Ребенок не чувствует под ногам

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

Читайте также:  Какими бывают чувства прилагательные

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Источник

Онемение ног

Когда человек ощущает онемение ног, это означает, что поражена чувствительная часть периферического нерва. Теряется не только чувствительность, может присоединиться жжение и покалывание, стягивание, «ватность», мурашки, похолодание, иногда нарушается точность движений и возникает ощущение неуверенности при ходьбе и головокружение. Нервы нижней конечности многочисленны, начинаются в спинном мозге, разветвляются по своему ходу на множество веточек. Ноги получают нервные импульсы посредством как крупных (бедренный, седалищный, большеберцовый), так и малых нервов. Центральным анализатором чувствительности являются структуры головного мозга.

Нервы нижней конечности могут непосредственно получать механические повреждения (например, костными выростами позвонков, так называемыми остеофитами, «окостеневшими» связками, грыжей межпозвонкового диска), а также повреждаться в результате воспалительного процесса или метаболических (обменных) нарушений. Найти причину помогут врачи ЦЭЛТ, имеющие в своем распоряжении современное диагностическое оборудование.

  • Первичная консультация — 3 500
  • Повторная консультация — 2 300

Записаться на прием

Всегда ли нужно обращаться к врачу?

Беспокоиться не стоит только в том случае, когда онемение левой или правой ноги возникает однократно после неудобной позы (то, что в народе называют «отсидел»). Вскоре после восстановления физиологически нормальной позы должно пройти и онемение. К другим безобидным причинам относят:

  • Переохлаждение — человеческий организм реагирует на холод, начиная с нижних конечностей, поэтому их лучше всего держать в тепле;
  • Ношение неправильно подобранной обуви, слишком тесной или узкой — может привести к онемению пальцев ног;
  • Вынашивание плода — симптом возникает вследствие роста объёма жидкости в организме женщины;
  • Малоподвижный образ жизни и частое сидение — приводит к онемению стоп ног и ног ниже колена.

Во всех остальных случаях, особенно когда онемение регулярно повторяется, обязательно нужно искать причину. Скорее всего, в организме происходит какой-то патологический процесс, а учитывая крайнюю «хрупкость» нервных волокон и сложность их регенерации, затягивание диагностики может приводить к необратимым последствиям. Особенно должны насторожить должны такие моменты:

  • нет никаких явных причин для онемения, но оно часто повторяется;
  • присоединяются проблемы с координацией, нога «цепляется» или «запинается»;
  • затрудняется ходьба;
  • трудно или невозможно различить теплое и холодное;
  • беспокоит слабость или головокружение;
  • нарушилось мочеиспускание.

Эти симптомы могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в нервной системе, то есть могут быть признаками инсульта. Или могут свидетельствовать об остром поражении нервной системы какой-то другой этиологии. При таких нарушениях важно время оказания медицинской помощи. Например, если удается восстановить кровоток в мозге в течение первых трех часов, то никаких последствий в виде парезов или параличей, нарушения речи может и не быть. Современные медицинские технологии, используемые в ЦЭЛТ, позволяют помогать тем, у кого еще вчера не было шансов.

Этиология

Чаще всего причины онемения ног заключаются в наличии патологических процессов в позвоночнике — однако, это далеко не всё. Этиология этого симптома может заключаться в следующем:

  • артриты;
  • патологические состояния системного характера;
  • рассеянный склероз;
  • нарушения тока крови.

Более точно установить причину поможет область, в которой локализуется ощущение онемения.

Область онемения Заболевания, для которых характерен этот симптом
Бёдра/бедро
  • Межпозвонковая грыжа поясничного отдела позвоночника;
  • Грыжа позвоночника небольшого размера на фоне остеохондроза;
  • Спинальный стеноз;
  • Воспаление седалищного нерва;
  • Радикулит.
Выше колен
  • Дефицит витаминов;
  • Лишний вес;
  • Слишком интенсивные нагрузки голеностопа;
  • Некроз головки бедра.
Икры ног
  • Тромбофлебит;
  • Варикозное заболевание;
  • Недостаток в организме калия, натрия, магния;
  • Сбои в работе центральной нервной системы;
  • Малоподвижный образ жизни.
Ниже колен
  • Межпозвоночная грыжа;
  • Ревматический артрит;
  • Сбои в работе периферической нервной систем нижних конечностей;
  • Синдром Рейно.
Стопа/стопы
  • Межпозвоночная грыжа;
  • Образование и рост новообразования;
  • Сбои кровоснабжения мозга головы;
  • Спондилёз;
  • Сахарный диабет;
  • Синдром Рейно.
Онемение левой ноги
  • Компрессия нервных корешков в области паха;
  • Остеохондроз;
  • Рассеянный склероз;
  • Мигрень;
  • Ревматоидный артрит;
  • Новообразование злокачественной природы;
  • Сахарный диабет;
  • Дефицит витаминов группы D.
Онемение правой ноги
  • Тромбоз;
  • Варикоз;
  • Посттравматическое стрессовое расстройство;
  • Остеохондроз поясничного отдела;
  • Люмбоишиалгия.

Клинические проявления

При патологических состояниях онемение ног — симптом, который всегда сопровождается рядом других. В зависимости от этиологии они могут быть разными, но общая картина приблизительно такова:

  • Ощущение тяжести в нижних конечностях;
  • Нарушения походки;
  • Неспособность отличить холодное от горячего;
  • Быстрая утомляемость, постоянная слабость и разбитость;
  • Покалывание и «мурашки»;
  • Судороги и повышенная болезненность по ночам;
  • Неожиданное и резкое появление болей в груди и позвоночнике;
  • Зуд и жжение кожи, иногда её синюшность;
  • Сильные головные боли и головокружения.

Диагностика

Использование современных инструментальных методов диагностики дает возможность установить причину достаточно быстро. В арсенале врачей такие методы:

  • рентгенография — выявляет костные деформации, кальцификаты и другие плотные образования;
  • КТ — позволяет исследовать кости и вещество головного и спинного мозга, другие мягкие ткани;
  • МРТ — обнаруживает дефекты практически всех структур, сосудистый режим дает объективную картину кровотока;
  • электронейромиография (ЭНМГ нижних конечностей) — выявляет дефекты нервно-мышечной передачи;
  • УЗИ или сонография обнаруживает кисты, опухоли и другие образования, позволяет оценить строение сосудов;
  • общеклинические и биохимические анализы крови.

Источник

Первые признаки аутизма

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/ чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

  • Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

Источник

Читайте также:  Тип мужчины по эмоциональный
Оцените статью