Развивающие чувство музыкального темпа упражнения
4) Все стоят в двух шеренгах у противоположных стен зала. В одной шеренге перед каждым на полулежит небольшой мяч. Если в шеренге шесть человек, то дается переходный акцент в размере т . Занимающиеся из шеренги с мячом поочередно на акценты отталкивают ногой мяч в другую шеренгу. Когда все мячи окажутся во второй шеренге, в том же порядке на акценты вторая шеренга отталкивает их в первую.
При фигурных построениях, плясках необходимо обращать внимание на часто встречающееся затактовое построение музыкальных фраз. Педагог указывает, когда надо начинать движение с затакта, а где затакту дать отзвучать и начинать с первой ударной доли такта.
9. УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕМПА
Темп музыки — это скорость музыкального исполнения, которая определяется прежде всего частотой чередования основных метрических долей, обозначая число ударов в минуту, и абсолютной длительностью ритмической единицы.
Темповый диапазон долится на три области: область медленных, умеренных (средних) и быстрых темпов. Диапазон частот, который человек в состоянии оценить и воспроизвести как ритмические, расположен между 5—10 и 720—960 ударами в минуту (на музыкальном материале) и между 20—40 и 480—500 ударами в минуту (на немузыкальном материале).
Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, ударах по барабану, взмахах руками и т.д. Затем включаются движения ногами на месте, в ходьбе и беге. Вначале берутся две темповые скорости: нормальная ходьба и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа. Усвоив понятия «скоро» и «медленно» в движении, занимающиеся начинают правильно сопоставлять разный темп движения с соответствующими терминами.
Для отработки темпа движения в коллективе педагогу нужно знать темп движения каждого ребенка. Это поможет педагогу умело направить в нужный темп того, у кого слишком быстрое движение или слишком замедленное.
Коррекция нарушений темпа особенно важна для лиц с заиканием, тахйлалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией, афазией. Нормализация темпа общих движений содействует воспитанию правильного речевого темпа.
Источник
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕМПА
Темп — это скорость музыкального исполнения, которая определяется прежде всего частотой чередования основных метрических долей, обозначаемой числом ударов в минуту, и абсолютной длительностью ритмических единиц.
Темповый диапазон делится на три области: область медленных, умеренных (средних) и быстрых темпов. Диапазон частот, который человек в состоянии оценивать и воспроизводить как ритмические, расположен между 5—10 и 720—960 ударами в минуту (на музыкальном материале) и между 20—40 и 480—500 ударами в минуту (на немузыкальном материале).
Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, на ударах в барабан, взмахах руками и т. д. Затем включаются движения ногами на месте, бег. Для занятий вначале берутся две темповые скорости: нормальная ходьба и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа, усвоив понятия «скоро» и «медленно» в движении, занимающиеся начинают правильно сопоставлять разный темп движения с соответствующими терминами.
Для отработки темпа движения в коллективе педагогу нужно знать темп движения каждого ребенка. Это поможет педагогу умело направить в нужный темп того, у кого слишком быстрое движение или слишком замедленное.
Коррекция нарушений темпа особенно важна для лиц с заиканием, тахилалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией, афазией. Нормализация темпа помогает восстановить правильный речевой темп.
С детьми младшего возраста темп движений отрабатывается во время шага и бега, при построениях, в упражнениях с предметами.
Дети под звуки быстрой музыки (темп бега), подняв руки на уровне плеч, бегут друг за другом, подражая полету самолетов.
Дети под звуки марша (темп марша) идут по начерченной мелом линии. При переходе музыки на быстрый темп (бег) дети бегут к обручу, лежащему в центре зала, берут его правой или левой рукой (по указанию педагога) и бегут по кругу, держась за обруч, пока не услышат изменения темпа музыки (марш). Кладут обруч на пол и снова идут друг за другом по линии.
Со старшими дошкольниками и школьниками темп отрабатывается в упражнениях на построение: движения цепочкой, змейкой, малый и большой круги, несколько кругов. Используются скакалки, бубны, обручи, мячи, треугольники. Можно давать упражнения с воображаемыми предмета-ми, такие, как:
Дети стоят в шеренге с обручами в руках. На медленный темп музыки поднимают обручи над головой и медленно опускают их, снова поднимают. На быстрый темп катят обручи по полу и бегут за ними.
Стулья стоят по кругу на расстоянии двух-трех шагов один от другого. На темп марша дети идут змейкой между стульями. На темп бега начинают движение по внешнему кругу. Музыка замолкает, все садятся на стулья. Снова звучит марш, движение змейкой возобновляется.
Подросткам и взрослым, кроме марша и бега, можно давать упражнения с поскоками, с постепенным ускорением и замедлением в темпе и более сложные построения, такие, например: все идут шагом и на каждом шаге нужно сделать по два хлопка или: дети образуют два круга, которые движутся одновременно — один круг идет в темпе марша, другой — в темпе бега. Можно упражнения варьировать: ведущий (педагог или ребенок) задает темп, остальные постепенно включаются в движение, подчиняясь заданному темпу. Или: все идут под музыку марша. Музыка прекращается, но движение не останавливается, дети должны прошагать в заданном темпе до сигнала педагога.
Стоя в кругу, дети на каждую четверть I делают шаг на месте, затем на каждую восьмую I J хлопают в ладоши, т. е. на один шаг два хлопка. Проработав
это упражнение на месте, идут по кругу в темпе марша, одновременно хлопая в ладоши. На сигнал — поднятый флаг — все исполняют наоборот.
На полу нарисован квадрат, в него вписан круг. Квадрат и круг пересечены диагональю. Затем педагог делит учеников на три группы. Одна группа встает на одну из сторон квадрата, другая — на линию круга, третья — по диагонали. Стоящие на линии квадрата встают друг за другом, положив’ правую руку на левое плечо
впереди Стоящего, и когда в музыке даются четверти I I , движутся по квадрату. Те, кто стоят на линии круга, держатся за руки и бегут цепочкой по кругу, когда в музыке даются восьмые J J . Стоящие по диагонали друг за другом на расстоянии вытянутых вперед рук идут медленно, делая шаги с противоположением рук, когда в музыке даются половинные ноты I I . Роли меняются, чтобы каждая группа исполнила все три темпа.
РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь.
В музыке имеются два понятия и два определения музыкального ритма: широкое и узкое. В широком понимании музыкальный ритм— это развертывание во времени конструкции музыкального произведения, как строителя формы во времени 1 . В узком — это
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книги 1, 2 Л., 1971.
временная закономерность, организация звуков по их длительности, т. е. сведение музыкального ритма к ритмическому рисунку, который образуется от сочетания одинаковых или различных длительностей, определенным образом акцентированных (метризованных) и звучащих в некоторых темповых рамках. Точное определение музыкального ритма в узком понимании следующее: «Музыкальный ритм. представляет собой закономерное распределение во времени ритмических единиц (ритмический рисунок), подчиненное регулярному чередованию опорных и переходных долей времени (метр), которое совершается с определенной скоростью (темп)» 1 .
Ритмическими единицами являются длительности отдельных звуков и пауз. Наряду с ними в создании ритмического рисунка участвуют и более крупные элементы — мотивы, стопы, фактурные ячейки, внутрислоговые распевы в вокальных партиях.
Выделяют следующие уровни восприятия музыкального ритма: на первом уровне воспринимаются временные отношения звуков, мотивов, коротких фраз. На втором уровне отражается временная структура более крупных музыкальных отрезков — фраз, предложений, периодов. Третий уровень — это уровень восприятия структуры произведения в целом.
Музыкально-педагогические исследования чувства ритма вскрыли, что, с одной стороны, музыкально-ритмические реакции и доминирование ритма проявляются у детей на ранних стадиях развития музыкальности, с другой — у детей возникают значительные затруднения при выполнении даже самых простых ритмических заданий. Ребенок к 2,5—3 годам располагает простейшими ритмическими представлениями о равномерных отрезках времени. Ритм «остается преобладающим элементом в музыкальных представлениях и более старших школьников. Дети 3—5 лет воспроизводят в пении главным образом ритмическую канву музыкального произведения, и даже старшие дошкольники улавливают преимущественно его динамическую сторону, а собственно звуковысотную (мелодию и гармонию) воспринимают значительно хуже.
Из ритма как «первоэлемента» музыкального восприятия исходит немецкий музыкант и педагог К. Орф при построении своей системы музыкального воспитания детей. Ритм помогает ему быстро найти контакт с детьми музыкально малоразвитыми и соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.
В то же время исследования советских ученых, в частности НИИ дошкольного воспитания АПН, показали: 1) что дети справляются далеко не со всеми ритмическими заданиями, не все могут простучать несложную ритмическую фигуру; 2) сложной структуре музыкального ритма соответствует структурно сложная сенсорная способность, формирующаяся в онтогенезе не сразу как целостная система, а поэтапно.
1 Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972, с. 187.
Основными сенсорными компонентами этой способности являются:
а) восприятие отношений длительности звуков и пауз, лежа
щих в основе ритмического рисунка;
б) восприятие отношений акцентированных и неакцентирован
ных звуковых элементов, составляющих основу музыкального
метра;
в) восприятие скорости следования опорных звуков, опреде
ляющей музыкальный темп.
Чувство ритма формируется путем усвоения системы сенсорных ритмических эталонов, которое происходит на основе процесса их двигательного моделирования и дальнейшей интериоризации свертывания моторных звеньев этого процесса.
Простейшими эталонами тактового метра являются дву-, четырех- и трехдольный метры. Эталонами темпа являются средний (умеренный), быстрый и медленный темпы. Однако в развитом чувстве ритма музыкальный ритм отражен в единстве всех компонентов, и в качестве его эталонов выступают комплексные, синтетические ритмические структуры.
В онтогенезе можно выделить следующую последовательность формирования чувства ритма: первой появляется способность к восприятию-воспроизведению темпа следования звуков. Причем сначала дети овладевают эталоном быстрого темпа, затем — среднего и значительно позже — медленного. Второй появляется способность к восприятию-воспроизведению отношений акцентированных и неакцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра. Процесс усвоения эталонов тактового метра идет от двудольного к четырех-, а затем трехдольному метру. Способность к восприятию-воспроизведению отношений длительностей звуков и пауз, которая лежит в основе улавливания ритмического рисунка, появляется последней. Процесс усвоения детьми эталонов ритмического рисунка начинается с усвоения чередования одинаковых длительностей. Затем усваивается чередование различных длительностей: сначала элементарных квадратных, потом элементарных неквадратных ритмических рисунков. Позднее в той же последовательности происходит усвоение усложненных вариантов этих ритмических структур.
Первоначальный развернутый процесс ориентировочного двигательного моделирования ритмической структуры состоит из следующих последовательно проявляющихся основных периодов:
а) периода аритмичных, беспорядочных двигательных реакций;
б) периода равномерных движений, отражающих, по-видимому,
акцентированные звуковые элементы; в) периода воспроизведения
в движениях основного ритмического отношения, отражающего
начальную стадию воспроизведения структуры задачи в целом;
г) периода усвоенного ритма. Первые три периода являются под
готовительными к четвертому — периоду адекватного вдспроизве-
дения ритмической структуры, по мере усвоения сокращаются во
времени и редуцируются в порядке их появления. В итоге этого
процесса ребенок сразу адекватно воспроизводит целостную ритмическую структуру.
Каждому из периодов двигательного моделирования ритмической структуры предшествует фаза моделирования составляющих ее элементов на уровне неспецифической ориентировочной реакции.
Восприятие сложной ритмической структуры, как и элементарного ритмического эталона, представляет собой процесс ее постепенного «построения». Сначала ребенок воспринимает какой-либо один структурный вариант сложного эталона. Чаще всего это ранее усвоенный элементарный ритмический эталон или первые 2—3 элемента новой структуры. Затем воспринимаются наиболее яркие ритмические отношения следующего структурного варианта и, наконец, сложный эталон в целом.
Для правильного воспроизведения воспринятых эталонов в двигательных структурах необходимо, чтобы:
1) скорость движения совпадала с темпом музыки;
2) мускульное напряжение в движении совпадало с силой зву
чания или с даваемым в музыке отдельным акцентом;
3) передаваемый движением ритмический рисунок совпадал с
музыкальным ритмом.
Чувство развитого ритма (на основе воспитания музыкального ритма) имеет большое значение в онтогенезе речи. Ребенок, начиная говорить, прежде всего усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея еще его правильно произнести. Например, вместо слова тревога — «тигога», самовар — «мататар», молоток — «колоток».
В логоритмическом воздействии на лиц с речевыми нарушениями необходимо учитывать данные онтогенеза в формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом.
Занимающимся предлагаются наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причем не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке. У них воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять таким несложным ритмам свои движения. Затем движения, отражающие ритм, автоматизируются. Автоматизированное движение исключает напряженность в двигательном аппарате, создает экономию сил, развивает легкость в движении и тем самым повышает качество исполнения.
Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, трудовым процессам, в форме построений и т. п. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем возрасте ритмы оформляются легкими движениями.
Дети сидят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую восьмую поочередно указательным пальцем грозят друг другу сначала правой рукой, затем левой. На четверть поворачиваются друг к другу спиной и, оказавшись с новым соседом,
продолжают также исполнять эти движения. (Графически: I I I .)
Дети сидят на полу по кругу, скрестив ноги. На половинную ноту делают хлопок над головой, на первую четверть хлопают правой рукой об пол, на вторую четверть хлопают левой рукой об пол. Делая хлопки над головой, руки ведут кверху через
стороны. (Графически: I I J .)
В старшем дошкольном и школьном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые они оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях, при работе с предметами.
Дети, опустившись на пол, изображают птиц. На две четверти дети делают два взмаха крыльями, поднимая руки до уровня плеч. На половинную ноту встают, широко раскрывая крылья. При повторении ритма на две четверти делают два
взмаха крыльями, на половинную ноту снова опускаются на пол (I J J .)
Дети «копают землю». На первую четверть лопата ставится на намеченное место, на вторую четверть нажимается ногой, и на половинную ноту земля отбрасывается в сторону. В этом же ритме дети изображают аистов, делая на две четверти два шага, а на половинную ноту — шаг, высоко поднимают свободную ногу, согнутую
в колене (индивидуальное исполнение) ( J I J .)
В старшем школьном возрасте на занятиях используются более сложные ритмические рисунки. Фигурные построения усложняются последовательными переходами из одной фигуры в другую, при этом учитываются пространственные соотношения.
Дети «жнут рожь>. На первую четверть наклоняются и левой рукой как бы забирают стебли ржи; на вторую четверть правой рукой воображаемым серпом срезают
стебли; на половинную ноту кладут рожь на землю (I J I •)
Дети делятся на группы по 4 человека. Каждая группа должна в заданном ритме сложить костер и зажечь. В первом такте на каждую четверть дети по очереди кладут дрова в костер, во втором такте на первые две четверти как бы зажигают спички, на половинную ноту (счет «три», «четыре») зажженную спичку подносят
Источник