Консультация «Для чего необходимо развивать речевое дыхание?» Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого.
Доклад по самообразованию «Что такое сенсорное воспитание и почему его надо развивать» Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно её важно развивать?» Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе.
Консультация для педагогов «Наладка по ладошке или для чего нужно развивать мелкую моторику руки» Ребенок – существо социальное и главная задача, стоящая перед нами (родителями и людьми, с которыми ребенок контактирует) – воспитать гармонично.
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка» Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое.
Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику» Ученые — нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между.
Консультация для родителей дошкольников «С чего нужно начинать занятия физической культурой дома и что не следует делать» Внимание родители! Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании.
Семинар для воспитателей «Алекситимия. Эмоциональный интеллект» Цель: создание условий для освоения приемов эффективного общения с ребенком. Исследование психоэмоционального состояния воспитателя. Задачи:.
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать» ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих.
Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Вся наша жизнь — непрерывный.
Источник
28 сентября • 16:44
Что такое эмоциональный интеллект? Почему развивать его нужно с ранних лет? И как продиагностировать ЭИ у ребенка? На эти вопросы отвечают кандидат психологических наук, национальный координатор международного научного сообщества по эмоциональному интеллекту (ISEI) в России, основатель сети центров «ЭИ дети» Елена Хлевная и руководитель методических разработок, кандидат психологических наук Татьяна Киселева.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это определяемая и измеряемая способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и использовать весь эмоциональный спектр для решения задач. Уровень развития каждой из четырех способностей влияет на жизнь человека: его коммуникацию, работоспособность, стрессоустойчивость, креативность, вовлеченность и уверенность в себе.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку:
У детей с высокоразвитым ЭИ выше успеваемость и мотивация к учебе. А ребята с низким ЭИ больше поддаются влиянию дурной компании, получают плохие оценки из-за низкой концентрации внимания, подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию.
Если развивать эмоциональный интеллект с раннего возраста, повышаются шансы добиться успеха во взрослой жизни. Дети вырастают более гармоничными, лучше реализуют свой потенциал и востребованы как специалисты. Ведь в 21 веке уровень эмоционального интеллекта соискателя проверяют при приеме на работу. Вслед за зарубежными компаниями, российские организации внедряют эмоционально-интеллектуальную среду в свой бизнес. По данным Всемирного экономического форума в Давосе, эмоциональный интеллект входит в топ-10 ключевых рабочих навыков.
Тренировать эмоциональный интеллект можно дома и на специальных занятиях. При выборе занятий важно руководствоваться критериями качества: программа обучения должна иметь четкую научную основу и методическую базу.
Эмоциональный интеллект у детей развивается проще, чем у взрослых. Дошкольники с четырех лет отлично распознают базовые эмоции: страх, гнев, печаль, радость. С шести-семи лет развивается регуляция поведения (произвольность). Ребенок учится отслеживать влияние эмоций на деятельность и сознательно вызывать нужные эмоциональные состояния. В младшем школьном возрасте это умение перерастает в полноценную эмоциональную саморегуляцию.
Эмоциональный интеллект стоит начинать дополнительно развивать в детстве, используя специальные программы. Исследования ученых Йельского университета доказали, что в тех школах США, в которых в течение двух лет внедряли программы диагностики и развития ЭИ, улучшилась эмоциональная атмосфера. В условиях эмоциональной поддержки росла успеваемость и уровень адаптации детей в обществе.
Профессор Сиднейского университета Каролин МакКанн выявила зависимость успеваемости от способности детей понимать свои эмоции и управлять ими. МакКанн и ее коллеги проанализировали данные 160 исследований с выборкой в 42 тысячи учеников из 27 стран от начальной школы до колледжа. Исследователь обнаружил, что оценки и результаты тестов учеников с развитым эмоциональным интеллектом были выше, чем у их одноклассников даже при соразмерном IQ.
Это происходит потому, что дети с высоким ЭИ проще справляются с негативными эмоциями — тревогой, скукой и разочарованием — которые подспудно влияют на успеваемость. Также эти ученики лучше взаимодействуют с учителями и сверстниками, что тоже сказывается на обучении.
То, как ребенок выражает свои эмоции — плачет, если грустно, громко хохочет, когда весело — показывает уровень его эмоционального интеллекта. По мере взросления способность детей открыто выражать эмоции и чувства подавляется обществом.Взрослые осуждают яркие эмоциональные проявления, делают замечания, одергивают. А, между тем, на них нужно обращать внимание.
Признак высокого эмоционального интеллекта — открытость новому и желание познавать мир, общаться. Если ребенок внимательно слушает других, задает вопросы, нужно его поощрять, ведь так он развивает эмпатию.
Единственная в мире признанная научным сообществом диагностика эмоционального интеллекта — тест эмоционального интеллекта Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT — Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Она предназначена для работы с подростками от 10 лет и раскрывает умение перерабатывать информацию, полученную через эмоции, как свои, так и других людей.
Ребенок только учится распознавать свои эмоции. Родители помогают ему в этом, называя их вслух: «Мне кажется, ты сердитый/радостный» и т. д. Параллельно ребенок пополняет словарный запас.
Чтобы научить ребенка взаимодействовать с эмоциями и доверять им, родители обсуждают с ним события дня и их эмоциональный фон, предлагают помощь в сложных ситуациях, рассказывают о значимых ситуациях собственной жизни и своих переживаниях.
Когда ребенок расстроен, даже если его эмоции непонятны родителям и кажутся слишком драматичными, нельзя обесценивать их и отпускать пренебрежительные комментарии. Они заставят скрывать «неправильные» эмоции и меньше доверять. Лучше в любом случае проявить внимание и сочувствие.
Дети должны уметь выражать свои эмоции социально-приемлемым способом. Например, сказать «Я обиделся» или нарисовать грустный смайлик, а кричать и бросать вещи неприемлемо. Лучше всего показать возможные сценарии на собственном примере.
Важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными эмоциями. Порассуждать с ребенком, что делать со злостью, обидой и грустью. Изучить такой алгоритм управления эмоциями:
Развитию эмоционального интеллекта у детей способствуют книги, картины и музыка. На их примерах можно тренироваться различать эмоции и анализировать их.
Спокойная музыка: грусть, печаль, тревога:
Динамичная музыка: радость, восторг, интерес:
Грусть, печаль, тревога:
Радость, восторг, интерес:
Источник