Развивающая среда эмоциональное развитие

Развивающая среда для эмоционального благополучия детей
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

создание предметно-развивающей среды для эмоционального благополучия детей старшей группы

Скачать:

Вложение Размер
predmetno-_razvivayushchaya_sreda.docx 19.73 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста.

Создание и обновление предметно – развивающей среды связано с ее влиянием на физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также с реализацией ФГТ.

Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психическую комфортность.

Поэтому, создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием.

Предметно — развивающую среду организую на основе следующих принципов:

1. Принцип открытости обществу и открытости своего «Я» предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе постоянно оформляются выставки фотографий «Вот мы какие», семейные альбомы.

2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. В моей группе мальчиков и девочек поровну, поэтому игр для мальчиков и девочек подобрано поровну.

В соответствии с комплексно – тематическими принципами планирования образовательного процесса в группе созданы следующие центры развития детей:

В центре развития речи находятся дидактические игры, картотека коммуникативных игр: «Назови ласково», «Мальчики и девочки», «Подарки» и другие игры-упражнения, которые способствуют развитию навыков общения у дошкольников.

В театрализованном центре — различные виды театров, которые имеют немаловажное значение в эмоциональном развитии ребенка. Дети, принимая участие в театрализованной деятельности, знакомится с социальным миром во всем ее многообразии через образы, краски, звуки. Участие ребенка в драматизации, в инсценировках помогают ему раскрыться эмоционально, увлекают его, вызывают радость, помогают коммуникативному общению. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Теневой театр», пиктограммы на эмоции: вид – в альбоме, на кубиках, на персонажах сказок (личики гномиков)

В центре детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. Все это необходимо для проведения элементарных опытов, экспериментов, которые так любят дети.

В центре природы подобраны растения согласно возрасту детей: колеус, традесканция, хлорофитум, сенполия \фиалка\, ктенанта, и другие. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней, проанализировать и сделать выводы.

В центр конструирования собрала разнообразные виды конструкторов и большие — напольные и маленькие – настольные. Наиболее любимые мальчиками «Лего», «Тико».

Спортивный центр пополнила нестандартным оборудованием, сделанным совместно с родителями:

Мешочки для метания с наполнителем,

Массажные следочки и многое другое, этот спортивный материал помогает снять эмоциональное напряжение и получить удовлетворение от занятия спортом.

В центре художественного творчества большое разнообразие трафаретов, раскрасок, красок, карандашей, пластилина. Также находится цветная бумага, клей для творчества. Различные дидактические игры, сухой бассейн с разным наполнителем, где дети рисуют разные рожицы, обсуждают мимику, делают Домик веселых человечков, Страну веселых человечков.

В центре уединения — за ширмой, на мягких подушках, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме , альбомы с иллюстрациями на определение эмоций чувств: различение и сравнение ярко контрастных эмоций (смех — слезы). Мама улыбается; Бабушка радуется; Я был маленький. Альбом эмоций с героями сказок (например: веселый колобок, хитрая лиса, злой волк, поросенок испугался) и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянная переносная ширма служит у ребят и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, они делают комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание «своего» личного пространства.

Все центры оборудованы таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной деятельностью.

С каждым годом содержание этих центров будет меняться, цели и задачи игр усложняться.

На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет созданный в группе уголок психологической разгрузки — «домотека», это такое место в группы, где дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

В моей группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель: всевозможные диванчики, кресла, пуфики. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность нам, педагогам, приблизиться к позиции ребенка.

В приемной комнате для родителей организую выставки работ детского творчества , собираю «Портфолио» на каждого ребенка).

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность педагогов группы, музыкального работника, инструктора по физическому воспитанию. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Источник

Роль развивающей предметно-пространственной среды в психоэмоциональном развитии ребенка

Калюга Наталья Анатольевна
Роль развивающей предметно-пространственной среды в психоэмоциональном развитии ребенка

Калюга Наталья Анатольевна,

Яковлева Алена Павловна,

МАОУ детский сад №27 «Лесовичок»

Самарская область, город Тольятти

«Роль развивающей предметно — пространственной среды в психоэмоциональном развитии ребенка»

Среда является отражением духовной сущности человека.

Среда — большой мир, макрокосм, Человек — малый – мир -микрокосм. (Л. С. Выгодский)

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим и психоэмоциональным параметрам, то есть организации предметно-пространственной среде.

Психологи связывают механизм воздействия предметно-развивающей среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности.

Развивающая предметно-пространственная среда, которую мы организовали в учреждении, соответствует возрастным особенностям детей, содержательно-насыщенная, доступная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, безопасная и самое главное — пронизана ощущениями психологического комфорта. Условия обеспечивают эмоциональное благополучие во-первых, через доверительное общение педагога с каждым ребенком, уважительное к нему отношение, к его чувствам и потребностям, во-вторых, через взаимодействие самого ребенка с эмоционально обогащенным предметно — пространственным окружением.

В начале учебного года в Учреждении проводился мониторинг оценки насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Мониторинг показал, что развивающая предметно – пространственная среда в образовательном учреждении соответствует требованиям ФГОС ДО. Мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с холла и раздевальных комнат групп. Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда Учреждения, начинается с оформления холла и раздевалки.В каждой раздевальной комнате и холле Учреждения оформлены уголки: «Я родитель!»; «Музыкальный сундучок»; «У нас в детском саду»; «Методический вестник»; «Правила дорожного движения»; «Психолог советует»; «Логопед советует»; «Творчество наших детей», а также проводятся постоянные тематические выставки художественного творчества наших детей и родителей.

В каждой группе создана развивающая предметно-пространственная среда под девизом «Комфорт вокруг и во мне», ее психоэмоциональноенасыщение направлено на:

• стимуляцию эмоциональных ощущений;

развитие психологической активности;

• снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

• повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;

• создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

• активизацию психических процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).

Содержание, направленное на развитие психоэмоционального благополучия — это все окружение пространства, его цветовая гамма, насыщенность полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды. Разнообразные фотографии, иллюстрации и картинки, дидактические, развивающие игры и игровые упражнения, авторские игровые пособия — все это лучший материал для психоэмоционального развития ребёнка, который помогает малышу усвоить разнообразные понятия. В самый нужный и подходящий момент для создания психоэмоционального благополучия нам на помощь приходят народные и авторские сказки, бесценные помощники при освоении норм общения людей между собой. В любой из сказок без труда можно найти много всевозможных ситуаций, которые помогают в увлекательной форме развитию у ребенка психологических и эмоциональных понятий, формированию представлений о доброжелательном отношении к окружающему миру. К примеру, с помощью известных всем с детства сказок «Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка», «Маша и медведь» и т. д. можно уточнять знания о добре и зле, о том, как необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. А средствами игровых упражнений мы сформируем у ребенка умение различать эмоции, способность увидеть эмоциональное состояние друг друга, создавать условия для психоэмоционального благополучия.

Психоэмоциональное здоровье и развитие, а значит, и благополучие предполагают обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы психических процессов посредством каждого центра или уголка группового пространства.

1. Личностно-ориентированный педагогический процесс является основным условием, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя психологически и эмоционально благополучно. При этом особое внимание уделяется коммуникативной стороне отношений педагога с детьми, когда у ребёнка незримо формируется чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

2. Эмоциональное благополучие самого педагога, его собственный внутренний настрой, эмоциональность поведения есть неоспоримо важное условие положительного психоэмоционального состояния детей, у которых с рождения очень развита интуитивная способность улавливать внутреннее состояние взрослых. Дети очень легко заряжаются как положительными, так и отрицательными эмоциями, поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения устраивают себе психологические разрядки, которые снимают излишнюю психологическую зажатость или эмоциональное напряжение.

Атмосфера в группе детского сада определяется отношениями между:

• воспитателем и детьми;

• детьми друг с другом;

• сотрудниками детского сада;

• воспитателями и родителями;

• родителями и детьми.

Хороший микроклимат в учреждении в целом и в каждой группе в частности, возникает тогда, когда все участники образовательного процесса чувствуют себя свободно, при этом уважают право других быть самими собой. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы проанализировать, создать и оказывает весьма существенное влияние на качество группового положительного психоэмоционального комфорта.

Для создания психоэмоционального комфорта в детском саду созданы уголки, вашему вниманию они представлены на экране:

• Уголок «Ряженья» — позволяет изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно;

• Уголок «Юный исследователь» (игры с песком и водой, глиной и красками, мыльными пузырями) – снимают агрессию и напряжение, вызывают радость и неуемную фантазию;

• Уголок «Уединения» — помогает сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам. В таком уголке ребенок может «спрятаться» от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции;

• Мини – музей «Русская изба» — дети получают здесь положительные эмоции, расширяется познавательный интерес, приобщаем к наследию русской народной культуры и своей малой Родины;

• Лаборатория хорошего настроения «Антикапризин» (авторское дидактическое пособие).

Авторское дидактическое пособие «Антикапризин» разработано творческой группой нашего детского сада. Пособие представляет собой красивый, безопасный, удобный, мобильный, многофункциональный «домик – ширму» на крутящихся подставках, имеющий большое количество полочек, что позволяет разместить много разнообразного игрового материала. В лаборатории представлены разные виды театра: теневой, театр картинок (фланелеграф, настольный, театр «Тантамарески», театр «Куклы – топотушки», пальчиковый. Через театр ребенок учится прислушиваться к своим чувствам, к своему телу и душе, ведь каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Здесь же представлены игры по эмоциям («Что изменилось?», «Эмоции сказочных героев», игра «Зеркало» — позволяет найти свой стиль общения с самим собой, учит распознавать эмоциональное состояние). В данном пособие имеются игрушки – забавы, калейдоскоп – сказочный мир за стеклом, мыльные пузыри – это один из символов чистой детской радости и неуемной фантазии, мирилки. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.

Мы используем разнообразные формы работы на снятие психоэмоционального напряжения у детей:

психологические этюды и сказки;

• игры и игровые упражнения;

Становление психоэмоционального опыта ребенкауспешно осуществляется:

• в повседневных видах детской деятельности и в ходе выполнения режимных моментов;

• участия в художественных видах деятельности;

• в спортивных и подвижных играх, соревнованиях, музыкально-спортивных развлечениях, досугах;

• в познавательно — игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.

Педагоги Учреждения окружают ребенка красотой природы, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить ее вокруг себя. На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся, совмещающей любование дарами природы с решением вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.

Территория нашего Учреждения – неотъемлемая часть всей системы экологического воспитания, в организации которого принимают участие и взрослые, и дети. Мы постоянно обновляем развивающую среду прогулочных участков, тщательно продумываем, какое оборудование использовать, как расположить зеленые насаждения, чтобы ежедневные прогулки были интересны детям, могли радовать и удивлять их, познавать, исследовать, экспериментировать. У детей закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Для создания психоэмоциональногокомфорта на территории нашего Учреждения созданы: (обращаем ваше внимание на экран)

«Дорожка к Дому радости»

Цель: создавать положительный эмоциональный настрой, вызывать у детей желание ходить в детский сад;

Цель: позволяет снять психоэмоциональное напряжение и агрессию у детей, благодаря зелени произрастающей вокруг водоема, которая радует глаз;

Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром.

Все участки детского сада уютные, красочные, гармоничные по цветовому и пространственному решению.

В мае в Учреждении планируется открытие детского сквера «Островок счастливого детства», где дети вместе с родителями смогут получить заряд бодрости и хорошего настроения.

Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта «…по — своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне».

Благоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУ Все может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора.

Опыт работы по оформлению предметно-пространственной развивающей среды Сегодня я хочу поделиться опытом работы по оформлению окон в группе. Работа нашего детского сада строится на комплексно – тематическом принципе.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы I. Пояснительная записка Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы разработан в соответствии с документами: 1. Федеральный.

Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Фотоотчет В последних числах января в нашем детском саду, согласно годового плана работы, состоялся педагогический совет на тему «Моделирование развивающей.

Источник

Читайте также:  Психосоматика болезнь детей через эмоции мамы
Оцените статью