Развитие высших чувств это

Развитие высших чувств. Особенности воли и характера

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются прежде всего внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться и углубляться в повседневных отношениях с любимыми близкими взрослыми. Однако социальное пространство расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.

Чувство ответственности — способность понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам. Чувство ответственности знаменует собой рефлексию Наиболее интенсивно это чувство развивается в условиях учебной деятельности.

Сопереживание другому — это переживание чего-либо вместе с другим (другими), разделение чьих-либо переживаний; это и действие по отношению к тому, кому сопереживают. Диапазон этого состояния:

  • это сострадание (жалость, возбуждаемая несчастьем другого человека) и сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого);
  • это сорадость (переживание чувства удовлетворения радостью и успехом другого).

Сопереживанию ребенок учится через механизм подражания. Следование какому-либо образцу называется подражанием. Подражание осуществляется через копирование поведения и чувств. Наиболее яркое сопереживание проявляется при слушании сказок и рассказов, когда речь идет о персонаже, который попал в беду. Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится очень плохо.

Придя в первый класс, ребенок сразу попадает в новые психологические условия своего существования:

это исключительно реальные отношения, которые строятся по поводу учебной деятельности.

эти отношения учебной деятельности вольно или невольно ставят ребенка в ситуацию, когда он вынужден сравнивать себя с другими — с их успехами в учебной деятельности, с их прилежанием и поведением. Он попадает в отношения соревнования.

учебная деятельность по своему психологическому содержанию нацеливает ребенка учиться — учить себя, т. е. смысл учебной деятельности в развитии своих умений, способностей, качеств.

  • разъяснять, убеждать, он может обосновывать необходимость бережного отношения друг к другу.
  • внушать. Для этого он должен обладать техникой внушения. Здесь не нужна аргументация. Внушение- воздействие на волю, сознание, побуждение к определенным поступкам прежде всего через первую сигнальную систему. Это воздействие осуществляется голосом, интонацией, мимикой.
  • работать на подражательной идентификации, на механизме отождествления ребенка со значимым взрослым. Ребенок младшего школьного возраста еще очень подражателен. И эту подражательность усиливает смена места в системе общественных отношений — приход ребенка в школу. Неопределенность, которую испытывает ребенок в школе, повышает его подражательность.

Воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят. С поступлением в школу на ребенка действует большое количество разнообразных сильных раздражителей. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное, существенное для своей деятельности.

1. Очень важна для младшего школьника при этом доступность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для ученика задач, приобретает целенаправленность. Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость. С точки зрения волевой регуляции поведения и деятельности младшего школьника важно, чтобы задачи (задания) были оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание успеха вначале, делает тем самым цель более доступной, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком легкие задания также не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий.

2. Организация деятельности, при которой ребенок видит свое продвижение к цели и осознает его как следствие собственных действий и усилий. Педагог должен научить последовательности и целенаправленности действий, т. е. создать предпосылки для развития воли. Указания учителя, рекомендации учебного пособия стимулируют волевые действия учащихся. В первое время обучения в школе словесная инструкция, в первую очередь слово учителя, является почти единственным сигналом, который заставляет ученика принимать соответствующие решения и действовать.

Читайте также:  Как пережить стресс беременной

Однако с развитием самосознания в процессе учебной деятельности, при появлении определенных отношений к себе и другим ученик совершает тот или иной волевой акт не только под влиянием инструкции, но и в соответствии с теми потребностями, интересами, мотивами, которые у него сформировались.

Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как:

Самостоятельность. Чем меньше школьники, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.

Сдержанность. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. В первое время малыши нарушают правила поведения чаще потому, что не умеют сдерживать себя и не имеют соответствующих привычек. Непреднамеренное нарушение дисциплины нельзя строго осуждать, но и нельзя оставлять без внимания. Надо разъяснять и показывать, как вести себя правильно, тренировать в правильном поведении. Детям недостаточно только словесного указания. Вследствие конкретного характера их мышления они нуждаются в показе; ребенок должен знать не только, что делать, но и как делать. Позже у младшего школьника появляется умение сдерживаться, подчиняться режиму жизни школы и распорядку после школы, организовывать выполнение домашних заданий и свой досуг. Сдержанность, как черта характера, появляется именно в младшем школьном возрасте и быстро закрепляется.

Импульсивность — противоположная сдержанности отрицательная черта характера — как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все, что своей новизной захватывает ребенка.

Настойчивость, как важнейшая черта характера, особенно обнаруживается в 3 классе. Благодаря ей учащиеся добиваются значительных успехов.

Упрямство, проявляющееся в этом возрасте, направлено (в отличие от настойчивости) на удовлетворение личных интересов. Младшие школьники в большинстве случаев не осознают эту черту как отрицательную, считая, что проявляют настойчивость. Иногда упрямство является результатом конфликтной ситуации между взрослым и ребенком, например, если последний считает, что учитель несправедлив в оценке знаний. Чаще всего это происходит в том случае, когда учитель не мотивирует свою оценку или, постоянно порицая ученика, не замечает его усилий, не поощряет его. В этом случае упрямство возникает как протест и проявляется, например, в нежелании отвечать урок или подчиняться другим требованиям учителя. Подобная ситуация может сложиться и в семейной обстановке.

В процессе обучения и развития волевые качества младшего школьника совершенствуются. Дети начинают проявлять целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, дисциплинированность.

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ

Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.

В период дошкольного детства у ребенка формируются многие высшие чувства. Особыми переживаниями окрашено отношение детей к своим родителям: мать и отец кажутся им самыми чудесными людьми на свете. Они делают множество комплиментов своим родителям, хотят во всем на них походить. Главный повод для радости — это общение с родителями в совместной с ними деятельности. Малышей радуют общие лыжные прогулки, походы в лес, за ягодами, за грибами, на рыбалку. Дети охотно рассказывают о том, как в семье прошел праздник.

Главная причина огорчений дошкольников — разлад в семье. Дети отвечают: больше всего меня огорчает, когда мама с папой ссорятся. Детей расстраивают ссоры со сверстниками, несправедливость по отношению к ним. Кроме того, в этот возрастной период дети переживают много и таких огорчений, которые очень быстро проходят: «Поссорился с Мишкой, а потом помирился» (Белкина В. Н., 1998).

В то же время у дошкольника может возникнуть и чувство ревности:ему показалось, что брат или сестра (а в детском саду — другой ребенок) пользуется большим вниманием со стороны взрослых. Дети пытаются подавлять в себе чувство ревности, но оно все равно проявляется (Венгер -Л. А., Мухина В. С, 1973). Вот, например, появление в семье еще одного малыша очень часто вызывает терзания и ревность старшего ребенка. Это чувство может выражаться и очень острыми симптомами: разрушительными действиями, демонстративной потерей уже сформированных навыков самообслуживания (ребенок перестает одеваться сам, мочится в кровать), кашлем и кожными реакциями.

Читайте также:  Способы работы с чувствами

В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения.Эти чувства к семи годам приобретают характер индивидуальных устойчивых проявлений личности ребенка. У одних детей чувства гордости, самоуважения развиты сильно, они не допускают унижения ни со стороны взрослого, ни, тем более, со стороны сверстника. Другие постоянно находятся в чьем-либо подчинении, неспособны и не стремятся дать отпор обидчику. Чувства гордости и самоуважения являются одним из эмоцио-

ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 201

Эстетические чувства — чувства, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой; чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности. Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. п. Праксические чувства — чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; приятная усталость от работы.

нальных компонентов самооценки ребенка, во многом мотивируют его поведение.

Бывает, однако, и так, что эти чувства заслоняют от ребенка другого человека. Тогда появляется себялюбие, эгоизм,то есть стремление сохранять за собой право быть уважаемым всеми, не имея при этом обязанностей по отношению к другим.

Важное место в развитии личности ребенка занимают эстетические чувства:чувства прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. В дошкольном возрасте подобные художественные впечатления значительно обогащаются.

Формирование эстетических чувств неразрывно связано с нравственным развитием ребенка. Это объясняется тем, что эстетические чувства могут возникать у малыша и в процессе его повседневного общения с окружающим миром.

Наиболее яркие из интеллектуальных чувств— чувства удивления и любознательности. Эти чувства возникают уже на пороге дошкольного детства и отражают отношение ребенка к новым фактам реальной действительности, которые каждодневно открываются перед ним. Чувство удивления, возникающее как естественная реакция на новизну, благодаря поддержке взрослого является началом любознательности ребенка (Суббот-скийЕ. В., 1991).

Благоприятные условия для возникновения разнообразных эмоций и развития чувств создает деятельность ребенка.

Особую группу эмоциональных переживаний, непосредственно связанных с деятельностью ребенка, составляют так называемые праксические чувства(чувства, вызванные деятельностью, ее успехом и неуспехом, трудностями в осуществлении и завершении).

Наблюдения А. Д. Кошелевой по
казали такую закономерность: ус
пех в деятельности вызывает у
ребенка яркие положительные пе
реживания, но они могут не прояв
ляться бурно, а неуспех у этого же а Л _ , ,
, r ‘ J J «»«* ‘ vv, «Я умею ездить на велосипеде!».

малыша вызывает, наоборот, рез- Праксические чувства

202 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)

кое проявление неудовлетворенности. Неприятные переживания, связанные с какой-либо деятельностью, могут сохраняться в памяти ребенка достаточно долго, тогда он начинает чувствовать неуверенность в своих силах, бояться нового задания. У некоторых под влиянием неудач возникает устойчивое отрицательное отношение к деятельности с элементами агрессивных реакций, адресующихся трудному действию, предметам (Кошелева А.Д., 1985).

Источник

§ 3. Развитие высших чувств у детей

Чтобы у ребенка сформировались высшие чувства (моральные, эстетические, по-знавательные), у него должно быть сформировано понятие о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также — познавательная потребность.

Для детей характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него и эстетические переживания (хороший — значит красивый), и этические (хороший — значит добрый), и интеллектуальные (хороший — значит интересный). Один и тот же объект вызывает переживание, в котором слиты эстетические, этические, познавательные чувства. При восприятии «Сказки о царе Салтане» дошкольник (по данным Н. А. Менчинской) проявляет не только любознательность, но и нравственное чувство. «Он наш или не наш, плохой или хороший?» — спрашивает ребенок о героях сказки.

Читайте также:  Как можно объяснить свое настроение

В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное.

Высшие чувства начинают формироваться с двух-трехлетнего возраста. К выс-шим чувствам относят интеллектуальные, эстетические и моральные.

Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора. Чувство юмора проявляется у детей в процессе познания действительности. Дети, имеющие определенное правильное представление об окружающем, любят несообразности (присвоение предметам несвойственных качеств).

Саша, 3 года 7 месяцев 4 дня.

Эстетические чувства проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному, прекрасному — в природе, в жизни, в искус-стве, в процессе восприятия и творчества. М. Ю. Лермонтов писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная няня».

Эстетическое отношение детей к действительности находит свое отражение в их рисунках и стихах. Мальчик 6 лет написал стихотворение: «О ветер, ветер, зачем ты дуешь так? Колышешь ты в овраге и думать ты мешаешь». У детей появляются переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их стремлений соблюдать требования общественной жизни.

В детском возрасте начинает зарождаться моральное сознание, когда ребенок начинает понимать предъявляемые к нему требования, относить их к своим действиям и поступкам, к поведению других людей (взрослых и сверстников).

У детей возникают и такие этические переживания, как чувство гордости и стыда. «Внутренним условием зарождения чувства гордости, направленного на конкретные достоинства, является формирование в сознании ребенка связи между представлением об этих достоинствах и положительной оценкой со стороны окружающих»1. Так, дети 4-5 лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности: умением хорошо танцевать, быстро бегать, считать; проявлением моральных качеств (выдержки, послушания), гордятся родителяМи. Как показано в исследовании Р. X. Шакурова (1966), развитие гордости происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки, вызывающей чувство стыда. Стыд возникает при таких психологических ситуациях, когда ребенок желает действовать в соответствии с положительно оцениваемыми образцами поведения, но фактически совершает действия и поступки,

отрицательно оцениваемые взрослыми; ему хочется выполнить действие, которым он мог бы гордиться перед присутствующими, но у него получается «не так»- он чувствует, что окружающие ожидают от него успеха, но он терпит неудачи и не оправдывает их ожиданий. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости. Если ребенок гордится своим умением правильно говорить рассказывать стихи, быть аккуратным, то он стыдится ошибок в речи, неудач в воспроизведении стихотворений, стыдится показать себя как «грязнуля». В дошкольном возрасте появляется чувство дружбы. Выделяют следующие критерии дружеских отношений:

отзывчивость, проявляющиеся между отдельными детьми, но не в ущерб другим;

интерес к деятельности сверстников;

желание и умение договориться о совместной игре и выполняемой в ней роли;

проявление заботы, помощи;

способность поступиться личными желаниями (поступать справедливо, получая при этом удовлетворение).

В экспериментах Т. А. Марковой (1968) дети должны были рассказать о своих действиях в предлагаемой ситуации: сообщили бы об этом происшествии воспи-тательнице 29 % — подняли бы, посадили ребенка и позвали воспитательницу; 8 % спросили бы, очень ли больно, осторожно посадили бы ребенка, а затем — по-звали воспитательницу. Такие ответы свидетельствуют о том, что дружеские чувства еще не всегда находят свое адекватное выражение в поступках старших до-школьников. Для младших дошкольников характерна дружба поочередно со мно-гими детьми. Мотивом дружбы является совместная игра. У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста дружба приобретает более интимный характер, мотивом ее могут быть взаимные склонности, симпатии, интересы.

К концу дошкольного детства высшие чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Источник

Оцените статью