Органическое эмоционально-лабильное астеническое расстройство
В МКБ-10 это заболевание имеет код F06.6 и характеризуется возникшими вследствие органического нарушения перепадами эмоций и настроения в широком диапазоне (лабильность), неприятными физическими ощущениями и болями, утомляемостью.
Причины развития заболевания
Психоорганический синдром, которому подвержены дети и взрослые, может стать последствием:
- проблемной беременности и родов, сопровождающихся токсикозом, эклампсией, угрозой выкидыша;
- тяжелого состояния новорожденного, требующего применения ИВЛ;
- инфекции и серьезные болезни в раннем детстве;
- эпилепсии;
- ВИЧ;
- травмы головы
- опухоли, сосудистых заболеваний головного мозга – гипертонии (инсульта), атеросклероза;
- энцефалита, нейросифилиса и т. п.;
- последствия наркоза;
- интоксикации алкоголем, наркотическими веществами.
Существует и наследственная предрасположенность.
Органическое эмоциональное лабильное астеническое расстройство относится к истеричным. Его также считают пограничным, так как оно занимает промежуточное положение между шизофренией и такими расстройствами, как аффективное, личностное, невротическое.
Симптомы и последствия
Люди, страдающие этим органическим расстройством, вспыльчивы, гневливы, даже по незначительным поводам у них происходят бурные всплески эмоций. Близкие их раздражают, а неприятности воспринимаются буквально так: «всё пропало». Настроение резко и кардинально меняется, как погода весной. Негативные реакции возникают спонтанно, не поддаются регулировке.
Больные обидчивы, склонны к сентиментальности, плаксивы. Астения проявляется слабостью, быстрой утомляемостью – даже 2–3 часов работы им достаточно, чтобы устать. Потом наступает полное бессилие, требующее серьезного отдыха.
Такие люди испытывают частые головные боли, даже головокружения. Обычно подобные ощущения возникают при смене погодных условий. Они не переносят недостаток кислорода, духоты, поэтому им тяжело ездить в общественном транспорте. Солнечный свет режет глаза, нормальные звуки воспринимаются как очень громкие, даже слабое прикосновение вызывает боль.
Дети с психоорганическим синдромом могут разговаривать во сне или ходить.
По мере развития заболевания проблемы с эмоциями, мышлением и памятью становятся сильнее. Больной, рассказывая о чем-то, отвлекается от основной нити повествования, вдаваясь в малозначительные, ничего незначащие, подробности. Его мысли становятся вязкими, он часто повторяет одни и те же фразы, словарный запас обедняется, в обыденной речи проскакивают рифмы.
Поставленную задачу индивид выполняет медленно, так как психические процессы у него протекают инертно. Недавние события он помнит плохо, не говоря уже о давно произошедших.
Критические способности нарушаются, и, хоть больной и понимает грань между плохим и хорошим, может высказаться бестактно или совершить неприемлемое действие.
Ухудшается характер, и то, что человек раньше старался не демонстрировать, считая плохой своей чертой, выходит наружу. Он становится хвастливым, выпячивает свои заслуги, преувеличивая и патетически восхваляя их. Такая эйфория резко переходит в мрачность, тоскливость и вдруг – аффективная вспышка по мелкому поводу. В этот момент больной теряет самоконтроль, его сознание сужается и сосредотачивается на сиюминутной задаче – немедленно покарать того, кто его обидел, даже если на самом деле ничего подобного не произошло. И тогда может произойти трагедия: он совершит преступление, может даже убить.
Прогрессируя, расстройство приводит к негативному изменению личности, а именно: социальной дезадаптации. Отношения с близкими ухудшаются, возникают трудности в учебе и работе. Профессиональная деятельность настолько ухудшается, что приводит к увольнению.
К психоорганическим нарушениями прибавляются неврологические. Это могут быть судорожные припадки или ночной диурез (пароксизмы).
Чтобы отвлечься от проблем, больные начинают пить алкоголь и принимать наркотики. Это, в свою очередь, приводит к «белой горячке» и амнезии, повышая риск увеличения криминальных поступков и смерти.
Основная черта расстройства: потеря контроля над агрессивностью, вспышка которой возникает без всякой причины. Внутреннее напряжение для такого всплеска может вырасти за минуту или за несколько часов. После мгновенного приступа ярости больной отходит и раскаивается в случившемся, что отличает это заболевание от диссоциального расстройства личности.
Все вышесказанное ярко убеждает, что органическое эмоциональное лабильное астеническое расстройство необходимо начинать лечить на ранних стадиях. Этим должны заниматься совместно психиатр и невролог.
Очень часто сам больной и окружающие списывают вышеупомянутое поведение на плохой характер, не прибегая к терапии и теряя время. Опытный специалист поставит диагноз уже на первом приеме и назначит лечение. Результат терапии весьма благоприятный, если пациент будет следовать всем предписаниям и рекомендациям лечащего врача.
Диагностика
Если у человека часто болит голова, довольно сильно, нарушается зрение, шумит в ушах, повышается давление, то это явные сигналы для обращения к врачу. Обязательно надо пойти на прием, если кроме этого у индивида имеются описанные выше симптомы.
Врач определяет наличие органического эмоционально лабильного расстройства с помощью беседы с посетителем, который описывает свое состояние.
Для подтверждения диагноза пациента могут отправить:
- сдать кровь;
- на патопсихологическое исследование;
- пройти МРТ, КТ, ЭЭГ.
Специалисту необходимо дифференцировать расстройство от возрастных изменений и особенностей характера. Так обычно бывает с детьми, у которых в определенный период жизни возникают состояния, похожие на психоорганические нарушения, свойственные рассматриваемому психическому заболеванию: непослушание, безынициативность, капризность, неспособность сосредоточится, плаксивость.
Диагноз ставится на основании общих критериев эмоционально-лабильного астенического расстройства и наличию минимум трех из таких признаков импульсивности:
- нестабильное настроение;
- тенденция к конфликту, особенно если кто-то пытается воздействовать на импульсивный поступок или оказать ему препятствие;
- неожиданные действия, не думая о последствиях;
- неконтролируемые эмоциональные вспышки гнева, насилия;
- невозможность что-то делать без немедленного поощрения.
Должно также присутствовать хотя бы два из этого списка:
- постоянное ощущение внутренней пустоты;
- расстройство восприятия как себя, так и своих предпочтений в плане ценностей, друзей, карьеры, секса;
- стремление сделать что угодно, лишь бы не остаться в одиночестве;
- установление интенсивных личных отношений, отличающихся нестабильностью и приводящих к эмоциональным взрывам;
- угрозы нанести себе травмы и их выполнение.
Лечение
Психиатр подбирает тактику лечения индивидуально для каждого пациента. Оно комплексное, включает медикаментозные и психотерапевтические методы и, как уже упоминалось, способно ослабить или полностью устранить симптомы болезни.
Врач выписывает следующие препараты:
- антидепрессанты, нормализующие настроение и устраняющие тревожность;
- ноотропы – для улучшения кровоснабжения головного мозга и обменных процессов в нем;
- нейролептики, снимающие возбуждение, враждебность и злобу;
- вазо-вегетотропные – для стабилизации вегетативной нервной системы;
- противосудорожные – для предотвращения судорог, приступов агрессии, корректирующие поведение.
Что касается психотерапии, то это семейные и групповые сеансы, которые имеют цель сгладить последствия импульсивной враждебности.
Индивидуальные сеансы психотерапии направлены на обучение пациента умению расслабляться, контролировать свое поведение, выстраивать приоритеты и их придерживаться.
Используется БОС-терапия. В этом современном методе применяется компьютер и датчики. Последние прикрепляют к больному: они передают на ПК данные о работе сердца, частоте дыхания, артериальном давлении. Когда все показатели, благодаря инструкциям специалиста по релаксации, нормализуются, компьютер сообщает об этом. Больной приобретает навыки расслабления и потом использует их в напряженных ситуациях для стабилизации своих эмоций.
С успехом применяется когнитивная терапия – поведенческая и аналитическая терапия, а также трудотерапия.
Трудности лечения заключаются в том, что психотерапевту приходится выдерживать агрессивное поведение пациента, а это очень непросто.
Что касается вопроса, дается ли при органическом эмоционально-лабильном астеническом расстройстве инвалидность, то все зависит от степени тяжести заболевания. Следует иметь в виду и то, что мы имеем дело с недугом, часто возникающем при необратимом поражении мозга, вылечить полностью которое невозможно.
Источник
Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте
Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.
На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:
1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.
2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.
К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).
В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.
Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)
Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.
Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)
Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.
Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)
Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.
Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.
К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).
Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)
Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.
Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)
Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.
Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].
Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.
Источник