- От 6 до 12 месяцев: есть контакт!
- 6 месяцев
- 7 месяцев
- 8 месяцев
- 9 месяцев
- 10 месяцев
- 11–12 месяцев
- Что должен уметь ребёнок в возрасте 9 месяцев. Развитие речи и эмоций ребёнка, как происходит общение со взрослым
- Содержание
- Моторные функции
- Позы и перемещения
- Действия с предметами
- Развитие речи ребенка в возрасте 9 месяцев
- Сенсорная речь (понимание чужой речи)
- Моторная речь (говорение самого ребёнка)
- Общение со взрослыми и развитие эмоций у ребенка в возрасте 9 месяцев
- Ведущие линии развития ребёнка в возрасте 9-12 месяцев
- Задержка психического развития
- Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 9 месяцев?
- Развитие ребёнка в 9 месяцев: нормы и рекомендации
- Содержание:
- Физическое развитие
- Отличия мальчиков и девочек
- Физические способности
- Что должен уметь делать ребёнок в 9 месяцев?
- Основные навыки
- Двигательная активность, рефлексы, моторика
- Интеллектуальное развитие
- Психоэмоциональное развитие: эмоции и настроение
- Изменения в восприятии окружающего мира: развитие органов чувств
- Речь и общение
- Игровые навыки
- Социальные навыки
- Режим дня, сон и правила питания
- Уход за малышом в 9 месяцев
- Приучение к горшку
- Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев: мнение Комаровского
- Проблемы развития в 9 месяцев и способы их решения
- Как помочь малышу развиваться: советы родителям
От 6 до 12 месяцев: есть контакт!
У малыша сформировался распорядок дня, он освоил многие навыки и быстро развивается. Постепенно в его жизнь входит игра. С каждым днем ребенок все больше проявляет интерес к окружающему миру.
6 месяцев
На данном этапе все заметнее проявляются эмоциональные предпочтения ребенка. Его пугают резкие и громкие звуки. В незнакомой обстановке или при встрече с новыми людьми он настораживается, может даже заплакать.
7 месяцев
Образы родных в сознании ребенка становятся целостными и постоянными. Малыш с удовольствием общается с близкими людьми, радуясь их появлению каждый раз. При этом ребенок не любит оставаться один, поэтому везде и всегда готов следовать за мамой по пятам. Все, что он чувствует, теперь можно прочитать на его лице — он состроит гримасу отвращения — значит, ему не понравилась новая еда, а может улыбнуться, явно радуясь новой игрушке.
8 месяцев
Помимо удовлетворения простых и естественных потребностей, таких как еда, сон, ощущение тепла, у малыша появляются новые желания. Самые важные из них — желание общаться и узнавать. Постепенно из желаний вырастают предпочтения и вкусы — в еде, игрушках, песенках, книжках, развлечениях.
Также в этом возрасте у ребенка может появиться страх расставания с мамой. Он сильно пугается, когда обнаруживает, что он один. Особенно явно это проявляется после пробуждения. Он всегда хочет видеть рядом маму. Не волнуйтесь, это вполне нормально. Со временем этот страх исчезнет.
9 месяцев
В этом возрасте у крохи появляется целая группа эмоций, которая связана с познанием. У него начинает появляться интерес к окружающему миру. Теперь ему обязательно нужно везде сунуть свой любопытный нос. А если его что-то сильно увлечет — может забыть обо всем на свете. Пусть пока еще на очень непродолжительное время.
Постепенно малыш начинает улавливать связь между тем, что он делает, и тем, как на это реагируют взрослые. Такое открытие — начало сознательного общения ребенка с окружающим его миром.
Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком в этом возрасте устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность.
10 месяцев
Мир эмоций ребенка в этот период с каждым днем становится все богаче. Он радуется при появлении одних людей сильнее, чем других. Не просто интересуется новыми предметами, но сосредотачивается, внимательно рассматривая их. Теперь крохе недостаточно, чтобы его просто кормили или баюкали, он буквально требует внимания к себе и общения со старшими.
11–12 месяцев
Сейчас малыш с удовольствием гуляет, сидя в коляске, рассматривает все вокруг, пытается сделать первые шаги. Уже активнее идет на контакт с незнакомцами, так как любопытство побеждает. С интересом наблюдает за теми, кто ему симпатичен, стараясь копировать их мимику и жесты.
Пытается спровоцировать взрослых на те или иные действия и наблюдает за их реакцией на свое поведение. К каждому члену семьи он относится по-своему, и чтобы чего-то добиться, выбирает к каждому индивидуальному подходу. Малыш уже умеет ревновать или злиться, проявлять любовь к близким людям. Любит, когда его хвалят. О своих чувствах и переживаниях сообщает мимикой, жестами, разнообразными интонацией.
Источник
Что должен уметь ребёнок в возрасте 9 месяцев. Развитие речи и эмоций ребёнка, как происходит общение со взрослым
Содержание
Развитие ребёнка в возрасте 9 месяцев:
Моторные функции
Позы и перемещения
В 9 месяцев наступает один из очень долгожданных моментов – начало ходьбы. Сравнимым по радости для взрослых часто является момент произнесения первого слова 🙂
Итак, в 8-9 месяцев малыш уже может стоять, держась за опору. Конечно, как только он почувствует уверенность в этом новом для себя положении, он начнет двигаться вдоль опоры, и это станет началом ходьбы.
Взрослые могут помогать в тренировке нового навыка, если начнут водить ребенка за две ручки. Постепенно малыш сможет шагать, держась только за одну руку взрослого.
Интересно, как ребёнок будет экспериментировать с положением своих ручек. Возможны варианты, когда малыш вытягивает ручки вперед, стараясь сократить расстояние до желаемого объекта, или прижимание рук к себе, чтобы уменьшить боль при падении. Постепенно ребёнок научится балансировать руками, расставляя их в стороны.
Всегда следует помнить, что каждый малыш индивидуален, и кто-то уже бегает в 10-11 месяцев, а кто-то начинает ходить в 1,5 года. Всё это варианты нормы.
Действия с предметами
Как писали ранее, хватание – это сложный процесс, который требует:
- согласованной работы зрения и управления рукой,
- способности оценить расстояние до предмета, и
- подстройки кисти под размер желаемой игрушки.
Поэтому способ хватания рассказывает нам о гармоничном развитии многих систем.
В возрасте 9-10 месяцев ребенок уже начинает использовать так называемый ножницеобразный захват (смыкание большого и II-III пальцев по всей длине).
- Установление причинно-следственных связей
В возрасте 9-ти месяцев ребенок начинает учиться понимать функции предметов.
Здесь особенно интересными будут такие игрушки, которыми ребенок может управлять, изменять их. Например, игрушечная мельница, у которой нужно потянуть за веревку для вращения крыльев. Потянув один раз, малыш будет стараться сделать это ещё и ещё, убеждаясь в своей способности именно таким образом воздействовать на игрушку и вызывать желаемый эффект.
- Обучение новым действиям
В этом возрасте ребенок пока не сможет обучаться «по образцу», и взрослый интуитивно это понимает. Поэтому кроме демонстрации действия (как есть ложкой, или как держать чашку), взрослый вкладывает предмет в руку ребенка и пытается управлять рукой – метод «пассивных действий».
Развитие речи ребенка в возрасте 9 месяцев
Сенсорная речь (понимание чужой речи)
В возрасте 9 месяцев ребенок уже довольно хорошо понимает речь взрослых. Конечно, как и всегда, помним об индивидуальных различиях.
Обычно, 9-ти месячный ребенок уже начинает понимать некоторые запреты и инструкции, то есть уже может получаться корректировка поведения через речевые указания.
К примеру, ребёнок может найти игрушку, о которой спросил взрослый, ответить на просьбу «дай ручку».
Моторная речь (говорение самого ребёнка)
Сроки начала формирования моторной речи очень варьируются. Чуть более раннее или чуть более позднее начало говорения не связано с развитием интеллекта и не должно вызывать особого беспокойства.
Первыми возникают так называемые лепетные слова типа «би-би», «а-а» и т.д. Их функция называется «указательной».
То есть ребёнок пока не открыл для себя, что у каждого предмета есть название. Но уже понял, что определенными звуками можно обратить внимание взрослого на желаемый предмет. Поэтому понять ребёнка можно только в контексте ситуации. Сам по себе буквенно-звуковой ряд легко переносится с одного предмета на другой и активно сопровождается эмоциями, жестами. Ребёнок как будто пытается говорить всем своим телом, привлекая все доступные способы, пока не выделяя речь как отдельное явление.
Обычно можно видеть, что у девочек моторная речь возникает раньше, чем у мальчиков.
Общение со взрослыми и развитие эмоций у ребенка в возрасте 9 месяцев
Общение со взрослыми становится все более сложным. Можно наблюдать, насколько разные реакции возникают на разных людей. Ребенок пытается общаться с каждым взрослым так, чтобы как можно дольше удерживать его внимание. В то же время, всё резче могут быть реакции на незнакомцев, и всё тяжелее малыш вступает во взаимодействие с новыми людьми, пытаясь сначала спрятаться за близкого взрослого.
Появляются новые эмоции — робость и стеснительность. Важно дать им развиться и не подталкивать ребенку к чему-то вопреки возникшей эмоции. Малыш впервые попал в новое для себя состояние, и взрослый должен помочь понять происходящее.
Начинает выстраиваться эмоциональный интеллект, который очень ценится в нашей жизни. А многие даже считают его основным условием успеха в современном социуме.
Эмоциональный интеллект заключается в том, что человек понимает свои эмоции и умеет ими управлять. Чтобы процесс развития эмоций происходил правильно, ребенок должен слышать от взрослого понятные объяснения возникающих эмоций («Ой, Машенька, ты застеснялась«). Если же взрослый игнорирует эмоции ребенка («Что ты там топчешься?!«), то они останутся непонятными странными состояниями.
Во взрослом возрасте это может приносить проблемы, в том числе разного вида зависимости, когда регуляция эмоционального состояние производится через химическое вещество без понимания причин проблемных чувств.
Многие относят возраст 9-10 месяцев к началу кризиса 1-го года жизни. Как мы уже обсуждали, ребёнок начинает ходить, и это не только расширяет возможности по освоению окружающего пространства, но и позволяет ребёнку почувствовать некоторую отдельность от взрослого, самостоятельность. Это начало распада «единого мы». Немного поясним, о чем идет речь.
Когда малыш только родился, мы слышим в речи взрослого объединение себя и ребёнка в «единое мы» («Мы покакали«, «Мы погуляли«, «Мы поели«), как будто вместо 2-х отдельных организмов есть один. Это очень нужный механизм в первые месяцы жизни малыша. Но всегда помним о его перестройке, изменении позиции «единое мы» на «я» и «ты». В этом и заключается суть кризиса 1-го года жизни, когда ребёнок активно отделяет себя (свою волю) от взрослого (его указаний). Что может проявляться в совершенно необоснованном упрямстве, как кажется взрослым. Или, например, у ребёнка возникает подчеркнутая самостоятельность, когда он тянет (ведет) взрослого, а не сам идет за взрослым. Важно предоставлять малышу эту свободу, чтобы помочь сформироваться «Я» ребёнка.
Ведущие линии развития ребёнка в возрасте 9-12 месяцев
- Развитие общих движений, действий с предметами.
- Понимание и развитие активной речи.
Задержка психического развития
О задержке психического развития в возрасте 9-12 мес может свидетельствовать отсутствие избирательной реакции на незнакомое лицо. Реакции страха и протеста свидетельствуют о повышенной нервной возбудимости ребёнка.
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 9 месяцев?
Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.
Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 9-11 месяцев:
58. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.
59. Лепечет с подражанием или передразниванием взрослого в произнесении слогов.
60. Машет ручками «бай-бай»
61. Выполняет простые указания при игре или кормлении и одевании.
62. Пытается противостоять нежелательных для него указаниям или запретам.
63. Реагирует на свое имя адекватно и постоянно.
64. Заражается настроением других детей, находящихся рядом – плачет и смеется вместе с ними.
65. Дает представления – повторяет действия и звуки, которые вызвали смех или аплодисменты.
66. Демонстрирует подражательное поведение – кормит, причесывает куклу, нагружает машину.
67. Ярко выражает мимикой все настроения – грусть, обиду, гнев, радость.
68. Сбрасывает игрушки и предметы для того, чтобы окружающие взрослые их поднимали.
69. Строит башню из двух кубиков.
70. Манипулирует двумя игрушками сразу – по одной в разных руках.
71. Влезает в кресло и слезает с него сам.
72. Маленький предмет берет двумя пальцами.
73. Большой предмет берет двумя руками.
74. Ползает уверенно и во все стороны.
75. Заползает на ступеньки лестницы.
76. Выявляется право- или леворукость.
77. Садится из положения стоя.
78. Нагибается из положения стоя, чтобы поднять что-либо.
79. Сидит на корточках.
80. Может встать на цыпочки.
81. Встает и ходит при поддержке за руки.
82. Реагирует на ритмическую музыку движениями тела типа качания или приседания и подпрыгивания.
83. Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.
84. Знает (показывает) части тела.
85. Вспоминает игры предыдущего дня.
86. Имеет предпочтения к каким-то играм или игрушкам.
87. Берет чашку за ручку, чтобы пить из нее.
88. Может подносить ложку ко рту.
89. Снимает носки.
90. Помогает одевать себя.
91. Без помощи пьет из чашки или стакана.
92. Открывает ящики столов и шкафов.
93. Развязывает шнурки на обуви или одежде.
94. Листает страницы книги (не всегда по одной).
95. Открывает крышки коробок или кастрюль.
Кроме психомоторного развития, которое мы разбирали в этой статье,
успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:
Источник
Развитие ребёнка в 9 месяцев: нормы и рекомендации
Девять месяцев — тот возраст, когда уже можно определить характер своего малыша. Девятимесячные дети отличаются друг от друга всё сильнее: одни стремятся активно исследовать мир, другие отдают предпочтение спокойным и сосредоточенным занятиям. Но хотя в каждом малыше отчётливо видна индивидуальность — развитие ребёнка в 9 месяцев должно соответствовать определенным критериям.
Содержание:
Физическое развитие
Основные изменения в физическом развитии ребёнка, заметные на девятом месяце жизни:
- мышцы становятся крепче, заметно улучшается координация — подтверждение того, что кроха почти готов начать ходить;
- продолжает развиваться слух: малыш способен распознавать тихие звуки, не пугается знакомых звуков;
- у многих детей прорезываются резцы на нижней челюсти.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, средний рост девятимесячного ребёнка должен составлять от 68 до 74 см, вес — от 7,3 до 9,9 кг. В таблице ниже — нормы веса, роста, окружности головы и груди детей в 9 месяцев, соответствующие центильным таблицам, которые используют российские педиатры:
Вес мальчиков | Вес девочек | Рост мальчиков | Рост девочек | Окружность головы мальчиков | Окружность головы девочек | Окружность груди мальчиков | Окружность груди девочек |
7,1-11 кг | 6,5-10,5 кг | 67,5-76 см | 65,5-75 см | 42,6-47,5 см | 41-46 см | 44-51 см | 44-49 см |
Конкретный ребёнок может не соответствовать условным нормам — например, если при рождении малыш был крупным или, наоборот, родился с небольшим ростом и весом. Тогда норму веса и роста в 9 месяцев можно рассчитать так: по сравнению с показателями предыдущего месяца, вес должен стать больше примерно на 0,5 кг, рост — на 1-2 см. Окружности головы и груди в среднем увеличиваются на 1 сантиметр.
Отличия мальчиков и девочек
Физические отличия мальчиков и девочек по-прежнему минимальны: рост и вес малышей приблизительно одинаковы независимо от пола. Основные физические навыки мальчики и девочки тоже осваивают примерно в одно и то же время.
В девятимесячном возрасте могут проявляться отличия в эмоциональном и интеллектуальном развитии детей: мальчики больше нуждаются в присутствии мамы, а девочки более ласковы с близкими людьми. Мальчики стремятся вовлечь взрослых в активные игры, девочки могут надолго увлечься спокойными занятиями. Хотя и тут возможны исключения: мальчики бывают усидчивыми, а девочки очень активными — оба варианта совершенно нормальны.
Приближаясь к первой важной дате — одному году, ребёнок может начать копировать поведение окружающих людей своего пола. Мальчики в девять месяцев иногда проявляют необоснованную агрессию, а девочки чрезмерную эмоциональность, подражая поведению старших детей или взрослых людей. Задача родителей в таких случаях — мягко пресечь нежелательные проявления характера. Девятимесячные дети уже понимают слово «нельзя».
Физические способности
Основные физические способности девятимесячного ребёнка:
- уверенно стоит у опоры, пробует стоять без неё;
- уверенно сидит;
- делает шаги в сторону у опоры, переступая с ноги на ногу;
- уже хорошо освоил навык ползания.
Если ваш малыш освоил не все навыки — просто дайте ему время, в неспешности может проявляться личная особенность ребёнка. Некоторые дети словно подготавливаются перед «рывком», и могут начать хорошо стоять, ползать или даже сразу ходить чуть позже — в 10-11 месяцев.
Что должен уметь делать ребёнок в 9 месяцев?
Разнообразные умения малыша продолжают развиваться, появляются и новые навыки: связанные с двигательной активностью, интеллектуальным и эмоциональным развитием. Органы чувств тоже функционируют всё лучше. Заметный прорыв у девятимесячного ребёнка наблюдается в области формирования речи, развитии игровых и социальных навыков.
Основные навыки
Что умеет ребёнок в 9 месяцев — основные навыки:
- освоил или старается освоить навыки сидения и ползания;
- пытается ходить с опорой или без;
- осмысленно играет с игрушками;
- пережевывает твёрдую пищу, если прорезалось не меньше пяти зубов;
- пьёт из кружки сам, понимает назначение горшка.
Двигательная активность, рефлексы, моторика
Большинство девятимесячных детей умеют сидеть и ползать. Часто у малыша в 9 месяцев встречаются проявления и другой двигательной активности:
- встаёт и стоит без опоры;
- самостоятельно садится, может сидеть до 15 минут непрерывно, не меняя позы;
- делает первые шаги, держась за край мебели или руку взрослого;
- выбирает альтернативный — вместо ползания — способ передвижения: на ягодицах или на коленях.
К середине или концу девятого месяца жизни ребёнка угасают рефлексы, свойственные новорождённым. Теперь, если малыша положить на спинку, он не сгибает конечности и не сжимает пальцы на ногах: наоборот, ребёнок вытягивает ручки и ножки в стороны и отводит ступни назад, не поджимая пальцы.
В девять месяцев активно развивается мелкая моторика, тесно связанная с развитием речи. Ребёнок умеет брать мелкие предметы, используя большой и указательный пальцы, строит башни из кубиков, берёт в одну руку несколько мелких игрушек.
Интеллектуальное развитие
Мамам и папам девятимесячного крохи часто кажется, что их малыш взрослеет буквально с каждым днём. Это действительно так — в возрасте 9 месяцев нервно-психическое развитие ребёнка становится особенно активным, у малыша появляются новые навыки, подтверждающие своевременное интеллектуальное развитие:
- понимает и выполняет простые просьбы, например: «Возьми кубик», «Дай ручку», «Дай ложку»;
- знает своё имя и всегда отзывается на него;
- выстраивает сложные относительно более раннего возраста причинно-следственные связи: например, понимает, что если на кухне звенят посудой — значит, скоро обед;
- понимает отдельные слова, по просьбе взрослого показывая названный предмет: например, показывает на картинке изображение собаки, если попросить показать собачку.
Психоэмоциональное развитие: эмоции и настроение
Малыш ярко проявляет эмоции и настроение:
- демонстрирует привязанность к любимым игрушкам, выделяет их среди остальных предметов;
- показывает настроение и эмоции с помощью ярко выраженной мимики, испытывает разнообразные и сложные эмоции: радость, заинтересованность, гнев, стыд, отвращение;
- копирует поведение взрослых, старается привлечь маму и папу ко всем своим занятиям;
- относится к незнакомым людям настороженно, иногда даже неприязненно, старается избежать телесного контакта с незнакомцами;
- знает, как можно привлечь внимание родителей, и пытается слегка манипулировать взрослыми: обычно с помощью слёз, капризов.
Девятимесячный ребёнок хорошо чувствует эмоции близких людей: радуется, когда смеются родители, и грустит, если близкий человек расстроен.
Изменения в восприятии окружающего мира: развитие органов чувств
В возрасте 9 месяцев особенно заметны развитие слуха и зрения крохи. Ребёнок различает тихие звуки: шёпот, тихую музыку из соседней комнаты. Появляются самые любимые мелодии, на которые малыш эмоционально реагирует: хлопает в ладоши, подпевает, пританцовывает.
Зрение в девять месяцев развивается благодаря умению ребёнка концентрироваться: он взглядом следит за быстро движущимся предметом, привлекает внимание родителей с помощью зрительного контакта, мгновенно отличает знакомых людей от незнакомцев.
Речь и общение
Малыш уже осознанно и с удовольствием общается с близкими людьми. И хотя в речи его присутствуют только простые слова, самому ребёнку кажется, что он уже разговаривает с родителями: спрашивает, отвечает, соглашается, отказывается. Правда, окружающим речь юного оратора разобрать пока сложно — девятимесячные дети отчётливо произносят слова из одного-двух слогов: «да», «нет», «мама», и подобные.
Ребёнок для контакта с близкими использует и язык жестов: кивает, когда соглашается, качает головой, когда отказывается, машет рукой при прощании. Хорошо понимает названия частей тела и охотно показывает глазки, ротик, ручки по просьбе родителей. Начиная с 9 месяцев активно обогащается пассивный словарный запас малыша — взрослым важно побольше говорить с сыном или дочерью, особое внимание уделяя названиям предметов.
Игровые навыки
Девятимесячный малыш с удовольствием играет в игрушки, которые раньше не вызывали у него большого интереса: собирает и разбирает пирамидку (обычно не соблюдая правильной последовательности), катает машинки, достаёт игрушки из коробки и складывает обратно. По-прежнему самыми любимыми игрушками остаются предметы быта: ребёнку нравится рвать бумагу, стучать ложками, использовать крышку кастрюли как барабан.
Кроха охотно рассматривает яркие картинки в детских книгах, сам перелистывает страницы. Играет в «ладушки» и другие пальчиковые игры, вместе со взрослым играет в прятки, прячась от мамы или папы под покрывалом.
В 9 месяцев детям становятся особенно интересны прогулки на улице, наблюдение за уличными играми ребят старшего возраста.
Социальные навыки
Грудничок в 9 месяцев, отточив навыки сидения и ползания, стремится к самостоятельности. Нередко ребёнок старается отстаивать своё право на самостоятельность: не слушается родителей, отталкивает руку, когда предлагают не интересную ему вещь, выражает несогласие любыми другими способами.
Родители могут попробовать направить проявления детской самостоятельности в нужное русло. Например, можно просить малыша самому мыть руки, пользоваться столовыми приборами, пробовать снимать некоторые предметы одежды.
Режим дня, сон и правила питания
Меняется продолжительность сна грудничка, и, соответственно, весь режим дня становится иным по сравнению с более ранним возрастом.
В среднем ребёнок в 9 месяцев спит около 15 часов, из них 9-11 часов приходится на ночной сон, остальное время — на дневной.
Днём малыш спит обычно два раза, но уже чаще выбирает для сна собственную кроватку, чем коляску — прогулки на улице так захватывают внимание крохи, что ему становится не до сна. Ночью девятимесячные дети часто спят непрерывно, но находящиеся на грудном вскармливании могут просыпаться 1-2 раза за ночь, чтобы получить грудь.
Приблизительный режим дня малыша в 9 месяцев может выглядеть так:
- 7.30 — подъём, гигиенические процедуры, кормление;
- 8.30 — спокойные занятия и игры;
- 11.00 — кормление;
- 11.30 — сон;
- 13.00 — прогулка;
- 14.30 — кормление;
- 15.00 — активные, спокойные, развивающие игры и занятия;
- 16.30 — прогулка, частично или полностью совмещённая со сном;
- 18.30 — кормление;
- 19.00 — преимущественно спокойные занятия, не будоражащие нервную систему перед сном: чтение, развивающие игры;
- 21.00 — гигиенические процедуры;
- 21.30 — кормление и подготовка ко сну;
- 22.00 — начало ночного сна.
Девятимесячный малыш принимает пищу 5-8 раз в зависимости от вида вскармливания — дети, получающие грудь, питаются чаще своих ровесников на искусственном вскармливании.
Питание ребёнка становится более разнообразным: к уже введённым кашам, фруктам и овощам можно добавить кисломолочные продукты, мясные и рыбные блюда. Перед введением нового прикорма желательно посоветоваться с педиатром.
Уход за малышом в 9 месяцев
Уход за ребёнком остаётся прежним: необходимо следить за чистотой волос, ногтей и ушей, подмывать кроху, купать через день или чаще по мере необходимости. Зубки нужно чистить регулярно, даже если их совсем не много, используя специальную щетку и пасту — более точные рекомендации по уходу за полостью рта даст детский стоматолог.
Если вы ещё не использовали дополнительных процедур закаливания, кроме стандартных солнечных и воздушных ванн — самое время это сделать. Можно постепенно приучать сына или дочь спать при открытой форточке, начиная с длительного проветривания детской комнаты перед сном, со временем оставляя форточку открытой на всю ночь. Ещё одна полезная процедура закаливания — обливание ножек: начните с тёплой воды, постепенно переходите к прохладной, когда ребёнок привыкнет — переходите к контрастным обливаниям.
Приучение к горшку
В 9 месяцев грудничку пора узнать о назначении горшка при условии, что он уже умеет хорошо сидеть. Чтобы учёба проходила успешно, предлагайте ребёнку воспользоваться горшком сразу после пробуждения, перед сном, после приёма пищи и прогулки — в эти моменты он наверняка применит горшок по назначению.
Осечки с использованием горшка у девятимесячных детей случаются часто, в среднем малыши как следует осваивают горшок к году или немного позже. Не настаивайте на долгом времяпрепровождении на горшке, добиваясь нужного результата — если в течение одной-двух минут ничего не случилось, позвольте крохе слезть с горшка, чтобы этот важный предмет не начал вызывать у своего владельца отторжение.
Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев: мнение Комаровского
Известный российский педиатр, кандидат медицинских наук, Евгений Олегович Комаровский считает основными показателями нормального развития девятимесячного ребёнка развитый слух, умение узнавать знакомых людей, интерес к игрушкам разных цветов и фактур.
В возрасте 9 месяцев доктор рекомендует начинать социализацию малыша: родители могут приводить ребёнка на детскую площадку, чтобы он постепенно учился взаимодействовать с коллективом.
В остальном Евгений Олегович советует не гнаться за усреднёнными нормами и достижениями соседских детей. Комаровский придерживается мнения, что каждый малыш развивается в индивидуальном и правильном для него темпе.
Проблемы развития в 9 месяцев и способы их решения
Родители маленьких детей часто тревожатся о том, не отстаёт ли именно их сын или дочь в развитии, и нормальны ли некоторые тревожащие симптомы. Сложности, которые не свидетельствуют о проблемах в развитии и не должны вас беспокоить:
- Ребёнок не хочет пробовать новые блюда. Особенно часто отвергают незнакомую еду дети на грудном вскармливании, для которых предпочтительным блюдом остаётся молоко мамы. Что делать: предлагайте новые продукты, когда кроха точно проголодался, попробуйте необычно украсить блюдо.
- Малыш очень боится незнакомцев и ярко демонстрирует страх — нормальное поведение в возрасте девяти месяцев, которое само пройдёт со временем.
- Неприятные симптомы при прорезывании зубов: грудничок капризничает, у некоторых детей может подняться температура. Что делать: попросите своего врача, чтобы он прописал препараты, облегчающие прорезывание зубов, или дал другой совет, как справиться с проблемой.
Симптомы, которые могут указывать на проблемы с развитием — проконсультируйтесь с педиатром, если заметили эти симптомы у своего малыша:
- не сидит самостоятельно, даже если посадил взрослый;
- не реагирует на незнакомых людей;
- не пытается повторять звуки и слоги за родителями.
Как помочь малышу развиваться: советы родителям
Занятия и игры, которые помогут девятимесячному крохе развиваться правильно:
- любые занятия, направленные на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с игрушками и предметами из разных материалов, пересыпание круп и переливание воды из одной ёмкости в другую;
- игры с разными по размеру и сделанными из разных материалов кубиками, пирамидками, мячиками;
- первые уроки рисования с использованием пальчиковых красок;
- обучение умению надевать и снимать одежду в игровой форме;
- по возможности — общение и игры с другими детьми под присмотром взрослых.
На самом деле серьёзные нарушения развития видны гораздо раньше, чем в 9 месяцев, и ваш педиатр их уже наверняка бы заметил. Но если вас всё же беспокоят особенности развития сына или дочери — расскажите о своих тревогах врачу: чем младше ребёнок, тем выше вероятность исправить проблемы без малейших последствий.
Источник