Инфантилизм: есть ли шанс повзрослеть?
Инфантилизм — это отсутствие достаточного для определенного возрастного периода уровня эмоционального и волевого компонента личности. «Инфант» в переводе с латинского – дитя, так называли детей королевской крови до двух лет.
Говоря о таком психологическом феномене, как инфантилизм, мы обычно представляем себе следующую картину: великовозрастный человек, опекаемый матерью и неспособный самостоятельно принимать решения. На самом деле, инфантилизм может проявляться таким образом, что окружающие могут и не заметить его. Незрелость может выглядеть как неспособность договариваться, агрессивная реакция на неудачу, страх сменить работу и построить близкие отношения, сваливание ответственности за свою жизнь и благополучие на других (родителей, врача, руководителя и др.), неумение ставить цели, и, как следствие, движение по течению жизни.
Инфантилизм — это застраивание на определенной детской стадии развития личности, продолжение детства во взрослом возрасте. Это не патология, в отличие от психического инфантилизма, а расстройство эмоционально-волевой сферы. Инфантильный человек остается в детском возрасте на уровне реакций в силу тех или иных причин.
Как это происходит? Ребенок в определенной ситуации ведет себя таким образом, который позволяет ему добиваться желаемого. Например, когда ему хочется новую игрушку, он устраивает истерику в магазине, рыдая и топая ногами. Маме стыдно, она, желая прекратить «концерт», потакает капризам отпрыска и совершает покупку. Это срабатывает раз, другой. Ребенок начинает применять подобные стратегии поведения постоянно. Поведенческий репертуар доводится до автоматизма, становясь сначала навыком, а затем стереотипом поведения, установкой. Все автоматические действия переходят на бессознательный уровень, человек перестает контролировать свое поведение и применяет эти установки даже тогда, когда они не работают, усложняя жизнь окружающим и себе. Например, взрослый мужчина, пытаясь добиться своего, может топать ногами, крушить мебель, стрелять, разбивать машины, драться лишь потому, что у него осталась реакция 5-летнего ребенка, кричащего и топающего ногами в стрессовой ситуации. Другой взрослый выбирает тактику избегания. Обидевшись на всех и вся, он решает: «Все проблемы я решать не могу, для меня это слишком тяжело, поэтому я уйду от мира в монастырь, на необитаемый остров, в болезнь или в запой».
Чем отличается поведение взрослого и ребенка? Действия ребенка до определенного возраста аффективны (эмоциональны), но с течением времени человек начинает использовать более сложные модели поведения — действия становятся волевыми, то есть осознанными.
Человеку свойственно не замечать в себе инфантильные черты. За помощью к психологу часто обращаются «взрослые родители» с жалобами на сорокалетних детей с требованием: «Научите меня, как сделать так, чтобы мой сын наконец повзрослел». К сожалению, это фактически невозможно — инфантилизм передается «по наследству». Прежде всего, родителю необходимо самому избавиться от детских реакций и установок.
Понять и увидеть, какие формы поведения можно назвать инфантильным, под силу не только специалисту-психологу. Сложнее дело обстоит с пониманием причин.
Как всегда, истоки психологических проблем нужно искать в детстве. Инфантильность, как черта характера — это результат неправильного воспитания или неблагоприятных условий в период с 8 до 12 лет. В этом возрасте родителям необходимо научиться делегировать ребенку ответственность за себя и за свои поступки. Потребность в самостоятельности и признании является одной из базовых, она может начать проявляться гораздо раньше, в глубоком детстве. Например, ребенок может в возрасте одного года пробовать есть самостоятельно. Родители часто не замечают этого первого «Я — сам!» Или им удобно не замечать? Легче самой покормить ребенка, чем потом отмывать всю кухню.
Итак, причина первая: родителям так удобно. В этом же прослеживается один из характерных признаков инфантилизма — желание сиюминутного удовольствия, неумения видеть последствия и отдаленные результаты своих поступков.
Причина вторая: жестокое воспитание и сверхтребовательные родители, желающие, чтобы дети поступали так, как они хотят. «Ты должен стать таким, каким я не стал!» В этом случае, вырастают правильные, законопослушные, но не самостоятельные, не реализующие себя люди. Без родителей они не способны сделать ни шагу. Сломалась машина — звоню папе, к гинекологу — с мамой.
Причина третья: безрадостное, тяжелое детство — работа по дому, уход за младшими детьми и пожилыми родственниками. В этом случае, человек, вырастая, желает отдохнуть от непосильных обязанностей и во взрослой жизни добирает то, чего он не дополучил ребенком.
Причина четвертая: родители не доверяют миру в целом и своему ребенку в частности, и, как следствие, чрезмерно его опекают. Мама сама боится жить, ее пугает окружающий мир, поэтому она перестраховывается: «Не ходи гулять, это небезопасно».
Сами же родители реагируют по-детски на тяжелые ситуации (развод, проблемы на работе и пр.) обидами, скандалами, конфликтами и желанием, чтобы кто-то другой о них позаботился.
Причина пятая: недостаток собственной значимости неадекватная самооценка родителей. Таким взрослым свойственно использовать детей как инструмент для удовлетворения своих невротических потребностей в любви, признании и власти. «Ты без меня никто, ничего не сможешь, ни на что не годишься». Такие фразы отбирают у детей веру в себя и желание действовать.
Причина шестая: вседозволенность и попустительство. Ребенок получает все «по щучьему велению, по моему хотению», без всяких усилий с его стороны. В семье нет дисциплины и правил.
Причина седьмая: в семьях алкоголиков и наркоманов могут вырасти безответственные, импульсивные дети, не умеющие элементарных вещей, например заплатить за квартиру. Происходит это потому, что родители не стали примером самостоятельности. Но может и возникнуть и обратная реакция – дети алкоголиков часто рано взрослеют.
Есть еще одна глобальная причина инфантильности индивида — ювенилизация общества. Это ориентация человека на молодежное мировоззрение и поведение. Увлечение социальными сетями, погоня за вечной молодостью, потребительские кредиты, поздние браки, бездетность. Эта тенденция началась еще в прошлом веке. В 1980 году советские исследователи провели нейрофизиологическое обследование взрослого населения Москвы: многие взрослые люди имели детскую или подростковую энцефалограмму. «Страна стала напоминать разросшийся детский сад», — резюмировал по этому поводу сотрудник Российского института культурологии Олег Румянцев.
Прогресс, облегчая человечеству жизнь, ввергает его в пучину инфантилизма. У мужчины нет острой необходимости жениться с целью выжить — есть микроволновка, стиральная машина, фастфуд; женщине необязательно учиться готовить, стирать и шить. Нет потребности выходить замуж — есть центральное отопление (не нужен кто-то, кто будет колоть дрова), есть гипермаркет (не нужен мужчина-охотник).
Какие характеристики присущи инфантильным людям?
Иждивенчество, отсутствие трудовой мотивации. В современном мире есть возможность выживать, не работая. В Финляндии предложили всем жителям выплачивать по 600 евро просто так, но дальновидные люди отказались от подобного эксперимента, предвидя всю его пагубность для цивилизованного общества.
Главенствующая потребность в удовольствии и развлечениях. Работа любого рода вызывает у него скуку, а развлечения рано или поздно надоедают, жизнь теряет смысл.
Утрата цели или ее отсутствие. Инфантильный человек не способен работать на перспективу, ему надо «здесь и сейчас», отдаленные и глобальные цели — не для него.
Безответственность на всех уровнях. Инфантильный индивид не в состоянии отвечать ни за себя, ни за кого-то другого. В его проблемах всегда виноват кто-то другой. Его мироощущение предполагает, что ему все должны, и кто-то более могучий о нем позаботится — родители, правительство, врачи, чиновники, школа, Бог.
Гиперответственность – «Я всемогущий, я сделаю всех счастливыми». Но проблема в том, что поинтересоваться потребностями других, узнать, что для них счастье, инфантилу в голову не приходит, поэтому он с завидной упорностью идет к своей цели, делая несчастными своих самых близких.
Инфантильность – «болезнь» бесполая, она поражает и мужчин, и женщин. Однако в проявлении инфантилизма есть гендерные различия.
Многие мужчины, подсознательно не желая взрослеть, совершают инфантильные поступки: женятся на молодой девушке, оставляя старую жену за бортом, погружаясь в пучину молодости и драйва. Такой мужчина полагает, что чем моложе жена, тем моложе он сам.
Есть и другая категория представителей сильного пола — те, кто вообще не хотят жениться. Им немного за тридцать, у них прекрасная карьера, бурная личная жизнь. В современном обществе таким людей называют кидалтами. Они увлекаются компьютерными играми, дорогими гаджетами, фэнтази, мультфильмами, путешествиями и т.д. Погружение в детские развлечения служит им психологической разрядкой. То есть инфантилизм — это не то, что охватывает всю личность целиком. Часто бывает так, что человек в чем-то инфантилен, а в чем-то — зрел. Например, у успешного мужчины есть жена, дети, бизнес и… куча любовниц. Чаще всего инфантильными бывают отношения с людьми, в профессии человек может быть вполне взрослым, у него может быть прекрасная карьера, высокий пост, но нет навыка построения близких отношений вообще или длительных отношений с одним человеком в частности.
Женский инфантилизм тоже проявляется в нежелании заводить семью или, наоборот, в желании поскорее выйти замуж, желая переложить любую ответственность на плечи мужа. Такие женщины имеют неадекватно высокий уровень притязаний во всем, они — капризные принцессы, все их желания должны исполняться. В муже они видят отца, который должен решать все ее проблемы. «Ты должен меня защищать, а я буду делать то, что хочу». То есть у нее — только права, а у мужа — одни обязанности. Такую модель существования можно назвать паразитической.
Другая категория инфантильных женщин – это те, у кого есть острая потребность все контролировать. Они ведут себя как маленькие девочки, которые боятся, не доверяют миру. Это очень по-детски — представлять себя причиной всего (мама с папой ругаются из-за меня) или видеть себя всемогущей (я могу им помочь, все в этом мире зависит от меня). Она не признает, что у нее проблема и приходит на консультацию с вопросом, что ей делать, чтобы ее близкие стали послушными и удобными для нее. Доминирующая и чрезмерно опекающая жена и мать никогда не получит зрелого, ответственного мужа и сына, а ее дочь, вероятнее всего, вырастет похожей на нее. Часто женщины выходят замуж за очень мягкого мужчину, чтобы было кем помыкать и повышать свою самооценку, унижая и обесценивая своего партнера.
Еще одна форма инфанилизма у женщин – погоня за молодостью. Пластические операции, инъекции, аппаратные процедуры. Прекрасно, когда женщина следит за собой. Но некоторые представительницы слабого пола переходят все грани разумного. Новые губы, носы, грудь, ресницы и брови. В 2015 году в Москве на бьюти-процедуры было потрачено 67 млрд. рублей.
Есть и другой тип инфантильных женщин. Они не ходят к косметологу, носят платок и регулярно посещают церковь, подают нищим, кормят бездомных кошек и собак. Но при всей внешней благодетельности они не дают жить окружающим их близким: ни мужу (часто его уже нет в живых – инфаркт или инсульт), ни детям, ни внукам. Они не хотят ни слушать, ни слышать, манипулируют своими близкими. Если что-то идет не так, как они задумали, хватаются за сердце или жалуются на давление. Это типично детское поведение — уходить в болезнь и использовать ее для того, чтобы безраздельно властвовать. Когда ты болеешь — можно все, а тем более, если в твоей болезни они же (близкие) и виноваты!
Иногда жизнь дает шанс человеку самому избавиться от инфантильных установок и поведения. Путь это лежит через потери: финансов, помощи родителей, отношений, нынешнего места жительства. Одни используют эту возможность повзрослеть, в случае с другими жизненные невзгоды усугубляют инфантильные реакции, заставляя их бежать от реальности (алкоголь, наркотики, суицид).
Часто люди специально ведут себя по-детски, рационально и с выгодой используют свой инфантилизм. «Я не умею, мне никогда не научиться, у меня ничего не получится», на самом деле, это послание звучит так: «Отстаньте от меня поскорее, я даже пробовать не собираюсь. Сделайте все за меня!»
Что же теряет человек, который не желает сознательно или бессознательно расставаться с детством? Детский образ жизни всегда ограничен и такому человеку никогда не будет интересно в этом мире. Ребенком быть проще, всегда есть кто-то, кто все за тебя решит. То есть инфантил всегда ждет помощи, заботы, денег. Режим ожидания позволяет примерить на себя образ жертвы. Может ли жертва быть счастлива?
Ожидание длиною в жизнь – это инфантилизм чистой воды. Пока вы ждете, ваши желания — это фантазии, а жизнь проходит мимо в бесплодных мечтаниях и обидах на несправедливое устройство мира.
Как быть? Чтобы стать взрослым, надо уметь отделиться от своих родителей. Это главное условие взросления. Зрелые отношения с родителями — это уважение, почитание и дистанция.
Инфантилизм связан с «неправильным» воспитанием, значит можно свалить всю вину на родителей. Это и есть инфантильная позиция. Ребенок не отвечает за свое личное развитие, но когда вырастает, ответственность за свою жизнь ложится на его плечи. Зрелый взрослый скажет: «У родителей я научился быть только ребенком, а взрослым — нет, мне пришлось это делать самому, и у меня получилось».
Автор: Савилова Елена Петровна
Редакторы: Елисеева Маргарита Игоревна, Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: инфантилизм, родители, дети, ответственность, самостоятельность, безответственность, зрелость, личность, эмоция, воля
Источник фото: pixabay
Источник
Консультация для родителей «Эмоциональные и поведенческие проблемы ребёнка, как их решать»
Юлия Федосеева
Консультация для родителей «Эмоциональные и поведенческие проблемы ребёнка, как их решать»
Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребёнка. Именно в это время начинается общение со сверстниками, которое играет важную роль в жизни дошкольника, так как является условием формирования общественных качеств личности ребёнка, развитием взаимоотношений. В общении со сверстниками возникают
поведенческие проблемы — такие, как агрессивность, плохая концентрация внимания или низкая самооценка? Повышенная активность, вспыльчивость, истеричность, обидчивость, сложности в налаживании отношений с другими детьми. Как преобразовать проблемы ребёнка в навыки и умения Вы узнаете, ознакомившись с представленной Вашему вниманию консультации.
Агрессивность:
Защитным механизмом на раздражение является злость и агрессия и это естественно, так ребёнок реагирует, когда его обижают, унижают, нарушают личностные границы. Такое поведение пугает родителей.
Как избежать формирования агрессивного поведения.
• Будьте последовательны в воспитании ребёнка и старайтесь реагировать на агрессивное поведение всегда одинаково;
• Старайтесь быть внимательными к нуждам ребёнка, чаще хвалите его за хорошие поступки, награждайте за хорошее поведение (объясняя за что именно);
• Укрепляйте у ребёнка ответственность;
• Создайте условия способствующие осознанию ребёнком, что за плохие поступки и агрессивное поведение необходимо извиняться;
• Учите справедливости, доброте и пониманию, при помощи добрых сказок и личного примера;
• Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребёнка, он должен чувствовать, что его любят и понимают.
Дети – это наше отражение, поэтому положительные изменения возможны, только если вы будите демонстрировать эффективное поведение на личном примере, и последовательны в воспитании.
Если же ребёнок проявляет постоянные формы жестокости и вы не справляетесь с агрессивными проявлениями ребёнка, необходимо обратиться к специалистам.
Низкая самооценка
Самооценка – это, то как человек себя оценивает, при этом постоянно сравнивая себя с другими. На основании этих наблюдений вырабатывается мнение о себе, о своих возможностях, способностях, даётся оценка своим поступкам, человеческих качествах и черте характера. Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Мнение ребёнка о себе складывается из оценок родителей. Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у детей.
• Ребёнок должен иметь свои права и обязанности;
• Приобщайте к реальным делам семьи. Совместно планируйте семейные дела, попросите совета у ребёнка как у равного, и если это далеко не лучший совет, обязательно ему последуйте;
• Приобщайте к выполнению доступных повседневных домашних обязанностей;
• Поощряйте, но не перехваливайте ребёнка, помните, что для формирования адекватной самооценки, как похвала, так и наказание должны быть адекватными;
• Не ограничивайте хорошую инициативу ребёнка, пусть он будет лидером всех начинаний;
• Научите общаться с другими детьми, людьми, но при этом не сравнивайте ребёнка с другими;
• Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы
Повышенная активность.
Не только родители устают от повышенной активности и суетливости ребёнка, но и сами дети страдают. Они быстро утомляются, постоянно льют слёзы, резко реагируют на любую смену обстановки, у них часто меняется настроение. Поэтому ребёнку необходимо помочь, научив его управлять своими эмоциями и активностью
Что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок избавился от «излишков» активности? Создайте ему определённые условия, а также следуйте рекомендациям:
• Соблюдайте чёткий режим дня, оберегайте детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегайте места с повышенным скоплением людей;
• Избегайте конфликтов в семье, не стоит ссориться у ребёнка на глазах;
• Стройте взаимоотношения с ребёнком на понимании и доверии;
• Не забывайте хвалить ребёнка в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца;
• Приучайте ребёнка к пассивным играм (чтению, рисованию, лепке, конструированию);
• Не забывайте дарить положительные эмоции, обнимать и говорить ребёнку, как сильно вы его любите.
Вспыльчивость
Понять, вспыльчивый у вас ребёнок или нет, вы сможете по следующей поведенческой реакции: злость, капризность, плаксивость, легко раздражается. Вспыльчивый ребёнок уделяет больше внимание движением, чем размышлениям. Такие поведенческие реакции начинают проявляться уже в 2 – 2,5 года, и очень важно подсказать, какая его реакция правильная, а какая будет ему вредить.
Как корректировать вспыльчивость ребенка?
• Главное правило – стараться сохранить спокойствие и не заражаться эмоциональностью ребенка. Корректировать вспыльчивость ребёнка необходимо уверенным поведением и объяснениями, как выразить ту или иную эмоцию.
• На старших дошколят и детей младшего школьного возраста хорошо действуют сказки, в которых главный герой, будучи вспыльчивым, в итоге побеждает эту наклонность и ведет себя спокойно и сдержанно. Объясните ребёнку разницу в поведении главного героя.
• Если ребёнок уже вспылил, на него нельзя кричать, урезонить его не удастся, успокаивающие слова не будет действовать. Нужно дать ему успокоиться и тихо, но твердо объяснить, какого поведения от него ждут и почему, при этом важен спокойный эмоциональный тон.
• Приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. Но если он все же случился, нельзя заставлять ребенка замолчать, в одних случаях, нужно просто отвлечь его от источника раздражения, спокойно переключив на другую деятельность, в других, наоборот целесообразнее покинуть его, оставить без внимания. Когда ребенок успокоится, важно узнать у него, почему он так разозлился и возбудился, и предложить ему варианты поведения.
• Если ребёнок зол и раздражителен, предложите ему увлекательные психологические игры, которые дают возможность выплеснуть свои эмоции и успокоиться, такие как: «Нарисуй и порви гнев», «Убить гнев подушкой», «Обзывалки» (но не обидные, а шуточные, «Рвём и мечем» (рвём не нужные старые газеты или журналы, комкаем и бросаем: кто дальше или кто попадёт в корзину)
Истеричность
У маленьких детей небольшой словарный запас, им не хватает слов, чтобы выразить свои нужды, поэтому они «закатываю» истерики чтобы привлечь внимание взрослых. Но чаще такое поведение возникает на запрет взрослых или по причине чрезмерной избалованности, или в результате недостатка социальных навыков.
Как преодолеть проблему
• Если хоть раз отреагируете на истерику ребёнка и выполните его желание в момент истерики «Лишь бы успокоился», вы тем самым закрепите форму поведения вашего ребёнка, который будет и в дальнейшем использовать манипуляционную истерику. Это совсем не означает, что просьбы и чувства ребёнка надо игнорировать. Но важно выработать понимание, кто главный в семье, кто устанавливает правила и твёрдо сказать «Нет»
• Никогда не игнорируйте истинную, неконтролируемую истерику. И не забывайте – необходимо игнорировать состояние, а не самого ребёнка.
• Плач ребёнка и истерики выводят из себя, но очень важно контролировать свои эмоции, будьте спокойными (хотя бы внешне, так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы ребёнок успокоился.
• Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.
Обидчивость
Каждому человеку очень важно чувствовать свою признанность, внимание, свою важность, а ребёнку более всего, особенно со стороны близких ему людей. Если этого не происходит, ребёнок остро переживает ущемлённость своего «Я», свою не признанность, не замеченность, игнорирование или недостаточное внимание со стороны близких ему людей, отказ в чем – то нужном и желанном, неуважительное отношение со стороны других, отсутствие похвалы. Реакцией на такое отношение является обида.
Как помочь ребенку справиться с обидой
• Главное! Нельзя проходить мимо детской обиды, постарайтесь выяснить причину обиды и разработайте тактику корректировки обидчивости ребёнка;
• Вместо того чтобы развернуться и уйти в ответ на обиженный крик малыша, объясните причины своих действий, почему идете в поликлинику, а не на детскую площадку, почему просите съесть на обед суп, и только потом – конфету. Не доводите ситуацию до того чтобы ребёнок замкнулся в себе, это опасный сигнал;
• Принимайте ребёнка таким, какой он есть, уважайте его мнение, ведите с малышом диалог, учитесь договариваться, приходить к компромиссу;
• Уделяйте ребёнку достаточно внимания, укрепляйте эмоциональную сферу, рассказывайте на примерах сказок и мультфильмов как можно реагировать на обиду.
• Помогите ребёнку выйти из состояния обиды, например, сходите в кино, парк, посмотрите мультфильм, после чего обсудите ситуацию, которая привела к обиде, это очень важно и ищите способы её преодоления.
• Обычно у обиды следующий алгоритм: «Обида – Злость – Отмщение». Такой алгоритм очень сложный для социальной адаптации, поэтому очень важно научить ребёнка ломать этот стереотип с помощью повышения его самооценки.
Научите ребёнка одному из важных аспектов: «Прощать и просить прощения» – осмысленно, осознанно (знать за что,
на личном примере или с помощью сказок и мультфильмов.
Не обязательно, чтобы ребенок прощал своего обидчика, важно добиться того, чтобы он перестал копить в себе негативные чувства, от которых будет страдать только он сам. Ведь мир прекрасен, в нем много всего хорошего, поэтому ребенка надо научить видеть лучшее, что есть в этой жизни. Справиться с обидой помогут психологические игры для обидчивых детей, такие как:
«Обзывалочки»
Ход игры: Бросая мяч, ребёнок называет обидные слова, но не самые грубые выражения, а название овощей, фруктов, животных, сказочных героев, бытовых предметов.
Обратите внимание ребёнка на то, что это всего лишь весёлая игра: здесь обижаться не нужно. Эта игра снимает напряжение
Хаотичные движения детей превращаются в организованную игру, самую простую, но полезную, она помогает детям, управлять эмоциями. В результате состояние становится не таким обидчивым.
Ход игры:
Выбирается ведущий — «Кенгуру».
Дети бегают вокруг «Кенгуру» дразнят его, дёргают, строят рожицы. «Кенгуру» пытается догнать обидчиков, кого поймал тот и Кенгуру. Важно, чтобы каждый ребёнок, принимающий участие в игре, побывал «Кенгуру»
Сложности в налаживании отношений
У каждого взрослого есть друзья, маленьким детям тоже очень важно иметь друзей – это возможность вместе, на доступном им языке познать окружающий мир – мир предметов, явлений, игр…Дружеские отношения могут не складываться из – за стеснительности или неуверенности. У вашего ребёнка нет друзей? Конечно, дети должны учиться дружить с раннего возраста и если ребёнок замкнутый и не идёт на контакт, это не может не волновать родителей.
Как преодолеть проблему:
Умение дружить не является врожденным. Научить ребёнка заводить друзей и поддерживать хорошие отношения – одна из задач семейного воспитания.
• Лучшая форма обучения для маленьких детей – это пример родителей. Поэтому, прежде всего, обратите внимание на себя и собственным примером показывайте ребенку, как надо общаться;
• Научите своего ребенка разговаривать: формулировать свои желания и уметь об этом сказать, неважно, кому взрослому или сверстнику, выслушивать другого человека. Ребёнок должен уметь выстраивать свои границы в рамках спокойного диалога. Друзья появляются у тех детей, которые умеют общаться.
• Учите ребёнка тому, что нужно не только привлекать внимание к себе, но и обращать внимание и учитывать интересы окружающих. Например, нужно делиться игрушками, если собеседник вежливо попросил об этом, или если у вашего ребёнка обновка, он может сказать: «А у меня новые кроссовки!», но будет хорошо, если он заметит и чужую: «О, у тебя новое…»;
• Если ребёнок хочет присоединиться к игре, дайте ему совет, что хорошо бы проявить интерес к тому, что делают ребята, и обратиться к ним со словами: «У вас так хорошо получается, можно я буду играть с вами?» Объясните ему, что чтобы завести разговор первым или попроситься в игру, нет ничего страшного и постыдного.
• Учите ребенка знакомиться и заводить друзей. Знакомство – дело не простое, и для того чтобы научить ребёнка общаться со сверстниками нужно буквально подсказать, что именно он должен делать. Например, подсказать фразы, как начать знакомство: «Привет меня зовут… А тебя как зовут? Хочешь конфетку? Я могу угостить» При этом не забудьте обязательно похвалить ребёнка, и сказать: «Я очень горжусь тем, что ты смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным»
• Иногда стоит давать ребенку возможность учиться на своих ошибках и принимать собственные решения, и не критикуйте их, даже если они Вам не очень нравятся. Максимум, что Вы можете себе позволить – это мягко выразить свое мнение о каком-то поступке малыша, оставляя право выбора за ним.
• Ознакомьте ребенка с «правила дружбы» и пусть он их обязательно усвоит: не дразниться, играть честно, не разбалтывать секреты и не стремиться к превосходству над окружающими. Малыш должен понимать, что он такой же, как все — не хуже остальных, но и не лучше.
Помните! Решить эмоциональные и поведенческие проблемы ребёнка можно только с помощью активной и длительной практики, но чем раньше Вы научите малыша коммуникабельности, тем раньше он научится преодолевать жизненные трудности.
Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без компьютера или телефона» Несомненно, компьютер/телефон с выходом в интернет – чрезвычайно полезное достижение человечества. Это и справочник, и энциклопедия, и клуб.
Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без телевизора» В современном мире трудно представить семью без телевизора. Это устройство присутствует в каждом доме без исключения, причём в некоторых.
Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка» Дневной сон необходим для детей дошкольного возраста. Педиатры и детские невропатологи считают, что сон во время тихого часа должен быть.
Консультация для родителей «Как успокоить ребёнка» Многим родителям знакома ситуация, когда, например, ребёнка надо вечером укладывать спать, а он разыгрался, расшалился и никак не хочет.
Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.
Консультация для родителей «О наказании ребёнка» Часто молодые родители жалуются, что ребёнок их не слушается. И это становится настоящей проблемой. Как же добиться послушания ребёнка и.
Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.
Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.
Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися.
Режим дня ребёнка. Консультация для родителей Большое значение для здоровья и физического развития ребенка дошкольного возраста имеет режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный.
Источник