- Развитие системы органов чувств
- Развитие органов чувств у детей от рождения
- Развитие органов чувств новорождённого
- Развитие органов чувств у детей от 1 месяца
- Зрение и слух
- Тактильные ощущения
- Обоняние
- Как помочь сенсорному развитию своего ребёнка?
- Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие системы органов чувств
Органы чувств (периферические отделы анализаторов) к моменту рождения структурно сформированы, но функционируют недостаточно из-за незрелости корковых центров.
Чувствительность кожи.Кожную чувствительность обеспечивают свободные нервные окончания (болевые раздражители) и инкапсулированные нервные окончания (тельца, специализированные по раздражителям).
Болевая чувствительность у ребёнка появляется с 3-го месяца внутриутробной жизни. Порог болевой чувствительности у новорожденных значительно выше, чем у более старших детей и взрослых. Реакция ребёнка на болевое раздражение носит генерализованный (общий) характер.
Тактильная чувствительность.Тактильная чувствительность плода и новорожденного опережает по срокам своего возникновения все остальные органы чувств.
Осязание появляется у ребёнка еще на 5 –6 неделе внутриутробного развития. Вся поверхность кожи плода к 12–й неделе становится рефлексогенной зоной. Особо высокой чувствительностью обладают периоральная зона (особенно губы), кожа половых органов и внутренней поверхности бедер, ладони и стопы.
Терморецепция:Кожа здорового новорожденного ребёнка теплая на ощупь. В первые часы после рождения отмечается физиологическое понижение температуры тела («транзиторная гипотермия»). Чувствительность ребёнка к охлаждению выше, чем к перегреванию, так как холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых. Понижение температуры тела, особенно у недоношенных новорожденных, иногда сопровождается отеком (уплотнением) кожи и подкожной жировой клетчатки на ногах, в нижних отделах передней брюшной стенки (склерема и склередема). Перегревание и нарушение питьевого режима доношенного новорожденного приводит к возникновению «транзиторной лихорадки».
Слуховой анализатор.Зачаток внутреннего уха появляется у плода на 4-й неделе внутриутробного развития. Доказано, что звуки могут быть слышны внутриутробно и новорожденный узнает голос матери, который он слышал в пренатальном периоде. Вероятно, дети также узнают голос отца.Новорожденный ребёнок слышит. Морфологически ухо достаточно хорошо развито. Наружный слуховой проход имеет вид узкой щели, барабанная перепонка расположена горизонтально, толще, чем у взрослых. Евстахиева труба широкая и короткая, облегчает сообщение с барабанной полостью, способствуя частому инфицированию среднего уха и возникновению отита. Незаконченность окостенения височной кости и отсутствие сосцевидного отростка объясняют частое возникновение антрита.
Зрение.Закладка глаз происходит на 3-й недели внутриутробного развития. Глаз и зрительный анализатор к моменту рождения ребёнка морфологически имеют свои особенности и окончательно могут быть сформированы в результате стимуляции световым раздражителем.
С возрастом происходит увеличение размера и массы глазных яблок, диаметра роговицы, радужной оболочки, массы хрусталика глаза. Окончание роста происходит в пубертатном возрасте. В первые дни жизни детям свойственна дальнозоркость (гиперметропия) – до 7,0 диоптрий, которая с возрастом уменьшается. Для большинства детей в возрасте от 9 до 12 лет характерна эметропия.
У новорожденного ребёнка глаза почти постоянно закрыты, зрачки сужены, фиксации взгляда не отмечают. Глаза у здорового новорожденного ясные, роговица прозрачная, зрачки круглые, реакция на свет живая. У доношенных детей можно наблюдать кратковременное открывание глаз, зрительную ориентировочную двигательную реакцию – «реакцию сосредоточения». В течение первых пяти-шести дней глаза «проскальзывают» мимо раздражителя, не сохраняя контакта с ним. Начиная с седьмого дня жизни удается вызвать устойчивое следование глаз за движущимся предметом. В возрасте 2 недель начинает появляться непостоянная фиксация взора (монокулярная), зрачок начинает медленно расширяться. С трех месяцев ребёнок может бинокулярно фиксировать взглядом неподвижные предметы и следит за движущимися. В 6 месяцев ребёнок хорошо видит крупные и мелкие предметы, острота зрения достигает 0,1. К году острота зрения составляет 0,5 диоптрий, а в возрасте 4 лет достигается максимальная острота зрения – 1,0. Реакция восприятия и различения цвета отмечается с 6-месячного возраста, в 1,5 – 2 года ребёнок может подобрать 2 – 3 предмета сходного цвета, а с 3 лет – имеет развитое цветовое зрение, способен к стереоскопическому восприятию пространства, геометрических форм и дистанций.
Вкус.Вкусовая рецепция формируется в последние месяцы внутриутробной жизни, функционирует уже при рождении и дифференцируется полностью к 4-5 месяцам жизни. Порог вкусового ощущения у новорожденных выше, чем у взрослого человека.
Вкусовые рецепторы новорожденных захватывают почти весь язык, губы, твердое нёбо и щечные поверхности ротовой полости. Новорожденный позитивно реагирует на сладкое, отрицательно (сморщивание, общее беспокойство) на горькое, кислое и соленое.
Обоняние. Орган обоняния в период со 2-го по 7-й месяц внутриутробного развития. Рецепторы располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковины. Ребёнок различает резкие запахи с рождения, реагируя поворотом головы, изменением частоты сердцебиений и усилением двигательной активности. На первой неделе жизни новорожденный узнает запах молока своей матери, а к 3 месяцам жизни хорошо различает приятные и неприятные запахи. Ольфакторная система имеет очень важное значение в формировании привязанности ребёнка к матери.
Источник
Развитие органов чувств у детей от рождения
Развитие органов чувств новорождённого
Развитие органов чувств у детей начинается с рождения, пять чувств и он может использовать каждое из них. С того самого момента, как он вышел из материнской утробы, он узнаёт запах своей матери и может чувствовать её прикосновения. Новорождённому ребенку требуется время на то, чтобы исследовать различные предметы вокруг него. После рождения всё кажется ему новым и непривычным. Однако с течением времени он постепенно исследует этот огромный мир и развивает своё собственное восприятие.
Когда ребёнок рождается, он уже обладает всеми пятью чувствами – вкусом, слухом, зрением, осязанием и обонянием, хотя развитие этих чувств ещё находится на низком уровне. Ребёнок способен видеть предметы, находящиеся в 20 – 25 сантиметрах от его глаз. В этот период ребёнок также способен распознавать некоторые звуки, которые он слышал ещё до своего рождения. Свои эмоции он способен передавать только определёнными движениями и криками, поскольку ещё не умеет выражать их словами.
Развитие органов чувств у детей от 1 месяца
Зрение и слух
Родившись, ребёнок может понимать и распознавать звуки. Слух – это одно из чувств, которое развивается ещё до рождения ребёнка. Ещё не родившись, ребёнок слышит сердцебиение мамы, урчание её живота и необычные для него, довольно громкие звуки, например, рёв машины, стук барабана. С течением временем он учится интерпретировать слова и осознавать их смысл. Ребёнку очень легко понять тон речи. Развитие органов чувств у детей, в том числе и зрения также происходит постепенно, но сразу после рождения он может видеть вещи на расстоянии от 20 до 25 сантиметров от глаз. Он также легко распознаёт черный, белый и красный цвета. Дети с самого рождения интересуются всем, что их окружает. Они любят смотреть на яркие игрушки в кроватке и улыбающееся лицо своей мамы: в начале жизни дети учатся распознавать, прежде всего, лица своих мам.
Тактильные ощущения
У младенцев чувство осязания развито значительно. Они реагируют на прикосновения так же, как и взрослые. На самом деле, даже новорождённый способен понять, что к нему прикоснулась именно его мама. Любое прикосновение – это то ощущение, которое оказывает влияние на прочность отношений между ребёнком и его родителями. Маленькие дети вообще любят, когда их трогают. Они любят массаж и сон на руках у родных только потому, что могут при этом чувствовать себя защищёнными. При исследовании предметов, дети любят погрызть их, чтобы прикоснуться к ним своим самым чувствительным органом – языком.
Обоняние
Это наиболее развитое из всех пяти чувств, присутствующих у младенцев в момент рождения. В отличие от зрения или осязания, развитие которых происходит уже после рождения, обоняние развивается именно в то время, когда младенцы находятся в чреве матери. Родившись, ребёнок узнает свою маму прежде всего по запаху. С течением времени ему уже легче отличать и запахи других членов семьи. Он также быстро распознает запах пищи, например, овощей, которые он любит есть. Со временем ребёнок начинает понимать и все остальные запахи.
Дети исследуют большинство вещей, помещая их в рот. Младенцы, конечно, очень любят молоко мамы, однако всё же пробуют различные предметы на вкус, чтобы понять, каков он.
Как помочь сенсорному развитию своего ребёнка?
Хотя сенсорное развитие является естественным процессом у детей, родители, без сомнения, могут ускорить его, помогая им справиться со сложными препятствиями на пути. Но перед этим необходимо усвоить несколько важных вещей:
- не следует перегружать ребёнка знаниями на начальном этапе. Это будет только раздражать малыша;
- нужно попытаться помочь ребёнку там, где он чувствует затруднения, либо позволить ему исследовать мир самостоятельно;
- не стоит слишком опекать ребёнка. Необходимо провести грань между заботой и чрезмерной заботой, позволив ему исследовать мир самостоятельно;
- не нужно оберегать ребёнка слишком сильно, ведь это ограничит его возможности и охоту к познанию нового;
- нужно постараться понять окружающий мир с точки зрения ребёнка, прежде чем начать объяснять ему сложные понятия. Не ребёнку придётся повзрослеть, чтобы понять родителей, а, наоборот, им придётся стать детьми, чтобы понять его.
Сенсорное развитие детей раннего возраста включая развитие органов чувств у детей – это то, чем, несомненно, должны заниматься родители. Главное, помнить, что необходимо давать нагрузку в соответствии с возрастом ребёнка; занятия должны быть весёлыми и приятными. Для этого психологи советуют проводить занятия в сенсорной комнате, которая непременно понравится малышам всех возрастов, ведь в ней так весело играть, незаметно развивая все органы чувств! А сенсорная комната для дошкольников – отличное средство подготовки к нелёгкому школьному периоду!
Источник
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого материала сшито платье или брюки. Мы знаем, что свитер связан из шерсти, и он мягкий и приятный на ощупь, а сапоги из кожи жесткие и холодные. Мы пользуемся своими органами чувств, не задумываясь о том, какое значение их развитие имеет в формировании умственных способностей человека. В этой статье мне б хотелось рассказать Вам о том, зачем необходимо развивать у детей все пять органов чувств, и какие игры и методы существуют для этого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metrazrabotka_komplexnoe_razvitie_pyati_organov_chuvstv_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого материала сшито платье или брюки. Мы знаем, что свитер связан из шерсти, и он мягкий и приятный на ощупь, а сапоги из кожи жесткие и холодные. Мы пользуемся своими органами чувств, не задумываясь о том, какое значение их развитие имеет в формировании умственных способностей человека. В этой статье мне б хотелось рассказать Вам о том, зачем необходимо развивать у детей все пять органов чувств, и какие игры и методы существуют для этого.
Итак, как известно, головной мозг состоит из двух полушарий.
Левое полушарие (аналитическое, классификационное, абстрактное, алгоритмическое, последовательное, индуктивное):
- расположены речевые центры
- информация дробится на части, анализируется, выстраиваются причинно следственные связи
- переработка информации происходит с помощью словесно-знаковых систем действует медленно
- свойственно рационально-логическое, знаковое мышление
- отвечает за способности к чтению и письму.
Правое полушарие (целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное, дедуктивное, эмоциональное)
- схватывает картину мира целостно
- переработка информации, выраженной в символах и образах
действует быстро свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление - дает нам возможность мечтать и фантазировать, сочинять различные истории.
- отвечает за способности к музыке и изобразительному искусству.
Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством.
Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. К сожалению, люди в большинстве своем игнорируют огромные возможности, таящиеся в правой половине мозга. По сей день недооценено значение интуиции и интуитивного познания.
Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь). В последнее время набирает силу мода на раннее обучение. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет. Если все же правое полушарие, каким-то образом, успевает до победы левого накопить необходимый опыт и багаж знаний, то все не так страшно. Если нет, то левополушарный нажим может «заблокировать» правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым.
Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих «минусов» можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично. А для этого нужно именно гармоничное развитие, а значит необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребенка, но и его эмоциональным и физическим развитием. Гармоничная работа полушарий мозга — это своеобразный ключик, к открытию потенциальных возможностей маленького человека.
Эмоциональное развитие невозможно без накопления опыта 5 органов чувств. Именно через них ребенок, рождаясь, осваивает окружающий мир.
Собирая и утончая свои ощущения, у ребенка формируются первичные представления об окружающих его предметах и явлениях. Именно сенсорное развитие — развитие органов чувств сначала через общую, а в дальнейшем через мелкую моторику, является столь важным в развитии ребенка первых трех лет жизни. Чем больше ребенок получает ярких и сильных ощущений, тем богаче опыт очувствования предметов и явлений, и больше его багаж представлений об окружающем мире. В противном случае у ребенка не будет необходимой базы на которой будет основываться работа левого полушария мозга, тем самым превращая обучение в школе в длительный сложный процесс. Поэтому именно развитие 5 органов чувств, а не раннее обучение чтению, счету и языкам должно быть первостепенным в дошкольном образовании детей.
Что для этого нужно?
- Учесть сенситивные периоды развития ребенка. Сенситивный период сенсорного развития длится от 0 до 5, 5 лет.
- Понимать, что ребенок обладает так называемым «впитывающим сознанием». Без особого напряжения, ребенок впитывает, как губка, поглощает все, что его окружает: культуру, новые знания, язык, манеру общения и т. д. Ребенок как будто сливается с новыми впечатлениями, они проникают в сознание и формируют его. Эта особенность детского восприятия возможна благодаря тому, что чувства малыша каждый день утончаются.
- Развитие ребенка происходит только, когда ему предоставлена свобода деятельности. Следовательно, нам, взрослым, следует создать такие условия, при которых ребенок сможет свободно и активно изучать окружающий его мир. Предложить ему специально подготовленную развивающую среду, наполненную многообразным, сенсорным материалом и предметами нашей практической деятельности.
Какие же существуют игры и упражнения на развитие 5 органов чувств?
ОСЯЗАНИЕ
Для развития тактильного восприятия ребенка необходимо играть с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давать малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывать тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Давать малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Можно сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Играть с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли.
«Угадай, что лежит в мешочке».
В непрозрачный мешочек положите небольшую фигурку животного с характерной фактурой: металлическую, фарфоровую, каменную, фланелевую, шелковую, бархатную и т.д. Предложите малышу на ощупь определить, что лежит в мешочке. «Угадал? А теперь попробуй, не заглядывая в мешочек, нарисовать, что ты нащупал.» Поскольку малыш не видит того, что ему предстоит нарисовать, тактильная чувствительность повышается. Зона мозга, отвечающая за осязание, активизируется, включается в творческий процесс. Прежде чем малыш возьмется за кисти или фломастер, спросите его: «Какая она была: пушистая, скользкая, холодная, приятная, горячая, гладкая, неровная, и т. п.?» Пусть самые яркие воспоминания ребенок изобразит на листе бумаги, это может быть как конкретный рисунок, так и абстрактная композиция.
«Где ходили наши ножки?»
Не меньшее значение для развития сенсорной системы ребенка имеют упражнения, основанные на прикосновении босых ступней ног к разным поверхностям: фланели, клеенке, шелку, гальке и т. д. Предложите малышу рассказать, а затем и нарисовать, что «нащупали» его босые пяточки.
«Портрет на ощупь»
Детям нравится дотрагиваться до лиц друг друга. Попросите их ощупать лица друг друга с открытыми и закрытыми глазами и рассказать, что они почувствовали, прикоснувшись к лицу приятелей, что ощутили, когда те дотрагивались до их лиц. Предложите детям нарисовать того, чье лицо «осматривали» руками.
«Слепыш»
Завяжите ребенку глаза и подведите к разным предметам: холодной и гладкой стене, ворсистому ковру, мягкому меху, шершавому одеялу. Дайте возможность малышу потрогать эти предметы и узнать их. Малыша с завязанными глазами водят по комнате — «заколдованной стране». В путешествии ему нужно перейти через горы (перевернутые стулья), пройти по подземному ходу (под столом), перепрыгнуть через глубокий ручей и спуститься с холма (кресла).В такой игре, лишившись возможности видеть, ребенок активнее использует другие анализаторы.
Срезать вслепую игрушки, подвешенные на веревочках – веселое задание на ловкость и точность движений.
Касайтесь мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Платочек для куклы»
Ребёнку предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Ребенок поочередно рассматривает и ощупывает все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Ребенок на ощупь отыскивает в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Предложите ребенку на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Покажите любую фигуру и попросите ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
Поставьте на стол разобранную матрешку. Попросите ребенка с закрытыми глазами собрать ее
«Золушка»
Поставьте перед ребенком тарелку с различными видами семян (горох, семечки и др.). Предложите ребенку с закрытыми глазами разложить семена по разным тарелкам.
«Угадай, что внутри»
Приготовьте несколько мешочков с различным наполнением (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.) Назовите предмет, ребенок должен быстро на ощупь найти его.
Маленькие дети очень наблюдательны. Очень важно, чтобы ребенок не утратил этой способности не пропускать малейшей детали. Наблюдательность помогает развитию фантазии и воображения, ведь невозможно нарисовать сказочное дерево, не зная, как выглядит настоящее! Поэтому, на прогулке с детьми, обращайте его внимание на мельчайшие детали. Например, рассмотрите то, что находится у вас под ногами: земля (в ней жучки, червячки, комочки, камушки, травинки), снег (он состоит из миллиарда крошечных снежинок или снежных крупинок), сказочные лабиринты на коре деревьев и т. д. Предложите ребенку по-разному посмотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз.
Возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок — после пристального изучения этого растения. Третий — после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый — после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях.
«Пуговицы».
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.
Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная белая. Предложите ребенку продолжить ряд.
Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции.
Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).
«Рисуем по памяти узоры»
Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти
Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.
«Прищепки».
Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне.
Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.
СЛУХ
Чем больше звуков слышит малыш с самого раннего детства, чем они разнообразнее, тем больше его способность к контакту с окружающим миром. Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры.
«Нарисуй, что слышишь»
В одинаковые пузырьки из-под туши с затемненным стеклом положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.
«Как звучит тишина?»
Предложите ребенку «послушать тишину», пытаясь услышать звук, которого раньше слышно не было: дождь за окном, часы, пение птиц.
«Найди такой же шум»
Возьмите несколько пар коробочек от киндер-сюрпризов. Наполните их различными веществами – манкой, макаронами, скрепками, камешками. Главное, чтобы шумы отличались друг от друга. Баночек с одинаковыми наполнителями должно быть по две. Разложите эти коробочки перед малышом, перемешайте. Возьмите одну из них, поднесите к своему уху и встряхните ее. Внимательно прислушайтесь к звуку. Предложите ребенку повторить тоже действие. Скажите: «Давай найдем коробочку с таким же шумом». Чуть позже можно предложить ребенку выстроить ряд шумов от самого громкого к самому тихому.
«Отгадай, что звучит»
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
«Солнце или дождик»
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
Попросите ребенка шепотом выполнить какое-то действие. Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
«Посмотрим, кто так говорит»
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
«Слышим звон и знаем, где он»
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок. », «Уронили мишку на пол. », «Наша Таня громко плачет. »). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Используйте музыку во время занятий. Использовать музыку во время занятий с детьми можно по-разному. Например, в качестве фона, когда ребенок рисует или лепит.
Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов. Предложите ребенку послушать музыку Моцарта, Римского-Корсакова, Чайковского. Особым терапевтическим эффектом обладают цветные шифоновые шарфы, которые можно использовать при движении под музыку. Музыка (особенно звуки природы) увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей. А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.
ВКУС И ОБОНЯНИЕ
Вкус человек ощущает с помощью языка. Ребенок с рождения различает запахи и вкус. Уже с первых дней ребенок может отличить приятный сладкий вкус от неприятного горького или кислого. По мере развития палитра запахов и вкусов расширяется. Взрослые должны помочь ребенку не запутаться в многообразии вкусов и запахов. Для развития вкуса предлагайте ребенку пробовать различные ощущения: твердое или мягкое, горячее или холодное, кислое или сладкое и т. п. Предложите ребенку закрыть глаза и по вкусу отгадать, что он попробовал из продуктов. Начинайте с 3-4 и постепенно увеличивайте количество.
«Найди такой же вкус»
Возьмите несколько пар баночек с разным содержимым – сладкая и соленая вода, сок, вода с лимоном. Поставьте баночки в два ряда (одинаковые). Предложите ребенку попробовать воду с левого ряда и по вкусу найти такую же из правого. Спрашивайте при этом: «Одинаковая?»
Разложите на тарелке маленькие кусочки различных продуктов. Предложите ребенку попробовать каждый по очереди. Беседуйте о вкусе каждого продукта. Поинтересуйтесь, какой кусочек понравился ребенку больше всего. Обязательно следите, чтобы ребенок пожевал продукт, прежде чем взять следующий.
«Соленое и сладкое»
Положите на две разные тарелки соленые и сладкие продукты. Предложите ребенку продукты по очереди с одной и со второй тарелки, проговаривая, какие продукты соленые, а какие сладкие. Потом перемешайте продукты. Пусть ребенок сам определяет вкус пищи. Не следует давать ребенку пробовать чипсы и соленые сухарики, лучше взять огурцы и помидоры.
Обоняние в отличие от других чувств не проходит внутриутробную подготовку. Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.
«Что нам подскажет запах?»
В пустые пузырьки с темным стеклом поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Малыш должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.
В несколько непрозрачных пакетов кладут предметы, запах которых знаком ребенку, и не показывать ребенку, что в пакете. Аккуратно откройте пакет так, чтобы не было видно,что в пакете. По запаху ребенок должен определить, что в нем. Можно давать подсказки, что этим предметом делают, как он используется. Пусть ребенок выберет запах, который ему больше всего понравился. Также можно сделать парное количество баночек и как в предыдущих играх искать такой же запах.
Примеры: шампунь, мыло, свежий хлеб, зубная паста, чай, свежий огурец, гуталин, краска, мамины духи.
Почистите на кухне цитрусовый фрукт, позовите ребенка и попросите его назвать, чем пахнет на кухне. Если ребенок не узнал его, то покажите фрукт и дайте возможность понюхать его.
Попросите ребенку закрыть глаза. Поставьте перед ним тарелку с кусочками различных фруктов. Предложите ребенку по запаху определить, какой фрукт он держит в руках. При возникновении затруднений, предложите попробовать на вкус.
Положите на одну тарелку кусочки различных овощей. Попросите ребенка разложить овощи по отдельности на разные тарелки. Для этого нужно поставить перед ним несколько пустых тарелок.
И напоследок, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы.
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы.
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого .
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого .
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы.
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы.
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого .
Источник