- Проприоцепция
- Причины нарушения сенсорной интеграции
- Коррекция нарушения проприоцепции
- Острота ощущений. Нарушения сенсорной интеграции у детей
- У младенцев
- Дошкольники
- Младшие школьники
- Подростки
- Программа восстановления
- Невротические расстройства у детей и подростков
- Навязчивые неврозы
- Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка
- Тест на гиперактивность
- Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?
- Повышенная тревожность у ребенка
- Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает
- Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок
- Ребенок плохо спит ночью, ребенок скрипит зубами (бруксизм): поведенческая особенность или болезнь?
- Сколько должен спать ребенок
- С чего начать и к кому обращаться: к врачу или к психологу?
Проприоцепция
Информация, которую мозг получает от мышц, сухожилий и суставов нашего тела, называется проприоцептивной. От рецепторов нервные волокна проводят импульсы через спинной мозг, продолговатый мозг в мозжечок (это бессознательный уровень движений) и постцентральную (теменную) кору (это произвольный уровень, как раз то, что относится к диспраксии). Также имеются связи с ретикулярной формацией, которая влияет на внимание.
Во многом проприоцепция, вестибулярная и тактильная чувствительность оказывают взаимное влияние, и часто нельзя разделить, что вот это воздействие только на один вид чувствительности, а это – на другой. Это все про наше тело. Одни и те же симптомы (например, ходьба на цыпочках) могут свидетельствовать о разных дисфункциях. Например, при вестибулярной гиперчувствительности можно дополнительно использовать приприоцептивную стимуляцию для «обнуления» ощущений: надеть на ребенка утяжеляющий жилет или крепко обнять. Аналогично при тактильных нарушениях сначала рекомендуется «включить» более глубокую чувствительность (мышечную: вибрация, массаж, прохлопывания), затем уже работать с тактильной.
Проприоцепция формирует:
- Чувство позы (понимание, где сейчас находится рука, где нога, как перенести свой вес с одной конечности на другую);
- Чувство силы (какое усилие нужно приложить, чтобы написать на бумаге букву или чтобы бросить мяч);
- Чувство движения (направление, точность, координация содружественных движений в теле, ловкость).
Если говорить кратко, то проприоцепция обеспечивает схему тела (theory of body), а у детей схема тела – это основа образа «Я» и понимания взаимоотношений между людьми, осознания себя как субъекта этих отношения (theory of mind). Именно поэтому так важно обеспечивать ребенку опыт физического контакта, телесные игры (это любые игры, задействующие глубокую чувствительность).
Как и с другими видами чувствительности, по классике выделяют гиперчувствительность, гипочувствительность и сенсорный поиск. Причем у одного и тоже же человека в теле может быть и гипер-, и гипочувствительность. Например, ребенок совершенно не боится щекотки, при этом очень плохо относится к тому, когда чужие люди хватают его за шею.
Общие признаки нарушения проприоцептивной обработки у ребенка:
- Неловкость в движениях, рассогласованность, напряженность;
- Избегание движений и упражнений (бега, прыжков, другой активности);
- Задержка моторного развития;
- Проблемы в артикуляции;
- Ходьба на носочках;
- Проблема с ритмом (дизритмия);
- Постоянно что-то разливает, роняет;
- Проблемы с имитацией движений;
- Проблемы с двигательным планированием;
- Шаркание ногами или слишком сильное топанье;
- Проблемы с почерком (неправильный захват, сильный/слабый нажим), грязь в тетради;
- Проблемы позы и позиционирования тела при любых действиях (например, неправильный захват, неправильный артикуляторный уклад – это как раз то, что относится к кинестетике);
- Ребенок, наоборот, может быть «гиперактивным»: прыгает, бегает, дрыгает частями тела. Это может очень раздражать окружающих, но ему это необходимо, чтобы «чувствовать себя», ребенок может бросаться намеренно на какие-то объекты или людей с подсознательным желанием получить ощущения, «посенсориться», может часто падать;
- Любит обниматься, прижиматься, толкаться (тоже может быть навязчивым и раздражать). Один раз ко мне приводили девочку с жалобами, что она может подойти в саду к другому ребенку в группе и пожевать его волосы;
- Может толкаться и кусаться, но не с агрессивным намерением, а не чувствуя своих физических границ (логично, что если физические границы сформированы недостаточно, то и личностные будут формироваться с нарушением, отсюда психологические проблемы в коммуникации);
- Мастурбация;
- Жевание несъедобных предметов, в том числе одежды;
- Может сам себя кусать и царапать, но это не акт аутоагрессии, а с целью получения ощущений (ребенок делает это бессознательно).
Причины нарушения сенсорной интеграции
К причинам нарушений обработки проприоцептивной информации можно отнести проблемы беременности и родов, особенно Агнешка Лемански, известный сенсорный терапевт из Польши, подчеркивает длительный прием но-шпы для снятия тонуса матки (т.к. на тонус мышц плода препарат тоже влияет) и кесарево сечение. Во время естественных родов младенец получает мощную проприоцептивную стимуляцию, которая «запускает» многие процессы в организме. В Восточной Европе есть практика, которая для кесарят имитируют процесс родов (специальный массаж). Также повреждение ствола головного мозга сильно влияет на весь процесс развития, поскольку все основные нервные пути идут через ствол.
Коррекция нарушения проприоцепции
Сенсорных терапевтов в Европе готовят 2 года. В нашей стране таких специалистов практически нет, однако знания постепенно проникают и к нам. Что можно использовать для помощи таким детям (только нельзя ни в коем случае применять насилие, действовать через крик и слезы, самый главный принцип — «не навреди»):
- Утяжеленный жилет (хорошо для гиперактивных деток; носить целый день нельзя! Надевать нужно 3-4 раза в день по 20 минут);
- Утяжеленное одеяло (если собираетесь класть спать ребенка под ним на всю ночь, одеяло должно весить не более 15-20% от массы ребенка; лучше утяжеленное одеяло использовать для засыпания, успокоения, расслабления, сенсорной разгрузки, а потом убирать). Его также можно использовать нормотипичным детям и взрослым для снятия стресса;
- Протокол Вилбаргера (Wilbarger Protocol) – процедура снятия напряжения с помощью массажа специальной жесткой щеткой;
- Игры на прохлопывание, тисканье, щекотка;
- Массаж;
- Пролезание через организованные тоннели (например, из одеял или спец. оборудование для сенсорной интеграции), тесные пространства;
- Сенсорный чулок (специальный эластичный чулок, который надевается на всё тело, и при движениях в игре образуется сопротивление ткани);
- Двигательная коррекция, ЛФК, АФК, сенсомоторная коррекция (часть упражнений нельзя применять детям с эпиактивностью);
- Вибрация (нельзя людям с эпиактивностью).
Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Источник
Острота ощущений. Нарушения сенсорной интеграции у детей
Некоторых родителей беспокоит поведение ребенка: трудности в общении и играх со сверстниками, гиперактивность, невнимательность, рассеянность, частая смена настроения, возбудимость или заторможенность, плохой сон. Ребенок не может самостоятельно сделать уроки и организовать своё свободное время. Часто бывает, что родители подобное поведение принимают за черту характера или лень, но во многих случаях это признак нарушения сенсорной интеграции. Как помочь своему ребенку и изменить ситуацию к лучшему, рассказала Людмила Вячеславовна Ефимова, врач-невролог.
Ребенок рождается без опыта общения с окружающей средой. С первых секунд жизни различные ощущения начинают поступать в головной мозг через органы чувств. Череда ощущений позволяет нам получать информацию о состоянии тела и окружающего мира, накапливая сенсорный опыт, который нужен человеку для управления телом и мышлением.
Органы чувств, через которые поступает информация в нервную систему:
Органы чувств, их рецепторы, проводящие пути и отдел мозга, ответственный за обработку полученных сигналов, образуют вместе сенсорную систему. Самые известные сенсорные системы – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Они помогают нам почувствовать физические свойства окружающего мира: температура, вкус, звук или давление.
- зрение, слух, обоняние, осязание;
- тактильные – полученные через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, боли;
- вестибулярные – полученные от внутреннего уха о состоянии равновесия, гравитационных изменениях, движении и положении тела в пространстве;
- проприоцептивные – полученные от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении.
Сенсорная система позволяет нам получить информацию от органов чувств, а сенсорная интеграция переработать её и в дальнейшем использовать как опыт взаимодействия с окружающим миром.
Сенсорная система у ребенка довольно хрупкая, поэтому неблагоприятные факторы могут привести к постепенному возникновению нарушений. Их можно заметить по следующим признакам:
- трудности с концентрацией внимания, «слышит» маму только с 3-го раза;
- ребенок беспокойный и неусидчивый, импульсивный, у него часто меняется настроение;
- быстро надоедают занятия, игрушки;
- игнорирует правила поведения;
- забывает и часто теряет вещи;
- плохо засыпает, часто просыпается по ночам;
- боится воды.
У младенцев
Симптомов нарушений сенсорной интеграции в таком возрасте еще нет, но можно создать некоторые предпосылки к их появлению, если ограничивать подвижность малыша. К примеру, если мама все время носит ребенка на руках, не позволяя ему достаточно двигаться, то малышу не хватает опыта, полученного от самостоятельных движений. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо создавать малышу условия, оптимальные для двигательного и речевого развития. Для этого важно разговаривать с малышом, давать ему ползать, изучать и трогать предметы из разных материалов и разных размеров, показывать игрушки разных цветов.
Дошкольники
В дошкольном возрасте неспособность играть – это очень распространенный симптом нарушения сенсорной интеграции. У ребенка не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику. Ребенок не чувствует своего тела и не знает как им управлять, у него страдает двигательная координация, он теряет равновесие, все время спотыкается, чаще сверстников роняет предметы. В таком случае ребенку показаны занятия с физическим терапевтом.
Младшие школьники
В школьном возрасте у детей с нарушением сенсорной интеграции появляются проблемы с обучением. Это возникает либо из-за сложности освоить учебную программу, либо из-за нарушений поведения, связанного с учебой в школе, даже если способности к обучению не снижены.
Ребенок пытается сконцентрироваться, но у него с трудом получается, на это тратятся все силы, отчего он сильно утомлен. На фоне усталости ребенок начинает отвлекаться на посторонние звуки, действия, его мозг перевозбужден и ребенок может начать «прыгать по всему классу» не потому что он хочет это делать, а потому что его мозг выходит из-под контроля.
Ребенок не может объяснить свои проблемы или понять и оценить происходящее, так как мозговые процессы бессознательны и контролю не подлежат. Взрослые часто лишь усугубляют проблемы ребенка, заставляя его выполнять непосильные задания. Но важно понять, что ни поощрения, ни наказания не могут повлиять на ситуацию, поэтому стоит при подобном поведении обратиться к неврологу.
Подростки
Одной из самых распространенных жалоб родителей подростков с сенсорными нарушениями является несобранность. Мозгу трудно организовать ощущения и, следовательно, все остальное. Подростку не по силам концентрировать внимание на таких задачах, как уборка комнаты или написание сочинения, ему трудно планировать серии задач, он не знает, с чего начать, или сколько времени займет каждое действие. Если его прерывают, он забывает, что делал. Бывают дни, когда сконцентрироваться на чем-либо и завершить дело вообще невозможно.
Программа восстановления
Невролог и физический терапевт сначала проводят сенсорную диагностику, а по результатам составляют программу восстановления. Она включают в себя физическую терапию, массажи, висцеральную коррекцию.
Через две недели после окончания курса, улучшится концентрация внимания и сон, стабилизируется настроение, улучшится память, нормализуется работа желудочно-кишечного тракта.
Это даст ребенку возможность лучше учиться, ладить со сверстниками и родителями, спокойнее реагировать на стрессовые ситуации.
Источник
Невротические расстройства у детей и подростков
Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, иммунология и психиатрия. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов.
Мы работаем для Вас 7 дней в неделю. Специалисты клиники работают в тесном контакте с родителями пациентов.
Вы можете получить повторную онлайн-консультацию у любого врача, даже если вы живете в другом городе.
Навязчивые неврозы
В большинстве случаев проблема невроза навязчивых состояний и тиков решается путем игровой психотерапии или курсом медицинского лечения, а чаще всего – сочетанием медикаментозного лечения и психологической работы с подавляемым нервным напряжением у ребенка.
Обессивные неврозы у детей проявляется в виде навязчивых различных движений и мыслей. Навязчивые состояния (обсессии) проявляются как непреодолимые и непроизвольно возникающие мысли, страхи, и, как следствие – навязчивые движения.
- когда ребенок боится за здоровье и безопасность себя самого и своих родных
- постоянно думает или представляет себе, что с ними может случиться что-то плохое
- все время вспоминает негативные события, которые произошли с ним или с его родными в прошлом
Типичные навязчивые мысленные действия
- прочитывание номеров автомобилей, вывесок, операции с числами и буквами из номеров и вывесок
- подсчет фонарных столбов, домов, газонных ограждений и т.п.
- постоянный поиск «любимых» и «нелюбимых» букв и цифр
Навязчивые движения и действия. Сфера их проявлений весьма обширна. Это может быть и нервный тик у ребенка, и навязчивые движения. Наиболее типичные навязчивые движения и действия у детей:
- обкусывание ногтей и губ
- выдергивание волос
- сосание пальца, сосание или обкусывание карандаша, ручки, пуговицы, края одежды
- покашливания, похрюкивание или проговаривание звуков
- подергивания конечностей
- моргание и/или стереотипные движения глаз
- кружение
- постукивание, похлопывание в ладоши
- раскачивание
- приседание, прихрамывание при ходьбе
- потирание тела или предметов
- потряхивание и встряхивание рук и предметов
- прыжки и скачки без причины
- мышечные сокращения рук и ног, а также лицевой части.
Типичные сложные ритуальные действия
- дети могут ходить по определенным плиткам на полу
- обходить, крутить, гладить предмет какое-то строгое количество раз
- подпрыгивать и хлопать в ладоши, проговаривать фразы и т.д.
Также, неврозы могут иметь различный характер течения:
- эпизодический
- хронический
- прогрессирующий
Невроз у ребенка может иметь разные причины . Наиболее часто встречающейся является наличие какой-либо психической травмы у ребенка, а также наличие эмоциональных факторов. Таких как: напряженная и конфликтная обстановка в семье, неправильное и слишком жесткое и авторитарное воспитание детей.
Нередко в этот список входят и физиологические причины: наследственность и генетика, перенесенные заболевания, физические перегрузки ребенка, недостаток сна.
Так или иначе, все это связано с тем, что ребенок имеет повышенное возбуждение в определенных областях мозга. В основном речь идет о дисфункции подкорковых ядер головного мозга, которые отвечают за позу и мимику, мышечный тонус и за глобальные двигательные акты. Ребенок вынужден это возбуждение каким-то образом сбрасывать. Таким образом, данная разрядка происходит именно с помощью действий.
Это могут быть: тики (ребенок дергается, либо дергает какой-либо частью тела), быстрые стереотипные движения, могут быть навязчивые позы, навязчивые движения; ребенок может присаживаться, подпрыгивать, издавать какие-то звуки, проговаривать слова или даже ругательства (при синдроме Туретта ). Очень часто такие проявления не воспринимаются в серьез на начальных этапах.
Синдром Туретта является генетически предопределенным состоянием, связанным с неврозами навязчивых состояний и тиками, или стереотипными тикообразными движениями.
Также неврозоподобные навязчивые состояния во многом провоцируются хронической стрептококковой инфекцией с повышением антистрептолизина О (АСЛО) при хроническом тонзиллите , так называемый PANDAS -синдром, текущим нейровоспалением с повышением таких маркеров, как: NSE и белка S100. Так же часто мы видим такие проявления у детей с носительством нейроинфекций, то есть инфекций оказывающих токсическое действие на нервную систему.
ЭЭГ (электроэнцефалография) для детей в клинике “Эхинацея”
Советуем Вам обратиться к детскому неврологу , детскому психиатру и аллергологу-иммунологу. Для удобства и координации помощи ребенку мы практикуем консилиум из всех трех специалистов . Благодаря этому приемы получаются более информативными, а эффект от назначенной терапии наступает быстрее.
Обсессивный невроз хорошо поддается лечению на ранних стадиях, особенно в дошкольном возрасте.
Что же касается синдрома Туретта, то даже при наличии генетической предрасположенности этот синдром может и «замолчать». Ведь до момента дебюта синдрома Туретта ребенок живет с тем же генетическим набором, но никаких тиков и вокализмов нет. Здесь дело не только в генетической предрасположенности к синдрому Туретта, но и в сопутствующих проблемах и текущем состоянии здоровья ребенка. Работа с провоцирующими факторами (невроз навязчивых состояний, инфекции, сопутствующие воспалительные заболевания, нарушение сна, высокий уровень тревоги и т.д.) обычно приводит к постепенному улучшению, часто до полного прекращения тиков и вокализмов.
Мы широко практикуем метод игровой терапии для лечения навязчивых неврозов у детей
Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка
Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.
Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:
- Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.
- Имеется какая-либо психологическая проблема , повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.
- Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления , хроническом воспалении где-либо ( аденоиды , миндалины ), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы , детском неврозе , скрытой форме эпилепсии . Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения . В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.
Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера . Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии. Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.
Тест на гиперактивность
Дефицит активного внимания:
1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;
2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;
3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;
4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;
5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;
6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;
7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;
6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются.
Двигательная расторможенность:
1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);
2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться
4. Любит много и безудержно говорить.
Импульсивность:
1.Слабый контроль своего поведения;
2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;
3.Плохо сосредоточивает внимание;
4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;
5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;
6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;
7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;
8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта.
Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.
С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?
Если мы говорим о гиперактивном, возбудимом и неусидчивом ребенке, то все начинается с детального выяснения причины того, что заставило нервную систему ребенка пребывать в состоянии возбуждения столь продолжительное время. Чаще всего в таких случаях, мы рекомендуем начать с приема детского врача невролога и/или детского психиатра, так же предлагаем получить совместный прием этих двух экспертов. Так удается легче и быстрее определить причину повышенной возбудимости, избежать ненужного во многих случаях лечения или подобрать именно то лечение, которое нужно Вашему ребенку. По результатам первичного осмотра, мы можем рекомендовать дополнительные лабораторные и инструментальные исследования. Так же мы можем сэкономить Вам время и выслать бланк лабораторных обследований к первичному приему на адрес электронной почты, для этого можно заполнить форму «задать вопрос врачу»
Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?
В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины).
Симптомы и причины. Закатывание глаз вверх – нормальное явление для новорожденного ребенка до месячного возраста. Особенно перед сном, во время пограничного состояния между сном и бодрствованием. Но если ребенок закатывает глаза вниз, стоит обратить на это внимание и обратится к детскому неврологу. Это явление может происходить по многим причинам. Самая распространенная причина закатывания глаз у новорожденных – повышенное внутричерепное давление . Причиной также могут быть нервные тики и синдром Туретта , невроз навязчивых состояний, т.е. разрядка повышенного нервного напряжения ребенка посредством каких-либо повторяющихся действий.
Один из распространенных тиков как раз связан с закатыванием глаз, подергиванием глазами или в кратковременном взгляде в одном и том же определенном направлении. Так же закатыванием глаз может проявляться эпилепсия . Малые эпилептические приступы – абсансы – часто сопровождаются закатыванием глаз и кратковременным «зависанием», остановкой всех высших психических функций ребенка. Т.е. ребенок останавливается, замолкает, замирает, закатывает глаза, а через некоторое время «включается» и продолжает действовать как ни в чем не бывало. Это и есть проявление эпилептических абсансов. Малый эпилептическим приступ, может перейти в большой. В этом случае ребенок сначала закатывает глаза, затем подергивает одной или несколькими мышцами, а вслед за этим происходит развернутый судорожный приступ – это уже более тяжелое проявление эпилепсии.
Возможны и другие варианты.
Например, у ребенка может быть боль в области глаз , глазных яблок при различных заболеваниях, связанных с носоглоткой и ушами ( аденоиды , воспаление пазух носа , миндалин , или воспаления ушей ), когда возникает боль в области лицевого черепа и мягких тканей лица, глотки.
К кому обращаться с закатыванием глаз ребенком?
В случае подобных симптомов необходимо показать ребенка детскому неврологу и окулисту , а так же оториноларингологу , если есть какие-то специфические проблемы. Но для начала все же советуем консультации детского невролога .
Повышенная тревожность у ребенка
Основная причина тревоги у ребенка – это постоянное нахождение нервной системы в защитной адаптационной реакции на внешние ситуации и обстоятельства, которые ребенок почему-то оценивает как опасные (стрессорная реакция). Ребенок может их не осознавать, так как растет в них с самого рождения, и он к ним привык, но подсознательно чувствует себя при этом неспокойно и небезопасно.
Обычные симптомы повышенной тревожности у ребенка:
- Тревожность у ребенка часто проявляется чрезмерной привязанностью к маме, так как для ребенка именно она является природным источником спокойствия.
- Повышенная тревожность может сопровождаться возбудимостью и гиперактивностью , либо, наоборот, истощением нервной системы, подавленностью и апатией ребенка . Бесконечно поддерживать тревогу и возбуждение головной мозг не может и быстро истощается.
- Очень часто чрезмерная тревожность сопровождается депрессией иммунитета (вторичной иммунной недостаточностью на фоне стресса) и частыми заболеваниями. Например, ребенок сильно подвержен простудным заболеваниям, приносит из детского сада все инфекции, которые там появляются, долго находится дома на лечении.
- Практически обязательным и, наиболее частым проявлением повышенной тревожности, является нарушение сна, ребенок плохо засыпает, часто просыпается. Либо спит на первый взгляд достаточно и много, но не высыпается и встает с утра с плохим настроением.
- Страхи (придумывает и наделяет безопасные вещи опасными свойствами) .
В первую очередь, необходимо понять в какой из областей лежат причины проблемы. В психологической, либо в медицинской .
- Повышенная тревожность как психологическая проблема.
- Тревога у ребенка на фоне медицинских проблем. Это могут быть давно перенесенные повреждения мозга при родах , гипоксия, асфиксия или родовая травма, после чего мозг начинает сам генерировать тревогу в ответ на внешние обстоятельства. Это может быть повышенное внутричерепное давление , в более сложных ситуациях причинами могут быть аутистические расстройства , детские психозы или даже шизофрения . И чтобы помочь ребенку максимально эффективно, нужно точно определить природу возникновения тревожности.
Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает
В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению.
Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы. К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.
Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.
Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:
- Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
- Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
- Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
- Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
- Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
- Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
- Появляется сонливость, апатия и безразличие к прежде любимым занятиям;
- Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
- Ребенок теряет моторную ловкость, проявляет агрессию , часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
- Ребенок жалуется на усталость и/или боль в ног.
Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.
Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость.
- Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
- Нарушение сна. Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг .
- Наличиеповышенного внутричерепного давления , когда мозг испытывает давление излишним количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
- Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции ( аденоиды , хронический тонзиллит ), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.
Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок
В большинстве случаев эти симптомы полностью проходят при своевременном установлении диагноза и проведенном лечении, особенно, если лечение будет начато в первые полгода жизни ребенка.
Когда у новорожденного ребенка дрожит подбородок – это практически всегда говорит о повышенном возбуждении нервной системы. Если подбородок дрожит часто или постоянно – значит, возбуждение в центральной нервной системе ребенка существенно доминирует над торможением. А это, в свою очередь, может говорить о перенесенном повреждении мозга : внутриутробной инфекции, внутриутробной и/или родовой гипоксии, родовой травме, повышении внутричерепного давления и др. При этом подбородок у ребенка трясется во время плача или спонтанно. Также могут проявляться и другие неврологические симптомы. Часто наблюдается повышение мышечного тонуса, у малыша не формируются правильные рефлексы, присущие новорожденным: хоботковый рефлекс, ладонно-подбородочный, ладонно-ротовой, опорный рефлексы. А также возможны другие неврологические знаки, говорящие о том, что нервная система была чем-то повреждена. В более серьезных случаях возможно нарушение раннего развития.
С чего начать и к кому обращаться? Если у ребенка часто возникает дрожание подбородка, в первую очередь, ему стоит получить очную консультацию детского невролога. Врач осмотрит малыша и, при необходимости, назначит УЗИ головного мозга, УЗИ мозговых сосудов , чтобы посмотреть на ситуацию с внутричерепным давлением и мозговым кровообращением. В случае подозрений на предмет эпилепсии целесообразно проведение энцефалографии (ЭЭГ) . Как правило, наиболее актуальный возраст для исследований и определений причин этой проблемы – до полугода, так как большинство последствий внутриутробных и родовых повреждений нервной системы хорошо восстанавливаются в течение первых 6-12 месяцев жизни (так называемое «терапевтическое окно»). Именно в этот момент следует приложить максимум усилий, чтобы поврежденные функции полностью восстановились и продолжали свое развитие в нормальном режиме.
Ребенок плохо спит ночью, ребенок скрипит зубами (бруксизм): поведенческая особенность или болезнь?
Ежедневное получение полноценного ночного и дневного сна – очень важное условие для развития психических функций ребенка дошкольного возраста. Если Ваш ребенок стал плохо засыпать и часто просыпаться, стоит отнестись к этому максимально внимательно. Мы занимаемся восстановлением нормального сна у детей. Коррекция или лечение зависит от причин возникновения затруднений со сном, и определяются на консультации, либо после назначенного обследования, если оно понадобится.
Сколько должен спать ребенок
Возраст ребенка | Продолжительность дневного сна | Продолжительность ночного сна |
От 1 до 2 месяцев | около 9 часов | около 18 часов |
От 3 до 4 месяцев | около 8-6 часов | около 16 часов |
От 7 до 9 месяцев | около 4 часов | около 13 часов |
От 10 до 12 месяцев | около 3 часов | около 13 часов |
От 1-го до 1,5 лет | около 3 часов | около 12 часов |
От 1,5 до 2 лет | около 2,5 часов | около 10-11 часов |
От 2 до 3 лет | около 2,5 – 2 часов | около 10-11 часов |
От 3 до 7 лет | около 1,5 часов, по желанию | около 10 часов |
После 7 лет | Дневной сон не обязателен | не менее 8-9 часов |
Режим сна . Нормальный сон ребенка должен протекать без перерывов, без эпизодов возбуждения, связанного с криком или плачем во сне. Нормальная продолжительность засыпания порядка получаса, если оно длится более 30 минут, стоит обратить на это внимание и узнать причину. Для ребенка является нормой ранний подъем в выходные по режиму, принятому в будни. Желательно, чтобы биоритм жизни ребенка совпадал с биоритмом географического временного пояса, в котором он живет. В природе предусмотрено так, что когда на улице темно, человек спит, а с рассветом он просыпается, этот же ритм соответствует и детскому режиму. Для ребенка дошкольника отбой должен быть не позже, чем в 22.00. У школьников не всегда бывает возможным соблюдать такой режим, ибо нагрузка, получаемая в школе, возрастает непропорционально физиологическим возможностям детей. Но все же для гармоничного роста и развития ребенка необходимо стремиться к соблюдению режима и наличие сна не менее 8-9 часов. Для ребенка до 10 лет продолжительность сна 9-10 часов – абсолютно нормальна и полезна.
Многие дети в приближении школьного возраста отказываются спать днем, это не всегда является нарушением режима сна, у некоторых детей при полноценном ночном сне потребность в дневном сне отпадает. При условии, что отсутствие дневного сна не влечет за собой изменение самочувствия ребенка в худшую сторону. Нужно учитывать еще один аспект, что детям до 4х лет дневной сон жизненно необходим, так как в этот период жизни активно идет построение нейронной структуры головного мозга и хороший сон способствует наиболее эффективной работе мозга в будущем.
Сон состоит из нескольких стадий (делится на фазы). Полноценный отдых, восстановление нервной системы, активная работа обмена веществ, иммунитета происходят, в основном, в третьей-четвертой фазах сна. Эти фазы достигаются только в ночном сне, при условии своевременного засыпания, достаточной продолжительности и глубины сна, отсутствии ночных пробуждений.
Ситуация, когда ребенок не спит ночью или трудно и подолгу засыпает, часто встает, просит попить или поесть, придумывает себе разные занятия, лишь бы не спать, может возникать по множеству причин. Основные причины :
- повышенное внутричерепное давление (ВНД) ;
- повышенный уровень тревожности ;
- стрессовая ситуация или чрезмерное нервное напряжение в ответ на что-либо;
- невроз ;
- чрезмерная загруженность ребенка в школе;
- повышенная судорожная готовность коры головного мозга (регистрируется на ЭЭГ);
- боль в животе или другой области, тела, кожный зуд, глисты.
Поведенческий фактор. Возникает из-за дефицита внимания взрослых, которые весь день работают и поздно приходят домой, не уделяя достаточного время своему ребенку. В результате ребенок долго засыпает, потому что ему хочется восполнить недостаток общения с родителями и ощутить их физическое и эмоциональное присутствия рядом с ним.
Высокий уровень тревожности у ребенка. Когда ребенок не может заснуть, но с трудом уснув, часто просыпается или спит поверхностно, так как стрессорные механизмы нервной системы продолжают работать, включая защитные реакции и не позволяя ребенку заснуть глубоко.
Ребенок кричит во сне, ходит, разговаривает во сне. Лунатизм (сомнамбулизм) – состояние неполного пробуждения. В то время, когда ребенок должен перейти в глубокую стадию сна, идет процесс торможения мозга, но при этом процесс затрагивает не все участки мозга, т.е. часть мозга остается бодрствующей или просыпается среди ночи. В результате ребенок может сесть на кровати, встать, ходить, кричать, выражать эмоции и даже разговаривать, не просыпаясь. Лунатизм у детей обычно довольно хорошо поддается лечению.
Ребенок скрипит зубами во сне . Основной возраст, когда возникает бруксизм – период с 3 до 6 лет. Самый пик проявления приходится на пять лет, когда начинаются прорезываться коренные зубы. Причиной скрипа зубов может стать затрудненное дыхание из-за аденоидов, ушной или зубной боли и заложенности носа, боли в животе и вообще, любого физического дискомфорта.
Отсутствие полноценного сна может повлечь за собой серьезные проблемы для организма ребенка. Таки как расстройство нервной системы, ослабление иммунной системы, нарушение привычного для организма режима работы всех внутренних органов. Необходимо относиться ко сну ребенка максимально внимательно. Восстановить нормальный ночной сон у ребенка – задача, как правило, вполне выполнимая.
В первую очередь мы рекомендуем обращаться с ребенком, который плохо спит :
- Консультацию врача детского невролога. Обычно в ходе консультации выясняется причина нарушения сна и может быть подобрано лечение.
- Если имеются подозрения по поводу хронической ночной боли где-либо, кожного зуда, нарушений носового дыхания – мы предложим помощь врача соответствующего профиля.
С чего начать и к кому обращаться: к врачу или к психологу?
Мы рекомендуем, в первую очередь, получить консультацию у детского невролога или психиатра. Чтобы быстро разобраться в происходящем лучше всего пройти консилиум со всеми специалистами. На консилиуме Вы сразу получаете ответы и рекомендации от нескольких специалистов, которые точно определяют, насколько актуальны психологические расстройства или проблемы, либо это нарушения нервной системы.
Источник