Ребенок крутит руками во время эмоций

Ребенок крутит руками во время эмоций

Нервный тик представляет собой навязчивые непроизвольные движения, стереотипные и повторяющиеся периодически. С этой проблемой сталкиваются до 10 % детей, причем мальчики в три раза чаще, чем девочки. Тики обычно дебютируют в возрасте 5-7 лет, при этом дети-подростки часто могут подавить их усилием воли, в то время, как дети младшего возраста на это не способны. Как считают педиатры и невропатологи, более 90 % тиков имеют благоприятный прогноз, иначе говоря, могут полностью уйти при должном лечении. Примерно половина всех тиков проходит самостоятельно даже при отсутствии какого-то конкретной терапии, просто с течением времени. Однако 10 % тиков могут стать хроническими, то есть они практически исчезают после лечения, но могут усиливаться и дополняться другими типами тиков после вновь перенесенной стрессовой ситуации. Обычно тики возникают у детей до 11 лет.

Причины, по которым возникают навязчивые неконтролируемые движения, самые различные, во многих из них специалисты до сих пор не разобрались окончательно. Однозначно можно сказать, что более половины нервных тиков у детей являются психогенными, то есть возникают из-за какой-то психологической травмы, о которой родители могут и не знать, да и сам пациент иногда не сразу вспомнит о событии, потрясшем его нервную систему. Чаще всего такими стрессовыми ситуациями является сильный испуг, развод родителей, скандал дома или неловкая ситуация в школе.

Серьезными провокаторами появления тиков являются компьютер и телевизор, словом, любое длительное напряжение зрительного аппарата, которое может вызвать сбой в его работе. Также установлено, что тики возникают у нервозных или гиперактивных детей, которые часто капризничают, обладают избирательным аппетитом и плохо спят, нередко страдают головными болями. Если врач установил, что причина тика — психологическая травма, это в некоторой степени хорошо, так как такие состояния легче всего поддаются относительно безопасному лечению, да и длятся они не долго — от нескольких недель, до нескольких лет.
Иногда такие тики, как покашливание или шмыганье носом возникают у детей, которые часто страдали от респираторных инфекций. Фактически, эти движения просто вошли в привычку.

Неврогенный тик может возникать в том случае, если ребенок часто повторяет типичные движения человека, который является для него непререкаемым авторитетом, стремясь походить на него.

Однако причины тиков могут быть куда более серьезными, чем стресс, и бороться с ними становится труднее. Нередко тики бывают врожденными состояниями. Чаще они наблюдаются, если женщина забеременела и родила уже после 30 лет, страдала анемией, если имела место родовая травма, или ребенок родился недоношенным. Все это влияет на формирование определенных структур головного мозга, которые отвечают за выработку вещества допамина. Функция допамина заключается в концентрации внимания, снижении излишней двигательной активности. При недостатке этого вещества и возникают нервные тики.

Нервный тик может появляться при черепно-мозговых травмах, после менингита или энцефалита, иначе говоря, в результате органических поражений различных структур головного мозга.
Установлена также наследственная предрасположенность к развитию тиков, проще говоря, они могут передаваться по наследству. Этот факт наглядно иллюстрируется целыми семьями, в которых тиками страдали люди многих поколений. Иногда тики могут сопровождать какие-то другие наследственные заболевания, в частности, синдром Туррета, который характеризуется наличием двигательных тиков и одного вокального.

Тики классифицируют по-разному. Так, в зависимости от того, сколько групп мышц вовлечены в процесс непроизвольного сокращения, выделяют локальные тики, то есть сокращается всего одна группа мышц, например, периодически дергается глаз. Бывают генерализованные — распространенные тики, когда в процессе участвуют сразу несколько групп мышц, то есть к подмигиванию добавляется, например, приседание.

Читайте также:  Люди без чувства меры

Если еще одна классификация, которая основывается на том, какие именно мышцы сокращаются в процессе тика. Выделяют мимические тики, при этом сокращаются мышцы лица. Это может выглядеть как подмигивание, ухмылка, подергивание уголка рта, зажмуривание, «раздувание» крыльев носа, гримасничанье. Есть так же вокальные тики, при них ребенок покашливает, сопит, произносит различные звуки или даже целые слова. Это связано с сокращением мышц голосового аппарата. Часто вокальные тики воспринимаются окружающими как признак дурного воспитания, на ребенка оказывается дополнительное давление, и ситуация усугубляется. Наконец, выделяют тики конечностей, при этом дети как бы пожимают плечами, делают жест рукой или хлопок, подергивают ногой, приседают, подпрыгивают и т.п.

По своему составу тики делят на простые и сложные. Простые подразумевают элементарные движения, например, подергивание уголком рта, яркий пример сложного вокального тика — произношение какого-либо целого слова.

Диагностика нервных тиков обычно не составляет особого труда. При этом врач первым делом исключает необходимость консультации у других специалистов, например у инфекциониста или травматолога. То есть устанавливается истинная причина: инфекционный процесс (менингит, энцефалит и т.д.), органические поражения нервной системы (травмы мозга, опухоли, нарушение мозгового кровообращения) и другие. Для этого бывает необходимо сдать общий анализ крови и других биологических жидкостей, сделать рентген или томографию. Также исключается вероятность наследственной болезни. Таким образом, психогенная причина возникновения нервного тика устанавливается методом исключения других, более серьезных причин. В таких случаях подключается уже психолог, выясняя, какая стрессовая ситуация была стартом для развития тика.

Лечение этого состояния, конечно, комплексное, и оно требуется тогда, когда тик очень навязчив и мешает нормальной жизнедеятельности ребенка. Изначально устраняется первопричина, если это была травма — то необходимо максимально убрать ее последствия, если инфекционная болезнь — пройти курс антибактериальной терапии, нарушение мозгового кровообращения лечится другими специальными препаратами. Нервные тики, возникшие по причине психологической травмы, помогает вылечить психолог, путем беседы с пациентом, выяснения стрессовой ситуации и обучению как с ней справиться. Иногда необходимо назначение седативных — успокоительных средств, из них применяются новопассит, флуоксетин, фенибут, также используются метоклопрамид и галоперидол.

Тем не менее, лечение тиков, связанных со стрессом, часто бывает успешным и без серьезных лекарств. Важно не подвергать ребенка повторным переживаниям, уделять ему больше внимания. Следите за тем, чтобы малыш отдыхал, ограничьте просмотр телевизора и времяпрепровождение за компьютером. Если проблема ребенка — это такой мимический тик, как подмигивание, проводите с ним гимнастику для глаз, проверьте, качественно ли освещение за его рабочим столом.
Неплохой эффект дает иглоукалывание, точечный массаж, физиотерапия. Эти методы воздействуют на нервную систему благотворно.

Если ребенок плохо засыпает или часто нервничает, поможет и фитотерапия. Дайте малышу перед сном ромашковый чай, отвар мяты или пустырника с несколькими каплями пчелиного меда — это прекрасные натуральные успокоительные средства. Возможно, плохой сон связан с неудобным спальным местом, страхом темноты или одиночества.

Иногда от нервного тика можно избавиться, создавая некое встречное более сильное раздражение. Необходимо сконцентрировать внимание ребенка на чем-либо другом. В этом хорошо помогают подвижные игры, полное расслабление, головоломки и ребусы. Также можно сознательно подвергать сокращению те мышцы, которые сокращаются непроизвольно. Например, в тот момент, когда у ребенка дергается глаз или рука, попросите его специально зажмуриться или сделать рукой какое-то другое движение. Встречный, более сильный сознательно созданный импульс станет преградой для возникшего произвольно. Однако не зацикливайте внимание ребенка на наличии тика, это может привести к дополнительной невротизации.

Читайте также:  Чувство когда падаешь вниз

— Вернуться в оглавление раздела «Неврология.»

Источник

Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Читайте также:  С новым годом поздравляю счастья радости желаю you

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.

В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.

Источник

Оцените статью