Развитие тонко чувственного восприятия

Развитие тонко чувственного восприятия

Общая психопатология

Ощущение, восприятие, представление

Ощущение — первая ступень познавательной деятельности. Ощущение дает информацию лишь об одном каком-либо свойстве (качестве) предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Например, ощущение может дать такие сведения о свойствах окружающих нас предметов и явлений, как горячий или холодный, тяжелый или легкий, яркий или темный, громкий или тихий и пр.

Ощущения условно можно разделить на:

  • экстероцептивные (сигналы из внешнего мира; в соответствии с анализаторами: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения)
  • проприоцептивные (сигналы о положении тела в пространстве)
  • интероцептивные (сигналы от внутренних органов)

Свойства ощущений (та информация, которую они дают):

  • модальность (качество; основная информация, отображаемая данным ощущением; например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый; температурная чувствительность — о температуре и пр.)
  • интенсивность (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции; например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена из-за затруднений в работе рецепторов)
  • длительность
  • пространственная локализация

Синестезия («совместное чувство») — особенность чувственного познания, когда наряду со специфической для того или иного стимула модальностью ощущения возникают ощущения и других модальностей. Самый известный пример: цветной слух, т.е. способность вместе со звуками воспринимать определенные цвета. Сам по себе феномен синестезии не является патологией, считается, что он имеет важное значение для развития тонко дифференцированных процессов восприятия, особенно у музыкантов, художников, дегустаторов и пр.

Восприятие — психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ. Восприятие завершается узнаванием.

Восприятие — не просто сумма ощущений, а скорее процесс и результат их обработки. Оно включает систематизацию и интерпретацию информации, поступающей от органов чувств (в том числе на основе прошлого опыта, хранящегося в памяти — см. представление).

Восприятие является сложным процессом, в котором задействованы многие сферы психической деятельности человека: внимание (необходимо для отделения объекта от фона), память (узнавание основано на хранящейся в памяти информации), мышление (например, выделение и сопоставление наиболее важных признаков), моторная сфера (например, «ощупывающие» движения глаз при рассматривании предметов и пр.), эмоции (как будет видно далее, значительная часть симптомов нарушения чувственного познания связаны с определенными эмоциональными состояниями) и даже особенности личности [так, в некоторых направлениях психологии получили развитие теории о связи познания и особенностей темперамента, познавательных (когнитивных) «стилях» личности и т.д.].

Способность к восприятию не является врожденной, процессы восприятия проходят последовательные этапы развития у ребенка в первые годы его жизни. Он постепенно учится рассматривать и различать окружающие его объекты, вслушиваться в звуки, запоминает образы и их обозначения и т.д. При этом «обучение» сложным аспектам восприятия может происходить не только у детей, но и у взрослых на протяжении всей жизни (например, становление дифференцированного восприятия оттенков вкуса у вин, звучания тонов сердца при аускультации и пр.). Как мы увидим далее, таким же постепенным, как и становление процессов восприятия, может быть и их распад при патологии соответствующих центров коры (см. агнозии).

Можно выделить восприятие:

  • предметов и явлений (предметное восприятие)
  • пространства
  • движения
  • времени

Представление — процесс воспроизведения в памяти или воображении наглядных образов предметов или явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств (т.е. эти образы основаны на сохранившихся прошлых ощущениях и восприятиях).

Представлением называют как сам процесс, так и результат этого процесса, т.е. представляемый образ.

Каждый из нас может представить перед своим «мысленным взором» образ практически любого предмета или явления, с которым ему прежде приходилось часто встречаться, или пережить хотя бы однократную, но достаточно яркую и запоминающуюся встречу. Например, мы можем представить себе образ президента своей страны, машины любимой марки, самолета, представить звучание голоса известного актера и пр. В других случаях, задавшись соответствующей целью, мы можем вообразить себе какой-либо нереалистичный образ (например, человека со 100 руками), т.е. то, чего мы в жизни никогда не видели, однако комбинировать этот образ мы будем из того, с чем прежде встречались в жизни.

Читайте также:  Всплеск чувств по серпантину

На самом деле способность представлять себе такие образы у разных людей выражена по-разному, у кого-то это получается лучше (обычно у художников, дизайнеров), у кого-то хуже.

Представляемые образы обычно нестойки, т.е. когда фокус нашего внимания смещается на что-то другое, они быстро распадаются. Проецируются эти образы в некое субъективное пространство, не связанное с реальным пространством, окружающим человека в текущий момент (т.е. мы можем представить себе что-то очень большое, например самолет, размер помещения, в котором при этом находимся, не имеет никакого значения, ибо представляемые образы никак не связаны с этим реальным пространством).

Образы представлений могут возникать произвольно (в соответствии с нашим волевым усилием) или непроизвольно (например, глядя на лимон, мы вместе с этим часто непроизвольно представляем его кислый вкус). К непроизвольным представлениям можно также отнести сновидения.

Поскольку представления возникают при отсутствии действующих на органы чувств объектов, они менее ярки, менее детальны, более фрагментарны, чем обычное восприятие реальных объектов. При этом представления более схематизированы и обобщены, чем восприятие, так как отражают наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Степень обобщенности в представлениях может быть различной. Так называемые единичные представления (например, образ своей матери) индивидуальны и конкретны, хотя и они содержат некую степень обобщения, поскольку являются суммированными образами многих восприятий конкретного объекта. Общие представления более абстрактны и объединяют в себе прежде воспринимавшиеся образы множества схожих предметов (например, образ матери в целом как обобщенный образ женщины, воспитывающей своих детей).

Представление является переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению (т.е. к абстрактным понятиям). В отличие от понятий представления еще не содержат выделения внутренних, скрытых от непосредственного восприятия закономерных связей и отношений.

Можно представить себе такую условную последовательность этапов обработки информации, проходящей путь от процесса ощущения к мышлению:

  • ощущение (например, веса наступившего вам на ногу попутчика в метро)
  • восприятие (например, попутчика, с которым вы едете в метро, который только что наступил вам на ногу и которого вы теперь рассматриваете)
  • представление (например, образ того попутчика в метро, который вчера наступил вам на ногу)
  • понятие (например, о характеристиках попутчиков, которые обычно больно наступают на ноги в метро)

Первичная, субкортикальная обработка информации, поступающей от всех органов чувств (за исключением обоняния), происходит в таламусе (зрительном бугре). Дальнейшая обработка происходит в корковых центрах анализаторов — первичных (проекционных, проводящих оценку отдельных параметров объектов), вторичных (проводящих более сложный, комплексный анализ воспринимаемой информации) и третичных (ассоциативных, объединяющих информацию от разных анализаторов). Более того, обработка поступающей информации может проводиться на разных «уровнях» и в различных «направлениях».

Например, для зрительного восприятия: из первичных зрительных центров, расположенных в затылочных долях коры больших полушарий, для дальнейшей обработки информация идет в двух направлениях: дорсальном (в направлении задней части теменной доли коры) и вентральном (в направлении нижней части височной доли коры).

Дорсальный поток информации (канал «где?») необходим для оценки пространства, локализации в нем объекта, оценки его движения; эта информация определяет движения глаз, необходимые для целостного восприятия объекта.

Вентральный поток информации (канал «что?») связан с узнаванием объекта, предметным восприятием. При этом по мере «движения» информации от первичной зрительной коры (затылка) по вентральному потоку (к направлению полюса височной зоны) происходит все более дифференцированное восприятие предметов. В височной коре «хранятся» образы представлений всех предметов, на их основе и происходит узнавание. Локализация этого «хранения» семантически организована (по смысловым категориям, т.е. предметы, относящиеся к одной категории, хранятся рядом).

Эти нейрофизиологические особенности восприятия позволяют понять различные варианты патологии восприятия, например, различные варианты агнозии или галлюцинаций.

Источник

Игры для развития чувственного восприятия

Марина Ревина
Игры для развития чувственного восприятия

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: формировать представления детей о питании животных. Закреплять знания об овощах и фруктах. Развивать внимание и мышление.

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто, чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

2. Дидактическая игра «Угадай, кого я загадала»

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по словесному описанию; развивать фонематический слух, внимание.

Огромный, косолапый, бурый, неуклюжий, сильный, зимой спит (медведь).

Читайте также:  Хочу чувства твои хочу чувство любви

Рогатый, большой, с копытами, зимой ест кору молодых деревьев (лось).

Рыжая, хитрая, хищница, плутовка, воровка, (лиса).

Трусливый, косой, любит морковку, (заяц). Серый, злой, голодный (волк).

3. Дидактическая игра «Мир звуков»

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных посредством использования аудиозаписи с голосами различных животных (корова, кошка, собака, лошадь, коза, петух, утка, и т. д.). Развивать слух, память.

Воспитатель предлагает детям прослушать аудиозапись с голосами домашних животных. Дети должны узнать животных и правильно их назвать.

4. Дидактическая игра «Угадай, кто позвал», «Кто как говорит?»

Цель: закреплять знания детей о домашних животных. Упражнять в подражании, как движениями, так и голосом.

Детям предлагается прослушать записи с голосами животных и назвать действия. Коза мекает, лошадь ржет, свинья хрюкает, кошка мяукает, собака лает, овца блеет. Воспитатель подражает животным голосом и движениями, дети должны угадать, о каком животном идет речь. В дальнейшем роли берут на себя дети.

5. Дидактическая игра «Кто больше увидел»

Цель: развивать воображение и память. Учить, в увиденных контурах, узнавать животных и правильно их называть.

Детям предлагается посмотреть на рисунок, на котором нарисованы контурами 5-7 животных. Чем больше ребенок найдет и правильно назовет животных, тем лучше.

6. Дидактическая игра «Кто самый маленький (большой?»

Цель: упражнять детей в умении находить самое маленькое (большое) животное и назвать его.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением животных (мышка, ежик, хомячок, белка, кошка, …медведь, слон). Ребенок должен расположить их в порядке возрастания (убывания). В усложненном варианте картинки берутся одинакового размера.

7. Дидактическая игра «Узнайте животного по описанию (по контуру)».

Цель: совершенствование знаний детей о домашних животных, учить находить картинки по описанию, развивать внимательность, память, мышление.

Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет. Воспитатель: Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости. Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

8. Дидактическая игра «Летает- не летает»

Цель: закрепить знания детей о способах передвижения животных.

Воспитатель называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает вверх руки. Например, воспитатель говорит: «Птица летает, заяц летает, самолет летает, кошка летает» и т. д. дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет.

9. Дидактическая игра «Собери животным корм на зиму» («Накорми животных»).

Цель: закрепить знания детей о животных, о их питании.

Чтобы животным зимой не умереть с голоду, надо помочь им запастись кормом.

Ежику я припасу яблоки и грибы.

Белочке припасу грибы, орехи и шишки.

Мышке я припасу зерно.

-Наверное, наши животные уже проголодались. Надо их накормить.

На доске висят предметные картинки с продуктами питания для животных.

Дети выбирают для животных угощение.

Я угощу корову сеном.

Я угощу свинью овощами

Я угощу кошку молоком.

Я угощу барана травой.

Я угощу собаку мясом.

Я угощу лошадь овсом.

10. Дидактическая игра «Домашние животные»

Цель: Формировать у детей представления о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза) их внешнем виде, питании. Способствовать пополнению пассивного и активного словаря детей словами «мягкие лапки», «мордочка усатая», «зубки острые», «пятачок», развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков.

Материал: ноутбук, кукла «бабушка».

Воспитатель показывает слайды с изображением животных и описывает их отличительные особенности. Например, мордочка у котенка усатая, ушки на макушке, мягкие лапки и т. д.

11. Дидактическая игра «Кто, где живет».

Цель: учить детей называть диких и домашних животных классифицировать их, развивать речь, память, внимание воспитывать любовь к природе.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные» елки дом.

Собрались однажды вечером на лесной полянке дикие звери. Долго они играли, веселились, но вот пришло время ложиться спать. Каждый зверь пошел в свой домик. Хитрая лиса — в нору, серый волк – в логово, медведь – в берлогу, белка – в дупло, а пушистый белый зайчик — под кустиком устроился, потому что …

12. Дидактическая игра «Поход в зоопарк».

Цель: продолжать знакомит детей с обитателями зоопарка. Воспитывать любовь к животным и птицам.

Материал: картинки с изображением зверей.

Воспитатель показывает картинки с изображением животных других стран и рассказывает, почему этих животных можно увидеть только в зоопарке.

Читайте также:  Депрессия с тревожными детьми

13. Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Цель: учит находить сходства и различия во внешнем виде животных.

Воспитатель показывает картинки и просит ребенка сказать, что общего и чем отличаются животные. Например: ежик и белка; лиса и волк; заяц и кролик: кошка и собака и т. д.

14. Дидактическая игра «Части- целое».

Цель: учить собирать картинку из частей, закрепить знания о животных.

Детям предлагается собрать из частей картинку животного, назвать и описать его.

— Кошка домашнее животное. Она питается молоком. Тело кошки покрыто шерстью. У нее есть котята.

15. Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их развивать память, речь, внимание.

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

В логове у волка – волчица с волчатами. В норе у лиса – лиса с лисятами. В

берлоге у медведя – медведица с медвежатами. В дупле у белки – бельчата. Под кустом у зайца – зайчиха с зайчатами и т. д.

16. Дидактическая игра «Я знаю, у кого что»

Цель: закреплять знания детей о частях тела животных

Например: У медведя есть туловище, голова, пасть, морда, четыре лапы. У

него маленькие круглые уши и маленький хвостик и т. д.

17. Дидактическая игра «Вредный- полезный».

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Горячий чай- полезный. Почему?

Холодный снег- вредный. Почему?

Голодный волк- вредный. Почему?

Сок полезный. Почему?

Мухомор вредный. Почему?

Спелое яблоко полезное. Почему?

Гнилое яблоко вредно? Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».

18. Дидактическая игра «Что будет, если…»

Цель. Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы?. уничтожить бабочек? Если не станет птиц?. лягушек?. зайцев?. волков?»

19. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи и последовательность происходящих явлений и событий.

Яйцо- цыпленок- курица;

Яйцо- утенок- утка;

Козленок- коза и т. д.

Дидактические игры для развития сенсорного восприятия Сегодня я решила посвятить тему дидактическим играм, направленные на развитие сенсорного развития. Д/и «Подбери чашки к блюдцам» Цель: Учить.

Дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников Монгуш Н. С. воспитатель МБДОУ № 24 г. Кызыла Республики Тыва Консультация для педагогов «Дидактические игры и игровые приемы, направленные.

Дидактическая игра «Мой город» на развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия Выполнили воспитанники группы компенсирующей направленности со сложной структурой дефекта и учителем-дефектологом Рожок Викторией из Санкт-Петербурга.

Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально.

Конспект НОД «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках» Видео Цели занятия: Коррекционно-развивающие: — Формировать фонематические процессы; -Развивать голос, дыхание; -Развивать общую, мелкую, артикуляционную.

Консультация для педагогов «Играем в музыку. Дидактические игры на развитие музыкального восприятия» Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия) Первым звеном в системе музыкального.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия» Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического.

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с патологией зрения» Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с патологией зрения» Зрительное восприятие — способность осмысливать.

Развитие фонематического восприятия в игре Игра «Волшебный коврик». В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе.

Развитие зрительного восприятия. ООД «Загадки с грядки. Огород. Овощи» Развитие зрительного восприятия 1 г. об. ООД №3. Огород. Овощи. «Загадки с грядки» Развитие зрительного восприятия 1 г. об. ООД № 3. Огород.

Источник

Оцените статью