Развитие у детей чувства ритма музыкальные инструменты

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Светлана Адылина
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано с разными аспектами жизнедеятельности организма ребенка.

Чувство ритма трудно поддается развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизируются, если музыкальное воспитание включает только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения, игра на простейших ритмических инструментах, использование слоговых обозначений, закрепленных за каждой ритмической единицей («та», «ти», «бег», «шаг»).

Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство воспитанников. Оно развивается в процессе игры знакомых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя такие задания, дошкольники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, «пропускают» его через себя.

Для активизации ритмического чувства детей нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» музыки. В то же время нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведениям, которых дети не могут охватить целиком. Поэтому в качестве первоначального материала для последовательного формирования ритмического чувства рекомендуется использовать доступные инструментально-песенные миниатюры песен, инструментовки произведений для слушания музыки.

В развитии чувства ритма большое значение имеют творческие задания в форме игры. Выполнение этих заданий требует предварительного ознакомления учащихся с инструментами, их музыкально-изобразительными и выразительными возможностями, техникой звукоизвлечения.

Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. В детской психологии и методике развитие речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, (слитной)речи, ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Мелодические музыкальные инструменты формируют все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, надо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

В свое работе применяю активные методы и приемы для развития чувства ритма у детей, в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах:

Практические: игровой метод, упражнения, метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;

Словесные: метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать ребенку почувствовать ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру; рассказ педагога, беседы.

Наглядные: рассматривание картин, знакомство с музыкальными инструментами.

Слуховой: слушали и определяли звучание музыкальных инструментов.

Я стремлюсь развивать у детей желание играть на музыкальных инструментах вначале индивидуально, а затем подгруппой. Освоение нового инструмента начинаю с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках, которые дети подбирали по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения. Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок.

Игру на детских музыкальных инструментах планируем включать в тематические занятия и праздники.

Использование на занятиях и в индивидуальной работе не только детских, но и взрослых (настоящих) музыкальных инструментов, способствуют развитию интереса детей к исполнению музыкального произведения. Помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка.

Читайте также:  Как выбрать свой темперамент

В дальнейшем, развивая данную тему, планирую в детском саду создать оркестр детских инструментов. Оркестр будет собран из детей с музыкальным слухом среднего и старшего возраста и меня. Каждый ребёнок будет закреплён за инструментом, на котором у него лучше всего получается играть.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышается качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а непосредственным участником «событий».

Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана в конце 19 века основоположником системы музыкально-ритмического воспитания.

Мастер-класс «Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах» Конспект мастер-класса Тема: Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах Дата:.

Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей 5–6 лет в процессе музыкально-дидактических игр» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования музыкально-дидактических игр, способствующих у детей развитию чувства ритма.

Методическая разработка «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных.

О развитии творческих способностей в процессе игры на детских шумовых инструментах (презентация опыта работы) О развитии творческих способностей в процессе игры на детских шумовых инструментах (презентация опыта работы) Подготовила музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах» «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и весельевсемусуществующему…Её.

Развитие барического чувства тяжести в процессе предметно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста При знакомстве ребенка с предметами окружающего мира имеет очень большое значение наличие у него представлений о массе предметов. В дошкольном.

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста посредством шумовых инструментов по программе Т. Э. Тютюнниковой Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка-детский сад №26 «Родничок» «Развитие чувства ритма.

Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма на занятиях по ритмике «Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной.

Источник

Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических игр

Татьяна Галимова
Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических игр

Развитие чувства ритма у дошкольников — одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время — одна из наиболее сложных. Решение этой задачи успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности:

• в пении — когда мы просим ребенка прохлопать, протопать ритмический рисунок песни;

• в ритмике — где особенно важно слышать чередование сильных и слабых долей в музыке для передачи музыкального образа и характера музыки в движении;

• в игре на детских музыкальных инструментах — здесь очень важно слышать и чувствовать ритм мелодии, чтобы уметь согласовать свою игру на инструменте и игрой других детей, уметь поддержать темпо-ритм, не ускорять и не замедлять музыку.

Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего

возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями, развивая общую и мелкую моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать ритмические рисунки. Музыкальные игры развивают музыкальный слух, помогают в игровой форме усваивать элементарную теорию музыки. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов и художественные приёмы обучения, применяемые педагогом, способствуют развитию творческой инициативы ребёнка.

Читайте также:  Девушки чувствуют уверенных парней

Одна из задач ФГОС ДО — создать благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкально-ритмические игры в этом плане имеют особое значение,поскольку решают одновременно множество задач:

• формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских музыкальных инструментах;

развивать вокальные и ритмические навыки, музыкальный слух;

• формировать речевую и певческую интонации;

развивать воображение, образное мышление, внимание, память;

• формировать коммуникативные способности детей, способствовать преодолению индивидуальных психологических проблем.

Цель пособия — развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.

Данное пособие предназначено для организации музыкально-игровой деятельности для детей 3-7 лет. При выполнении игровых упражнений дошкольники будут иметь возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности – пении, музицировании, музыкально-ритмических движениях.

Все игровые упражнения построены на синтезе слова, движения и музыки.

Работа над развитием чувства ритма и закреплением знания ритмических структур строится на разнообразном музыкальном материале.

К данному пособию прилагается диск с музыкальным сопровождением.

«Песенки-ритмы»

1. Педагог проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

2. На слова «цок-цок-цок» дети играют на кастаньетах или деревянных ложках.

Вот лошадка прискакала —

И копытцами стучала —

Звонко цокают копытца —

Игра на свистульках.

Педагог проговаривает текст, дети играют на свистульках.

1. Птички прилетели,

Ах, какой прелестный день!

2. Песенку пропели,

Ах, какой прелестный день!

3. По дорожке — скок-скок

И на ветку — прыг-скок:

Ах, какой прелестный день!

Дети с педагогом проговаривают текст и играют на треугольниках.

Я — красивый петушок,

Шпоры есть и гребешок.

По утрам я всех бужу

И кричу: «Ку-ка-ре-ку!» (тремоло треугольников).

Дети отстукивают ритм на барабане.

Барабан гремит с утра.

Поиграй с ним, детвора!

Далее поиграть с детьми различные ритмические рисунки.

Игра на клавесах.

Играли в догонялки.

По тропке бежали,

Скачут и резвятся,

Волка не боятся.

Меее…. – показать рожки (приложить клавесы ко лбу).

На лесной лужайке

Музыкально-ритмическая игра для детей 4-6 лет.

Оборудование: шумовые инструменты — ложки, кастаньеты, барабаны, бубны, маракасы, треугольник.

1. На лесной лужайке

Ритмы отбивали.

2. Белки услыхали,

Ритмы обивали!

Ти-ти Та, ти-ти Та,

Ти-ти Та, ти-ти Та!

3. Вдруг ежата прибежали,

В барабаны застучали.

Ритмы отбивали!

4. И волчата тут как тут,

С бубном появились вдруг.

Ритмы отбивали!

5. А мышата (лисята) прибежали,

В маракасы зашуршали.

Так тихонечко играли,

Ритмы отбивали

Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та,

Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та!

6. Медвежонок услыхал,

Треугольник в лапы взял.

Ритмы отбивает!

7. Музыканты, дружно в ряд!

Становись, как на парад!

Ритмы обивайте!

Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та

Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та

Предварительно выучить с детьми ритмический рисунок.

Педагог поёт, ребёнок простукивает ритм. После последнего куплета, все дети играют на инструментах. Дети старшего возраста самостоятельно исполняют песню и простукивают ритмы.

ИГРА С КЛАВЕСАМИ

1. В руки клавесы мы взяли, — стучать клавесами друг о друга

Громко, громко застучали.

Клавес — раз — стукнуть клавесой по полу вертикально

Клавес – два — стукнуть другой клавесой по полу вертикально

Начинается игра — стучать по-очерёдно клавесами по полу.

2.Постучали справа так:

Туки-так, туки-так. — стучать клавесами друг о друга

Но,а слева все вот так:

Туки, туки, туки, так! — стучать клавесами друг о друга

Рожки показали — приставить клавесы ко лбу («рожки»)

И на ножки встали. — поставить клавесы вертикально на пол

3. Правой ножкой — топ, топ, топ,

Левой ножкой — топ, топ, топ.

Весело шагаем — «шагать» клавесами

Читайте также:  Что такое напряжение физическое напряжение эмоциональное напряжение

Ритмы отбиваем — стучать клавесами друг о друга.

Далее поиграть в ритмические игры — педагог простукивает различные ритмоформулы, дети повторяют.

(музыка И. Конвенан, слова Д. Галимовой)

Надеть шапочки зверят. Дети идут по кругу и поют. Выбранные дети по-очереди выходят в центр круга и на музыкальном инструменте исполняют ритмический рисунок.

1.Ёжик песенку поёт,

Яблочки домой несёт:

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» — 2 раза

2. Скачет белка целый день,

Ей грибы срывать не лень.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» — 2 раза

3. Зайка в огород пошёл

И морковку там нашёл.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» — 2 раза

4. Мишка по лесу идёт,

Землянички там нарвёт.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» — 2 раза

Музыкально-ритмические движения для детей 3 лет

Музыка с диска Е. и С. Железновых «Десять мышек»

Цель: развитие умения находить образные движения, побуждать к выразительности исполнения игрового образа.

1. Вот по-кошачьи кошечка

К нам, крадучись, идёт опять.

Собака – по-собачьи, гордо

2. Утёнок по-утиному:

Вразвалочку идёт-бредёт.

Всё прыг да прыг – вперёд!

3. Красиво, по-лосиному,

Гуляет лось в лесу густом.

Бежит мышонок в дом.

4. А косолапый мишка

По-медвежьи вышел погулять.

В берлоге под сосною он

Всю зиму спал опять.

5. А заинька по-заячьи

Спешит запутать след в лесу.

Трусишка скачет маленький.

Не встретить бы лису!

6. Гусята по-гусиному

Так важно шествуют гуськом.

Кто вприпрыжку, кто шажком.

По стихотворению В. Степанова

Дети читают стихи, затем играют на музыкальном инструмене.

1. На осенней на полянке

Так красиво, ярко, ярко!

Ёжик вдруг здесь появился,

С бубном весело резвился.

2. Тут и Зайчик прибежал,

Румбу в лапы быстро взял.

Очень весело, забавно

Он с ежонком заиграл.

3. К ним и белка прискакала,

Ведь красиво, вместе, дружно

Всем сыграть в оркестре нужно.

4. Вот и вечер подкатился,

Всё замолкло, стало тихо…

Музыканты ушли спать,

Чтоб с утра сыграть опять.

Тссс… (Зверята ложатся спать).

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка — рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Источник

Оцените статью