального состояния ребёнка, мы уже обращаемся к психологии, которая в последнее время проявила небывалый скачок относительно вопросов воспитания, развития и исследования проблем, с которыми сталкиваются многие родители, в том числе и детской агрессии.
ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ?
Важно отметить сразу, что не стоит путать агрессивность и агрессию. Агрессивность – это потенциально заложенная в каждом человеке черта характера, которая со временем станет свойством личности. Не стоит возводить её в абсолют и тревожиться при виде ребенка, который, скажем, в порыве эмоций повысил голос. Целесообразнее здесь сделать акцент на поддержании доверительных отношений и комфортной атмосферы в семье. Агрессия же представляет собой модель мотивированного деструктивного поведения, направленную на умышленное нанесение морального или физического вреда: как себе, так и окружающей среде.
Как и в чем проявляется детская агрессия?
Существует множество вариантов проявления детской агрессии.
Здесь особенно стоит отметить, что защитная реакция не является агрессией. Но она может в неё перерасти, если вовремя не поговорить с ребенком и путём ролевых игр, сказок или личного примера не научить его отстаивать свои права в рамках морально-нравственных норм, принятых в обществе.
Формы проявления агрессии у ребенка:
- Вербальная агрессия. Оскорбления, повышение тона, крик.
- Физическое воздействие. Нанесение физического вреда предметам, людям, животным.
- Нанесение физического вреда самому себе.
- Латентная агрессия. Изменения в поведении, отказ от телесных контактов, объятий со стороны родителей.
- Доминирование. Принуждение других детей поступать в угоду своих интересов.
- Мстительность. Не эмоциональная реакция на конфликтную ситуацию сразу, а намеренные действия в отношении обидчика по истечении времени конфликта.
ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
Все перечисленные выше проявления детской агрессии по своей сути представляют собой сложившуюся модель поведения ребёнка в конкретных ситуациях. Их можно сравнить данные с возникновением плесени. Если на продукте замечены плесневелые образования, то это значит, что весь продукт был поражён, но нам видно лишь внешнее поражение на определённом участке. Так и с агрессией – ребёнок не склонен к деструктивному поведению, но признаки агрессии говорят о том, что он переживает внутренний конфликт, с которым не в состоянии справиться самостоятельно.
Причинами этого конфликта могут быть:
- Пример родителей или социальной среды, в которой находится ребенок.
Если воспитывать малыша в системе координат, где наносить кому-то умышленный вред, делать больно – это не норма, то, став свидетелем конфликта (например, брошенной на эмоциях обидной фразы, разбитой посуды), ребенок окажется в патовой для своей психики ситуации. С одной стороны, его родители — это «альфа» и «бета», его пример для абсолютного подражания, и их поступки безоговорочно являются нормой. С другой стороны, те же родные люди учат, что так поступать не стоит. Отсюда внутренние терзания и конфликт, с которым в силу недостаточного опыта «нервной клетки», малыш не в состоянии справится. И это, как следствие, ведёт в мотивированной деструкции.
- Двойственность в воспитании.
Ребёнку необходима единая система воспитания, единые «да» и «нет». Зачастую с данной проблемой сталкиваются родители, находящиеся в разводе, или, скажем, те семьи, в которых воспитанию ребёнка уделяют внимание и иные родственники (бабушки, дедушки).
Не имея четких границ воспитания, семья может стереть границы ребёнка относительно свободы других детей, взрослых и предметов.
- Недостаток внимания со стороны родителей.
Детям сложно разделить внимание позитивное (ласка, совместное времяпровождение, тактильные контакты) и негативное (ссоры, ругань, повышение голоса). И в том и другом случае малыш получает одинаковый эмоциональный отклик со стороны взрослых. И, если ему не получается «добиться» позитивного внимания, то он быстро осознаёт, что, разбив вазу или устроив драку, негативную реакцию он получит в любом случае. А с ней и внимание родителей.
- Трудности с социализацией.
В процессе воспитания ребенка основополагающую роль всегда играет семья. Но, рано или поздно, малыш попадает в другую социальную среду (например, школу или детский сад), которая также может вызвать агрессивные проявления. Причины могут быть различные: от ошибок в период адаптации до копирования девиантного поведения сверстников.
- Сцены насилия, жестокости, демонстрируемые в СМИ, кино и мультфильмах.
- Ограничение физической активности.
- Запрет на излишнюю эмоциональность.
Громкие слёзы или громкий смех, как и физическая активность дают детям выход урагану чувств от обилия впечатлений, эмоций, знаний и полученных за день навыков.
- Соматические заболевания или заболевания головного мозга.
В таких случаях речь идёт о нарушениях психоэмоционального развития, диагностируемых специалистами: дефектологами, психотерапевтами, неврологами.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
Агрессия – это метод выражения, преодоления и самовосприятия. Проработанная в юном возрасте агрессия (совместно с родителями или психологом) способствует развитию логического мышления, чувства собственного достоинства и контроля чувств и эмоций. В дальнейшем ребенку будет гораздо проще выражать свои чувства словами, что в свою очередь позволит обретать социальные связи и находиться в гармонии с самим собой.
Вначале было упомянуто, что агрессивность есть черта характера, не имеющая определенно «светлой» или определенно «темной» стороны. Агрессия же – это действие со знаком «минус», которое разрушительным образом влияет на личность в период её формирования.
Самый большой минус агрессии заключается в том, что она имеет двустороннюю направленность. Каждое вербальное или физическое воздействие на любой объект живой или неживой природы равносильно откликается в сознании и подсознании ребенка.
Например, слёзы или истерика после насыщенного мероприятия как реакция на перевозбуждение или усталость. Данная ситуация, если родители отреагируют на неё спокойно и помогут справиться с эмоциями, не понесет за собой пагубных для психики последствий.
Намеренное же оскорбление сверстника, нанесение ему ущерба (физического или морального) не пройдут бесследно. В этом случае это агрессия, и последствия для психики будут – как в вопросах самоощущения, так и в вопросах социального взаимодействия.
Ключевыми последствиями агрессии являются:
- неумение общаться в обществе;
- отчуждение в детском коллективе и, как следствие, неприятие себя и развитие комплексов;
- неприспособленность к условиям жизни в обществе;
- потеря личных и чужих границ, ориентации в ситуациях.
КАК ВМЕСТЕ ПРЕОДОЛЕТЬ АГРЕССИЮ У РЕБЕНКА?
Самый правильный ответ на этот вопрос кроется в самом вопросе – вместе. Во всем смысле этого ёмкого слова – вместе. Вместе именно за тем, чтобы ребенок чувствовал себя и родных единым целым, понимал, что со всем можно справиться вместе.
Родителям, столкнувшимся с данной проблемой, необходимо в первую очередь проанализировать своё поведение, спокойно и осознано. Злость на ребенка в данной ситуации не оправдана в связи с тем, что агрессия зачастую следует из ошибок взрослых.
Целесообразно убедиться в том, что агрессия не есть проявление соматических или психических заболеваний и нарушений, а скорее отражение поведения самих родителей.
Далее структурировать и совместно со всей семьёй разработать «план действий» относительно возникшей ситуации и придерживаться единой линии поведения в установке границ дозволенного. В данном плане следует учитывать следующие пункты:
- Ребенок должен осознавать безусловную любовь со стороны своих родных.
- Ребенок должен видеть пример решения конфликтных ситуаций на примере семьи (ролевых игр, сказок или мультфильмов)
- Убедиться, что у ребенка достаточно физической активности.
- Выделить «контактное время», хотя бы полчаса в день, в которое есть только родитель и ребенок, без гаджетов и постороннего вмешательства.
В это время проигрывать конфликты с игрушками, рисовать, лепить, строить свою «злость». Например, не стоит переживать, если ребенок берёт только чёрный цвет для творчества. Чёрный – самый контрастный цвет и только, ребенку ещё неизвестны навеянные обществом стереотипы.
Начать проговаривать вслух свои чувства и эмоции: «Я тебя люблю, но ты сделал мне больно, я из-за этого очень расстроен(-а)»; «Я не разрешил(-а) тебе взять свой телефон, потому он был нужен мне для работы, что ты почувствовал в данный момент?»; «Ты сделал больно мальчику в садике. Что ты почувствуешь, если тебя ударят? Как думаешь, что почувствовал он(-а)?»
При этом необходимо разговаривать с ребенком в момент его спокойствия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все мы родом из детства. Так начиналась статья.
Известная повсеместно фраза с невероятно обширным значением и глубоким смыслом.
Столкнувшись с детской агрессией, мы можем начать злиться на ребенка, винить себя, родственников, воспитателя или сверстников. А можем дать себе выдохнуть, успокоиться и прийти к осознанности. Абстрагироваться от ситуации и поставить себя на место ребенка: «Если бы внутри меня была такая буря чувств и эмоций, внутренний конфликт, если бы внутри было бы настолько плохо, что хочется сделать кому-то больно, чтобы я ждал(-а) от своей семьи? Чтобы я хотел(-а) услышать, и в какой среде мне стало бы так комфортно, что хотелось бы созидать, а не разрушать?».
Ответив на подобные вопросы самим себе, проанализировав проблему, можно найти собственное решение, конкретно про свою семью и своего ребенка. Ребенок – это отражение родителя, ведь все мы родом из детства.
Запишитесь на
бесплатный урок!
Бесплатный онлайн-урок вместе с Allright:
- Познакомиться с преподавателем;
- Получите оценку уровня знаний ребенка и рекомендации по обучению
- Испытаете возможности онлайн-обучения
Скидка 10% за подписку!
Подписывайся на рассылку: мы отправляем полезные чеклисты,
советы по воспитанию и обучению ребенка, а также секретные промокоды, например 10% за эту подписку 😉
*промокод действует только при первой оплате
Источник