Развитие коллективизма у дошкольников посредством трудовой деятельности.
ЕЛЕНА ЗАМОЖНЯЯ
Развитие коллективизма у дошкольников посредством трудовой деятельности.
Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребенка. Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие в минуты огорчения.А для этого каждому ребенку нужно самому быть отзывчивым: помогать товарищам при затруднениях, уметь проявлять сочувствие огорченному, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему и в дальнейшей, школьной, а затем взрослой жизни. Но они не придут ребенку сами собой. Их надо воспитывать.
Мы педагоги хотим, чтобы наши воспитанники росли добрыми и справедливыми, умели дружно играть, заниматься различными видами совместной деятельности.
К сожалению, в детском коллективе — в группе детского сада, во дворе, в семье — нередко возникают напряженные ситуации, на первый взгляд кажущиеся нам, взрослым мелочами,не требующими внимания: пусть дети сами разберутся.
Умение детей в коллективе самостоятельно найти правильную форму поведения, соответствующую нормам культурных, доброжелательных взаимоотношений, является безусловным показателем их воспитанности. Но такой результат не приходит сам собой; далеко не все дети способны в критические моменты проявлять сочувствие к сверстнику, желание помочь, уступить, отказавшись от своих намерений, особенно если они увлечены собственными занятиями. Не каждый ребенок владеет умениями трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда.
Руководя коллективным трудом детей,воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности.В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения.
Поэтому, считаю проблему формирования детского коллектива актуальной, одной из важнейших и значимых задач для обучения и воспитания старших дошкольников.
Невнимание взрослого к этой стороне взаимоотношений детей способствует формированию негативного стиля поведения — безразличия к «страдающему» ровеснику, эгоистических проявлений и, как последствие, отсутствие чувства коллективизма. Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников, согласовывать свои желания с желаниями других детей. Они учатся в зависимости от ситуации уступать, сдерживать свои желания, убеждать товарищей в своей правоте или своем праве на то или иное дело, используют в качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.
Дошкольнику трудно самому вникнуть во внутренний мир сверстника, понять причины его отрицательного эмоционального состояния. А. В. Запорожец подчеркивал, что нередко дети поступают вразрез с существующими правилами морали не потом, что они их не знают, а потому что у них оказываются недостаточно сформированными такие гуманные чувства и отношения, как сочувствие, сопереживание, сострадание, отзывчивость. А ведь они необходимы ребенку при вступлении в любой коллектив, чтобы занять в нем благополучное положение.
Вашему вниманию представляю игры на развитие и осознание дошкольниками чувства коллективизма.
Цель: активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.
Игровые правила: рассказать можно только о том, что есть в здании, на участке детского сада.
Игровые действия: отгадывание. зарисовки по сюжетам рассказов, рисунок — отгадка.
Ход игры: воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все,что они видели в детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.
Игрок рассказывает о любой комнате, не называя ее, а дети по описанию ее отгадывают. Отгадавший рассказывает про другую комнату.
Цель: закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитывать желание помогать друг другу.
Игровые правила: обирать предметы в команде по сигналу.
Игровые действия: соревнование — кто быстрее соберет в портфель все необходимое для школы.
Ход игры: на столе у воспитателя лежат два портфеля. На других столах лежат школьные принадлежности. По сигналу дети начинают собирать в портфель школьные принадлежности. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно все собрала в портфель. В игре закрепляется название и назначение всех предметов.
Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к сверстнику.
Игровые правила: говорить по очереди ребенку комплимент.
Игровые действия: дети сидят на стульчиках полукругом, а в центре сидит ребенок. Дети по очереди говорят комплименты полными предложениями. Потом участник меняется.
Цель: уточнять и расширять знания детей о видах спорта; зимних и летних; воспитывать желание заниматься физкультурой. Формировать навыки коллективной игры: умение договариваться, радоваться успехам товарищей.
Игровые правила: поиск предметов и картинок с изображением разных видов спорта начинать только по сигналу водящего.
Игровые действия: поиск предметов и картинок по сигналу.
Ход игры: воспитатель беседует коротко с детьми о видах спорта, уточняет понятие «зимний» и «летний» виды спорта.
— Мы сейчас разделимся на две команды, выберем считалкой командиров.
На столах лежат картинки с изображением летнего и зимнего видов спорта. Дети делятся на команды «зима» и «лето» так, чтобы играющих было поровну.
— у нас в группе лежат разные предметы, которые используются в спорте, и картинки о спорте. Ваша задача — найти их и положить на свой стол. Если вы вместе, дружно возьметесь за дело, у вас все получится.
В конце игры дети проверяют правильность отбора предметов. У кого больше предметов и картинок, тот и победитель.
Усложнение игры возможно за счет сокращения времени для поиска.
Цель: учить понимать причинные связи между явлениями, упражнять в правильном подборе слов, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Игровые правила: предложение закончит тот, на кого укажет стрелка.
Игровые действия: вращение стрелки.
Ход игры: воспитатель вспоминает с детьми пословицы о дружбе,а теперь предлагает закончить предложения о дружбе в группе детского сада: » Мы — дружная. «, » Вместе нам. «, » Без дружбы. «. отвечает тот, на кого укажет стрелка.
Воспитатель заранее должен подготовить ряд предложений. В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.
Цель: формировать навыки коллективной игры: умение договариваться, распределять роли, радоваться успехам товарищей.
Закрепить знания детей о профессии — артист.
Игровые правила: договориться детям между собой о взятой на себя роли, помочь товарищу подготовить костюм и атрибуты для выступления.
Игровые действия: выступления ребенка по замыслу.
Ход игры: воспитатель вместе с детьми, которые не участвуют в концерте,помогает создать условия для его подготовки: сделать маски, микрофоны, костюмы; распределить роли, выбрать ведущего концерта, костюмера и т. д. по окончании «концерта» поблагодарить всех детей, обратить внимание на то, что они действовали дружно. По желанию детей, в следующий раз пригласить на «концерт» малышей.
Игра в жизни ребенка АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребёнка. Малыши быстро растут,.
Игры на развитие эмоциональной сферы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДошкольное детство– это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.
Источник
Воспитание у детей чувства коллективизма
Описание: Особенности коллектива детей дошкольного возраста. Особенности коллектива детей дошкольного возраста. Одной из важнейших задач воспитания она считала задачу научить детей работать и жить коллективно.
Дата добавления: 2015-01-21
Размер файла: 14.11 KB
Работу скачали: 17 чел.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
ТЕМА: Воспитание у детей чувства коллективизма
Вид занятия: Лекция
- Понятие «коллектив», «коллективизм».
- Особенности коллектива детей дошкольного возраста.
- Условия формирования коллектива дошкольников.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. А.М.Виноградовой. — М., 1980
- Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И.Логиновой и П.Г.Саморуковой. — М., 1988
- Дошкольная педагогика. / Под ред. Т.И. Пониманська К., Академвидав 2006.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К., Рад.шк.1971.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2001.
- Понятие «коллектив», «коллективизм»
Коллектив — это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.
Коллективизм — нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, долга перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным. Быть коллективистом значит осознавать себя частью коллектива, жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения, радуясь им. Социалистический коллективизм носит высокоидейный и гуманистический характер, предполагает всестороннее развитие личности каждого члена коллектива.
- Особенности коллектива детей дошкольного возраста.
Советская педагогика рассматривает коллектив как условие всестороннего развития личности. В коллективе человек вступает в общение с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания, совместных усилий, направленных на достижение общих целей. Здесь ярче раскрываются и успешнее развиваются индивидуальные способности, интересы; взаимное влияние разных индивидуальностей обогащает всех членов коллектива. Только в коллективе человек чувствует себя по-настоящему свободным и нужным, окруженным заботой, вниманием; это укрепляет в нем веру в свои силы, способствует росту самосознания, чувства собственного достоинства. Коллектив — условие формирования общественной направленности личности.
«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода»,- так оценивали К. Маркс и Ф. Энгельс роль коллектива.
Н. К. Крупская рассматривала коллектив как важное условие становления личности. Коллектив не поглощает личность, «. лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться». Одной из важнейших задач воспитания она считала задачу научить детей работать и жить коллективно. «Чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вырастет настоящий человек, умеющий всей душой отдаваться общему делу». Основным средством воспитания коллективизма Н. К. Крупская считала совместную деятельность, общие переживания детей.
A. С. Макаренко также придавал большое значение коллективу как условию всестороннего развития личности. Он выдвинул и обосновал один из принципов советской педагогики: «воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив». Создание коллектива А. С. Макаренко считал целью и средством воспитания, так как ребенок проходит в нем школу подготовки к общественной жизни. Коллектив он рассматривал как средство воздействия на воспитанника. «Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала»,- писал А. С. Макаренко. На этом основании он сделал вывод о влиянии на формирующуюся личность педагога и коллектива. Отсюда вытекала его теория параллельного педагогического действия. А. С. Макаренко принадлежит идея перспективных линий в формировании коллектива. «Всякая, даже небольшая радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым»,- писал он. Высоко ценил он традиции и совместные яркие переживания, которые скрепляют детский коллектив.
B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив — это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом. «Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди».
Взгляды выдающихся советских педагогов о коллективе и коллективизме служат теоретической основой практической деятельности учителей и воспитателей.
- Условия формирования коллектива дошкольников.
Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей.
Сложное нравственное качество — коллективизм зарождается у дошкольников из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.
В процессе совместной деятельности появляется умение договориться, согласовать свои действия, справедливо разрешить спор. Так, постепенно, по мере накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий воспитателя социальные проявления у детей развиваются, усложняются, перерастают в коллективизм.
Формирование детского коллектива — длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель; например, по его предложению небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомобиль, другой возит его, а третий разгружает; 4-5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а педагог помогает им распределить роли и т. д.). На первых шагах создания детских объединений воспитатель часто становится их центром: читает небольшой группе детей сказки, поет песенку, показывает забавную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на ее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как интересно и весело играть вместе»,- говорит он детям. Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных.
Следующий этап — формирования детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8-10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности — игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя — формировать организаторские умения у всех детей.
Более высокий этап формирования детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя как части общего, как члена коллектива.
Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на участке детского сада и т. д. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет поручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др.). На этом этапе позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и затей, добивается, чтобы в этой роли побывало возможно больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно претендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.
Формирование детского коллектива связано с задачей воспитания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллектива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Определенным показателем сформированности коллектива являются и совместные переживания детей за одного из своих товарищей.
Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной — значит коллектив в достаточной степени сформирован.
С поступлением в дошкольное учреждение ребенок становится членом детского общества, товарищем своих сверстников; он овладевает нормами поведения, выраженными в правилах; живи дружно, умей вместе с другими детьми играть, трудиться; умей договориться, если надо — уступить; будь готов помочь товарищу, позаботиться о нем; береги труд других, умей справедливо оценить результаты труда, поступки свои и товарища. Товарищеские отношения формируются прежде всего в процессе совместной деятельности, в общих переживаниях. Воспитатель вызывает у детей чувство радости от общения со сверстниками. Для этого важно, чтобы основой общения детей были доброжелательность и чувство симпатии друг к другу, тогда общение приобретает положительную эмоциональную окраску. Педагог помогает детям быстрее познакомиться, лучше узнать и оценить в каждом то, что ярче проявляется: один — хорошо рисует, другой — строит, третий — дежурит.
Со временем, в процессе накопления опыта жизни в коллективе (группе) сверстников, рядом с понятиями «я», «мне», «мое» появляются понятия «мы», «нам», «наши», причем иногда они отодвигают личное начало на задний план, хотя первый ряд понятий был господствующим в жизни ребенка до его поступления в детский сад. Это значит, что дети начинают осознавать себя как часть коллектива и готовы иногда подчинить свои личные интересы общим. Это отнюдь не означает стирания индивидуальности или игнорирования, подавления личных интересов и потребностей каждого ребенка. Быть хорошим товарищем — значит чувствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что и о тебе думают, проявляют внимание твои товарищи.
Изо дня в день учит воспитатель детей совместной деятельности, вызывая у них радость от самого ее процесса, удовлетворение от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало в нашей групповой комнате! Это потому, что все дружно работали!» В воспитании у детей товарищеских отношений помогут такие литературные произведения, как басня «Лебедь, рак да щука» И. Крылова, «Два товарища» Л. Толстого, «Когда в опасности жизнь» из книги «Самый лучший пароход» С. Сахарнова, «На льдине» Б. Житкова, «Песенка друзей» С. Михалкова и др.
Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия: коллективная деятельность детей; совместные переживания; сплоченность коллектива работников детского сада.
Совместная деятельность является ведущим условием и средством формирования детского коллектива. Когда детей объединяет общая цель, на достижение которой они направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а результаты их труда оцениваются как общая работа, для них становится осознаваемой принадлежность к коллективу. Сближают детей и сплачивают их в коллектив совместные переживания, вызывающие положительные эмоции. Яркие впечатления, полученные во время спектакля кукольного театра, праздничные утренники в детском саду, слушание интересной сказки, музыки, совместное исполнение песен — все это вызывает глубокий эмоциональный отклик, усиливающийся тем, что одновременно проявляется у группы детей.
Формирование детского коллектива и коллективистического поведения детей успешнее осуществляется в тех детских садах, где есть дружный коллектив взрослых. Дети изо дня в день получают впечатления об укладе жизни дошкольного учреждения, о взаимоотношениях его сотрудников. Если они видят, что взрослые относятся друг к другу с уважением и вниманием, искренне радуются успехам товарища, всегда готовы помочь ему, дружно работают, ответственно выполняют свое дело, то переносят эти нормы в жизнь детского коллектива, в свои взаимоотношения. Потребность в общении со сверстниками проявляется у детей очень рано, в конце первого года жизни. Воспитатель организует и налаживает взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и поддерживает проявления доброжелательности по отношению к сверстникам. Он организует, поддерживает и поощряет первичные объединения детей в игре: «Как хорошо, дружно играют Катя с Юлей!» В процессе совместной деятельности педагог учит детей помогать друг другу.
Ребенок нередко приходит в детский сад со сформированной в семье эгоцентрической установкой: личные потребности и желания заслоняют все остальное, он как бы не замечает других детей, захватывает побольше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает понравившуюся игрушку, требует от воспитателя внимания только к себе и т. д. Время и терпеливая работа педагога приводит к перестройке в психике ребенка, он начинает проявлять внимание к сверстникам, делиться игрушками, у него появляется желание совместно играть.
По мере накопления детьми опыта жизни в коллективе их взаимоотношения приобретают все более осознанный характер, связи друг с другом становятся более прочными. Воспитатель приучает каждого ребенка здороваться со сверстниками, а всем отвечать на приветствие вновь пришедшего, предлагает написать письмо больному ребенку, послать ему рисунки, позвонить по телефону и т. д. Приход в детский сад долго отсутствовавшего ребенка отмечается радостной встречей и особым вниманием к нему.
Объединения детей среднего возраста уже более устойчивы; они не только играют, но и трудятся вместе. Например, нескольким детям дается задание протереть мебель или листья комнатных растений. Они убеждаются в том, что вместе работать интересно и можно больше сделать. Дети пятого года жизни должны уметь согласовывать свои действия, договариваться до начала совместной игры или труда. Этому способствуют вопросы воспитателя: кто с кем будет играть? Кто кем хочет быть в игре? Он поощряет детей, которые дружно играют и трудятся, по своей инициативе приходят на помощь товарищу, например во время одевания на прогулку помогают завязать шарф, помогают дежурному завязать фартук и т. д.
Теплоту во взаимоотношения вносит традиция празднования в детском саду дней рождения детей.
Воспитатель использует любую возможность повседневной жизни, бытовой деятельности для упражнения детей в проявлении уважения и внимания друг к другу. Во время умывания и одевания на прогулку требование быстроты мотивируется тем, что нельзя задерживать других детей; во время одевания и раздевания воспитатель приучает детей обращаться к своим товарищам за помощью и охотно оказывать ее.
Взаимоотношения детей 5-6 лет становятся значительно сложнее. Педагог добивается большей самостоятельности детей в организации совместной деятельности, формирует у них организаторские способности, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Достижению этой цели способствует учебная деятельность детей на занятиях: они приучаются спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать разумную помощь, т. е. не делать за него то, что он должен и может сделать сам; отвечая на занятиях, ребенок должен думать о том, чтобы всем его было видно и слышно. Привлекая детей к анализу и оценке работ товарищей, воспитатель учит их быть взыскательными и объективными. Педагог использует различные жизненные ситуации для воспитания у детей активного проявления доброжелательного отношения к сверстникам: помочь, утешить плачущего, порадоваться обновке товарища, приветливо здороваться и т. д. В некоторых случаях дети старшей и особенно подготовительной к школе группы привлекаются к обсуждению отрицательных поступков сверстников.
Воспитанию у детей нежного и заботливого отношения к малышам способствуют систематически выполняемые поручения: убрать участок младшей группы, построить горку из снега, сделать игрушки, помочь во время одевания на прогулку и т. п. Дети старшего возраста с удовольствием выполняют роль гостеприимных хозяев, принимая у себя в группе и на участке малышей, показывая им кукольный театр, организуя веселые игры с их участием.
Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения («Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.). Стихи и песни о детском саде, о дружных ребятах, некоторые картины («Новенькая», «Вот так покатался!» и др.) также способствуют воспитанию у детей товарищества и дружбы.
В связи с чтением произведений и рассматриванием картин, основной идеей которых является товарищество, дружба, возникает благоприятная возможность для бесед с детьми на этические темы.
Основанием для таких бесед могут служить и поступки детей данной группы.
Яркие впечатления детства связаны с праздничными утренниками в детском саду, с вечерами веселых развлечений. Детей сплачивает нетерпеливое ожидание праздников, совместная подготовка к ним.
Праздники в детском саду используются и для воспитания у детей общительности, гостеприимства. Активное участие работников детского сада в проведении праздников доставляет детям большую радость и создает у них ощущение того, что детский сад — это единая, дружная семья взрослых и детей.
Доброжелательные товарищеские отношения между детьми перерастают в дружеские отношения, которые носят более интимный, избирательный характер, охватывают более ограниченный круг детей — 2-4 человека.
Иногда поводом для сближения детей являются внешние обстоятельства (живут в одном доме, сидят за одним столом и т. п.). Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и тяготения друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам.
Воспитатель, замечая появление ростков дружбы, поддерживает ее, если влияние этой дружбы на детей благотворно.
Подружившихся детей можно назначить вместе, дежурить, ставить их в пару на прогулке, посадить за один стол. Иногда друзья ведут себя недружелюбно по отношению к другим детям; педагог реагирует на это и соответственно воздействует на друзей.
- Дайте определение понятий: «коллектив», «коллективизм».
- Перечислите условия формирования коллектива дошкольников.
Источник