Развивать у детей чувство коллективизма

Развитие коллективизма у дошкольников посредством трудовой деятельности.

ЕЛЕНА ЗАМОЖНЯЯ
Развитие коллективизма у дошкольников посредством трудовой деятельности.

Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребенка. Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие в минуты огорчения.А для этого каждому ребенку нужно самому быть отзывчивым: помогать товарищам при затруднениях, уметь проявлять сочувствие огорченному, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему и в дальнейшей, школьной, а затем взрослой жизни. Но они не придут ребенку сами собой. Их надо воспитывать.

Мы педагоги хотим, чтобы наши воспитанники росли добрыми и справедливыми, умели дружно играть, заниматься различными видами совместной деятельности.

К сожалению, в детском коллективе — в группе детского сада, во дворе, в семье — нередко возникают напряженные ситуации, на первый взгляд кажущиеся нам, взрослым мелочами,не требующими внимания: пусть дети сами разберутся.

Умение детей в коллективе самостоятельно найти правильную форму поведения, соответствующую нормам культурных, доброжелательных взаимоотношений, является безусловным показателем их воспитанности. Но такой результат не приходит сам собой; далеко не все дети способны в критические моменты проявлять сочувствие к сверстнику, желание помочь, уступить, отказавшись от своих намерений, особенно если они увлечены собственными занятиями. Не каждый ребенок владеет умениями трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда.

Руководя коллективным трудом детей,воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности.В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения.

Поэтому, считаю проблему формирования детского коллектива актуальной, одной из важнейших и значимых задач для обучения и воспитания старших дошкольников.

Невнимание взрослого к этой стороне взаимоотношений детей способствует формированию негативного стиля поведения — безразличия к «страдающему» ровеснику, эгоистических проявлений и, как последствие, отсутствие чувства коллективизма. Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников, согласовывать свои желания с желаниями других детей. Они учатся в зависимости от ситуации уступать, сдерживать свои желания, убеждать товарищей в своей правоте или своем праве на то или иное дело, используют в качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.

Дошкольнику трудно самому вникнуть во внутренний мир сверстника, понять причины его отрицательного эмоционального состояния. А. В. Запорожец подчеркивал, что нередко дети поступают вразрез с существующими правилами морали не потом, что они их не знают, а потому что у них оказываются недостаточно сформированными такие гуманные чувства и отношения, как сочувствие, сопереживание, сострадание, отзывчивость. А ведь они необходимы ребенку при вступлении в любой коллектив, чтобы занять в нем благополучное положение.

Вашему вниманию представляю игры на развитие и осознание дошкольниками чувства коллективизма.

Цель: активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.

Игровые правила: рассказать можно только о том, что есть в здании, на участке детского сада.

Игровые действия: отгадывание. зарисовки по сюжетам рассказов, рисунок — отгадка.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все,что они видели в детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.

Игрок рассказывает о любой комнате, не называя ее, а дети по описанию ее отгадывают. Отгадавший рассказывает про другую комнату.

Цель: закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитывать желание помогать друг другу.

Игровые правила: обирать предметы в команде по сигналу.

Игровые действия: соревнование — кто быстрее соберет в портфель все необходимое для школы.

Ход игры: на столе у воспитателя лежат два портфеля. На других столах лежат школьные принадлежности. По сигналу дети начинают собирать в портфель школьные принадлежности. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно все собрала в портфель. В игре закрепляется название и назначение всех предметов.

Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к сверстнику.

Игровые правила: говорить по очереди ребенку комплимент.

Игровые действия: дети сидят на стульчиках полукругом, а в центре сидит ребенок. Дети по очереди говорят комплименты полными предложениями. Потом участник меняется.

Цель: уточнять и расширять знания детей о видах спорта; зимних и летних; воспитывать желание заниматься физкультурой. Формировать навыки коллективной игры: умение договариваться, радоваться успехам товарищей.

Игровые правила: поиск предметов и картинок с изображением разных видов спорта начинать только по сигналу водящего.

Игровые действия: поиск предметов и картинок по сигналу.

Ход игры: воспитатель беседует коротко с детьми о видах спорта, уточняет понятие «зимний» и «летний» виды спорта.

— Мы сейчас разделимся на две команды, выберем считалкой командиров.

На столах лежат картинки с изображением летнего и зимнего видов спорта. Дети делятся на команды «зима» и «лето» так, чтобы играющих было поровну.

— у нас в группе лежат разные предметы, которые используются в спорте, и картинки о спорте. Ваша задача — найти их и положить на свой стол. Если вы вместе, дружно возьметесь за дело, у вас все получится.

В конце игры дети проверяют правильность отбора предметов. У кого больше предметов и картинок, тот и победитель.

Усложнение игры возможно за счет сокращения времени для поиска.

Цель: учить понимать причинные связи между явлениями, упражнять в правильном подборе слов, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Читайте также:  Что такое сентиментальное настроение

Игровые правила: предложение закончит тот, на кого укажет стрелка.

Игровые действия: вращение стрелки.

Ход игры: воспитатель вспоминает с детьми пословицы о дружбе,а теперь предлагает закончить предложения о дружбе в группе детского сада: » Мы — дружная. «, » Вместе нам. «, » Без дружбы. «. отвечает тот, на кого укажет стрелка.

Воспитатель заранее должен подготовить ряд предложений. В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.

Цель: формировать навыки коллективной игры: умение договариваться, распределять роли, радоваться успехам товарищей.

Закрепить знания детей о профессии — артист.

Игровые правила: договориться детям между собой о взятой на себя роли, помочь товарищу подготовить костюм и атрибуты для выступления.

Игровые действия: выступления ребенка по замыслу.

Ход игры: воспитатель вместе с детьми, которые не участвуют в концерте,помогает создать условия для его подготовки: сделать маски, микрофоны, костюмы; распределить роли, выбрать ведущего концерта, костюмера и т. д. по окончании «концерта» поблагодарить всех детей, обратить внимание на то, что они действовали дружно. По желанию детей, в следующий раз пригласить на «концерт» малышей.

Игра в жизни ребенка АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребёнка. Малыши быстро растут,.

Игры на развитие эмоциональной сферы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДошкольное детство– это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.

Источник

Семинар «Воспитание коллективизма у старших дошкольников»

Вера Ермакова
Семинар «Воспитание коллективизма у старших дошкольников»

СЕМИНАР НА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПЛАН СЕМИНАРА:

1. Важность работы по формированию коллектива в современных условиях жизни нашего общества.

2. Основы формирования детского коллектива:

2.1 формирование коммуникативных навыков;

2.2 опыт использования положительных групповых норм поведения;

2.3 организация совместной деятельности

3. Воспитывающий и развивающий коллектив

4. Независимость личности в условиях самоуправления

5. Методика косвенного воздействия и автономный коллектив.

Какими бы сложными и неоднозначными не были в настоящее время перипетии исторического развития нашего государства, всем определенно известно, что его педагогическую часть заботит более всего нравственное воспитание общества. Да оно должно и будет непременно высокообразованным. Но оно еще должно быть морально-чистым и нравственно-здоровым. Это – первая причина, по которой я выбрала в своей педагогической деятельности тему нравственного воспитания в процессе формирования коллектива дошкольников.

Во-вторых, проблема формирования детского коллектива в дошкольном учреждении настолько важна и актуальна, насколько она и сложна. Дошкольное детство – это важный период жизни. В стенах детского сада маленький человечек развивается не только физически, здесь формируется его характер и складываются нравственные сферы личности.

К тому же психологи во главе с С. Г. Якобсон (ведущим сотрудником Института педагогических инноваций Российской Академии образования) считают, что именно в дошкольном возрасте на начальном этапе морально-нравственного становления закладывается моральный облик человека. Это сензитивный период, когда ребенок особенно чувствителен и восприимчив к морально-нравственному воспитанию. И положительный или отрицательный моральный выбор закладывает фундамент для его повторения в будущем.

Несомненно ясно и то, что гармонично-развитую личность можно воспитать только в коллективе. Специалисты должны стремиться развить в детях навыки коллективного обучения, умение слушать педагога и сверстников, способность к восприятию. Воспитателям и родителям необходимо постоянно помнить о предстоящей психологической адаптации детей к будущей школьной жизни, к процессу обучения как форме коллективного взаимодействия.

Итак, определенно ясно, что малышу комфортно развиваться, воспитываться и обучаться именно в коллективе своих сверстников. Ведь потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения детей с товарищами по группе (близкими по уровню физического развития, по основным психологическим параметрам) рождают наиболее необходимые и глубокие переживания, наполняют смыслом их действия и поступки. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь и дружба, признание и понимание – рождаются близостью и связанностью с другими. Коллективное общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в коллективе, а позже – и в мире.

Ко всему выше изложенному следует добавить: успех воспитания в коллективе возможен только при бережном отношении к личности каждого ребенка.

В детском саду с самых ранних возрастных групп нам, воспитателям, необходимо формировать коммуникативные навыки.Этим мы будем решать две важные задачи:

1. Создавать предпосылки для восприятия детьми знаний.

2. Растить нравственно – оформленную личность.

На мой взгляд вторая задача является более важной.

Педагогу точно и грамотно необходимо детский коллектив формировать, а его развитие следует направлять.

Для того, чтобы подготовить детей к жизни и деятельности в условиях демократического общества (а это сейчас глобально и актуально, необходимо воздействовать на развитие отношений детей внутри группы. И это непременно следует делать начиная с самого раннего возраста.

Вот наблюдение из практики работы в нашей I младшей группе «А» МБДОУ №150. Дима Зеленин всегда с радостью подаст любому ребенку из группы обувь или одежду во время одевания; поможет убрать товарищу игрушки, если даже сам в них не играл; принесет книгу; подаст чашку и т. п. Мы, педагоги,просто не нарадуемся его поведением и поражаемся: откуда в этом, еще аленьком человечке (22.08.2003 г. р., столько чуткости и бескорыстия. Ведь он за это ничего не получает, кроме благодарного слова «спасибо». Значит ему этого достаточно. Плюс ко всему – одобрение взрослых. Чем не доказательство тому, что даже в группе младших дошкольников уже начинает нравственно – верно формироваться опыт использования положительных групповых норм.

При этом важна доверительная форма общения между детьми и педагогами. Ведь основные приоритеты в дошкольном воспитании на сегодняшний день в России несомненны – воспитание как благо для ребенка; создание условий для свободного, полноценного выражения личности; творческое развитие индивидуальных способностей; бережное отношение к каждому ребенку, формирование его неповторимого облика; подготовка детей к жизни и деятельности в коллективе, как форме общественного бытия.

Читайте также:  Голова не работает стресс

Детский коллектив необходимо организовать таким образом, чтобы не только индивидуальные особенности каждого ребенка получили наиболее полное воплощение, но и для того, чтобы каждый ребенок, независимо от уровня его развития, приобрел опыт исполнения любой роли в коллективе сверстников. А педагогу следует детский коллектив формировать, а его развитие – направлять.

От беседы к формированию коммуникативных умений.

Прежде всего воспитатель прививает ребенку навыки выражать свои потребности словами, помогает осознать свое «Я»,способствует углублению взаимопонимания между детьми посредством применения циклического приема: БЕСЕДА ДЕЙСТВИЕ БЕСЕДА, при

этом особое значение придает детским стычкам и словесным перепалкам. Только таким образом детский коллектив сформируется как дружественный демократичный, а не будет подавляться и подчиняться группе более сильных товарищей.

Плюс – появляется возможность организовать совместную деятельность. Возвышая различные несовпадающие потребности каждого до общих потребностей,ребенок приучается контролировать себя по схеме: (хочу) предлагаю – (как этого добиться) вступаю в беседу – думаем вместе (план действий) – ставим цель, проводим вместе подготовительные действия для достижения поставленной цели – (даем оценку, проверяем, получилось ли согласно составленному плану действий. Это есть идеальная методика формирования коммуникативных умений. Через подобную цепочку действий каждый ребенок осознает личную роль на пути движения к общей цели, старается возможно лучше исполнить свою роль. Ребенок чрезвычайно горд и счастлив, если общая цель достигнута в результате и его личных усилий. Ведь коллектив – это высшая форма существования личности.

А в идеале для педагога должна стоять цель: организация коллектива самоуправления, в котором дети могли бы разрешать возникающие противоречия, т. е. это должен быть способный к самоуправлению, воспитывающий коллектив самостоятельных детей.

Воспитателю следует способствовать взаимодействию детей независимо от уровня их развития. Кроме того возникает возможность воздействия на каждого отдельного ребенка путем совершенствования коллектива.

И в воспитаниидетей до трех лет можно определить следующие неотложные задачи:

1. продумывать, творчески проводить веселые игры и прогулки, в которых с радостью будет участвовать любой ребенок;

2. со вниманием относиться к новому опыту или открытию каждого отдельного ребенка, развивать практику ознакомления всех детей группы с этим новым опытом или открытием;

3. со вниманием относиться к стычкам между детьми, учить детей анализировать конфликтные ситуации, обсуждать их; руководить этим процессом очень деликатно.

Задачи для дальнейшего совершенствования коллектива детей,уже достигших трехлетнего возраста:

1. опираясь на опыт ребенка, направляя его от диалога к действию и от действия к диалогу, воспитатели должны углублять взаимопонимание между детьми, одновременно помогая им самоутверждаться;

2. в повседневной жизни они должны уделять внимание трудовой деятельности;

3. воспитателям следует придавать большое значение соревнованию детей при решении общих задач, участии в общих мероприятиях, являющихся ключевыми в коллективной жизни. Необходимо формировать у детей чувства взаимопомощи, уверенности в себе и гордости за правильно выполненную работу.

Решение этих задач будет способствовать дальнейшему улучшению положения ребенка среди других детей.

Независимость личности в условиях самоуправления.

Следует признать, что в процессе формирования личности именно дошкольный возраст является решающем. Именно в раннем детстве закладываются психологические особенности и нравственные качества личности.

Самостоятельность ребенка как субъекта развития прямо зависит от направляющей деятельности воспитателя, от влияния коллектива. Формируя в ребенке самостоятельность, воспитатель должен выбрать правильные методы руководства и учитывать особенности коллектива. Таким образом, самостоятельность – общее понятие, существующее в педагогике в тесной связи с понятием развития и применяемое в теории руководства. Суть этого понятия – в самостоятельной деятельности ребенка, опосредованной механизмом руководство – развитие. Следовательно, самостоятельность является не просто отправной точкой и результатом развития. Этот феномен возникает как опосредованное руководством воспитателя и влиянием коллектива явление. Это достигается содержанием и методами воспитания, педагогическими принципами.

В действительности, личность ребенка как субъекта жизни органично вплетается в жизнь взрослых и формируется под влиянием всех противоречий общества. Следовательно,важно направлять развитие ребенка с учетом его реального окружения: особенностей семьи, местности и др. Однако важно обращать внимание на то, что личность ребенка как субъекта развития является зависимо – опосредованной автономной жизнью детского коллектива. Для самостоятельности ребенка автономная жизнь коллектива особенно значима. Ведь жизнь имеет как практическую, так и фантазийную сторону. Главная причина несамостоятельности современных детей в том, что они теряют способность общения с друзьями, не могут быть автономными в коллективе. Именно поэтому в воспитании детей младшего дошкольного возраста особое внимание надо обращать на обучение общению. Но ведь создание условий для общения и автономности детей – это есть и реальность, и фантазийность деятельности в коллективе. Опираясь на эти свойства деятельности, воспитатель может формировать самодеятельность личности.

Организация автономной жизни дошкольника – главная задача направляющей деятельности воспитателя.

Самостоятельность ребенка и направляющая деятельность воспитателя.

Для самодеятельности личности исключительно важно наличие цели и перспективы, поскольку они служат проводниками между внутренним духовным миром личности и ее внешними проявлениями.

Однако у детей ни цель, ни перспектива не могут возникать сами по себе. Их появление у ребенка может произойти только под руководством имеющего цель воспитания. Сознательные действия ребенка на практике организуются целенаправленным воздействием – руководством. При бесцельном воспитании не может возникнуть цели и у ребенка. Имеющего цель ребенка может вырастить только имеющий цель воспитатель. Цель его – быть посредником между детьми; используя мастерство, он руководит действиями. Например, цель воспитателя – «ребенок, уважающий товарищей» — должна передаваться малышу посредством мастерства педагога. Специфика педагогического воздействия заключается в том, что ребенок не только, субъект, имеющий свой внутренний мир, он и объект воздействия педагогической методики. Следовательно, внешнее воздействие (руководство) станет эффективным только в том случае, если оно окажется в согласии с внутренним миром ребенка. Если мы хотим добиться понимания ребенком своих действий и побудить его к ответной деятельности, то руководство должно быть опосредованным. Только таким образом можно достичь формирования самостоятельности у детей.

Читайте также:  Методика эмоционального состояния личности

Формирование коллектива, его самоорганизация и самоуправление рассматриваются нами как педагогический прием, заключающийся в опосредованности руководства.

При этом объединяются в одно целое цель, содержание, метод. Односторонним и неверным является подход к коллективу как к средству для тренировки навыков общения. Формирование включает как его организацию, так и деятельность. Это не есть прямое воздействие на детей. Формирование коллектива – путь проникновения во внутренний мир ребенка, организации самостоятельной деятельности, всестороннего развития личности.

Воспитание общего участия.

Формировать самостоятельность, целеустремленности ребенка с самого раннего возраста – это дальнейшая задача дошкольного воспитания. В чем же причина того, что вырастают несамостоятельные, апатичные, отчужденные дети? Так получается из-за нарушения связей, объединяющих человека с человеком, личность с личностью. В таких условиях на долю ребенка остаются одиночество, изоляция.

Необходимо создать линии взаимодействия личности с личностью, поднять ребенка до подлинного гуманизма, и тогда можно строить здание самостоятельности ребенка как человека. Серьезная педагогическая проблема отчужденности существует и в воспитании дошкольников. В чем же суть отчужденности? Прежде чем отверженный ребенок выпадает из поля зрения воспитателя, он исключается из круга приятелей, из коллектива друзей. До того как такой ребенок становиться отстающим в занятиях, он лишается желания овладевать умениями и знаниями, теряет интерес к жизни.Поэтому к данному явлению надо подходить со следующих позиций: «До того как ребенок становиться объектом воспитательного воздействия для учителя, он является субъектом жизни, членом коллектива». (А. С. Макаренко) Ребенок изначально существует как субъект жизни, как член коллектива.

Только развитие личностей в коллективе может обеспечить создание высоко – нравственных и демократических связей между детьми. Степень взаимозависимости индивида и коллектива при этом определяется зрелостью коллектива. Поэтому формирование определенных нравственных норм и демократических отношений в сложившемся коллективе детей будем называть коллективом общего участия. Формирования коллективаобщего участия выражает идею: ни один человек не должен быть отвержен. Участие – это, когда ребенок как субъект жизни, будучи членом коллектива, в котором он существует, находиться в одной из ячеек коллектива, является его полноправным членом и вступает в ответственные, взаимозависимые отношения с товарищами.

Методика косвенного, опосредованного воздействия.

Субъективное участие ребенка в коллективе и его деятельности составляет воспитательную цель коллектива. Однако такое участие не должно быть ни произвольным, ни формальным. Оно должно помочь наладить ответственные взаимозависимые связи в коллективе. Если придерживаться этой линии, результатом будет методика опосредованного воздействия, методика увязывания интересов коллектива с жизнью.

С одной стороны, коллектив контролирует поступки и действия его членов, а с другой, он создает чувство психологической стабильности, удовлетворяет потребность в дружбе, защищает своих членов. Используя защитную функцию коллектива воспитатель продвигает его к дальнейшему развитию. Благодаря взаимозависимым коллективным отношениям контроль и восприятие можно осуществить одновременно, чего не скажешь о методике прямого воздействия, когда в результате получается либо сплошной контроль, либо полная свобода и вседозволенность. В любом из этих случаев в коллективе не возникают ответственные взаимозависимые отношения.

Методика косвенного воздействия и автономный коллектив.

Воспитательное воздействие всегда проявляется в каких-либо формах. В методике коллективного воспитания тоже есть форма, например подгруппа (можно назвать и бригада). Небольшие подгруппы детей (или бригады) должны применяться как средство воздействия на каждого отдельного ребенка.Эффективен метод: «ВОСПРИЯТИЕ – РУКОВОДСТВО» и «РЕФЕРЕНТНЫЙ КОЛЛЕКТИВ». Педагог должен начать свое руководство детьми с психологического воздействия. При этом воспитатель использует человеческие отношения, товарищество в качестве средства, чтобы добиться от ребенка адаптации к группе, психологической стабильности. Адаптации достигают и путем поощрения, объединения в приятельские компании. Для удовлетворения же психологического равновесия стараются дать возможность всем детям по очереди быть ответственными за исполнение того или иного поручения.

Дети нуждаются в друзьях. Уловить эту потребность – важнейший момент в дошкольном воспитании, для этого и создаются подгруппы (бригады, в которых обязательно должны быть дружеские отношения. Здесь подгруппа используется как средство внушения ребенку чувства удовлетворения, достижения психологического раскрепощения. Контроль и неоднократное повторение действий и поступков детей, так же как и психологическое воздействие, очень важны в работе воспитателя.

Итак, руководство – это организация самодеятельности, самодвижения личности ребенка как субъекта жизни, субъекта развития. Коллектив необходим как способ претворения в жизнь косвенного воздействия, призванного руководить становлением активной, самодеятельной личности. Коллектив, который делает возможным такое самодвижение активной личности называется автономным коллективом.

Параметры автономного коллектива:

1. Максимальное уважение и максимальная требовательность по отношению к ребенку. В основе концепции формирования коллектива должны лежать доверие и ожидание по отношению к развитию ребенка. Максимальное уважение возможностей ребенка к развитию и последовательная требовательность делают необходимыми наличие самоуправления и самостоятельности коллектива.

2. Единство практических задач – личной и коллективной. Автономия – это совместные действия членов коллектива по выполнению общей задачи. Деятельность будет полезной для личности в том случае, если она будет включать в себя общую для коллектива задачу, а автономия – это способ деятельности, когда и выбор цели, и ее практическое достижение осуществляются сообща.

3. Единство деятельности и организации.

Самоуправление коллективадолжно исходить из двух посылок: содержания деятельности и системы организации. Понятие деятельность и организация взаимосвязаны, вопрос в том, что важнее. В любой деятельности ребенка присутствует двойственность – реальность и фантазия; причем реальность глубоко связана со степенью зрелости коллектива.

4. Двойственность самоуправления.

Самоуправление концентрирует волю коллектива, выражает эту волю вовне.

Каждый ребенок должен ощущать поддержку коллектива, в котором постоянно происходят качественные изменения. Самоуправления коллектива должно стать единством внешней и внутренней автономии.

5. Единство самостоятельности и самоконтроля. Автономия коллектива направляет развитие личности ребенка, побуждая его к внешним действиям и ограничивая внутренним контролем. Для того, чтобы группа способствовала развитию детей, ее следует формировать как автономный коллектив.

Схема: «Практическая методика дошкольного воспитания».

Автономная деятельность Заданная деятельность

Источник

Оцените статью