Ребенок может не учиться если у него депрессия

Чем опасна подростковая депрессия и как её предотвратить

Депрессия – это опасное психологическое заболевание, которое может возникнуть у ребенка в период взросления. В этот момент очень важно заметить первые признаки: если вовремя не начать лечение, заболевание может перерасти в хроническую форму и проявиться уже во взрослом возрасте с более тяжёлыми последствиями. Почему родителям стоит внимательнее относиться к психологическому состоянию ребёнка и как предотвратить подростковую депрессию, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала психолог и консультативный член Профессиональной психотерапевтической лиги Елена Павлова.

– По каким признакам можно понять, что у ребёнка депрессия?

– Первый признак проявления депрессии у подростков – вялость, апатия, отказ от каких-либо развлечений и снижение успеваемости в школе. Часто в ответ на потерю интереса у ребёнка к школе родители начинают на него давить и критиковать, пытаясь заставить учиться. Это неверно, так как здесь нужно попытаться выяснить причину, почему так происходит. Бывает и обратный эффект: некоторые дети используют учёбу как способ «бегства» от себя и своих проблем, наоборот повышается успеваемость, и родители не берут это во внимание, радуясь успехам ребёнка.

При возникновении каких-либо проблем человек всегда начинает вести себя не так как раньше. Соответственно, при депрессии, например, хочется лежать целыми днями, ничего не делать. Взрослые трактуют это как признак расслабленности и начинают ругаться. Также одним из признаков депрессии является бессонница, у подростков она чаще всего принимает определённые формы: ребёнок не спит, всю ночь проводит за компьютером или в смартфоне. Такой сбитый режим воспринимается родителями как саботаж.

Следующий признак – нарушение аппетита и пищевых привычек. На это стоит тоже обращать внимание. Еще один маркер – потеря интереса к привычным занятиям, к общению со сверстниками. И, конечно, самые незаметные симптомы, которые чувствует только сам ребёнок, – это депрессивные мысли, ощущение тоски, постоянное состояние тревоги и страха, негативное восприятие себя и окружающих. Родители это могут заметить только тогда, когда подросток начинает задавать какие-то непривычные для него вопросы, например, о жизни и смерти. Здесь не нужно отмахиваться и называть это «ерундой», нужно попытаться узнать, почему ребёнок заинтересовался этой темой, почему у него возникли такие мысли и с чем они связаны.

– Почему подростки заболевают депрессией? Какие дети в группе риска?

– По статистике ВОЗ, в России около 11% юношей и девушек в возрасте до 18 лет страдают депрессией. То есть это каждый десятый подросток, однако в статистику входят только те случаи, которые были зарегистрированы, соответственно, эта цифра может быть гораздо больше. К сожалению, чаще всего депрессия в период пубертата остается без внимания окружающих: очевидные для специалистов симптомы родители зачастую игнорируют, либо принимают их за капризы или возрастные изменения характера, поэтому единственное, к чему они прибегают для борьбы с таким состоянием подростка – нравоучения или даже наказания.

Кризисы в подростковый период неизбежны, так как в организме детей происходят физические изменения и гормональный взрыв, что рождает эмоциональную нестабильность. В этот период ребёнок начинает переоценивать жизненные установки, меняется его характер и способы социального взаимодействия с окружающими. На этом этапе родителям ни в коем случае нельзя проявлять давление, подростка нужно поддержать, проявить любовь и понимание. Ведь помимо внутренних процессов, которые его волнуют, извне также усиливается давление: от учителей в школе, со стороны друзей; первый опыт взаимоотношений с противоположным полом. Дополнением ко всему может стать неуверенность в себе. Все эти факторы могут ввести ребёнка в состояние депрессии, если он не будет чувствовать поддержку со стороны семьи.

Кроме того, заболевание депрессией может быть и наследственным. Но чаще причиной становится среда, в которой находится подросток: какие у него взаимоотношения с родителями, насколько его принимают и любят, насколько он комфортно себя чувствует в семье, насколько успешен в той или иной деятельности.

– Современная молодёжь чаще страдает от депрессии, чем прошлые поколения. Верно ли это? Почему сложилась такая тенденция?

– Современные подростки страдают от депрессии гораздо чаще, чем их предшественники. Это обусловлено тем, что сейчас на детей направлен неограниченный поток информации, они получают её из огромного количества источников, и далеко не всегда она положительная. Подростки в период взросления очень мнительные, и часто готовы верить всему, что пишут и говорят в социальных сетях. Кроме того, подростковая неуверенность в себе рождает желание сравнивать свою жизнь с той «красивой» жизнью, которую диктуют соцсети. Дополнением является постоянное общение в интернете, которое заставляет детей чувствовать себя одинокими в реальной жизни. Именно поэтому современная молодёжь больше подвержена развитию тяжёлых психологических состояний. И родителям нужно учить ребенка взаимодействовать с миром с самого детства, стараться выстраивать с ним доверительные взаимоотношения, чтобы он не боялся рассказать маме и папе о своих проблемах и переживаниях.

Читайте также:  Рекомендации людям с эмоциональным выгоранием

– Как помочь подростку избавиться от депрессии? Какие последствия могут быть, если вовремя не начать терапию?

– Подростку в депрессии изначально хуже, чем взрослому, потому что он еще не выработал привычных способов защиты своей психики и не в состоянии игнорировать происходящее с ним, у него еще отсутствуют навыки эмоциональной саморегуляции. Очень часто подростки ощущают стыд и вину за своё состояние, это может проявляться через агрессию. Им больно, но стыдно плакать и жаловаться, и они выражают это, как умеют. Поэтому чаще всего агрессивный подросток – несчастный подросток. Таким детям нужна в первую очередь помощь, а не воспитание. И если вовремя её не оказать, в пубертатный период, со временем депрессия проявится в более тяжелой форме. Поэтому раннее вмешательство напрямую влияет на течение заболевания в будущем.

– Как убедить подростка посетить психотерапевта или психолога?

– Если родители обнаружили у ребенка симптомы депрессии, не нужно спешить, нужно вести аккуратную работу и начинать с малого. В первую очередь, постараться восстановить утраченное доверие, проявить поддержку, заинтересованность, предложить помощь. В этот момент нужно быть полностью на стороне ребёнка. Если же депрессия уже приняла клиническую форму, то здесь нужно обращаться за помощью к специалистам. И как показывает опыт, самым эффективным средством в борьбе с подростковой депрессией является разговорная практика в сочетании с правильно подобранными препаратами.

Сразу скажу, что родителю лучше всего идти на приём вместе с подростком. Только так психолог сможет хорошо рассмотреть сложившуюся ситуацию. Когда вы озвучиваете ребёнку идею пойти к психологу на консультацию, чтобы убедить его в необходимости такого визита, нужно действовать по определенному алгоритму. Первое – ни в коем случае не занимать позицию «надо», говорить с ребёнком на равных, как со взрослым. Попытаться объяснить ему, что сейчас, возможно, вы друг друга не понимаете, но несмотря ни на что вы любите его и хотите помочь. Второе – донести до подростка, что в разрешении сложившейся ситуации нужен кто-то третий и предложить выбрать специалиста вместе. Третье – родитель может попробовать сказать, что он сам хочет пойти к психологу, чтобы разобраться в сложившихся проблемах между им и ребёнком, однако объяснить, что, если он пойдет один, у психолога не будет возможности услышать две точки зрения.

Если в итоге эти способы не помогли убедить подростка, можно предложить просто сходить на первый приём и сказать, что, если не понравится, вы больше не будете возвращаться к этой теме. Но ни в коем случае не нужно давить, заставлять, шантажировать, угрожать или давать какие-то чрезмерные обещания. Это табу.

– Какую роль играют соцсети и интернет в формировании депрессивных состояний?

– Как утверждают исследователи Монреальского университета, социальные сети и телепередачи стали причиной снижения самооценки у подростков и как следствие – триггером депрессии. По их мнению, телевидение и социальные сети включают в себя контент, который представляет жизнь других молодых людей в очень позитивном ключе, формирует представление об идеальной жизни. Подростки невольно начинают сравнивать себя с теми, кого видят в социальных сетях, оказываются неудовлетворёнными результатом, и эта неудовлетворённость становится причиной развития депрессивного состояния. Таким образом, чем больше ребёнок проводит времени в социальных сетях, тем выше риск развития у него депрессии.

Источник

Подросток не учится и лежит на диване. Но это не значит, что вы должны кормить его с ложки

Пора ли паниковать, можно ли как-то поднять подростка с дивана и как вести себя родителям, если ребенок не думает о будущем и не хочет учиться, рассказывает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.

– Впереди – 10-й или даже 11-й класс, а подросток лежит, смотрит в потолок и говорит, что ничего не хочет, учиться не хочет, поступать никуда не хочет. Какие могут быть причины?

Читайте также:  Сильное чувство тревоги как избавиться

– Причин может быть много, и с каждой ситуацией надо разбираться отдельно. Подростковый возраст очень нестабильный. Возможно, его накрыла несчастная любовь. Возможно, он с чем-то не справился, заваливает предмет, и ему нужен репетитор.

Если подросток лежит и смотрит в потолок не один день, а неделю и больше, нужно разбираться, выяснять причину.

– Но все-таки какие основные причины того, что «я ничего не хочу» – достаточно распространенное явление среди подростков?

– Если мы говорим про семьи с подростками, живущими в больших городах, и про тех, кто взрослеет у очень внимательных, мотивированных родителей, очень часто подростки ничего не хотят, потому что они просто не успевают захотеть. Мы, боясь что-то упустить в их развитии, предупреждаем их желания. Особенно желания образовательные и те, что связаны с хобби. Он еще толком не успел захотеть, желание еще до конца не вызрело, а мы раз – и реализовали все.

Например, ребенок думает о программировании, задумался о хорошем компьютере, два года ходит на занятия – это одно, а другое – походил неделю, а к воскресенью компьютер купили. Результат может быть для человека не очень ценным из-за того, что на его достижение потребовалось совсем не много времени, а его не перехитришь.

Я не говорю о том, что нужно каждое желание мариновать и тогда хороший результат будет гарантирован. Но не учитывать это тоже нельзя.

Еще один момент заключается в том, что сегодня у подростка очень насыщенная информационная среда – много занятий в школе, много дополнительных занятий. Соответственно, может не возникать желания только потому, что ничего уже не нужно, слишком всего много, до перегруза.

Третье – это то, что взросление происходит в довольно защищенной среде, без экономических и социальных катаклизмов. Поэтому дети часто растут инфантильными. Они не то что не хотят заниматься чем-то, каким-то хобби, они в целом не очень что-то хотят. У них не развита воля, они привыкли, что где можно не напрягаться, лучше не напрягаться.

Они внимательно выбирают, что им подходит, а что не подходит, и очень ориентированы на заботу о себе. Вроде бы звучит плохо. Но в то же время именно эта способность, немного направленная в другую сторону, даст им возможность отказаться от ненужного: это меня не интересует; а вот у меня нет этого драйва; а вот мне это тяжело, у меня это не пойдет. Так что есть шанс, что они все-таки выберут то, что их заинтересует по-настоящему.

Последняя причина, очень важная – зависимость от интернета, от соцсетей есть у гораздо большего количества подростков, чем мы думаем. Человека, который имеет зависимость, сидит все время в компьютере, в телефоне, сосредотачивается в том, виртуальном мире, все остальное интересует гораздо меньше. Это отдельный разговор про природу зависимости и способы работы с ней, но это явление распространено гораздо больше, чем мы думаем.

– Могут ли родители отличить, что ребенок ничего не хочет из-за каких-то проблем в воспитании или из-за того, что у него депрессия?

– Один из признаков депрессии – как раз отсутствие желания. Если ребенок ничего не хочет, при этом у него есть другие признаки депрессии, например вялость, постоянная усталость, обязательно нужно показать его психиатру. Подростковые депрессии, увы – явление распространенное, и причины их роста не установлены. Говорят и про повышенную учебную нагрузку, и про ту же самую зависимость, и про то, что дети мало двигаются. Но факт остается фактом. Так что если подозреваете депрессию – нужно идти к грамотному психиатру. Если вы с этим пойдете к психологу, психолог вам не скажет, есть ли у вас депрессия, это не компетенция психолога, он все равно отправит к психиатру.

Не учится, не работает – запирать ли холодильник

– Я читала в одном из сообществ, что поднять подростка с лежанки и уговорить что-то сделать без скандала требует много сил и эмоций. Это так?

– Я вообще не понимаю про уговорить в этом смысле. Почему требуются уговоры и эмоции? Может быть, был авторитарный стиль воспитания, когда слишком многое решает мама, и то, что подросток лежит на диване – это сопротивление? Надо что-то менять для того, чтобы можно было начать диалог. Если вы водите ребенка за ручку, а ребенку 17 лет, вы, конечно же, можете столкнуться с сопротивлением.

Читайте также:  Психологическая характеристика темпераментов всех типов

У человека после 14-15 лет либо есть своя мотивация что-то делать, либо нет. Если своей мотивации нет, ее в ручном режиме через уговоры запустить нельзя. Это воспитательная ошибка.

Если вы уговариваете подростка идти к репетитору или уговариваете его помочь принести картошку, значит, вы не перешли на следующую ступень отношений, застряли в детстве. Когда он был маленький, его приходилось уговаривать съесть ложку манной каши, теперь вот уговоры продолжаются.

– Бывает, в ответ раздается и грубость…

– Конечно, это оборона. Потому что уговоры – неработающая модель. Вы его уговариваете, как будто он маленький, а он огрызается. Мне кажется, до подростка нужно донести: уговаривать тебя мы не будем, ты можешь нас попросить, чтобы мы тебе оплатили репетитора, но, если ты не поступаешь, мы тебе не оплачиваем обучение на платном. Мы не кормим тебя и не поим, ты просто идешь работать. Это называется выставление границ.

– Сейчас, кстати, стало трендом позволить ребенку после школы «искать себя». Как долго можно позволять это?

– Мне кажется, границы нужно выставлять сразу, воспринимая выросшего ребенка как самостоятельного человека, который должен включить свой двигатель, возможно, совершать свои ошибки. Но если нет четко проставленных границ, ему будет трудно делать выбор.

Современные подростки, выросшие, к счастью, в достаточно стабильном обществе, не понимают, что для простой обычной жизни требуются усилия.

И родителям, и ребенку с самого начала нужно понимать – когда он вырастет, кормить себя он будет сам. То есть, пока ребенок учится, его материально поддерживают; если он не учится, его перестают поддерживать.

– Но если родители это поняли не сразу, ребенок после школы «ищет себя», не учится и не работает, что делать? Не холодильник же на замок запирать…

– На замок не запирать, но выросший ребенок не сможет поехать на долгожданный фестиваль, вы ему не купите новые кроссовки, у него не будет нового девайса, вы не будете оплачивать отдых, развлечения.

Лучше заранее, пока ребенок растет, без эмоций доносить до него эту мысль: «Когда человек взрослеет, он продолжает оставаться ребенком для семьи, но по сути он уже не ребенок. На правах ребенка он остается, пока учится, получает образование. Если это не так, то, значит, ты такой же, как мы, взрослый, тебе нужно будет работать, для того чтобы оплачивать транспорт, интернет». Обычно такие спокойные разговоры, которые ведутся с ребенком, пока он еще растет, очень понятны и доходчивы.

Сегодня многие семьи приходят к тому, что современные изнеженные мальчики должны пойти в армию, и только после этого они приходят в сознание, понимают ценность и важность учебы…

Я знаю, что чем выше материальный уровень семьи, тем чаще бывают трудности с мотивацией. Зачем ребенку готовиться, трудиться, поступать, ведь если он не поступит на бюджет, пойдет на платное? У семьи есть деньги, он привык развлекаться, он получает удовольствие от жизни.

– Подводя итог: нельзя подростка уговорить встать с дивана и начать что-то делать? Тогда что нужно делать?

– Это просто не работает. Да, тревоги, переживания родителей понятны. Но если лечить аппендицит капустными листьями, будет ощущение, что мы что-то делаем, но аппендицит от этого не пройдет. Это не тот способ, который помогает. Уговоры, они для дошкольников: для трехлеток, четырехлеток – привлечь внимание, уговорить, замотивировать. С подростками совершенно иначе. Это их жизнь, их сознание, их выборы.

Родителям тоже надо учиться, находить какой-то промежуточный вариант между «делай, что хочешь, ты нам не нужен» и «делай, как мы сказали», договариваться, выставлять границы, но не в острый момент отношений, а заранее, лет с 13-14.

Если ребенок просит, ему можно и нужно помочь найти репетитора. Можно и нужно помочь организовать режим, с которым он не будет выгорать. Но важно, чтобы это была не только ваша инициатива, а прежде всего ребенка, а вы уже подхватываете. Чтобы он думал: «Мне нужно в этот институт, ради этого я готов что-то делать». А не: «Это вы меня определили, а я, так и быть, согласился».

Когда мы применяем к подростку то, что работает с дошкольником, мы сильно ошибаемся и сильно портим отношения. Главное, как я сказала, это ни к чему не ведет. Надо учиться договариваться, как мы делаем это со взрослыми людьми.

Источник

Оцените статью