Реабилитация с эмоциональными нарушениями
По социальной значимости сосудистая патология в ХХ1 веке занимает первое место среди проблем здоровья населения. Это обусловлено тем, что заболевание поражает лиц достаточно активного, творческого возраста (после 45 лет); а также постарением населения, в частности в России, что ведет к дальнейшему увеличению числа таких больных. Сосудистая патология является «пограничной» областью с неврологией и внутренними болезнями, что ведет к необходимости комплексного подхода к терапии, оценке степени ограничения жизнедеятельности
Традиционно работа психолога в большей степени рассматривается в рамках психодиагностического направления и консультирования. Произошедшие за последние десятилетия изменения в пользу биопсихосоциального подхода в лечении людей, их психосоциальной реабилитации, повлияли на повышение значимости роли психолога в системе лечебно-реабилитационных мероприятий. Актуальным для эффективности работы стало внедрение полипрофессиональных бригад.
Открытие в Нижневартовской городской поликлинике отделения медицинской реабилитации позволяет внедрить и активно использовать биопсихосоциальную модель терапии и реабилитации в едином комплексе лечебных мероприятий, что позволяет повысить уровень социальной адаптации и качество жизни пациентов.
В рамках бригадного подхода предполагается, что каждый участник терапевтической команды должен воспринимать всю полноту информации о пациенте и окружающей его действительности в аспекте своей профессии. Каждый член бригады дополняет усилия других, совместно принимается оптимальное решение, в результате обеспечивается воздействие на все уровни поражения – биологический, личностный и социальный.
Психолог является обязательным участником полипрофессиональной бригады, выполняя свои специфические функции и ориентируясь на особенности поликлинического подразделения.
И первым на этапе реализации реабилитационного маршрута является индивидуальный и диагностический подход к каждому пациенту, в зависимости от его внутренней модели болезни, дезадаптирующих факторов, механизмов защиты, личностных ресурсов. Индивидуальная работа психолога проводится в разных формах: консультирование пациента, по запросу врача, в рамках ведения случая; индивидуальная беседа, формирующая безопасную, доверительную атмосферу и готовность восстанавливаться после перенесенного острого заболевания.
Работа психолога включает в себя диагностику реабилитационного потенциала; консультирование; психологическую поддержку; иногда – кризисное вмешательство; психологическое сопровождение выписанных из неврологического отделения стационара пациентов; оказание психологической помощи родственникам; психологическую коррекцию эмоционально-волевой сферы, способствующей личностному росту, восстановлению когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности.
В практике психолога применяется большинство видов групповой работы. В случае реабилитации постинсультных пациентов акцент ставится на:
- Тренинги когнитивных навыков для пациентов с высокими показателями когнитивных функций, с целью профилактики нейрокогнитивного дефицита;
- Тренинги когнитивных навыков для пациентов, имеющих умеренные нарушения памяти, внимания, мышления с целью тренировки указанных процессов, пополнения словарного запаса, развития самоконтроля, сообразительности.
- Психообразовательные тренинги, способствующие формированию способности понимания болезни, распознаванию симптомов ОНМК; созданию комплайенса между врачом, пациентом и родственниками; выработке мотивации к соблюдению лекарственного режима, ответственности за свое здоровье.
- Немаловажным является оказание эмоциональной поддержки родственникам, семейная психотерапия.Нарушения мышления, характерные для постинсультных пациентов оказывает физическое, психологическое, социальное и экономическое воздействие на людей, осуществляющих уход.
В условиях реабилитационного отделения сочетание индивидуального и группового подходов является оптимальным. Весь спектр проведенной психологической работы отражается в нормативной документации. Вся работа с пациентом строится на основе метода «ведение случая».
Частые жалобы, которые предъявляют наши пациенты: головная боль, головокружение, шум в голове, повышенная утомляемость, расстройство сна, когнитивные нарушения. Усугубление когнитивных расстройств становится причиной временной и стойкой утраты работоспособности, снижает качество их жизни.
Группы риска развития ОНМК
- Гипертоники: гипертоническая болезнь тяжелой степени часто приводит к инсульту, который и является одной из самых распространенных причин сосудистой деменции у пожилых людей.
- Больные сахарным диабетом, особенно те, которые заболели им в зрелом возрасте.
- Курильщики со стажем. Курение резко повышает риск развития сосудистой деменции и расстройства психики в пожилом возрасте.
- Люди, переживающие депрессивные эпизоды в течение жизни.
- Люди с избыточной массой тела или длительно соблюдающие строгие диеты
Определенную готовность к возникновению состояния дезадаптации создают различные факторы, ослабляющие нервную систему: всевозможные вредности, главные из них курение и алкоголь; перенесенные инфекции, физическое и умственное переутомление, длительно текущие хронические соматические заболевания, в основном сердечно-сосудистые заболевания и артериальная гипертензия.
В патогенезе формирования нервно-психических нарушений сосудистого генеза основным является развитие гипоксии мозга с последующим угнетением деятельности нервных клеток.
Однако определенную роль играют также:
— длительная фрустрирующая ситуация;
— индивидуальные особенности личности;
— возрастные изменения личности.
Вместе с тем, следует особенно подчеркнуть отсутствие прямых корреляций между стадией сосудистого заболевания, лабораторными данными и нервно-психическими нарушениями. Основное в диагностике – особенности клиники и течения симптоматики как патопсихологического, так и психопатологического регистров.
Коррекция постинсультных нарушений.
Основные принципы коррекции постинсультных когнитивных нарушений можно свести к следующим положениям:
- Этиопатогенетическая терапия;
- Коррекция сопутствующих заболеваний;
- Когнитивный тренинг;
- Базисная терапия деменции.
Этиопатогенетическое воздействие на основной патологический процесс, вызывающий когнитивные нарушения: необходимы адекватная коррекция артериальной гипертонии и гиперлипидемии, прием антиагрегантов, антигипоксантов и т. д.
Коррекция сопутствующих заболеваний и дополнительных факторов, усугубляющих когнитивные нарушения (коррекция сердечной и дыхательной недостаточности, отмена препаратов с холинолитическим действием, коррекция депрессии, эндокринных нарушений и т. д.
Проведение длительных курсов коррекционных занятий с нейропсихологом. Целью нейропсихологических занятий являются выявление центрального дефекта в структуре нарушений высших психических функций, организация деятельности пациента по преодолению выявленных нарушений с опорой на сохранные функции. Для улучшения памяти важно оптимизировать условия ее функционирования.
Выбор препаратов, улучшающих когнитивные функции. К таким препаратам относят препараты, действующие на процессы синаптической передачи: ингибиторы ацетилхолинэстеразы и мемантии. При легкой и умеренной сосудистой или смешанной деменции препаратом выбора является мемантин, который может использоваться как в качестве монотерапии. Так и в комбинации с ингибиторами ацетилхолинэстеразы
В связи с увеличением числа больных с хроническим нарушением кровообращения повышается значение их своевременного и эффективного лечения. Основные принципы:
- Лечение основного заболевания;
- Восстановление мозгового кровотока;
- Улучшение реологических свойств крови;
- Регуляция сосудистого тонуса;
- Антиоксидантная терапия;
- Улучшение метаболизма головного мозга;
- Улучшение нейромедиаторного обмена.
Расстройство когнитивный функций являются одним из основных синдромов поражения как при острых (острые нарушения мозгового кровообращения), так и при хронических заболеваниях головного мозга (хронические сосудистые заболевания головного мозга).
Тяжелые когнитивные нарушения, к которым относится деменция, препятствуют осуществлению бытовой, социальной и профессиональной деятельности. Негативные последствия деменции затрагивают не только пациента, но и членов его семьи, существенно влияя на их материальное положение, состояние здоровья, а большей степени – качество жизни. Частота встречаемости деменции нарастает по мере увеличения возраста. А в связи с прогрессирующим старением населения, согласно прогнозам, общее число больных деменцией будет удваиваться каждые 20 лет.
К когнитивным расстройствам относятся:
- Снижение памяти, особенно на текущие события;
- Дефицит внимания, его концентрации, нарушение способности быстрой ориентации в меняющейся обстановке;
- Замедленность мышления, быстрая истощаемость при напряженной умственной работе;
- Сужение круга интересов.
Основные задачи мультидисциплинарной реабилитации:
- Комплексный подход, включающий физическую и психологическую реабилитацию;
- Формирование правильных представлений пациента о заболевании;
- Ранняя активизация медицинских мероприятий;
- Использование активных стратегий;
- Сохранение повседневного уровня физической активности;
- Образовательные программы для пациентов.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере, наблюдаемые после инсульта, являются следствием нарушения адаптации пациента к изменившимся условиям жизни. Они выражаются в обостренной возбудимости, тревоге, раздражительности, вспыльчивости, подавленном настроении, бессоннице.
Изменение перспектив на будущее выступает в качестве, пожалуй, самой важной характеристики переживаний человека, узнавшего о постигшем его физическом страдании (диагнозе). Таким пациентам будущее представляется неясным, болезнь вносит в их жизнь сумятицу и неопределенность, спутывает их планы и мечты. Все это составляет комплекс весьма сложных и драматичных для больного моментов складывающейся у него новой жизненной ситуации, которые обязательно откладывают отпечаток на его эмоциональном состоянии, часто коренным образом меняют его психический облик.
Сама мысль «я болен» значительно изменяет самооценку, характер поведения, психологические и социальные установки заболевшего, его отношения с окружающими (снижаются контакты, перестают общаться). Ведь болезнь приносит с собой много нового, необычного, навязывает человеку свои «нормы» и «порядки». Теперь в связи с болезнью он вынужден ограничивать себя в чем-то, перестраиваться, менять привычки, подавлять в себе те или иные желания. Необходимость приема лекарств, различных процедур, изменение устоявшегося образа жизни являются по своей сути психогенными факторами.
Нельзя забывать и о развивающейся определенной недостаточности (органической и функциональной) различных систем, что, вне зависимости от психогенно обусловленных переживаний больного, ведет к значительной перестройке организма. Присоединяется общий для всех постинсультных пациентов симптом – психическая астенизация, выражающейся в повышенной утомляемости, истощаемости, дневной сонливости, ослаблении внимания и памяти. Иногда развивается подавленность, безразличие, реакции страха повторения приступа.
Болезнь может вызвать такого рода «психический резонанс» сама по себе, независимо от возможных ранее расстройств в нервно-психической сфере. Иными словами, те или иные изменения психики могут быть непосредственно обусловлены соматическим расстройством.
Но также, следует иметь в виду весьма существенный момент – различное отношение людей к своему физическому недугу. Болезнь субъективно воспринимается по-разному. Тот, кто мыслит позитивно – быстро, без осложнений выздоравливает. Другой же считает себя тяжело больным, постоянно думает об этом, переживает, волнуется, испытывает тревогу, теряет сон и аппетит (неврозоподобное состояние).
Основным патогенным моментом является поражение головного мозга. А состояние эмоциональной сферы, снижение когнитивных функций изменяет течение основного заболевания, иногда значительно «извращая» клиническую картину основного расстройства.
Когда человек не только начинает ощущать появившиеся изменения в организме, но и осознает сам факт своей болезни, соответственно меняется и его поведение.
Одним из применяемых методов поддержки пациента является рациональная психотерапия. Суть ее состоит в разъяснении, убеждении, отвлечении и успокоении пациента. Советы психолога исходят из реальных условий жизни, возможностей пациента, его привычек и интересов.
На базе отделения медицинской реабилитации психолог не только консультирует пациента, но и проводит тренинг, направленный на восстановление когнитивных функций через развитие мелкой моторики (пальцевый тренинг и манипуляции с подручными средствами, используемыми в быту: плетение косичек, завязывание шнурков, прокручивание мясорубки, застегивание замков и закрытие\открытие запоров). Рефлекторно пораженная конечность стремится воспроизвести движение здоровой конечности. Во время такой деятельности происходит стимуляция активности нейронов головного мозга, ответственных за память, внимание, мышление.
Таким образом, именно с психологом человек заново учится самым простым действиям и постепенно, подкрепляя результаты работы физиотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозными препаратами, возвращается к привычной жизни.
Медицинский клинический психолог БУ «Нижневартовская городская поликлиника» Кильмухаметова Лилия Ангамовна.
Источник
Психологическая реабилитация больных с последствиями инсульта
Медицинский психолог ГБУ НПЦ МСР им.Л.И.Швецовой
- Последствия инсульта и реабилитационные методы воздействия.
Последствия мозгового инсульта всегда представляют собой разрушающий характер. У постинсультных больных возникают проблемы медицинского, социального, психологического и правового характера. Следовательно, формируется необходимость в реабилитации постинсультных больных, которая становится насущной медико-социальной задачей общества в целом. Причем, рассматриваемая реабилитация, в первую очередь, должна иметь социальную направленность.
Инсульт оказывает негативное психосоциальное воздействие на больного, резко изменяя стиль жизни и нормальный контроль над окружающей средой .
Что может угрожать человеку после перенесенного инсульта:
- ограничение или полная потеря физической активности;
- расстройства речи и психики, потеря когнитивных способностей;
- утрата памяти, временная или полная амнезия;
- неправильная координация движений;
- нарушенная мелкая моторика – например, человек разучиться писать;
- потеря зрения или его ослабление;
- воспаления, снижение иммунной системы и, как следствие, инфекционные поражения.
Тяжесть последствий заболеваний нервной системы показала необходимость длительного целенаправленного восстановления нарушенных функций, при невозможности полноценного восстановления – приспособление к дефекту и обеспечение максимально возможного уровня социальной и психологической адаптации больных. Комплексность, поэтапность, непрерывность и индивидуализация лечебных воздействий являются главными условиями полноценной реабилитации и включают в себя:
Биологические методы воздействия:
- лекарственную терапию
- лечебную физкультуру
- механотерапию
- физиотерапию
- эрготерапию
Психосоциальные методы воздействия:
- трудотерапию
- терапию занятости
- психологическую помощь
- Факторы, затрудняющие реабилитацию.
Факторами, затрудняющими реабилитацию, наряду с соматическими заболеваниями и осложнениями являются, когнитивные нарушения, эмоциональные расстройства, патологические реакции личности на болезнь.
На этапе ранней реабилитации затруднена психологическая адаптация больного к изменившемуся образу «Я», принятие себя таким, какой есть после заболевания; возникают трудности принятия нарушенных двигательных и когнитивных функций, самопринятия.
Осознание трудоемкости и длительности восстановительного периода сопровождаются:
- переоценкой тяжести состояния и/или недооценкой собственных возможностей;
- ипохондрическими и депрессивными реакциями на болезнь,
- снижением самооценки, что затрудняет включение больного в реабилитационный процесс.
- снижением возможности самообслуживания и восстановления независимости в повседневной жизни
- снижением качества жизни.
Эффективность реабилитационных мероприятий напрямую зависит от эмоционального состояния пациента. Исследование психологических особенностей больных после инсульта позволяет выявить степень когнитивных нарушений и ресурсы восстановления нарушенных функций; выявить эмоциональные и личностные проблемы, препятствующие адаптации; выявить возможные психотерапевтические мишени воздействий для формирования программ психологической помощи.
После перенесенного ОНМК в течение первого года частота встречаемости депрессии варьирует от 35% в остром периоде до 31,4% в конце первого года, достигая пика — 44,7% — в раннем восстановительном периоде.
Постинсультная депрессия занимает особое место в клинической картине инсульта. Она является универсальным ответом психики больного на различные аспекты развития заболевания:
- факт заболевания
- органическое поражение головного мозга и многочисленные симптомы такого поражения
- социальные последствия инсульта.
Депрессивное состояние неблагоприятно отражается на проведении реабилитационных мероприятий: медленнее идет восстановление, ухудшается качество жизни и увеличивается частота повторных инсультов, инфарктов, когнитивных нарушений. Вышеперечисленные угрозы делают актуальным раннее распознавание депрессивной патологии для скорейшего проведения клинико-психологической коррекции, направленной на восстановление нарушенных функций, социальных контактов и возвращение больного в общество.
Депрессивные состояния постинсультного периода различаются по срокам возникновения: в одних случаях они играют роль факторов и предшествуют развитию ОНМК, в других — развиваются вслед за инсультом как его последствие и представляют собой собственно постинсультную депрессию.
Для диагностики депрессивного эпизода выделяются основные и дополнительные симптомы.
Основные симптомы:
- сниженное настроение в течение большей части дня вне зависимости от ситуации;
- ослабление до полной утраты интересов и способности испытывать удовольствие от деятельности, которая раньше вызывала положительные эмоции;
- уменьшение активности, повышенная утомляемость и вялость;
- усиление депрессии в утренние часы;
- заметная (объективно наблюдаемая) психомоторная заторможенность или ажитация (двигательное возбуждение);
- снижение массы тела (на 5% и более в течение последнего месяца);
Дополнительные симптомы:
- сниженная концентрация внимания;
- сниженная самооценка и чувство неуверенности в себе;
- чувство вины, самоуничижение;
- мрачное, пессимистическое видение будущего;
- мысли о смерти, самоубийстве или самоповреждении;
- нарушение сна (ранее пробуждение);
- снижение аппетита.
Поскольку причиной реактивных депрессий является психотравмирующая ситуация, основная помощь при данных состояниях должна быть направлена на ликвидацию/коррекцию психотравмирующего фактора, поиск ресурсов, направленных на улучшение адаптации, изменение отношения к сложившейся ситуации. Ведущую роль в лечении таких пациентов играет психотерапия, тогда как медикаментозное вмешательство, как правило, носит вторичный, вспомогательный характер и осуществляется в тех случаях, когда применение психотерапевтического воздействия и социально-реабилитационных мероприятий неэффективно либо имеет место тяжелая депрессия.
- Психологическая реабилитация.
Психологическая реабилитация определяется нами, как система многокомпонентных психологических воздействий, направленных с одной стороны на больного, с целью достижения психологической адаптации больного после инсульта; с другой стороны направленных на микросоциум больного, с целью создания психотерапевтической среды в его окружении.
Психологическая реабилитация, на разных этапах реабилитации направлена на формирование у больного психологических установок реабилитации:
- готовности к лечению
- сотрудничества с персоналом
- активности в лечении
- установок здорового образа жизни
- самопринятие и самопомощь
- принятие новой социальной роли
- принятие нового смысла жизни.
Принципы психологической реабилитации:
- Выявление проблем личности на каждом этапе реабилитации, и их коррекция.
- Поэтапность психологической реабилитации.
- Информирование (осведомленность) больного и членов семьи о необходимости выполнения психологических условий реабилитации, способствующих эффективному лечению.
- Ориентирование больного на формирование установок здорового образа жизни, как условие психологической профилактики повторного инсульта.
- Учет индивидуальных особенностей больного (соматических, двигательных, когнитивных, эмоциональных, личностных)при построение индивидуальной программы психологической реабилитации.
- Непрерывность психологических воздействий на разных этапах психологической реабилитации (на стационарном и амбулаторном этапе).
- Маршрутизация больного, а также членов его семьи в выполнение назначений и реабилитационных рекомендаций специалистов после выписки из стационара, в домашних условиях.
- Этапы психологической реабилитации.
На первом этапе с больным с двигательными и когнитивными нарушениями проводится индивидуальная психологическая коррекция, направленная:
- на восстановление целостности «Я»
- на выявление внутренних ресурсов, сохранных сторон организма и личности,
- формирование готовности к лечению и сотрудничеству с персоналом
- самопомощи
- снижение сенсорной, эмоциональной и социальной депривации больных
- оказание эмоциональной поддержки.
Индивидуальная психологическая коррекция с применением приемов психотерапии способствуют:
- принятию и осознанию болезни, принятию своего нового физического и психического облика
- принятию ответственности за свое выздоровление и восстановление нарушенных функций.
Первый этап психологической реабилитации самый трудоемкий. Одни больные проходят его за 3-4 месяца, а у других этап может затянуться на более длительный срок (год и более), в зависимости от тяжести последствий инсульта.
Клиническим критерием адаптированности на первом этапе является восстановление самообслуживания:
- достижение физической независимости в перемещении
- в приеме пищи
- в посещении туалета
- самостоятельной ходьбы на небольшое расстояние (в палате, по квартире)
- частичная зависимость
Психологическим критерием адаптированности на первом этапе является достижение позитивного самоотношения:
- физическое и когнитивное самопринятие
- формирование готовности к лечению, сотрудничеству со специалистами
- наличие социальной поддержки (родственников, близких, социального работника).
На втором этапе психологической реабилитации ведущей проблемой являются проблемы межличностных отношений в семье и в ближайшем окружение, связанные:
- с утратой и изменением социальных ролей
- дефицитом социальной поддержки.
Задача второго этапа психологической реабилитации — коррекция межличностных отношений.
Важно обучить больного переоценке ценностей, попытаться переключить внимание с болезни на другие проблемы, в частности, на интересы родных и близких, друзей, коллектива. Работа проводится не только с пациентом, но и с членами его семьи.
Оптимальная психологическая среда в домашних условиях способствует быстрейшему восстановлению. Терпеливое, мягкое обращение позволяет больным приспособиться к своему заболеванию, избежать тяжелых депрессивных состояний, помогает радоваться жизни, строить планы на будущее с учетом своего нового состояния. Общаясь с пациентом и членами его семьи, необходимо подчеркивать, что заболевание ухудшает качество жизни, но не является в настоящий момент угрозой для нее.
Клиническим критерием адаптированности является расширение возможностей самообслуживания:
- больной самостоятельно выходит на улицу, может приготовить еду
- необходимая помощь в приеме ванны, оплаты счетов, оформление документов
- покупке лекарств, продуктов
Психологическим критерием адаптированности является принятие больным изменившегося социального статуса:
- готовность к межличностным коммуникациям
- восстановление когнитивных функций
- восстановление коммуникативной функции речи
- низкий уровень депрессии и тревоги
- наличие социальной поддержки (родственников, близких, социального работника).
На третьем этапе ведущей психологической проблемой у больных являлась проблема формирования новых жизненных ценностей и смысла жизни.
Для многих больных последствия заболевания приводили к значительному снижению работоспособности, вследствие двигательных, когнитивных нарушений; возникала необходимость завершения трудовой деятельности или продолжения её в измененных условиях. Снижение трудовых возможностей, препятствия в реализации профессиональных навыков, нередко приводило к тревожным, астено-депрессивным реакциям на заболевание и его последствия. Программа психологической помощи на третьем этапе психологической реабилитации направлена на стабилизацию системы отношений личности; формирование новой концепции жизни. Проводится психологическая коррекция, направленная на коррекцию ценностных ориентаций; обучение психологическим навыкам аутогенной тренировки, медитации; выработки новых целей жизни; освоение приемов совладания со стрессомэ
Клиническим критерием адаптированности на третьем этапе является:
- восстановление физической независимости
- когнитивной независимости (восстановление когнитивных и регуляторных функций)
- возвращение к посильной трудовой деятельности
Психологическим критерием адаптированности является:
- формирование установок здорового образа жизни, как осознанная профилактика рецидива
- выполнение диеты, контроль АД, регулярный прием необходимых лекарственных средств
- уважение к своему организму и забота о здоровье
- осознание первостепенной ценности здоровья,
- реализация нового смысла жизни.
Психологическая помощь на каждом этапе психологической реабилитации направлена на коррекцию отношений личности: к самому себе, к болезни и к лечению, к социуму, и направлена на адаптацию больных после инсульта к изменившимся условиям жизни.
Работа с родственниками направлена на информирование и семейное консультирование. Запрос на семейное консультирование может поступать от больного или от его родственника.
Родственникам предоставляется информация об особенностях когнитивных нарушений больного, эмоционального состояния, реакций личности на заболевание; о необходимой помощи больному со стороны родственников по восстановлению нарушенных двигательных и когнитивных функций в зависимости от выраженности клинических нарушений больного.
- Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации:
- Необходимо установить режим дня, сохранив при этом основные занятия пациента
- Обеспечить безопасность больного: проверить надежность замков на дверях и окнах, убрать все режущие и колющие предметы, опасные электроприборы.
- Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
- Необходимо поощрять все самостоятельные действия больного – одевание, питание, обувание. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
- Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний.
- Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби.
- Во время ухода обязательно проявляйте терпение, милосердие, доброту. Выражайте заботу и понимание.
Таким образом, психологическая реабилитация построена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.
Источник