- «Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
- Как развивать самоконтроль
- Как научить ребёнка владеть собой
- Эмоции нужно принимать…
- … различать и выражать словесно…
- … анализировать
- Как ребёнок может помочь себе сам
- Как культура влияет на способы выражения эмоций
- Как помочь ребенку справиться с эмоциями?
- Что такое эмоции, какие они бывают?
- Ребенок и эмоции – 7 советов для родителей
- Игры с эмоциями — это интересно
- Книги про эмоции
- Курсы по управлению эмоциями
- Советы психолога – как помочь детям справляться с эмоциями.
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
С точки зрения биологии, каждый живой организм способен реагировать на раздражители. Для человеческого организма такой реакцией будут эмоции. Ежедневно мы все испытываем самую разную гамму эмоций, некоторые из них мы выражаем словами или действиями, а некоторые сдерживаем, потому что так предписывают традиции нашего общества. Детский психолог Павел Тарунтаев делится рекомендациями, как научить ребёнка владеть собой и разумно проявлять свои чувства.
Как развивать самоконтроль
К 5−6 годам у ребёнка уже начинают формироваться зачатки способности к самоконтролю, а это основа умения управлять собой и своими эмоциями. Развивать его относительно просто: для этого есть игры. Можно использовать настольные игры с правилами. Если ребёнок им не подчиняется, то не сможет выиграть или даже будет исключён из игры.
Прекрасно подойдут и сюжетно-ролевые игры. Когда ребёнок делает то, что предписано игрой, например, изображает часового, который не должен двигаться, он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, ему хочется веселиться, а надо стоять молча; с другой, он справляется со своей ролью, а это приносит чувство глубокого удовлетворения. Так, играя, ребёнок учится самоконтролю.
Есть и специальные игры, формирующие произвольность у детей, например «Светофор»: у ведущего есть три цветные таблички. Когда он показывает зелёную, можно прыгать и кричать, жёлтую — нужно превратиться в мышку, красную — замереть. Если бы у современных детей было больше сюжетно-ролевых игр, у них было бы меньше проблем с самоконтролем.
Как научить ребёнка владеть собой
Не всегда бурное изъявление чувств ребёнком — это проблема, требующая срочного решения, всё зависит от темперамента. Некоторые дети эмоциональны от природы, и поделать с этим что-то сложно, да и не всегда нужно: такова их нервная система, и это не патология. Вопрос в том, чтобы помочь им лучше управлять собой и избежать серьёзных последствий. Поводом для тревоги служат длительные или слишком яркие негативные состояния (истерики, страхи, резкие перепады настроения) в любом возрасте.
Эмоции нужно принимать…
Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться», «Мальчики не плачут», «Это ерунда, успокойся». Этими высказываниями мы как будто отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. А если их подавлять, то эмоции становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на нервную систему.
Очень важно говорить ребёнку, что он имеет право испытывать самые разные эмоции. Ни в коем случае нельзя называть какие-то чувства неприемлемыми: «Нельзя злиться», «Разве можно так переживать?» Неприемлемой скорее может быть демонстрация каких-то чувств в определённых обстоятельствах. Например, когда мама не купила игрушку, которую хотел ребёнок, он может на неё разозлиться — для него это естественно. А вот ударить её за это он не имеет никакого права.
… различать и выражать словесно…
Помогайте ребёнку выражать свои чувства, причём вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…» Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребёнок будет чувствовать себя словно в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.
Давайте детям возможность выплёскивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребёнок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее. На мой взгляд, проще и действеннее всего дать детям какую-то физическую активность, поиграть с ними на улице, чтобы буря эмоций, которую они переживают, прошла безболезненно и для них, и для окружающих.
Для многих детей отдушиной и возможностью притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Я бы не советовал использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речь идёт о детях 5−6 лет (и даже 14): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.
… анализировать
Ребёнок опечален? Не говорите ему: «Не грусти», ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдёт со временем. С одной стороны, мы показываем ребёнку, что эмоции мы не только испытываем: о них можно и нужно говорить. С другой стороны, мы даём ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя. А ещё — принимать активные шаги для изменения ситуации.
Как ребёнок может помочь себе сам
Лет с 5−6 можно обучать ребёнка определённым способам релаксации, которые позволят ему держать себя в руках в моменты сильных переживаний и не поддаваться эмоциям. Это может быть и дыхательная гимнастика, и самомассаж, и даже игра воображения. Например, если ребёнок очень волнуется перед публичным выступлением, он может вообразить себя королём, а зрителей — подданными, и это поможет ему немного успокоиться.
Каждое эмоциональное состояние нужно признать, осознать его причины и дальше пробовать справиться с ним и сделать из этого какие-то выводы.
Как культура влияет на способы выражения эмоций
Нужно ли по-разному подходить к сдерживанию положительных и отрицательных эмоций? Это скорее культурный вопрос, и в нашем обществе большее внимание уделяется именно негативным проявлениям. В своей практике я не встречал детей, родители которых обозначали бы проблему так: «Он слишком бурно радуется».
Но иногда это может стать проблемой. Например, если школьник чему-то сильно обрадовался прямо на уроке, вряд ли он сможет прыгать и танцевать в классе — так не принято. Тут ему на помощь придут способы самоуспокоения, о которых я уже упоминал: посчитать про себя до десяти, задержать дыхание. В некоторых случаях важно уметь контейнировать эмоцию, то есть выплёскивать её не сразу, а потом, когда пройдёт время, и найти способ её выразить.
От мальчиков требуется больше контролировать себя и меньше выражать чувства, причём любые. Таковы культурные традиции, и сделать с этим что-то довольно трудно. Если пятиклассник заплачет при сверстниках, это, скорее всего, будет воспринято как слабость, повод для шуток и существенно понизит его статус. Но подавлять сильную печаль и гнев тоже нельзя: это приводит к эмоциональным проблемам и более серьёзным последствиям вплоть до нарушений психики. Мальчик должен знать: он имеет право испытывать любые чувства и возможность их выражать — где-то в безопасном месте, например, дома, рядом с доброжелательными родителями, которые всегда его выслушают.
Чуткое отношение к собственным эмоциям и умение ими управлять — очень важные качества, которые не возникают сами по себе. Помогите ребёнку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.
Источник
Как помочь ребенку справиться с эмоциями?
Быть родителем и всё объяснять ребенку – не просто. Многому предстоит научить ребенка, правильно его направить, чтобы он смог найти свой путь в жизни.
Современный мир требует, чтобы ребенок с детства развивал много навыков. Один из них понимание эмоций.
Список необходимых человеку компетенций постоянно меняется, но эмоциональный интеллект, неизменно занимает лидирующие позиции. И несомненно, этот навык стоит развивать в ребенке с детства.
В этой статье мы с вами разберем, что такое эмоции, как помочь ребенку научиться их контролировать и нужно ли это делать.
Что такое эмоции, какие они бывают?
Эмоции – это ответная реакция человека на события, которые происходят вокруг или собственные внутренние переживания.
Они являются неотъемлемой, очень важной частью жизни, помогают сроить отношения с миром вокруг, отвечают за безопасность, и не тольк
Оттенков очень много, но базовые эмоции условно делятся на три категории:
- Положительно окрашенные (позитивные): радость, восхищение, предвкушение и тд;
- Отрицательно окрашенные (негативные): печаль, гнев, страдание, страх, стыд и тд;
- Нейтральные: удивление, любопытство, безразличие и тд.
Речь идёт именно о положительной или отрицательной окраске. Плохих эмоций нет.
Каждая их них необходима человеку, выполняет важную функцию и обеспечивает контакт с окружающим миром.
Радость – помогает выразить своё отличное настроение, поделиться им с миром.
Грусть – даёт возможность остановиться и задуматься, сделать паузу, осмыслить происходящее
Страх – обеспечивает безопасность, не разрешает нам ходить по краю крыши и совершать другие необдуманные поступки
Ярость и гнев – помогают сохранять свои границы и отстаивать их
Это лишь небольшое количество эмоций, на самом деле их гораздо больше и именно они делают наш мир таким интересным, красочным и разнообразным!
Ребенок и эмоции – 7 советов для родителей
- Запомните — плохих эмоций нет
Не запрещайте ребенку испытывать чувства. «Не злись!», «Не бойся!» — послания, которые родителям стоит исключить, воспитывая ребенка. - Помогите разобраться и назвать свои эмоции правильными именами
В момент, когда происходит определенное действие, за которым следует эмоция, лучше поставить «паузу» и обсудить с ребёнком, что сейчас происходит, что он чувствует.
Простой «детский» пример – на улице кто-то берет игрушку вашего малыша без разрешения. Ребенок это видит и выражает свою реакцию – старается отобрать, плачет, кричит. Помогите малышу найти и назвать чувство, которое он испытывает – спросите: «Ты сейчас злишься? Что тебе хочется сделать?»
То же самое и обидами на друзей, плохими оценками в школе и неудачами у детей более старшего возраста – научите делать паузу и понимать, что сейчас произошло.
Первый шаг в умении управлять эмоциями – научиться называть их своими именами. - Научите реагировать правильно
Обсуждайте, как можно поступить, со сложившейся ситуацией. Каждая эмоция должна найти выход. Но, конечно, есть социально неприемлемые варианты. Постарайтесь поговорить так, чтобы ребенок мог подобрать форму реакции, с помощью которой он выразит свои чувства, и при этом не причинит вреда себе или окружающим. - Не жалейте время на общение
Время, проведенное вместе – бесценно. Вы многое узнаете о своем ребенке, сможете размышлять над тем, что мы чувствуем, какие эмоции испытываем и почему. Благодаря таким беседам ребенок научится понимать свои эмоции и что с ним происходит, даже когда вас не будет рядом. Развитие умения понимать эмоции –процесс, который требует времени - Обнимайте и жалейте
Тактильный контакт важен — с его помощью можно успокоить, отвлечь и поддержать свое чадо. - Начните с себя
Говорите о своих эмоциях и о том, что их вызвало. Причём, не только в ситуациях, которые непосредственно касаются вашего чада и отношений с ним, говорите о вашей жизни вообще – работе, друзьях.
Почему ты не пришёл во время!!» «Я сейчас злюсь на тебя, потому что ты не вернулся во-время домой. Я переживала и мне было очень страшно за тебя!» Опять 2. Когда ты начнешь учиться! Мне грустно, что у тебя плохие оценки. Я боюсь, что тебе будет сложно учиться, если ты не разберешь тему. Отстань, сейчас не хочу говорить Я расстроена из-за ситуации на работе, поэтому сейчас мне не хочется говорить
Игры с эмоциями — это интересно
Придумывайте вместе со своим ребенком новые игры, пробуйте старые – это отличный способ разобраться с эмоциями, научиться называть их своими именами.
- Есть прекрасная книга для чтения с ребенком «Поллианна», Элинор Портер. Это книга про девочку и ее игру – находить везде хорошую сторону происходящего. Это история — наглядный пример умения найти положительные стороны в происходящем вокруг и вызвать у себя положительные эмоции. Попробуйте поиграть в эту игру вместе с ребенком.
- Вот ещё интересный вариант — придумайте или возьмите любого персонажа и обратите в «эмоционального всезнайку». Договоритесь с ребенком, что он может к своему персонажу обращаться со своими вопросами – и ответ не заставит себя долго ждать. Конечно, вы понимаете, ребенок сам будет отвечать на все вопросы, но порой проще рассказать о своем состоянии через 3е лицо: зайка говорит, что я сильно разделился!
- Совсем простая и известная, но очень полезная игра – «Эмоциональный крокодил» Играть в нее с ребенком – одно удовольствие. Правила такие: первый участник загадывает эмоцию и изображает её без помощи звуков и слов, то есть только мимикой и жестами. Остальные – угадывают. Попробуйте – это весело и очень полезно!
Книги про эмоции
Именно книги могут нам помочь понять себя, насладиться временем,
А литература, связанная с нашей темой – поможет ребенку с управлением эмоциями.
Книжный обозреватель Евгения Шафферт предлагает свою подборку хороших книг для этой важной цели – развития в ребенке умения понимать свои эмоции. Читая их с родителями, ребенок будет ближе к миру эмоций.
«Как победить страхи»
И. Чеснова,»АСТ»
Страх нередко мешает детям жить спокойно: одни боятся монстров под кроватью, другие выступать у доски. Психолог Ирина Чеснова создала книгу детям 6-10 лет о том, как справиться со страхами. Читая книгу, вы с ребенком узнаете, о том, для чего нужны страхи и какими они бывают — от боязни монстров и призраков до страха перед контрольной — и дает советы, как выйти из этой ситуации. Например, автор рекомендует рисовать страхи и рассказывает, что делать с этими рисунками, знакомит читателей с тематическими сказками, подсказывает, как меньше бояться.
Быть интровертом. История тихой девочки в шумном мире.
Дебби Танг, «Манн, Иванов и Фебер»
Это комикс про эмоциональное состояние интроверта созданный британской художницей Дебби Танг. Эта книга включает в себя десятки маленьких историй, где героиня — ребенок, который любит одиночество и спокойный досуг, пытается приспособиться к шумному миру. Некоторые здесь узнают себя и поймут, что не обязательно стараться преодолеть собственную данную от природы замкнутость с стремится стать душой компании. Экстравертам же эта книга даст возможность понять других людей, которые, может быть казались им странными и не очень вежливыми.
«Мои Эмоции» Агнес Бессон, «Клевер-Медиа-Групп»
Эта книжка сможет научить разговаривать о самых разных чувствах. Двенадцать разворотов книги — двенадцать различных эмоций. Слева представлено эмоциональное состояние (наслаждение, грусть, обида и др.), а справа приведены четыре сюжетные картинки, герои которых испытывают то самое чувство. Так, на развороте, посвященном «интересу», мальчик наблюдает за муравьями, девочка ждет, кто же вылупится из яйца. А на четвертой картинке — задача: определить, что чувствуют герои. А в завершении конечно стоит поговорить с ребенком в прочитанном и подвести итог.
Ты это твой мозг
Дик Свааб, Ян Паул Схюттен, «ИД Ивана Лимбаха»
Это книга об особенностях работы мозга, о которых рассказывается в форме переписки двух подростков с учёным. Они обсуждают многое — парадоксы устройства памяти, особенностей мозга младенца и подростка и даже правонарушителя. Говоря даже о роли гормонов в поведении. Ученый объясняет, что происходит с мозгом курильщика или наркомана, говорит о современных научных теориях о различиях между женским и мужским мозгом. И конечно, о сложном учёный говорит весело и с юмором — Книга адресована читателям от 12 лет и старше. Чтение её с ребенком – одно удовольствие.
«Что делать если делать не хочется» Александра Макеева, Виталий Сонькин, «Клевер-Медиа-Групп»
Каждый подросток встречал ситуации, в которых ничего не хочется делать. В книге говорят о разных неприятных для ребенка ситуациях и подсказывают, как найти лучший выход из положения. Главный их рецепт — поиск разумного компромисса. Они объясняют, что это за стратегия поведения и когда ее можно использовать, как она помогает сохранить хорошие отношения. Например, если тебе совсем не хочется идти в музей с родителями, ты можешь скандалить, а можешь всерьез поинтересоваться, почему взрослым так важно рассматривать картины — и узнать что-то новое. Книга описывает проблемы и удачные или неудачные способы их решения с помощью смешных комиксов.
«Азбука Эмоций», Наталья Кедрова
Книга детского психолога и гештальт -терапевта адресована младшим школьникам и подросткам, которым хочется больше узнать, как устроены их переживания, как понять себя и других людей в робости, горе, обиде или зависти, как переживается уважение или гордость.
Тест снабжен яркими иллюстрациями, а книга будет интересна и взрослым, и детям.
Курсы по управлению эмоциями
Можно играть в игры и читать книги, а ещё – пройти на курсы и с помощью специалиста оказать помощь ребенку в том, чтобы разобраться в сложной и важной теме эмоций.
В центре К.О.Т. есть курсы для самых маленьких — от 6 до 8 лет «Я и чувства», где дети учатся называть эмоции своими именами, понимать эмоциональное состояние другого человека и правильно реагировать на него.
Курсы для школьников «Властелин Эмоций», на которых ребята учатся действительно управлять эмоциями, понимать важность каждого эмоционального состояния и в результате могут выразить себя и понять другого, у них значительно развивается уровень эмоционального интеллекта.
Такие занятия проводятся курсами по 2 часа один раз в неделю, продолжительность курса 5 недель. А для старших ребят есть формат интенсив – 2 дня по 5 часов погружение в работу со своим эмоциями.
Советы психолога – как помочь детям справляться с эмоциями.
- Поддерживайте своего ребенка.
Дайте ему понять своими поступками и действиями, что он вам дорог и важен, несмотря на занятость. Хвалите, но не перехваливаете. Делайте замечание, но не переусердствуйте. - Называйте эмоции своими именами
Эмоция – это даже очень хорошо. Вносите больше осознанности и понимания, разбирайте, откуда взялась та или иная эмоция и что с ней теперь делать. - Постарайтесь научить его делать паузу между эмоциями и действиями.
- Будьте спокойны и старайтесь находиться в гармонии собой
Не кричите, не переносите свои «нехорошие» эмоции на ребенка. Рассказывайте ему о своём эмоциональном состоянии и о том, что его вызывало. Говорите, что собираетесь с этим делать. - Помогайте и разговаривайте
Рассказывайте о себе и о случаях из жизни других людей, слушайте вашего ребенка с старайтесь и услышать то, что важно для него.
Источник