- Формирование ответственности у подростков: советы психолога
- Елена Петрусенко
- Что такое ответственность
- Ответственность глазами подростка
- Советы по воспитанию ответственности
- 1. Не навязывайте ребёнку свои цели
- 2. Не путайте ответственность с послушанием
- 3. Не сравнивайте ни с кем подростка
- 4. Поощряйте самостоятельность
- 5. Подкрепляйте права обязанностями
- 6. Разграничивайте зоны ответственности
- 7. Готовьте подростка к трудностям
- 8. Демонстрируйте путь решения проблемы
- 9. Вводите санкции за безответственное поведение
- 10. Будьте примером
- Чувство ответственности
- Сколько, когда и зачем брать на себя личную ответственность?
- Как научиться ответственности
- Как управлять ответственностью?
- Последствия ответственной и нет позиции
- Что такое ответственность? Как воспитать в себе чувство ответственности?
- Что такое ответственность? Определение
- Быть ответственным: что нам это даёт?
- Ответственность как ценность
- Как стать более ответственным?
- Ответственность и чувство вины
- Почему быть безответственным плохо?
- Ответственность как социальная ценность
- Договорённость
- Обязательства
Формирование ответственности у подростков: советы психолога
Представляем вашему вниманию текстовый вариант одного из вебинаров для родителей, проведённых психологом «Домашней школы Фоксфорда». Обсуждались обязанности тинейджеров, связь между ответственностью и самостоятельностью, а также санкции, допустимые за проступки.
Елена Петрусенко
Психолог, специалист по работе с подростками.
Что такое ответственность
Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.
Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.
Ответственность глазами подростка
В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.
Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.
Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.
Советы по воспитанию ответственности
С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.
1. Не навязывайте ребёнку свои цели
«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.
Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?
Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.
Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?
Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.
2. Не путайте ответственность с послушанием
Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.
Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.
Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.
3. Не сравнивайте ни с кем подростка
Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.
У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.
Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.
4. Поощряйте самостоятельность
Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.
Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.
Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.
И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.
Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.
5. Подкрепляйте права обязанностями
С подростками отлично работает конструкция «Если…, то. ». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.
6. Разграничивайте зоны ответственности
Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.
Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.
Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.
Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.
7. Готовьте подростка к трудностям
Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.
Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.
8. Демонстрируйте путь решения проблемы
Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.
Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».
9. Вводите санкции за безответственное поведение
В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.
Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.
Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то. », сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.
10. Будьте примером
Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник
Чувство ответственности
Чувство ответственности — внутреннее ощущение обязанности отвечать и готовность отвечать за то или иное.
Чувство ответственности у конкретного человека может быть в одной области и отсутствовать (быть не выраженным) в другой. Человек может быть исключительно ответственным в своих обязательствах перед другими и мало ответственным в отношении собственного здоровья, своей судьбы и жизни. Смотри Ответственность за себя
Чувство ответственности — это ощущение «я могу» и «я должен» выполнить свои обязательства, вместе с внутренней обязанностью ответить за последствия своих действий.
Для деятельного и позитивного человека это в первую очередь настрой на дело, понимание, что договоренности, обязанности и долг — все это должно быть сделано, выполнено. Для переживательного и негативно настроенного человека — тревоги за возможную неудачу и переживание вины в случае невыполнения.
При любом настрое чувство ответственности — это надежность, готовность человека честно и старательно выполнять договоренности и свои обязанности (готовность нести то, что положено), плюс готовность платить за проколы. Готовность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.
Когда говорят о чувстве ответственности, обычно имеют в виду социальную ответственность, чувство социальной ответственности. Чувство личной ответственности — рядом, но это другое: это внутреннее понимание того, что данное дело необходимо сделать, и сделать это должен именно я.
Человек с развитым чувством ответственности — ответственный человек.
Ответственная позиция — более активна, чем чувство ответственности. Это готовность и способность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.
Развитое чувство ответственности — признак взрослости. Не готовность нести что-либо серьезное и за что-либо отвечать — признак человека-ребенка. Избегающий что-либо нести и за что-либо отвечать (платить) — безответственный, человек с позицией Иждивенца. См.→
Чувство ответственности не надо путать с чувством вины. Чувство вины не заменяет чувства ответственности: когда-то мешает делу, а когда-то бывает полезным.
Существует старинное правило: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд. Это называется — «ответственность за результат». Готовность жизнью платить за результат — показатель высокой меры ответственности.
Ответственность — это мощный инструмент изменения качества жизни и действенное средство формирования в своей жизни желаемых событий. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.
При желании чувство ответственности можно себе привить. Смотри Воспитание и развитие ответственности
Обостренное чувство ответственности есть склонность к гиперответсвенности. Человека с неразвитым чувством ответсвенности именуют безответственным.
В трудных или неприятных ситуациях думают об ответственности и берут на себя ответственность люди высокого уровня психологической культуры, люди ответственные. Люди более низкого уровня культуры в этих ситуациях либо переживают, либо ищут виновного, (сбросить на него свою агрессию, снять ответственность с себя).
Можно ли отвечать за свою любовь? Смотри Ответственность в любви
Сколько, когда и зачем брать на себя личную ответственность?
Брать на себя личную ответственность — это значит видеть себя источником всех поступков в своей жизни и их последствий.
Взваливать на себя всю ответственность так же глупо, как убегать от ответственности или перекладывать всю ответственность на окружающих. Как к этому подходить разумно — смотри Отношение к ответственности и Расклад ответственности
Как научиться ответственности
Ответственность — это навык. Его можно развивать и воспитывать как в себе, так и в окружающих людях. Смотри — Воспитание и развитие ответственности.
Как управлять ответственностью?
Как технически увеличить или уменьшить ответственность, как делегировать часть ответственности окружающим — смотри Как управлять ответственностью.
Последствия ответственной и нет позиции
Либо ты берешь ответственность, либо страдаешь и завидуешь.
Источник
Что такое ответственность? Как воспитать в себе чувство ответственности?
Полное руководство по чувству ответственности: что такое ответственность, что значит — быть ответственным человеком, почему быть ответственным важно, как стать более ответственным человеком? Как избежать чувства вины и тревожности из-за чрезмерной или гиперответственности? Узнайте разницу между ответственностью и чувством вины. Также в этой статье мы расскажем вам о том, что такое социальная ответственность.
Ответственность: полное руководство
Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое ответственность и безответственность? Что мы подразумеваем под ответственностью? Если вы начнёте об этом думать, наверняка перед вашими глазами всплывут картины из детства. Дети, решая, будут ли они слушаться родителей или нет, и особенно если они хотят «бросить вызов авторитетам» (маме и папе), могут услышать в ответ: «Ты должен быть ответственным».
Если вы спросите ребёнка, что значит быть ответственным, он ответит вам что-то вроде «делать всё хорошо», «слушаться маму и папу», «выполнять домашние задания». Взрослые используют этот термин — «ответственность» — чтобы дети поняли и приняли, что следует вести себя хорошо и выполнять то, что им говорят родители.
Как вы думаете, ответственность — это чуть больше, чем обязательства? Что приходит вам в голову, когда мы говорим об ответственности?
Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit
Что такое ответственность? Определение
Если мы обратимся к этимологии слова «ответственность», то увидим, что оно происходит совсем не от «обязательства». Русское слово «ответственность» происходит от «ответ, решение»; в европейских языках также — от слова «обещание».
Стать ответственным человеком означает научиться осознанно принимать решения, применять модели поведения, позволяющие вам стать лучше или помочь стать лучше другим. И что самое важное, ответственный человек понимает и принимает последствия своих собственных действий и решений.
В словаре испанского языка RAE Королевской академии испанского языка ответственность определяется как «существующая способность любого активного субъекта права признавать и принимать последствия осуществлённого добровольного действия».
В этом определении особо подчёркивается необходимость принятия человеком ответственности за возможные негативные последствия своих действий.
Быть ответственным: что нам это даёт?
Ответственность очень полезна, недаром говорят, что «человек ответственный есть человек свободный». Чувство ответственности может помочь вам достичь своих целей в любой жизненной сфере. Ответственность позволяет вам создавать собственные ценности и взять бразды правления своей жизнью в свои руки. Ответственность помогает:
- Быть более честными и порядочными: Когда мы склонны говорить правду и выполнять свои обещания, окружающие люди верят нам, считая честными и порядочными людьми.
- Быть более самостоятельными: Принятие последствий наших действий поможет нам лучше принимать решения.
- Пользоваться большим доверием: Люди больше доверяют ответственному человеку. Но что ещё более важно, мы начинаем больше доверять самому себе. Мы чувствуем себя лучше, если делаем что-то правильно. И даже в случае ошибки мы удовлетворены, поскольку знаем, что в той или иной ситуации сделали всё возможное.
Ответственность как ценность
К ответственности приучают с детства. Как в семье, так и школе, в детях необходимо воспитывать ценности.
Конечно, всем хочется, чтобы их партнёр был порядочным и ответственным, дети — умели брать на себя ответственность и не попадать в неприятные истории, чтобы родители и преподаватели были ответственными и берегли детей, специалисты — с ответственностью выполняли свою работу. Почему мы думаем, что человек должен быть ответственным?
Потому что присутствие таких людей рядом даёт нам чувство уверенности и безопасности. Мы думаем: «да, он ответственный, он всё сделает как надо». Чуство безопасности — одна из базовых потребностей согласно пирамиде Маслоу.
Это одна из причин того, почему в нашем обществе так положительно оценивается ответственность — потому что она даёт нам безопасность, доверие и определённую стабильность.
Как стать более ответственным?
Волшебной формулы того, как стать более ответственным, не существует. Однако «натренировать» и воспитать ответственность можно.
Если вы хотите чего-то достичь, выполнить свои обещания и обязательства, вам необходимы, прежде всего, предрасположенность и мотивация. Поскольку вы уже дочитали статью до этого пункта, всё это у вас уже имеется. Я дам вам несколько дополнительных советов и подсказок. Итак, как развить чувство ответственности?
- Ставьте цели: Важно понимать зачем вы что-либо делаете. Понимание смысла и направленности действий помогает нам осозанно продолжать справляться с нашими обязанностями. Если вы считаете, что ваша цель слишком долгосрочна, для её достижения ставьте себе маленькие цели. Я рекомендую записывать их. Может быть это прозвучит глупо, но записанные цели становятся реальными. Записывание целей может помочь вам стать более ответственным!
- Будьте объективны: Что от меня зависит, а что — нет? Напишите список того, что зависит от вас и что вы можете контролировать. Ваше внимание должно быть направлено на эти аспекты, поскольку вы не можете нести ответственность за то, что от вас не зависит.
- Сформируйте полезные привычки: Если вам трудно «взять себя в руки», попробуйте организовать свой распорядок дня. Например, запланируйте, что каждый день ровно в течение часа перед просмотром фильма вы будете заниматься. Это поможет вам, кроме того, вы точно будете знать, что занятия займут всего лишь час перед просмотром, например, любимого сериала.
- Наградите себя: Тут важны ваши внутренние амбиции. Если вы достигли поставленной цели, почему не признать это? Это ваш момент успеха, похвалите и побалуйте себя!
- Будьте искренни сами с собой: Вы ошиблись? Результат зависел только от вас, но вы не справились? Возьмите на себя ответственность, признайте это. Проанализируйте: почему что-то пошло не так, как бы вы могли поступить иначе, чтобы достичь желаемого?
- Поделитесь своими планами: Нет-нет, речь не о том, чтобы публично делиться своими планами в соцсетях. Я имею ввиду ваших близких. Лучший друг, мама, брат или сестра. Расскажите им, что вы задумали и как будете это делать. Вы сможете получить поддержку от самых родных и близких людей. Кроме того, вам уже будет неловко свернуть с намеченного пути.
- Действуйте: То, за что вы можете взять на себя ответственность, — это ваши действия. Например, убрать в своей комнате, сдать вовремя работу, приготовить обед и т.д. Это конкретное поведение, за обязательство выполнить которое вы можете взять ответственность, однако при этом вы не можете отвечать за последствия. Например, как бы хорошо вы не подготовились к уроку, это не гарантирует вам высшей оценки от преподавателя, а если вы целый день старались и готовили обед, это не означает, что ваша еда обязательно понравится вашим гостям. Это от вас не зависит. Поэтому просто наметьте план действий и задач, которые вы хотите выполнить и обладаете всеми необходимыми для этого ресурсами, и действуйте!
Я не хочу вас обманывать. Чтобы стать ответственным человеком, необходимо время, желание и усилия.
Помните, что постоянство — это ключ к успеху. Сконцентрируйтесь на поставленной цели и у вас всё получится.
Вы можете записывать ваши самые важные цели заглавными буквами, а подцели или мини-цели — обычными буквами чуть ниже. Начинайте постепенно, шаг за шагом беря на себя ответственность за те или иные действия или задачи.
Помните об ответственности за все свои поступки. Если у вас что-то не получилось, не наказывайте себя. Проанализируйте причины, скорректируйте путь, осознайте трудности и начните заново.
Ответственность и чувство вины
Вина и ответственность — это не одно и тоже. Быть ответственным за что-то не означает быть виноватым. Признайтесь честно, сколько раз вам приходилось оправдываться, произнося «Это не моя вина!» в ситуациях, на которые вы фактически никак не могли повлиять?
Я расскажу вам одну историю, которая, возможно, покажется вам знакомой. Представьте, что рано утром дома вы увидели на телефоне сообщение от своего начальника следующего содержания: «Проект срочно нужно сдать к 13:00. Клиент приедет раньше. Всё должно быть идеально. И не вздумай опоздать, этот клиент очень важен для нашей компании и он ждать не будет».
Всё утро вы в спешке доделываете проект и выходите из дома вовремя, даже с запасом времени, чтобы не опоздать. Вы садитесь на электричку, но поезд постоянно останавливается между станциями и идёт с опозданием. Вы начинаете ругать себя: «Надо было выйти ещё раньше». Вы понимаете, что уже опаздываете где-то на пять минут. Далее вы выходите с платформы и натыкаетесь на какой-то митинг. Улица перекрыта, пройти напрямую просто невозможно, и вы вынуждены изменить маршрут, в результате чего опаздываете ещё на 15 минут, думая: «Ну почему всё это произошло именно сегодня?» Наконец, вы приходите в офис, ждёте лифт… Вы опоздали на 20 минут. «Клиент наверное уже ушёл, начальник меня «убьёт», — думаете вы. И далее ваш диалог с шефом:
- «Я же говорил, что важно было прийти вовремя! Посмотри на часы! Из-за тебя клиент ушёл просто взбешённым! Это полностью твоя вина!»
- «Вы считаете, что я специально? Это не моя вина, что поезд сильно опоздал, а из-за манифестации перекрыли половину района.
Давайте разберёмся, что здесь происходит.
Вы сделали всё, что смогли. Проявили понимание, сделали усилие, были заинтересованы в успешном результате. Однако различные внешние факторы не позволили вам вовремя приехать на встречу. Давайте проведём оценку этой истории.
- Вопрос: какова была ваша реальная ответственность? Ответ: представить клиенту законченный проект в 13:00. Вы справились? Нет.
- Вопрос: кто ответственен за то, что клиент разозлился? Ответ: только сам клиент, поскольку мы не можем контролировать эмоции других людей. Вы ответственны за это? Нет.
Быть ответственным за что-то и виноватым в чём-то — не одно и тоже. Что подразумевает за собой вина?
- Добровольное действие: Чтобы кто-то был в чём-то виноват этот человек должен активно стремиться к определённому результату.
- Этот результат — негативный. Если вы в чём-то виноваты, этот результат несёт негативный контекст.
- Вина заставляет нас задуматься о причинно-следственных связях. Не всё в этой жизни происходит по схеме «причина-следствие». На ту или иную ситуацию может повлиять множество самых различных факторов, как в рассмотренном выше примере. Более того, даже если нам удастся как-то повлиять на эти факторы, это вовсе не означает, что результат будет положительным. В представленном выше примере человек мог попасть в пробку на автомобиле или забастовку в метро, что также помешало бы ему прийти вовремя на встречу. Или человек мог совершить какие-то непреднамеренные действия, которые могли привести к негативному результату (например, случайно стереть готовый проект из компьютера).
Очень важно понимать, что зачастую мы берём на себя ответственность за то, что не можем контролировать или изменить ни при каких наших усилиях, испытывая чувство вины за не зависящие от нас ситуации, что подвергает нас в отчаяние, ухудшает настроение и даже злит.
То же самое происходит, если нас в чём-то обвиняют. Нам это кажется несправедливым, потом что случившееся в наши планы тоже не входило. Прежде, чем обвинять кого-то, подумайте, намеренно ли так поступил человек или нет. Удостоверьтесь сначала в том, что он сделал всё, за что он отвечал в данной ситуации.
Почему быть безответственным плохо?
В социальной психологии существует теория Вайнера, так называемся «теория атрибуции». Атрибуция — это приписывание себе или другому человеку каких-либо характеристик. Теория атрибуции занимается изучением того, как люди интерпретируют события, их причины и мотивы, и как это сказывается на их мышлении и поведении. Наблюдая за поведением другого человека, мы стараемся понять причины такого поведения. Атрибуции влияют на наше мышление и взаимодействие с окружающими, и конечно же, на ситуации с оценкой ответственности.
Атрибуции разделяют на:
- Внешние атрибуции: когда объяснение/причину мы ищем во внешней среде. Т.е. человек ведёт себя так из-за ситуации, в которой он оказался. Он не отвечает за это. Например, когда мы говорим «не нервируй меня«, мы как будто бы не можем контролировать ситуацию и она неизбежна. Многие люди используют внешние атрибуции для избежания ответственности. Ещё один пример подобных выражений: «Мне не повезло». Используя эту фразу, мы тем самым хотим донести мысль, что несмотря на то, что обладаем всеми ресурсами и способностями для достижения оптимального результата, так сложилось волею случая, что результат оказался отрицательным = мы не в ответе за это.
- Внутренние атрибуции: когда объяснение/причину мы ищем внутри себя. Т.е. мы объясняем поведение человека его внутренними свойствами, характером, мировоззрением и т.п. Например, когда мы достигаем успеха, мы говорим: «Это всё благодаря мне», «Я сделал это«. Но и при негативных последствиях для другого человека мы также используем внутренние атрибуции, признавая тем самым, что мы так или иначе повлияли на ситуацию: «Я очень сожалею», «Извини, я не хотел/а тебя обидеть».
Очевидно, что используемый человеком стиль атрибуций может сильно повлиять на его самооценку, самовосприятие и даже его счастье. Например, если человек из-за скромности стесняется или не признаёт своих успехов, у него будет понижена самооценка и он будет думать, что его достижения от него не зависят. И наоборот, человек, который постоянно приписывает себе заслуги, будет казаться высокомерным нарциссом.
Что произойдёт, если использовать внутренние атрибуции для негативных результатов и внешние — для положительных? В точности то же самое.
Поэтому нужно быть последовательным и объективным. Важно понимать и брать на себя ответственность за то, что мы делаем плохо, однако надо получать удовольствие и от собственных успехов. Это подарит нам эмоциональное равновесие и благоприятно повлияет на самооценку.
Ответственность как социальная ценность
Говоря о социальных ценностях, мы имеем ввиду конкретные специфические принципы, установленные в определённом обществе, корректное и бесконфликтное соблюдение которых способствует благополучию.
Ответственность как социальная ценность влияет на взаимоотношения с окружающими, а также с самим собой:
Договорённость
Одним из аспектов ответственности как социальной ценности является договорённость. Мы постоянно договариваемся. Дома, на работе, с друзьями, в семье. Договариваться — это значит давать обещания и выполнять их.
Это любопытно, но часто нам не удаётся договориться с самими собой. Например, мы обещаем себе: «С понедельника сажусь на диету и начинаю заниматься спортом», «Сегодня я занят, а завтра засяду за учёбу». «Буду ходить в спортзал трижды в неделю, без пропусков». Наверняка вам это знакомо и также наверняка вы обещали себе это, но так и не делали. Вам не кажется это странным? Почему так происходит, что мы не делаем даже то, что обещали самому себе? Мы настолько лояльны к себе, что прощаем себя за это? Представьте, что произойдёт, если:
- «Бабуля, я приеду в понедельник и помогу тебе». Но вы не приходите.
- «Сегодня я работаю, а завтра, сынок, я помогу тебе с уроками». Но вы не помогаете.
- «Я проведу три занятия в спортзале». Но вы не появляетесь.
Ответственность перед другими кажется вам более важной, чем ответственность перед самим собой?
Обязательства
Следующим аспектом ответственности как социальной ценности являются обязательства. Тему обязательств мы уже упомянули в начале статьи. Это то, к чему нас приучают с самого детства. На каждом жизненном этапе, с каждым годом, нам приходится учиться и брать на себя определённые обязательства и ответственность перед обществом, в котором мы живём и развиваемся.
Очень часто подобные обязательства не озвучиваются, они принимаются как бы сами по себе. Наверняка с вами случалось такое: если вы выполняете, например, по дому какую-то работу, потому что вы в какой-то момент решили её сделать, другие члены семьи начинают думать, что вы будете делать это всегда? Например: мама всегда загружает стиральную машину, папа делает покупки, брат гуляет с собакой, я накрываю на стол».
Что будет, если однажды мама поздно вернётся с работы? — Не будет чистого белья.
Что будет, если брат забудет выгулять собаку? — Она написает в доме.
Что будет, если отец не сможет купить продукты? — Мы останемся без еды.
Конечно, эти примеры могут показаться крайностями, потому что, как правило, подобные обязанности по дому чередуются. Но иногда это происходит, и начинается: «Мама, у меня нет чистой футболки», «Папа, ты не купил моё любимое печенье», «Иван, ты наказан сегодня, потому что собака написала в доме!». Вспомните похожие ситуации из своей жизни.
Силу воли можно определить как способность на протяжении определённого периода времени прилагать усилия и чем-то жертвовать во имя достижения цели, реализация которой принесёт нам огромное удовольствие.
Если цель краткосрочна, гораздо проще проявлять силу воли. Поэтому для поддержания силы воли полезно разбить основную цель на несколько подцелей, так будет легче сохранить силу воли в течение длительного периода времени.
Также не забывайте спрашивать себя: почему? Зачем я это делаю? Я всё также хочу добиться этого? Что мне нужно сделать, чтобы добиться своей цели? Ответы на эти вопросы дадут вам силы и необходимую поддержку, чтобы двигаться дальше. Только вперёд!
Спасибо, что прочитали этот материал. Как всегда, мы будем рады вопросам и комментариям. Что вы думаете об ответственности? Что такое, по-вашему, безответственность? Ответственный ли вы человек? Что вы делаете для того, чтобы стать ответственным? Поделитесь с нами.
Перевод Анны Иноземцевой
Psicóloga Sanitaria especialista en Psicología clínica.
Enamorada de las relaciones entre pensamientos, emociones y comportamiento humano.
Descubramos conocimientos compartiendo información
«Cada uno es dueño exclusivo de sus pensamientos, hasta que decide compartirlos a través de sus conductas»
Источник