Развиваем чувство ритма у малышей

Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»

Ольга Тишунина
Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»

«Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет! А если чувство ритма является врождённым, то оно просто не может отсутствовать, а может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала.

1. Уравновешивание (гармонизация) всех движений при любом виде деятельности. Человек начинает лучше чувствовать и понимать свое тело (его состояние, а, следовательно, лучше управлять им. Отсюда – он меньше устает (выносливость, меньше времени требуется на отдых.

2. Речь (пение) становится более управляемой, выразительной, правильно акцентированной. Это позволяет правильно выделять смысловые оттенки и, следовательно, облегчает понимание тем, кто слушает.

3. В эмоциональной сфере тоже происходят изменения, за счет переживания «чувства полета». Это происходит потому, что правильно отрегулированные движения (усилия) не создают мышечных зажимов. Хороший кровоток в мышцах и органах способствует улучшению тканевого обмена и питания, связки и суставы становятся более гибкими. Все это укрепляет организм, повышает резистентность (сопротивляемость) организма агрессивным факторам внешней среды (иммунитет). Уравновешенный организм обретает твердую точку опоры (в том числе, в психологическом смысле) и вся наша деятельность становится направленной, максимально эффективной, что приносит чувство удовлетворения и, соответственно, улучшает самочувствие и настроение.

4. Изменяется отношение ко времени. Вместо суетливости и торопливости вырабатывается оптимальная скорость действий и реакций.

5. Пространство и объем переживаются более полно, ощущение расстояния, глубины, высоты становятся более соразмеренными (чувство метра).А это часть обучающей программы детей: ориентация в пространстве и сравнительный анализ.

Единственное отличие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха.

Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста,можно предложить:

декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение;

декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно;

выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку;

играть в ударно-шумовом оркестре.

Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме. Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.

Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно. При деловом подходе у одного ребенка результаты становятся ощутимыми после одной-двух тренировок, а у другого – гораздо длительное время. Даже взрослые люди с неразвитым чувством ритма зрительно выделяются среди других.

Дети с развитым чувством ритмалидируют в музыкальном воспитании: ритмично двигаются, танцуют в такт музыки,поют вместе с музыкальным сопровождением, не отставая и не опережая его, уверенней читают стихи, играют в оркестре на музыкальных инструментах индивидуальные партии. Уважаемые родители, будьте внимательнее и участливее к своим детям, помогайте им развиваться и радовать вас своими успехами.

Консультация «Советы ответственным родителям. Психологический портрет ребенка 3–4 лет» Психологический портрет В период от 2,5 лет до 3,5 лет ребёнок переживает — кризис трёх лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческих.

Как слушать и слышать ребенка: советы родителям Психологи часто отмечают, что родители в общении с детьми прежде всего центрируются на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Это во.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе?» Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе!» Подготовила: воспитатель.

Читайте также:  Почему чувствую стук сердца

Некоторые советы родителям дошкольников. Почему необходимо развивать речь малыша с самого раннего возраста. Уважаемые родители! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно.

Памятка родителям «Что нужно знать родителям о правах ребенка» Что нужно знать родителям о правах ребенка Дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин.

Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ Не волнуйтесь, не показывайте свою тревогу на кануне поступления ребенка в детский сад. • Резко не меняйте режим дня ребенка. • Обращайте.

Советы родителям будущих первоклассников (советы и рекомендации по воспитанию детей в семье) Главная истина – счастливым делает ребёнка душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. В ваших силах.

Советы родителям гиперактивного ребенка Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?.

Советы родителям. Как научить ребенка слушать с первого раза? Многие дети замечательно научились избирательно слушать, следовательно, и слушаться, старших – и это достаточно серьёзная проблема для многих.

Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду Думаю, каждый согласится, что приход ребенка в детский сад, очень важное событие как в жизни ребенка, так и в жизни родителей. Поэтому и.

Источник

Семинар-практикум «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Ирина Гаус
Семинар-практикум «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Каргасокский детский сад №34 Берёзка»

общеразвивающего вида

Семинар – практикум

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Гаус Ирина Владимировна

с. Каргасок 2013г.

Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.

Форма проведения: семинар – практикум.

Каждый участник прохлопывает своёимя: шлепок по коленям, хлопок в ладоши, щелчок пальцами левой руки – своё имя, щелчок правой – произнести имя того, с кем познакомился.

Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой. Звучать и быть услышанным – общечеловеческая потребность и отказывать человеку в удовлетворении этой потребности негуманно.

Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка – таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человек (да и большому).

Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки.

Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьёзное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию.

Что такое ритм и чувство ритма?

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.

Ритмприсутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест

Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа.

Звучащие жесты –это игра звуками своего тела,игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Читайте также:  Приворот когда нет чувств

Интерпретируя музыку, ребёнок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей

Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

Восприятие ритмавызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

Значение чувства ритма на развитие речевой активности детей

В детской психологии и методики развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, на, не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.

Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведётся со 2 младшей группы.

1. Звучащий клубок

На занятие приносится клубок ярких ниток (тянуть нитку и пропевать: «У-у-у», звук обрывается, нитку отрезать, положить на фланелеграф. Так выложить несколько лучиков- ниточек)

2. Знакомство с длинными и короткими звуками

Предложить взять на столе один лучик-ниточку, выложить кружок (кружки разные по размеру)

Положить солнышки в середину кружков.

3. Дать понятие о долгих и коротких звуках с помощью слогов –Та- и –ти-

К большим солнышкам приложить всю ладонь, маленьких слегка касаться пальцем, одновременно попевая –Та- или –ти-

4. Ритмические слоги

Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий) возраст пока еще не носит достаточного понимания.

«Эмме Пари – известный французский учитель музыки и пения середины 19 века, теоретик относительной системы воспитания слуха – привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».

Часто ритмические слоги подменяются счетом – «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей, тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым».

Показать на примере ритмической формулы из рыбок: «раз–и два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-Та, Та-Та»

Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «Та» и «ти-ти» есть варианты – «дон-ди-ли», «так-ти-ки», «шаг-бегать». Однако, не смотря на вариативность закрепления за четвертями тех или других слогов, у них есть бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и» в своем значении несут малое, меньшее.

Ценность ритмических слогов состоит в том,что:

-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;

ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;

— с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;

ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;

ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.

5. Игры с картинками

Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности – приём известный и получающий всё большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое – малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и грустно» и т. д.

Читайте также:  Какие камни меняют цвета от настроения человека

Категория длины и тем более деления длительности – для ребёнка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые «переодеваются» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения.

6. Чтение слов в ритме.

Работая над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов.Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам – те-ле-фон, де-ре-во – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать удурение в слове, выделять этот слог как более долгий (те-ле-ФОН, ДЕ-ре-во). Для работы над четвертями подходят только двуслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц). Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка). Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.

7. Ритм в стихах, с использованием «звучащих жестов»

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса.

Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок (попеременно шлепать по столу ладошками)

Сели-посидели песенку запели (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

Услыхали ложки – вытянули ножки (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно шлепать по столу ладошками)

Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

Бух, бух, бух (хлопок в ладоши над головой)

8. Знакомство с длительностями

Объяснить детям, что музыка звучит красиво, потому что все звуки разные – долгие и короткие. Обращаю внимание детей на то, что в математике считают «один, два, три, четыре», а в музыке — «раз, два, три, четыре». Особенно это важно в музыкально – ритмических движениях и при восприятии музыкальных произведений.Например: в «Польке» размер 2/4; в «Вальсе» — 3/4.

Детям сообщается, что в одном долгом звуке «помещаются» два коротких.

9. Знакомство с паузой

Паузой (прекращение, перерыв) – называют музыкальный знак, обозначающий длительность этого молчания.

Детям рассказываю, что такое пауза, показываю, как она выглядит. Они самостоятельно находят паузу в музыкальных сборниках.

10. Ритмические формулы песенок – попевок

11. Цветочная партитура

С детьми разучивается цветочная партитура. Ритм декламируется хлопками.Затем озвучивается на музыкальных инструментах: палочках, ложках, маракасах, бубнах, треугольниках (в качестве музыкального оформления можно использовать «Итальянскую польку» С. Рахманинова)

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Авторская разработка. «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма» Авторская педагогическая разработка Автор разработки: Приходько Елена Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего.

Интегрированное занятие в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Человек. Части тела». В нашем детском саду «Ягодка» г. Жигулевск состоялся окружной семинар-практикум на тему «Интеграция образовательных областей в работе специалистов.

Источник

Оцените статью