Ребенок дошкольник его социально эмоциональное развитие

«Социально — эмоциональное развитие дошкольников»
статья

Статья знакомит с тем, как важно развивать социально — эмоциональную сферу дошкольников.И раскрывает понятие: тренинг как активный метод воспитания и обучения.

Скачать:

Вложение Размер
«Социально — эмоциональное развитие дошкольников» 47 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО — ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тодораш Л.А. МАДОУ «ДС №250 г. Челябинска»

Аннотация: статья знакомит с тем, как важно развивать социально — эмоциональную сферу дошкольников. И раскрывает понятие: тренинг как активный метод воспитания и обучения.

Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным. Вырастет ли он целенаправленным, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая, т. к. каждый новый период развития связан с перестройкой межфункциональных связей, видов деятельности, типов общения.

Эмоциональное благополучие человека- его уверенность в себе, жизненные успехи — во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.

Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые преобразования, симпатии, антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства как любовь, ненависть. Именно поэтому эмоциональное развитие является важнейшей основой нравственного воспитания.

Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то наши дети вырастут добрыми, правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям.

Основным приоритетом в настоящее время выступает личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Сегодня обществу требуются творческие личности, способные принимать решения и отвечать за них, планировать и прогнозировать, моделировать и создавать.

Программа социально – эмоционального развития » Я, ТЫ, МЫ» Князевой О.Л., направлена на становление базовых свойств личности ребенка, самооценки и образа «Я», эмоционально – потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми, что соответствует новым требованиям времени, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное общество с его демократическими тенденциями развития.

Программа состоит из трех основных разделов.

— уверенность в себе

— чувства, желания, взгляды

Кроме того, в программе содержатся два раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического процесса в дошкольном учреждении, и по работе с родителями.

Цель программы — будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.

Мы педагоги творчески подходим к планированию, моделированию своей работы, и поэтому обратили внимание и остановились на данной программе.

Накопленный опыт, дал возможность выработать стратегию по педагогической работе. Содержание программы органично интегрируется в канву содержания основной программы.

Такая интеграция целесообразна, прежде всего, с содержанием занятий по изобразительной деятельности, театральной по ознакомлению с окружающим, экологическому и физическому воспитанию, а так же с игровой деятельностью.

В нашем случае наиболее подходящая модель – включение программы в педагогический процесс, через кружковую деятельность.

Вместе с тем для большей эффективности используем разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры и развлечения, тренинги, отдельные режимные моменты.

Данная программа естественно и органично интегрировалась в целостный педагогический процесс.

Работая по данной программе возможно гибко распределять ее содержание в течение дня. Специально организованные занятия, тренинги проводить в первой половине дня, по подгруппам 10 – 12 человек. Продолжительность занятия соответствует норме возрастной группы. Количество занятий в неделю – одно, в месяц два, или три зависит от количества дней в месяце.

Особая специфика Программы состоит в том, что даже конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. Дети порой требуют дополнительных объяснений, ответов на вопросы. И мы пришли к выводу, что наиболее эффективно воспитательно-образовательное взаимодействие педагога с детьми происходит через активный метод обучения — тренинг.

Тренинг (английский язык . training от train «обучать, воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.

Цель обучения – умение мыслить, размышлять, осмысливать, развивать мыслительную, творческую деятельность.

— тренинг- это своеобразная форма работы, когда при помощи позитивного подкрепления формируются нужные паттерны поведения.

— тренинг- метод создания условий для самораскрытия ребенка и самостоятельного поиска способов решения своих проблем.

— введение в изучаемую проблему.

— постановка изучения задач конкретной ситуации.

— групповая, индивидуальная работа

— обсуждение различных точек зрения.

— оценка результатов анализа.

— выбор наилучшего решения.

— подведение итогов принятия решений

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что специфика проведения тренинга отличается от проведения занятия. Прежде всего, время проведения варьируется, это зависит от количества запланированных упражнений. Но время проведения не должно превышать 20 – 25 минут. Значительна роль личности педагога. Упражнения, используемые им в работе, являются, не более чем инструментом, результат применения которого зависит не, сколько от качества инструмента, сколько от личности педагога. От его творчества, знаний детской психологии, умений зависят процессы самораскрытия и само актуализации детей.

Интенсификация обучения достигается приемами, которыми педагог добивается чувственно – познавательной эго – вовлеченности.

— тренировка поведенческих навыков

Таким образом: специфическими чертами тренинга являются:

— объективная оценка чувств и эмоций участников в отношении себя и друг друга.

— создание атмосферы доверия и творческой свободы.

— развитие и открытие новых качеств личности.

— реализация творческого потенциала и достижения оптимального уровня жизнедеятельности.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Более того, преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и в семье является непременным условием социально – эмоционального развития ребенка.

И поэтому совместное проведение тренингов с родителями и детьми несет позитивный заряд в совместной работе. На наш взгляд эта форма взаимодействия приобретает более открытый и дружеский характер и в результате чего достигается лучшее взаимодействие педагога, родителей, детей.

В связи с возможностью варьировать содержание, формы и методы работы мы включаем в планирование совместную работу с родителями и детьми один раз в месяц. Время проведения вторая половина дня, продолжительность 40 – 50 минут. Количество не превышает 6 – 8 семей.

Таким образом: используя в педагогической деятельности тренинг — методы достигаются более высокие результаты в работе с детским коллективом, по повышению уровня личной, интеллектуальной, социально- психологической готовности детей к школьному обучению многокомпонентному образованию.

Сплав компонентов, которых способствует возникновению нового отношения детей к себе, к окружающей среде, формированию в них начальных умений в области учебной деятельности, формированию таких качеств, благодаря, которым они общаются с другими людьми, с учителем. Включаются в учебный процесс в качестве субъекта деятельности.

Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка

  1. «Концепция дошкольного воспитания.»
  2. «Психогимнастика в детском саду» Алябьева Е.А.
  3. «Психологические игры и тенинги в детском саду» Чернецкая Л.В.
  4. Программа социально — эмоционального развития дошкольников «Я-Ты-Мы» Князева О.Л.
  5. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» Минаева В.М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-эмоциональное развитие:-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;-эффективное общение;-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.

Материал предназначен для воспитателя детского сада,его можно использовать для консультаций для родителей.

Данный проект содержит материал по образовательным областям «Познавательное развитие» и «социально коммуникативное развитие» В проекте представлена система занятий, направленная на развитие и коррекци.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к пр.

В данном материале представлена рабочая программа кружка «Я и мир вокруг». Программа имеет профилактическое направление, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений.

Коррекционно — развивающая программа по формированию социально — эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ. .

Источник

Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Источник

Читайте также:  Что делать когда совсем не чувствуешь запахи
Оцените статью