Ребенок сплошной орган чувств

Ребенок сплошной орган чувств

1) если ребенок хочет сделать то, что может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

2) если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

3) если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес оно имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Только тогда он будет действенным, и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

Главный позитивный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики — это подражание воспитателю. В первые семь лет жизни дети обладают интуитивной способностью к непосредственному и естественному подражанию. Р. Штайнер писал: «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть здоровое состояние ребенка». Ребенок — это сплошной орган чувств, который жадно впитывает в себя окружающую действительность. Вся жизнь его до семи лет является непрерывным воспроизведением того, что происходит вокруг. Когда дошкольник воспринимает что-либо, в нем возникает стремление к воспроизведению. При этом подражание понимается им не как повторение чужих движений или слов, а скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром. (Не случайно используется термин «внутреннее подражание».) Вот почему нужно строго следить за тем, чтобы в окружении ребенка не происходило чего-либо такого (включая слова и эмоции взрослых), чему ребенок не должен был бы подражать. Если ребенок подрастает около гневливого отца или сердитой воспитательницы, он будет настроен на гнев и агрессию. Если же в его окружении царят честность и доброжелательность, он будет правдивым и чутким к людям. «Все, чего мы хотим достичь в воспитании маленького ребенка, мы должны переносить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада, — пишет воспитатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. — Мы воспитываем ребенка своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим. »

Источник

Органы чувств: как они работают

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/organy-chuvstv.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/organy-chuvstv.jpg» title=»Органы чувств: как они работают»>

Алена Герасимова (Dalles) Разработчик сайта, редактор

  • Запись опубликована: 26.05.2019
  • Время чтения: 1 mins read

Каждую секунду человек принимает из внешнего мира огромные потоки сигналов с самой разнообразной информацией. Приему этой информации и правильным реагированием на каждое происходящее событие предназначены органы чувств человека.

Как мы чувствуем

Органы чувств можно назвать приемными устройствами. Они первыми «узнают все новости» и тотчас же посылают в мозг единственно понятную для него информацию – нервные импульсы, получаемые от рецепторов раздражения того или иного органа чувств.

Мозг, реагируя на полученные сведения, приказывает человеку исполнять то или иное действие: например, человек переходит улицу только на зеленый свет светофора; идет на кухню при ощущении запаха гари закипевшего кофе; при звонке мобильного телефона, включает его и говорит с позвонившим.

Человеческие органы чувств всегда начеку, они регулируют наши действия и обеспечивают их точность.

Приемных устройств – рецепторов – огромное количество, но каждый из них «специализируется» только на одном виде внешнего раздражения, обеспечивая при этом фантастическую чувствительность.

Только 2-3 кванта света уже вызывают зрительные ощущения, донесения о звуке посылаются в мозг при смещении барабанной перепонки всего лишь на десятую часть диаметра атома водорода, всего 2-3 молекулы пахнущего вещества достаточны для ощущения запаха.

Глаза — орган зрения

Все органы чувств удивительно сложны по своей конструкции, но поистине шедевром «приборостроения» природы можно назвать глаз человека. Четырьмя пятыми наших сведений о мире мы обязаны своим глазам.

Оптическая система глаза преломляет лучи света так, что на внутренней оболочке глазного яблока — сетчатке фокусируются изображения предметов. А в сетчатке расположены светочувствительные клетки. 7 миллионов колбочек, собранных ближе к ее центру, трудятся днем, они ответственны за цветовое зрение.

130 миллионов палочек разбросаны в основном по периферии сетчатки и работают в ночное время, создавая черно-белое изображение. Будь в глазу только палочки, мир казался бы нам серым, лишенным всяких красок.

Глазное яблоко неутомимо движется. На чем бы мы ни остановили свой взор, и к какой бы картине его ни приковали, задержка взгляда — явление кажущееся. На самом деле глаза все время скачкообразно перемещается из стороны в сторону, то вверх, то вниз.

В результате изображение на сетчатке непрерывно смещается и таким образом достигается раздражение новых колбочек или палочек. Без этого рецепторы быстро привыкли бы к однообразному световому потоку и перестали бы информировать мозг об окружающих нас предметах. Остановись глаз хоть на минуту, и вскоре в комнате «растают» стены, «исчезнут» столы, шкафы и даже зажженная люстра.

Пять органов чувств

» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-893×600.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-1024×688.jpg» loading=»lazy» src=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-893×600.jpg» alt=»Пять органов чувств» width=»893″ height=»600″ srcset=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-893×600.jpg 893w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-768×516.jpg 768w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-1024×688.jpg 1024w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv.jpg 1792w» sizes=»(max-width: 893px) 100vw, 893px» title=»Органы чувств: как они работают»> Пять органов чувств

Уши — орган слуха

Как известно, форпост органа слуха — барабанная перепонка. Колебания воздуха, которые создают звуковые волны, колеблют и эту перепонку. От нее эстафету принимают конструкции внутреннего уха и доставляют ее к рецепторным окончаниям слухового нерва. Отсюда уже не колебания, а нервные импульсы поступают в головной мозг.

Человеческое ухо улавливает звуковые колебания в интервале от 20 до 20 тысяч в секунду. Наилучшая слышимость лежит в диапазоне голоса человека, то есть в пределах от 200 до 3200 гц (колебаний в секунду). Удивительное соответствие органов слуха и голосового аппарата позволяет людям общаться, понимать друг друга.

Человек слышит меньшее число звуков, чем животные. Собака, например, свободно разбирается в звуках с частотой в 40 тысяч герц, кошка — даже в 60 тысяч, а у летучих мышей и дельфинов «звуковой потолок» доходит до 150 тысяч герц. Им, видимо, природа не кажется такой тихой, как нам.

Но зато в своем более узком диапазоне человек умеет гораздо полнее любого животного исследовать, различать и отделять друг от друга всевозможные звуки и звукосочетания. Именно благодаря этой способности слухового аппарата человека стало возможным возникновение и развитие речи.

Дистанционные и контактные органы чувств

Глаз и ухо реагируют на сигналы, которые идут издали, преодолевая разные расстояния, из-за этого слух и зрение называют дистанционными чувствами. Контактными органами чувств называются чувства, воспринимающие раздражение только при контакте с его источником. Это, конечно, относится к осязанию.

Кожа — благодаря ей мы чувствуем боль

Осязательные рецепторы располагаются по всей кожной поверхности тела. Более всего их на пальцах и на ладони. Взяв, например, рукой какой-либо незнакомый предмет, мы даже с закрытыми глазами способны точно описать его форму, определить характер поверхности, вес. Об этом известили нас рецепторы прикосновения и давления.

Любая деформация кожной поверхности заставляет их тотчас же посылать нервные импульсы в головной мозг. Сборщики хлопка, например, умеют на ощупь определять сорт хлопка и степень его зрелости; мукомолы, потрогав зерно и муку, судят о сорте пшеницы.

Кожа исполняет роль термометров, причем одни из них раздражаются только теплом, другие — только холодом. Интересно, что каждый из этих чувствительных приборов имеет свою территорию. Холодовые «термометры» располагаются в коже на глубине 0,17 миллиметра, а тепловые глубже на 0,3 миллиметра. Информирование о внешней температуре жизненно обязательно для регулирования постоянства температуры тела.

Кроме того, в коже заложены болевые рецепторы, не случайно названные «стражниками безопасности». Они начинают работать при действии любого сверхсильного агента, который способен привести к разрушению. Возникшая боль мгновенно обращает внимание на возможную опасность, мобилизует на борьбу скрытые резервы.

Именно «болевые импульсы» заставляют отдернуть руку, при прикосновении к чему то очень горячему или колючему.

Язык — спасибо за вкус

По контактному принципу действуют и вкусовые рецепторы. Скопления вкусовых клеток — вкусовые почки в большом количестве расположены на языке, в миндалинах, на глотке, небе.

Известно, что у передней части языка предназначение реагировать на сладкое, задняя его поверхность воспринимает по преимуществу горькое, кончик языка и боковые стороны — «любители» соленого, а ощущение кислого появляется, когда продукты попадают на боковые поверхности языка. Поэтому, пробуя незнакомую пищу лишь самым кончиком языка, можно не распознать неприятный нам горький вкус.

Читайте также:  Как называется человек не испытывающий эмоций

Во рту располагаются наряду с вкусовыми рецепторами и рецепторы на прикосновение, и давление, а также терморецепторы, усиливающие вкус.

Поэтому температура пищи может изменять вкусовые ощущения. Обжигающий чай или кипящий бульон, вкус их при этой температуре не ощущается. Но стоит им только слегка остыть, как те же самые чай и бульон оказываются более вкусными, – один приятно сладкий, другой – наваристый и соленый. Происходит это потому, что более благоприятной для вкусового ощущения является температура в пределах 15—35 градусов.

Определенное значение для выявления вкуса имеют и пищевые контрасты. Не случайно многие находят нужным слегка присаливать сладкую дыню или мороженое. А физиологи установили, что очень слабый раствор поваренной соли покажется соленым только в том случае, если на другую сторону языка нанести немного сладкого.

Нос — обоняние — мир запахов

Как часто мы говорим: «Вкусно пахнет». Потому что со вкусом неразрывно связано обоняние. Эти рецепторы расположены в слизистой оболочке верхних носовых ходов в двух желобовидных ямках. Общая площадь чувствительной зоны не превышает 5 квадратных сантиметров, но в ней насчитываются миллионы обонятельных клеток.

С помощью электронного микроскопа удалось установить, что на поверхности каждой из них содержится от 6 до 12 подвижных ресничек. Это в десятки раз увеличивает обонятельную площадь.

Для возникновения ощущения запаха необходимо, чтобы присутствующее во вдыхаемом воздухе ароматное вещество растворилось в жидкой слизистой пленке, укрывающей обонятельные клетки. Долей секунды достаточно, чтобы это произошло, и тогда чувствительные нервные окончания, уловив молекулы пахучего вещества, извещают мозг, и возникает ощущение запаха.

Это очень коротко об органах чувств, классифицированных Аристотелем более двух тысяч лет назад, но до настоящего времени представляющих огромный интерес для всестороннего изучения. По сложности они намного превосходят многочисленные приборы, сконструированные человеком.

Изучение биологических «аппаратов», воспринимающих сигналы внешнего мира, важно не только для медицины, но и для возможного использования их принципа действия в технике.

Источник

Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого материала сшито платье или брюки. Мы знаем, что свитер связан из шерсти, и он мягкий и приятный на ощупь, а сапоги из кожи жесткие и холодные. Мы пользуемся своими органами чувств, не задумываясь о том, какое значение их развитие имеет в формировании умственных способностей человека. В этой статье мне б хотелось рассказать Вам о том, зачем необходимо развивать у детей все пять органов чувств, и какие игры и методы существуют для этого.

Скачать:

Вложение Размер
metrazrabotka_komplexnoe_razvitie_pyati_organov_chuvstv_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста

Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого материала сшито платье или брюки. Мы знаем, что свитер связан из шерсти, и он мягкий и приятный на ощупь, а сапоги из кожи жесткие и холодные. Мы пользуемся своими органами чувств, не задумываясь о том, какое значение их развитие имеет в формировании умственных способностей человека. В этой статье мне б хотелось рассказать Вам о том, зачем необходимо развивать у детей все пять органов чувств, и какие игры и методы существуют для этого.

Итак, как известно, головной мозг состоит из двух полушарий.
Левое полушарие (аналитическое, классификационное, абстрактное, алгоритмическое, последовательное, индуктивное):

  • расположены речевые центры
  • информация дробится на части, анализируется, выстраиваются причинно следственные связи
  • переработка информации происходит с помощью словесно-знаковых систем действует медленно
  • свойственно рационально-логическое, знаковое мышление
  • отвечает за способности к чтению и письму.

Правое полушарие (целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное, дедуктивное, эмоциональное)

  • схватывает картину мира целостно
  • переработка информации, выраженной в символах и образах
    действует быстро свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление
  • дает нам возможность мечтать и фантазировать, сочинять различные истории.
  • отвечает за способности к музыке и изобразительному искусству.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством.

Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. К сожалению, люди в большинстве своем игнорируют огромные возможности, таящиеся в правой половине мозга. По сей день недооценено значение интуиции и интуитивного познания.

Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь). В последнее время набирает силу мода на раннее обучение. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет. Если все же правое полушарие, каким-то образом, успевает до победы левого накопить необходимый опыт и багаж знаний, то все не так страшно. Если нет, то левополушарный нажим может «заблокировать» правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым.
Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих «минусов» можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично. А для этого нужно именно гармоничное развитие, а значит необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребенка, но и его эмоциональным и физическим развитием. Гармоничная работа полушарий мозга — это своеобразный ключик, к открытию потенциальных возможностей маленького человека.

Эмоциональное развитие невозможно без накопления опыта 5 органов чувств. Именно через них ребенок, рождаясь, осваивает окружающий мир.

Собирая и утончая свои ощущения, у ребенка формируются первичные представления об окружающих его предметах и явлениях. Именно сенсорное развитие — развитие органов чувств сначала через общую, а в дальнейшем через мелкую моторику, является столь важным в развитии ребенка первых трех лет жизни. Чем больше ребенок получает ярких и сильных ощущений, тем богаче опыт очувствования предметов и явлений, и больше его багаж представлений об окружающем мире. В противном случае у ребенка не будет необходимой базы на которой будет основываться работа левого полушария мозга, тем самым превращая обучение в школе в длительный сложный процесс. Поэтому именно развитие 5 органов чувств, а не раннее обучение чтению, счету и языкам должно быть первостепенным в дошкольном образовании детей.

Что для этого нужно?

  1. Учесть сенситивные периоды развития ребенка. Сенситивный период сенсорного развития длится от 0 до 5, 5 лет.
  2. Понимать, что ребенок обладает так называемым «впитывающим сознанием». Без особого напряжения, ребенок впитывает, как губка, поглощает все, что его окружает: культуру, новые знания, язык, манеру общения и т. д. Ребенок как будто сливается с новыми впечатлениями, они проникают в сознание и формируют его. Эта особенность детского восприятия возможна благодаря тому, что чувства малыша каждый день утончаются.
  3. Развитие ребенка происходит только, когда ему предоставлена свобода деятельности. Следовательно, нам, взрослым, следует создать такие условия, при которых ребенок сможет свободно и активно изучать окружающий его мир. Предложить ему специально подготовленную развивающую среду, наполненную многообразным, сенсорным материалом и предметами нашей практической деятельности.

Какие же существуют игры и упражнения на развитие 5 органов чувств?

ОСЯЗАНИЕ
Для развития тактильного восприятия ребенка необходимо играть с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давать малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывать тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Давать малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Можно сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Играть с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли.

«Угадай, что лежит в мешочке».

В непрозрачный мешочек положите небольшую фигурку животного с характерной фактурой: металлическую, фарфоровую, каменную, фланелевую, шелковую, бархатную и т.д. Предложите малышу на ощупь определить, что лежит в мешочке. «Угадал? А теперь попробуй, не заглядывая в мешочек, нарисовать, что ты нащупал.» Поскольку малыш не видит того, что ему предстоит нарисовать, тактильная чувствительность повышается. Зона мозга, отвечающая за осязание, активизируется, включается в творческий процесс. Прежде чем малыш возьмется за кисти или фломастер, спросите его: «Какая она была: пушистая, скользкая, холодная, приятная, горячая, гладкая, неровная, и т. п.?» Пусть самые яркие воспоминания ребенок изобразит на листе бумаги, это может быть как конкретный рисунок, так и абстрактная композиция.

«Где ходили наши ножки?»

Не меньшее значение для развития сенсорной системы ребенка имеют упражнения, основанные на прикосновении босых ступней ног к разным поверхностям: фланели, клеенке, шелку, гальке и т. д. Предложите малышу рассказать, а затем и нарисовать, что «нащупали» его босые пяточки.

«Портрет на ощупь»

Детям нравится дотрагиваться до лиц друг друга. Попросите их ощупать лица друг друга с открытыми и закрытыми глазами и рассказать, что они почувствовали, прикоснувшись к лицу приятелей, что ощутили, когда те дотрагивались до их лиц. Предложите детям нарисовать того, чье лицо «осматривали» руками.

«Слепыш»
Завяжите ребенку глаза и подведите к разным предметам: холодной и гладкой стене, ворсистому ковру, мягкому меху, шершавому одеялу. Дайте возможность малышу потрогать эти предметы и узнать их. Малыша с завязанными глазами водят по комнате — «заколдованной стране». В путешествии ему нужно перейти через горы (перевернутые стулья), пройти по подземному ходу (под столом), перепрыгнуть через глубокий ручей и спуститься с холма (кресла).В такой игре, лишившись возможности видеть, ребенок активнее использует другие анализаторы.

Срезать вслепую игрушки, подвешенные на веревочках – веселое задание на ловкость и точность движений.

Касайтесь мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек для куклы»

Ребёнку предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Ребенок поочередно рассматривает и ощупывает все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Ребенок на ощупь отыскивает в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Предложите ребенку на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Покажите любую фигуру и попросите ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

Поставьте на стол разобранную матрешку. Попросите ребенка с закрытыми глазами собрать ее

«Золушка»
Поставьте перед ребенком тарелку с различными видами семян (горох, семечки и др.). Предложите ребенку с закрытыми глазами разложить семена по разным тарелкам.

«Угадай, что внутри»

Приготовьте несколько мешочков с различным наполнением (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.) Назовите предмет, ребенок должен быстро на ощупь найти его.

Маленькие дети очень наблюдательны. Очень важно, чтобы ребенок не утратил этой способности не пропускать малейшей детали. Наблюдательность помогает развитию фантазии и воображения, ведь невозможно нарисовать сказочное дерево, не зная, как выглядит настоящее! Поэтому, на прогулке с детьми, обращайте его внимание на мельчайшие детали. Например, рассмотрите то, что находится у вас под ногами: земля (в ней жучки, червячки, комочки, камушки, травинки), снег (он состоит из миллиарда крошечных снежинок или снежных крупинок), сказочные лабиринты на коре деревьев и т. д. Предложите ребенку по-разному посмотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз.

Возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок — после пристального изучения этого растения. Третий — после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый — после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях.

«Пуговицы».
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.

Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная белая. Предложите ребенку продолжить ряд.

Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции.

Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).

«Рисуем по памяти узоры»

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

«Прищепки».
Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне.
Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.

СЛУХ
Чем больше звуков слышит малыш с самого раннего детства, чем они разнообразнее, тем больше его способность к контакту с окружающим миром. Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры.

«Нарисуй, что слышишь»

В одинаковые пузырьки из-под туши с затемненным стеклом положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

«Как звучит тишина?»

Предложите ребенку «послушать тишину», пытаясь услышать звук, которого раньше слышно не было: дождь за окном, часы, пение птиц.

«Найди такой же шум»

Возьмите несколько пар коробочек от киндер-сюрпризов. Наполните их различными веществами – манкой, макаронами, скрепками, камешками. Главное, чтобы шумы отличались друг от друга. Баночек с одинаковыми наполнителями должно быть по две. Разложите эти коробочки перед малышом, перемешайте. Возьмите одну из них, поднесите к своему уху и встряхните ее. Внимательно прислушайтесь к звуку. Предложите ребенку повторить тоже действие. Скажите: «Давай найдем коробочку с таким же шумом». Чуть позже можно предложить ребенку выстроить ряд шумов от самого громкого к самому тихому.

«Отгадай, что звучит»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

«Солнце или дождик»

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Попросите ребенка шепотом выполнить какое-то действие. Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

«Посмотрим, кто так говорит»

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

«Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок. », «Уронили мишку на пол. », «Наша Таня громко плачет. »). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Используйте музыку во время занятий. Использовать музыку во время занятий с детьми можно по-разному. Например, в качестве фона, когда ребенок рисует или лепит.

Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов. Предложите ребенку послушать музыку Моцарта, Римского-Корсакова, Чайковского. Особым терапевтическим эффектом обладают цветные шифоновые шарфы, которые можно использовать при движении под музыку. Музыка (особенно звуки природы) увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей. А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

ВКУС И ОБОНЯНИЕ

Вкус человек ощущает с помощью языка. Ребенок с рождения различает запахи и вкус. Уже с первых дней ребенок может отличить приятный сладкий вкус от неприятного горького или кислого. По мере развития палитра запахов и вкусов расширяется. Взрослые должны помочь ребенку не запутаться в многообразии вкусов и запахов. Для развития вкуса предлагайте ребенку пробовать различные ощущения: твердое или мягкое, горячее или холодное, кислое или сладкое и т. п. Предложите ребенку закрыть глаза и по вкусу отгадать, что он попробовал из продуктов. Начинайте с 3-4 и постепенно увеличивайте количество.

«Найди такой же вкус»

Возьмите несколько пар баночек с разным содержимым – сладкая и соленая вода, сок, вода с лимоном. Поставьте баночки в два ряда (одинаковые). Предложите ребенку попробовать воду с левого ряда и по вкусу найти такую же из правого. Спрашивайте при этом: «Одинаковая?»

Разложите на тарелке маленькие кусочки различных продуктов. Предложите ребенку попробовать каждый по очереди. Беседуйте о вкусе каждого продукта. Поинтересуйтесь, какой кусочек понравился ребенку больше всего. Обязательно следите, чтобы ребенок пожевал продукт, прежде чем взять следующий.

«Соленое и сладкое»

Положите на две разные тарелки соленые и сладкие продукты. Предложите ребенку продукты по очереди с одной и со второй тарелки, проговаривая, какие продукты соленые, а какие сладкие. Потом перемешайте продукты. Пусть ребенок сам определяет вкус пищи. Не следует давать ребенку пробовать чипсы и соленые сухарики, лучше взять огурцы и помидоры.

Обоняние в отличие от других чувств не проходит внутриутробную подготовку. Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

«Что нам подскажет запах?»

В пустые пузырьки с темным стеклом поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Малыш должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

В несколько непрозрачных пакетов кладут предметы, запах которых знаком ребенку, и не показывать ребенку, что в пакете. Аккуратно откройте пакет так, чтобы не было видно,что в пакете. По запаху ребенок должен определить, что в нем. Можно давать подсказки, что этим предметом делают, как он используется. Пусть ребенок выберет запах, который ему больше всего понравился. Также можно сделать парное количество баночек и как в предыдущих играх искать такой же запах.

Примеры: шампунь, мыло, свежий хлеб, зубная паста, чай, свежий огурец, гуталин, краска, мамины духи.

Почистите на кухне цитрусовый фрукт, позовите ребенка и попросите его назвать, чем пахнет на кухне. Если ребенок не узнал его, то покажите фрукт и дайте возможность понюхать его.

Попросите ребенку закрыть глаза. Поставьте перед ним тарелку с кусочками различных фруктов. Предложите ребенку по запаху определить, какой фрукт он держит в руках. При возникновении затруднений, предложите попробовать на вкус.

Положите на одну тарелку кусочки различных овощей. Попросите ребенка разложить овощи по отдельности на разные тарелки. Для этого нужно поставить перед ним несколько пустых тарелок.

И напоследок, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста

Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы.

Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста

Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы.

Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста

Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого .

Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста

Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого .

Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста

Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы.

Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста

Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы.

Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста

Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого .

Источник

Читайте также:  Атопический дерматит при стрессе у взрослого
Оцените статью